emou.ru

Пуленк, франсис. Франсис Жан Марсель Пуленк: биография Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам

ПУЛЕНК ФРАНСИС - французский композитор, пианист.

Иг-ре на фортепиано учил-ся у Р. Винь-е-са (1914-1917 годы). Как ком-по-зи-тор сфор-ми-ро-вал-ся под влия-ни-ем Э. Шаб-рие, Э. Са-ти, К. Де-бюс-си , М. Ра-ве-ля, И.Ф. Стра-вин-ско-го.

В конце 1910-х годов имел ус-пех как ав-тор ря-да ори-ги-наль-ных по за-мыс-лу не-боль-ших со-чи-не-ний («Нег-ри-тян-ская рап-со-дия», 1917 год; цикл «Бес-тиа-рий» на сло-ва Г. Апол-ли-не-ра, 1919 год; оба со-чи-не-ния для го-ло-са и ин-ст-ру-мен-таль-но-го ан-самб-ля).

В 1921-1924 годах учил-ся ком-по-зи-ции у Ш. Кёк-ле-на.

Один из наи-бо-лее зна-чительных ком-по-зи-то-ров «Шес-тёр-ки», при-ни-мал уча-стие в кол-лек-тивных со-чи-не-ни-ях этой груп-пы (ба-лет «Но-во-брач-ные на Эй-фе-ле-вой баш-не», Па-риж, 1921 год). По за-ка-зу С.П. Дя-ги-ле-ва на-пи-сал од-но-акт-ный ба-лет «Ла-ни» («Les Biches», по мо-ти-вам кар-тин А. Ват-то; Мон-те-Кар-ло, 1924 год, ба-летмейстер Б.Ф. Ни-жин-ская). В даль-ней-шем соз-дал ещё несколько со-чи-не-ний в ба-лет-ном жан-ре: «Ут-рен-няя се-ре-на-да» («Aubade»; Па-риж, 1929 год, балетмейстер Ни-жин-ская), «При-мер-ные зве-ри» (по бас-ням Ж. де Ла-фон-те-на; Па-риж, 1942 год, балетмейстер С. Ли-фарь) и другие.

В те-че-ние многих лет вы-сту-пал как ак-ком-па-ниа-тор пев-ца П. Бер-на-ка, для ко-то-ро-го со-чи-нил около 90 ро-ман-сов (на-чи-ная с цик-ла «Ве-сёлые пес-ни», 1926 год; все-го на-пи-сал свыше 160 пе-сен на сти-хи современных по-этов).

С середины 1930-х годов зна-чительное ме-сто в твор-че-ст-ве за-ня-ла ду-хов-ная му-зы-ка в рам-ках ка-то-лической тра-ди-ции: «Ли-та-нии Чёр-ной ма-дон-не» (име-ет-ся в ви-ду де-ревянная ста-туя во французском городе Ро-ка-ма-дур; 1936 год), Мес-са G-dur (1937 год), 4 по-ка-ян-ных мо-те-та (1939 год), Stabat Mater (1951 год), 4 ро-ж-де-ст-вен-ских мо-те-та (1952 год), мо-тет «Ave verum corpus» (1952 год), 7 рес-пон-со-ри-ев Стра-ст-ной ут-ре-ни (7 répons des ténèbres; 1962 год).

В го-ды ок-ку-па-ции Па-ри-жа германскими вой-ска-ми Пуленк на-пи-сал кан-та-ту для двой-но-го сме-шан-но-го хо-ра a cap-pella «Лик че-ло-ве-че-ский» («Figure hu-maine», 1943 год, на текст П. Элюа-ра из сборника «По-эзия и прав-да 1942 го-да»; по-свя-ще-на П. Пи-кас-со), в ко-то-рой от-ра-зил пат-рио-тические на-строе-ния фран-цу-зов и ко-то-рую счи-тал сво-им луч-шим со-чи-не-ни-ем. Кан-та-та впер-вые ис-пол-не-на 25 марта 1945 года на английском языке по ра-дио Би-Би-Си, впер-вые во Фран-ции про-зву-ча-ла в 1947 году.

Центр твор-че-ст-ва Пуленка - три опе-ры: «Гру-ди Ти-ре-сия» (1944 год, по сюр-реа-ли-стической пье-се Апол-ли-не-ра; Па-риж, «Опе-ра-Ко-мик», 1947 год), «Диа-ло-ги кар-ме-ли-ток» (по пье-се Ж. Бер-на-но-са; Ми-лан, «Ла Ска-ла», 1957 год, на итальянский язык, под управлением Н. Санд-зоньо; впер-вые на французском языке по-став-ле-на в том же го-ду в Па-риж-ской опе-ре) и «Че-ло-ве-че-ский го-лос» (на текст Ж. Кок-то ; Па-риж, «Опе-ра-Ко-мик», 1959 год).

Пуленк - ав-тор многих ин-ст-ру-мен-таль-ных со-чи-не-ний, сре-ди ко-то-рых - «Сель-ский кон-церт» для кла-ве-си-на с ор-ке-ст-ром (1928 год, по-свя-щён В. Лан-дов-ской), Кон-церт для ор-га-на, струн-ного ор-ке-ст-ра и ли-тавр (1938 год); кон-цер-ты и другие со-чи-не-ния для фортепиано; ка-мер-ные ан-самб-ли, в том числе со-на-ты - для флей-ты и фортепиано (1957 год), клар-не-та и фортепиано (1962 год), го-боя и фортепиано (1962 год).

Пуленк со-чи-нял пре-имущественно в тра-диционных жан-рах и для при-выч-ных ис-пол-ни-тель-ских со-ста-вов, не вы-хо-дя за пре-де-лы ма-жор-но-ми-нор-ной рас-ши-рен-ной то-наль-но-сти с мо-да-лиз-ма-ми, с ис-поль-зо-ва-ни-ем тер-цо-вых ак-кор-дов с по-боч-ны-ми то-на-ми. Боль-шин-ст-ву его со-чи-не-ний свой-ст-вен-ны изя-ще-ст-во и эле-гант-ность, иро-нич-ность и ме-лан-хо-лич-ность, про-зрач-ность фак-ту-ры, рит-ми-че-ская жи-вость и изо-бре-та-тель-ность.

На ме-ло-дический стиль со-чи-не-ний 1920-х - середины 1930-х годов по-влия-ла эс-те-ти-ка «Шес-тёр-ки» (ис-поль-зо-ва-ние по-пу-ляр-ной му-зы-ки Па-ри-жа). Во-каль-ная пар-тия ли-ри-ко-пси-хо-ло-гической мо-но-опе-ры «Че-ло-ве-че-ский го-лос» пред-став-ля-ет со-бой экс-пе-ри-мент в об-лас-ти музыкальной дек-ла-ма-ции («ому-зы-ка-лен-ный» раз-го-вор по те-ле-фо-ну бро-шен-ной жен-щи-ны с воз-люб-лен-ным).

«Диа-ло-ги кар-ме-ли-ток» - наи-бо-лее зна-чи-мое в этическом ас-пек-те и эмо-цио-наль-но силь-ное со-чи-не-ние Пуленка. Сю-жет опе-ры ос-но-ван на ис-то-рическом со-бы-тии: 17 июля 1794 года, за несколько дней до па-де-ния яко-бин-ской дик-та-ту-ры, 16 мо-на-хинь кар-ме-лит-ско-го мо-на-сты-ря в Ком-пь-е-не бы-ли при-го-во-ре-ны к смер-ти ре-во-люционным три-бу-на-лом и гиль-о-ти-ни-ро-ва-ны (в 1906 году при-чис-ле-ны к ли-ку бла-жен-ных); се-ку-ля-ри-за-цию во вре-мя Французской ре-во-лю-ции конца XVIII века Пуленк ос-мыс-ли-ва-ет как тра-ге-дию в отечественной ис-то-рии. Ме-ло-дический стиль этой опе-ры со-еди-ня-ет во-каль-ную дек-ла-ма-цию и тра-ди-ции французской во-каль-ной му-зы-ки конца XIX - начала XX веков (вос-хо-дят к опе-ре «Пел-ле-ас и Ме-ли-зан-да» К. Де-бюс-си, му-зы-ке М. Ра-ве-ля).

Об-ра-зец сти-ля Пуленка в об-лас-ти гар-мо-нии, рит-ма, ин-ст-ру-мен-тов-ки - кан-та-та «Бал-мас-ка-рад» (на текст М. Жа-ко-ба, 1932 год). А. Онег-гер пи-сал о вос-хи-ще-нии «ред-ким му-же-ст-вом» Пуленка, соз-даю-ще-го «ес-те-ст-вен-ную му-зы-ку» «в во-до-во-ро-те мод-ных сис-тем».

ПУЛЕНК Франсис

(7 I 1899, Париж - 30 I 1963, там же)

Моя музыка - это мой портрет.

Ф. Пуленк

Ф. Пуленк - один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза "Шести". В "Шестерке" - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. "Франсис Пуленк - это сама музыки", - писал о нем Д. Мийо, - "я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью".

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать - прекрасная музыкантша - была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кёклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых - И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки Негритянской рапсодией для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за Негритянской "рапсодией" создает вокальные циклы "Бестиарий" (на ст. Г. Аполлинера), "Кокарды" (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы "Вечные движения, Прогулки"; хореографический концерт для фортепиано с оркестром "Утренняя серенада"; балет с пением "Лани", поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: "Музыка "Ланей" как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора... Этот балет написан в виде танцевальной сюиты... с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка... Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность".

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил "ясность... и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость - и конкретность изложения".

В 30-е гг. расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, "Литании к черной Рокамадурской богоматери", Четыре мотета на время покаяния. Позднее - в 50-е гг. будут созданы также "Stabat mater, Gloria", Четыре рождественских мотета. Все сочинения - очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох - от Гийома де Машо до Г. Берлиоза. Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата "Лик человеческий" для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру "Лика человеческого" Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом.

Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера "Груди Терезия" (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) - веселая, легкая и фривольная опера-buffа - отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы - в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием. "Диалоги кармелиток" (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. "Человеческий голос" (по драме Ж. Кокто, 1958) - лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос - голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.

Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты - Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру. Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ПУЛЕНК Франсис" в других словарях:

    Пуланк (Poulenc) (1899 1963), французский композитор, пианист. Входил в «Шестёрку». Буффонная опера «Груди Тирезия», трагедийная «Диалоги кармелиток», лирико психологическая моноопера (для одного исполнителя) «Человеческий голос» (1958),… … Энциклопедический словарь

    Франсис Пуленк Francis Poulenc Photo by Roge … Википедия

    Франсис Пуленк. Photo by Roger Viollet (1949 год) Франсис Жан Марсель Пуленк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc; 7 января 1899, Париж 30 января 1963, там же) французский композитор, пианист, критик. Биография Происходит из богатой и известной (по… … Википедия

    Пуленк (правильнее Пуланк) (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж, 30.1. 1963, там же), французский композитор. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). Входил в «Шестёрку» (с 1920). Воспитывался на образцах классической и… … Большая советская энциклопедия

    Пуленк, Франсис - ПУЛЕНК (Poulenc) Франсис (1899 1963), французский композитор. Участник “Шестерки”. Композитор лирик, Пуленк особое внимание уделял мелодии (Пуленка называли “французским Шубертом”). Высшие достижения связаны с оперой: буффонная “Груди Тирезия”… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Poulenc, Francis) (1899 1963), французский композитор и пианист. Родился 7 января 1899 в Париже. Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,… … Энциклопедия Кольера

Моя музыка - это мой портрет.
Ф. Пуленк

Ф. Пуленк - один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза «Шести ». В «Шестерке» - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. «Франсис Пуленк - это сама музыки», - писал о нем Д. Мийо, - «я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать - прекрасная музыкантша - была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кеклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых - И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за «Негритянской рапсодией» создает вокальные циклы «Бестиарий» (на ст. Г. Аполлинера), «Кокарды» (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани», поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: «Музыка „Ланей“ как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора... Этот балет написан в виде танцевальной сюиты... с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка... Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность».

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил «ясность... и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость - и конкретность изложения».

В 30-е годы расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, «Литании к черной Рокамадурской богоматери», Четыре мотета на время покаяния. Позднее - в 50-е годы будут созданы также «Stabat mater», «Gloria», Четыре рождественских мотета. Все сочинения - очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох - от Гийома де Машо до Г. Берлиоза.

Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата «Лик человеческий» для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру «Лика человеческого» Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом. Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера «Груди Терезия» (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) - веселая, легкая и фривольная опера-buffа - отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы - в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием.

«Диалоги кармелиток » (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. «Человеческий голос » (по драме Ж. Кокто, 1958) - лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос - голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.

Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты - Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру. Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.

Франсис Пуленк – французский композитор XX века. Он состоял в творческом объединении «Шесть» и был в нём самым молодым участником. Его талант был живым и непосредственным, что и сделало композитора любимцем публики и коллег. Его также отличали прекрасные человеческие качества: честность, отличное чувство юмора, открытость, умение бескорыстно дружить.

Отец Пуленка был крупным промышленным деятелем, а мама – музыкантом. Она и стала учить маленького Франсиса музыке и зародила в нём любовь к прекрасному. Именно ей он обязан знакомством с творчеством величайших композиторов: , . После пятнадцати лет его обучением занялись испанский пианист Риккардо Виньес и французский композитор Шарль Кеклен. Благодаря двум мастерам Пуленк приобщился к музыкальному творчеству своего времени, произведениям , и . Во время Первой мировой войны Пуленк служил в армии и не смог поступить в консерваторию. Однако сразу же по окончании войны его звезда ярко зажглась на музыкальном небосклоне Парижа. Восемнадцатилетним юношей он покорил сердца слушателей, сыграв на концерте «Негритянскую рапсодию» (1917). Это поспособствовало его творческому подъёму. Вслед за «Негритянской рапсодией» создаются вокальные циклы «Бестиарий» и «Кокарды» (1919), пьесы «Вечные движения» (1918), «Прогулки» (1924), концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада» (1929), балет «Лани» (1924). Постановка последнего встретила невероятное одобрение критиков.

Необходимо отметить, что даже ранние произведения композитора отличались изысканностью музыкального вкуса и тесной связью с парижскими песнями.

В 1930-е годы начинается двадцатилетнее сотрудничество композитора с певцом Пьером Бернаком. Вместе они давали концерты в Европе и Америке, Пуленк аккомпанировал исполнителю, который пел написанные им произведения.

Пуленк также создал хоровые произведения на религиозные тексты: «Литании к Чёрной Рокамадурской богоматери» (1936), «Четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского» (1948). Спустя несколько лет были созданы Stabat mater (1950), Четыре рождественских мотета, кантата Gloria . В этих произведениях, разных по стилю, прослеживаются традиции и тенденции хоровой музыки разных эпох.

Во время Второй мировой войны композитор не покидает столицу и разделяет с парижанами их участь жить в осажденном городе. В это время он создал кантату «Лик человеческий» (1943) на стихи подпольного поэта Сопротивления Поля Элюара, которая отразила надежду на победу и свободу людей, страдания о судьбе родной земли, горесть об участи родного народа.

Пуленк выразил свой талант и в оперном искусстве. Первая опера «Груди Терезия», написанная в 1944 году на текст Гийома Аполлинера, отличается искромётным юмором в отличие от двух последующих произведений «Диалоги кармелиток» (1953) и « » (1958). Это драмы, наполненные глубоким психологизмом. Во всех трёх операх заглавную партию исполнила французская певица Дениз Дюваль, чей талант восхищал композитора.

Перед своей неожиданной кончиной во время активного гастролирования Пуленк написал Сонату для кларнета и фортепиано и Сонату для гобоя и фортепиано.

В общей сложности композитор создал около ста пятидесяти произведений, среди которых наиболее выделяется вокальная музыка. Она отличается простотой и мелодичностью, глубиной и душевностью. Франсис Пуленк до сих пор знаменит во Франции и во всём мире.

Все права защищены. Копирование запрещено

Оперы

«Груди Тирезия», опера-буфф по фарсу Г. Аполлинера (1944)
«Диалоги кармелиток», по драме Ж. Бернаноса (1956)
«Человеческий голос», музыкальная трагедия по монодраме Ж. Кокто (1958)
«Дама из Монте-Карло», монолог для сопрано с оркестром, слова Ж. Кокто (1961)

Балеты

«Новобрачные на Эйфелевой башне» (совместно с Д. Мийо и др.), сценарий Ж. Кокто (1921)
«Лани», балет с пением (1923)
«Утренняя серенада», хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов (1929)
«Примерные животные», по Ж. Лафонтену (1941)

Симфонические произведения

Сельский концерт для клавесина (или фортепиано) с оркестром (1927)
Концерт для двух фортепиано с оркестром (1932)
Концерт для органа, струнного оркестра и литавр (1938)
Симфониетта (1947)
Концерт для фортепиано с оркестром (1949)

Кантатно-ораториальные произведения

«Бал-маскарад», светская кантата для баритона и камерного оркестра на слова М.Жакоба (1932)
Литании к Черной Рокамадурской Богоматери для женского или детского хора и органа или струнного оркестра (1936)
«Засуха», кантата для хора и оркестра на слова Э. Джеймса (1937)
«Stabat Mater» для сопрано, хора и оркестра (1950)
«Gloria» для сопрано, хора и оркестра (1959)
«Семь слов на кресте» для сопрано (детский голос), детского и мужского хоров и оркестра (1961)

Инструментальные ансамбли

Трио для фортепиано, гобоя и фагота (1926)
Струнный квартет (1946)
Секстет для фортепиано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1940)
Французская сюита для девяти духовых инструментов, барабана, клавесина и арфы (или фортепиано) на темы К. Жервеза (1935; есть версия для фортепиано)
Сонаты для двух кларнетов (1918), кларнета и фагота (1922), валторны, трубы и тромбона (1923), скрипки и фортепиано (1943), флейты и фортепиано (1957), виолончели и фортепиано (1958), гобоя и фортепиано (1962), кларнета и фортепиано (1962)
Пьесы для различных инструментов с фортепиано

Фортепианные произведения

«Вечные движения» (1918)
Пять экспромтов (1921)
«Прогулки» (1921)
«Памяти Альбера Русселя» (1929)
Восемь ноктюрнов (1929-1938)
Шестнадцать импровизаций (1932-1960)
2 сонаты для двух фортепиано (1918, 1953)

Произведения для хора или вокального ансамбля a cappella

Застольные песни для четырех мужских голосов на анонимные тексты XVII века (1922)
Семь песен для смешанного хора на слова Г. Аполлинера и П. Элюара (1936)
Mecca G-dur для смешанного хора (1937)
«Лик человеческий», кантата для двойного смешанного хора на слова П. Элюара (1943)
«В снежный вечер», маленькая камерная кантата для шести голосов или хора на слова П. Элюара (1944)
Восемь французских песен для смешанного и для мужского хора на старинные народные тексты (1945)
Четыре рождественских мотета для смешанного хора (1952)
Лауды святого Антония Падуанского для мужского хора (1959)

Произведения для голоса и камерного ансамбля

Негритянская рапсодия на слова из «Поэм Макоко-Кенгуру» (1917)
«Бестиарий, или Кортеж Орфея», шесть песен на слова Г. Аполлинера (1919; есть версия для голоса и фортепиано)
«Кокарды», три песни на слова Ж. Кокто (1919; есть версия для голоса и фортепиано)
Сельские песни на слова М. Фомбсра (1942; есть версия для голоса и фортепиано)

Произведения для голоса и фортепиано

Озорные песни на анонимные тексты XVIII века (1926)
«Тот день, та ночь», цикл песен на слова П. Элюара (1937)
«Банальности», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1940)
«Каллиграммы», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1948)
«Лед и пламень», цикл песен на слова П. Элюара (1950)
Циклы и отдельные произведения на слова Л. Арагона, Р. Десноса, М. Жакоба, Ф. Гарсиа Лорки, Ж. Мореаса, Ж. Расина, П. Ронсара, Шарля Орлеанского, П. Элюара и других поэтов

Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам

Литературные произведения

«Беседы с Клодом Ростаном» (1954)
«Эмануэль Шабрие» (1961)
«Я и мои друзья» (1964)
« » (1964)

Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести». Л., 1964.
Медведева И. . М., 1969.
Пуленк Ф. Письма. Л.; М„ 1970.
Пуленк Ф. . Л., 1977.
Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1983.



Загрузка...

Реклама