emou.ru

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями. Какие есть волшебные предметы в русских сказках Какие есть волшебные предметы в русских сказках

Полезные штуковины, диковинные вещицы и хитроумные гаджеты – мода не только двадцать первого века. Волшебная сказка располагает не меньшим ассортиментом спасительных приспособлений.

Многие помнят огниво по одноименной сказке Андерсена, в которой ударом по кремню можно было вызвать трех огромных псов, готовых выполнять всяческие поручения. Огниво часто встречается и в русских сказках. Только в них оно обычно вызывает не псов, а коня: здесь, похоже, соединяются мифологические мотивы горящей искры и коня-огня. Как правило, огниво представляет собой кремень и кресало, иногда в связке волосков. Чтобы вызвать помощника-коня, эти волоски нужно зажечь. Как указывают фольклористы, огниво – самый заряженный волшебными свойствами предмет, с его помощью можно вызывать и духов. В старой сказке герой в лесной избушке находит кисет, в котором нет табаку, но есть огниво: «кремешок и мысатик». Ударил он мысатиком по кремешку – тут же выскочили двенадцать молодцев, готовых исполнить его просьбу.

Роль универсального навигатора в сказках играет клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути (правда, иногда может катиться к цели много лет). Но достать его нелегко. Гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание. Это удается Ивану Царевичу, и вот он уже спешит за неустанным клубком к Василисе Премудрой.

В сказках мы встречаем множество диких животных, которые за небольшую любезность готовы прийти на помощь. Но как воспользоваться услугами тех бестий, которым ничего от тебя не нужно? Чтобы получить власть над ними, требуется какая-то их часть: воронья косточка, львиный коготь, рыбья чешуйка. Например, волоски их хвоста коня дают власть над конем. Этот же принцип применим и к птицам. В сказке птица дает герою перышко из головы со словами: «Этот волосок похрани, спрячь: какая бы беда ни случилась, так ты только этот волосок вынь, из руки в руку перемени, - мы тебе поможем во всем». В сказке про Финиста Ясного Сокола пернатый друг дарит девушке перо из своего крыла. Взмахни им и появится все, что душе угодно. Иногда чудо-перышко желанно само по себе – особенно, если оно из хвоста жар-птицы. Такое перо «чудно и светло». Если принести его в темную горницу, оно осветит покои не хуже сотен свечей.

Скатерть-самобранка

В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой». Некоторые фольклористы связывали скатерть-самобранку с царством мертвых, местом, где никогда не прекращается еда, бесконечным источником съестного изобилия. Даже если принести такой источник еды из того царства, то и на земле он никогда не иссякнет. Так что скатерть-самобранка – заветная мечта всех феноменальных лентяев и обжор.

Гусли-самогуды

В автономном режиме работают и гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Правда, в некоторых сказках прикасаться к струнам все же приходится. Если дернуть за одну струну – синее море станет, за другую – корабли поплывут, за третью – будут корабли из пушек палить. Особенности звучания диковинного инструмента известны плохо, некоторые сказки дают повод полагать, что оно было не очень мелодичным. Так, в одной сказке дурак заложил свои уши цветком, пришел к королю и заставил играть гусли-самогуды. Только заиграли гусли, как и сам король, и его бояре, и стража придворная - все заснули; дурак снял со стены булатный меч и убил короля.

Все дети с раннего детства любят сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты: о справедливости, о лучшей доле бедняка. Рассказывал о красоте, об уме и трудолюбии простых людей.
Когда появились сказки точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Есть сказки - бытовые. Сказки, в которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказки вызывали и вызывают особый интерес у детей и даже у взрослых. Она обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

В наших сказках есть различные предметы, обладающие волшебными свойствами: скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа и другие.

Волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.

Волшебными свойствами наделяются, чаще всего самые обычные предметы быта, которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток.

А самое главное, что волшебные сказки всегда заканчиваются победой «добра» над «злом» и в конце сказки главного героя ждёт награда.

Картотека волшебных предметов

Стрела, клубочек, перышко . (Предметы, говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете.)

Зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебная книга.

(Предметы, способные за малое время перенести героя через большое пространство.) Ковер-самолет, сапоги-скороходы.

Живая и мертвая вода, молодильные яблочки. ( Предметы, возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых).

Меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина .(Предметы, выполняющие работу за героя).

Кольцо, огниво, волоски. (Предметы, вызывающие помощников).

Шапка-невидимка .(Предметы, способные сделать героя невидимым.)

Свисток, гусли, рожок .(Предметы, способные заставить все вокруг плясать.)

Яйцо, сундук. (Предметы, хранящие тайны вредителей.)

Среди этих предметов много таких, которые есть в каждом доме, но только без магической силы.

Семь сказочных предметов волшебства

2. Клубок.

3.Перышко.

4.Скатерть-самобранка.

5.Гусли-самогуды.

6. Зеркальце.

7.Гребешок.

Загадки о волшебных предметах

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвешь лепесток -

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернется к нам он в круг.

Ты желанье загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонек? (Цветик-семицветик.)

Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, ее узнай-ка:

Стоит только расстелить -

Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)

Много верст впереди.

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть —

Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)

Отправляется в полет

Не ракета — самолет.

Не простой - расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой. (Ковер-самолет.)

Если ты ее наденешь,

Можешь хоть куда идти,

И при этом неприятель

Не сможет в ней тебя найти. (Шапка-невидимка.)

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай дружок скорей ответ.

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго

Покачусь и под комод.

(Клубок ниток)

Круглое, румяное, сочное и сладкое,

Очень ароматное, наливное, сладкое,

Тяжёлое, большое


Вспоминаем волшебные предметы... Меч- кладенец (меч-саморуб), ковер-самолет, скатерть-самобранка, волшебный гребень, из которого вырастает лес, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ступа Бабы Яги, волшебная иголка, шапка-невидимка, летучий корабль, волшебная дубинка, молодильные яблоки, сума (двое из сумы), живая и мертвая вода, клочок шерсти, птичье перо, рыбья чешуйка, деревянный летающий конь, русская печь, волшебное кольцо (перстень), волшебное зеркало, серебряное блюдечко и наливное яблочко...


Меч-кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Меч использовался в сказке«Заколдованная королевна».В этой сказке Иван сын купеческий побеждает им змеев




Скатерть-самобранка волшебная скатерть, фигурирующая в русских народных сказках и написанных по их мотивам литературных произведениях, способная сама себя сервировать. Чтобы накрыть на стол, достаточно развернуть скатерть, и она тут же будет уставлена разнообразными яствами. По окончании трапезы достаточно свернуть грязную посуду и объедки в скатерть всё исчезнет.




Сапоги-скороходы, они же семимильные сапоги волшебная обувь, которая фигурирует в европейских, в том числе славянских, сказках. Надевший сапоги получает способность передвигаться с большой скоростью: каждый сделанный шаг переносит владельца сапог на значительное расстояние (отсюда «семимильные», то есть как вариант, каждый шаг равняется семи милям).



Ткачев Егор

Объектом исследования данной работы являются русские народные сказки и волшебные предметы, встречающиеся в них.

Цель работы – исследовать назначение волшебных предметов в русских народных сказках.

1. Выделить предметы в волшебных сказках и классифицировать их.

2. Описать функции данных предметов в волшебных сказках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 г. о. Сызрань

Выполнил: Ткачев Егор,

обучающийся 3 А класса

ГБОУ СОШ № 12

Руководитель работы:

Егорова Светлана Павловна,

учитель начальных классов.

г. Сызрань

2015

Роль волшебных предметов в русских народных сказках

1. Введение

Русские народные сказки – одно из главных сокровищ нашей культуры. Они переведены на многие языки и пользуются мировой известностью. Сказка входит в жизнь каждого человека с раннего детства. Самый распространённый вид сказок – сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идёт петух в сапогах, несёт на плече косу; волк ловит рыбу и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» Лиса извещает тетерева о новом «указе». Детям постарше нравятся волшебные сказки. Они привлекают развитием действия, борьбой светлых и тёмных сил, чудесными превращениями.

Самые простые и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – даёт нам сказка.

Объектом исследования данной работы являются русские народные сказки и волшебные предметы, встречающиеся в них.

Цель работы – исследовать назначение волшебных предметов в русских народных сказках.

Задачи:

1. Выделить предметы в волшебных сказках и классифицировать их.

2. Описать функции данных предметов в волшебных сказках.

2. Роль волшебных предметов в русских народных сказках

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Такое определение сказки даётся в толковом словаре С. И. Ожегова. Подобные толкования предлагаются в словарях Д. Н. Ушакова («Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества») и В. И. Даля («Сказка – вымышленный рассказ»).

Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути, сказка – это то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел, будь то нравоучительные рассказы о животных, волшебные сказки, авантюрные повести, сатирические анекдоты. Незнание сказок, как один из существенных недостатков воспитания, расценивал А.С. Пушкин: «Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!

Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве-тридесятом государстве.

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Сказка даёт в руки героя какой-нибудь волшебный дар и при помощи этого дара он достигает своей цели.

Число волшебных предметов необычайно велико. Это – одежды (шапка, рубашка, сапоги, пояс); орудия и оружие (меч, дубина, кнут, палка, клюка); всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды; музыкальные инструменты (свистки, рожки, гусли); бытовые предметы (огниво, полотенца, ковры, скатерти, клубочки, зеркала, карты), плоды, ягоды. Главное во всех этих предметах – волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели.

Предметы-орудия

В сказке топор сам вырубает корабль или рубит дрова, ведра сами приносят воду. Интересно, что древняя связь с животными здесь еще не утеряна. Это делается по щучьему веленью. Но эта связь в сказке не обязательна. Дубинка сама бьет врагов и забирает их в плен, при помощи помела и клюки «хоть какую угодно силу победить можно».

Предметы, вызывающие духов

Такие предметы могут быть как животного состава (волоски коня), так и орудия (дубинка) и целый ряд других предметов (кольцо). В них живет сила. Сила присуща всему животному и всем частям его. В волосках есть та же сила, что и во всем животном, т. е. в волосе есть конь, так же как он есть в уздечке, так же как в кости.

Палочка

К совершенно иным представлениям восходит палочка, прутик или тросточка. Предметы, о которых шла речь до сих пор, идут или от животных, или от орудий. Палочка создалась в результате общения человека с землей и растениями. Сказка не сохранила только одного обстоятельства: прутик срезается с живого дерева, и тогда он может оказаться волшебным, перенося чудесное свойство плодородия, обилия и жизни на того, с кем он соприкасается. Таких случаев приводится очень много, и они ясно показывают, что здесь на ударяемого переносится жизненная сила растения. То же самое приписывается корням и травам. В сказке "Притворная болезнь" убитый царевич оживляется корешком, подарком старика. «Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал». Сила корешка переходит на человека.

Предметы, дающие вечное изобилие

Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость, скатерти, дающие вечное питание и изобилие.

Живая и мертвая, слабая и сильная вода

Живая и мертвая вода не противоположны друг другу. Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана-царевича мертвою водою – его тело срослося, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал».

Волшебные предметы и их назначение

Волшебные предметы

Назначение предметов

Стрела, клубочек, перышко.

Показывают направление движения.

Зеркало, волшебная книга, золотое блюдечко и наливное яблочко.

Говорят правду и показывают, что делается на белом свете.

Палочка, волосок.

Исполняют желания.

Гребешок, полотенце, платок.

Преграждают путь преследователю.

Ковер-самолет, сапоги-скороходы.

Быстро переносят героя на большое расстояние.

Кольцо, огниво, волоски.

Вызывают помощников.

Свисток, гусли, рожок.

Заставляют все вокруг плясать.

Яйцо, сундук.

Хранят тайны.

Молодильные яблочки. Живая и мертвая вода.

Возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых.

Шапка-невидимка.

Делает героя невидимым.

Меч-саморуб, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина.

Выполняют работу за героя.

Рубашка.

Защищает, оберегает,

Куколка

Даёт совет, оберегает, помогает.

3. Заключение

Волшебные предметы в сказках являются либо неким порталом, проводником в другой мир, либо выполняют роль помощников, талисманов, оберегов и защиты. Причем ни в одной сказке нет описания этих предметов. Просто упоминаются их волшебные свойства и функции, любой предмет в волшебных сказках может служить помощником. Главное – магическая сила, заключенная в нем.

Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня – не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.

Русская народная сказка часто является основой авторских литературно-художественных произведений. Среди них: В. А. Жуковский, П. П. Ершов, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, М. Горький, Ю. К. Олеша, А.Н. Толстой, М. М. Пришвин, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский.

Народная сказка оказала заметное воздействие на живопись, мультипликацию и кинематограф, а также музыкальное творчество и театр.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты могут использовать на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества, при проведении литературных конкурсов, викторин, а также в собственном литературном опыте, например, при написании сказки.

Список использованной литературы

Художественные тексты

  1. Афанасьев А. Н. Русские народные сказки. Издательство «Самарский дом печати», 1993.

Энциклопедические и справочные издания

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981.
  2. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
  3. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

Научно-критическая литература

  1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1984.
  2. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963.
  3. Пропп В. Я. Исторические корни русской народной сказки. Л., 1986.
  4. Пропп В. Я. Русская народная сказка. Л., 1984.


Загрузка...

Реклама