emou.ru

Наука о создании условий благоприятных для сохранения. Гигиенические нормы урока физической культуры. Интерес – это

Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие солнечных лучей, воздуха, воды) являются средствами физического воспитания. Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха.

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Санитария - практическое осуществление требований гигиены, выполнение необходимых гигиенических правил и мероприятий.

В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических дисциплин: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта и др.

Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой, играет важную роль в процессе физического воспитания. Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении.

Гигиенические положения занимают столь большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, по подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Молодые специалисты, оканчивающие вузы страны, должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в быту, учёбе, на производстве.

Гигиена физической культуры и спорта включает разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища, гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности.

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.).Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так, как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.

Рациональный суточный режим создаёт оптимальное условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности. Неуклонное соблюдение режима дня помогает воспитывать организованность, силу воли, приучает к сознательной дисциплине. В связи с различными условиями жизни, труда и быта, индивидуальными особенностями существования рекомендовать единый суточный режим невозможно. Однако основные положения его должны соблюдаться при любых обстоятельствах. В суточный режим должно входить, прежде всего: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование учебной деятельности, тренировочных занятий и отдыха; регулярное питание; достаточный по времени полноценный сон.

Основные правила организации суточного режима:

подъем в одно и то же время;

выполнение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур;

прием пищи в одно и то же время, не менее трех раз в день (лучше 4-5 раз в день);

приём пищи за 2 часа до тренировки и сна;

самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и то же время;

не реже трех - пяти раз в неделю по 1,5-2 ч занятия физическими упражнениями или спортом с оптимальной физической нагрузкой;

выполнение в паузах учебной деятельности (3-5 мин) физических упражнений;

ежедневное пребывание на свежем воздухе с выполнением ходьбы и других физических упражнений (1,5-2 ч);

полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и то же время.

Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон - основной и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и высокой умственной и физической работоспособности. Систематическое недосыпание и бессонница вызывают истощение нервной системы, снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных сил организма. Однако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. Для взрослых людей продолжительность сна 8-9 ч. В период напряженной учебной деятельности (экзамены, зачеты), тренировок и соревнований продолжительность сна следует увеличивать.

Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. Наилучшее время для сна с 22-23 до 6-7 часов. Тишина и покой - непременные условия здорового сна. При стойких и длительных нарушениях сна следует обращаться к врачу. Без его советов нельзя пользоваться различными снотворными средствами. Недопустимо бороться с бессонницей с помощью алкогольных напитков: после их употребления наступает наркотическое состояние, не имеющее ничего общего с нормальным сном.

Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.

Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляцию и др. В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма о всех действующих на тело раздражителях. Подсчитано, что на 1,см2 поверхности тела приходится около100 болевых, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление!

Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.

Основа ухода за кожей - регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4-5 дней в душе, ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Уход за кожей рук требует особого внимания, так как на нее могут попасть патогенные микробы и яйца гельминтов, которые затем будут перенесены на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей, скапливается под ногтями. После туалета, выполнения различных работ и перед едой необходимо мыть руки с мылом.

Систематического ухода требуют и ноги. Занятия босиком, потливость способствуют появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Вот почему нужно ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять носки. Сухие мозоли следует своевременно удалять с помощью пемзы, мозольного пластыря или мозольной жидкости.

Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо использовать для мытья волос хозяйственное мыло либо синтетические моющие средства, предназначенные для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем. При появлении перхоти жирные волосы 1-2 раза в месяц можно мыть лечебными шампунями.

Систематический уход за полостью рта и зубами - одно из обязательных гигиенических требований. Через полость рта и из-за испорченных зубов проникают в организм болезнетворные микроорганизмы. Утром, перед сном и после каждого приема пищи необходимо в течение 2-3 мин тщательно чистить зубы пастой как с наружной, так и с внутренней стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам, а не наоборот и только вертикально. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо немедленно обращаться к специалисту. Два раза в год следует посещать зубного врача для профилактического осмотра.

Гигиена одежды и обуви. Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, а также ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.

Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.

При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий зимой на улице используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и т. п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы ее теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять форму после намокания. Применяемые в настоящее время различные кожезаменители по своим гигиеническим качествам приближаются к ней, но неравнозначны. Резиновая обувь и обувь на резиновой подошве обладает одним существенным недостатком: не пропуская воздуха, она вызывает потливость. Важна так называемая «внутренняя обувь» - носки, гольфы. Надо, чтобы они хорошо пропускали воздух, впитывали пот. Носки всегда должны быть чистыми, эластичными и мягкими. В теплое время года следует носить обувь, обеспечивающую хороший воздухообмен: туфли, имеющие прорези и отверстия или верх из матерчатой ткани. Во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной и прочной обувью. Необходимо, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими, в противном случае могут возникнуть потертости, а при низкой температуре воздуха - и обморожения. Для занятий зимой рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что дает возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.

Годовая К/р по биологии для 8 класса:

Итоговое тестовое задание по биологии для 8 класса

1 вариант

1) Начальным отделом пищеварительной системы является:

а)Пищеводб)Полость ртав)Глотка

2) Плацента – это:

а)Временный орган, формирующийся во время беременности

б)Вид соединительной ткани

в)Болезнь

3) О какой клеточной структуре идет речь: передает информацию дочерним клеткам с помощью хромосом при делении:

а) митохондрии б) лизосома в) ядрог) клеточный центр

4) Какая ткань способна возбуждаться и передавать возбуждение: а) нервнаяб) эпителиальная

в) соединительнаяг) мышечная

5) Железа внутренней секреции, расположенная в области головного мозга – это:

а)Щитовидная железаб)Гипофизв)Вилочковая железа

6) Выберите из предложенных желез железу смешанной секреции: а) поджелудочнаяб) печень

в) гипофизг) надпочечники

7) При недостаточной выработке гипофизом гормона роста развивается заболевание:

а) карликовостьб) базедова болезньв) гипогликемияг) микседема

8) Как называется средний слой сердца?

а)эпикардб)миокардв)эндокард

9) Нервная система не выполняет функцию: а) транспорт питательных веществб) нервная регуляцияв) связь организма с внешней средойг) согласованная деятельность органов

10) Выберите характеристику условного рефлекса: а) врожденныйб) постоянныйв) видоспецифичныйг) индивидуальный

11) Какое физиологическое свойство не присуще нерву?

а)возбудимостьб)проводимостьв)регенерация

12) Какая часть органа зрения выполняет следующую функцию: преломляет и фокусирует лучи света? а) сетчаткаб) зрачокв) стекловидное телог) хрусталик

13) За счет чего происходит развитие, рост в толщину и регенерация костей после повреждения:

а) губчатое веществоб) компактное веществов) желтый костный мозгг) надкостница

14)Признак, не имеющий отношения к эритроцитам: а) защитная функция б) до 5 млн в 1 см 3

в) продолжительность жизни 120 днейг)переносит кислород и углекислый газ

15) Каким образом нельзя заразиться СПИДом: а) воздушно-капельнымб) при переливании кровив) при кормлении материнским молокомг) половым способом

16) Какие рефлексы тормозятся с помощью внешнего торможения:

а)Безусловные.б)Условные.в)И те и другие.

17. Ферменты, участвующие в расщеплении белков:

18) Недостаток витаминов в организме человека называется:

а)авитаминозб)гиповитаминозв)дистрофия

19) Красный цвет крови сообщают:

а)лейкоцитыб)эритроцитыв)тромбоциты

20) Площадь кожи у взрослого человека равна:

а)1,5-2 кв. метраб)2,5 -3 кв. метрав)3,5-4 кв. метра

21)

а)А.А.Ухтомский.б)И.П.Павлов.в)И.М.Сеченов.г)А.М.Уголев.

22) Направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на чем-то важном – это:

а) речьб) памятьВ) мышлениег) внимание

23 ) Кислород эритроцитами транспортируется в форме:

а)Карбогемоглобина.б) Карбоксигемоглобина.в)Миоглобина.г) Оксигемоглобина.

24)

25) Выберите тип темперамента: очень энергичный, быстрый, порывистый, с бурным проявлением эмоций, с резкой сменой настроения, страстно отдается делу:

а) холерикб)меланхоликв) флегматикг) сангвиник

Итоговое тестовое задание по биологии для 8 класса

2 вариант

1) Наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха :а) экологияб) гигиенав) эмбриологияг) цитология

2)Какой орган не входит в пищеварительную систему?

а)Печеньб)Почкив)Поджелудочная железа

3) Какую функцию выполняет клеточная мембрана:

а) участвует в делении клетокб) синтез белка

в) обмен веществами между клетками и м/к веществом

4) Клетки какой ткани расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество:

а) нервнаяб) эпителиальнаяв) соединительнаяг) мышечная

5) Стенки внутренних органов состоят из мышечной ткани :

а) скелетнойб) гладкойв) сердечнойв) поперечнополосатой

а)плечоб)крестецв) большая берцовая

7) Какое заболевание грозит человеку в детском возрастепри недостаточном функционировании щитовидной железы:

а) сахарный диабет б) гипогликемияв) бронзовая болезньг) кретинизм

8)Гипофиз выделяет

а) гормон роста;б) тироксин;в) адреналин;г) инсулин.

9) В состав внутреннего уха входят

а) слуховые косточки;б) улитка;в) барабанная перепонка.

10) Нервные клетки называют:

а) аксоныб) нейроныв) дендритыг)синапсы

11) Координация произвольных движений, сохранение положения тела в пространстве, регуляция мышечного тонуса и равновесия – это функции:

а) переднего мозгаб) продолговатогов) мозжечкаг) среднего мозга

12)Какое вещество, содержащееся в крови, может присоединять кислород?

а) глюкоза;б) адреналин;в) гемоглобин;г) инсулин.

13) В каком отделе пищеварительного тракта имеются ворсинки?

а) в тонкой кишке;б) в пищеводе;в) в толстой кишке;г) в желудке.

14) Принимают участие в свертывании крови :а) эритроциты б) тромбоцитыв) лейкоциты

15) Рахит развивается при недостатке витамина

а) D;б) B1в) С;г) А

16) Заболевание дыхательной системы, не передающее воздушно-капельным путем :

а) туберкулезб) ангинав) дифтерияг) грипп

17) Ферменты, участвующие в расщеплении углеводов:

а) пепсин, трипсинб) амилаза, птиалинв) липаза, лецитиназаг) мальтаза, пепсин

18) К кратковременной памяти относится:

в)Информация, которую ученик прослушал на уроке

19) Какую функцию не выполняет подкожная жировая клетчатка:

а) амортизируетб) сберегает теплов) запасает питательные веществаг) содержит рецепторы

20) Зрительная зона коры больших полушарий находится в доле:

а) лобной;б) затылочной;в) теменной;г) височной.

21)В каких кровеносных сосудах течет венозная кровь?

а) в артериях малого круга;б) в артериях большого круга;в) в венах малого круга;г) в аорте.

22) Расщепление белков в пищеварительной системе начинается в

а) ротовой полости;б) желудке;в) тонком кишечнике

23) К познавательным процессам относится:

а)сонб)воляв)восприятиег)воображение

24) Выберите причины, помогающиезасыпанию:

а) режим дняб) яркий светв) больг) беспокойные мысли

25) Выберите тип темперамента: спокойный, его трудно вывести из себя, имеет невыразительную мимику, замедленно переключается с одного вида деятельности на другой:

а) холерикб) меланхоликв) флегматикг) сангвиник

Ответы:

№ задания

1 вариант

2 вариант

Критерии оценивания:

Количество правильно выполненных заданий

Оценка

25-23

22-18

17-13

12 и менее

Тестовое задание по теме: «Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности».

1) Ребенок считается новорожденным:

1. в течение месяца после рождения

2. в течение двух месяцев после рождения

3. в течение трех месяцев после рождения

2) Верные суждения:

  1. Личностью человек рождается.
  2. Личностью человек становится.
  3. Способности зависят только от наследственных факторов, полученных от родителей.
  4. Способности зависят только от условий, в которых развивается личность.
  5. Способности зависят и от наследственных факторов, и от условий, в которых личность развивается.

3) Человек, обладающий слабой, легкоранимой нервной системой, способной выдерживать лишь небольшие напряжения. Это темперамент:

  1. Холерика.
  2. Сангвиника.
  3. Меланхолика.
  4. Флегматика.

4)Спокойный человек, его трудно вывести из себя, обладает невыразительной мимикой, замедленно переключается с одного вида деятельности на другой. Это темперамент:

  1. Холерика.
  2. Сангвиника.
  3. Меланхолика.
  4. Флегматика.

5) Уравновешенный в своих чувствах и действиях, живой, подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам. Это темперамент:

  1. Холерика.
  2. Сангвиника.
  3. Меланхолика.
  4. Флегматика.

6) Обладает сильной нервной системой, способен преодолевать значительные трудности, плохо сдерживает себя, легко «взрывается». Это темперамент:

  1. Холерика.
  2. Сангвиника.
  3. Меланхолика.
  4. Флегматика.

7) Темперамент – это:

  1. Неповторимое сочетание психологических черт личности.

8) Характер – это:

  1. Психофизические свойства нервной системы.
  2. Совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обуславливают типичное для данного человека поведение.
  3. Способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.
  4. Наследственные задатки, полученные от родителей.

9) Личность – это:

  1. Психофизические свойства нервной системы.

10) Индивид – это:

  1. Отдельный человек со всеми его физическими и психическими особенностями.
  2. Человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к окружающим.
  3. Человек, который получил наследственные задатки от родителей.

11) Интерес – это:

12) Склонность – это:

1. индивидуальные физиологические и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

2. пристрастие к занятиям определенными видами деятельности

3. форма проявления познавательной потребности

13) Способности – это:

  1. наследственные задатки, полученные от родителей.
  2. индивидуальные физиологические и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
  3. форма проявления познавательной потребности
  1. пристрастие к занятиям определенными видами деятельности

14) Люди открытые, нацеленные на общение – это:

  1. экстраверты
  2. интроверты
  3. холерики
  4. флегматики

15) Люди замкнутые, погруженные в себя – это:

  1. экстраверты
  2. интроверты
  3. сангвиники
  4. меланхолики

Контрольная работа по биологии

по теме: «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».

Вариант 1

Задание 1.

Соотнесите термин и понятие

1 Высшая нервная деятельность

А Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии

2 Динамический стереотип

4 Сновидения

Г Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания

5 Интуиция

Д Невнимательность человека

6 Ощущение

Е Совокупность индивидуальных особенностей мышления

7 Восприятие

Ж Внимание, возникающеепомимо воли человека

8 Объекты восприятия

9 Наблюдение

И Не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной в период бодрствования информации

К Отражение предмета в целом

11 Мышление

Л Сознательная саморегуляция поведения человека, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели

Н Внимание, проявляющееся при осуществлении сознательных намерений человека и требующее от него приложения волевых усилий

14 Внимание

О Те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой

15 Непроизвольное внимание

16 Произвольное внимание

17 Рассеянность

С Хорошее или плохое настроение, состояние бурной эмоциональной вспышки,

18 Эмоциональные реакции

Т Целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время

19 Эмоциональные состояния

У Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта

20 Поведение

Ф Объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку, которая подкрепляется лишь в конце, когда все условно-рефлекторные действия выполнены

Задание 2

1 . Создал учение о безусловных и условных рефлексах:

1. И.М.Сеченов.

2. А.А.Ухтомский.

3. И.П.Павлов.

4. Н.И.Пирогов.

2

1. Условным.

2. Безусловным.

3 . Каким раздражителем в опыте Павлова И.П. над собакой является пища:

1. Условным.

2. Безусловным.

4 . Помогают приспособиться к изменяющимся условиям жизни:

1. Безусловные рефлексы.

2. Условные рефлексы.

5 . Внешнее торможение:

1. Звонок с урока.

2. Сигнал автомобиля.

6 . Внутреннее торможение:

1. Звонок с урока.

2. Сигнал автомобиля.

3. Кошка перестанет реагировать на погремушку, если звук погремушки не подкреплять колбаской.

7 . Какие рефлексы тормозятся с помощью внешнего торможения:

1. Безусловные.

2. Условные.

3. И те и другие.

8. Что такое доминанта:

9. Разработал учение о доминанте:

  1. А.А.Ухтомский.
  2. И.П.Павлов.
  3. И.М.Сеченов.
  4. А.М.Уголев.

10.

  1. Внимания.
  2. Использования навыков.
  3. Безусловного рефлекса.

11. К промежуточной памяти относится:

  1. Номер телефона, который вы нашли в записной книжке, набрали его на диске аппарата и... тут же забыли.
  2. Таблица умножения, которая хранится в памяти старшеклассника.

12.

  1. Номер телефона, который вы нашли в записной книжке, набрали его на диске аппарата и... тут же забыли.
  2. Информация, которую ученик прослушал на уроке.
  3. Таблица умножения, которая хранится в памяти старшеклассника.

13.

  1. От размеров тела – чем крупнее животное, тем сложнее ВНД.
  2. От степени сложности кровеносной и дыхательной систем.

14.

  1. Орган зрения.
  2. Орган слуха.

15.

  1. Орган зрения.
  2. Орган слуха.
  3. Информация, полученная с помощью устной и письменной речи.

16.

  1. Фаза быстрого сна.
  2. Фаза медленного сна.
  3. Равновероятны оба варианта.

17. К познавательным процессам относится:

  1. восприятие
  2. воображение

18. Воображение бывает:

  1. активное и пассивное
  2. логическое и механическое
  3. слуховое и обонятельное

Задание 3. Что такое сон? Две стадии сна (признаки каждой стадии).

Вариант 2

Задание 1.

Соотнесите термин и понятие

1 Восприятие

А Невнимательность человека

Б Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности

3 Интуиция

В Отражение отдельных свойств предмета

4 Сновидения

Г Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии

5 Высшая нервная деятельность

Д Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания

6 Ощущение

Е Не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной в период бодрствования информации

7 Динамический стереотип

Ж Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта

8 Объекты восприятия

З Плач, смех, проявление удовольствия, страха, печали и других чувств у людей

9 Мышление

И Совокупность индивидуальных особенностей мышления

К Внимание, возникающеепомимо воли человека

11 Наблюдение

Л Внимание, проявляющееся при осуществлении сознательных намерений человека и требующее от него приложения волевых усилий

12 Эмоциональные реакции

М Сложный процесс, состоящий из запоминания информации, её хранения и воспроизведения

Н Сознательная саморегуляция поведения человека, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели

14 Внимание

О Хорошее или плохое настроение, состояние бурной эмоциональной вспышки

15 Рассеянность

П Обобщенное и опосредованное познание действительности

16 Произвольное внимание

Р Сложные психические явления, которые основываются на пережитых ранее впечатлениях

С Те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой

18 Поведение

Т Объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку, которая подкрепляется лишь в конце, когда все условно-рефлекторные действия выполнены

19 Эмоциональные состояния

У Отражение предмета в целом

20 Непроизвольное внимание

Ф Целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время

Задание 2

1. Помогают приспособиться к изменяющимся условиям жизни:

1. Условные рефлексы.

2. Безусловные рефлексы.

2. Каким раздражителем в опыте Павлова И.П. над собакой является пища:

1. Безусловным.

2. Условным.

3 .Создал учение о безусловных и условных рефлексах:

1.И.П.Павлов.

2.И.М.Сеченов.

3.А.А.Ухтомский.

4.Н.И.Пирогов.

4 . Каким раздражителем в опыте Павлова И.П. над собакой является свет:

1. Условным.

2. Безусловным.

5 . Внешнее торможение:

1. Звонок с урока.

2. Сигнал автомобиля.

3. Кошка перестанет реагировать на погремушку, если звук погремушки не подкреплять колбаской.

6 . Внутреннее торможение:

1. Звонок с урока.

2. Сигнал автомобиля.

3. Кошка перестанет реагировать на погремушку, если звук погремушки не подкреплять колбаской.

7 .Какие рефлексы тормозятся с помощью внешнего торможения:

1. Безусловные.

2. Условные.

3. И те и другие.

8. Разработал учение о доминанте:

  1. А.А.Ухтомский.
  2. И.П.Павлов.
  3. . А.М.Уголев
  4. И.М.Сеченов.

9. Голодная лиса ищет добычу. Это пример:

  1. Безусловного рефлекса.
  2. Использования навыков.
  3. Внимания.

10. От чего зависит ВНД животных?

  1. У животных ВНД отсутствует, их поведение основано на рефлексах и инстинктах.
  2. От степени сложности кровеносной и дыхательной систем
  3. От нервной системы – чем сложнее нервная система, тем сложнее ВНД.
  4. От размеров тела – чем крупнее животное, тем сложнее ВНД..

11. К долговременной памяти относится:

  1. Номер телефона, который вы нашли в записной книжке, набрали его на диске аппарата и... тут же забыли.
  2. Информация, которую ученик прослушал на уроке.
  3. Таблица умножения, которая хранится в памяти старшеклассника.

12. Что такое доминанта:

  1. Преобладающая система связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители.
  2. Внешнее торможение условного рефлекса.
  3. Внутреннее торможение условного рефлекса.
  4. Внешнее торможение условных и безусловных рефлексов.

13. Что такое вторая сигнальная система?

  1. Орган зрения.
  2. Орган слуха.
  1. Информация, полученная с помощью устной и письменной речи..

14. Какая фаза сна начинается у человека после засыпания?

  1. Фаза медленного сна.
  2. Фаза быстрого сна.
  3. Равновероятны оба варианта.

15. К кратковременной памяти относится:

1.Номер телефона, который вы нашли в записной книжке, набрали его на диске аппарата и... тут же забыли.

2.Таблица умножения, которая хранится в памяти старшеклассника.

3.Информация, которую ученик прослушал на уроке

16. Что такое первая сигнальная система?

  1. Орган зрения.
  2. Информация, полученная с помощью устной и письменной речи.
  3. Орган слуха.

17. К познавательным процессам относится:

  1. восприятие
  2. воображение

18. Воображение бывает:

  1. активное и пассивное
  2. логическое и механическое
  3. кратковременное и долгосрочное
  4. слуховое и обонятельное

Задание 3. Что такое внимание? Непроизвольное и произвольное внимание (расписать).

Гигиена здоровья человека

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, как это распространено в общественном сознании. Частное значение здоровья, с точки зрения психофизиологии, может отражать уровень физической и умственной работоспособно при осуществлении различных видов труда.

Личная гигиена.

Защита от болезней и ранений требует от человека овладения многими простыми приемами, которые называются личной (персональной) гигиеной. Выработка иммунитета защитит вас от ряда очень серьезных заболеваний, которым вы можете подвергнуться, - оспа, брюшной тиф, дифтерия, холера, чума, желтая (тропическая) лихорадка. Это не избавит вас от наиболее распространенных заболеваний, таких как дизентерия, простуда, малярия. Руководствуясь следующими советами, вы как можно дольше останетесь на ногах:

1) Чистота тела - это первая защита от болезнетворных микробов. Идеальным было бы принятие ежедневного душа с горячей водой и мылом. Если это невозможно, содержите руки чистыми, чистите ваши ногти, губкой обтирайте лицо, подмышки, промежность и ноги, по крайней мере один раз в день. 2) Содержите по возможности чистыми и сухими одежду, особенно нижнее белье и

носки. Если стирка невозможна, вытряхивайте одежду, сушите и проветривайте ее регулярно.

3) Если это возможно, пользуйтесь каждый день зубной пастой. Мыло, пищевая соль или сода могут с успехом заменить зубную пасту, а маленькая зеленая веточка, хорошо разжеванная с одной стороны, послужит вам в качестве зубной щетки. Другой метод - чистка зубов чистым пальцем. Этот метод массирует также десны. После еды полощите рот питьевой водой, если она есть в вашем расположении.

Гигиена питания.

Остерегайтесь желудочно-кишечных заболеваний и расстройств. Не грызите ногти, не принимайте пищу грязными руками (как минимум, тщательно обтирайте руки перед едой чистой сухой травой или листьями). Не пейте грязную воду (ее надо прокипятить или обработать специальными таблетками, а затем профильтровать). Предохраняйте пищу и воду от мух и прочих насекомых, своевременно удаляйте пищевые отбросы и отходы. Избегайте употреблять в пищу необработанные и недоброкачественные продукты (недостаточно проваренные, прожаренные,немытые горячей водой, подгнившие, покрытые плесенью, забродившие, протухшие и т.д.). Пищевое отравление, дизентерия в полевых условиях означают срыв боевого задания и, вполне вероятно, гибель человека.

Обезопасьте себя от кишечных заболеваний:

1) Наиболее распространенными и опасными заболеваниями являются понос, пищевое отравление и другие кишечные расстройства. Их причиной могут стать зараженные пища, вода или другие напитки. Чтобы защитить себя от этих болезней, необходимо:

Сохранять тело, особенно руки, в чистоте. Не грызть ногти. Не есть

Перед употреблением воды развести в ней обеззараживающую

таблетку или прокипятить 1 минуту;

Мыть и снимать кожуру со всех фруктов;

Перед приготовлением не хранить долго продукты;

Стерилизовать кухонные предметы, желательно в кипяченой воде;

Предохранять пищу и воду от мух и других насекомых. Содержите ваш

дом в чистоте;

Следите строго за своевременным удалением отбросов и отходов.

2) Если у вас понос или рвота, не употребляйте тяжелую пищу, пока не появятся симптомы улучшения вашего состояния. Употребляйте питье, в частности питьевую воду, маленькими порциями и часто, через равные промежутки времени. Даже если вам стало лучше, попытайтесь избежать употребления тяжелой пищи. Не солите пищу слишком обильно.

Гигиена здоровья.

Оберегайте себя от сердечной недостаточности

В местностях с жарким климатом загорайте осторожно, частично выставляя свое тело солнцу. Сильное напряжение под горячим солнцем может стать причиной сердечного удара. Сердечную слабость можно предупредить дополнительным употреблением питьевой воды и соли, чтобы возместить то, что уходит при потении.

Защищайте себя от простудных заболеваний

1) В зонах с очень холодным климатом сохраняйте тело в тепле всеми возможным средствами. Особенно заботьтесь о ногах, руках и оголенных частях тела. Следите, чтобы носки были сухими, для утепления используйте тряпки, бумагу, мох, траву, листья, из которых всегда можно сделать хорошее укрытие.

2) Обморожение - постоянная опасность для любого, кто подвергается воздействию температуры ниже точки замерзания воды. Для обработки обмороженных мест найдите быстрее теплое место (с нормальной комнатной температурой) и немедленно погрузите их в горячую воду или подвергайте эти места обработке горячим воздухом. Не массажируйте и не прикладывайте лед к обмороженным участкам тела.

Заботьтесь о своих ногах

1) Грязные или потные носки могут навредить вашим ногам. Если у вас нет чистых пар, стирайте чаще те, что надеваете. Если же имеется чистая пара, кладите выстиранную поверх одежды за спиной. Они высохнут быстрее. По возможности надевайте шерстяные носки, они лучше впитывают пот. Носки могут быть заморожены, затем их следует отбить, чтобы очистить от грязи.

2) Волдыри представляют опасность, поскольку с них может начаться инфекция, которая может помешать вашему передвижению, или вообще, при дальнейшем ухудшении вашего положения, стать причиной смерти. Если обувь подходит вам хорошо, после каждого перехода очищайте ее от земли, чаще меняйте носки, используйте пудру для ног, массажируйте или спокойно растирайте свои ноги и у вас будет меньше забот относительно волдырей. Если же появился волдырь - не вскрывайте его, а наложите на него мягкую прокладку, чтобы меньше натирать это место.

Гигиена одежды и обуви.

За обувью всегда нужно тщательно следить, особенно при действиях в сырых климатических условиях и зимой. Обувь нужно чаще сушить, соблюдая осторожность, так как при быстрой сушке (на огне костра, у горячей печки) она может испортиться, равно как и при оставлении мокрой обуви на морозе. Хорошим способом сушки является заполнение обуви нагретой (так, чтобы не обжигало) галькой, песком, мелкими камешками. Обувь можно набить бумагой, сухим сеном или мхом - это способствует сушке и препятствует деформации. Допустимо в крайнем случае надевание сырых сапог (ботинок) на сухие носки и портянки, но не наоборот.

Регулярно смазывайте обувь тонким слоем сапожного крема. Сапожный крем можно заменить несоленым салом, дегтем, жиром водоплавающих птиц (рыбы), сырым мылом, растительным маслом. Для получения дегтя нужно нагревать бересту в банке на огне до тех пор, пока не отгонится темная жидкость.

При переноске грузов правильно заполняйте рюкзак (ранец): мелкие предметы нужно укладывать к спине, твердые и тяжелые - в нижней половине ранца. Лямки ранца подгоняйте по росту так, чтобы его нижний край (прикрепленный груз) прилегал к крестцу. Подогнанный таким образом ранец не бьет по спине и не слишком оттягивает плечи. При тяжелом грузе (более 20 кг) необходимо позаботиться о мягких прокладках под наплечные ремни (из поролона, войлока, мха и т.д.).

Зимой нужно особенно тщательно следить за исправностью одежды, содержать ее сухой и оберегать от прожигания. Наиболее частой причиной увлажнения одежды является сильное потоотделение. При его появлении снимите лишнюю одежду (обязательно сохранив верхний ветрозащитный слой), уменьшите физическую нагрузку, если есть возможность. Обмундирование при длительных действиях, особенно в холодных климатических условиях, следует просушивать, вывешивая в верхней части убежища, предварительно вытряхнув. При невозможности выстирать необходимо белье и одежду вытрясти, а затем повесить на 1,5-2 часа на открытом воздухе. Чтобы в метель (пургу) к обмундированию не прилипал снег и оно не намокало, рекомендуется поверх одевать халаты, накидки, изготовленные из парашютной ткани. Этим же обеспечивается маскировка.

Помните, что:

    плотно прилегающая одежда уменьшает зону неподвижного воздуха вокруг тела и препятствует свободному кровообращению;

    потение опасно, поскольку оно понижает изоляционную способность одежды, насыщая воздух влагой. Когда влага испаряется, тело охлаждается. Предупреждайте перегревание, снимая часть одежды и расстегивая ее у шеи, запястий и на груди;

    руки и ноги охлаждаются быстрее, чем другие части тела, и на них

следует обращать большее внимание. Закрывайте руки, насколько это

возможно. Руки можно согреть под мышками, на внутренней части бедра

или на груди. Так как ноги быстро потеют, согревать их трудно. Лучше

носить обувь большего размера, чтобы можно было надеть не менее двух

портянок (носка). Теплый двойной носок можно сделать,

если положить между парой носков сухую траву, мох, целлофановый

пакет или птичьи перья;

    самые большие теплопотери происходят в районе головы. Никогда не

забывайте о хорошем головном уборе.

В субтропиках, а также в средней полосе на болотах и в лесу жарким летом человек подвергается нападению полчищ насекомых (комаров, оводов, слепней, мух, ос, шершней, мошкары и т.д.). Поэтому он должен иметь:

    одежду такой прочности, чтобы она не рвалась во время движения сквозь густые заросли кустарника и подлеска;

    сетку и перчатки для защиты от насекомых;

    рукава и брючины, достаточно свободные для заправки их в перчатки и в носки;

    Сетка-накомарник должна быть светлой, т.к. комары и многие другие

насекомые боятся светлого цвета. Темные тона их привлекают.

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.). Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так, как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.

Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.

Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляцию и др. В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма о всех действующих на тело раздражителях. Подсчитано, что на 1,см 2 поверхности тела приходится около100 болевых, 12--15 холодовых, 1--2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление!

Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.

Основа ухода за кожей -- регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4--5 дней в душе, ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Уход за кожей рук требует особого внимания, так как на нее могут попасть патогенные микробы и яйца гельминтов, которые затем будут перенесены на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей, скапливается под ногтями. После туалета, выполнения различных работ и перед едой необходимо мыть руки с мылом.

Систематического ухода требуют и ноги. Занятия босиком, потливость способствуют появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Вот почему нужно ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять носки. Сухие мозоли следует своевременно удалять с помощью пемзы, мозольного пластыря.

Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо использовать для мытья волос хозяйственное мыло либо синтетические моющие средства, предназначенные для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем. При появлении перхоти жирные волосы 1--2 раза в месяц можно мыть лечебными шампунями.

Систематический уход за полостью рта и зубами -- одно из обязательных гигиенических требований. Через полость рта и из-за испорченных зубов проникают в организм болезнетворные микроорганизмы. Утром, перед сном и после каждого приема пищи необходимо в течение 2--3 мин тщательно чистить зубы пастой, как с наружной, так и с внутренней стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам, а не наоборот и только вертикально. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо немедленно обращаться к специалисту. Два раза в год следует посещать зубного врача для профилактического осмотра.

Гигиена одежды и обуви. Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, а также ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.

Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.

При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий зимой на улице используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и т. п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы ее теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять форму после намокания.

ГИГИЕНА (от греч. hygieinos-здоровый) - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа.

Целью гигиены является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены:

Изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей;

Научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;

Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических дисциплин: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, гигиена физической культуры и спорта и др.

Гигиена тесно связана с санитарией. Санитария (от лат. sanitas-здоровье) - термин, употреблявшийся в медицине до 60-х годов для обозначения отрасли здравоохранения, содержа­ние которой охватывает разработку и проведение практических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В современном понимании научной разработкой названных выше проблем занимается гигиена, а организацией и проведением са­нитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - санитарно-эпидемиологическая служба.



Загрузка...

Реклама