emou.ru

"Поверхность нашего края". Урок по окружающему миру (4-й класс). Презентация на тему "земная поверхность нашего края" Сообщение на тему поверхности нашего края читать

Формы земной поверхности

Равнины - это ровные или почти ровные участки земной поверхности
Горы -это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
Почти все горы возникли вследствие движения тектонических плит. Они бывают трех основных видов - складчатые, блочные и купольные. Большая часть самых высоких гор, например, Гималаи (Азия), - складчатые; они простираются на огромные расстояния, формируя цепи. Некоторые горы еще растут, другие разрушаются, или подвергаются эрозии, под воздействием атмосферных явлений.
Части горы и холма
У горы и холма части называются одинаково, всего их три: вершина, склон и подошва, либо по другому подножие. Склон может быть крутой и пологий. Гору от холма будет отличать высота.

Нарисуй гору и подпиши её части

Какая поверхность в вашем крае? Нарисуй или наклей фотографию

Равнины

Горы

Высоко в горах ты можешь увидеть некоторые из самых поразительных, впечатляющих пейзажей нашей планеты: зубчатые, заснеженные горные пики, глубокие ущелья, широкие долинные ледники, стремительные реки и водные потоки. Горы постоянно бросают вызов человеческому стремлению к приключениям.

  • По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы - разной высоты.

Ты уже знаешь, что на равнинах встречаются овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений.

Образование оврага начинается с маленькой рытвины на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Балка - это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

  • Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нём. Много ли в вашей местности оврагов? Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.
  • Подумай, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю - на равнине или в горах. Как люди используют поверхность в вашем крае?

Надо ли охранять... поверхность?

Может быть, этот вопрос покажется странным. Надо охранять растения, животных, чистоту воздуха и воды. А поверхность края?.. Разве ей что-нибудь угрожает? Давайте порассуждаем.

Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности. Что вы чувствуете, когда выходите на открытое место, откуда видно далеко вокруг? Наверное, чувствуете радость и гордость за родную землю. Как она прекрасна!

Но бывает и так, что вместо этих чувств испытываешь горечь и обиду. Например, у заброшенного карьера. Когда-то здесь добывали песок, глину или уголь. Теперь карьер - рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте посадить лес или превратить карьер в пруд для разведения рыбы.

А в другом месте строители возводили новые дома и оставили большую свалку. Здесь и битые кирпичи, и осколки стекла, и ещё многое другое. Люди, которые работали на этой стройке, нарушили закон, который запрещает выбрасывать мусор где попало. А сколько подобных свалок уродуют поверхность нашей земли!

Не по-хозяйски поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам после первого же дождя потекут потоки воды - вот вам и начало оврага! Проводить вспашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.

Чтобы остановить образование оврага, маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву. Поперёк небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.

Вы тоже можете участвовать в охране поверхности своего края. Обследуйте вместе со взрослыми окрестности города, села. Если обнаружите заброшенный карьер, незаконную свалку, распашку вдоль склонов, рытвину, которая может превратиться в овраг, сообщите об этом в общество охраны природы. Примите участие в уборке мусора, в борьбе с оврагами.

Вот и получается, что земную поверхность надо охранять не менее тщательно, чем воду и воздух, растения и животных.

Обсудим!

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края вы знаете? Можно ли возместить урон, нанесённый природе в этих случаях? Как это сделать?

Проверь себя

  1. Расскажи о поверхности своего края.
  2. Как используют поверхность в вашем крае?
  3. Что значит «охранять поверхность»?
  4. Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: овраг, балка.
  2. Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь её участка (холма, оврага, горного хребта).
  3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

БОЛЬ ПРИРОДЫ

Горы, которых не должно быть

В некоторых районах нашей страны, там, где добывают из недр земли много полезных ископаемых, выросли горы - терриконы. Выросли они не сами собой, их насыпали люди. Добывая полезные ископаемые, перерабатывая их, сваливали все отходы - пустую породу - в кучи. Кучи росли, росли... И вот получилось, что люди, живя на равнине, оказались... в горах.

Терриконы совсем не безобидны. Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли, отнятые у сельского хозяйства. Сами терриконы распространяют вокруг себя тучи пыли, которая загрязняет воздух. Бывает, что терриконы загораются, распространяя едкий дым. А стекающая с них после дождей загрязнённая вода отравляет почву и водоёмы.

Люди борются с терриконами. Где-то их выравнивают, привозят почву и высаживают растения. В некоторых местах научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Так что созданные людьми горы постепенно исчезают.

Да, раньше этих гор не было. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось и в будущем.

На следующем уроке

Узнаем подробнее о водных богатствах родного края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или составленному самостоятельно плану.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в России. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

Поверхность Пермского края неоднородна.

На западе и в центральной части находится холмистая Русская равнина: местами она изрезана оврагами, пересечена долинами рек. На северо-востоке и востоке проходят древние Уральские горы .

Самая высокая гора - Тулымский камень , высота которой 1469 м над уровнем моря.

Камнями на Урале называют скалы, резко возвышающиеся над остальной местностью.

Горы Среднего Урала достаточно разрушены. Вершины их округлые, куполообразные, высота незначительна.

Между Русской равниной и Уральскими горами находится низменная равнина. Она сложена в основном из гипса и известняка. Эти породы легко размываются и растворяются подземными и речными водами. В результате их разрушительного совместного действия здесь образовались пещеры, подземные реки, озера, провалы, подземные пустоты. Так, к юго-востоку от Перми находится немало пещер.

Самая крупная из них - Кунгурская ледяная пещера , известная не только в нашем крае, но и далеко за его пределами. Протяженность Кунгурской ледяной пещеры более пяти километров.

Это - подземный дворец! Сюда не проникает солнечные лучи, поэтому даже летом держится минусовая температура. Капли воды, просачиваясь сквозь трещинки, образуют сосульки, которые растут сверху вниз (их называют сталактиты) и снизу вверх (их называют сталагмиты). В лучах цветных фонарей все это искрится, создавая удивительную яркую картину.

Пещера состоит из множества гротов и переходов. Пещерные гроты имеют разные названия: "Полярный" (здесь царство льда). "Метеорный", "Коралловый", "Эфирный".

Самый красивый из них - "Бриллиантовый грот ", ледяные кристаллы, которого блестят и искрятся и при свете зажженных огней.

Встречаются в пещере и мрачные места, такие как грот "Данте " - в его глубине как будто притаилось каменное чудище.

А в гроте "Дружба народов " есть большое подземное озеро, оно находится на глубине около 1300 м и три метра в глубину, которую возможно рассмотреть, так как вода кристально чистая, и имеет природный зеленоватый оттенок, но очень холодное.

Ежегодно сюда съезжаются любознательные туристы посмотреть этот удивительный подземный дворец, даже встретить Новый год с живой елочкой. Удивительный факт - в гроте "Великан " новогодняя елочка может стоять, не осыпаясь без воды, круглый год и более лет.

Вот такая удивительная пещера есть в Пермском крае. Надолго остается в памяти ее сказочная красота.

В 100 км к югу-востоку от города Перми находится Ординская пещера .

В чем же ее особенность?

Это длиннейшая подводная пещера России, вторая по длине в Евразии и самая длинная в мире подводная пещера в гипсах.

Ординская пещера - это уникальный подводный город. Здесь огромное количество подземных галерей, которые можно рассмотреть благодаря прозрачной воде.

Исследователи, геологи, географы, биологи, изучая карстовые явления Урала, проводят постоянные наблюдения в пещерах и их окрестностях.

По подсчетам ученых, четыре пятых территории нашего края составляют холмистые равнины и одну пятую - горы .

Равнинная поверхность более удобна для сельского и лесного хозяйства, строительства промышленных предприятий, дорог и жилых комплексов. Трудности в хозяйственной деятельности человека создают горы, овраги, карстовые образования. Они мешают строительству дорог и промышленных объектов, сельскому хозяйству и добыче полезных ископаемых. Однако многие из них представляют собой удивительно красивые и величественные объекты, как, например, Чувальский камень .

Хребет Чувальский Камень

Пилообразный уступ на западном склоне

Хребта Курыксар соответствует мансийскому

Названию - «петушиный гребень».

Гора Мунин-Тумп

Вулканиты чувальской свиты нередко бронируют

Рельеф и придают вершинам характерный облик

Руинных городов.






















Включить эффекты

1 из 22

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Земная поверхность нашего края" описывает варианты использования поверхности земной коры человеком (распашка земель, карьеры, свалки и др.), а также экологические проблемы, возникающие от деятельности людей, опасности, которые они вызывают и возможные варианты борьбы.

  • Физическая карта России;
  • Горы и равнины России;
  • Использование земной поверхности человеком;
  • Овраг и балка;
  • Карьеры и терриконы;
  • Свалки.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Скороход Н.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Физическая карта России

  • Слайд 3

    Равнины России

    • Восточно-Европейская равнина
    • Западно-Сибирская равнина
    • Средне-Сибирское плоскогорье
  • Слайд 4

    Холмистая равнина

  • Слайд 5

    Горы России

    • Уральские горы
    • Кавказские горы
    • Алтай
    • Саяны
  • Слайд 6

    • Саяны
    • Кавказские горы
    • Алтай
    • Уральские горы
  • Слайд 7

    Как люди используют поверхность нашего края

    • Строят города, сёла
    • Прокладывают дороги
    • Обрабатывают землю
  • Слайд 8

    Боль природы

  • Слайд 9

    • Овраг - крутые, осыпающиеся склоны.
    • Балка - пологие склоны, поросшие травой, кустарниками и деревьями.
  • Слайд 10

    Как образуются овраг и балка

    • Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается.
    • Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, дферевьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Как образуются овраги

    Одной из причин образования оврагов является неправильная распашка земель!

    Слайд 13

    Как правильно распахивать почву на склонах

    Проводить вспашку можно только поперёк склонов.

  • Слайд 14

    Борьба с оврагами

    • Маленькие рытвины закапывают, сеют траву.
    • Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.
    • По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.
  • Слайд 15

    Карьер

  • Слайд 16

    Как можно использовать заброшенный карьер

    • Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес.
    • Можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу.
  • Слайд 17

    Терриконы

    Проблемы:

    • Распространяют вокруг себя тучи пыли, (загрязняют воздух)
    • Загораются (распространяют едкий дым)
    • Отравляют почву и водоёмы (после дождей стекает загрязненная вода)
  • Слайд 18

    Меры борьбы с терриконами

    1. Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения.
    2. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.
  • Слайд 19

    Свалка

  • Слайд 20

    Чем опасны свалки

    • Занимают огромные пространства земли.
    • Загрязняют воздух и почву.
    • Загораются.

    Меры борьбы со свалками:

    • Сортировка и переработка мусора на специальных заводах.
    • Разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.
  • Слайд 21

    Игра "Узнай меня"

  • Слайд 22

    Использованные ресурсы

    • Физическая карта России.
    • Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 4 класс.
    • http://сайт/
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Учитель начальных классов:

    Цели урока:

    Оборудование:

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Сообщаются тема и цели урока.

    2. Проверка знаний и умений

    Слайд 2

    Слайд 3, 4

    )

    Слайд 5,6.

    Слайд 7

    3. Работа над новой темой

    Слайд 8

    Слайд 9,10

    (Это холмистая равнина.)

    . .)

    оврага

    балку.

    Слайд 11

    )

    Слайд 12, 13

    )

    Слайд 14

    .)

    Слайд 15,16

    Б) Карьер

    Слайд 17,18

    терриконы

    Чем опасны терриконы? )

    Слайд 19,20

    Г) Свалка

    4. Закрепление изученного

    Слайд 21

    Игра «Узнай меня»

    Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора)

    У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)

    Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)

    Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

    Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)

    5. Итог урока.

    6. Домашнее задание.

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации (по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

    Учитель начальных классов:

    Цели урока:

    Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.

    Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка. Рассказать о причинах появления и мерах борьбы с ними.

    Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование:

    Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир».

    Презентация «Поверхность нашего края».

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Сообщаются тема и цели урока.

    2. Проверка знаний и умений

    Слайд 2

    Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на физической карте России? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

    Слайд 3, 4

    - Покажите на карте равнины и плоскогорье России.

    Каким цветом они обозначены на карте? (Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым)

    Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Восточно-Европейской равнине)

    Какие здесь встречаются формы рельефа? (На Восточно-Европейской равнине встречаются равнины и холмы )

    Расскажите о строении холмов. (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

    Гора тоже имеет подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? (Гора и холм различаются высотой.)

    Если говорить точнее, высота равнин-низменностей от 0-200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.

    Слайд 5,6.

    Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.

    Слайд 7

    Как используется территория нашего края? (Строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)

    3. Работа над новой темой

    Слайд 8

    Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)

    Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

    А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)

    Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?

    Слайд 9,10

    А) Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? (Это холмистая равнина.)

    На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их. (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками .)

    Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной почвы.)

    Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.

    Слайд 11

    Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике Коломенское есть Голосовой овраг. Давайте, посмотрим на него. )

    Слайд 12, 13

    Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации. Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам. )

    Слайд 14

    Какие методы борьбы с оврагами вы предприняли бы? � (- Маленькие рытвины закапывают, сеют траву.

    - Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.

    - По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники .)

    Слайд 15,16

    Б) Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.

    Как можно его использовать? (Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу)

    Слайд 17,18

    В) Посмотритена необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы . Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.

    К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее.

    Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду. )

    Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.)

    Слайд 19,20

    Г) Свалка – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки уродуют поверхность нашей земли.

    Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах; разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.

    4. Закрепление изученного

    Слайд 21

    Игра «Узнай меня»

    Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора)

    У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)

    Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)

    Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

    Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)

    5. Итог урока.

    Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    6. Домашнее задание.

    Скачать конспект

    Загрузка...