emou.ru

Классный час «ПАВ и последствия их употребления. Классный час на тему: Обман и его последствия Классный час о вреде употребления психоактивных веществ


Наркотик – вещество, которое внесено в перечень наркотических средств, которые подлежат контролю в Российской Федерации Наркотик – вещество, которое внесено в перечень наркотических средств, которые подлежат контролю в Российской Федерации Психоактивные вещества – это вещества, после приема которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя Психоактивные вещества – это вещества, после приема которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя (алкоголь, табак) (алкоголь, табак)


Наркомания – болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков, которая приводит к зависимости, расстройству психики, нарушениям внутренних органов. Наркомания – болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков, которая приводит к зависимости, расстройству психики, нарушениям внутренних органов.






Любопытство любопытство быть похожими на старших быть похожими на старших не может отказаться в компании не может отказаться в компании хочет понравиться тому, кто курит или выпивает хочет понравиться тому, кто курит или выпивает назло близким назло близким


Следует помнить: употребление наркотиков – табу. Сделав это, вы преступаете закон. Единственный способ не стать зависимым от психоактивных веществ - не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят. Единственный способ не стать зависимым от психоактивных веществ - не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят.


Вред наркотиков. Немедленные осложнения Хронические осложнения Зависимость – состояние, при котором человек испытывает постоянную потребность принимать психоактивные вещества, наркотики Наркотики Смерть от передозировки, Психозы: бред, галлюцинации СПИД, гепатит, Слабоумие Алкоголь Травмы (из-за нарушения координации движения), смерть от удушья при попадании рвотных масс в легкие Поражение печени, почек, рак Табак Смерть Хронический бронхит, рак легких, рак языка, рак гортани, инфаркт миокарда


Вред наркотиков вред для здоровья (собственного и потомства); вред для здоровья (собственного и потомства); расходы общества на лечение, правоохранительные органы, тюрьмы расходы общества на лечение, правоохранительные органы, тюрьмы ухудшение экономики, снижение производительности труда(аварии, прогулы, простои, травматизм); ухудшение экономики, снижение производительности труда(аварии, прогулы, простои, травматизм); преступления, правонарушения; преступления, правонарушения; ухудшение взаимоотношений между людьми. ухудшение взаимоотношений между людьми.


Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ. ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г., устанавливающий общий порядок оборота наркотиков. ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г., устанавливающий общий порядок оборота наркотиков. Уголовный кодекс РФ, который запрещает изготавливать, приобретать, хранить, переносить, передавать другим, продавать наркотики и предлагать употреблять их кому бы то ни было. Уголовный кодекс РФ, который запрещает изготавливать, приобретать, хранить, переносить, передавать другим, продавать наркотики и предлагать употреблять их кому бы то ни было. КоАП, в котором установлена ответственность за употребление наркотиков, а также за их незаконное приобретение, хранение в небольших размерах. КоАП, в котором установлена ответственность за употребление наркотиков, а также за их незаконное приобретение, хранение в небольших размерах. Правила для торговли, запрещающие продавать сигареты и алкоголь несовершеннолетним. Правила для торговли, запрещающие продавать сигареты и алкоголь несовершеннолетним. ПДД, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем. ПДД, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем. Профессиональные правила, запрещающие пить на работе и принимать наркотики всем, от кого зависит жизнь других людей (авиадиспетчер, хирург, летчикам и др.) Профессиональные правила, запрещающие пить на работе и принимать наркотики всем, от кого зависит жизнь других людей (авиадиспетчер, хирург, летчикам и др.)


Если употребление алкоголя, табака и наркотиков приносит много неприятностей, то следует вопрос: почему же люди продолжают их принимать? Если употребление алкоголя, табака и наркотиков приносит много неприятностей, то следует вопрос: почему же люди продолжают их принимать?




Как не стать зависимым от наркотиков, алкоголя, табака? Единственный способ не стать зависимым от психоактивных веществ- не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят. Единственный способ не стать зависимым от психоактивных веществ- не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят.

При подготовке классного часа я преследовала несколько целей:
Обсуждение причин проявления агрессивности, её влияние на подростков и их окружение.
Формирование культуры понимания друг друга.
Рассмотрение возможных путей преодоления агрессии.
Выработка оптимальных правил поведения в ситуациях, вызывающих агрессию.
В классе висят плакаты:
«Высшее счастье в том, что вас любят». В. Гюго.
«Источник счастья берет свое начало в самом человеке». А. Шопенгаур.
Классный час начинаю я:
- Пришла весна! Все изменилось кругом. И природа, и люди ждут обновления. А жизнь у нас в классе идет своим чередом. Шумные перемены, невыполненные упражнения, бег с препятстствиями, задиристые одноклассники. Тема нашего классного часа: «Агрессия, её причины и последствия».
Сегодня мы будем работать группами. Раздаю детям жетоны двух цветов. Дети с жетонами одного цвета садятся вместе.
Предлагаю каждой группе подумать и записать в виде тезисов ответы на следующие вопросы. (Время на обсуждение - 30секунд.)
1. Что такое агрессия? Что на эту тему говорится в словарях?
Ребята пишут примерно такие ответы. Слово агрессия заимствовано из французского языка в начале ХХ века. Означает оно «нападаю», «наступаю». (Школьный этимологический словарь русского языка под ред. Шанского.) А вот в толковом словаре Ожегова сказано. Агрессия это: 1. Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти. 2.(переносн.) Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.)2. В каких случаях проявляется агрессия?
3. Когда вы бываете агрессивными, как вы себя чувствуете?
4. К каким последствиям может привести агрессия?
Затем мы обыгрываем ситуации. Какая бывает обычная реакция на «экстремальный случай» и какая должна быть оптимальной, решаем мы.
1. Ученик шел, нечаянно зацепился за пакет, столкнул учебники с парты.
2. Ребята играют, бегают по классу, не увидев входящего ученика, один из них сбил его с ног, толкнув.
2. Ученик взял у одноклассника диск (с музыкой, игрой) и не вернул вовремя.
3. Учитель дает очень трудное, практически невыполнимое задание.
4. Учитель ставит ученику необъективную оценку.
«А всякое ли проявление агрессии вредит человеку? Всегда ли оно плохо? – спрашиваю я. - Не исчезнут ли вместе с ней активность личности, её интерес к жизни, настойчивость, целеустремленность? Ведь без определенной доли оборонительной агрессии человек не защитит себя от нападения; не преодолеет преграды, которые мешают достижению им социально значимой цели; не выполнит действий по сохранению своего здоровья. «Доброкачественная агрессивность» имеет взрывной характер и возникает спонтанно в ответ на угрозу, проявляется в спортивных и сюжетно-ролевых играх, способствует обретению ловкости, быстроты адекватной реакции на неожиданную ситуацию. В этом случае агрессивность не разрушительна, не определяется отрицательными мотивациями. Ну а «злокачественная агрессивность» является следствием условий воспитания и, следовательно, может быть педагогически управляемой.
Затем мы рассматриваем положительные и отрицательные качества человека. Записываем на листах правила оптимального поведения человека в ситуациях, вызывающих агрессию.
Потом пишем на заранее приготовленных «бумажных сердечках» добрые пожелания и вывешиваем их на доске.
В конце классного часа – вывод. Резюме – по высказываниям детей
Один из учеников читает стихотворение Зинаиды Юрчиковой.
Пройдя сквозь ад, останься человеком
И не утрать душевной доброты.
Не прикрывайся временем да веком
И светлые не загуби мечты.
Все вытерпи: потери и разлуки,
Утраченную веру обрети,
Преодолей боль тела, сердца муки.
Идти по жизни надо, не ползти!
Когда вдруг слезы душу омывают
Ты слабости минутной не стыдись.
На свете судьбы разные бывают…
Твоя из трудных. Побеждай! Борись!
Неси ты гордо имя человека!
Не разучись надеяться, любить.
Живи мечтою будущего века
И верь, тогда ты сможешь победить!

Цели занятия:

1.Уточнить понимание термина «наркотики».

2.Улучшить понимание негативных последствий употребления наркотиков.

План занятия:

1.Приветствие и игра-активатор «Пирамида».

2.Дискуссия «Что такое наркотики».

3.Мозговой штурм «Последствия употребления наркотиков, сигарет и алкоголя».

4.Рассказ о структуре зависимости.

5.Упражнение «В шкуре зависимого».

6.Итоговый круг «Интересное-полезное»

Ход занятия:

Добрый день.

Давайте поиграем в игру, которая называется «Пирамида»

Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину аудитории и пригласит к себе двух других. Те двое выберут себе каждый по двое игроков и т. д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека. Игра заканчивается. Когда не останется никого, кто ещё не сидит на своем месте.

Отлично. Вот вы все и в кругу. Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест.

Спасибо, присаживайтесь на свои места.

Тема классного часа: «Последствия употребления наркотиков».

А что такое наркотики? Кто может это объяснить своими словами?

(медицинский смысл слова «наркотик» - средство для наркоза, не совпадает с общеупотребительным – средство для получения удовольствия. Поэтому термин «наркотик» приобрёл юридический смысл наряду с терминами «сильнодействующее вещество», «одурманивающее вещество»и пр. Законодательствами всех стран признаются наркотиками,героин,ЛСД, препараты конопли, метадон, кокаин и другие – в связи со своей значительной общественной опасностью и вредом, причиняемым здоровью индивидуума).

А теперь скажите, алкоголь – это наркотик? А табак?

(все эти вещества являются психоактивными, то есть вызывают изменение психического состояния и зависимость. При этом алкоголь и табак, как и некоторые лекарственные препараты и средства бытовой химии (клей), не являются наркотиками, так как официально не внесены в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Государство не контролирует их применение. Однако их опасность от этого не уменьшается – просто исторически сложилось так, что алкоголь и табак употребляет слишком много людей. И их физически невозможно держать под постоянным контролем).

Давайте теперь вместе подумаем: какие существуют вредные последствия употребления наркотиков для общества?

1.Расходы общества на лечение (наркоманов нужно лечить, а для этого нужны

деньги, которые могли бы пойти на другие нужды).

2.Плохая работоспособность (производительность труда падает).

3.Преступления (для покупки наркотиков нужны деньги, а работать такие люди

не в состоянии, поэтому им приходиться воровать).

Для самого человека?

(отравление организма, рождение больных детей, горе родственников и т. д.)

Таблица:

Медицинские - Для человека

Экономические - Для семьи

Социальные - Для общества

Итак, мы рассмотрели вредные последствия. Которые возникают при употреблении табака, наркотиков и алкоголя. Если это все приносит много неприятностей, то следует вопрос: почему же люди продолжают их принимать?

Ведь понятно, что если что-нибудь вызывает неприятные последствия, то люди стараются этого избегать. Однако даже те, кто сильно пострадал от употребления сигарет, наркотиков и алкоголя, почему- то не всегда прекращают их использовать. Как вы считаете почему так происходит?

(из-за зависимости, люди продолжают употреблять психоактивные вещества,

потому что не могут отказаться от них из-за привычки).

А как «выглядит» зависимость от наркотиков, табака и алкоголя? Какие черты у нее есть?

Структура зависимости

Действие

Результат

Состояние после прекращения действия

Чем люди жертвуют ради продолжения

Курение табака

Удовольствие

Зависимость

Дискомфорт

Здоровье

…………………..

Употребление алкоголя

Улучшение настроения

Зависимость

Похмелье

Употребление наркотиков

Зависимость

«Ломки», ухудшение самочувствия

А теперь я предлагаю вам маленький эксперимент. Давайте посмотрим, каково жить человеку, попавшему в состояние зависимости. Напишите на карточках о какой-нибудь одной своей привычке. Например:

Видите, наши привычки не такие разрушительные, как злоупотребление алкоголем, табаком и наркотиками, однако они также могут доставлять неприятности. Представляете, как живется людям, которые стали зависимыми от психоактивных веществ? А избавиться от этих привычек намного труднее, чем от привычки чистить зубы по утрам.

Теперь давайте все по очереди скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным.

10 способов отказа

  1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с тобой, - это помогает получить поддержку и уменьшить негативное давление.
  2. «Перевести стрелки»: сказать. Что ты не принуждаешь никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
  3. Сменить тему: заговорить о чём-нибудь другом: придумать что-нибудь, что интересно и не связано с приёмом наркотиков (пойти в спортзал, на дискотеку, в кино и т.д.)
  4. «Продинамить»: пообещать, что может быть когда-нибудь потом.
  5. «Задавить интеллектом», «полечить»: начать убеждать. Как вредно употреблять наркотики, как опасно не знать последствий употребления; рассказать. Как разрушительно действует табак, алкоголь, наркотики.
  6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать своё право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твёрдости вашего характера.
  7. Придумать причину: найти обстоятельства, по которым ты не можешь употребить наркотик (торопишься на свидание. Поедешь с родителями за шмотками).
  8. Обходить стороной: если есть подозрение. Что в какой-то компании могут предложить употребить наркотик, просто обходить её стороной.
  9. Равнодушно сказать: «Спасибо, я уже» или «Чего я там не видел».
  10. Напомнить об уголовной ответственности и о том, что нарушаются ваши права на здоровье, или сделать сердитое лицо и строго сказать: «Предъявите Ваши документы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Последствия употребления наркотиков.

Цели занятия:

1.Уточнить понимание термина «наркотики».

2.Улучшить понимание негативных последствий употребления наркотиков.

План занятия:

1.Приветствие и игра-активатор «Пирамида».

2.Дискуссия «Что такое наркотики».

3.Мозговой штурм «Последствия употребления наркотиков, сигарет и алкоголя».

4.Рассказ о структуре зависимости.

5.Упражнение «В шкуре зависимого».

6.Итоговый круг «Интересное-полезное»

Ход занятия:

1.Приветствие и игра-викторина «Пирамида».

Добрый день.

Давайте поиграем в игру, которая называется «Пирамида»

Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину аудитории и пригласит к себе двух других. Те двое выберут себе каждый по двое игроков и т. д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека. Игра заканчивается. Когда не останется никого, кто ещё не сидит на своем месте.

2. Дискуссия «Что такое наркотики».

Отлично. Вот вы все и в кругу. Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест.

Спасибо, присаживайтесь на свои места.

Тема классного часа: «Последствия употребления наркотиков».

А что такое наркотики? Кто может это объяснить своими словами?

(медицинский смысл слова «наркотик» - средство для наркоза, не совпадает с общеупотребительным – средство для получения удовольствия. Поэтому термин «наркотик» приобрёл юридический смысл наряду с терминами «сильнодействующее вещество», «одурманивающее вещество»и пр. Законодательствами всех стран признаются наркотиками,героин,ЛСД, препараты конопли, метадон, кокаин и другие – в связи со своей значительной общественной опасностью и вредом, причиняемым здоровью индивидуума).

А теперь скажите, алкоголь – это наркотик? А табак?

(все эти вещества являются психоактивными, то есть вызывают изменение психического состояния и зависимость. При этом алкоголь и табак, как и некоторые лекарственные препараты и средства бытовой химии (клей), не являются наркотиками, так как официально не внесены в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Государство не контролирует их применение. Однако их опасность от этого не уменьшается – просто исторически сложилось так, что алкоголь и табак употребляет слишком много людей. И их физически невозможно держать под постоянным контролем).

3.Мозговой штурм «Последствия употребления наркотиков, сигарет и алкоголя».

Давайте теперь вместе подумаем: какие существуют вредные последствия употребления наркотиков для общества?

1.Расходы общества на лечение (наркоманов нужно лечить, а для этого нужны

Деньги, которые могли бы пойти на другие нужды).

2.Плохая работоспособность (производительность труда падает).

3.Преступления (для покупки наркотиков нужны деньги, а работать такие люди

Не в состоянии, поэтому им приходиться воровать).

Для самого человека?

(отравление организма, рождение больных детей, горе родственников и т. д.)

Таблица:

Вредные последствия употребления психоактивных веществ

Медицинские Для человека

Экономические Для семьи

Социальные Для общества

4.Рассказ о структуре зависимости.

Итак, мы рассмотрели вредные последствия. Которые возникают при употреблении табака, наркотиков и алкоголя. Если это все приносит много неприятностей, то следует вопрос: почему же люди продолжают их принимать?

Ведь понятно, что если что-нибудь вызывает неприятные последствия, то люди стараются этого избегать. Однако даже те, кто сильно пострадал от употребления сигарет, наркотиков и алкоголя, почему- то не всегда прекращают их использовать. Как вы считаете почему так происходит?

(из-за зависимости, люди продолжают употреблять психоактивные вещества,

Потому что не могут отказаться от них из-за привычки).

А как «выглядит» зависимость от наркотиков, табака и алкоголя? Какие черты у нее есть?

Структура зависимости

Действие

Эффект

Результат

Состояние после прекращения действия

Чем люди жертвуют ради продолжения

Курение табака

Удовольствие

Зависимость

Дискомфорт

Деньги

Здоровье

Любовь

Дружба

Семья

…………………..

Употребление алкоголя

Улучшение настроения

Зависимость

Похмелье

Употребление наркотиков

Эйфория

Зависимость

«Ломки», ухудшение самочувствия

5.Упражнение «В шкуре зависимого».

А теперь я предлагаю вам маленький эксперимент. Давайте посмотрим, каково жить человеку, попавшему в состояние зависимости. Напишите на карточках о какой-нибудь одной своей привычке. Например:

Видите, наши привычки не такие разрушительные, как злоупотребление алкоголем, табаком и наркотиками, однако они также могут доставлять неприятности. Представляете, как живется людям, которые стали зависимыми от психоактивных веществ? А избавиться от этих привычек намного труднее, чем от привычки чистить зубы по утрам.

6.Итоговый круг «Интересное-полезное»

Теперь давайте все по очереди скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным.

10 способов отказа

от предложения попробовать наркотик:

  1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с тобой, - это помогает получить поддержку и уменьшить негативное давление.
  2. «Перевести стрелки»: сказать. Что ты не принуждаешь никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
  3. Сменить тему: заговорить о чём-нибудь другом: придумать что-нибудь, что интересно и не связано с приёмом наркотиков (пойти в спортзал, на дискотеку, в кино и т.д.)
  4. «Продинамить»: пообещать, что может быть когда-нибудь потом.
  5. «Задавить интеллектом», «полечить»: начать убеждать. Как вредно употреблять наркотики, как опасно не знать последствий употребления; рассказать. Как разрушительно действует табак, алкоголь, наркотики.
  6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать своё право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твёрдости вашего характера.
  7. Придумать причину: найти обстоятельства, по которым ты не можешь употребить наркотик (торопишься на свидание. Поедешь с родителями за шмотками).
  8. Обходить стороной: если есть подозрение. Что в какой-то компании могут предложить употребить наркотик, просто обходить её стороной.
  9. Равнодушно сказать: «Спасибо, я уже» или «Чего я там не видел».
  10. Напомнить об уголовной ответственности и о том, что нарушаются ваши права на здоровье, или сделать сердитое лицо и строго сказать: «Предъявите Ваши документы».

Предварительный просмотр:

10 способов отказа

от предложения попробовать

наркотик:

1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с тобой, - это помогает получить поддержку и уменьшить негативное давление.

2. «Перевести стрелки»: сказать. Что ты не принуждаешь никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?

3. Сменить тему: заговорить о чём-нибудь другом: придумать что-нибудь, что интересно и не связано с приёмом наркотиков (пойти в спортзал, на дискотеку, в кино и т.д.)

4. «Продинамить»: пообещать, что может быть когда-нибудь потом.

5. «Задавить интеллектом», «полечить»: начать убеждать. Как вредно употреблять наркотики, как опасно не знать последствий употребления; рассказать. Как разрушительно действует табак, алкоголь, наркотики.

6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать своё право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твёрдости вашего характера.

7. Придумать причину: найти обстоятельства, по которым ты не можешь употребить наркотик (торопишься на свидание. Поедешь с родителями за шмотками).

8. Обходить стороной: если есть подозрение. Что в какой-то компании могут предложить употребить наркотик, просто обходить её стороной.

9. Равнодушно сказать: «Спасибо, я уже» или «Чего я там не видел».

10. Напомнить об уголовной ответственности и о том, что нарушаются ваши права на здоровье, или сделать сердитое лицо и строго сказать: «Предъявите Ваши документы».

Веские причины отказа от наркоты.

1.Средняя продолжительность жизни

Наркомана-21 год.

2.50% наркоманов погибают спустя полг

Года после регулярного приёма зелья.

3.13%, как пещерные люди. Доживают

До 30 лет, и лишь 1%-до 40%.

4.От 30% до 80% всех самоубийств со

Вершается в состоянии алкогольного

Или наркотического опьянения.

5.В стране насчитывается около 40 млн.

Наркоманов., только официально заре-

Гистриванных, средний возраст кото

Рых 13 – 45лет. Реальная цифра в 10

Раз выше.

6.Средняя продолжительность жизни

Активного наркомана составляет 3

Года

7.Число смертей от наркотиков за 10

Лет выросло в 42 раза.

8.Дети, рождённые от наркоманов. Уми-

Рают очень быстро, доживая макси

Мум до 4 месяцев.

Одурманивание.

Вот он тащился, чуть не умирая.

Через минуту ж - где достал, бог весть! -

о радостях искусственного рая мир может

на лице его прочесть!..

А сколько их сейчас бредет по свету,

чья участь то сладка, а то тяжка!..

И видимо уже спасенья нету

от этого простого порошка...

Е.Винокуров

1.Прежде чем приобрести порцию «дури», хорошенько подумай – а на фига тебе это надо?

(Кроме проблем – ничего хорошего).

2.Если ты всё же из-за любопытства купил эту дрянь, не поленись донеси до унитаза.

Именно там её место).

3.Боже упаси согласиться передать кулёк или пакетик с сомнительным содержимым даже своему другу.

(Чаще всего так влипают в грязные

Истории).

4.Каким бы заманчивым ни показалось предложение попробовать немного счастья – откажись!

(Бесплатным бывает только сыр в

Мышеловке).

5.Если, попробовав «дури», ты не прочь повторить, не забывай – за всё надо платить!

(Цену ты уже знаешь …)

Как не стать жертвой наркомании

ГУЗ «Обласной Центр по

профилактике и борьбе со СПИД и

инфекционными заболеваниями»

проспект Нариманова, 11

Телефон доверия: 46-42-39

Www.aids73.ru

УГОО «Социально-

информационный центр

«Здоровое поколение»,

Ульяновское региональное

молодёжное движение

«Равный-равному»

ул.Советская, 17

(Дом офицеров),офис 23

Телефон 44-18-48

[email protected]

Ульяновская Федерация

экстремальных видов спорта

99-63-82
www.ul-x3me.ru

Мир

без наркотиков

Разработала:

учитель ОБЖ

Калашникова И.Ю.

МОУ Новоульяновская СОШ № 1

ЗАДАЧИ: обратить внимание учащихся на проблему классного часа, способствовать осознанию важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую судьбу старшеклассников.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.

Вопросы для обсуждения: пагубное влияние алкоголизма, методы борьбы с алкоголизмом.

Подготовительная работа: Выпуск сатирических плакатов, диагностическое исследование среди учащихся класса и родителей.

Оформление:

1) Сатирические плакаты “Алкоголизм в шаржах”.

2) Плакаты с высказываниями о пьянстве.

“Пьянство” и “культура” - вот два понятия, взаимоисключающие друг друга; как лед и огонь, свет и тьма. (Н. Семашко)

Водка белая, но красит нос и чернит репутацию. (А. П. Чехов)

План проведения.

1. Вступительное слово учителя.

2. Исторический экскурс (выступает один из учащихся класса).

3. Почему люди пьют (выступает один из учащихся).

4. С чего начинается пьянство (выступает один из учащихся).

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик (выступает один из учащихся).

6. Белая горячка. Симптомы этого заболевания (чтение эпизода из романа В. Шишкова “Угрюм-река”).

7. Выступление родителя-медика о влиянии алкоголя на организм подростка.

9. Анализ диагностического исследования и анкетирования (выступление психолога).

10. Презентация сатирических плакатов

11. Подведение итогов.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступительное слово учителя.

Наш классный час мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.

2. Исторический экскурс.

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник

Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умеющих еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов - Коран (VII в.)

Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-1885) доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с XVI столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются “Царевы кабаки”, дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ “продавать водку по одной чарке человеку”. Запрещалось продавать вино “питухам” (т. е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: “Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять”, чем фактически поддерживалось пьянство.

3. Почему люди пьют.

С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин. (перевод С. Я. Маршака)

Вот как об этом говорится в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну и пей другую,
И седьмую, и восьмую, -
Просят, давят, жмут “друзья”!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!

4. С чего начинается пьянство.

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерные изменения от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают “для аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т. д. С 14-15 лет появляется такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т. д. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: “Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки”.

Иллюстрацией этого может служить история подростка, описанная врачами.

Больной Геннадий К.

Первое значительное опьянение в 14 лет. Знакомство со спиртными напитками представлялось подростку логичным и естественным этапом в жизни, отражающим возросшую самостоятельность и взрослость.

Ритуал приема спиртного в компании начинался задолго до процедуры непосредственного потребления. Ум в ожидании застолья (когда кто-то пошел в магазин за вином) подросток возбуждался, отмечалось повышение настроения, болтливость. На следующий день после этого обменивался с собутыльниками воспоминаниями о “пьянке” со смакованием деталей и эпизодов. В компании было принято пить помногу, напиваясь до состояния оглушения. Редко кто имел деньги на водку, поэтому пили дешевые вина.

Уйдя из школы, поступил в ПТУ по специальности слесаря. К занятиям совершенно не готовился, “выезжал вначале на наглости и сообразительности”. Через 8 месяцев был отчислен за неуспеваемость. Затем пошел на работу в дорожно-строительное управление. Работа была “грязной и на улице”, не понравилась. Но появились свои деньги, и возросли затраты на алкоголь. Трудовая деятельность воспринималась только как источник средств на спиртное. Появились опоздания, прогулы, выход на работу в нетрезвом состоянии. Отношения в коллективе стали остроконфликтными. В 15 лет уволился с этой работы. Алкоголь очень быстро повлиял на его характер. Следующие три месяца нигде не работал. Свое шестнадцатилетие отметил со спиртным в кругу “друзей и родителей”. В состоянии опьянения “просто так” компанией избили четырех сверстников. Не без гордости вспоминает, что был “на зоне”, будучи осужденным на два года.

После освобождения из колонии первую неделю пил ежедневно. Потом устроился работать слесарем в морском порту. За лето трижды доставлялся в медицинский вытрезвитель. Вынужден был уйти с работы. “Отдохнув” месяц, устроился подсобным рабочим в “Горгаз” – помогал развозить газовые баллоны по городу.

Пил регулярно - обычно с пятницы до понедельника. Изменился характер опьянения: снизилось веселящее действие спиртного, напротив, алкоголь способствовал ухудшению настроения, возникновению раздражительности, агрессивности.

По словам матери, стал совершенно нетерпимым дома: крайне вспыльчив и раздражителен, если не давала денег на спиртное, бил стекла в окнах, разбил телевизор. Приступы ярости сменялись истерическими рыданиями и сценами раскаяния.

Умер от острой сердечной недостаточности после очередного запоя.

Приведенная история болезни показывает правоту старой мудрости: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу”.

Для несовершеннолетних пьющих характерны: наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью. Они затрудняют прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днем. У них наблюдаются легковесность и поверхностность суждений, излишняя словоохотливость, повышенная самооценка. Такова психология пагубного пристрастия к алкоголю.

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик.

Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино. Типичными объектами наблюдений за действием алкоголя на живой организм служат лабораторные крысы и мыши.

При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Некоторые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки – точь-в-точь, как пьяница в состоянии похмелья.

Есликрольчихам в течение беременности вводить в желудок спирт, то у них треть плодов окажется мертвыми, а масса тела выживших крольчат будет значительно меньше, чем в контроле – у крольчих, не принимающих спирт.

6. Белая горячка

Белая горячка. “Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты”,– писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Картина белой горячки очень точно передана В. Шишковым в его романе “Угрюм-река”: “И вдруг увидал – пересекая простор, к нему быстро полз небывало огромных размеров удав. Черная с желтыми пятнами кожа осклизла, лоснилась сыростью. Прохор съежился, замер. Глаза злобного гада взъярились, молниеносно он бросился к Прохору, . . . [Прохор], не помня себя, ударил удава по морде и бросился к двери, к другой, к третьей, но все двери мгновенно скрывались, он – к окну, он – к другому, исчезли и окна. А змеище поспешно за ним: с воплем, подобным визгу свиньи под ножом, Прохор кидался на стены, бежал, падал, опрокидывал мебель. Наконец, изнемог, повалился, как падаль, в ряд с мертвецами: весь пол кабинета покрыт смердящими трупами. От трупного запаха Прохору сделалось тошно. . . Со всех сторон нарастал потрясающий ужас. Вот топот, и ржанье, и звяк копыт: порвался табун бешеных коней и скачет по трупам прямо на Пpoxopa. . . ”

Белая горячка – наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. и), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Ее симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинация несколько затухает, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте. В медицинской литературе описан случай, когда такого больного, ориентирующегося в реальной обстановке, отправили в больницу для лечения на общественном транспорте в сопровождении жены.

На станции метро ему внезапно представилось, что на него движется группа вражеских солдат с автоматами. Он перепрыгнул через перила мостика над линией и упал на крышу вагона, а с нее – на платформу, где его подхватили пассажиры.

Другой больной поступил в больницу с множеством ножевых ранений. На вопрос врача, как это произошло, алкоголик ответил, что к коже у него, прицепились чертики и он срезал их бритвой.

Другой формой психоза является алкогольный бред. Он возникает и после кратковременного пьянства, но в отличие от белой горячки не сопровождается галлюцинациями. Однако таких больных преследуют навязчивые мысли. Чаще всего это бред подозрительности, преследования, ревности. Пьянице, например, кажется, что против него устроен “заговор”. Не видя выхода из создавшегося положения, он пытается кончить жизнь самоубийством.

Еще один вид алкогольного психоза описан выдающимся русским врачом С. С. Корсаковым в 1887 году. При корсаковском психозе больной утрачивает память на текущие события и не может восстановить факты последних лет жизни. Начало психоза напоминает белую горячку, но затем возникают своеобразные провалы памяти, хотя у большинства больных сохранены знания и профессиональные навыки периода, предшествовавшего алкоголизму,

Больной может подробно рассказать сюжет кинокартины, виденной 30 лет назад, перечислить фамилии школьных товарищей, но рассказать содержание телевизионной передачи, которую он недавно просмотрел, или назвать имена его соседей по дому он не может. Он даже не помнит, что ел сегодня на завтрак, как зовут его лечащего врача.

7. Выспупление родителя-медика о влиянии алкоголя на организм подростка (медсестры детской поликлиники).

Она рассказала о пагубном влиянии алкоголя на организм подростка и о первой помощи при отравлении алкоголем. Ученикам было рассказано об оказании первой помощи при отравлении алкоголем.

8. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания.

1. Можно ли оскорблениями решить проблему алкоголизма?

2. Где можно получить помощь в борьбе с алкоголизмом?

4. Можно ли выпившего человека выгонять из дома или не пускать его в дом?

5. Как нужно вести себя с подростком, который пришел домой в нетрезвом виде?

9. Анализ диагностического исследования и анкетирования (см. приложение).

10. Презентация сатирических плакатов.

11. Подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкетирование учащихся “Я и алкоголь”

1. Помнишь ли ты, в каком возрасте впервые попробовал алкогольный напиток?

2. Какой это был алкогольный напиток?

3. Кто тебе его предложил?

4. Как ты отнесся к этому предложению?

5. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?

6. Что может послужить поводом для принятия спиртных напитков?

7. Ты их покупаешь сам или тебя угощают?

8. Какие ощущения у тебя возникают, когда ты пьешь спиртное?

9. Ругают ли тебя за употребление спиртных напитков родители?

10. Как ты реагируешь на их ругань?

11. Предлагают ли тебе твои родные спиртные напитки?

12. Ты отказываешься или пьешь вместе с ними?

13. Сколько ты можешь выпить за один раз?

14. Тянет ли тебя к употреблению спиртных напитков?

Диагностика 1 (для родителей на родительском собрании)

1. Наш сын /дочь принимает спиртные напитки:

а) иногда;
б) никогда
в) редко;
г) часто.

2. Мы как родители:

а) пытаемся с этим бороться;
б) не видим ничего страшного, если сын/ дочь иногда принимают спиртное;
в) не обращаем внимания, надеемся, что все пройдет само собой.

3. В нашей семье мы употребляем спиртное:

а) очень редко;
б) по праздникам;
в) как все;
г) когда в этом есть необходимость.

4. Друзья нашего сына /дочери:

а) не пьют спиртное совсем;
б) пьют только легкое спиртное;
в) пьют достаточно часто;
г) не могут обойтись без спиртного.

5. Мы считаем, что в семье:

а) можно обойтись без употребления спиртных напитков;
б) нельзя обойтись без употребления спиртных напитков;
в) все зависит от ситуации;
г) можно, но только употребляя по большим праздникам.

Диагностика 2 (для учащихся)

Учащиеся получают список поводов для принятия спиртных напитков, расставляют их по степени значимости в собственной семье.

– День рождения.

– Красные даты календаря.

– Приход знакомых и соседей.

– Приезд родственников.

– Получение зарплаты.

– Плохое настроение.

– Неприятности на работе.

– Выходной день.

– Повышение по службе.

– Без повода.

Используемая литература:

1. В. Н. Ягодинский “Школьнику о вреде никотина и алкоголя”. Москва “Просвещение” 1985г.

2. В. Шишков “Угрюм-река”.

Город Буя Костромской области

ЦЕЛИ: 1. Разъяснить понятия «психоактивные вещества» (ПАВ) и «наркотики».

2. Изучить правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ.

3. Выяснить неблагоприятные последствия употребления психоактивных веществ.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 15 – 17 лет.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, листы ватмана, фломастеры.

План ЗАНЯТИЯ:

1. Приветствие ведущего и игра-активатор «Построиться по…».

2. Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества».

3. Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ.

4. Последствия употребления наркотиков.

5. Итоговый круг «Интересное - полезное».

6. Домашнее задание.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Приветствие ведущего и игра активатор «Построиться по…»

Ведущий: На нашем сегодняшнем занятии мы поговорим о наркотиках, психоактивных веществах и выясним вопрос о том, к каким последствиям может привести их употребление. Чуть позже мы поговорим о вашем домашнем задании, а сейчас сыграем в игру.

(Ведущий предлагает участникам на свободном пространстве как можно быстрее построиться в порядке возрастания по росту, по дням рождения, по длине волос и в алфавитном порядке по именам).

Ведущий: Эта игра наглядно показывает, что один и тот же человек может занимать разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка.

2. Разъяснение понятий наркотики и психоактивные вещества.

Ведущий: В настоящее время многие люди достаточно слабо представляют себе, что такое наркотики, какие вещества можно отнести к их числу. Многие затрудняются в ответе на вопрос о том, что называть психоактивными веществами и можно ли наркотики отнести к этой группе. Давайте вместе попытаемся разобраться с этими понятиями.

Задание 1. Попытайтесь в течение нескольких минут дать определение понятиям «наркотики», «психоактивные вещества» и ответить на вопрос: «Можно ли наркотики отнести к психоактивным веществам?».

Пояснение для ведущего. Ведущий разделяет участников на 2-3 группы по 5-6 человек. После обсуждения каждая группа предлагает свои варианты, которые записываются ведущим на доске или листе ватмана. Все варианты, предложенные группами, совместно обсуждаются.

Ведущий: Итак, мы вместе с вами выяснили значение терминов «наркотики» и «психоактивные вещества». Нам стало понятно, что наркотики наряду с алкоголем входят в состав веществ, которые называют психоактивными. Вместе с тем нужно заметить, что алкоголь и табак официально не отнесены к наркотикам. Кроме алкоголя и табака, существует еще масса специальных медицинских препаратов, которые применяются для лечения болезней или для снятия боли, успокаивающие, но и они официально не отнесены к наркотикам.

3. Правила и законы, ограничивающие употребление ПАВ.

Ведущий: Существует немало наркотических средств, которые применяются для лечения болезней, снятия тяжелых форм депрессии и т. д. Эти вещества помогают людям, поэтому их не относят к ряду официальных наркотиков. Как вы думаете, существуют ли правила и законы, ограничивающие употребление и использование наркотиков и психоактивных веществ?

Пояснение для ведущего. Вероятнее всего, ученики не смогут назвать какие-либо правила и законы. Поэтому учащимся стоит задавать наводящие вопросы, а если это не поможет, то самому педагогу перечислить основные правила и законы (лучше записать эти законы на листе ватмана, чтобы можно было использовать на следующих занятиях):

· Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г., устанавливающий общий порядок оборота наркотиков.

· Уголовный Кодекс Российской Федерации, который запрещает изготавливать, приобретать, хранить, переносить, передавать другим, продавать наркотики и предлагать употреблять их кому бы то ни было.

· Кодекс об административных правонарушениях , в котором установлена ответственность за употребление наркотиков без разрешения врача, а также за их незаконное приобретение и хранение в небольших количествах.

· Правила и рекомендации для врачей, которые назначают наркотики больным (психоактивные вещества и наркотические препараты не разрешается назначать тем, у кого нет определенных заболеваний, например, никто не выпишет снотворное больному гриппом).

· Правила торговли запрещают продавать сигареты детям и алкоголь несовершеннолетним.

· Правила дорожного движения запрещают пить и употреблять наркотики за рулем.

Примечание. У ведущего должны быть материалы, касающиеся ответственности за незаконные действия, связанные с наркотиками, т. к. учащиеся часто задают вопросы о мерах ответственности, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Ведущий: Когда человек придерживается этих правил и норм, с ним обычно ничего не происходит. Гораздо серьезнее обстоят дела у тех, кто начинает употреблять наркотики. Со временем у таких людей случаются различные неприятности, которые зачастую приводят к тяжелым последствиям. Сейчас мы с вами поговорим о некоторых из них.

4. Последствия употребления наркотиков.

Пояснение для ведущего. Обсуждение последствий употребления наркотиков человеком ведется на фоне демонстрации специально подготовленной мультимедийной презентации, в которой перечислены неблагоприятные последствия употребления наркотиков для здоровья человека.

Ведущий: Наркотики неблагоприятно влияют на здоровье человека. Но кроме здоровья, неприятные последствия ожидают человека и в других сферах жизни.

Задание 2. Какие еще неблагоприятные последствия могут ожидать человека, начавшего употреблять наркотики?

Примечание. Учащиеся в режиме «мозгового штурма» начинают предлагать различные варианты ответа. Ведущий все их записывает на доске или листе ватмана и предлагает ребятам обсудить те варианты, которые они предложили. Во время обсуждения все ненужные и ошибочные варианты отметаются. Ведущему нужно ненавязчиво, при помощи наводящих вопросов сосредоточить внимание участников дискуссии на обеднение личностных качеств человека, на появляющиеся проблемы во взаимоотношениях с другими людьми и на работе. Особое внимание нужно обратить на то, что наркотики толкают человека на преступления.

5. Итоговый круг «Интересное – полезное».

6. Домашнее задание.



Загрузка...