emou.ru

Мастер и маргарита патриаршие пруды. Патриаршие пруды. Трамвайный маршрут «Аннушка»


Всего 36 фото

Патриаршие пруды! Звучание этих слов много значит для москвича, как доброе и завораживающее воспоминание о Старой Москве. Однако, в последнее, и уже достаточно длительное, время, оно означает уже несколько другое - именно здесь происходила встреча небезызвестного Воланда с литературными деятелями Москвы 30-х годов - поэтом Бездомным и председателем правления МАССОЛИТа Берлиозом в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»...

Много ещё о чем я не написал в своем журнале, о чем собирался. И, если бы не идея запечатлеть образы Старой Москвы в контексте бессмертного романа Булгакова, - этот пост без этой самой идеи, по всей видимости, так и не появился бы...

Рассказывать о Патриарших прудах и их истории было бы, просто, банально - вот мы и посетим осенние Патриаршие пруды, как одно из самых легендарных примечательных и литературных мест Старой Москвы. На дворе осень. Неуютно, ветрено и промозгло. Однако, этот материал будет хоть и осенним, но достаточно приятным, поскольку, когда я снимал эти фотографии, было еще тепло и комфортно, но уже присутствовали тяжелые осенние свинцово-белесые тучи. Для начала же будут "летние" фото для "разогреву")


Итак, Патриаршие!

Как мы помним, "…Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…" … "...и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо…".

Так, что примерно в таком ключе мы и начнем нашу прогулку…

Патриаршие пруды - общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в ЦАО города Москвы на территории Пресненского района. Микрорайон находится вблизи Садового кольца между Малой Бронной улицей, Большим Патриаршим переулком, Малым Патриаршим переулком и Ермолаевским переулком. Название "Патриаршие пруды" во множественном числе явно значит, что в этом месте был не один, а несколько прудов.
03.

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото от которого и получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки. По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни - Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха).
04.

В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы входили Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трёх прудов Патриаршей слободы появилось название Трехпрудного переулка, в старину называвшегося "Три прудка".
05.

С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. В XIX - начале XX этот сквер назывался "Бульвар Патриаршего пруда". В 2003 году была проведена реконструкция Патриаршего пруда и окружающего его сквера: проведены работы по укреплению берегов, замене деревьев, в сквере замощены тротуары, пруд был очищен от мусора и ила и в него запущена рыба...
06.

1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А.А. Древина и Д.Ю. Митлянского и архитектора А.Г. Чалтыкьяна. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений: мартышка перед зеркалом, лающая вслед слону Моська, ворона с сыром - всего 12 героев известных басен.

Этот комплекс скульптур находятся в северной части Патриарших, ближе к Садовой, и занимает довольно приличную площадь сквера. Общее впечатление от этого всего, мне кажется, выразит одно слово - "прикольно"... Наверное, для детей это место на Патриарших очень приглянется, но загадочный дух "Мастера и Маргариты" на Патриарших несколько от этого соседства увял, как мне кажется...

Думаю названия басен и персонажей озвучивать не имеет смысла)


Со стороны Ермолаевского переулка хорошо видны шпили здания "лужковских времен" - это элитный жилой дом «Патриарх» на 28 квартир...
15.

Этот помпезный элитный дом был построен на Патриарших прудах в 2002 году на пересечении Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка по проекту архитектора С. Ткаченко. Вершину дома венчает модель башни Татлина. По мнению архитектора и историка архитектуры В.З. Паперного, дом "Патриарх" - один из худших примеров "лужковской архитектуры" в Москве.
16.

Как мы помним, "...Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина"...

..."...И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок...".

Чуть позже появился и самый загадочный герой Мастера и Маргариты - "черный маг" Воланд, который "...ни на какую ногу не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец...".

Для предотвращения подобных встреч уже в нашу сегодняшнюю пост перестроечную эпоху, несколько москвичей, вдохновленные романом вывесили запрещающий знак о том, что разговаривать с незнакомцами не стоит) В 2012 году на Патриарших прудах, под руководством Александра Виленского (он же автор идеи), они установили табличку в виде дорожного знака с надписью "Запрещено разговаривать с незнакомцами". На табличке изображены герои романа "Мастера и Маргариты" - Воланд, Коровьев и кот по кличке Бегемот. Местным жителям очень понравилась такая идея. И, хотя знак был установлен без согласования с городскими властями, последние, обещали его не убирать...
17.

Как я думал, этот знак прописался здесь навечно, однако...
18.

Осенью 2016 он куда-то запропастился, - в результате Патриаршие пруды стали выглядеть как-то сиротливо и контекстный акцент таинственной и загадочной атмосферы на Патриарщих тут же, в результате, сместился к легкомысленным "крыловским басням") Надеюсь, что знак сейчас просто "типа" "на реставрации", а то ведь, никто так и не узнает, что "разговаривать с незнакомцами" в этих местах нельзя)
19.

Наверное, вот этой, ближайшей к нам, подобной скамейке и происходило общение черного мага с обескураженными впоследствии литераторами...
20.

Заметьте - "...первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея...".

Ну, хоть на фото и "не раскаленная Москва", но на аллее почти никого нет... (говорю шепотом)...)
21.

Нынешние осенние Патриаршие вызывают какую-то давнюю и неосознанную ностальгию о чем-то...
Наверное, о "...раскаленном страшном майском вечере"...)
24.

Между тем, садовые службы города явно и обыденно готовятся к зиме...
25.

Именно здесь рядом с Патриаршими и попадает под трамвай Берлиоз, «...поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, ... "... и под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза...».

Однако на описанном в романе месте трамвайных путей никогда не было... Ну, не было так не было, но голову то Берлиозу "отрезало трамваем", а точнее это сделала "комсомолка!!...")

26.

Надо сказать, что ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице, где в доме № 10 находилась ...
27.

На Патриаршие пруды, где был популярный в Москве каток, привозил кататься на коньках своих дочерей Лев Николаевич Толстой.

Рядом с прудами снимали мастерские живописцы Василий Суриков и Василий Поленов, творили архитекторы Федор Шехтель, Иван Жолтовский, Лев Руднев.
31.

В Трёхпрудном переулке родилась Марина Цветаева.
32.


33.

А в 1986 году было решено реконструировать на берегу Патриаршего пруда павильон, который находился на этом месте еще в 1938 году. От старого павильона были заимствованы не только внешний вид и архитектурные особенности, но и вполне осязаемые рельефы, модули и уникальная лепнина.
35.

Ну, что еще сказать!? Осень на Патриарших прудах!!

Незримый дух героев "Мастера и Маргариты" веско присутствует во всем, что касается Патриарших прудов. Городские легенды, да и сами почитатели творчества Михаила Булгакова сделали из Патриарших совершенно культовое место - теперь здесь точно "нельзя разговаривать с неизвестными", поскольку загадочный и таинственный образ компании, состоящей из "иностранца", "...более чем сомнительного регента..." и "...третьего в этой компании - неизвестно откуда взявшегося кота, громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами..." находятся и пребывают теперь на Патриарших и, незримо - "...вечно хотят зла и вечно совершают благо ..."...

Источники:

Википедия

Действие романа «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах. Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, прогуливались и вели разговор об Иисусе Христе. Берлиоз упрекал Бездомного в том, что тот в своей поэме создал негативный образ Иисуса вместо того, чтобы опровергнуть сам факт его существования. Затем в беседу литераторов вмешался незнакомец, похожий на иностранца. Они обсуждали доказательства бытия божия, а затем иностранец спросил у своихсобеседников, кто же, раз Бога нет, управляет человеческой жизнью. Оспорив ответ, что «сам человек и управляет», он предсказал Берлиозу смерть: ему отрежет голову «русская женщина, комсомолка» — и весьма скоро, потому что некая Аннушка уже разлила подсолнечное масло.

Берлиоз и Бездомный начали подозревать в незнакомце шпиона, но он показал им документы и сказал, что приглашен в Москву в качестве специалиста-консультанта по черной магии. А после этого заявил, что Иисус все-таки существовал. Берлиоз потребовал доказательств, и иностранец начал рассказывать о Понтии Пилате. Завершив рассказ, незнакомец заявил, что лично присутствовал при описываемых им событиях. Берлиоз после этих слов начал подозревать иностранца в сумасшествии.

Поручив странного субъекта Бездомному, Берлиоз отправился к телефону-автомату, чтобы позвонить в бюро иностранцев. Вслед консультант просит его поверить хотя бы в дьявола и обещает некое достовернейшее доказательство. Берлиоз собирается пересечь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле и летит на рельсы. Колесом трамвая, которым управляет женщина в комсомольской красной косынке, Берлиозу отрезает голову.

Пораженный трагедией Иван Бездомный слышит от сбежавшихся на место трагедии женщин, что масло, на котором поскользнулся Берлиоз, разлила некая Аннушка с Садовой. Иван сопоставляет эти слова со сказанными загадочным иностранцем и решает призвать его к ответу. Однако консультант, до того прекрасно говоривший на русском, делает вид, что не понимает поэта. В его защиту выступает развязный субъект в клетчатом пиджаке (Коровьев), а чуть позже Иван видит их вдали вдвоем и к тому же в сопровождении огромного черного кота. Несмотря на все старания поэта догнать их, они скрываются.

Дальнейшие действия Ивана выглядят странными. Он вторгается в незнакомую квартиру, будучи уверен, что злокозненный профессор скрывается именно там. Похитив оттуда образок и свечку, Бездомный продолжает погоню и перемещается к Москве-реке. Там он решает искупаться, после чего обнаруживает, что его одежда украдена. Одевшись в то, что есть — рваную толстовку и кальсоны — Иван решает поискать иностранца «у Грибоедова» — в ресторане МАССОЛИТа.

2 «Дом Грибоедова»

«Дом Грибоедова» — здание МАССОЛИТа. Старинный двухэтажный дом кремового цвета находился на бульварном кольце в глубине небольшого сада. Здание называлось «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова.

Весь нижний этаж «Грибоедова» был занят рестораном, который считался самым лучшим в Москве. Размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лошадьми, на каждом столике стояла лампа, накрытая шалью. Ресторан славился отменной кухней и невысокими ценами. При этом, попасть туда человек с улицы не мог, ресторан был только «для своих».

Вечером того же дня, когда произошла трагедия на Патриарших, в МАССОЛИТе собрались на заседание 12 литераторов. Председательствовать должен был Берлиоз. Не дождавшись его, литераторы спустились в ресторан. Затем в ресторане появился Иван Бездомный — босой, в кальсонах, с иконкой и свечой. Он искал под столами консультанта, обвиняя его в смерти Берлиоза. Коллеги попытались его успокоить, завязалась драка, официанты связали Ивана полотенцами, и поэта увезли в психиатрическую лечебницу.

Прообразом «Дома Грибоедова», по мнению булгаковедов, был Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), в стенах которого в 1920-х годах базировались многочисленные литературные объединения и группы. Там же располагался писательский ресторан.

3 Психиатрическая лечебница

Поэта Ивана Бездомного привезли в психиатрическую клинику профессора Стравинского. Он стал рассказывать доктору свою фантастическую историю о консультанте, который знаком с нечистой силой, «пристроил» Берлиоза под трамвай и лично знаком с Понтием Пилатом. Посреди рассказа Бездомный вспомнил, что необходимо позвонить в милицию, но там не стали слушать поэта из сумасшедшего дома. Иван попытался бежать из лечебницы, выбив окно, но специальное стекло выдержало удар, и Бездомного поместили в палату с диагнозом «шизофрения».

На следующий день к Бездомному пришли медики во главе с доктором Стравинским. Тот попросил Ивана еще раз повторить свою историю и поинтересовался, что он будет делать, если его отпустят сейчас из лечебницы. Бездомный ответил, что отправится прямо в милицию докладывать о консультанте. Стравинский убедил поэта, что ему не поверят и сразу вернут в лечебницу. Доктор предложил Ивану отдохнуть в комфортной палате, а заявление в милицию сформулировать письменно.

Ночью в палату к Ивану приходит неизвестный, тоже пациент лечебницы. Он представляется Мастером. При себе у него связка ключей, украденных у фельдшера. Мастер интересуется у поэта, как он попал сюда. Узнав, что «из-за Понтия Пилата», требует подробностей и говорит Ивану, что на Патриарших прудах тот встретился с сатаной. Незнакомца в лечебницу тоже привел Понтий Пилат — гость Ивана написал о нем роман.

Психиатрическая клиника профессора Александра Николаевича Стравинского является одним из романных «центров притяжения», в котором сходятся персонажи, столкнувшиеся с Воландом или его свитой. Проделки Коровьева приводят к тому, что пациентом больницы становится председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой. После сеанса чёрной магии в 120-ю комнату заселяют конферансье Жоржа Бенгальского, просящего, чтобы ему вернули голову. На лечение в больницу отправляют сотрудников филиала зрелищной комиссии, поющих хором про «Славное море».

Место, где располагается клиника Стравинского, относится к числу самых топографически «зашифрованных» адресов «Мастера и Маргариты». Среди предлагаемых булгаковедами вариантов — Волоколамское шоссе, 146 (ныне 84), где находится один из старых корпусов Клинической центральной больницы Министерства путей сообщения, сохранивший балконы с видом на бор и реку, а также Правобережная улица, 6а — там размещался особняк купца Сергея Павловича Патрикеева, комнаты которого в годы Первой мировой войны использовались в качестве госпитальных палат, оснащённых качественным оборудованием; позже в нём базировались советские медицинские учреждения.

4 Театр Варьете

Одно из центральных событий романа происходит в театре Варьете, где были запланированы гастроли профессора черной магии Воланда. Воланд со свитой решил поселиться в кваритире, в которой проживали покойный Миша Берлиоз и директор московского театра Варьете Степа Лиходеев. Чтобы освободить квартиру, Лиходеева переместили в Ялту.

Вечером Воланд со свитой прибыли в Варьете, и началось представление. Конферансье Бенгальский представил Воланда публике, заявляя, что никакой черной магии, конечно же, не существует, а артист — лишь фокусник-виртуоз. «Сеанс с разоблачением» Воланд начал с философской беседы с Коровьевым, которого назвал Фаготом, о том, что Москва и ее жители сильно изменились внешне, но гораздо важнее вопрос, стали ли они другими внутренне. Бенгальский объяснил залу, что иностранный артист восхищен Москвой и москвичами, но артисты тут же возразили, что ничего такого не говорили.

Коровьев-Фагот показал фокус с колодой карт, которая обнаружилась в бумажнике одного из зрителей. Скептик, решивший, что этот зритель в сговоре с фокусником, нашел в собственном кармане пачку денег. После этого червонцы начали падать с потолка. Конферансье назвал происходящее «массовым гипнозом» и уверил зал в том, что бумажки ненастоящие. Но артисты снова опровергнули его слова. Фагот заявил, что Бенгальский ему надоел, и спросил у зрителей, что бы сделать с этим лжецом. Из зала поступило предложение: «Голову ему оторвать!» — и кот оторвал Бенгальскому голову. Зрители пожалели конферансье, Воланд порассуждал вслух, что люди, в общем, остались прежними, «квартирный вопрос только испортил их», и повелел приставить голову обратно. Бенгальский покинул сцену, его увезла скорая помощь.

«Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!» — произнес Коровьев. На сцене появились витрины, зеркала и ряды одежды, и начался обмен старых платьев зрительниц на новые. Когда магазин исчез, голос из зала потребовал обещанного разоблачения. В ответ Фагот разоблачил его обладателя — что вчера он был вовсе не на работе, а у любовницы. Сеанс завершился скандалом.

Варьете — вымышленная организация, под которой Булгаков подразумевал Мюзик-холл, размещавшийся в 1926—1936 годах на Большой Садовой, 18. В спектаклях этого театра участвовали советские и иностранные артисты-гастролёры.

5 Квартира Мастера

Квартира, в которой жил Мастер до того момента, как попал в психиатрическую клинику, находилась в переулке близ Арбата. Двухкомнатная квартирка располагалась в подвале маленького домика в садике. Мастер снял ее после того, как однажды выиграл сто тысяч рублей. Он бросил работу в музее, ушел от жены, поселился один и стал писать роман о Понтии Пилате.

Вскоре мастер встретил свою возлюбленную. Так же, как самого мастера, его тайная жена полюбила его роман, говоря, что в нем вся ее жизнь. Однако в печать книгу не взяли, а когда отрывок все же был опубликован, рецензии в газетах оказались провальными — критики называли роман «пилатчиной», а автора клеймили «богомазом» и «воинствующим старообрядцем». Вскоре после этого мастер подружился с поклонником литературы по имени Алоизий Могарыч, который очень не понравился его возлюбленной. Рецензии между тем продолжали выходить, и мастер начал сходить с ума. Он сжег в печи свой роман — вошедшая женщина успела спасти лишь несколько обгоревших листов, — а в ту же ночь его выселили и он попал в лечебницу.

По мнению исследователей, квартира мастера — это подвал дома № 9, расположенного в Мансуровском переулке, где жил друг Булгакова, художник Владимир Топленинов. Булгаков часто бывал в этом доме. Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой.

6 Особняк Маргариты

Возлюбленная мастера, Маргарита Николаевна, была женою очень крупного специалиста, сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Они жили в пятикомнатной квартире в прекрасном особняке в саду в одном из переулков близ Арбата.

В день похорон Берлиоза, Маргарита сидела на скамейке в Александровском саду. Рядом с ней присел маленький, рыжий, с торчащим клыком гражданин и рассказал ей про украденную кем-то голову покойника, после чего, назвав её по имени, пригласил в гости «к одному очень знатному иностранцу». Маргарита хотела уйти, но Азазелло процитировал ей вслед строки из романа мастера и намекнул, что, согласившись, она может узнать о возлюбленном. Женщина согласилась, Азазелло вручил ей волшебный крем и проинструктировал о дальнейших действиях.

Этим же вечером, в 21:30, Маргарита открыла баночку с кремом, намазала сначала лицо, увидела, как резко помолодела, радостно расхохоталась и затем намазала все тело. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», — написала она мужу. Затем в спальню Маргариты вошла ее горничная Наташа, пришла в бурный восторг от преображения хозяйки и узнала про волшебный крем. Маргарите позвонил Азазелло и сказал, что пора вылетать. В комнату тут же ворвалась ожившая половая щетка. Оседлав ее, Маргарита на глазах у Наташи и соседа снизу Николая Ивановича улетела в окно.

Маргарита стала невидимой и, летя по ночной Москве, развлекалась мелкими шалостями, пугая людей. Но тут она увидела роскошный дом, в котором живут литераторы. Маргарита через окно проникает в квартиру критика Латунского и устраивает там погром. Когда она продолжает полет, ее догоняет Наташа верхом на борове. Выясняется, что домработница натерлась остатками волшебного крема и им же мазнула соседа Николая Ивановича, в результате чего она стала ведьмой, а он — боровом. Искупавшись в ночной реке, Маргарита отправляется назад в Москву на поданном ей летающем автомобиле.

У исследователей творчества Михаила Булгакова нет единого мнения о том, какой из московских особняков был домом Маргариты. Булгаков не дает прямого указания. Больше всего под описание подходит дом № 17 на Спиридоновке, в двух шагах от Патриаршего пруда, — особняк Зинаиды Морозовой, супруги предпринимателя Саввы Морозова, построенный архитектором Федором Шехтелем в 1897 году в английском неоготическом стиле. Также существует версия, что особняком Маргариты является дом № 21 на Остоженке. Это дом архитектора Льва Кекушева, построенный им в 1900—1903 годах для себя и своей семьи. Дом напоминает средневековый замок, имеющий ассиметричную композицию. Строение выполнено в стиле модерн.

7 Нехорошая квартира

«Нехорошая квартира» — квартира № 50 по адресу Большая Садовая, 302-бис — центральное место действий романа «Мастер и Маргарита». Здесь остановился Воланд со свитой, отсюда Степу Лиходеева отправили в Ялту, здесь Коровьев дал взятку Никанору Ивановичу Босому, председателю жилтоварищества, после чего у него дома нашли валюту и арестовали, сюда из Киева прибыл дядя покойного Берлиоза Максим Поплавский и получил «теплый» прием, сюда пришел буфетчик Варьете Соков жаловаться на то, что червонцы превратились в резаную бумагу. Но самое главное, что именно здесь состоялся весенний бал полнолуния — бал у сатаны.

В «нехорошей» квартире Маргариту встретил Коровьев и рассказал про ежегодный бал сатаны, на котором она будет королевой, упоминая, что в самой Маргарите течет королевская кровь. Непостижимым образом внутри квартиры поместились бальные залы, и Коровьев объяснил это использованием пятого измерения. Они пришли в спальню, где Воланд играл с котом Бегемотом в шахматы, а Гелла натирала мазью больное колено хозяина. Маргарита сменила Геллу, Воланд расспрашивал гостью, не страдает ли и она чем-нибудь: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?», но Маргарита отвечала отрицательно. Затем ее увели готовиться к балу.

Маргариту искупали в крови и розовом масле, надели на нее регалии королевы и привели к лестнице встречать гостей — давно погибших, но ради бала воскресших на одну ночь преступников: отравителей, сводников, фальшивомонетчиков, убийц, изменников. Среди них была молодая женщина по имени Фрида, чью историю Маргарите рассказал Коровьев: «Когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка». С тех пор вот уже 30 лет Фриде каждое утро приносили тот самый платок.

Гости все шли и шли, лица мелькали перед теряющей силы Маргаритой. Ноги ее подгибались, каждую минуту она боялась заплакать. Сильные страдания ей причиняло правое колено, которое целовали. Оно распухло, кожа на нем посинела, несмотря на то, что Наташа несколько раз чем-то душистым обтирала это колено. В конце третьего часа Маргарита глянула вниз и радостно дрогнула: поток гостей редел.

Прием заканчивался, Маргарита облетела залы, чтобы уделить внимание гостям. Затем вышел Воланд, которому Азазелло на блюде поднес голову Берлиоза. Воланд отпустил Берлиоза в небытие, а череп его превратил в чашу. Этот сосуд наполнили кровью застреленного Азазелло барона Майгеля — московского чиновника, единственного живого гостя на балу. Чашу поднесли Маргарите, она выпила. На этом бал закончился, все исчезло и на месте огромного зала оказалась скромная гостиная и приоткрытая дверь в спальню Воланда.

У Маргариты было все больше опасений, что награды за присутствие на балу сатаны не будет, но сама напоминать о ней женщина не желала из гордости и даже на прямой вопрос Воланда ответила, что ей ничего не нужно. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» — произнес довольный ею Воланд и предложил исполнить любое желание Маргариты. Однако вместо решения своей проблемы та потребовала, чтобы Фриде перестали подавать платок. Воланд сказал, что такую малость королева может сделать и сама, а его предложение остается в силе — и тогда Маргарита наконец пожелала, чтобы ей вернули мастера. Мастер оказывается перед ней. Воланд, услышав о романе про Пилата, заинтересовался им. Рукопись, которую сжег мастер, оказалась в руках Воланда совершенно целой. Маргарита попросила вернуть ее и возлюбленного в его подвал, и чтобы все стало, как было.

Конец «нехорошей квартиры» наступил после попытки представителей органов власти арестовать проживающего в ней Воланда со свитой. Милиционеры обнаружили в квартире говорящего кота с примусом. Он спровоцировал перестрелку, которая, однако, обошлась без пострадавших. Затем послышались голоса Воланда, Коровьева и Азазелло, говорящие, что пора покидать Москву — и кот, извинившись, исчез, разлив горящий бензин из примуса. Квартира запылала, а из ее окна вылетели четыре силуэта — три мужских и один женский.

Адрес «нехорошей квартиры» — Большая Садовая, 302-бис — вымышленный, но сам объект имеет реальный прообраз: речь идёт о доходном доме фабриканта Ильи Пигита, построенном в 1903 году на Большой Садовой, 10. В 1921 году одним из его постояльцев стал Булгаков, описавший своё первое московское жильё не только в «Мастере и Маргарите», но и других произведениях.

Иллюстрации Павла Оринянского

На русском языке это место называется Патриаршие пруды , во множественном числе, а на французском - L’étang du Patriarche или Патриарший пруд , в единственном числе. Ведь на самом деле есть всего один пруд в парке, расположенном между Малой Бронной улицей с восточной стороны, Большим Патриаршим переулком на юге, Патриаршим переулком с западной стороны и Ермолаевским переулком на севере. Этот большой пруд окружен широкой дорожкой со скамейками. Булгаков жил неподалеку от этого места.

Название происходит от слова патриарх, глава Русской православной церкви. Его резиденция располагалась недалеко от парка. Когда-то было три пруда, как можно предположить по названию соседнего Трехпрудного переулка . В 1918 году, после революции, пруды были переименованы в Пионерские .

В романе, «под решетку выбрасывает на булыжный откос круглый темный предмет». Это была отрезанная голова Берлиоза. Данная фраза является ключом для понимания произведения. Воланд - сам дьявол, прибывший со своей свитой в Москву на несколько дней, которые Булгаков описывает в романе. Именно поэтому Булгаков дает нам хороший совет: «Никогда не разговаривайте с неизвестными» .

Но где же трамвай?

Подъехавший трамвай, который обезглавливает Берлиоза, «поворачивал по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную». Булгакову необходимо было упомянуть, что это была вновь проложенная линия, т.к. большинство историков согласились, что в том месте не ходили трамваи. Но подревно романа Булгакова многие москвичи «вспоминают» такой маршрут трамвая.

В одном длинном интервью, записанном литературным критиком и психологом Леонидом Паршиным (1944-2010), Татьяна Лаппа (1892-1982), первая жена Булгакова, сказала: «По Садовой, трамвай ходил, а на Патриарших нет. Мы там несколько лет жили. Это я вам ей-богу говорю, что трамвая не было» .

Борис Мягков (1938-2003), литературовед, написавший несколько книг о Булгакове, сказал, что нашел газетную статью 1929 г., в которой было написано, что для Малой Бронной и Спиридоновки планируется строительство трамвайной линии. Тщательное расследование в архивах Управления организации пассажирских перевозок в Москве и несколько интервью с бывшими сотрудниками организации не прояснили ничего в этом направлении.

Запрещено разговаривать ц незнакомцами

Парк на Патриарших и по сей день является очень популярным местом в Москве, и этим он обязан именно ассоциациям с Булгаковым. Чтобы умерить эту популярность, в 70-е гг. советские власти поставили в парке памятник известному баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 гг.), но это не помогло. Напротив парка находится Кафе Маргарита - кафе любителей Булгакова и черной магии.

20 июня 2012 г. на Патриарших прудах ночью был установлен новый дорожный знак, и это еще раз подчеркнуло связь этого места с «Мастером и Маргаритой»: на этом запрещающем знаке изображены знаменитые силуэты Воланда в сопровождении Коровьева и Бегемота. Под ним написано: «Запрещено разговаривать ц незнакомцами» . Говорят, что автор идеи - некий Александр Виленский из Москвы, а реализована она при поддержке Музея-театра Булгаковский дом , расположенного на первом этаже дома №10 по Большой Садовой.

Префектура Центрального округа Москвы заявила в ответ, что плита не является законной, но что они не обсуждали ее удаление. «Это не злит, и это служит напоминанием о бессмертном творчестве Михаила Булгакова», - сказал представитель префектуры.

Споры

Туристы, приходя на Патриаршие пруды в Москве, находят там большой памятник, и с удивлением видят, что это памятник русскому баснописцу Ивану Крылову , а не Михаилу Булгакову или роману «Мастер и Маргарита». Может быть город Москва не знает, что многие люди ассоциируют Патриаршие с нашим любимым романом? Конечно знает. В 2002 и 2003 годах, когда ваш веб-мастер еще только открыл для себя «Мастер и Маргарита», вокруг Патриарших в Москве об этом было много шума. 6 декабря 2002 года были даже начаты работы по созданию памятника Михаилу Булгакову . Были задействованы экскаваторы, чтобы очистить Патриаршие и построить большую насосную станцию, которая обеспечила бы работу ​​фонтана в виде гигантского примуса, который являлся частью памятника. Вокруг этого примуса должны были расположиться скульптуры персонажей из «Мастер и Маргарита». День 8 декабря 2002 года, однако, отметился бурными протестами против мемориала. Размеры примуса, автостоянки и торгового центра, который планировалось там построить, были сильно раскритикованы.

Отчасти благодаря усилиям Александра Морозова , который провозгласил себя «Спасителем Дома Булгакова» , атмосфера была так наколена, что скульптор Александр Рукавишников заявил 6 февраля 2003, что он больше не желает участвовать в создании монумента.

Сейчас парк восстановлен в былом великолепии, а памятник Крылову стоит на прежнем месте.

В октябре 2012 года пруд снова оказался в центре внимания общественности из-за решения Департамента культуры города Москвы передать управление Муузеем М.А. Булгакова , расположенном в 50-й квартире по адресу Большая Садовая д. 10 итальянскому архитектору Габриеле Филиппини и его русской супруге Ольге Москвиной . Их проект предполагает размещение плавучей конструкции на Патриарших прудах. Возможно вас это не удивит, что мы тоже никогда больше не слышали об этом проекте.

Новые разработки

В ноябре 2015 года, в связи с 125-летием Булгакова, Департамент культурного наследия города Москва одобрил инициативу музея Булгаковский Дом использовать большую часть скульптур Рукавишникова, чтобы обозначить туристический маршрут от Патриарших к музею Булгаковский Дом на ул. Большая Садовая д. 10.

Пресловутого примуса не будет, но сам Булгаков будет сидеть на скамейке у пруда возле дорожного знака с надписью «Никогда не разговаривайте с незнакомцами», который был установлен «неизвестными» 20 июня 2012 года. Как объясняснил Николай Голубев - директор Булгаковского Дома газете Известия , именно там произошёл разговор между Берлиозом, Иваном Бездомным и Воландом в «Мастер и Маргарита» .

Сам Рукавишников был не в восторге, что его памятник хотят разделить на части, но был рад, что его скульптуры, которые томятся на складе более 15 лет, наконец, увидят свет. «Я разработал интересный и необычный памятник архитектуры, от которого почти ничего не остается. Но я полагаю, что это лучше, чем ничего» - сказал он. Интересно, чем закончится эта затея.

Кафе Маргарита

Зайти в это небольшое уютное кафе можно со стороны живописных Патриарших прудов. Это место примечательно своими настенными иллюстрациями, выполненными в ярких красках и изображающими сцены из романа Мастер и Маргарита . И уже довольно давно кафе пользуется популярностью среди туристов и иностранцев.

Ресторан «Павильон»

Most photos of the Patriarch Pond show the yellow-colored Pavilion , which by many is considered the typical landmark in this neighborhood. The first version of the pavilion appeared before the revolution on the north side of the park, where now is situated the statue of Krylov. It was a wooden construction with a landing pier intended for pleasure boats, which was demolished in 1913.

In 1938 a wooden pavilion was built on the south side of the park according to the plans of the engineer David Borisovich Khazanov (1914-1983). According to some, it would have been the intention to make it serve as a resting place for tram drivers. However, it is very doubtful whether it has ever had that function. In 1929 a newspaper article had been published in which it was suggested that the construction of a tram line at Malaya Bronnaya and Spiridonovka was being considered. A study by Boris Myagkov (1938-2003), a literature researcher who has written several books about Mikhail Bulgakov, revealed that these plans have never been implemented.

What we know for sure is that the pavilion in the 60s was equipped with all the facilities to welcome skaters during the long Moscow winters: there was a dressing room, a storage room, a skating rental service and a buffet. What we also know for sure is that the Patriarch"s Ponds in the 1930s had a different view than the one we can see in Yuri Kara "s film from 1994/2011 or Vladimir Bortko" s television series from 2005. After all, they show a pavilion which did not exist at the time that Bulgakov wrote The Master and Margarita .

In 1983-1986 the wooden pavilion was replaced by a stone version, which was designed with great respect for the character and style of the wooden building. One of the architects was Mikhail Davidovich Khazanov (°1951), a son of the designer of the wooden pavilion.

In 2011 the pavilion was completely renovated and given a different purpose. The Moscow restorer Kirill Gusev opened the restaurant Павильон on behalf of the restaurant chain Ресторанный Синдикат , which also runs the famous Oblomov restaurant in Moscow. Among the items on the menu were the dishes that Mikhail Bulgakov described when he sang the praises of the writers" house Griboyedov in a dialogue between the regulars Amvrosi and Foka.

In an exceptionally beautiful setting, you could enjoy perch au naturel, eggs en cocotte, soup printanier and sterlet slices interlaid with crayfish tails , while overlooking the ponds where, at the hour of the hot spring sunset two citizens appeared. I haven’t seen the famous Fliyaki gospodarskye on the menu thoug.

n August 2017, the famous restorer Alexandr Oganezov opened the Italian restaurant Gilda in the building, but that did not last long either. The case was closed in October 2018.

The residents of the neighborhood of the Patriarch"s Ponds in Moscow are now looking with suspicion at what is going to happen. There would be plans to demolish the building and replace it with a new one intended for the organization of luxurious receptions and parties. On February 22, 2019, a photo was published on the internet presenting the new project should.

In 2003, the Patriarch"s Ponds and the surrounding park were classified as Cultural Heritage , which means that in principle nothing can be changed on the landmark. However, the pavilion has no historical value since it was built in the 1980s. The building is in private hands. However, it is not so clear who the owner is, what makes it difficult to gather concrete and reliable information about what they want to do with it.


Metro: Маяковская


Перевод осуществила студентами Факультета письменного и устного перевода - Школы Международных Переводчиков, Монский Университет, Бельгия, в рамках переводческой мастерской курса 2014. Под руководством Анни Делизе и Дарьи Баландини.

Поместить эту страницу |

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.
...Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью "Пиво и воды".
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера.

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, − никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея. "

М. Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Аллея на Патриарших прудах, параллельная Малой Бронной улице, о которой пишет М. Булгаков в начале романа "Мастер и Маргарита"

Кто из нас не знает этих бессмертных строк? Кто из почитателей таланта великого писателя не мечтал прогуляться в таком мистическом месте, как , и найти здесь что-то необычное. Чем вообще столь привлекательна мистика и загадки? Мистика - это попытка понять себя и окружающую жизнь, найти ответы на свои вопросы. Наконец, эта извечная тяга человека к сказкам и вера в чудеса. Только жизнь и искусство часто идут параллельно, не пересекаясь. И ожидания не всегда сбываются.
Что такое Патриаршие пруды? Какие они? Нашла ли я тут что-то особое, сверхъестественное? Об этом я расскажу вам это сегодня. И по возможности покажу...

Итак, события почти веком позже описанных в романе...

Суббота, 8 июня с.г. пополудни. Мы на Патриарших прудах. Мы - это маленькая девочка Софи и ее родители. Жаркий летний день собрал под огромными старинными липами неожиданно большое количество самого разного народа... Так началось наше знакомство с Патриаршими прудами.

Аллея на Патриарших прудах

Войдя в сквер, Софи первым делом бросилась к детской игровой площадке. Мы покорно пошли за ней.

Детская площадка на Патриарших прудах существует здесь уже 10 лет.

Надо сказать, игровая площадка для детей на Патриарших шикарная: большая, безопасная и очень хорошо продуманная. На площадке Софи задержалась...

Эх, прокачусь!

Видя бесполезность попыток вытащить ее с горок, я пошла немного познакомиться с этим легендарным местечком. В наше время Патриаршие пруды - это сквер, райский зеленый уголок для отдыха в шумном мегаполисе. И ничего больше. Поэтому возникающие разочарования накрывают многих, кто движимый мыслями о романе Булгакова приходит за какими-то особыми достопримечательностями. Почти ничего примечательного...

Памятник баснописцу Крылову в сквере на Патриарших прудах

Как я уже писала, когда мы пришли сюда, застали достаточно большое количество народу. И сидели они так просто и непринужденно, что казалось, что сидят они так постоянно на протяжении долгого времени. Это мы были туристами, чужими, а они свои, родные, местные...

Аллея Патриарших прудов

Почти все лавочки по периметру пруда и на детской площадке были заняты теми, кто не уехал на выходные из города. Немало иностранцев с детьми и просто бабушек и дедушек, выгуливающих внуков. Также много людей сидят на берегу самого пруда, просто глядя на водную гладь, отдыхая от московской суеты. У нас такого не увидишь, хотя и пруд более значительный по размеру, и красивых водоплавающих больше. Знаете почему так? Потому что для загазованной Москвы такой парк - зеленый оазис, редкое место, где можно погулять с детьми, побегать по утрам и вообще приятно погулять . И никакой мистики. Жизнь одного из районов Москвы.

Патриарший пруд

Кстати, я не ошиблась, когда написала "пруд". На деле пруд один. Он находится в центре небольшого сквера, а с четырех сторон его окружают липовые аллеи. На аллеях тесно стоят лавочки.

Крылов на Патриарших прудах

Как ни удивительно, достопримечательностей на Патриарших не много. Одна из них - стоящий рядом с детской площадкой памятник баснописцу Крылову - большой, уютный, располагающий к отдыху. В начале 1950-х годов на месте этого памятника стоял другой - памятник Алексею Толстому (сейчас находится у церкви Святого Вознесения на Никитской).

Памятник Крылову

Рядом с памятником Крылову стоят весьма забавные стелы с барельефами на темы басен А.Крылова (скульптор Митлянский). Стелы симпатичные, сделаны с юмором. Вокруг них всегда вьются туристы. Вот в фотографирующихся с обезьяной, слоном или крокодилом людях сразу угадываются чужаки. Редко какой приезжий заглянет сюда просто погулять с ребенком. И на лавочках туристы не сидят, они пробегают по бульвару мимо немногочисленных достопримечательностей в поисках той загадки, которая так манит на Патриаршие пруды.

"Зеркало и Обезьяна" "Мартышка и Очки", "Осёл" "У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят." ("Волк и Ягненок") "Слон и моська" "Квартет"

Патриаршие. Пейзажи и лирика

Патриаршие пруды, Вы - моё очарованье. На поверхности воды Трепет встреч и ожиданий. В этой суетной Москве, В этой жизни быстротечной Вы всегда являлись мне, Будто сказочное нечто. Мир волшебных детских снов И причудливых загадок. Здесь присутствует Крылов И скрывается Булгаков. Как в любом другом дворе Бродят люди и собаки, Но блуждают в темноте Вопросительные знаки. Потерявшись, заплутав В переулках дальних странствий, Возвращаюсь я сюда В патриаршее пространство. В благодатной тишине Будто теплится лампадка. Здесь всегда приходят мне Мысли высшего порядка. Смотрят окнами дома, Замыкая окруженье. Патриаршая вода Отражает ощущенья. Я понять их не могу, Но пытаться всё же буду. Здесь, на этом берегу, Неизменно жду я чуда. ("Патриаршие пруды" Елена Скороходова) Павильон на Патриарших прудах Утки и лебеди - местные водоплавающие Патриаршие пруды, утки около воды замерли, Ветер песенку поет, уткам грезится полет за море. Уткам скоро улетать, здесь так холодно и так голодно, Над прудами тает день, тает день витает тень Воланда. К Патриаршему пруду на скамеечку приду к бабушкам. ни русалок, ни наяд - лишь стареющий ноябрь рядышком. В свете меркнущего дня вдруг опутает меня оторопь, И проступят из воды бывшей Козьей слободы контуры. И уже я не живу, и как будто наяву снится мне, Что, летя в желанный ад, маргарита кружит над Сивцевым, Хвост поднявши, словно меч, Бегемот толкает речь тронную, И прогнулась у стены под пятой у Сатаны Бронная. От подобнейших чудес может, кто бы и полез на стену, Для меня же благодать - да вот только не видать Мастера. В той долине теневой да пребудут для него зорькие Патриаршие пруды, как награда за труды горькие. ...Вечер, отходя ко сну, красной по небу мазнул краскою. Оградят ли от беды Патриаршие пруды нас с тобой? Оцарапав, как иглой, что-то на сердце легло камушком - То ли вспомнил про дела, то ли масло пролила Аннушка... ("Патриаршие пруды". Вадим Егоров) Скамейка. Согласно книге, Берлиоз с Бездомным "уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной". Она расположена напротив подъезда дома № 32 по Малой Бронной и выбрана писателем потому, что здесь жили его друзья.
Для полноты картины позволю себе воспользоваться схемой событий. Автор: Serge.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Александр Евгеньевич Голованов - Главный маршал авиации Советского Союза, командующий авиацией дальнего действия (АДД), личный порученец Сталина. Чемпион по стрельбе, конному спорту, мотогонкам, виртуоз автомобильной езды, лучший лётчик страны и ещё многое-многое другое. Вот вам настоящий герой, перед которым бледнеют и Чак Норрис и Сталлоне, а Шварценеггер - вообще мальчик для битья.

Шумерская цивилизация считается самой древней на Земле. Однако долгое время само её существование оставалось не более чем предположением, так как до конца XIX века не подтверждалось археологическими находками.

Принцесса Уэльская даже не отвела взгляда от зеркала, когда в её покои вошёл лорд Бьют - старый друг и воспитатель её сына Георга III.

В работе «Письмо к съезду» В.И. Ленин называл его не только «любимцем партии», но и её «ценнейшим и крупнейшим» теоретиком. И действительно, Николай Бухарин был одним из главных теоретиков большевистской партии и близким другом не только Ленина, но и Сталина. Как же такой заслуженный человек мог стать врагом народа и закончить жизнь в расстрельной камере?

Современники считали Вольфганга Гёте баловнем судьбы. Уже в зо лет он стал министром при дворе герцога Саксен-Веймарского, его внимания добивались весьма уважаемые в обществе люди. А поэт искал свою «половинку».

Благополучная, сытая Финляндия уже многие годы считается страной, симпатизирующей России. А уж её многолетний политический лидер Густав Маннергейм, в отличие от пятого президента и военного преступника Ристо Рюти, у нас почитается едва ли не как национальный герой. А ведь, по сути, и Маннергейм и Рюти - одного поля ягоды. Только Рюти в истории повезло куда меньше…

Довелось как-то автору этих строк находиться в одной компании. Разговор шёл на самые разные темы. И вот кто-то из гостей сказал буквально следующее: «А вы знаете, что Ломоносов - сын Петра I? B Ленинградском университете (тогда - имени Жданова) проходила защита диссертации на эту тему. И защита прошла успешно. Но учёному объяснили: «Всё хорошо. Всё правильно. Однако Ломоносов должен быть выходцем из народа!».

Так получилось, что я, городской житель, выросший в Алма-Ате, частенько пишу статьи о домашних животных - коровах, верблюдах, овцах… И вот недавно я понял: самый страшный враг скота - это не хищники, не насекомые, не вирусы. Самый страшный враг коров, лошадей, а также кур, гусей и прочей мелкой живности - человек. Причём не фермер или чабан. И даже не работник живодерни или охотник. Самый главный враг домашних животных - это руководитель-дилетант. А если такой руководитель занимает государственную должность или, не дай бог, стоит во главе страны - вообще катастрофа.



Загрузка...