emou.ru

Музей народной архитектуры переяслав хмельницком. Переяслав-Хмельницкий — музейное царство. Описание маршрута и объектов посещения

Мы отправились в музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницкий. Учитывая дождливую погоду, мы решили предварительно подготовиться. Из-за возможных заморозков мы обули наш авто в зимние шины Continental ContiVikingContakt 6.

Дорога в 90 км пролетела незаметно, и мы прибыли в Переяслав. Городок не ­большой, но очень красивый и имеет славную историю, отсчет которой ведется со времен Киевской Руси, когда приграничный населенный пункт был по размерам лишь немногим меньше Киева и Чернигова.

По легенде, именно здесь произошло сражение молодого богатыря, киевского князя Владимира и печенежского воина. Украинец победил, поэтому город и назвали Переяславом (производная от «перенял славу»). Позднее Переяслав стал одним из ключевых центров казацкого государства Богдана Хмельницкого, где проводилась и Переяславская Рада. Кстати, сегодня ведутся дискуссии о возвращении городу исторического названия Переяслав. Его также называют городом-музеем, и это – чистая правда.

В Переяславе находится одноименный национальный историко-этнографический заповедник, в состав которого входят 23 музея, 13 из них сконцентрированы в комплексе «Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины» – первый в Украине под открытым небом. Его основали еще в 1964 году, а некоторые экспонаты датируются аж IV веком до нашей эры.

Поражает то, как органично вписались разнообразные музеи – электросварки, меда, хлеба, рушника и другие – в единый комплекс. Входя на территорию, ты попадаешь в атмосферу самобытной украинской деревушки. Даже многочисленные работники, поддерживающие здесь идеальный порядок, выглядят, как местные жители, которые живут в этих чудесных хатках с калиной у ворот.

Из всех экспозиций самую интересную для автолюбителей представляет Музей наземного транспорта. Здесь отображается развитие транспорта еще со времен трипольской культуры.

Есть и сани разных веков, и телеги чумаков, прообразы самосвала и то, что в последствие превратилось в современные автомобили, – тачанки и фаэтоны. Очень интересно проследить связь поколений в конструкторских решениях, принципе работы и обслуживании древнего и современного транспорта. Что характерно, даже элитные транспортные средства, сравнимые с современными Rolls-Royce и Bentley, были изготовлены в украинской глубинке.

Во дворе музея расположился «шиномонтаж» прошлых веков – станки для изготовления деревянных колес телег, на которые натягивается металлический обод. Он послужил своебразным напоминаем о важности правильного выбора шин и своевременного перехода на зимнюю резину.

Так выглядит «шиномонтаж» прошлых веков – станок для изготовления деревянных колес телег, на которые натягивается металлический обод

Ведь в современном мире колеса выглядят совсем по-другому и играют важнейшую роль в безопасности автомобиля. Мы переобулись уже давно – на нашей Сузуки стоит новенький комплект нешипованных зимних шин Continental ContiViking Сontact 6. Выбор именно этих шин был для нас очевидным – именно они победили в тестах зимней резины от “Автоцентра”.

Подробнее расскажет новый выпуск “Завтра туриста” на “Первом Автомобильном”:

Музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницком работает без выходных с 9:00 до 17:00. Стоимость входного билета в «Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины» – 15 грн для детей и 30 грн – для взрослых. Посещение отдельных музеев на территории в стоимость не входит и обойдется в дополнительные 5-10 грн. Экскурсия стоит 100 грн для детей, 200 грн – для взрослых (300 грн с экскурсоводом со знанием иностранного языка).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ездил летом в Переяслав-Хмельницкий. Наслушался восторженного трепа о городе-музее, великолепной атмосфере и замечательном музее под открытым небом. Повелся и поехал. Маршрутки на Переяслав идут от метро Черниговская и, если не ошибаюсь, от метро Харьковская. Билет стоил 20 гривен, сейчас наверняка дороже, в свете очередного подорожания бензина.
Итак, Переяслав - районный центр в Киевской области. Население 31 тысяча. Расстояние от Киева 78 км, на маршрутке ехать часа полтора, так как она едет через Борисполь.


Идея создания этнографического музея принадлежит шведу Артуру Хазелиусу, директору и основателю Музея Северных стран. В 1891 году он приобрел имение «Скансен» в самом центре Стокгольма, «с целью заложить музей, не имеющий аналогов, а именно фольклорный культурно-исторический музей под открытым небом».11 октября 1891 года «Скансен» впервые открылся для посетителей с единственным экспонатом – домиком из Муры. За последующие годы музей значительно расширил свою экспозицию и сейчас включает более 150 домов и усадеб XVIII - XX веков. В наше время название «Скансен» стало нарицательным для обозначения музеев под открытым небом. Переяславский музей находится на окраине города, пешком туда не добраться, маршрутки, насколько знаю, не ходят. Так-что придется брать такси, благо цены здесь не киевские.
Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины работает каждый день с 10:00 до 17:00. адрес: Киевская область,
г. Переяслав-Хмельницкий, ул. Летописная, 2


В переяславском музее, который раскинулся на площади 30 га, находится 13 тематических музеев: Музей украинских обрядов и обычаев Музей истории Украинской православной церкви Музей рушника Музей лекарственных растений Музей пчеловодства Музей Н. Н. Бенардоса Музей декоративно прикладного искусства Музей космоса Музей сухопутного транспорта Музей «Почтовая станция» Музей хлеба Музей Шолом-Алейхема Музей памяти Полесского района Главной достопримечательностью переяславского музея считается украинское село - точная копия поселения Средней Надднепрянщины. Справочная информация:
Работает музей без выходных с 10.00 до 17.00
Стоимость входа: для детей - 10 грн, для взрослых - 15 грн.
Стоимость экскурсии: для детей - 40 грн, для взрослых - 70 грн.
Посещение тематических музеев оплачивается отдельно, 1-10 грн.
Фотографирование на территории музея - 20 грн. Можно не платить:) и фотографировать.
Съемка на камеру - 50 грн.
Музей хлеба.


Здесь, такое ощущение, насобирали все-что могли и просто поставили навалом.


Усадьба киевлянина Х век.








Реконструкция мазанки



Церковь Иоанна Богослова 1606 год .






А то это странная икона, фото плохо получилось.


Колокольня 18 столетия из села Бушево Рокитнянского района .

Погосты, казацкие кресты, перенесенные из зоны затопления Каневского водохранилища.


Сухоярская церковь (Ставыщенский район) 1775 года . Музей истории Украинской православной церкви






На задворках истории

Какая-то адская машина


Избушка на курьих ножках

Церковь 1768 года из села Андруши.









Интерьеры хат,
где какая не помню



Здесь гонют самогон


Здесь пьют















А здесь хранится иголка со смертью Кощея Бессмертного


Посредине когда-то очевидно было озеро.

Охотничий домик князя Горчакова

Недавно мы посетили . И эту статью я хочу посвятить именно ему. Оставайтесь с нами, вас ждет много фото и видео.

Небольшой городок Переяслав-Хмельницкий раскинулся в 85 километрах от Киева. Он привлек нас своим историко-этнографическим заповедником под названием «Переяcлав». Нам приносит огромное удовольствие посещение таких ценных и живописных достопримечательностей.

Рада, что в Киеве есть Пирогово и Мамаева слобода , где можно отдохнуть от городской суеты и окунуться в совсем другое временное пространство. Я не зря вспомнила о них, ведь музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницком по своей ценности и идеологии можно сравнить с ними.


К городу нас вела живописная дорога, окутанная с двух сторон желтыми полями рапса и сочными озимыми травами. Не смотря на то что, моя задача была следить за навигатором, я то и дело отвлекалась на окружающую природу, и слава Богу, до Переяслава, не нужно особо крутиться, дорога хорошая и ехать нужно почти всегда прямо, без особых ковыляний, что нельзя сказать о самом городе. Мы не увидели ни одного указателя, где находиться музей!! Ну как так?! Сорок минут колесили по Переяслав-Хмельницком, и казалось, что уже знаем его как свои пять пальцев.


Как вы понимаете, доехали мы до главного входа в заповедник, не очень в настроении. Но все изменилось, когда мы ступили на территорию музея под открытым небом. Нас поразило изобилие зелени и деревьев, за счет них в некоторых местах лучики солнца не доставали земли. Воздух чистый и свежий, птички поют, пчелки жужжат. Красота…


На огромной территории собраны этнографические экспонаты украинских хат, церквей, предметов обихода разного времени. Переяславское княжество связано с очень важными и значимыми историческими событиями, а сам город по записям летописей был третьим после Киева и Чернигова по величине. Здесь родились, жили и занимались своим творчеством Г. Сковорода, Шолом-Алейхем, В. Заболотний, а Т. Шевченко написал свой знаменитый «Заповіт».


Заповедник под открытым небом славиться огромным количеством музеев, что подтвердила вывеска перед входом. Честно сказать, мы не посещали их все, нам хватило этнографических хат Средней Надднепрянщины, характеризующих, как жили в то время, люди разных ремесел и достатка.


Внешнее и внутреннее убранство их значимо отличается. В каждой хате присутствуют вышитые «рушники», иконы, одежда, предметы обихода или сферы деятельности. Например, в сельского священника, мы увидели купель, для крещения малышей, в ткача - деревянное веретено, в пчеловода - старинные улеи и т.д. Дополняют сельский антураж деревянные церкви и старинные колодцы «журавли».


По жилью можно также судить о степени достатка селян. Дом богатого человека выглядит пышно, даже смотря лишь на внешний вид. Добротные дубовые ворота, оригинальный рисунок хаты, количество построек во дворе, не говоря о внутренней роскоши. Если сравнить с жильем бедняка, у которого хатка небольшого размера, обнесена хилым плетеным забором, строений никаких больше нет. Внутри она разделяется на место для скота и для хозяев. Конечно, как и в наше время отличия значимые.


Украшают зеленую местность два озера, жаль, что только заросшие камышами, а был бы такой вид чудесный. Тем более, вокруг установлены лавочки для любования. Каждую хатку охраняет тетенька, она смотрит за внешним видом, убирает и встречает гостей.

Вход в музеи на территории заповедника «Переяслав» платный. Цена символическая но, на мой взгляд, лучше бы стоимость была включена во входной билет. С другой стороны, каждый может выбрать именно тот музей, который хочет посетить.


Конечно же, не обходиться в таких комплексах без рыночной площади. Здесь проводятся различные мероприятия: ярмарки, традиционные празднования, свадебные церемонии и гуляния.


Резюме. Если сравнивать с увиденными нами музеями под открытым небом в Киеве, заповедник «Переяслав» не ухожен, как полагается. Трава не везде скошена, кусты не подстрижены, а сухие ветки деревьев не срезаны. Было бы хорошо, если бы все это «отрепетировали» для посетителей. Хотелось бы видеть, такие ценные достопримечательности в подобающем виде, ведь это наша история… наше прошлое, которые мы должны знать и помнить.


Понравилась богатая зеленью территория. Очень живописно, есть много места для прогулок. Музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницком имеет ценную коллекцию исторически важных экспонатов. Нам понравилось там гулять.


Как доехать до музея под открытым небом в Переяслав-Хмельницком

В Переяслав-Хмельницком, тогда я не успела написать отчет о поездке, все время откладывая на потом.

Добавлю еще своих впечатлений.

Также в Переяславе есть то, чего нет в Пирогово в принципе - это различные мелкие музеи. Вход в каждый музей оплачивается отдельно, посетить каждый из них в один приезд представляется мне невозможным. Мы побывали в музее рушника и в музее сухопутного транспорта. Музей транспорта очень впечатлил, в нем собрана уникальная коллекция транспортных средств, единственная на территории Украины - различные телеги, коляски, фаэтоны.

Еще мы очень хотели попасть в музей космоса, само существование которого в народном музее - какой-то сюр, к тому же, музей размещается внутри церкви, но этот музей, к сожалению, был закрыт.

Станционный смотритель музея "Почтовая станция" тоже где-то загулял. В этом минус посещения в "неформатный" день.

Еще на территории музея находится вот такой скелет, это опора старого Паркового моста в Киеве, в 1983-м году он был заменен на точную его копию, а опору передали в музей в Переяслав-Хмельницком. Подробнее про этот мост можно прочитать вот тут.

Познакомившись в прошлых частях и погуляв , оказавшегося точкой пересечения всей украинской истории, посетим наконец его известнейшую достопримечательность - музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья, один из самых больших и интересных "скансенов" в постсоветских странах.

Моё любимое место в Переяславе - безусловно, луга в пойме Трубежа, над которыми с одной стороны нависает Михайловская церковь с макетом собора на крыше, а с другой - главки "музейных" церквей, выглядывающие из увитой омелою рощи:

Скансен расположен на самой окраине, практически за городом, и его главный вход смотрит в сторону, противоположную центру - туристическим автобусам не крюк, а пешком идти далековато что из города, что от шоссе. Поэтому мы пошли через эти луга к чёрному ходу, куда ведёт улица со звучным названием Летописная. Ещё снаружи встречает здоровенная водяная мельница и ветхая лодка, о происхождении которых я ничего не нашёл. У чёрного входа же обнаружились мелкие собаки, вроде и не агрессивные... но стоило было повернуться к ним спиной, как одна из них весьма неприятно ущипнула меня за ногу сквозь джинсы. На входе, однако, есть полноценная касса, а за ней пирожковый и сувенирный киоски.

Созданный, как и большинство советских скансенов, в 1960-е годы (открыт в 1964-м), Музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья получился одним из крупнейших - в нём 185 объектов, в том числе 122 постройки: он уступает во всех постсоветских страна лишь киевскому Пирогову (275 построек) и (189 построек), заметно превосходя например львовский , в Риге или архангельские Малые Корелы. При этом в отличие от тех музеев, раскинувшихся по огромной территории, переяславский скансен довольно компактен (700 на 400 метров) и в нём нет проблем с навигацией - всё рядом, схема логична, а подавляющее большинство объектов снабжены подробным описанием на украинском языке. Ну а главная "фишка" переяславского скансена в том, что здесь представлен не только в общем-то весьма однообразный сельский быт, но и ряд нестандартных построек и целых секторов, один из которых - с археологическими древностями и реконструкциями - я показывал в первой части.

3а. по клику откроется в большом разрешении.

Зайдя с чёрного (Нижнего) хода, мы вышли на развилку и стали обходить музей по кругу, на схеме - против часовой стрелки. От развилки налево уходит натуральная сельская улица с хатами крестьянина-середняка, ремесленника-кожемяки и трактиром:

Шинок (корчма) 1890-х годов из села Рудяки близ Переяслава:

Напротив них - одинокая Полесская хата из села Вабля на севере Киевской области: из того немногого, что осталось от Киевского Полесья после Чернобыльской катастрофы, в музей свезено немногим меньше, чем из окрестностей Переяслава. Построена она как натуральная изба, из брёвен концами навыпуск, но хата отличается всё же в первую очередь планировкой - тут хорошо видны компактные сени и две комнаты по бокам.

В комнатах - огромная печь, полесская вышивка и ткацкие станки, но в первую очередь - очень красивые росписи:

А за полесской хатой, внезапно, "хата первых коммунаров". Не знаю, что имелось в виду здесь, но например в Казахстане или Киргизии, странах бывших кочевников, такими застроена немалая часть "закреплённых" в советское время аулов, такая вненациональная сельская архитектура.

Улица приводит к Трёхсвятительской церкви (1741) из села Пищики, :

А в ней - музей украинского рушника. Рушник я до поездок на Украину постоянно путал с вышиванкой, но на самом деле вещи это совершенно разные: вышиванка - сугубо украинская рубаха с орнаментом, рушник - вышитое полотенце, характерное для славян вообще, и на Украине эта традиция лишь лучше всего сохранилась.

И даже в церкви рушники смотрятся органично - ими здесь нередкие украшают сельские храмы или могилы:

Здесь выставлено около 300 рушников (а всего их в фондах музея порядка 4000) из Киевской, Полтавской, Черкасской и Черниговской областей, как старинных, так и советских и новых:

Немного резьбы по дереву - но это не декоративный элемент, а заготовка для вышивания рушника:

За церковью - несколько ветряков (словом "млын", то есть "мельница", в украинской традиции называют только водяные мельницы). Всего их в музее 16, и стоят они тут и там группками по несколько штук. Этот ветряк - пожалуй, тут самый красивый:

Рядом есть и другие усадьбы, но все их не буду показывать - они довольно однообразны, а пост и без этого дутый. Вот это, если не ошибаюсь, хозпостройки в усадьбе богатого крестьянина, чей дом запечталён на вступительном кадре. Странный вкопанный амбар - как я понимаю, омшанник - зимнее убежище для пчёл (по крайней мере таковой в скансене есть и выглядит очень похоже):

В следующей рощице - самая большая в музее Георгиевская церковь (1768) из села Андруши. Внутри у неё и убранство довольно зрелищное , но увы - двери даже в середине дня были закрыты, и как оказалось, у запертых ворот мы окажемся здесь ещё не раз. Рядом - памятный знак с благодарностью царю за восстановленения села, смытого в 1845 году днепровским наводнением.

На той же поляне ещё и гамазей - это переиначенное на украинский манер магазейн (в русском варианте - мангазея), склад зерна или муки:

Усадьба гончара, оказавшаяся закрытой - там внутри гончарные круги и образцы народной керамики, не столь почему-то известной, как народная вышивка. Больше, впрочем, меня впечатлила деревянная резьба кладовой:

И озарённые солнцем снопы, не знаю точно для чего там собранные:

Напротив - избушка хатка на курьих ножках, символизирующая домик знахарки, и Музей пчеловодства - справа видна пара ульев с соломенными крышами, к которым за краем кадра прилагается и хата пчеловода.

Домик знахарки, как я понимаю - дальний павильон Музея лекарственных растений , большая часть которого находится в другой части скансена.

Да одинокая и словно полуподземная часовенка, о которой я просто ничего не нашёл - возможно, малоросский аналог западенских капличек или русских поклонных крестов, словом - место для молитв при дороге:

Усадьба сельского батюшки. Священники в 19 веке были людьми по сельским меркам образованными и много повидавшими, так что и хата его под черепичной крышей, а внутри, пишут, городской интерьер с фабричной посудой.

Где-то здесь заканчивается собственно "этнографический" сектор, в котором даже при более чем компактной территории мы умудрились пропустить пару объектов, как например музей памяти Полесского района , рассказывающий опять же о Чернобыльской трагедии... впрочем, много ли я потерял, не увидев музейную хату, если был в самой , в том числе ?
За этнографическим отделом начинается показанный в первой части археологический, но и его организуют две деревянные церкви, причём обе - Покровские. Храм из села Сухой Яр (1778) вмещает Музей истории украинской православной церкви , куда входит и дом священника, и многочисленные кресты от Средних веков до 19 века, сгруппированные в Казацкое кладбище:

Вторая Покровская церковь из села Остройки под Белой Церковью обходится без музея, но зато старейшая здесь - срублена в 1606 году. Звонница - не родная, а от церкви Иоанна Богослова середины 18 века из села Бушево, и среди в основном небольших каркасных звонниц украинского деревянного зодчества выделяется капитальностью.

А в здешней археологической коллекции не забыли даже Збручского идола - найденный в австрийской части Подолии (Тернопольская область) в 1848 году, ныне он хранится в археологическом музее Кракова, но копией его пытается обзавестись едва ли не каждый уважающий себя музей славянской старины. На самом деле в Подолии с её каньонами просто был самый доступный камень, поэтому там идолы лучше всего сохранились, и вряд ли Збручский идол был совершеннее новгородского Перуна или киевского Велеса, но ничего лучше от славянского язычества до наших дней не дошло.

Где-то на другом краю археологическом сектора освобождённый мужик разрывает оковы эксплуотаторов - об этом памятнике вновь ничего не нашёл, но образ в нём явно советский:

Минуем главный вход, рядом с которых лапидарий и половецкий курган из первой части да ещё одна порция мельниц:

За которыми раскинулся Музей хлеба (1984), по сути дела ещё один сектор, изображающий центральную усадьбу колхоза:

На самом деле речь не столь про хлеб, сколько про использующуюся для его производства технику, от полудеревянных старинных машин, что делались на или на гигантском заводе Эльворти в тогдашнем Елизаветограде, до советских тракторов, кобмайнов и "крылатого хлебороба" Ан-2, который вовсе не случайно прозвали "кукурузник". Рядом с крылом кукурузника - павильон, служивший мастерской для вытёсывания жерновов:

Сюда же затесалась и явно досоветская хата пекаря с соломенной крышей, и скульптура преисполненных либидо хлеборобок из парка колхозной усадьбы.

Ржавая техника выглядит так, будто тут правда заброшенный колхоз, и уверен, подобные сюжеты можно найти не дальше нескольких десятков километров отсюда. Только несамоходный деревянный комбайн начала ХХ века напоминает, что мы в музее:

На главном здании - барельефы, уж не знаю, специально под музей сделанные или снятые с других колхозов. Как бы то ни было, в 1984 году, когда открывался этот отдел, так вполне могли построить и реальную колхозную усадьбу:

Внутри экспозиция от локомобилей до археологических находок, вывернутых когда-то из земли случайным плугом:

А стережёт безопасность колхозников Казацкий пост - тут уже реплика от начала до конца, век этак под 17-й. Похожим образом выглядели в те времена что сибирские остроги, что сечи Дикого поля.

Огромная Пятницкая церковь (1833) из села Вьюнищи - образец уже не украинского, а общероссийского деревянного зодчества, которое называют иногда "дерево под камень". Возможно, это одна из "муравьёвок" (хотя палач литвинской идентичности Михаил Муравьёв-Виленский и был несколько позже), оперативно построенная в каком-нибудь селе, в те годы перешедшем по росчерку пера из ликвидированного греко-католичества в православие. Ныне в церкви Музей космоса , и наверное (если бы она была открыта) несказанно впечатляют ракеты, скафандры и спутники под храмовым сводом. Нынешняя Украина на советском наследстве "замыкает пятёрку ведущих космических держав" (наткнулся на такую фразу, когда писал ), и уж по крайней мере с Украины родом были такие отцы советской космонавтики, как Сергей Королёв или Михаил Янгель.

Ну а дальше тут уже и не скансен, а просто группа музеев, каждый из которых занимает дом или усадьбу через рощу от соседнего. От музея Шолом-Алейхема , собранного в обычной хате из вещей этого родившегося в Переяславе писателя на идиш, я заснял только весьма живописный курятник:

Напротив церкви - стоявшее раньше в городе Почтовая станция 19 века, третья от Киева по Полтавской дороге:

Внутрь мы не пошли, а снаружи больше всего впечатляет герб:

Почтовые станции служили в те времена и чем-то вроде вокзалов, где меняли лошадей (курсирующих от станции до станции) либо отдавали своих на покормить да подковать. Так что рядом с Почтовой станцией - Музей народного сухопутного транспорта, то есть не в меру длинный ангар разнородных повозок от тачки до кареты:

Есть здесь, между прочим, даже чумацкий воз 18 века - чумаки ходили за солью на черноморские и азовские лиманы, рискуя попасть в татарский плен и турецкое рабство, но зато такой воз избавлял село от необходимости покупать соль, тот единственный из жизненно необходимых товар, который крестьяне не могли сами вырастить. Увы, я про этот воз напрочь забыл, так что даже не знаю, попал ли он в кадр.

Рядом под навесами - мастерская колёсников:

Я как-то пролетел мимо Музея украинских народных обрядов , а вот оказавшийся закрытым Музей прикладного искусства во вполне искусно оформленном Панском доме, где жил мелкий дворянин-помещик - не все они обитали в усадьбах с колонными портиками. Само прикладное искусство - советского времени, с УССРовских выставок 1970-71 годов.

А ещё один похожий дом из села Воронков под Борисполем (где, кстати, провёл детство уже упомянутый Шолом-Алейхем) занят техническим музеем Николая Бенардоса . Потомок греческих офицеров с одной стороны и уральских промышленников Демидовых с другой, в 1881 году он изобрёл "Электрогефеста" - электросварку, полностью изменившую многие законы строительства: на старых металлических конструкциях всегда бросается в глаза огромное количество заклёпок. Что интересно - электросварка была практически от начала до конца русским изобретением: теоретически её обосновал в 1802 году Василий Петров , а на практике и в более близком к современном виде внедрил в 1888 году в Перми Николай Славянов . Всего же Бенардос создал около двух сотен изобретений от сельхозтехники до пуль со смещённым центром тяжести, и эти же изобретения, если точнее аккумуляторы с их разрушающими организм парами свинца, его и погубили. Не понял я лишь одного - какое отношение Бенардос имеет к Переяславу? Родился он под Елизаветоградом (ныне Кропивницкий, а до недавнего времени Кировоград), работал в основном в городке Лух нынешней Ивановской области и в Петербурге, "Электрогефеста" презентовал в Париже, а умер в Фастове на правобережной Киевщине.

Неподалёку - вроде бы обходящийся без музея Охотничий домик князя Константина Горчакова, киевского генерал-губернатора в 1877-78 годах (видимо, тогда дом и был построен) и сына "железного канцлера" Александра Горчакова.

Я видел скансены, устроенные на территории старых усадеб (например, под Торжком), но здесь не тот случай - дом перенесён из села Ташань, и на мой взгляд интересен именно как заурядный, то есть наиболее характерный образец своего жанра и эпохи. И уж не знаю, с ним ли вместе привезли деревянную беседку:

Но вокруг натурально усадебный парк и подзаросший пруд с часовенкой на островке:

И старыми деревьями, чьи корни толще, чем у иных - стволы:

Не знаю так же, и откуда этот якорь у дорожки, ведущей обратно к чёрному ходу, но ещё более крупные домонгольские якоря лежат в городе (см. первую часть):

В стороне осталась ещё пара крестьянских усадеб, корчма (видимо действующая), музеи лесного хозяйства и лекарственных растений на месте еврейского кладбища (о котором напоминает памятный знак с надгробием), да и следующие дворы бондаря, ткача и других ремесленников мы прошли быстрым шагом:

Хоть и компактен Переяслав, что город, что музей, да времени было ещё меньше:

Последним запомнившимся экспонатом стала сельская управа:

На чём и закончу расска про Переяслав. По-хорошему, живя в Киеве, сюда стоит съездить как минимум дважды - день на скансен и день на город, вот только чтобы ещё все музеи внутри скансена были открыты... Полный список музеев Переяслава есть в википедии и чуть менее полный на официальном сайте , и даже вскользь упомянуть в трёх постах я успел не все из них: ещё есть музей скульптур на улице Котляревского, картинная галерея, музей народного костюма в Михайловском монастыре и музей истории философии где-то при здешнем скансене. И всё же, подводя итог, скажу, что при всём обилии достопримечательностей Переяслав-Х не очень-то цепляет, и каким-нибудь Прилукам или Ромнам по силе впечатления уступает примерно так же, как музейный экспонат - "действующей" вещи.

В следующих двух частях отправимся на Правобережную Киевщину - в огромный город с названием Белая Церковь.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь
. Древняя Русь в музее и городе.
. Город.
Переяслав-Хмельницкий. Скансен.
Прилуки. Густыньский монастырь.
Прилуки. Город.
Нежин. Разное.
Нежин. Старый город.
Белая Церковь. Город.
Белая Церковь. Парк Александрия.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.



Загрузка...