emou.ru

Истории о театральных костюмах. Костюмерная К какому коду окоф относятся сценические костюмы

Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой - является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.

Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.

Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.

Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Костюмер в театре

Театральный костюмер – это специалист постановочного цеха в театре, который ведает сценическими костюмами.

В крупных театрах, где многочисленные труппы артистов, сценические костюмы, а значит и костюмеры, которые ими занимаются, иногда разграничены на мужские и женские костюмы, сценические одежды главных героев спектаклей и одежду массовки, на балетные и оперные костюмы актеров и т.п.

Как уже отмечалось, костюмер во время подготовки новых спектаклей находится в тесном контакте с режиссером и художником, контролирует процесс пошивки костюмов и участвует в их примерках. Он должен обладать хорошими знаниями в тенденциях и стилистике, как современных моделей одежды, так и костюмов исторических эпох. В театрах, которые давно находятся на службе у Мельпомены, в распоряжении костюмеров находятся сценические одежды, иногда имеющие большую ценность. Они, со временем, становятся экспонатами театральных музеев и выставок. Поэтому с какой степенью ответственности работает в театре костюмер зависит, будут ли сценические костюмы сохранены в качестве экспонатов истории того или иного театра. В таких театрах вакансия костюмер – это уникальная возможность приобщиться к искусству и стать хранителем музейных костюмов.

Костюмер: профессия в кино

Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.

С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения.

Костюмер в Доме культуры

Обязанности костюмера в Доме культуры ничем не отличаются от обязанностей его коллег в театре или кино. Состоя в коллективе Дома культуры или филармонии, костюмер должен обладать художественным вкусом, ответственностью, трудолюбием, интересом к области искусства, участвуя во всех мероприятиях очага культуры.

Здесь также он должен знать все виды, марки, размеры и другие особенности костюмов, аксессуаров и реквизитов. Кроме знания современного и исторического костюма, он должен умело ухаживать за сценической одеждой, очищая, выглаживая, и выполняя мелкие ремонты. Организовать такой удобный порядок хранения костюмов и их реквизитов, чтобы можно было легко их найти.

Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)

В обязанности костюмера входит:

  • надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
  • осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
  • осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
  • мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
  • осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
  • обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
  • постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.

Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.

Одним из главных помещений в театре, как зрительный зал, сцена и т.п. является и костюмерная, без которой невозможно на профессиональном уровне подготовить какое-либо выступление. Даже монолог одного актера также подразумевает использование костюмов из запасов театра, которые обязательно хранятся именно там.

Но ключевое слово здесь «хранятся», а значит, следует создать оптимальные условия для того, чтобы ткани, считающиеся довольно прихотливым материалом, сохранялись как можно дольше. Иногда даже костюмы изготавливаются из бумаги или картона, которые выдвигают еще больше требований к их сохранности. В принципе, костюмерная во многом схожая с гардеробной, поэтому можно воспользоваться советами в сети по обустройство подобного помещения. Но есть и своя специфика, которая требует соблюдения особых тонкостей.

Монтаж окон

В костюмерной обязательно должно присутствовать естественное освещение, потому что под светом искусственных ламп или солнечных лучей одни и те же краски выглядят по-разному. Но предварительно лучше предусмотреть дополнительную защиту от УФ-излучения либо сразу же заказать специальный стеклопакет, который отражает солнечный ультрафиолет.

Современные окна для костюмерной хорошие еще и тем, что поддерживают равномерную температуру и состояние внутренней атмосферы, исключая переувлажнение или резкие колебания градусов. Но это возможно, если при монтаже окон соблюдены все основные правила и рекомендации, о которых советуем подробнее специалистов компании «Рехау Партнер». Это позволит избежать сквозняков сквозь рамы, образование конденсата на стеклопакете и, как следствие, продлит срок службы сверх установленного изготовителем периода.

Установка оборудования

Самой востребованной вещью в костюмерной является вешало - особая конструкция позволяющая не только хранить костюмы, избегая их деформации, но и содействовать демонстрации одежды. Вешало имеет напольное исполнение, поэтому не надо продумывать особые крепления под эти изделия, достаточно приобрести их в необходимом количестве. Каждая конструкция рассчитана под определенное количество костюмов, и рекомендации их производителей нарушать не следует, чтобы обеспечить доступ воздуха к одежде, сократить возможный контакт, чтобы избежать образования плесени.

Для головных уборов подбираются специальные кронштейны, но если позволяет место можно установить и мебель с выдвижными ящиками, которые защитят их от пыли.

Приобрести дополнительные аксессуары

Часто костюмерная в целях экономии места совмещается с гримерной и комнатой отдыха. В этих помещениях используется различный набор оборудования, поэтому важно предусмотреть его расстановку таким образом, чтобы соблюсти эргономичность и не создавать лишнего неудобства обслуживающему персоналу.

работник одного из постановочных цехов театра, в ведении которого находятся костюмы.

В функции костюмера входит:

1. Содержание театральных костюмов в должном порядке. Костюмер должен следить за их чистотой, и при необходимости – за отправкой костюмов в стирку или химчистку. Вовремя производить мелкий ремонт костюмов, либо, при необходимости крупного ремонта, отправлять их в пошивочный цех. Если костюм приходит в полную негодность, то костюмер должен своевременно оповестить об этом заведующего постановочной частью, с тем, чтобы дубликат был пошит к необходимому сроку, и его отсутствие не привело к срыву спектакля. Все театральные костюмы размещаются в костюмерном цеху в строгом порядке, и снабжаются ярлычками с фамилией актера – чтобы, при наличии дублирующего состава на одну и ту же роль, каждый актер получал именно свой костюм, а не партнера.

2. Подготовка костюмов к спектаклю. Костюм к каждой роли снабжается описью, содержащей реестр всех необходимых деталей – обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д. В день спектакля костюмер должен проверить комплектность костюма, отгладить его и разнести по грим-уборным исполнителей.

3. Помощь актеру в одевании. Особенно это касается сложных исторических костюмов, надеть которые без посторонней помощи невозможно (например, корсет или юбки с кринолином).

Костюмер работает в тесной связке с гримером, т.к. последовательность грима, причесок и облачения в костюм определяется индивидуально. Так, например, грим Отелло, включающий тонирование не только лица, но и рук, а также других открытых участков тела, необходимо выполнять до надевания костюма. Однако в том же спектакле сложная классическая прическа Дездемоны должна выполняться гримером после того, как актриса наденет костюм.

Другой ближайший партнер костюмера – реквизитор, в ведении которого находятся оружие, ордена и другие знаки отличия, трости, цветы, украшения, очки, часы, письма и т.п.

В больших театрах с многочисленной труппой костюмы (и соответственно костюмеры, занимающиеся ими) разграничены на мужские и женские; на костюмы главных героев и массовки; костюмы балетных и оперных артистов и т.д.

В процессе подготовки нового спектакля костюмер работает в контакте с художником, присутствует на примерках костюмов. Профессиональный костюмер должен достаточными знаниями как в области современной моды, так и исторического костюма. В театрах с большой историей в ведении костюмеров зачастую находятся костюмы большой ценности – не только материальной, но и исторической. Подобные исторические ценности передаются в театральные музеи, но некоторая часть их – и порой немалая – оседает в костюмерных цехах. В дальнейшем только от художественного вкуса и чувства ответственности костюмера зависит, будут ли эти костюмы уничтожены или бережно сохранены как важная часть материальной истории театра.

Татьяна Шабалина

www.rivkina.ru "/>

АВАНЛОЖА - места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
АДМИНИСТРАТОР ПО ПЛОЩАДКЕ - обеспечение съёмки на съемочной площадке. «Тишина на площадке» и любые организационные вопросы. Руководит рабочими (переноска, установка, действие работы).
АКТ - законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
АКТЕР, актриса - исполнитель (исполнительница) ролей.
АКТЕР МАССОВЫХ СЦЕН - актер массовки, исполняющий роль без слов. То же,что и статист.
АКТЕРСКАЯ БАЗА ДАННЫХ - специальная картотека, которую используют в работе специалисты по подбору исполнителей – кастинг-директоры, кастинг-менеджеры, бригадиры массовки, ассистенты режиссера.
АКТЕРСКИЙ ЦЕХ - подчиняются режиссёру-постановщику, второму режиссёру, ассистенту режиссёра-постановщика.
АКТЕРСКОЕ АГЕНТСТВО - то же кадровое агентство, только занимающееся подбором творческих кадров. Вступая в агентство, актеры заключают договор, в соответствии с которым определенная доля гонорара (обычно 10-15 %) достается компании. Речь идет, разумеется, только о тех проектах, куда актера пригласило агентство.
АКТЕРСКОЕ ПОРТФОЛИО - специальные рабочие фотографии актера, при встрече с ассистентом режиссера и кастинг-директорами актеры обязательно оставляют снимки из своего портфолио. Фотографии должны отвечать определенным стандартам, если Вы хотите, чтобы к Вам относились серьезно при рассмотрении на роль Вашей кандидатуры. На этих снимках – минимум визажа, они отображают человека таким, какой он есть в жизни. На обороте распечатанные фото подписывают, указывают свои данные (метрические – рост и вес, возраст, наличие разных навыков – умение водить машину, танцевать, петь и тп) и контакты.
АМПЛУА - сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
АМФИТЕАТР - 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей;
2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
АНГАЖЕМЕНТ - приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
АНОНС - объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.
АНТИГЕРОЙ - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле,кино, занимающий одно из главных мест.
АНТРАКТ - перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
АНТРЕПРЕНЕР - владелец, содержатель, арендатор частного театра.
АНТРЕПРИЗА - частный театр.
АНШЛАГ - объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
АПОФЕОЗ - торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
АРЬЕРСЦЕНА - наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
АССИСТЕНТ ДЕКОРАТОРА - работает под руководством декоратора сцены и отвечает за поиск необходимых для декорирования артефактов.
АССИСТЕНТ ОПЕРАТОРА - выполняет функции «фокусника», отвечает за чёткость изображения на необходимых по замыслу объектах. Измеряя заранее фокусное расстояние и переводя «фокус» в процессе съёмки. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре.
АССИСТЕНТ ХУДОЖНИКА-ГРИМЕРА - занимается поправлением грима, выполняет все работы связанные с поддержанием внешнего вида. На нём - вся рутина художника-гримёра.
АССИСТЕНТ ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ - выполняет, в основном, утилитарные функции, а также производственные и иные поручения художника по костюмам.
БАЛАГАН - театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
БАЛКОН - места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
БЕЛЬЭТАЖ - первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
БЕНЕФИС - 1) театральное представление в честь одного актера;
2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
БЕНУАР - театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
БОБИНА - один стандартный рулон пленки, в одну бобину вмещается 300 метров пленки или 10 минут материала.
БРИГАДИР МАССОВКИ - ассистент по подбору актёров массовых сцен (статистов). Занимается работой с массовкой.
БРИГАДИР СВЕТОТЕХНИКОВ С БРИГАДОЙ - человек, отвечающий за свет (в случае необходимости вызывается машина «лихтваген» с осветительными приборами и генераторами для съёмки).
БУРЛЕСК - преувеличенно комическое изображение на сцене.
БУТАФОР - театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
БУТАФОРИЯ - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
БУТАФОРЫ (съем.группа) - создают предметы, необходимые для декорации.
БУФЕТЧИК (съем.группа) и его ассистенты - обслуживание питанием съёмочную группу. Помощь в подготовке продуктов питания (если необходимо) для съемочной сцены.
БУФФОН - амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
БУФФОНАДА - 1) представление с применением клоунских приемов;
2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
ВИДЕОКАМЕРА - портативная телевизионная передающая камера, конструктивно объединенная с кассетным видеомагнитофоном: для записи сигналов изображения и звука используется магнитная лента. Видеокамера имеет электронный видоискатель.
ВИДЕОКЛИП - телевизионная художественная интерпретация эстрадной, поп- или рокпесни, как правило, с использованием «дробного» монтажа и спецэффектов.
ВИДЕОЗАПИСЬ - запись изображения на магнитную ленту или оптический диск для последующего воспроизведения на экране телевизора при помощи видеомагнитофона.
ВИДЕОФИЛЬМ - фильм, который можно записать на видеокассету и воспроизвести в удобное для зрителя время.
ВОДИТЕЛИ (съем.группа) - подчиняются администратору по площадке и директору фильма. Также могут быть задействованы режиссёром-постановщиком в эпизодических ролях (водитель такси, например) или в качестве дублёра того или иного актёра (если он не имеет водительских прав и/или навыков вождения автомобиля (мотоцикла).
ВРАЧ (съем.группа) - в случае необходимости обеспечивает своевременное оказание своевременной медицинской помощи участникам съёмочной группы. В сценах, где по сюжету фильма совершаются те или иные медицинские манипуляции и/или нужны специальные медицинские навыки и познания (наложение повязки, инъекции и пр.) - консультирует режиссёра-постановщика и актёров по правильности их выполнению. Иногда может быть задействован режиссёром в эпизодической роли в сценах, где нужны специальные медицинские познания и/или навыки (скажем, врач «скорой», приехавший на вызов).
ВТОРАЯ КАМЕРА (или камера B) - еще один оператор на съёмочной площадке, который иногда необходим для съемки сложных постановочных сцен с действием или трюков с различных ракурсов, или для съемки сцены с другим охватом с использованием второй камеры.
ВТОРОЙ ОПЕРАТОР - сидит непосредственно за камерой, управляет её движением в рамках установленной режиссёром и оператором-постановщиком композиции, следит за качественными параметрами.
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР - обрабатывает сценарий после режиссёра-постановщика. Занимается тем, что корректирует (проверяет) правильность (отсутствие ошибок в сценарии).
ГАЛЕРКА - верхний ярус зрительного зала.
ГАСТРОЛИ - выступление актеров на выезде в других театра.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя перед спектаклем, концертом.
ГЕРОЙ - главное действующее лицо в спектакле.
ГЛАВНЫЙ ОСВЕТИТЕЛЬ (бригадир светотехников, Гаффер, Gaffer) - возглавляет группу, отвечающую во время съемок за освещение и другие вопросы, связанные с электроприборами. Гаффер напрямую подчиняется оператору-постановщику и следит за точным исполнением его указаний, касающихся освещения сцены.
ГРАНДАМ - амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
ГРАНДКОКЕТ - роль взрослой знатной дамы.
ГРИМ - 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.;
2) краски и другие принадлежности для гримирования.
ГРИМ-УБОРНАЯ - комната для гримирования и переодевания актеров.
ГРИМЕР - специалист, занимающийся гримировкой актеров.
ГРУППОВКА - типажные лица, яркие и нестандартные. Таких отбирают на эпизодические роли и снимают крупным планом.
ДЕЙСТВИЕ - законченная часть спектакля. То же, что и акт.
ДЕКЛАМАЦИЯ - четкое выразительное чтение вслух.
ДЕКОРАТОР - Отвечает за художественное решение фильма, за костюмы, грим и так далее.
ДЕКОРАТОР СЦЕНЫ - специалист с опытом оформления интерьеров помещений; умеет находить соответствующие предметы и размещать их внутри декорации таким образом, чтобы сцена выглядела естественной, будь то офис бизнесмена или убежище анахорета.
ДЕКОРАЦИЯ - художественное оформление места действия на сцене, создающее зрительный образ постановки.
ДИАФИЛЬМ - расположенные в определенной последовательности позитивные фотографические изображения на кинопленке, обычно объединенные общей темой.
ДИВЕРТИСМЕНТ - музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
ДИЗАЙНЕР ЗВУКА - занимается созданием звуковых спецэффектов (англ.), а также звуков, не имеющих соответствующего аналога в природе или которые невозможно записать, например, звук, издаваемый динозаврами.
ДИЗАЙНЕР ПО КОСТЮМАМ - продумывает и рисует эскизы костюмов для киноактеров в то время как осуществляется сооружение декораций. Прежде чем эти готовые эскизы поступят к портному, которому предстоит шить костюмы, они утверждаются художником-постановщиком, режиссером-постановщиком и продюсером.
ДИРЕКТОР ФИЛЬМА - решает организационные вопросы во время съемочного периода: локейшн-менеджмент (подготовка мест для съемок), договоры с владельцами государственных и частных учреждений и т. п.
ДОЛЬЩИК - человек, который отвечает за тележку. Ставит рельсы, везёт тележку с оператором.
ДРАМАТУРГ - автор драматических произведений.
ДРАМАТУРГИЯ - 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений;
2) совокупность таких произведений;
3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
ДУБЛЕР - 1) актер, заменяющий исполнителя основной роли в каких-то эпизодах; 2) актер, воспроизводящий текст при дублировании кинофильма.
ДУБЛИРОВАНИЕ КИНОФИЛЬМА - изготовление фонограммы фильма на другом языке, смысловое содержание которой соответствует переводу оригинала. Техника дублирования предусматривает уравнивание продолжительности отдельных фраз и темпа речи на обоих языках.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ФИЛЬМА - выполняет распоряжения директора, замещает его, когда это необходимо.
ЗВУКОИНЖЕНЕР - специалист обслуживающий комплекс звукового оборудования.
ЗВУКООПЕРАТОР - работает со звуком, с записями, отслеживает качественные параметры фонограммы, такие как например - уровни звуковых компонент, их частотную характеристику и соотношение сигнал/шум.
ЗВУКООФОРМИТЕЛЬ - специалист по записи синхронных шумов. Имитирует и воспроизводит синхронно изображению необходимые шумы. Например: шаги человека, пробег лошади, поцелуи и прочии шумы воспроизводимые человеком и живыми существами.
ЗВУКОРЕЖИССЕР - курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаёт художественные звуковые образы. Руководит всем департаментом.
ЗВУКОРЕЖИССЕР ПЕРЕЗАПИСИ - важный специалист на финальном этапе формирования картины. Не стоит путать перезапись с переозвучиванием. Перезапись - это последняя стадия фильмопроизводства, во время которой происходит обработка, локализация, сведение и мастеринг всех многочисленных звуковых компонент.
ЗЛОДЕЙ - амплуа актера, играющего отрицательных героев.
ИНЖЕНЕР ПО ГЕНЕРАТОРАМ (генераторщик) - устанавливает, подключает и обеспечивает работоспособность генератора, - устройства по преобразованию механической энергии в электрическую.
ИНЖЕНЕР ЗВУКОЗАПИСИ - заведует звукозаписывающей аппаратурой на съемочной площадке. До недавнего времени стандартным звукозаписывающим устройством был магнитофон “Награ” с ¼ - дюймовой магнитной пленкой; в наше время используются цифровые звукозаписывающие пленки (DAT). Звукозапись DAT более удобна при синхронизации и монтаже, поскольку не нуждается в шумоподавлении в формате звука “Dolby” или других форматах.
ИНЖЕНЮ - амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
ИНТЕРМЕДИЯ - небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
ИНТЕРМЕДИЭЙТ - сканирвоание плёнки и перевод её в цифровой формат для последующего монтажа. Так же перевод готвоого фильма обратно на плёнку для показа в кинотеатрах.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР - обеспечивает финансирование картины. Обычно он отвечает за деловые аспекты кинопроизводства - его фактическое участие в повседневной работе съемочной группы, как правило, бывает незначительным.
КАБЕЛЬЩИК (ассистент звукозаписи) - управляет вторым микрофоном, если в нем есть нужда в сцене, где актеры находятся на расстоянии друг от друга. Кабельщик также обслуживает все кабели, используемые со звукозаписывающей аппаратурой - протягивает их, обеспечивает коммутацию и тянет вслед за камерой при её перемещении. Локализуя такие посторонние шумы, как работа холодильной установки, скрип половиц или шелест
одежды, он ликвидирует или минимизирует их на сколько это возможно.
КАДР - 1) пространственная граница фото-, теле- или киноизображения; 2) снимок на пленке, фиксирующий одну из фаз движения или статичного положения объектов съемки.
КАДР МОНТАЖНЫЙ - составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия.
КАДР ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ - изображение, получаемое на экране кинескопа в результате одного полного цикла телевизионной развертки.
КАМЕО - эпизодическое появление в постановочной роли (на киноэкране, в театральной постановке и т. д.) известной персоны (режиссер, актер, политик и т. д.). Иногда в такой ситуации известная персона приглашается, чтобы играть “саму себя”. Зачастую режиссер фильма сам играет в нем эпизодическую роль.
КАРТИНА - часть акта в драме.
КАСКАД - имитация падения (с лошади и др.), сложный зрелищный трюк.
КАСКАДЕР - является специализированным актером, который реально исполняет трюки, подчас связанные с риском получения травмы. Трюки бывают разные - от батальных сцен до падения с утеса или лобового столкновения со встречным грузовиком. Многие трюки на деле оказываются менее опасными, чем выглядят в кино, благодаря умелому выбору ракурса камеры, объектива и благодаря монтажу.
КАСТИНГ - отбор претендентов в проект в соответствии с творческой задумкой его создателей. Зачастую это лишь предварительный отбор – по внешним данным, после чего кандидаты будут тестироваться на предмет своих способностей. Тот из кандидатов, кто лучше вписывается в роль, и подпишет контракт.
КАСТИНГ-ДИРЕКТОР - человек, занимающийся организацией кастинга, проб, подбирающий актеров в проект. Он работает с ассистентом режиссера по актерам, задача которого – подготовка актеров к съемкам: от встречи и доставки их на площадку, до своевременного обеспечения сценарием, составлением их графика и тп. Однако на практике кастинг директор и ассистент режиссера часто замещают друг друга и выполняют в одиночку все перечисленные функции.
КИНЕМАТОГРАФ- 1) первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран; 2) зрелище, основанное на использовании кинотехнической аппаратуры; 3) устаревшее название кинотеатра.
КИНЕМАТОГРАФИЯ - отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю; один из самых массовых видов искусства.
КИНОДРАМАТУРГИЯ - литературно-кинематографический вид творчества; произведением кинодраматургии является сценарий - литературно-художественная основа фильма.
КИНОИСКУССТВО - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
КИНОМУЗЫКА - инструментальная и вокальная музыка, исполняемая в кинофильме персонажами по ходу действия (внутрикадровая) или сопровождающая его (закадровая); один из важнейших элементов кинофильма и киноискусства.
КИНОПЛЕНКА - светочувствительные материалы на прозрачной эластичной основе, покрытой слоем фотографической эмульсии.
КИНОПОСТАНОВКА - творческий процесс создания фильма, осуществляемый режиссером-постановщиком совместно с оператором.
КИНОПРОЕКТОР - оптико-механический аппарат для проецирования фильмов на экран.
КИНОПРОКАТ - планируемый показ в кинотеатре в течение определенного промежутка времени какой-либо киноленты
КИНОСЕРИАЛ - произведение, состоящее из отдельных серий.
КИНОСЕТЬ - совокупность предприятий, которые осуществляют показ фильмов населению,- кинотеатры, клубы и т. д.
КИНОСТУДИЯ - предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творческие и производственно-технические процессы.
КИНОАКТЕР - актер кино.
КИНОПЕРЕДВИЖКА - портативная передвижная кинопроекционная установка для демонстрации в основном узкопленочных кинофильмов.
КИНОПРОМЫШЛЕННОСТЬ - включает кинокопировальную и кинотехническую промышленность. Кинокопировальная промышленность изготовляет фильмокопии для их демонстрации. Кинотехническая промышленность разрабатывает и производит киноаппаратуру и технологическое оборудование.
КИНОЛЮБИТЕЛЬ - человек, занимающихся киносъемками как любитель, непрофессионал.
КИНОМЕХАНИК - специалист по демонстрации кинофильмов.
КИНОРЫНОК - купля и продажа кинофильмов разными странами, кинопрокатными организациями.
КИНОСЦЕНАРИЙ - литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.
КИНОСЪЕМКА - получение на кинопленке ряда последовательных кадров с изображениями снимаемого объекта в различных фазах его движения; один из этапов создания фильма.
КИНОСЪЕМОЧНЫЙ АППАРАТ (КИНОКАМЕРА) - оптико-механическое устройство для киносъемки.
КИНОТЕАТР - 1) здание, оборудованное для показа фильмов; 2) зрелищное предприятие.
КИНОТЕХНИКА - 1) отрасль техники, разрабатывающая средства и методы производства, размножения и демонстрирования кинофильмов; 2) совокупность технических средств, используемых в кинематографе.
КИНОУСТАНОВКА - комплекс оборудования, предназначенного для демонстрирования фильмов. Различают стационарные и передвижные киноустановки.
КИНОФЕСТИВАЛЬ - смотр, творческое соревнование произведений киноискусства - художественных, хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, спортивных, мультипликационных, телевизионных фильмов.
КЛАКА - специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
КОКЕТ - амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
КОЛОСНИКИ - верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
КОМИК - амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
КОМПОЗИТОР - пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.
КОМПОУЗИНГ - создание спецэффектов и использование комбинированных съёмок.
КОНСУЛЬТАНТ - специалист в той или иной научной дисциплине, который консультирует режиссёра-постановщика и актёров по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр.
КОНФИДАНТ - актер, играющий роль приближенного главного героя.
КООРДИНАТОР-ОФОРМИТЕЛЬ - подчиняется художественному руководителю и следит чтобы строительство декораций сцены проходило в соответствии с указаниям художника по декорациям. На практике строительство декораций может потребовать многих недель или даже месяцев в зависимости от размеров и сложности конструкции. Поэтому прежде принимается важное решение о месте проведения съемки - на натурной (естественной) площадке или в декорациях. Данное решение принимается продюсером или совместно продюсером и режиссером по каждому эпизоду в отдельности.
КООРДИНАТОР СПЕЦЭФФЕКТОВ (или директор по спецэффектам) - следит, чтобы команда по спецэффектам осуществляла постановку спецэффектов в соответствии с указаниями режиссера-постановщика.
КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ - кинофильм, не превышающий размером 4-5 частей (40-50 мин экранного времени).
КОСТЮМЕР - отслеживает все, вплоть до положения пятен грязи на одежде. Имеет дубль костюма.
КРАНМЕЙСТЕР - человек, отвечающий за работу операторского крана. Он его монтирует, помогает устанавливать камеру и панорамирует с крана.
КУЛИСЫ - плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
ЛИРИК - амплуа актера, играющего лирические персонажи.
ЛИЧНЫЙ АКТЕРСКИЙ АГЕНТ - по-сути то же, что и агентство, но этот человек работает с одним или несколькими артистами. Схема работы та же: проценты от гонораров.
ЛОЖА - группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
МЕНЕДЖЕР ПО ВЫБОРУ НАТУРЫ - осматривает и подбирает места для съемок и оформляет официальные разрешения на производство съемок в тех местах, где они необходимы.
МЕХАНИК КАМЕРЫ или видео-инженер (если видео или телевидение) - Обеспечивает техническое обслуживание камеры и её установку. Перезаряжает плёнку, кассеты, меняет оптику и т. д.
МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля, съемки. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры.
МИКРОФОНЩИК - заведует микрофонным парком. Наводит (направляет) микрофоны на сюжетно-важные объекты. Управляет их перемещеинем в соответствии с поставленой задачей.
МИМ - актер пантомимы.
МИМИКА - один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
МОНОЛОГ - речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.
МОНТАЖ - творческий и технический процесс, следующий за киносъемкой; последовательная сборка фильма из различных слагаемых (кадров) с выделением, укрупнением или удалением отдельных деталей, с чередованием отдельных кадров, выразительной сменой ритмов с целью наибольшего раскрытия авторского замысла.
МОНТАЖЕР - готовит исходный материал к монтажу, синхронизирует звук и картинку, нарезает дубли и т. д.
МОНТАЖЕР ЗВУКА - монтирует звуковые компоненты. Раскладывает записанные реплики синхронно изображению.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР - знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.
МЮЗИК-ХОЛЛ - вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
ОПЕРАТОР - специалист, производящий съемку фильма.
ОПЕРАТОР МИКРОФОНА - управляет “журавлем”, длинным раздвижным шестом для позиционирования и управления микрофоном во время съемки. Благодаря “журавлю” можно записать диалог, поместив микрофон прямо над головой актера, притом что сам микрофон не попадет в поле обзора камеры. Оператор “журавля” должен вовремя разворачивать микрофон поочерёдно в сторону каждого говорящего актера, что на деле означает доскональное знание последовательности реплик.
ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК он же главный (или ведущий) оператор - отвечает за изобразительное решение фильма (как художественно-качественное, так и технически-качественное). Подчиняется режиссёру. Руководит операторской группой. Разрабатывает художественное, а также цветовое, световое решение фильма.Совместно со вторым режиссёром и фотографом подыскивает подходящую съёмочную площадку (квартира, офис, бар и т п) и/или подходящий ландшафт для съёмок на открытой местности.Составляет список техники, которая ему понадобиться совместно со 2-м оператором. Впоследствии волю оператора до операторской группы доносит второй оператор.
ОСВЕТИТЕЛЬ (также “осветители” или “электрики”) - устанавливает, обеспечивает функционирование и обслуживает осветительную аппаратуру. По указанию Гаффера они выбирают конкретное оборудование, монтируют его, поднимают, опускают и ждут от Гаффера указаний на включение или выключение. В случае необходимости они ставят перед источником света диффузор или корректируют ширину светового луча открытием или закрытием шторок - черных металлических пластин на осветительном приборе.
ПАВИЛЬОН - здание, в котором производят киносъемки с применением декораций и искусственного освещения.
ПАДУГА - полоса занавеса по верху сценической площадки.
ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
ПАРТЕР - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
ПЕЛЖЕНТ - передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК ОПЕРАТОРА (ассистент оператора) - ассистирует оператору при съёмке. Он обслуживает и поддерживает в рабочем состоянии кинокамеру, а также заполняет съемочный лист, в который подробно записывает все детали, касающиеся отснятых сцен. Во многих операторских группах первый помощник оператора исполняет также обязанности “фокусника” и/или “хлопушечника”.
ПЕТИМЕТР - образ щеголя в сатирической комедии.
ПИРОТЕХНИК и/или оружейник - это тот, кто нужен, когда в кадре необходимо создать имитацию взрыва, выстрела (или не имитацию). Он рассчитывает требуемое количество заряда, направление взрывной волны; следит за сохранностью и техникой обращения с оружием; инструктирует об особенностях оружия. Создание искусственного тумана - также дело рук пиротехника. Входит в состав операторской группы.
ПЛАН - масштаб изображения на экране; различают шесть планов (дальний, общий, средний, первый, крупный, деталь).
ПОДМОСТКИ - синоним слова «сцена».
ПОЛИЭКРАННОЕ КИНО - для демонстрации фильма используется несколько близко расположенных друг к Другу экранов; на них проецируется программа, которая состоит из ряда кинофильмов, связанных единой композицией и общим звуковым сопровождением (иногда сопровождается игрой актеров вблизи экранов).
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ - кино произведение размером пять и более частей.
ПОМОЩНИК ГАФФЕРА (“бест-бой”, Best Boy) - является ассистентом гаффера. Он занимается заказом необходимого осветительного оборудования и дает указания группам рабочих-осветителей.
ПОМОЩНИК ОПЕРАТОРА ПО НАВОДКЕ НА ФОКУС ("фокусник") - изменяет фокусировку объектива, когда актер или сюжетно важный объект приближается или отдаляется от камеры или когда камера перемещается относительно него, например, при съемке тележки Долли. Главная задача “фокусника” состоит в том, чтобы нужный объект или действие на изображении были всегда резким.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА - человек, который лично передаёт указания режиссёра-постановщика той или иной группе лиц. Ведёт учёт отобранных дублей. Пишет рабочую версию того, что пишет камера.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА ПО СЦЕНАРИЮ (Script Supervisor, Скрипт) - ведет во время съемок особую запись (заметки) по каждой сцене, чтобы при съемке очередной сцены можно было вернуться назад и убедиться в правильности последовательности следования сценарию во всех деталях. Он обязан убедиться, что никаких отклонений от этих деталей не произошло. Скрипт также отслеживает число отснятых за день страниц и сцен сценария, число планов, оценивает предполагаемое экранное время, а также отмечает случаи отступления от сценария, например, если записанный диалог актеров отличается от диалога, записанного в сценарии.
ПОСТАНОВКА - творческий процесс создания спектакля,фильма,телешоу.
ПОСТ-ПРОДАКШН - период обработки видеоматериала после съемок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучание и обработка материала фильма.
ПРЕМЬЕР, премьерша - актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
ПРЕМЬЕРА - первый (или один из первых) публичный показ.
ПРЕ-ПРОДАКШН - подготовка к съёмкам, кастинги актёров, напсиание режиссёрского сценария и расскадровок, запись предпологаемых расходов и сметы и т.д.
ПРИМАДОННА - актриса, исполняющая главные роли.
ПРОДАКШН - съёмочный период фильма.
ПРОДЮСЕР - доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Продюсерами бывают также режиссеры, актеры, сценаристы.Различные подтипы продюсеров - «линейный продюсер», «исполнительный продюсер», «креативный продюсер» и т. п. - как правило, не являются продюсерами в общепринятом смысле этого слова, и представляют собой административных работников, которым продюсер делегирует какие-либо свои полномочия. Под креативным продюсером нередко понимают редактора, а линейный и исполнительный продюсеры в России занимают промежуточную позицию между собственно продюсером (генеральным продюсером) и директором картины. Термин «исполнительный продюсер» в России появился как неверный по смыслу перевод термина «executive producer», который в США, на самом деле, означает «генеральный продюсер».
ПРОСТАК - амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
РАБОЧИЕ (съем.группа) - выполняют различные поручения.
РАМПА - осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
РЕВЮ - эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
РЕДАКТОР - проверят грамматику, орфографию, пунктуацию, а кроме того на уровне литературы, на уровне текста не пропускает опечатки и ошибки. Ограничивает размах сценариста.
РЕЖИССЕР МАССОВОК - ставит крупномасштабные сцены, как правило, связанные со сложными спецэффектами и участием в
съемках большого количества дополнительных лиц, каскадеров и животных.
РЕЖИССЕР МОНТАЖА - человек, ответственный за основные монтажные решения. Выполняет чистовую сборку картины. Не редки случаи, когда функции режиссёра монтажа выполняет сам режиссёр-постановщик.
РЕЖИССЕР ПО РАБОТЕ С АКТЕРАМИ (ассистент по актерам)- участвует в выборе актёров для кастинга. Знает все про актёров, обладает знанием про то, кто, с кем, как и когда может работать (на уровне подбора актёров). Он также предлагает актёров на роли. Решает вопросы взаимодействия режиссёра с актёрами.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК - ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке. Руководит работой актеров и всех остальных участников съемочной группы (оператора, звукорежиссера, художника-постановщика и др.).
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК ТРЮКОВ - отвечает за постановку трюков, их правдоподобие и безопасность.Иногда в съёмках кинофильмов используются животные. Как правило, их доставляют на съёмочную площадку в сопровождении дрессировщика или конюха (если речь идёт о лошадях), которые либо занимаются дрессировкой этого животного, либо умеют заставить его выполнять нужные команды, например с помощью подкормки. Часто одну и ту же роль исполняет несколько похожих друг на друга животных. Благодаря умелому монтажу их произвольные движения выглядят в кадре осмысленными.
РЕЗОНЕР - амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.
РЕКВИЗИТ - предметы, используемые в театральных постановках, на съемках.
РЕКВИЗИТОР - выдает предметы антуража и прочий реквизит.
РЕКВИЗИТОРСКАЯ ГРУППА - работает под началом ассистента декоратора и занимается сбором и доставкой всех необходимых для съемки предметов на съемочную площадку.
РЕПЕРТУАР - совокупность произведений, исполняемых в театре.
РЕПЕТИЦИЯ - основная форма подготовки.
РЕПЛИКА - краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
СВЕТОВОЙ ДУБЛЕР - подменяет актера во время длительной процедуры подготовки к съемке - установки камер, монтаже осветительных приборов и микрофонов - в то время как главный актер готовится к съемке.
СЕРИЯ - часть фильма, демонстрируемая самостоятельно.
СИКВЕЛ - книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения, построенное на персонажах из него и т. д.
СИНОПСИС - краткое изложение сценария фильма (обычно на 1-2 страницы).
СОЛИСТ - ведущий актер в спектакле.
СОФИТ - часть осветительной аппаратуры, светильники рассеянного света, освещающие сцену или площадку спереди и сверху.
СПЕЦИАЛИСТ ПО ЭФФЕКТАМ - занимается разработкой спецэффектов (от искусственного тумана до компьютерной графики), консультирует и продумывает реализацию. Входит в состав операторской группы.
СПЕКТАКЛЬ - театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
СТАРШИЙ РАБОЧИЙ-МЕХАНИК - подчиняется оператору-постановщику и руководит работой со всеми аксессуарами, связанными с кинокамерой на съемочной площадке. Он руководит рабочими постановочного цеха (Грип, Grips), которых может быть от пяти до пятнадцати человек.На съемочной площадке грипп готовит к съемке всевозможные аксессуары, связанные с использованием кинокамер и условиями съёмки в целом. Эти аксессуары включают, разного рода приспособления для камер (штативы, краны, тележки, рельсы, и т.д.), позволяющие производить съемку с разных точек обзора или в движении по желанию оператора-постановщика. К примеру, может потребоваться, безопасный и удобный монтаж кинокамеры на движущемся автомобиле, вертолёте и т.д. В некоторых случаях также необходимо возведение лесов для установки камеры на высокую точку обзора
относительно сцены. Грип (grip) работает в тесном контакте с Электриками и Группой осветителей, занимающимися установкой осветительного оборудования.
СТАТИСТ - актер массовки, исполняющий роль без слов.
СТЕДИКАМ - система стабилизации камеры, которая крепится на оператора.
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ СЪЕМКА - обеспечивает получение на кинопленке изображения в виде стереопар (объект снимается одновременно с двух или нескольких точек зрения). Проецирование ее на экран (с использованием специальной аппаратуры) позволяет зрителю видеть изображение объемным.
СЦЕНАРИСТ - создаёт киносценарий (письменную версию ещё не снятого кинофильма) основываясь либо на ранее написанном материале (романе, рассказе или пьесе) либо на некоем оригинальном замысле. Сценарист может написать сценарий по собственной инициативе и замыслу, чтобы затем попытаться продать его продюсеру, или может быть приглашен продюсером либо студией для написания сценария по специальному заказу.
СУБРЕТКА - роль находчивой служанки.
СУФЛЕР - работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА - производственно-творческий коллектив, непосредственно работающий над созданием фильма, телепередачи, сериала.В более узком смысле - часть к

Костюмерный цех, бутфорский, швейный, декорационный — именно здесь создаётся «наглядная» часть любой постановки Театра оперы и балета. В каждом цехе, словно пчёлки, трудятся несколько человек: в среднем от трёх до четырёх. В отличие от артистов — людей публичных, эти мастера не избалованы вниманием прессы и зрителя. Мы решили исправить ситуацию и побывали там, куда обычно посторонним вход воспрещён. Моё путешествие в закулисье Театра оперы и балета началось с костюмерного цеха.

Гардероб артиста

Костюмерный цех расположен на третьем этаже театра и состоит из двух просторных помещений. От пола до потолка, в два ряда, на перекладинах висят костюмы. Обычному человеку трудно понять, по какому принципу они развешаны. Рада Викторовна Меньщикова, начальник костюмерного цеха, объясняет, то и дело указывая на определённые группы костюмов:

— Здесь — спектакль «Мистер икс», здесь «Алеко», ещё дальше «Травиата». В этой комнате находятся костюмы для хора и солистов, в соседнем помещении — для артистов балета (балетные пачки мы, как правило, покупаем). И это ещё не всё: часть костюмов у нас хранится на складе.

Оказалось, что всего гардероб артистов Театра оперы и балета состоит — только вдумайтесь! — почти из трёх миллионов различных нарядов! На самом деле, конечно, немного меньше, ведь бухгалтерия считает одну, а не несколько вещей отдельным костюмом. Но всё равно цифра получится внушительной — любая модница позавидовала бы такому огромному и разнообразному гардеробу. Тем более, что костюмы не совсем театральные.

— Настоящий театральный костюм не должен подвергаться стирке, ведь при его создании используются материалы, как правило, не предназначенные для шитья, — рассказывает Рада Викторовна. — Со сцены настоящий театральный костюм будет смотреться как изделие из дорогого бархата, украшенное жемчугом. На самом деле, вся эта красота окажется обычной подкрашенной тканью и битым зеркалом, которое держится на клею. Мы же пытаемся сшить наряды, которые затем можно подвергнуть стирке и чистке: используем настоящий бархат, все бусины пришиваем вручную. Как-то раз к нам приехали столичные артисты, они были в восторге от наших нарядов: у них таких костюмов нет.

Но чтобы сохранить всю эту красоту, созданную швеями театра, нужно приложить немало усилий. Перед постановкой — обязательная глажка, после — если нужно, стирка и штопка. При чём большую часть костюмов приходится стирать вручную: балетные пачки, кринолиновые и корсетные платья, богато украшенные наряды.

— Иногда мы снимаем костюмы, которые можно выжимать, ведь артисты столько энергии и сил затрачивают во время выступления, — говорит Рада Викторовна. — Бывало даже, что во время постановки от эмоций, которые артисты пытаются показать на сцене, и пуговицы отлетали, и юбки падали. Однажды оторвалась пуговица на нижней юбке у одной артистки. Она с таким достоинством перешагнула юбку и лёгким движением ножки её откинула. Зритель подумал, что всё так и должно быть.

— А за время одной постановки сколько артистов вам нужно одеть? — спрашиваю я.

— Я и мои две помощницы-костюмершы помогаем одеться в среднем 50 артистам, — отвечает Рада Викторовна. — Ещё во время постановки нужно помочь им переодеться. Бывает, что у каждого артиста от двух и до пяти-шести костюмов. После окончания спектакля мы также помогаем снять костюмы.

Рада Викторовна признаётся, хоть работа и сложная, но очень интересная, а самое главное, любимая: «Я, как Кощей, над златом чахну: мне все костюмы дороги».

В сезон — более 200 костюмов

Костюмерный цех — это место, куда попадают костюмы после того, как свою работу сделают швеи и бутафоры. Значит, следующий пункт назначения — швейный цех, а затем — бутфорский.

Швейный цех также располагается на третьем этаже, но в другом крыле театра. Поднимаясь по просторной лестнице, на одной из ступеней замечаю кусочек ткани, его, видимо, кто-то случайно обронил. «Стало быть, иду в верном направлении», — мелькнула мысль.

Войдя в одну из комнат швейного цеха, обращаю внимание на развешанные по стенам бумажные выкройки. Оказалось, что это лекала на каждого артиста. В центре помещения стол, за которым художник-конструктор Оксана Анатольевна Рындина занимается раскроем.

— Выкраиваете костюмы для артистов? — интересуюсь я.

— Нет, сейчас раскраиваю костюмы для контролёров — сотрудников, которые встречают зрителей, — ответила Оксана Анатольевна. — Нужно было вам прийти, когда мы к спектаклю отшиваем костюмы: здесь всё завалено тканями, блёстками...

Несмотря на то, что я попала в швейный цех не вовремя, ничуть не расстроилась. И без того, я узнала много чего интересного. К примеру, за сезон коллективу из четырёх человек приходится отшивать более 200 костюмов: для одной масштабной постановки около 120 и для двух-трёх поменьше — по 50-60 нарядов.

Немало и реставрационной работы в цехе.

— У столичных артистов есть контракты, по которым они обязаны следить за своей фигурой и держать один вес на протяжении определённого времени, — говорит Оксана Анатольевна. — Но у нас такого нет, бывает, артист поправится — мы расшиваем костюм, если заменяют артиста, также приходится перешивать вещь. Наше дело — сделать всё, чтобы хору и солистам было удобно двигаться на сцене.

— Артисты высказывают пожелания относительно будущего костюма? — спрашиваю я.

— Бывает и такое, но на самом деле артисты не должны обсуждать костюм. Если художник-постановщик предложил именно такую модель — значит так надо. Художественную часть произведения он согласовывает с режиссёром, но не с артистами.

Узнав немного о работе швейного цеха, направляюсь туда, где занимаются украшением нарядов и сцены.

Пчёлка на каблуках и самовар из бутыли

Бутафорский и декорационный цеха располагаются в разных помещениях на цокольном этаже. В компетенции первого — украшение костюмов и создание мягких декораций для постановок, задача второго — оформить сцену жёсткими декорациями.

Бутафорский цех — это просторная светлая комната и три сотрудника. Здесь стоят швейные машинки, по стенам — высокие стеллажи с коробками, где хранится всякая мелочь: бусины, паетки, бахрома. На одной из полок — пчёлка-труженица на каблуках и с букетом, как у невесты. Работницы говорят, что это их своеобразный талисман, который помогает решить даже самую сложную задачу.

— Иногда нам приходится изобретать велосипед, — говорит Алевтина Анатольевна Затонская, начальник цеха. — Иногда всё, что создадим, переделывать. Ведь подчас задуманная вещь на сцене совсем не смотрится. Так, однажды мы сшили перчатки из блестящей ткани для певицы. Когда она вышла на сцену, и включили рампы, то перчатки вдруг превратились в самые настоящие латы — пришлось переделывать вещь.

Работа в декорационном цехе также не из простых. Художник-конструктор Егор Галашенко рассказывает, что нередко неделями приходиться ломать голову, чтобы создать определённую деталь декораций.

— Придумывать новое, пытаться разрешить неразрешимую задачу — это сложно, но очень интересно, — признаётся Егор.

Благодаря фантазии работников декорационного цеха, появляется самовар из обыкновенной бутыли, будильник из ведра и многое другое. На сцене эти предметы выглядят, как настоящие.

В отличие от бутафорского цеха, в декорационном иная обстановка. Он располагается в слесарной мастерской, где много дерева, различных инструментов, картонных коробок. Именно здесь рождаются самые оригинальные декорации Театра оперы и балета. Иногда, если требуется больше места, работники вместе с материалом перемещаются в помещения попросторнее и уже там создают украшения для очередной постановки.

Аплодисменты зрительного зала адресованы и тем, кто во время постановки находится за сценой. Успех артиста — отчасти их успех. Художники-модельеры, костюмеры, художники-конструкторы и бутаффоры — без них невозможно существование театра. Они создают блеск и красоту сцены, оставаясь неизменно за кулисами.



Загрузка...