emou.ru

Подготовка к сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница ». Подготовка к написанию сжатого изложения (Е.А. Пермяк «Перо и чернильница») Какие пословицы подходят к рассказу «Перо и чернильница»

К то-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?.. Да, поистине удивительно!»

– Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! – обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. – Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк – я ведь совсем не знаю природы, – как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!

– Правильно! – сказало гусиное перо. – Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

– Вы слишком неопытны! – возразила чернильница. – Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало – и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!

– Чернильная бочка! – сказало перо.

Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришел с концерта скрипача-виртуоза и весь был еще под впечатлением его бесподобной игры. В скрипке, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору. Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос. Звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все ее составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и все же искусство его выглядело игрою, смычок словно сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама, смычок играл сам, вся суть как будто была в них, о мастере же, управлявшем ими, вложившем в них жизнь и душу, попросту забывали. Забывали все, но не забыл о нем поэт и написал вот что:

«Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди – поэты, художники, ученые, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы – только инструменты в руках создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!»

Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу «Мастер и инструменты».

– Что, дождались, сударыня? – сказало перо чернильнице, когда они остались одни. – Слышали, как он прочел вслух то, что я написало?

– То есть то, что вы извлекли из меня! – сказала чернильница. – Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! И вы даже не понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную сатиру!

– Чернильная душа! – сказало перо.

– Гусь лапчатый! – ответила чернильница.

И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это приятно; с таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не спал; мысли волновались в нем, как звуки скрипки, катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного сердца, ощущал дыхание Великого мастера…

Ему одному честь и хвала!

У: Давайте вспомним, кто вводит эти предметы в свой рассказ.

Д: Дедушка.

У : Почему он вводит их в свою речь?

Д: Внук спросил.

У: Ребята, а что такое чернильница?

Д: Чернильница – там, где хранятся чернила.

У: Чернильница - небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером.

Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку.

Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.

У: О чем этот текст? Как бы вы сформулировали эту тему?

Д: О том, как Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать.

У: На сколько частей можно разделить этот текст?

Д: На 4 части.

У: Давайте откроем учебники и убедимся в этом.

Откройте учебники на странице 191 и найдите упражнение 496.

У: Я даю вам 1 минуту. Посмотрите текст. Настраиваемся. Я читаю, а вы внимательно следите и отмечаете части текста. Это нам необходимо для составления плана.

У: Откуда начинается и где заканчивается 1 часть?

Д: Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком».

У: О чем говорится в этой части?

Д: В этой части говорится о том, что …

У: Как мы можем озаглавить эту часть?

Д: «Откуда берутся сказки»

(Запись плана учеников в тетради + план дается на доске).

У: Хорошо. А теперь запишите в свои тетради первый пункт нашего плана (пункт плана открывается на доске).

У: 1 часть – это диалог. Наша с вами задача сократить эту часть не изменяя смысла.

Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза.

На доске (запись открывается после обсуждения): Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы.

У: Если мы посчитаем количество слов первой части в учебнике, то их будет 32, а у нас с вами 14 слов, то есть мы сократили его в два раза.

У: Где начинается и заканчивается 2 часть?

Д: Вторая часть заканчивается Сережиным вопросом «почему это, дедушка, так?».

У: Как вы понимаете эту часть?

У: Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте?

Д: Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется.

У: Правильно. Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки?

Д: Нет.

У: Здесь у нас с вами идет иносказание. А на самом деле Сережа в школе учился самому простому. Вспомните, как вы учились в школе писать?

У: Как мы назовем эту часть?

Д: « Почему сказка не зацепляется?»

У: Молодцы. Посмотрите, какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали. Давайте карандашом из распечатки вычеркнем все лишнее.

На доске: Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?»

У: Совершенно верно. Молодцы.

Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?

У: Скажите, в какой части текста содержится ответ дедушки?

Д: В 3 части.

У: Назовите границы этой части.

Д: От слов «не горюй» до слов «перо острее».

У: Хорошо. Как мы назовем эту часть?

Д: « Совет дедушки».

У: Молодцы. Ребята, чему мудрый старый человек хочет научить Сережу?

Д: Тому, что надо приобретать опыт, что нельзя быть эгоистом – нужно и в другие человеческие судьбы заглядывать. Необходимо смотреть на людей, слушать их. Нужно быть открытым миру.

У: Молодцы, ребята. Правильно. А чтобы все это уметь необходимо много и хорошо учиться.

У: Что главное в этой части, а что мы можем не включать в изложение?

(в распечатке подчеркиваем то, что важно)

У: Часть сложная. Совет дедушки – аллегория. Мы будем думать и рассуждать над лексикой.

Д: Антонимы. Например, жидкие – гуще, тупое – острее и т.д.

У: Мало научиться писать букву. Что нужно сделать, чтобы получилась сказка?

Д: Опыта набраться, тогда и слова обретут смысл.

У: Как вы поняли: « не в одну чернильницу глядеть будешь»

У: А что значит: «чернила будут гуще, чернильница глубже, перо острее?»

У: Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, а в простом смысле, как поняли.

Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним.

У: Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?

У: Как понимаете выражение «на ус мотай»?

У: Это Фразеологизм? Какое у него значение?

Д: Это устойчивое выражение, которое означает принять во внимание.

У: Молодцы. Как мы назовем 4 часть?

Д: «Дедова притча».

У: Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить?

Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал.

У: Теперь перед нами текст сжатого изложения, который состоит из 59 слов.

Вывод: Ребята, благодаря тому, что мы убрали прямую речь и оставили только главное, важное наш текст стал в два раза короче, чем изначальный, но при этом он не потерял своей идеи.

У: Ребята, сколько мы с вами сделали «фотографий» иллюстрирующих содержание текста?

Д: 4

У: Правильно, 4. То есть то количество микротем и те пункты плана, которые были обозначены вначале.

Какой можно сделать вывод о типе речи этого текста?

Д: Повествование.

У: Верно. Что за тип речи повествование?

Д: Повествование – это когда последовательно рассказывают о событиях, которые происходят с героями. Это доказывает последовательность смены кадров.

У: к какому стилю речи можно отнести этот текст и почему?

Д: Художественный, так как это притча, вымысел, иносказание.

У: Хорошо. А теперь мы с вами отработаем пунктуацию и орфографию в тексте, чтобы не допускать ошибок при написании.














Фразеологизм – устойчивое сочетание слов. Толковый словарь Ожегова даёт нам значение этого фразеологизма, мы его найдём в словарной статье слова «ус- усы». Оно сопровождается пометой «разг.» (разговорное, то есть принадлежащее разговорному стилю). Лексическое значение фразеологизма таково: На ус намотать – принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.




Сопоставление записей Откуда ты сказки берёшь? О том, как Серёжа пером из чернильницы учился сказки добывать. Сказка получится, если, Серёжа, без людей, сам по себе жить не начнёшь. На ус намотал – другим пересказал. Разговор дедушки и внука о сказках. Серёжа учится в школе. Разговор героев: дедушка утешает внука. Результаты разговора.




I часть Диалог – разговор двух или нескольких лиц. - Скажи, дедушка, - как – то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь? - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.




II часть текста Поступил Серёжа в школу. Что нам уже известно? Что здесь является темой? Правилен ли порядок слов в предложении? Зачем автор его нарушил? Стал из чернильницы сказки добывать. Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? Сначала палочки. Какая особенность в этих Потом крючки. трёх предложениях? Потом буквы. Обобщение: В тексте все предложения построены по-разному.




Итог урока Стиль речи – художественный Тип речи – повествование в жанре притчи Жанр – притча Притча – иносказательный рассказ с поучением Тема - о том, как Серёжа учился «добывать сказку пером из чернильницы». Идея - если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнёшь – «зацепишь сказку».



Загрузка...