emou.ru

Война и мир художественное своеобразие кратко. Художественное своеобразие романа «Война и мир. Вопрос: Какие традиции соблюдали в семье Ростовых

План сочинения
1. Вступление. Новаторство Толстого.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционные особенности произведения.
— Принцип антитезы – основа композиции романа.
— Принцип «сцеплений» в основе развития сюжета. Система персонажей, художественное время и художественное пространство.
— Хроника жизни трех семейств в романе.
— Изображение исторических событий как основа развития сюжета. Завязка.
— Бородинская битва – кульминационная сцена романа.
— Развязка.
— Авторские отступления и их роль в произведении.
— как «монологический» роман.
3. Заключение. Художественное своеобразие «Войны и мира».

В романе «Война и мир», сочетающем в себе черты романа и народно-исторической эпопеи, Л.Н. выступает как художник-новатор. И необычность произведения была отмечена современной писателю критикой. Так, П.В. Анненков отмечал отсутствие у Толстого традиционной, занимающей главенствующее положение интриги. Сюжет и композиция «Войны и мира» были обусловлены и исторической тематикой произведения, и философским осмыслением событий, и характером конфликта, лежащего в основе развития действия. Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи.
Критики отмечали, что в основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Толстой противопоставляет войну и мирную жизнь, персонажей – Кутузова и Наполеона, являющихся своеобразными полюсами, к которым тяготеют все остальные персонажи романа. Светское общество (салон Анны Павловны Шерер), с его «набором» ложных жизненных ценностей, противопоставлено лучшим людям из дворянства (князь Андрей, Пьер Безухов), которым свойственны поиски смысла жизни; русский народ, честные «воины-труженики» изображены на фоне офицеров-карьеристов. Внутренняя красота в романе противопоставлена внешней (княжна Марья и Элен), живая, подлинная жизнь противопоставлена фальшивой (Наташа и Элен). Контрастно сопоставлены в романе и типы человеческих натур – эмоциональные и идеологичные. Так, семья Болконских воплощает собой интеллектуальное и рациональное начало, семья Ростовых – эмоционально-интуитивное.
Само движение сюжета в романе обусловлено принципом «сцеплений» (Л.Н. Толстой), оставляющим впечатление мозаики событий. В произведении несколько сюжетных линий, пятьсот пятьдесят девять персонажей, среди которых есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, и безымённые персонажи («генерал, который приказал»). Обширны художественное время и художественное пространство «Войны и мира». Содержание романа охватывает большой период – с 1805-го по 1820-й год. Из России действие переносится в Пруссию, Австрию, Польшу, из Смоленска – в Москву, из Петербурга – в деревню. Перед нами предстают дворец императора, салон Анны Павловны Шерер, особняк умирающего графа Безухова, имение Ростовых в Отрадном, дом Болконских в Богучарове, крестьянская изба в Филях, поля Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского сражений, походные палатки солдат.
В центре романа лежит хроника жизни трех дворянских семейств – Ростовых, Болконских и Курагиных. При этом в жизни каждого из семейств есть свои кульминационные события. Так, эпизоды, рисующие увлечение Наташи Анатолем, ее отказ князю Андрею Толстой оценивал как «самое трудное место и узел всего романа». Так же считали и читатели. «Главный интерес книги, как романа, – писал В.Ф. Одоевский, – начинается именно с этой кульминации. И добавлял: «Любопытна развязка». Однако сам автор заметил, что в романе «смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса». Смерть графа Безухова, женитьба Пьера на Элен, неудавшееся сватовство князя Василия – таким образом, важные исходные, но не определяющие сюжетные моменты произведения . При этом личная жизнь героев неразрывно связана с важнейшими историческими событиями эпохи.
Течение частной жизни в романе органически сливается с сюжетом историческим. «Три главных исторических события составляют стержневую линию развития сюжета. Завязка – 1805-й год, начало войны с Наполеоном, период, главными событиями которого являются Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. <…> Эти события первого военного этапа предваряют эпопею народной войны 1812 года и служат завязкой дальнейшего развития жизни героев – Андрея Болконского, Николая Ростова, Долохова и других. 1812-й год, Бородинское сражение – кульминационный пункт романа» .
Бородинское сражение и оставление Москвы – это целая эпоха в духовном развитии героев, своеобразный фокус, в котором сходятся их судьбы. Именно с этим событием связано формирование у них новых качеств, новых взглядов на мир, общество. Через испытание огнем, страданиями, смертью проведены все главные герои романа. Незадолго до Бородинской битвы умирает старик Болконский, тяжело переживает его смерть княжна Марья. 1812 год многое меняет в жизни Пьера Безухова. Это период восстановления душевной целостности, приобщения его к «общему», утверждения в душе его чувства гармоничности жизни. Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену. Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок. Бородинская битва становится судьбоносной для князя Андрея. В бою он получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет не испытанное им ранее чувство христианской любви, он окончательно преодолевает свое тщеславие, эгоизм, аристократические предрассудки. Он испытывает жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» – все это открывается вдруг князю Андрею. Болконский умирает, и смерть его становится величайшим горем для княжны Марьи и Наташи. Наконец, Бородинская битва становится переломным событием в развитии исторической темы, символизируя победу России.
Развязка романа – победа над Наполеоном, поражение французов и зарождение новых идей в русском обществе. Эти события определяют личные судьбы героев, не заслоняя, однако, у писателя человеческой личности. исторические события показаны у Толстого сквозь призму различных судеб и характеров.
Большую роль в романе играют авторские отступления, в которых раскрываются философские и религиозно-этические взгляды Толстого, его мысли об историческом процессе. Философская проблематика авторских отступлений – это устройство мира и место человека в нем, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, истинные и ложные ценности в жизни. В романе Толстой раскрывает свои взгляды на войну 1812-го года, на ее участников. В основе этих взглядов – исторический фатализм (личность не играет роли в историческом процессе). История, по мнению писателя, представляет собой движение огромных человеческих масс (главным героем романа Толстой считал русский народ, отмечая, что более всего ценил в «Войне и мире» «мысль народную») . Композиционная роль авторских отступлений различна. Так, в третьей части автор рассуждает о войне 1812-го года как о войне народной, освободительной, и это отступление играет роль своеобразного обобщения художественных глав. Введение публицистических и философских рассуждений автора «расширяет границы повествования и одновременно объединяет в одно органическое целое исторический, философский роман и психологический «очерк нравов» .
Стоит отметить, что авторский голос «безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. Бахтина, роман Толстого «монологический» (в отличие от «полифонического», или «многоголосного», романа Достоевского)» .
Таким образом, еще раз отметим художественное своеобразие «Войны и мира». Толстой создал произведение, органично сочетающее черты эпопеи, исторического романа, хроники, очерка нравов, щедро напитав его философской проблематикой и психологическим анализом. Роман не имеет единой интриги, мы видим несколько сюжетных линий, каждая из которых соотнесена с важнейшими историческими событиями эпохи. Жизнь у Толстого представлена во всем многообразии. Все эти художественные свойства сделали роман шедевром мировой литературы.

1. См: Фортунатов Н.М., Краснов Г.В. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. Электронная версия. www.rvb.ru

2. Бычков С.П. Указ. соч., с. 199.

3. Лион П.Э., Лохова Н. М. Указ. соч., с. 342.

4. Бычков С.П. Указ. соч., с. 201.

5. Там же, с. 342.

Грандиозное художественное полотно романа-эпопеи вбирает в себя самые разнообразные художе-ственные приемы и средства. Одним из всеобъемлющих становится при этом принцип контраста: он пронизывает все уровни произведе-ния, начиная с заглавия, расположения глав и заканчивая отдель-ными эпизодами и сценами. Так антинародную жизнь петербургской аристократии с ее лицемерием и фальшью Толстой противопоставля-ет народной России с ее простотой и естественностью. Система образов тоже строится по принципу контраста (Наташа Ростова — Элен Безу-хова, княжна Марья — Жюли Карагина, Андрей Болконский — Ана-толь Курагин и т.д.). Контрастны и образы исторических деятелей, находящихся в центре внимания автора — Кутузова и Наполеона, как контрастны те человеческие качества, которые связываются с каждым из них и определяют характерные особенности целой груп-пы образов («хищный» и «смирный» тип человека). По принципу контраста построены целые сцены и эпизоды: так сцена Аустерлиц-кого сражения противопоставлена Бородинской битве, прием в сало-не Шерер — именинам в доме Ростовых и т.д.

С принципом контраста соотносятся и особенности повествова-ния в романе. Оно основано на представлении об изначальном знании автором истины, высшей правды, что приводит к столкно-вению авторского знания и мучительных поисков его любимых ге-роев. Это позволяет автору с позиции высшего знания планировать и объяснять изображаемые события и характеры героев. С другой стороны, принцип непрерывности сюжетного развития приводит к тому, что часто изложение от лица автора отходит на второй план, уступая место сценическому эпизоду. В художественную ткань ро-мана включены также авторские полемические рассуждения, исто-рические справки, историко-философские отступления и т.д., имеющие отправной точкой мысль героя. Наконец, временами ав-торское «я» рассредоточивается в героях — прежде всего «любимых» писателем Пьере Безухове и Андрее Болконском, например, когда перед Бородинским сражением князь Андрей высказывает свои мысли о войне, в них явно вплетается авторский голос.

Но, безусловно, важнейшим принципом обрисовки героев явля-ется особый метод психологического анализа, названный Н.Г. Чернышевским «диалектикой души». Он состоит в том, что пи-сатель не ограничивается изображением результатов психологиче-ского анализа, его интересует сам процесс зарождения и после-дующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, что и ста-новится объектом подробного, детального воспроизведения. «Диа-лектика души» нужна Толстому для того, чтобы выявить духовные и нравственные возможности личности в их развитии, а также дать возможность воочию увидеть взаимосвязь внутренних, душевных процессов и высшего духовного источника, находящегося вне чело-века и существующего независимо от него. Такая «диалектика души» прослеживается в обрисовке всех «любимых» героев Толстого — Анд-рея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи. Вот почему на страницах романа так часто звучит внутренний моно-лог, в котором чувствуется борьба противоположных начал в душе героя: речь его становится сбивчивой, неправильной, фразы часто бывают отрывисты, эмоциональный тон повышенный, напряжен-ный. Таков, например, внутренний монолог князя Андрея, когда он лежит раненый на поле Аустерлица: раздвоенность его сознания, в котором сталкиваются прежние честолюбивые устремления и новое представление о высшей силе, дающей покой и умиротворение, воз-никает даже на уровне лексико-синтаксическом («мы бежали, кри-чали, дрались» — «высокое, бесконечное небо», «тихо, торжествен-но»). Столь большая роль внутреннего монолога в раскрытии «диа-лектики души» объясняется тем, что здесь в большей мере, чем в по-ступках и диалогах, проявляются скрытые намерения, тайны души.

Но, может быть, не меньшую роль в романе играет психологиче-ский портрет. У Толстого он динамичен, поскольку должен макси-мальное выявить связи внутреннего мира человека и его внешних проявлений. Вот почему так часто писатель фокусирует внимание на глазах — ведь это «зеркало души». Исследователи подсчитали, что в «Войне и мире» Толстой использует 85 различных оттенков выражения глаз. По числу это может сравниться только с многооб-разием оттенков улыбки, которая помогает раскрыть эмоциональ-ное состояние героя. Следует также отметить, что Толстой не дает законченного портрета героя в экспозиции, как это было принято в русском классическом романе. У него портрет рассредоточен по различным временным и пространственным пластам, поскольку он неотделим от развития характера.

Выделяют два основных типа портрета в романе, соответствую-щие двум основным типам героев. Рисуя портреты своих любимых героев, писатель использует повторяющиеся детали: блестящие глаза и большой рот Наташи, тяжелая походка и лучистые глаза княжны Марьи. Повторяясь, такие детали призваны оттенить из-менчивость характера героя, находящегося в постоянном движе-нии, развитии. Другое дело — портреты-маски: они статичны и не-изменны всегда, как неизменны и герои, которых эти портреты изображают (Элен, Анатоль, Берг, Шерер и др.). В них также встречаются повторяющиеся детали, например, роскошные плечи Элен и ее застывшая «однообразно-красивая» улыбка, но такие де-тали призваны продемонстрировать неподвижность маски, скры-вающей за внешней привлекательностью душевную пустоту и нравственное уродство. Недаром Толстой вообще не рисует глаз Элен, хотя, видимо, они тоже красивы, но они не светятся мыслью и чувством, как глаза Наташи, бесконечно разнообразные, в которых выражено все богатство ее духовного мира. Материал с сайта

По мнению Толстого, с духовной красотой человека сочетается и его отношение к природе. Вот почему пейзаж в романе тоже стано-вится психологическим: он обращен к человеку, открывая ему красо-ту мира и оттеняя глубинный смысл происходящих событий. Не слу-чайно ни разу на лоне природы не появляются Элен, Жюли или Анна Павловна Шерер — они чужды естественной жизни и не могут воспринимать ее во всей красоте и разнообразии. Зато Наташа — это органичная часть природы, недаром именно ей может прийти в го-лову мысль о полете — то, что так поразило Андрея в случайно ус-лышанном им ночном разговоре Наташи и Сони в Отрадном.

Но часто у Толстого картины природы становятся символичны-ми, выражая некую высшую истину, открывающуюся человеку именно через природное начало. Такова картина высокого неба над полем Аустерлица, таким же символом является дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное. Природа в романе Тол-стого не только сопереживает героям, но и вносит в общее течение жизни вечное, умиротворяющее начало. Как выражение высшей нравственной истины предстает картина Бородинского поля, омы-того после кровавой битвы очистительным дождем. В картинах рус-ской природы, нарисованных в сцене охоты с бешеной скачкой по осеннему полю или в сцене беседы Андрея и Пьера на пароме под мерный шум струящейся воды, как и во многих других, выражается полнее всего то, что писатель определяет как исконно русское на-чало, «мысль народную», соединяющую в единое художественное целое грандиозное полотно романа-эпопеи «Война и мир». Как точ-но сказал о нем Тургенев, это «великое произведение великого пи-сателя, — и это подлинная Россия».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • историко-философские отступления в романе война и мир
  • Речь повествователя как основное средство его характеристики в романе Т.Н. Толстой Война и мир
  • художественные особенности романа война и мир кратко
  • художественные особенности романа война и мир презентация
  • назовите эпизоды построенные по принципу контраста

Роман-эпопея Л.Н.Толстого является практически единственным произведением русской литературы такого масштаба. В нем раскрывается целый пласт истории – Отечественная война 1812 года, военные кампании 1805-1807 годов. Изображаются реальные исторические личности, такие как Наполеон Бонапарт, император Александр I, главнокомандующий русской армией Михаил Иларионович Кутузов. На примере Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных Толстой показывает развитие человеческих отношений, создание семей. Народная война становится центральным образом войны 1812 года. Композиция романа «Война и мир» Толстого многосложна, роман огромен по своему объему сведений, поражает количеством героев (более пятисот). Толстой показал все в действии, в жизни.

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Война 1812 года была выиграна благодаря силе, стойкости и вере русского народа. Народа в полном его составе. Толстой не разграничивает ни крестьян, ни дворян – на войне все равны. И цель у всех одна – освободить Россию от врага. «Дубина народной войны», – говорит Толстой о русском войске. Именно народ является основной силой, победившей врага. Что могут военноначальники без народа? Простой пример – французская армия, которую показывает Толстой в контрасте с русской. Французы, воевавшие не за веру, не за силу, а потому что нужно воевать. И русские, идущие за стариком-Кутузовым, за веру, за землю русскую, за царя-батюшку. Толстой подтверждает мысль о том, что народ вершит историю.

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Название романа

В названии романа «Война и мир» содержится художественный прием, который называется оксюморон. Но название можно понять и буквально. Первый и второй тома делят между собой сцены то войны, то мира. Третий том почти полностью посвящен войне, в четвертом мир преобладает. Это тоже уловка Толстого. Все же мир важнее и нужнее любой войны. В то же время война без жизни в «мире» невозможна. Есть те, кто там – на войне, и те, кто остался ждать. И их ожидание, порой, одно спасение на возвращение.

Жанр романа

Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.

Тест по произведению

Вопрос: Кого из героинь своего романа любил Толстой?

Ответ:Наташу, Пьер это сам Толстой, Ростова его идеал, так же как в Анне Карениной, Левин прототип автора.

Вопрос: Какие традиции соблюдали в семье Ростовых?

Ответ: У старого графа Ильи Ростова была заведена «в больших размерах» псовая охота (Т.2 ч.4 гл.3). Еще одна традиция — постоянно у них кто-нибудь в гостях обедает или ужинает.

Вопрос: Почему граф Ростов принимает Пьера, не смотря на вынесенное решение не принимать его в приличные дома? И почему не принимать?

Ответ: Пьер вчетвером с Курагиным, Долоховым и медведем в Питере устроили пьянку и их понесло по бабам. Поэтому и не принимали. А у Ростовых он восстановил свою репутацию, по-моему, потому что подруга графини Друбецкая Анна Михайловна, мама Бориса, была в молодости любовницей папы Пьера, забыл, как его звали. Да и сама Наталья Ростова, мама Наташи (в девичестве Шиншина) тоже была, кажется, к нему неравнодушна. Вот они как-то и повлияли на старого графа. Ну, и конечно — вероятность получения наследства, как же без этого?

Вопрос: В какой главе находится сцена дуэли Пьера и Долохова.

Ответ:Том 2, ч.1, гл. 4-5

Вопрос: Подскажите всех возлюбленных Наташи Ростовой и тем кому она симпатизировала как мужчине?

Ответ: Когда ей было 13 лет, она была влюблена в Бориса Друбецкого. В 15 лет ей впервые сделали предложение: В.Денисов. В 16 или 17 лет на балу она влюбилась в Андрея. Через полгода — в Анатоля Курагина. А ещё через три года — в Пьера. Её же, по-моему, любили все. Здесь везде речь, конечно, идёт пока только о влюблённости.

Вопрос: Напомните, как звали жену Бориса?

Ответ: Жюли Карагина.

Вопрос: Кто помнит Почему графине Ростовой стало стыдно перед мужем и дочерью?

Ответ: – Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза. Т.3 ч.3 гл. 16. Когда Ростовы эвакуировались из Москвы, графиня слишком долго, по мнению Наташи, не решалась освободить её транспорт для эвакуации раненых.

Вопрос: Какую проблему поднимает Толстой в эпизоде «смотр в Браунау» (том 1, часть 2,глава 2 и 3)?

Ответ: В Браунау у Толстого картина русской армии после долгого похода и, прежде всего, у каждого солдата очень плохая обувь. Также можно обратить внимание на генерала-командира полка. Тот чересчур равняется перед Кутузовым, чрезмерно стараясь быть хорошим офицером перед лицом высокого ранга.

Вопрос: Какой ваш самый любимый момент в романе «Война и мир»? И в каком моменте вам было грустно?

Ответ:Самый любимый момент- когда Наташа плюхнулась в кресло и скинула туфельки, а в этот момент Андрей находился в комнате и все видел. Самый печальный момент — когда Лиза умерла, когда Андрей умер…

Вопрос: В каком томе и в каком разделе Наташа Ростова рассказывает князю про то, как она заблудилась однажды?

Ответ: Т.3 ч.2 гл.25, самый конец.

Вопрос: Пьер узнал об измене жены и после разговора с ней, через неделю выдал ей доверенность о том что отдает ей большую часть имущества. Как вы оцениваете этот поступок Пьера, то что он отдал БОЛЬШУЮ половину состояния?

Ответ: Для Пьера своё состояние не очень важно, он отдал большую часть состояния, но при этом ничего не потерял. Для Пьера гораздо более важно состояние души, и он успокоил свою душу, отдав большую часть состояния Элен, то есть поступил благородно, в этом поступке и выражается всё простодушие и вся доброта Пьера!

Вопрос: Помогите, пожалуйста, написать 10 любых вопросов по 2 тому.

1. Как изменилась жизнь князя Андрея после Аустрерлица.
2. Как изменилось представление князя Андрея о жизни и о любви после того, как услышал восклицания Наташи в ночь на окне?
3. Как Наташа собиралась на свой первый бал?
4. Как изменилась судьбы Наташи и Андрея после бала?

5. Сколько времени прошло с бала, когда Болконский сделал предложение Наташе?
6. Какое условие поставил старый князь сыну о женитьбе? Как к этому отнеслась Наташа?
7. Как складывалась судьба Марьи Болконской? Как прошло сватовство за ней?
8. Как получилось. что Наташа предала князя Андрея?

9. Зачем и почему князь Андрей уезжает вновь на войну?
10. Переезд Ростовых и встреча Наташи с Болконским.

Вопрос: Подскажите какая глава в 3 томе посвящается смерти старого князя Болконского?

Ответ: ч.2 гл. 8.

Вопрос: Подскажите в какой главе заканчивается Отечественная война в романе «Война и мир»?

Ответ: Том 4, часть 4, глава 11

Вопрос: Скажите пожалуйста, где Шенграбенское сражение и Аустерлицкое?

Ответ: Т1 ч2 гл16 — Шенграбен, т1 ч3 гл16 — Аустерлиц.

Вопрос: Проблемы в романе «Война и мир». Минимум 5.

Ответ: Проблемы: героизма, мужества на войне; ложного и истинного патриотизма; влияния природы на человека; несоответствия внутреннего и внешнего облика человека; выбор жизненного пути; истинная дружба; проблема корысти, лицемерия, бесчестия ради богатства; проблема фальшивого и неестественного поведения человека в обществе.

Вопрос: Как руководит армией Кутузов?

Ответ: Почитайте Бородинское сражение (3 том), там описывают Кутузова, сидящего на лавке, окруженного свитой во время сражения, очень подробно описана его мягкая манера руководителя. Его мягкая манера заключается в том, что он, как никто другой, способен был уловить мысли каждого солдата, понимал как важно, чтобы время делало свое время, поэтому не давал крупных сражений (исключая Бородино), пускал гибель французов на самотек и этим сохранял остатки русского войска.

Вопрос: Что такое лысые горы?

Ответ: Толстой скопировал Ясную Поляну, внес в Войну и мир и назвал Лысыми горами. Описание Лысых гор схоже с Ясной Поляной.

Вопрос: Какая судьба у Марьи Болконской и Николая Ростова?

Ответ: Они поженились и счастливы.

Вопрос: В чем Пьер обвиняет Элен?

Ответ: В измене, а потом вызывает на дуэль Долохова.

Вопрос: Где находиться эпизод «небо над Аустерлицом»?

Ответ: 1 том 2 часть

Вопрос: Почему Пьер смущен перед Долоховым?

Ответ: Потому что Долохов спит с его женой.

Вопрос: В какой главе описывается Шенграбинское сражение?

Ответ: Том 1 часть 2 глава 16.

Вопрос: В какой главе показывается мнение Наташи о Пьере?

Ответ: Том 4 часть 4 глава 20.

Вопрос: Чем отличается семья Ростовых от других?

Ответ: Семья Ростовых доброжелательная, вежливая. Например, это показано на именинах Наташи и ее матери, отец (граф Ростов) относится ко всем гостям одинаково вежливо, когда как в салоне Шерер все относятся друг к другу в зависимости от положения в обществе, например в Пьеру. Момент, когда графиня (мать Наташи Ростовой) дает деньги Анне Михайловне Друбецкой показывает ее доброту и искренность.

Вопрос: Отношение князя Андрея к Наполеону?

Ответ: Сначала Наполеон-фаворит Андрея,затем он меняет свою точку зрения (после ранения). Он смотрел в «высокое небо Аустерлица», понимая, что «… ничего, ничего не знал до сих пор». Там же он переосмыслил свое отношение к Наполеону. Услышав рядом с собой голоса, князь Андрей понял, что среди них был и голос его героя, произнесший в его адрес свое знаменитое: «Вот прекрасная смерть». Но для героя это уже были не слова великого императора, а всего лишь «жужжание мухи»: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». Князь Андрей полностью разочаровывается в Наполеоне с «безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».

Вопрос: Как себя вел Кутузов на военном совете?

Ответ: Он понимал, что сражение для наших войск закончится плохо. Государь одобрил план командующего австрийскими войсками Вейротера, и на совете он объяснял этот план в то время, как Кутузов спал.

Вопрос: Какой приём использует Л.Н.Толстой, создавая образы Кутузова и Наполеона?

Ответ: Противопоставление или антитеза по — другому.

Вопрос: Первая встреча с Андреем в салоне Шерер: независимость и сухость поведения контрастирует с поведением остальных гостей Шерер. Объясните поведение Андрея.

Ответ: Болконскому не по душе это светское общество. Как он говорил сам: «Всё это не по мне».

Вопрос: Где описывается Бородинская битва? Срочно!

Ответ: том 3 часть 2 глава 27.

Вопрос: Что Толстой имеет в виду, когда говорит о «маковщине»?

Ответ: Карл Мак фон Лейберих, в 1805 году его армию окружил Наполеон под Ульмом.

Вопрос: Какие человеческие качества у Тушина?

Ответ: Бесстрашие, мужество, великодушие, любовь к родине.

Вопрос: Как Толстой относится к войне 1805 и 1812 года?

Ответ: Л.Н.Толстой показывает деспотизм войны, её бессмысленность, бесчеловечность.Такие герои как Кутузов, Андрей Болконский отрицают войну.

Вопрос: С какого события начинается знакомство с семьёй Ростовых?

Ответ: Том 1. Глава 7. Именины Наташи Ростовой.

Вопрос: Что привело Пьера в общество масонов?

Ответ: Неудача в личной жизни и встреча масона старика.

Вопрос: Что возрождает Наташу к жизни после смерти Андрея?

Ответ: После смерти князя Андрея Наташа долго горюет. Ростова не хочет ни с кем говорить и заниматься какими бы то ни было делами. Но тут в семью Ростовых приходит известие о гибели Пети. Для графини это страшный удар, и Наташа ухаживает за матерью. Страшное горе и состояние графини выводит Наташу из апатии. В девушке живет любовь, которая возвращает ее к жизни.

Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе "Война и мир" Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию. Он писал: "Историки описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, угадать внутреннее строение жизни". А так как разработанная им философская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.

Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратившемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: "Все хорошо, что хорошо кончается". Но автор понял, что нельзя описывать явление без указания причин, вызвавших его. Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: "Война и мир". Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова "мир". "Мир" - это и состояние "без войны", и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная). Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.

Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бессмысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во время которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Николая Ростова мучают страшные сомнения: "для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?" Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война "есть противное человеческому разуму явление". Потом Толстой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, искалечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратаева и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью. Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких... Но У всех этих смертей была праведная цель - освобождение Отечества. И потому в 1812 году "дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой...". И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь "ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить". Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.

Толстой излагает на этих примерах свою историческую концепцию. Он считает, что менее всего причиной какого-либо исторического явления служит воля одного или нескольких людей, стоящих у власти, что исход события определяет поведение каждого отдельного, вроде бы незначительного, человека и всего народа в целом.

Толстой рисует Наполеона и Кутузова противоположными во всем, постоянно, к примеру, указывает на бодрость и уверенность в себе Наполеона и вялость Кутузова. Этот прием антитезы применяется на протяжении всего романа, начиная с самого названия "Война и мир".

Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции "Войны и мира" лежит также прием антитезы. Роман "Война и мир" - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, такие как "генерал, который приказал", "офицер, который не доехал". Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий.

Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр - жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы. Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие получают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных героев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их духовный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Платон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как "статичны в своей положительности ".

Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Андрей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить "за свое незнатное происхождение", суровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мертва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с большим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, когда плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).

В романе "Война и мир" большую роль играет портретная характеристика героев. Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева, и даже жирные ляжки Наполеона. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай Ростов по возвращении с фронта домой при встрече с Соней сухо поздоровался и обратился к ней на "вы", в душе они "назвали друг друга на "ты" и нежно поцеловались".

Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движений души героев. Этот новый способ психологизма, названный Чернышевским "диалектика души", заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет. Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию. И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естественностью, добротой и близостью к народу). Каждый положительный герой романа стремится "быть вполне хорошим". Но в романе есть герои, которые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки. Эти герои живут разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. К этому же типу относятся Платон Каратаев и Кутузов.

Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

Так как роман "Война и мир" является романом-эпопеей, то в нем описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбен-ское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых, как уже говорилось выше, проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события выполняют также и композиционную роль в романе. Например, так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав романа, а по сути оно является кульминационным центром.

Помимо исторических событий автор уделяет большое внимание развитию взаимоотношений между героями - отсюда складываются сюжетные линии романа. В романе представлено большое количество сюжетных линий. Роман является как бы хроникой жизни нескольких семейств: семьи Ростовых, семьи Курагиных, семьи Болконских.

Повествование в романе не ведется от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через само их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображение может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков; затем показывает нам сражение глазами непрофессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В сцене совета в Филях автор передает слово сначала шестилетней Малаше (опять же чувственное восприятие события), а потом постепенно переходит к объективному изложению событий от собственного имени. А вся вторая часть эпилога скорее напоминает философский трактат на тему "Движущие силы истории".

В своем романе Л. Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение ко множеству жизненных проблем, ответить на главный вопрос: "В чем смысл жизни?" И кредо Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: "Надо жить, надо любить, надо верить".

Итак, в романе "Война и мир" Л.Н.Толстой стремился изложить свою философскую концепцию жизни, и для этого ему пришлось "изобрести" новый жанр литературного произведения - роман-эпопею, а также особый вид психологизма - "диалектику души". Его произведение приняло вид философско-психологического исторического романа, в котором он рассматривает и угадывает "внутреннее строение жизни".



Загрузка...

Реклама