emou.ru

Военный патриотизм на примере войны и мира. Истинный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого. Ложные патриоты в романе

Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В экстремальных ситуациях, в моменты вели­ких потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутрен­нюю сущность, те или иные качества своей нату­ры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бес­полезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и стра­дания при сознании общего несчастья». Первые лишь Мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые - патриоты по сути - отдают жизнь во имя общей победы или оставля­ют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю.

В первом случае мы имеем дело с ложным пат­риотизмом, отталкивающим своей фальшью, эго­измом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спо­койная, роскошная, озабоченная только призра­ками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором на­ходился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положе­ния». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят ко­рыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афиш­ки», призывает жителей города не оставлять сто­лицы, а затем, спасаясь от народного гнева, созна­тельно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство со­четаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними дей­ствиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воз­званий и афиш, писанных тем ерническим язы­ком, который в своей среде презирает народ и ко­торого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким лжепатриотом является в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет слу­чая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков, наконец, Друбецкой, ко­торый, подобно другим штабным офицерам, дума­ет о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казав­шееся ему особенно заманчивым в армии». Навер­ное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное воз­буждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеет­ся, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в бата­рее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам

Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». ЭКивое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не остав­ляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, про­дает имение, чтобы экипировать полк. И что за­ставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувст­во обеспокоенности за судьбу своей страны, жела­ние помочь в общем горе.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Мос­кву, не желая покориться Наполеону.Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Оте­чество в опасности». А его сестра Наташа освобож­дает подводы для раненых, хотя без семейного добра она останется бесприданницей.

Истинные патриоты в романе Толстого не ду­мают о себе, они чувствуют потребность собствен­ного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Замысел «Войны и мира» восходит к роману Толстого «Декабристы», над которым писатель начал работать в 1856 году. Героем произведения должен был стать декабрист, возвращающийся с женой и детьми из ссылки. Однако постепенно временные границы романа расширяются, заставляя автора все больше погружаться в исследование исторических событий и жизни русского общества в целом. Да и само произведение перестало быть просто романом, став, как предпочитал называть его сам писатель, книгой. «Это не роман, - говорил Толстой, - еще менее поэма, еще менее историческая хроника».

В «Войне и мире» отражены все стороны русской действительности того времени, все ее положительные и отрицательные черты. А настоящим нравственным испытанием для героев становится испытание войной. Именно при столкновении с масштабной, всеобъемлющей трагедией проявляются истинные душевные качества и раскрывается человеческая сущность. Именно в этих условиях и становится понятно, кто настоящий патриот, а для кого патриотизм был лишь маской.

На протяжении всего романа ведущей является «мысль народная». Именно с народом писатель связывает все положительное, истинное. Потому что народ проявляет неподдельную заботу о будущем своей страны, без напускного хвастовства, решительно встает на защиту Родины, преследуя благородную цель: пусть даже ценой собственной жизни отстоять Россию, не уступить ее врагу. Народ понимал, что решается судьба отечества, и предстоящее сражение считал общим делом. В этом едином народном воинстве, охваченном общей идеей, автор прорисовывает образы отдельных героев. Мы видим Василия Денисова, боевого гусарского офицера, храброго, мужественного, готового на дерзкие действия и решительные поступки. Видим Тихона Щербатого, крестьянина, вооруженного пикой, топором и мушкетоном, который умеет «сгребать» противника, брать языка и «залезать в самую середину французов». Этот самый храбрый человек в партии Денисова, он более всех других побил неприятеля, а помогают ему в этом смекалка, ловкость и ум.

«Скрытая теплота патриотизма» проявляется и в семье Ростовых, и в семье Болконских, и во взглядах Пьера Безухова, и даже у Катишь, которая говорит: «Какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу».

В своем произведении Толстой решительно «срывает маски». Показывая призрачную жизнь высшего общества, он раскрывает и то, каким неестественным, наигранным является на самом деле их патриотизм. Так, Берг, у которого вообще не было ничего святого, который в самое тяжелое время мог думать о приобретении «прелестной шифоньерочки», с наигранным пафосом восклицал: «Армия горит духом геройства... такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они выказали в этой битве... нет никаких слов достойных, чтобы их описать...». Бросая красивые слова, посетители аристократических салонов обнаруживают все то же равнодушие ко всему, кроме своих корыстных интересов. Сословными интересами проникнуты и «патриотические» настроения дворянской Москвы. Идея народного ополчения вызывает в них опасение, что крестьяне наберутся вольного духа. «Лучше еще набор... а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, только один разврат», - говорил один из дворян, собравшихся в Слободском дворце. У другого оратора, «нехорошего игрока в карты», «патриотизм» проявляется в исступленном крике: «Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию». Отсутствует дух единения и царя с народом в сцене встречи в Кремле. В толстовском изображении Александра отчетливо проступают черты позерства, двуличия, жеманства.

В последних двух частях романа Толстой воспроизводит широкую и величественную картину народного сопротивления французскому нашествию. Исход войны решило «возбуждение ненависти к врагу в русском народе», вылившееся в партизанское движение. И хотя Наполеон жаловался Кутузову и императору на нарушение обычных правил военных действий, партизаны делали свое благородное дело. Они «уничтожали великую армию по частям... были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». Здесь сказалась вся мощь народа, который вилами и топорами уничтожал, по выражению Тихона Щербатого, «шаромыжников» и «миродеров». В борьбе с врагом у отрядов Долохова и Денисова проявились неподдельный энтузиазм и неистовство. Это была, по меткому выражению автора, настоящая «дубина народной войны».

1. Понятие чувства патриотизма.
2. Самоотверженность русского народа.
3. Патриотизм и героизм дворянства.
4. Антинародное настроение аристократии.
5. Роль Андрея Болконского в романе.

Патриотизм — особое чувство, живущее в душе человека. Это преданность и любовь к отчизне, своему народу, готовность к жертвам и подвигам во имя нее. Эти светлые чувства издревле присущи народным массам. Окрыленный чувством патриотизма, народ делал во истине удивительные вещи — поднимался на борьбу с врагами и побеждал, несмотря ни на преимущества врага, ни на условия боя. В основе этого чувства лежит преданность родному народу, стремление помочь ему, отдать все силы на его защиту. Историческая действительность говорит о том, что на русский народ, начиная еще со времен Киевской Руси, подвергался постоянным нападениям извне. И в таких случаях на защиту страны поднимались не только воины, но и простой народ. Создание Л. Н. Толстым романа-эпопеи, посвященного мужеству русского народа, также можно считать проявлением патриотизма. Вдвоем произведении автор признает решающую силу в историческом процессе именно за народом. В своем видении исторической действительности Толстой был наиболее близок взглядам русских революционных деятелей. Тем более что идея создания романа возникла у писателя под воздействием настроений 60-х годов XIX века, во время, когда начало формироваться движение революционных демократов.

Начиная свое повествование, Толстой описал во вступлении романа первые столкновения русских и французских войск в 1805 году. Были достаточно точно описаны Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, в которых русские войска потерпели поражение. Но и в описании проигранных битв писатель не забывает о мужестве солдат и командиров. С симпатией рассказывает автор о П. И. Багратионе, поведшем свои войска в битву под деревней Шенграбен. Есть еще один незаметный герой — капитан Тушин, человек простой и скромный, разделяющий жизнь и взгляды солдат. Начальство проявило свое недовольство касаемо неумения соблюдать парадный военный устав. Но в бою именно Тушин демонстрировал героизм, доблесть и мужество — с горсткой солдат он удерживал в течение длительного времени укрепления, несмотря на серьезный натиск со стороны противника, не ожидавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». С неказистой, некрасивой внешностью, но с прекрасной и чистой душой патриота предстает перед читателем Тимохин, «чья рота одна удержалась в порядке». При этом солдаты не видят смысла в сражениях на чужих территориях и не могут ненавидеть солдат вражеской армии, да и разобщенные офицеры не в состоянии донести до подчиненных необходимость ведения боевых действий.

Иное состояние возникает у солдат и офицеров, после того как армия Наполеона начинает движение в России. Эта война становится народной, освободительной, и в ней принимает участие вся великая страна. На поддержку российской армии становятся все чины и сословия: купцы и крестьяне, дворяне и мастеровой люд. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» поднялись люди и пошли на своего врага. Девизом освободительного движения в России стало высказывание: «Лучше уничтожить, но не дать врагу». Купцы в ущерб своему делу стали отказывать в помощи французской армии.

Читатель может вспомнить поведение купца Ферапонтова. Он забывает от личных целях в трагическую для своей страны минуту, и это патриотическое чувство роднит простых людей и богатого купца: «Тащи все, ребята... сам запалю».

Подобным становится и патриотический порыв Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы Наполеону. Такое чувство было свойственно дворянам, сохранившим национальные традиции. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — любимые герои писателя. Именно на примере двух семей — Болконских и Ростовых — Толстой показывает самоотверженность русского дворянства. Эти семьи как никакие другие были близки русскому народу, уважали и любили природу и культуру своей страны. Их национально-нравственные запросы во время трудных для страны событий и легли в основу слаженного патриотического порыва. Это и есть «скрытый патриотизм», выражающийся в действиях, а не в словах. Благодаря этому чувству понимали все, что сдача Москвы в руки врага не трусость и не предательство, а жестокая необходимость. «Под управлением французов нельзя было быть: это было бы хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после него».

Поднималось неудержимой могучей волной народное партизанское движение: «Дубина народной войны поднялась с всею своей грозной и величественной силою. «И благо тому народу... который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных ситуациях, с простотою и легкостью поднимет первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Показывает здесь Толстой много разных судеб: и судьбы партизанских отрядов Долохова и Денисова, и судьбу простого дьячка, объединившего своей волей настоящую лесную армию, и старостиху Василису, истребившую сотни врагов. Совершенно с другими чувствами описывает писатель поведение аристократии. Ясно видно презрение к человеческому классу, далеко ушедшему от родного народа. Бездушие, зависть, жестокость и скудоумие — ярчайшие характеристики завсегдатаев салона мадам Шерер. Придворные сплетни и сложные интриги, сплетни и карьерный рот составляют основные жизненные интересы этих людей. Именно эта бездушная толпа выступала против назначения на командующий пост «старика» М. И. Кутузова.

К этой категории антипатриотично настроенных людей относятся и Борис Друбецкой, и Берг, попавшие в армию только ради служебной карьеры, ради желания стать командующими над массами. Андрей Болконский характеризовал их такими словами: «Они заняты только своими маленькими интересами и ждут только минуту, чтобы получить лишний крестик или ленточку».

Этот герой занимает особенное место в общей композиции романа. Он долго и сложно ищет смысл своей жизни, но становится настоящим героем благодаря любви к родине.

Он стремится жить для других, чтобы «не для меня одного шла жизнь моя». В тяжелое военное время князь проявляет себя истинным патриотом и офицером, который бережет свою честь воина. Он завоевывает симпатии подчиненных ему солдат, которые ласково зовут его «наш князь», гордятся им и любят своего командира.

Но не только полевые сражения рождают героев. Пьер Безухов сражается с врагами в захваченной Москве. Он проявляет лучшие сои душевные качества и бросается на помощь девушке, армянке, именно из-за этого и попадая в плен. Он не мог оставаться равнодушным к чужим страданиям, и сам не понимая того, шел на героические поступки.

В этих образах, к которым автор относится с симпатией и любовью, и есть настоящие герои. Преодолеть сомнения и выстоять во время сражений им помогла невидимая сила, исходящая от сотен жителей российской земли, и имя этой силы — патриотизм.

Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой, кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые — патриоты по сути — отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю.

В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. "Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова. По распоряжению графа Растопчина, по Москве расклеиваются глупые «афишки», призывающие жителей города не оставлять столицы, а затем, Растопчин, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и "приехали нас учить — славные учителя!"

Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: «…наибольших для себя выгод и удовольствий… Трутневое население армии». К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

Берг в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Борис Друбецкой, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением воз-буждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти ».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо.

Перед Бородинским сражением ополченцы надевают белые рубахи, готовясь стоять насмерть. Защитники батареи Раевского погибают все, но никто не отступил, никто не бросил позиции. Полк князя Андрея Болконского восемь часов стоял под артиллерийским огнем, две трети солдат и офицеров погибло, но они до конца проявляли выдержку и мужество.

Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» — кричит он русским солдатам. А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. И что заставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь в общем горе.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в опасности». А его сестра Наташа освобождает подводы для раненых, хотя без семейного добра она останется бесприданницей.

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Патриотизм
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» назван эпопеей, потому что охватывает исторические события, происходившие с 1805 по 1821 год. Таким образом, действие романа занимает продолжительный отрезок времени. Более того, в нем участвуют более 200 персонажей, в том числе и всемирно известные полководцы. Автор изображает и Наполеона, и Кутузова, и Багратиона, и Раевского, и даже царя Александра I на фоне Отечественной войны 1812 года. Здесь же задействованы любые социальные слои России: крестьяне, дворяне, приближенные царя, провинциалы, купцы. Неудивительно, что этот роман произвел неизгладимое впечатление на мировую общественность.
Главной темой эпического произведения Толстого стала тема героизма русского народа в период войны с Наполеоном. Независимо от социального положения, люди становились на защиту своей страны и сплоченно воевали против вражеского нашествия. Одним из самых достойных полководцев, которого автор показывает во всей красе, был, конечно же, Кутузов. Но что же обычные люди? Как они повели себя в трудные для всей нации времена? В романе «Война и мир» мы видим, что социальное разделение происходит не по классовому признаку, а по уровню гуманности и нравственности.
Такие герои, как Андрей Болконский рисуются истинными патриотами своей страны, даже совершая порой ошибочные шаги. Ведь никто не может быть идеальным. У всех свои достоинства и недостатки, маленькие капризы и прихоти, но при этом нравственно зрелого человека выдают смелость, решительность и готовность совершенствоваться. Андрей - выходец из уважаемой семьи с хорошим состоянием и княжеским титулом. Несмотря на это, он презирает высший свет с его интригами и великосветскими балами. Такой жизни он предпочитает службу в армии. Если изначально война ему видится чем-то восторженным и героическим, то к концу своей жизни он понимает, что смысл бытия в мире, а не в войне. Таких, как он, к сожалению, немного в романе, как и в реальной жизни.
Не отстает от друга и Пьер Безухов - человек неуклюжий и на первый взгляд не привлекательный. Получив большое состояние в наследство от отца, он мог бы прожигать жизнь, посещая светские рауты и не выходя за рамки своего комфорта. Однако со временем мы видим, что в этом персонаже просыпается патриотический дух. Он не может оставаться в стороне. Несмотря на то, что Пьер человек не военный по натуре, он хочет внести свой вклад в освобождение народа. Автор характеризует его, как истинно русского человека, который не может жить частными интересами и тянется к народу. Свой посильный вклад в освободительную войну вносят и Наташа Ростова с Марьей Болконской. Обе они не поддаются всеобщей панике покинуть Москву, а, наоборот, остаются, чтобы помогать раненным.
Таким образом, мы видим, что передовые слои дворянства, наравне с простым народом прониклись духом патриотизма. Возьмем, к примеру, купца Феропонтова, который бесплатно раздавал свой товар русским солдатам, чтобы как-то поддержать в них боевой дух и улучшить их положение. Или же простого мужика Тихона Щербатого, который организовывал крестьянские отряды, чтобы помочь основной армии. Но все же самым героическим поступком жителей Москвы стало сожжение столицы и части Смоленска. Люди собственноручно сожгли все то, что создавалось веками, и по крупицам было собрано их предшественниками, лишь бы не отдать свою страну врагу. Вот где истинный патриотизм! Вот, что автор хотел донести до современного читателя спустя века!
Я думаю, когда Толстой работал над своим гениальным романом, он в душе восхищался народным духом, несокрушимостью нации и силой ее нравственного воспитания. Защищая свои дома, семьи и города, русские люди показали удивительную стойкость духа и способность к самопожертвованию. Своим характером и силой противостояния они вызвали у французских захватчиков поначалу удивление, а затем страх. Нет в русской литературе другого произведения, настолько убедительно изображающего мощь и величие русского народа. Поэтому, можно смело утверждать, что тема патриотизма в романе «Война и мир» на самом первом месте.



Загрузка...