emou.ru

Теория социальных ролей. Теория взаимодействия Социальная роль –

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

- англ. theory, role; нем. Rollentheorie. Совокупность концепций и подходов, объясняющих взаимоотношения индивида и общества (Дж. Мид, Р. Линтон, Я. (Дж.)Морено и др.). В Т. р. обычно выделяют несколько уровней анализа: социологический - роль как элемент соц. культуры и структуры; соц.-психол. - взаимодействие индивидов между собой, индивида и группы (где роль оказывается совокупностью общих значений, без к-рых немыслима коммуникация), уровень личности как системы, где сливаются интересы общей психологии, соц. психологии и социологии.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "ТЕОРИЯ РОЛЕЙ" в других словарях:

    теория ролей - социально психологическая теория личности и отношений межличностных, опирающаяся на понятие роли социальной. Представляет их в терминах поведения ролевого. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Теория ролей - – теоретическое представление о том, что основная часть наблюдаемого повседневного поведения – это просто выполнение людьми своих социальных РОЛЕЙ. В рамках теории роль представляет собой набор ожиданий в отношении действий, соответствующих… … Словарь-справочник по социальной работе

    ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - – социально психологическая теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.), рассматривающая личность с т. зр. ее социальных ролей. Относится к социологизаторским концепциям, поскольку утверждает, что… …

    ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и об ва. Формирование Т.р. связано с именами Дж Мида, Р. Линтона, Я. (Дж.) Морено. В Т.р. можно выделить три уровня анализа: социологич., где роль рассматривается по преимуществу как… … Российская социологическая энциклопедия

    Теория ролей - (Интеракционизм) Теория в социальной психологии, согласно которой людям в зависимости от их статуса и их позиции в обществе характерно то или иное поведение. Понятие роли ввел в социальную психологию американский социолог и психолог Д. Мид,… … Словарь социолингвистических терминов

    Теория ролей - (интеракционизм) Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - англ. theory, role; нем. Rollentheorie. Совокупность концепций и подходов, объясняющих взаимоотношения индивида и общества (Дж. Мид, Р. Линтон, Я. (Дж.)Морено и др.). В Т. р. обычно выделяют несколько уровней анализа: социологический роль как… … Толковый словарь по социологии

    теория ролей (интеракционизм) - Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым набором … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    теория ролей (Дж. Мид и др.) - теории о ролевом поведении людей … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - теория, описывающая и объясняющая ролевое поведение людей в обществе и в непосредственном общении друг с другом … Словарь терминов по психологическому консультированию

Книги

  • Теория каст и ролей , Крол Алекс. Революционная книга, в которой автор делит общество на касты и описывает роли людей в них. Касты определяют уровень свободы и безопасности каждого человека. Рабы, чиновники, жандармы,…

role theory) - подходы в социологии, которые подчеркивают значение ролей, а также "принятия роли" в формировании и поддержании социального порядка и социальной организации. См. Роль.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и об-ва. Формирование Т.р. связано с именами Дж Мида, Р. Линтона, Я. (Дж.) Морено. В Т.р. можно выделить три уровня анализа: социологич., где роль рассматривается по преимуществу как элемент соц. структуры и культуры; соц.-психоло-гич. уровень соц. взаимодействия индивидов между собой, индивида и группы, где роль оказывается совокупностью общих значений, без к-рых немыслима коммуникация; наконец, роль может рассматриваться на уровне личности как системы. В ее исследовании сливаются интересы общей психологии, соц. психологии и социологии. При этом упор делается на личностную интерпретацию роли и влияние роли на личность. Существуют различн. подходы к Т.р. В символич. интеракционизме, развитом Мидом, об-во рассматривается как система общения, действий, являющихся соц. постольку, поскольку они имеют общую цель и пользуются выработанными в процессе взаимодействия общими значениями-символами. Индивид включается в coii взаимодействие и становится соц. существом в той мере, в какой он научается "брать роли другого", т. е. осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставит себя на его место и тем самым становится объектом для самого себя. Обучение ролям начинается в детском возрасте сначала в неорганизованных играх, затем в играх по правилам. Личность индивида есть единство двух "Я": соц являющегося рез-том освоения различн. ролей, интериоризированных установок др. людей и глубинного - индивидуального, спонтанного Оставаясь в своем анализе роли преимущественно на соц.-психологич. уровне, Мид, однако вводит понятие "генерализированного "Другого" имея в виду коллективные предписания группы к поведению индивида. Линтон анализирует роли и статусы, исходя из социологич. т. зр. В системе об-ва он выделял статусы - позиции в структуре соц. отношений и связанные с ними совокупности прав и обязанностей. Роль он определяет как динамич. аспект статуса, не объясняя того, чем роль отличается от "играния роли". Главное для Линтона - понимание ролей как идущих от об-ва предписаний, стандартов поведения, культурных моделей. Поэтому роль как динамич. аспект статуса правильнее понимать как функциональный, культурный его аспект, но в этом случае она и есть совокупность прав и обязанностей, выполнение к-рых ожидается об-вом. Отсюда необходимость уточнения понятия статуса, к-рое позднее было заменено более нейтральным термином "позиция" как место в системе отношений; за статусом же осталось значение ранга, престижа. Основатель социометрии Морено рассматривал роли гл. обр. в практич. части своего учения - психотерапии. Разработанные им методы психо- и социодрамы предполагали играние драматич. ролей, но не предписанных, а свободно изобретаемых в ходе действия. Это "обучение спонтанности" должно было, по мысли Морено, излечивать индивидов от соц.-психич. заболеваний, помогать разрешению жизненных трудностей. Роль не лишена соц., культурного содержания, но соц. и индивидуальное в ней слиты. Морено подчеркивает конфликт между Я и официальными ролями. Большая группа соц. психологов и социологов, разрабатывающих Т.р., состоит из тех, кто так или иначе тяготеет к одному из трех названных выше уровней анализа. Соответственно меняется круг категорий, к-рыми оперируют авторы. В самую значительную группу входят представители соц.-психологич. подхода к анализу роли (И.Гофман, Т. Ньюком, Ж. Стецель). Нек-рые из них прослеживают формирование ролей из взаимодействия в неорганизованных группах и превращение их в институализированные роли, приобретающие нормативный и принудительный характер. Важными категориями Т.р. при этом подходе являются "ролевое поведение", "действие в роли", коммуникация, согласие. С общесоциологич. т. зр. рассматривает роли Т. Парсонс; для него взаимодействие двух людей - это образец соц. взаимодействия в масштабах об-ва, а роль - нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент соц. структуры. Однако наиболее общими понятиями Т.р. на разных уровнях анализа являются "роль", "ролевое поведение", "позиция" (статус), "предписание" или "ожидание", требование". Этот же принцип реализует Р. Да-рендорф, подчеркивающий безличный и внешний индивиду характер предписанной роли, ее нормативность. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Role. Camb., 1972; Role theory: concepts and research. Huntington, 1979. Э.М. Коржева.

Теория ролей, или социально-психологическая теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей. Относится к социологизаторским концепциям, поскольку утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение межличностного взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.

Важным в Теории ролей является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается "просто человеком", а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и обществ. нормативов.

Исполнение ролей имеет большое значение в развитии личности человека Развитие психики, психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных общественных ролевых функций, а социализация человека представляет собой формирование ее социальных ролей.

Социальные роли в Теории ролей рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом – как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение человека, за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж. Мидом, названа "социальный бихевиоризм". Одно из важнейших понятий Теории ролей – "принятие роли другого", т. е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои экспектации по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без такого соответствия не может возникнуть интеракции, а человек не может стать социальным существом, осознать значимость и ответственность собственных действий и поступков.

Теория действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Социолог Т. Парсонс предложил описание структуры социального действия, которое включает в себя:

а) деятель;

б) «другой» (объект, на который направлено действие);

в) нормы (по которым организуется взаимодействие;

г) ценности (которые принимает каждый участник);

д) ситуация (в которой совершается действие).

Данная схема оказалась слишком абстрактной, а потому непригодной для эмпирического анализа.

Теория социального обмена (необихевиоризм) Дж. Хоманса. Хоманс считал, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Сформулировал 4 принципа взаимодействия :

Ч ем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться. Е сли вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия. Е сли вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. К огда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Таким образом, Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Теория социальной связи Я. Щепаньского. В данной теории описывается развитие взаимодействие. Центральным понятием является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта;

б) психического контакта (взаимная заинтересованность);

в) социального контакта (совместная деятельность);

г) взаимодействия (определяется как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера);

д) социального отношения.

Психоаналитическая теория взаимодействия (З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливан). З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Семья является прототипом взаимоотношений с внешним миром.

К. Хорни 3 возможные компенсирующие стратегии, которые вырабатываются с детства и определяют характер взаимодействия с окружающими людьми:

    движение к людям ;

    движение против людей ;

    движение от людей.

Обычно все три стратегии используются достаточно равномерно, преобладании какой-нибудь одной может указывать на невроз.

Теория управления впечатлением Э. Гофман. В основе теории лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которого можно произвести хорошее впечатление на других, люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. Эту концепцию называют также теорией социальной драматургии.

Интеракционистская теория (Г. Блюмер, Дж. Мид, Ч. Кули, Р. Линтон и др.). Ключевое понятие «взаимодействие» - откуда и название направления, в рамках которого разрабатывались теория символического интеракционизма, ролевая теория.

Теория символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блюмера. Любое взаимодействие людей осуществляется с помощью символов. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни человеческого общества, так как символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут общаться. Блюмер сформулировал 3 основных положения теории : ч еловеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям; э ти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами; з начения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

Теория роли (Т. Сарбин, Дж. Мид, Т. Шибутани). Чтобы интеракция продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли».

Социальная роль –

1. совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию;

2. сумма ожиданий человека по отношению к самому себе - «каким я должен быть»;

3. реальное поведение человека в той или иной позиции.

Т Шибутани (1969) различает конвенциональные и межличностные роли. Конвенциональные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Обучение этим ролям происходит в процессе участия в организованных группах. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

включение во взаимодействие; этап контроля – установление иерархии в отношении, стремление контролировать ситуацию или, в противном случае, находиться под контролем другого человека; интимность .

Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р.Ф. Бейлза. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия людей. При помощи метода наблюдения фиксируются реальные проявления взаимодействия в соответствии с 4 категориями или областями взаимодействия:

1. Область позитивных эмоций:

а) солидарность

б) снятие напряжения

в) согласие

2. Область решения проблем:

а) предложение, указание

б) мнение

в) ориентация других

3. Область постановки проблем:

а) просьба об информации

б) просьба высказать мнение

в) просьба об указании

4. Область негативных эмоций

а) несогласие

б) создание напряженности

в) демонстрация антагонизма.

Теория транзактного анализа Э. Берна.

Э. Берн для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакции. Трансакция представляет собой взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я – субъекта . Выделено три основных эго – состояния, в которых может находиться человек:

Эго-состояние Родитель проявляется в стремлении человека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, запреты, догмы и т.п.

Эго-состояние Взрослый обнаруживает себя в стремлении человека реально оценить ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы.

Эго-состояние Ребенок связано с эмоциональными переживаниями индивида.

Таблица 3. Внешние проявления эго-состояний

Проявления

Родитель

Взрослый

Ребенок

Характерные слова и выражения

    Все знаю, что…

    Ты никогда не должен…

    Я не понимаю, как это допускают…

Как? Что? Когда? Где? Почему?

Возможно… Вероятно… и т.п.

    Я сердит на тебя…

    Здорово…

    Отлично…

    Отвратительно…

Интонации

Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие и т.п.

Связанные с реальностью.

Очень эмоциональные.

Характерное состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное и т.п.

Внимательность, поиск информации.

Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное.

Выражение лица

Нахмуренное, недовольное, обеспокоенное.

Открытые глаза, максимум внимания.

Угнетенное, подавленное, удивленное, восторженное и т.п.

Характерные позы.

Руки в бока, «указующий перст», руки сложены на груди.

Тело наклонено к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним.

Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, дергает пуговицу и т.п.

Виды транзакций:

    Дополнительные или параллельные: трансакции – стимул и трансакция – ответ не пересекаются, но дополняют друг друга. Бывают равные и неравные дополнительные трансакции.

    Пересекающиеся: трансакции – стимул и трансакции – ответ не совпадают (на схеме изображаются в виде пересекающихся векторов). Именно пересекающиеся трансакции часто являются причиной или следствием конфликта.

    Скрытые: те трансакции, смысл которых не связан с наблюдаемым поведением; включают в себя одновременно два уровня – явный, выраженный вербально (социальный) и скрытый, подразумеваемый (психологический). Явное и скрытое взаимодействие происходит с различных позиций. Обычно явное, открытое другим присутствующим, происходит с позиций Взрослый – Взрослый, скрытое взаимодействие, направленное только к партнеру, происходит с иной позиции. Скрытые трансакции бывают угловые и двойные.

Стандартные цепочки трансакций образуют игры , которые противопоставляется спонтанному, открытому общению. Игры осуществляются для получения определенных «вознаграждений»: снятия напряжения, похвалы, структурирования времени, сочувствия и т.д. Различают 3 типа игр: в жертву, преследователя и избавителя.

Кроме анализа игр Э.Берн считал важным анализировать жизненные сценарии . Под сценарием он понимал «то, что человек собирается сделать в будущем» (Берн Э., 2003). То, что получается на самом деле, он называл жизненным путем. Основой жизненного сценария человека является его Родительское программирование. Ребенок принимает его по следующим причинам:

    он получает уже готовую цель жизни, которую в противном случае пришлось бы выбирать самому;

    программирование родителей дает ребенку уже готовый вариант структурирования своего времени, тем более что он будет одобрен родителями;

    ребенку нужно просто объяснить, как делать те или иные вещи и как вести себя в некоторых ситуациях (узнавать все самому интересно, но очень непродуктивно учиться на своих ошибках).

Следующий шаг транзактного анализа – анализ позиции , которая отражает отношение человека к миру вообще, к своему окружению – друзьям и врагам. Позиции бывают двусторонние и трехсторонние.

Двусторонние позиции базируются на понятиях «хорошо» (+) и «плохо» (-). Выделяют 4 основные позиции:

    Я (-) – Ты (+). Я – плохой, ты – хороший. Это позиция, с которой человек рождается. С психологической точки зрения она депрессивна, а с точки зрения социальной – это самоуничижение. У взрослого человека может способствовать появлению зависти по отношению к окружающим. А ребенка эта позиция часто побуждает подражать окружающим, учится у них, она может трансформироваться со временем в 3 другие;

    Я (+) – Ты (-). Я – хороший, ты – плохой. Это точка зрения превосходства, высокомерия, снобизма. Может сформироваться в детоцентрических семьях, когда ребенок видит, что все делается для него и ради него. В транзактной теории эта позиция трактуется как тупиковая: если я – лучше всех, то на кого мне равняться, у кого учиться, к чьим словам прислушиваться?

    Я (-) – Ты (-). Я – плохой, ты – плохой. Это установка безнадежности, которая может лежать в основе аутоагрессии и быть причиной суицидального поведения. Часто формируется в семьях риска, где ребенок чувствует себя заброшенным, никому не нужным, а поведение родителей не соответствует социальным нормам.

    Я (+) – Ты (+). Я – хороший, ты – хороший. Это позиция здоровой, социально зрелой личности, которая отражает достойную жизнь, позитивный взгляд на ситуацию, веру в успех.

Трехсторонние позиции включают компоненты Я, Ты и Они.

    Я (+), Ты (+), Они (+). В демократическом обществе эту позицию могут занимать целые семьи. Ее можно считать идеалом. Лозунг: «Мы любим всех!»

    Я (+), Ты (+), Они (-). Эта позиция необъективная, как правило, ее занимает болтун, сноб или хулиган. Лозунг: «Мне нет до них дела!»

    Я (+), Ты (-), Они (+). Это позиция недовольного человека, например, миссионера: «Вы не так хороши, как те».

    Я (+), Ты (-), Они (-). Это позиция критически настроенного человека, который смотрит на всех свысока: «Все обязаны преклоняться предо мной и быть таким, как я».

    Я (-), Ты (+), Они (+). Позиция унижающего себя человека, святого или мазохиста. Лозунг: «Я хуже всех в этом мире!»

    Я (-), Ты (+), Они (-). Позиция подхалима, когда человек делает это не по необходимости, а из снобизма: «Я пресмыкаюсь, и награда ждет меня, а не тех людей».

    Я (-), Ты (-), Они (+). Позиция угодливой зависти или политической акции: «Она не любят нас, потому что мы хуже их».

    Я (-), Ты (-), Они (-). Позиция пессимистов и циников, тех, кто уверен: «В наше время нет хороших людей».

Позиции тесно связаны с жизненным сценарием и часто влияют на характер игр.

Вопросы для самопроверки:

    Опишите структуру взаимодействия.

    Какие социально-психологические феномены могут возникнуть в процессе интеракции?

    Какие стратегии взаимодействия описал К. Томас?

    Назовите функции конфликта?

    Какие психоаналитические теории взаимодействия вы знаете?

    Перечислите аспекты социальной роли.

    Какие Эго – состояния выделил Э.Берн?

    Назовите виды транзакций.

    Какие области взаимодействия выделил Р. Бейлз?

    Перечислите принципы социального взаимодействия, сформулированные Дж. Хомансом?

Теория ролей

Работу выполнила:

Ахметсафина А.И.

Группа ОФ:118/165-3-1


Джордж Герберт Мид

Американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма.

Развил его идею об обществе как построенном на обмене жестами и символами: интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям. Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.


  • Мид Дж. Г. «Разум, Я и Общество» (1934)
  • Мид Дж. Г. «Философия действий» (1938)
  • Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований.

  • 1. Я (I) - это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
  • 2. Мне (Me) - это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю. Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

  • Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
  • Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
  • Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.

Теория ролей

Важным в Теории ролей является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно эти взглядам, человек никогда не остается «просто человеком», а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных нормативов.


  • В социологическом – как система ролевых ожиданий, т.е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями;
  • В социально-психологическом – как исполнение роли и реализации межличностного взаимодействия;
  • В психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности. При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания, определяющие поведение человека, за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж.Мидом, названа «социальным бихевиоризм».

Одно из важнейших понятий Теории ролей – “принятие роли другого”, т.е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои ожидания по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без этого человек не может стать социальным существом и осознать значимость своих поступков.



Загрузка...