emou.ru

Весенние сказки для детей. Сказка про апрель месяц для детей Сказки которые связаны с весной список

СКАЗКА-ЛЕГЕНДА

О ВРЕМЕНАХ ГОДА

Это было очень-очень давно, когда на земле жили только волшебники. Одного из Главных волшебников звали Год и было у него четверо прекрасных дочерей.

А звали их Зимушка-зима белоснежная голова, Весна – молодица, красивая девица, Лето – красное, на лицо прекрасная, Осень – краса, златовласая коса.

Красивые были девицы, у каждой из них была длинная коса, но каждая из дочерей была со своим характером. Жили дочери каждая в своём тереме, но никогда друг с другом не встречались.

Никак не могли решить красавицы, кто же из них самая красивая. Отец их Год, очень любил своих дочерей, не хотел он, чтобы дочери ссорились между собой, и принял он такое отцовское решение. «Каждая из вас мне дорога, каждую из вас люблю. А чтобы вы между собою не ссорились, подарю я вам в году по три месяца. А вы, мои дорогие, решайте, по каким признакам мне вас встречать, в гости ждать».

Старшая дочь Зимушка-зима, белоснежная голова сказала: «Я старшая, и выбираю я себе месяцы – декабрь, январь и февраль. Как увидишь, батюшка, что по небу поползли холодные серые тучи с подвешенными снежинками, задул холодный северный ветер, с деревьев облетели все листочки, и стоят они покрытые снегом, то значит, моё время пришло, ждите меня в гости».

«А когда тебя ждать в гости, дочь моя Весна – молодица, красивая девица?».

«Зазвенят колокольчики капелей, по небу поплывут синие облака с золотистой

молнией, на деревьях появятся гнезда с птенцами, зажужжат пчёлы, в траве появятся божьи коровки, нежные клейкие листочки распустятся на деревьях, зацветут первоцветы, - вот я и приду, батюшка», - сказала вторая дочь.

Выбрала себе она светлые, нежные месяцы – март, апрель и май.

«Ну, а ты, дочка моя, Лето – красное, на лицо прекрасная, когда в гости пожалуешь?»

«А я, батюшка, в июне приду, в июле и августе гостить у тебя буду.

По небу поплывут светло-голубые и белые облака, на небе появится радуга; запорхают бабочки, под деревьями появятся муравьи, жуки.

Всё вокруг зацветёт, заиграет красками, поспеют фрукты, ягоды.

Дуну я тёплым южным ветерком, полью землю ласковым и нежным дождиком, напою землю влагой, всю землю обласкаю и хорошим своим настроением наполню.

Сестрицам своим – красавицам, привет пошлю».

«Ах, ты моя, ласковая, самая весёлая, самая смешливая, самая жизнерадостная», - сказал отец Год и обратился к своей четвёртой дочери.

«Что же ты молчишь, дочь моя младшая?»

Не осталось выбора у четвертой дочери, но была она доброй и спокойной, и ответила она отцу-батюшке: «А я батюшка, в сентябре к тебе в гости приду, когда со всеми делами управлюсь. Поползут по небу темно-синие, серые тучи с подвешенными серебряными капельками дождя, надо урожай золотой успеть собрать, запасы сделать. А урожай соберу, всем гостинцы привезу.

В октябре и ноябре птицы на юг собираются, животный мир запасы на зиму делает, падают жёлтые листья с деревьев, ветер северный дуть начинает, туман на землю опускается. Вот я к тебе в гости и приеду».

Выслушал своих дочерей отец Год и сказал: «Ну что же, дочери, мои дорогие, так тому и быть. Каждая из вас доказала мне, что один раз в год может быть главной, и повелеваю я, что будет в Году – четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень.

А назвал я их по вашим именам, дочери, мои дорогие. Но каждый год, 31 декабря вы должны будете собираться все вместе в моём доме и рассказывать мне, как каждая из вас справилась со своими обязанностями. А ещё приказываю вам, не ссориться, вступать управлять природой каждой в своё время и вовремя, сменяя друг друга, помогать друг другу и не забывать отца своего».

Подошли дочери к отцу своему, поклонились ему в пояс и отправились каждая в свой терем, чтобы, когда подойдёт срок, приступить к своим обязанностям, управлять своим временем года.

А старый отец Год улыбнулся, прищурил глаза, и, приглаживая свою длинную седую бороду, с облегчением вздохнул: «Какой же я молодец, и дочерей не рассорил, каждой подарок сделал, и всё по-своему решил».

Было это, или не было, хотите – верьте, а хотите – нет, но и сегодня приходят на смену друг другу времена года – зима, весна, лето, осень.

Каждое из них три месяца гостит на земле, сменяя друг друга. И каждый год, в последний день года, 31 декабря они подводят итог всего года, собираясь у новогодней ёлки, чтобы с января начать новый год.

Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей. Знакомим детей с окружающим миром.

Сказки про весну

В статье Вы найдете подборку занимательных познавательных сказок про весну в картинках и заданиях для детей. Используйте их на прогулке, при рассматривании весенних картин и фотографий, в беседах о весне.

  • обсудить ее,
  • на прогулке понаблюдать за явлениями, о которых говорится в сказке.
  • разыграть диалоги из сказки с игрушками или с картинками.
  • придумать продолжение сказки, в котором будут участвовать новые герои.

В статье Вы найдете 11 сказок про весну для детей разного возраста – от дошкольного до младшего школьного, а также два мультфильма — сказки про весну («Весенняя сказка» и «Снегурочка»).

Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?

Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)

Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.

Э. Шим. Весна.

«Слышите?
Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут…Всё громче, всё радостней музыка!
Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!

Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна, это сделаю.

У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…

Глядите – я махнула рукой, и – просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды надо собой!

Глядите, я взмахнула еще и – пробуждаются деревья и кусты… распрямляются ветки… почки клейкие разворачивают!

Глядите – в третий раз я махнула рукой, и – всякая мелкая живность засновала… птицы с далекого юга летят… звери из темных нор выбираются!

Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется.

Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях.

А тут еще Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мертвую.

Но я не уступлю ему.

Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова и в путь – и порушат все ледяные преграды.

И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещутся, опять рокочут… Поет живая вода, и земля просыпается к новой жизни!»

Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:

  • «просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» — и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
  • «всякая мелкая живность засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
  • «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
  • «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?

Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)». Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле.

Нарисуйте Весну в ее упряжке.

Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.

Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.

Сказки про весну: Весеннее половодье

Г. Ладонщиков. Медведь

«Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.

Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! —
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил —
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна».

И вот как это было – послушайте сказку.

Н. Сладков Медведь и Солнце

«Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.
- Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!

Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.
- Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

Не я, Медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило? - рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!

А что «сейчас»?

Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».

Эта сказка очень хороша для инсценирования. Вот фигурки, которые Вы можете использовать для разыгрывания диалогов из сказки. Можно сделать простой пальчиковый театр или фигурки на магнитах или для коврографа.

О том, как просто и быстро сделать вместе с детьми пальчиковый театр, Вы найдете информацию в разделе «Диалоги- драматизации»

Э. Шим. Лось и мышь

«- Ты чего, лось, отдуваешься?

— Река разлилась. Я через нее плыл, чуть не утонул… Фу-у!

— Подумаешь, горюшко! Я больше тебя намучилась.

— Отчего же ты намучилась?

— А у моей норки лужа разлилась. Всё моё жилье затопила, все пути – дорожки отрезала… Я третий день на сучке плаваю!»

Э. Шим. Лиса и сорока

«- Апчххи!..

— Будь здорова, Лисонька!

— Будешь тут здорова… Снег везде мокрый, ручьи разлились, с деревьев капает. Не только лапы – хвост насквозь сырой. Хоть выжми да на куст повесь!»


Прочитайте сказку «Дятел, зайцы и медведь» и разыграйте ее с помощью игрушек, картинок или пальчикового театра. Разыграйте пластические этюды – мишка спит, мишка проснулся, медведь испугался и рассердился, что вода его промочила, медведь обрадовался, найдя сладкие корешки в земле, медведь поет весеннюю песню.

Э. Шим. Дятел, зайцы и медведь

«В лесу начал снег таять, полая вода поднялась и затопила медвежью берлогу.

Проснулся Медведь – ахти, горе какое! — под брюхом лужа, лапам холодно, даже на загривке шерсть намокла… Выскочил наружу, трясется, зубами стучит.

А снаружи – то не слаще. Со всех деревьев капает, ручьи бегут с пригорков, на полянах озёрца разлились. Ступить посуху некуда!

Шлёпает Медведь по воде – злой – презлой, рычит:

— Тьфу, ты пропасть, что за житье пошло!.. Зиму спать было скверно, а просыпаться – на тебе! – еще хуже… За что же такое наказанье?!

И вдруг слышит – песенка. Кто-то задорно так выводит:

Тук-тук, трясется сук,
Ту-тук, несется стук!
Фыр- фыр? Шестнадцать дыр,
Др-р-р-р-р-р-р-р-ррр!

Задрал Медведь голову и увидел на березе дятла в красной шапочке. Опёрся Дятел на свой хвостик- подпорку, носом по березовой коре бьёт, хихикает, — уж так-то доволен!

— Ты чего, долгоносый, распелся? – спрашивает Медведь.

— А как же не петь-то, дедка? Весна пришла!..

— Ну и чего хорошего?

— Да ты, видно, не проснулся еще! Весна красна, понимаешь?!

— Тьфу, пропасть! Да чем она тебе так приглянулась?!

— Как чем? Нынче каждый день – праздник, на каждом сучке – угощенье. Вот я на березу прилетел, дырочек в коре наколотил – стук! Стук! – и гляди-ка… сладкий сок из них капает. Пей вволю да Весну-красну похваливай!

— Кому сладкий сок, а кому водичка холодная, — Медведь говорит. – Замолчи, не дразни, без тебя тошно.

Через кустик прыг-нем,
Через кочку скок-нем,
Вперед – назад,
Вперед — назад.

Подошел Медведь поближе – видит: на поляне зайцы играют, друг за дружкой гоняются. До того развеселились, что ничего вокруг себя не замечают.

— «Цыц, косые! –рявкнул Медведь. – что за кутерьма?!

— Весна ведь, дедушка! Весна красна!

— А вам-то какой от нее прок?!

— Да как же, дедушка! У нас что ни день, то праздник, на каждом – шагу угощенье. Вот на эту полянку прибежали, а тут уже зеленая травка проклюнулась, позубрить ее можно… Как же Весну красну не хвалить да не славить?

— Кому травка, кому грязь да слякоть, — Медведь говорит. Брысь отсюда, не бередите мне душу, окаянные…

Дальше побрел, шлепает по лужам лапами. А чем дальше в лес, тем больше песен и плясок. Все жители – от малых пичужек и до больших зверей – радуются великой радостью, вешний праздник празднуют. Звенит лес, гуляет!

Сел Медведь на сухом пригорочке, лапой подперся, загоревал:

— Как же так… Всем в лесу хорошо, мне одному нету радости. Нешто я хуже всех?

И тут из-за облачка солнышко выглянуло. Пригрело Медведю спину, над мокрой шкурой парок завился… Закряхтел Медведь от удовольствия, бока подставляет. Так приятно после холодов-то погреться!

От теплой земли тоже парок пошел. Потянул Медведь носом – пахнет!.. Знакомым, сладким!

Начал землю рыть, дерновину отворотил – а там корешки завиднелись. Как же он про них-то забыл?! Ведь приходилось лакомиться, весною-то корешки сочны, сахаристы – не найдешь лучше угощения!

Потом слышит: песенка. Выводит кто-то:

Ох, ох, обед неплох,
Левый бок – на припёк,
А за ним – правый бок,
Под собой не чую ног,
Спасибо, весна, разутешила!

Оглянулся – нет никого. А песня совсем рядышком была!

Не сообразил сразу-то, что это сам распевать начал.

Вот как Весна угодила»

А вот еще одна сказка про весну и весеннее половодье. Придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта сказочная весенняя история.

Н. Сладков. Трое на одном бревне

«Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

Впереди вода, позади Лиса - вот положение!

А Лиса Зайцу кричит:

Сигай, Заяц, ко мне на бревно - не тонуть же тебе!

Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоем по реке.

Увидела их Сорока и стрекотнула:

Интересненько, интересненько… Лиса и Заяц на одном бревне - что-то из этого выйдет!

Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

Вот Заяц и говорит:

Помню, до наводнения, когда я в лесужил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…

А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек — полевок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплевывала!

Ага! - насторожилась Сорока. - Начинается!..

Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем - Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

Ох, и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

А Сорока как ни в чём не бывало:

Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!

Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно - Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают»

Сказки про весну: весенние разговоры в лесу

В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.

Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.

Э. Шим. Всему свой срок

«Зайчонок- настовичок в марте родился, когда еще земля в белых снегах лежала.

Шубка у Зайчонка теплая. Молочко у Зайчихи сытное. Сидит Зайчонок под кустиком, круглыми глазами во все стороны поглядывает. Ничего, жить можно…

Дни проходят. Растет Зайчонок. И скучно ему стало.

— Что же, говорит он Зайчихе, — так всё время и будет? Под кустом сиди, на белый снег гляди, дожидайся, когда тебя молочком покормят?

— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Скоро весна разыграется, будешь по зеленому лесу бегать, сладкую травку зубрить.

— А скоро это?

Дни проходят. Солнышко пригревает, снег в лесу оседает, вокруг деревьев лужицы.

Зайчонку не терпится:

— Ну, где же лес зеленый, где травка сладкая? Не хочу больше ждать!

— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

Дни проходят. Снег в тает в лесу, капли щелкают, ручейки позванивают.

Зайчонку невтерпеж:

— Ну, где же лес-то зеленый? Где травка сладкая?! Не буду, не буду ждать больше!

— Погоди, — опять Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

Дни проходят. В лесу половодье, над сырой землей туманы стелются, в небе клики журавлиные слышны.

— Ну, — грустит Зайчонок, — видать это сказки – про зеленый лес да травку… Ничего этого не бывает на свете. И напрасно я ждал!

— А посмотри-ка! – Зайчиха говорит. – Оглянись!

Оглянулся Зайчонок – и увидел на березе первые зеленые листики. Махонькие- махонькие! Посмотрел на землю — и увидел, как первый травинки проклюнулись. Тоненькие – тоненькие!

И так-то обрадовался Зайчонок. Так-то развеселился! Прыгает на нескладных лапках своих, кричит:

— Ага! Ага! Разгорелась весна! На деревьях листики зеленые! На земле травка сладенька! Вот хорошо! Вот славно!

— Пришел срок твоей радости, — усмехается Зайчиха.

— Да-а, — говорит Зайчонок, — а долго-то как! Я весь изождался! Ждал-ждал, ждал- ждал…

— А если бы не ждал, — говорит Зайчиха, — разве ты бы махонькому листочку, тоненькой травинке обрадовался?»

Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети. Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!

Э. Шим. Заячье семейство

«На березовой опушке лесные мамы хвалились друг перед другом своими детками.

— Ах, какой у меня сын! – сказала мама Олениха. – Наглядеться на него нельзя. Копытца точеные, ножки пряменькие, шейка высоконькая… легонький, как ветерочек!

— М-м-м, сын, конечно, неплох, — сказала мама Барсучиха. – Но куда ему до моих деточек! Уж такие они нарядненькие, такие разумненькие! Родились в марте, в апреле уже глазки открыли, а нынче – поверите ли? – даже из норы выбегают…- А сколько их у вас? – спросила Олениха.

— Уж, конечно, не один и не два. Целых три!

— Можно вас поздравить, — скаала мама Ежиха . – Но все-таки моих деток с вашими не сравнить. У меня их – пять душ! И вы знаете, у них уже шерстка появилась… и даже иголочки тверденькими становятся… Ну, не чудо ли?

— Хрю! – сказал мама Кабаниха. – Пять – это хор-рошо. Ну, а что вы скажете, если их – десять?

— А у кого их десять?! – поразилась мама Ежиха.

— Хрю-хрю… У меня ровно десяточек, и все как один.. хрю!.. мохнатенькие… хрю!.. полосатенькие… хрю! Повизгивают этак тоненько, как птички… Где еще такое семейство найдешь?

Не успели мамы согласиться, как вдруг с поля раздался голос:

— А у меня семейство получше!

— И на опушке появилась мама Хомячиха.

— Ну-ка,– сказала она, — попробуйте догадаться, сколько у меня деток!

— Тоже десять! – хрюкнула мама Кабаниха.

— Двенадцать?- спросила мама Барсучиха.

— Пятнадцать? – шепнула мама Ежиха и сама испугалась, назвав такое большое число.

— — Как бы не так! – сказала мама Хомячиха – Подымайте выше! У меня деток – восемнадцать душ, во сколько! И чего там болтать про шёрстку, про глазки, — это всё пустяки. Мои детки уже работать начали. Даром что малы, а уже каждый себе норку копает, жилье готовит. Представляете?

— Да, ваше семейство – самое замечательное! – признали все мамы. – Вы подумайте: восемнадцать деток – работничков!

Долго бы еще удивлялись мамы, если бы на опушке не появилась Зайчиха.

Хвалиться она не стала, шла тишком – молчком.

Никто не узнал бы, сколько у нее деток, если бы мама Олениха не спросила:

— Ну, а сколько душ в вашем семействе?

— Не знаю, — сказала Зайчиха. – Кто же их считал… Может, — сто, может, — тыща, а может, — и еще больше.

— Как так?! – подскочили мамы. – Не может быть!!.

— У нас именно так и бывает, — сказала Зайчиха. – Мы со своими детками не привыкли нянчиться. Рождаются зайчата, мы их разок покормим, а потом где-нибудь под кустом оставим – и до свиданьица!

— Зачем же? Как безжалостно! – закричали мамы.

— А затем, что так – лучше. Затаятся зайчата под кустом, притихнут –ни волк, ни лиса их не найдут. А будь мы рядом, так навлекли бы на них беду.

— Но ведь они же маленькие!

— Маленькие, да удаленькие… И прятаться умеют, видят зорко, и слышат чутко. Да шубки у них тепленькие.

— А кто же их кормит–то?

— Да любая Зайчиха, которая встретится. У нас ведь нету чужих деток, все — родные. Нынче я одного покормлю, завтра – другого. Вот и выходит, что все зайчата в лесу – из моего семейства. А сколько их, — никто не ведает. Может, — сто, может, — тыща, а может, и – и того больше. Посчитайте, попробуйте!

И тут уж все мамы поняли, что все — таки самое удивительное семейство в лесу – заячье».

Сказки про весну: перелетные птицы

Весной возвращаются домой перелетные птицы. Первыми прилетают грачи. Они не боятся холода. Позже – скворцы, а за ними жаворонки.

На земле появляются проталины, на проталинах птицы находят семена, жучков, личинок.

Прочитайте детям очень интересную весеннюю познавательную сказку для детей о том, что однажды случилось на весенней проталине.

Н. Сладков. Чья проталина?

«Увидела Сорока первую проталину - тёмное пятнышко на белом снегу.
- Моя! - крикнула. - Моя проталина, раз я первая её увидела!
На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку - отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись - Грач.

Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!
- Это почему же она твоя? - застрекотала Сорока. - Я первая увидала!
- Ты увидала, - гаркнул Грач, - а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!
- Что он тут каркает! - затарахтела Сорока. - Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся - проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:
- Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где - на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!
Сорока и Грач только крыльями всплеснули.
- Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.
А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.
- А я родился на ней! - пискнул Жаворонок. - Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное - и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва - даже язык дрожит.

Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало - и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули - заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.
И выглянул Крот - зашмыгал носом.

Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

Весна, весна, землерой! - сварливо закричала Сорока.
- Знал, куда угодить! - подозрительно буркнул Грач. - Хоть и слепой…
- Тебе-то зачем наша проталина? - проскрипел Жаворонок.
Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку - глазами-то он худо видит! - чихнул и говорит:

Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

Как ты можешь так говорить? - ужаснулся Жаворонок. - Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!
- Не знаю и знать не хочу! - фыркнул Крот. - Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.
- Весной проталины появляются, - мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

А на проталинах скандалы начинаются, - снова фыркнул Крот. - А ради чего? Проталина как проталина.

Не скажи! - подскочила Сорока. - А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

Посидеть, походить, размяться! - гаркнул Грач. - Носом в тёплой земле порыться!

А петь-то как над проталинами хорошо! - взвился Жаворонок. - Сколько в поле проталин - столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

А чего тогда спорите? - не понял Крот. - Жаворонок хочет петь - пусть поёт. Грач хочет маршировать - пусть марширует.
- Правильно! - сказала Сорока. - А я пока семенами и жуками займусь…
Тут снова начались крики и перебранка.
А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

Пора и мне! - Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».

Разыграйте сказку с помощью пальчикового театра. Вам помогут картинки. Вырежете изображения и сделайте вместе с детьми фигурки для разыгрывания диалогов из сказки.

Интересные сказки — мультфильмы для детей про весну

Сказка про возвращение перелетных птиц на родину весной «Весенняя сказка»

Весенняя сказка — мультфильм Снегурочка

Все картинки этой статьи в хорошем разрешении и качестве Вы найдете в презентации «Сказки про весну» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями). В этом же разделе Вы найдете и сможете бесплатно скачать презентации и ко всем другим статьям сайта «Родная тропинка».

Еще о весне — игры, картинки, материалы для занятий с детьми, речевые упражнения Вы найдете в статьях сайта: Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Сказка "Времена года" для 1 класса.

Галина Васильевна Егорова, учитель надомного обучения.
Место работы: Мотыгинская коррекционная школа-интернат VIII вида, п. Мотыгино Красноярского края.
Описание работы: Данная сказка будет интересна учителям начальных классов. В ней рассказывается о четырех сестрах - временах года.
Цель: Формирование представления о временах года с использованием сказки.
Задачи:
-образовательная: рассказать о временах года, как о четырех сестрах, повторить названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев;
-развивающая: развивать внимание, мышление, воображение, память, любознательность;
-воспитательная: воспитывать интерес к сказкам, к окружающему миру.
Содержание:
Давным - давно, в некотором царстве, в некотором государстве жили четыре сестры. Они были очень разными по - своему характеру. Одна была очень холодная, морозная и суровая. За это ее не все любили. Она всегда старалась подчинить себе других сестер, потому что была самой старшей. И звали ее Зима .

За ней шла вторая сестра: веселая, жизнерадостная, скромная. Все считали, что ее теплый взгляд поможет растопить любые снежные горы. Ее любили за доброту, безграничную нежность, веселый смех. Ее звали Весна .


Помладше была девочка по имени Лето .


Это необычное имя, но оно очень ей шло. Так как она сильно любила тепло, солнышко, море. Девочка была ласковой, горячей, жизнерадостной, солнечной. А самую младшую из четырех сестер звали Осень .


Осень часто грустила, плакала, печалилась, скучала. Временами очень нелегко было понять ее резкую смену настроения. Осень то смеялась заразительно, то начинала горько плакать. Но все жители сказочного царства были уверенны в том, что девочке нравилась пасмурная дождливая погода, слякоть, грязь и прохлада. При виде всего этого, у Осени поднималось настроение, интерес к окружающему миру. Ей хотелось взять в руки краски и кисти, расписать все вокруг красными, желтыми, пунцовыми цветами.
Такими вот разными и непохожими были четыре сестры.
Однажды выпало много - много снега. Радость и восторг старшей сестры Зимы были безграничны. Всем казалось, что счастливей и веселей нет никого во всем дворце. Такое настроение у девочки длилось в течении трех месяцев: декабря, января, февраля. Дул сильный порывистый ветер, шел пушистый снег, стоял трескучий мороз. Однажды Весне надоела такая погода. И как только она так подумала, все вокруг начало таять. Зазвенели ручьи, стали появляться маленькие почки на деревьях и кустарниках, вылезла первая весенняя травка, стали громче щебетать птички. Зима очень разозлилась на свою сестру. И чем больше она злилась, тем холоднее становилась погода. Пока две сестры ругались день и ночь, дули сильные ветра, завывали вьюги, вихрем снег слетал с деревьев. Наконец Зима устала бороться с Весной и уступила ей. Обрадовалась Весна! Надела свой самый красивый зеленый сарафан и пошла гулять по дворцу, одаряя всех теплой улыбкой, веселыми ручейками и солнечными зайчиками. И длилась ее радость три весенних месяца: март, апрель и май . Тут и Лето захотело побольше солнца, света и тепла. Тем более, что наступил июнь. Первый летний месяц. Стало очень жарко, распустились на деревьях и кустарниках цветы, соловьи распевали свои трели в дворцовом саду. Лето тоже правило три месяца: июнь, июль и август.
И снова наступил черед Осени. Она правила три осенних месяца: сентябрь, октябрь,ноябрь , пока не наступила очередь Зимы. И все снова было подчинено ее зимнему характеру. Снова холод, метели, сугробы и вьюги. Но Весна, спустя три месяца, побеждала Зиму, уступая свое правление Лету, а затем Осени.
И вот так каждый год: Зима с Весной воюют, Осень приходит на смену Лету. Но, благодаря волшебству четырех времен года, мы купаемся в реке,загораем, гуляем по осеннему лесу, катаемся на санках с горы, любуемся красотой природы!

СКАЗКА О МЕСЯЦЕ

Рассказал в 1925 году И. Дибиков на берегу Енисея близ г. Ново-Туруханска. Записала и перевела Е. Прокофьева.

Собиранием кетского фольклора в довоенные годы занимались научные сотрудники Института народов Севера Н. Каргер и Г. Корсаков. Их материалы почти не сохранились. В настоящее время имеется несколько кетских сказок, записанных Е. Прокофьевой.

Давно-давно жили на земле брат и сестра. Родители их умерли. Жили сиротами. Подросли, стали жить хорошо. Только надоело брату все около чума ходить. Захотел он мир узнать. Стал все дальше и дальше от чума уходить. Ходит-ходит по земле, все смотрит, кто где живет да как живет: А на небе, высоко-высоко жила женщина-Солнце.

Скучно ей было - одна жила. Вот однажды видит она: ходит по земле человек, все рассматривает, на небо поглядывает. Женщина-Солнце подумала: «Какой красивый человек по земле ходит, на меня поглядывает. Нужно мне его сюда на небо достать. Но как его достать? Я высоко, а человек на земле, низко».

Стала женщина-Солнце у неба мудрости просить, как бы ей достать человека. Есть у Солнца такие руки длинные, что без труда до земли достают. Утром встанет Солнце и протягивает руки. Тянет-тянет, дотянет до земли, и станет на земле светло, тепло. Вот ходит этот человек по земле внизу, а Солнце тянет к нему руки, жар на него напускает... «Что так жарко стало,- подумал человек и лег на землю,- все легче будет». Лежит человек на земле, а женщина-Солнце все протягивает к нему свои длинные руки, ближе, ближе... дотянулась, схватила и понесла к себе на небо.

Стал человек жить на небе. Неделю прожил и говорит Солнцу:

Нехорошо мне здесь на небе с тобой жить, совсем нехорошо. Я земной человек, не могу так высоко жить. Пусти меня вниз, на землю!

Вспомнил он свою сестру, что осталась внизу. Скучно ему, стало, жалко ее. «Как-то она там одна без меня живет?» Солнце ему отвечает:

Зачем ты пойдешь назад? Вспомни, как ты прежде ходил по земле и говорил: «Вот на небе Солнце живет, наверно, там хорошо. Хотел бы я узнать, что это за женщина-Солнце». А теперь ты хочешь назад на землю.

Человек же все свое твердит:

Пусти! Забыл я на земле что-то. Пусти меня, я это забытое возьму и вернусь.

Не вернешься, не ходи! Плохо на земле, злые духи тебя съедят!

А человек ее не слушает, все свое твердит: «Пусти, вернусь». Солнце чуть не плачет:

Не вернешься ты, съедят тебя на земле злые духи снова я здесь одна буду.

Наконец видит, не уговорить ей человека, решила отпустить ненадолго.

Ладно,- говорит Солнце,- дам я тебе в защиту от злых духов то, что сама имею: оселок да гребешок, иди! Обрадовался человек:

Не плачь, Солнце, напрасно: я вернусь, обязательно, вернусь.

Топнула женщина-Солнце ногой - появился крылатый конь. Дала человеку этого коня, оселок да гребешок. Сел человек на коня и полетел. Сколько летел - неизвестно, два ли, три ли года... До своего места долетел, кругом над ним несколько раз пролетел - нашел свой чум. А за то время, пока он на небе жил, злая Хосядам (волшебница) съела его сестру, сама в нее обратилась.

Вот спустился человек на крылатом коне на землю, привязал коня к дереву и побежал к своему чуму. Видит, в чуме сестра сидит. Она будто бы обрадовалась брату.

Побежала с котелком к речке, принесла воду, подвесила котелок на огонь. Стала брата угощать, кормить. Вышла из чума, подошла к коню, отрезала у него заднюю ногу и сунула ее варить в котел.

Сидят брат и сестра, разговаривают, радуются. Вдруг увидел брат - из котла лошадиная нога торчит. Понял он, что это не сестра здесь его встретила. Понял, что это злая Хосядам. Выхватил лошадиную ногу из котла да бежать к коню. Сел на коня, хочет скорей уехать от злой Хосядам, знает: погубит она и его, да как на трех ногах конь поскачет? Что делать? Наспех четвертую ногу хорошо не прилепишь! Кое-как прилепил все же отрезанную ногу коню и поехал. А Хосядам за ним в погоню пустилась.

Измучился конь, тяжело на плохой ноге скакать. Упал. Оставил человек коня и побежал. Да без коня далеко не уйдешь! Взглянул на небо, а женщина-Солнце на него жалобно смотрит, видит, что он без коня. А Хосядам совсем его нагоняет, уже тянет руку, поймать хочет.

Вспомнил человек про оселок, что женщина-Солнце ему дала, бросил его позади себя. Поднялась из земли большая гора, встала между ним и Хосядам. Озлилась Хосядам, камни разбрасывает, гору зубами-грызет... А человек идет и идет... Прогрызла гору Хосядам, торопится, догоняет человека. Вот-вот Схватит его.

Вспомнил человек о втором подарке Солнца - гребешке, бросил его позади себя. Такая тайга выросла: ни пройти, ни проползти через нее. Хосядада по деревцу грызет, ломает. А человек идет и идет... Сколько шел,- неизвестно. Холодный, голодный, из сил выбивается. А Хосядам пробралась сквозь тайгу, нагоняет человека, тянет руку, схватить хочет.

Видит Солнце - плохо человеку: еще немного, и унесет его Хосядам. Протянула женщина-Солнце свою руку-луч и схватила человека за ногу, но поздно. Злая Хосядам в этот же миг тоже схватила за другую ногу. Тянут они человека каждая в свою сторону. Солнце тащит к себе на небо, злая Хосядам - к земле. Тянули-тянули и разорвали человека пополам. Только Солнцу половина-без сердца досталась.

Унесла женщина-Солнце свою половину человека на небо, и что уж она с ней ни делала, старалась оживить - но все напрасно. Совсем будто живой человек станет день-другой поживет и опять умирает. Уголек положила вместо сердца - пожил неделю и опять умер. Маялась-маялась с ним женщина-Солнце, совсем без ума стала, плачет. Наконец сказала:

Нет у меня больше сил, ничего не могу сделать! Иди на другой конец неба. Не увижу тебя больше. Только в самый длинный день в году мы будем видеться. Я твои глаза увижу, ты - мои.

С этими словами бросила женщина-Солнце половину человека без сердца на другую сторону неба, на темную сторону. Так он там и остался и превратился в месяц. И до сих пор месяц по небу холодный гуляет, потому что нет у него живого сердца. И не видятся они с солнцем по целому году. А другую половину человека, с сердцем, Хосядам с собою забрала.

Однажды они вышли на улицу и между ними завязался спор.

- Я, - сказала Зима,- самая главная! Я всю землю покрою пушистым белым снегом. А когда придут морозцы, дети будут очень рады мне. Они будут играть в снежки, строить горки, лепить снежную бабу, кататься на лыжах и коньках. Весёлые зимние забавы - это замечательно! Зимой можно валяться на пушистом снегу и смотреть с друзьями как падают первые снежинки. А какие они нежные, кружевные, при этом все очень разные.

Но вдруг вмешалась в разговор вторая сестрица по имени Весна. Я сейчас топну ногой и весь твой снег превратится в лужи! А дети ещё больше будут рады мне, весне, потому что они смогут прыгать и бегать по лужам, пускать кораблики по ручейкам. А какие вкусненькие сосульки!!! Для ребятишек это настоящее лакомство. Воздух весной становится такой тёплый и лёгкий, так бы и бегали ребятишки целый день по улице. А набухшие почки на деревьях и первые листочки – это настоящее чудо после долгой зимы.

Тут принцесса Лето возмутилась. Больше всего дети будут рады мне, принцессе Лето! В небе светит яркое солнышко, кругом жара, можно купаться и загорать! Мальчишки и девчонки любят собирать лесные лакомства: разные ягоды и грибы. А сколько разных летних игр: это и футбол, и волейбол, и теннис, и можно плавать. То – то будет радости и веселья! А какая мягкая и шелковистая трава – мурава, лежи и радуйся… Я самая главная в нашем королевстве!

Не дала договорить принцессе её сестрица Осень! Она затопала ногами и захлопала руками. Я самая яркая, нарядная и красивая! А сколько богатств в моих садах, огородах, лесах и на полях! Вам всем и не снилось. Дети с радостью будут хрустеть листочками, строить из них шалаши, а ещё прятаться в золотых, разноцветных листьях! Красота неописуемая.

Так четыре сестрицы долго спорили и ругались, выясняя кто же из них самый главный в королевстве. Но вдруг загремел страшный гром и полил сильный ливень. Все промокшие принцессы испугались и решили помириться. Старшая сестра Зима предложила царствовать всем поровну, три месяца в году. На этом все согласились и стали жить дружно, мирно и весело!

С тех пор в их королевстве навсегда посилились мир и спокойствие. Каждая принцесса с радостью уступала своё место следующей за ней и никто не нарушал порядка.



Загрузка...

Реклама