Как жилось полякам под Российской империей. Польша в составе российской империи
- Предмет и метод истории отечественного государства и права
- Предмет истории отечественного государства и права
- Метод истории отечественного государства и права
- Периодизация истории отечественного государства и права
- Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
- Образование Древнерусского государства
- Исторические факторы образования Древнерусского государства
- Общественный строй Древнерусского государства
- Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
- Государственный строй Древнерусского государства
- Система права в Древнерусском государстве
- Право собственности в Древнерусском государстве
- Обязательственное право в Древнерусском государстве
- Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
- Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
- Образование Древнерусского государства
- Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
- Феодальная раздробленность на Руси
- Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
- Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
- Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
- Государство и право Золотой Орды
- Образование Русского централизованного государства
- Предпосылки образования Русского централизованного государства
- Общественный строй в Русском централизованном государстве
- Государственный строй в Русском централизованном государстве
- Развитие права в Русском централизованном государстве
- Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
- Общественный строй в период сословно-представительной монархии
- Государственный строй в период сословно-представительной монархии
- Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
- Развитие права в период сословно-представительной монархии
- Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
- Уголовное право в Уложении 1649 г.
- Судопроизводство в Уложении 1649 г.
- Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
- Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
- Общественный строй периода абсолютной монархии в России
- Государственный строй периода абсолютной монархии в России
- Полиция в абсолютистской России
- Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
- Реформы эпохи дворцовых переворотов
- Реформы в годы правления Екатерины II
- Развитие права при Петре I
- Уголовное право при Петре I
- Гражданское право при Петре I
- Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
- Появление природоохранного законодательства
- Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
- Общественный строй в период разложения крепостнического строя
- Государственный строй России в девятнадцатом веке
- Государственная реформа органов власти
- Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- Система полицейских органов в первой половине XIX в.
- Тюремная система России в девятнадцатом веке
- Развитие формы государственного единства
- Статус Финляндии в составе Российской империи
- Включение Польши в состав Российской империи
- Систематизация законодательства Российской империи
- Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
- Отмена крепостного права
- Земская и городская реформы
- Местное управление во второй половине XIX в.
- Судебная реформа во второй половине XIX в.
- Военная реформа во второй половине XIX в.
- Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
- Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
- Реформы системы образования и цензуры
- Церковь в системе государственного управления царской России
- Контрреформы 1880-1890-х гг.
- Развитие права России во второй половине XIX в.
- Гражданское право России во второй половине XIX в.
- Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
- Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- Предпосылки и ход первой русской революции
- Изменения в общественном строе России
- Аграрная реформа П.А. Столыпина
- Формирование политических партий в России в начале XX в.
- Изменения в государственном строе России
- Реформирование государственных органов
- Учреждение Государственной думы
- Карательные меры П.А. Столыпина
- Борьба с преступностью в начале XX в.
- Изменения в праве в России в начале XX в.
- Государство и право России в период Первой мировой войны
- Изменения в государственном аппарате
- Изменения в области права в период Первой мировой войны
- Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
- Февральская революция 1917 г.
- Двоевластие в России
- Решение вопроса о государственном единстве страны
- Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
- Изменения в госаппарате
- Деятельность Советов
- Правовая деятельность Временного правительства
- Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
- Всероссийский съезд Советов и его декреты
- Коренные изменения в общественном строе
- Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
- Полномочия и деятельность Советов
- Военно-революционные комитеты
- Советские вооруженные силы
- Рабочая милиция
- Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
- Национально-государственное строительство
- Конституция РСФСР 1918 г.
- Создание основ советского права
- Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
- Гражданская война и интервенция
- Советский государственный аппарат
- Вооруженные силы и правоохранительные органы
- Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
- Деятельность ВЧК во время гражданской войны
- Судебная система во время гражданской войны
- Военный союз советских республик
- Развитие права в условиях Гражданской войны
- Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
- Национально-государственное строительство. Образование СССР
- Декларация и Договор об образовании СССР
- Развитие государственного аппарата РСФСР
- Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
- Судебные органы в период НЭПа
- Создание советской прокуратуры
- Милиция СССР в период НЭПа
- Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
- Кодификация права в период НЭПа
- Национально-государственное строительство. Образование СССР
- Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
- Государственное управление экономикой
- Колхозное строительство
- Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
- Государственное управление социально-культурными процессами
- Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
- Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
- Конституция СССР 1936 г.
- Развитие СССР как союзного государства
- Развитие права в 1930-1941 гг.
- Государственное управление экономикой
- Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
- Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
- Изменения в организации государственного единства
- Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
- Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
- Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
- Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
- Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
- Развитие советского права в послевоенные годы
- Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
- Развитие внешних функций Советского государства
- Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
- Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
- Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
- Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
- Развитие внешних функций государства
- Конституция СССР 1977 г.
- Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
- Развитие государственного аппарата
- Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
- Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
- Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
- Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
- Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
- Политика «перестройки» и ее основное содержание
- Основные направления развития политического режима и государственного строя
- Распад СССР
- Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
- Становление государственного аппарата новой России
- Развитие формы государственного единства Российской Федерации
- Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации
Включение Польши в состав Российской империи
Польское государство перестало существовать в 1795 г., когда было разделено между Австрией, Пруссией и Россией. К России отошла Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь и герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши.
В 1807 г. после победы Франции над Пруссией на принадлежавшей ей части польской территории Наполеон образовал новое государство - Княжество Варшавское, к которому в 1809 г. присоединена часть польских земель, входивших в состав Австрии. Княжество Варшавское было конституционной монархией. Князем Варшавским на основании унии с Королевством Саксонии являлся саксонский король, зависимый от Франции. Княжество Варшавское участвовало в войне 1812-1814 гг. на стороне наполеоновской Франции.
На Венском конгрессе 1815 г. Александр I, считавший, что Россия как страна победительница должна получить новые земли и обезопасить свои западные границы, добился включения большей части территории Княжества Варшавского в состав Российской империи. Австрия. Пруссия, Россия пришли к соглашению, что Княжество Варшавское будет преобразовано в Царство Польское, получит новую конституцию, в соответствии с которой царем Польским, главой исполнительной власти польского государства станет российский император. Тем самым новое польское государство входило в состав Российской империи на основании унии.
Согласно Конституции Царства Польского российский император назначил в него своего наместника. Учреждалась должность статс-секретаря по делам Царства Польского. Законодательным органом был сейм, избираемый прямыми выборами всеми сословиями на основании имущественного ценза.
Все участники войны с Россией на стороне Наполеона получили амнистию и имели право поступать на службу в государственный аппарат и в армию Царства Польского. Командующего польской армии назначал российский император как царь Польский. Многие подданные российского императора были недовольны тем, что участвовавшие в войне на стороне Наполеона и побежденные поляки получили больше прав, чем победители.
Войдя в состав Российской империи, сохранив действие своих законов, администрацию, имея законодательный орган власти, Польша одновременно получила выход на российский, а через Россию и на азиатский рынок для своих товаров. Для того, чтобы уменьшить антироссийские настроения среди польского дворянства и буржуазии, были установлены таможенные льготы для польских товаров. Многие изделия польской промышленности облагались таможенным сбором в 3%, тогда как российские в 15%, несмотря на то, что «российские фабриканты вопили против такого порядка» 1 Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. М., 1993. С. 171. .
Экономическое развитие Польши, рост влияния национальной буржуазии усилили стремление к полной политической независимости и восстановлению Польского суверенного государства в границах, существовавших до его первого раздела в 1772 г. В 1830 г. началось восстание в Польше, главной силой которого была армия Царства Польского. Польский сейм объявил о лишении российского императора польской короны, разорвав тем самым унию между Польшей и Российской империей.
После подавления восстания российскими войсками император Николай I в 1832 г. издал «Органический статус», отменявший Конституцию царства Польского 1815 г. и ликвидировавший сейм, польскую армию. Царство Польское - эта «внутренняя заграница», как его называли в Российской империи, было ликвидировано. Вместо него образуется Варшавское генерал-губернаторство. Наместником в новое генерал-губернаторство демонстративно назначается командовавший российскими войсками, подавившими польское восстание фельдмаршал И.Ф. Паскевич, получивший титул князя Варшавского.
Из государственных учреждений, предусмотренных Конституцией Царства Польского 1815 г., продолжал действовать только польский Государственный совет, ставший своеобразным информационно-консультативным учреждением при Государственном Совете Российской империи. Но в 1841 г. при подготовке нового «Положения о Государственном Совете Российской Империи» он был упразднен. С 1857 г. Варшавское наместничество стало делиться в административном отношении не на воеводства, как прежде, а на губернии. Сохранились определенные привилегии для местного дворянства и налоговые льготы для промышленности, что способствовало дальнейшему социально-экономическому развитию бывшего Царства Польского, инкорпорированного в состав Российской империи.
Итак, в первой половине XIX в. территория Российской империи увеличилась почти на 20%. Это было обусловлено не столько экономическими целями, как. например, в случае с Британской империей, а военно-политическими задачами, желанием обеспечить безопасность своих границ. Политика российской администрации на присоединенных территориях исходила из их военно-стратегической значимости и была направлена на их социально- экономическое развитие, а не на использование ресурсов новых территорий, для развития центральных губерний России 2 См.: Ананьин Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России // Российская Империя в сравнительной перспективе. М., 2004. С. 236-237. .
В условиях разрушения Османской и Персидской империй некоторые завоеванные ими народы добровольно входили в состав Российской империи.
Управление присоединенными, завоеванными народами, их правовое положение в империи строилось с учетом их социально- экономических, правовых, религиозных и других особенностей и было разнообразным, хотя и имело тенденцию к унификации, распространению на них принципов административного управления и законов Российской империи.
В ходе трёх разделов Речи Посполитой это некогда могущественное и сильное государство прекратило своё существование. Польша была поделена между Россией, Австрией и Пруссией.
По итогам разделов, в составе Российской империи оказалась половина бывшей Речи Посполитой: современные Литва, Украина, Белоруссия и западная часть Латвии (восточная — уже принадлежала российским государям)
История польских земель в составе Российской империи
По состоянию на 1914 год земли, полученные по итогам трёх разделов Речи Посполитой, делились на несколько губерний:
- Виленскую;
- Витебскую;
- Волынскую;
- Гродненскую;
- Ковенскую;
- Курляндскую;
- Минскую;
- Могилёвскую;
- Подольскую.
Поскольку Речь Посполитая была многонациональным государством, в разных частях которого были приняты свои порядки, русские правители старались действовать сообразно ситуации. Так, например, на территории Украины и Белоруссии проводилась активная политика русификации, а в Литве сохранялась большая часть местных устоев и традиций.
Российские императоры, занимаясь устройством внутренних дел бывшей Речи Посполитой, учитывали прежний опыт политического управления этой страной. Главными причинами кризиса конца XVIII века были шляхетская анархия и слабость центральной власти. Поэтому было решено установить на новоприобретённых землях жёсткую централизованную систему управления. Подобная политика не встретила поддержки ни у шляхты, недовольной тем, что её лишили прежних вольностей, ни у крестьян, которые почувствовали усиление крепостного гнёта.
Многие поляки хотели найти поддержку у Франции, которая в конце XVIII — начале XIX века стала представлять угрозу для Австрии, Пруссии и России. Так в составе французской армии стали появляться польские легионы. Однако Наполеон Бонапарт не оправдал ожиданий польских патриотов. Легионы он использовал в своих целях, посылая их на самые сложные и трудновыполнимые задания.
Тогда взор поляков обратился на Петербург. К тому времени новым российским императором стал Александр I, обещавший своим подданным либеральные реформы. Он назначил на место министра иностранных дел своего близкого друга — этнического поляка — Адама Ежи Чарторыйского. Чарторыйский предложил императору проект возрождения польско-литовского государства, которое должно было стать союзником и опорой России. План был одобрен, но после катастрофы под Аустерлицем Чарторыйский пал в немилость и был лишён своего высокого поста. Разочарованные поляки снова заняли профранцузскую позицию.
В ходе завоеваний Наполеон подчинил себе те польские территории, которые входили в состав Австрии и Пруссии. На этих землях было образовано Герцогство Варшавское — сателлит наполеоновской Франции. На территории Герцогства действовал Кодекс Наполеона, наделявший местное население целым рядом гражданских прав и свобод.
Поражение Наполеона и создание в 1815 году Царства Польского, возглавляемого русским монархом, было принято поляками как новый удар. Впрочем, благодаря Конституции 1815 года, дарованной полякам Александром I, отношение местного населения к Петербургу стало более благосклонным. Конституция позволяла полякам формировать собственное правительство и возрождала польский сейм. Однако эйфория улеглась после того как в свои права вступил наместник Царства Польского — великий князь Константин Павлович, отличавшийся жестокостью по отношению к своим подданным. Итогом его правления стало польское восстание 1830 года, окончившееся неудачей, массовыми репрессиями и ликвидацией польской конституции. На момент восстания на русском престоле находился Николай I — «рыцарь самодержавия», боровшийся с революциями по всей Европе.
После его смерти и прихода к власти либерально настроенного Александра II поляки снова стали верить в возрождение своей национальной самостоятельности. В эпоху правления Александра II в Царстве Польском действительно начался подъём, в первую очередь, в экономике. Однако реформа 1861 года вызвала волнения не только в Польше, но и по всей России. Запутанность и консервативность реформы стала причиной выступлений крестьян и радикально настроенного студенчества. Репрессии в отношении польской молодёжи стали причиной очередного всенародного восстания уже 1863 года. Восстание хотя и окончилось рядом уступок по отношению к польскому крестьянству, в целом, означало поражение бунтовщиков. Александр II не стал слишком сурово отвечать на польское восстание, но в эпоху правления его преемника — Александра III — в Царстве Польском стала проводиться жёсткая политика русификации. Стали пресекаться малейшие попытки сохранить национальную идентичность, началось наступление на католическую церковь.
Впрочем, консервативная реакция не означала экономического упадка. Напротив, в 1890-х годах Царство Польское вместе со всей Россией переживало экономический подъём и демографический бум. Одновременно по всей Европе начались восстания рабочих против владельцев фабрик и несправедливого трудового законодательства. В Польше эти бунты носили также характер национально-освободительной борьбы. При этом польские революционеры тесно сотрудничали с русскими неонародниками и социалистами.
Большие надежды на возрождение польской автономии возлагались на Николая II. Однако новый император предпочёл придерживаться консервативного курса своего отца. В 1897 году на заре зарождения русского парламентаризма возникла Национально-Демократическая партия Польши, позже принимавшая участия в заседаниях российской Думы.
Крайнее недовольство среди польской общественности вызвала русско-японская война 1905 года. Последовавшая за этими событиями Первая русская революция была активно поддержана поляками. Из-за нерешительности русского императора обстановка накалялась всё больше, многие поляки переходили к вооружённым выступлениям под руководством будущего основателя польской армии — Юзефа Пилсудского.
Перед началом Первой Мировой войны Пилсудский объявил, что поляки должны встать на сторону Тройственного союза и всячески помогать Германии и Австро-Венгрии сокрушить Российскую империю. В 1915 году войска Тройственного союза заняли территорию Царства Польского и основали здесь формально независимое государство, фактически полностью зависевшее от немецкой политики. Временное правительство позже пыталось вернуть Польшу в лоно Российской империи, но весной 1918 года большевики подписали Брестский мирный договор, по которому РСФСР признавала независимость бывшего Царства Польского. Несколькими месяцами позднее СНК РСФСР признал условия трёх договоров о разделе Речи Посполитой более недействительными.
Национальный подъём
Сначала исчезновение независимой Польши вызвало череду междоусобий и конфликтов среди местного населения. Представители разных социальных групп обвиняли в катастрофе друг друга. Произошла потеря идеалов и национальных ценностей. На какое-то время в стране воцарились пассивность и фрустрация. Однако по прошествии всего одного десятилетия раздоры стали уходить в прошлое. Национальная трагедия перестала быть причиной споров и стала толчком к сплочению поляков. На протяжении всего XIX века польская общественная мысль, так или иначе, вращалась вокруг понятия «нация». Большинство авторов видело причину падения Речи Посполитой в её отсталости от других европейских держав и отсутствии необходимых социальных преобразований.
Большую роль в формировании и сплочении польской нации сыграли:
- участие поляков в наполеоновских войнах;
- опыт самоуправления 1815-1830 гг.;
- участие в российском народническом движении;
- католическая вера, остававшаяся для поляков всё это время показателем национальной самоидентификации.
Как и Финляндия, Царство Польское в составе Российской империи находилось фактически до конца ее существования как автономное образование, имеющее собственную конституцию. В 1915 году после оккупации польской территории австро-венгерскими войсками было образовано непризнанное Королевство Польское, а после окончания Первой мировой войны независимость Польши была гарантирована на
Речь Посполитая
По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.
К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.
В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.
В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.
Образование Царства Польского
Одной из причин создания автономного Царства Польского в составе Российской империи была необходимость добиться лояльности местного населения и тем самым обезопасить западные границы. Другая причина проистекала из деклараций Венского конгресса, проходившего после разгрома наполеоновской Франции. Три государства, участвовавшие в разделах, гарантировали автономию польским землям, но реализовано это было лишь русской стороной.
Важную роль в процессе создания автономии играл либерально настроенный русский император Александр I. Он искренне полагал, что это позволит организовать сотрудничество и взаимовыгодное существование между двумя славянскими народами.
Правовые аспекты
Включение в Царства Польского проходило согласно положениям Венских договоров, ратифицированных 3 мая 1815 года. Из них следовало, что польские земли закрепляются за Россией навсегда.
За время наполеоновских войн произошло перераспределение разделенных между тремя государствами земель. Так, помимо прежних территорий было присоединено к России Такое значительное территориальное приращение, безусловно, отвечало стремлению Александра создать для России плацдарм в Европе, но одновременно оно приносило и новые проблемы. Разрешить их предполагалось дарованием конституции Царству Польскому при Александре I. План императора вызвал резкое противодействие Англии и Австрии. В частности, представители этих государств, ссылаясь на шляхетскую анархию в последние годы существования Речи Посполитой, утверждали, будто бы поляки не достигли необходимого уровня развития, чтобы получить конституцию. Они предлагали ограничиться лишь введением местного самоуправления, но Александр решительно отверг такое предложение.
Подготовка польской конституции
После окончательного присоединения к России Царства Польского специального органа, занимающегося разработкой конституции, создано не было. Первый проект документа был подготовлен ближайшими советниками императора, в том числе князем Адамом Чарторижским - поляком по происхождению. Но Александра документ не удовлетворил. Во-первых, он был чрезмерно велик, а во-вторых, был проникнут олигархическим духом. Чарторижский согласился с замечаниями императора и приступил к разработке нового проекта.
К работе были привлечены многие видные польские общественные деятели. Их усилиями был составлен новый, состоящий из 162-х статей, конституционный проект. Император лично ознакомился с ним и внес поправки, касающиеся расширения его полномочий. Только после этого текст конституции на французском языке был подписан. 20 июня 1815 года он был обнародован, а со следующего года вступал в законную силу. Таким образом, на разработку конституции вошедшего в состав Российской империи Царства Польского ушло немногим больше двух недель.
Документ состоял из семи разделов, посвященных основным проблемам государственного устройства новообразованной автономии. Кратко их можно свести к следующему:
- основные принципы государственного устройства Царства Польского в составе Российской империи;
- закрепленные права и обязанности поляков;
- организация и функционирование исполнительной ветви власти;
- принципы формирования законодательных органов;
- отправление правосудия и организация польских судебных учреждений;
- формирование местных вооруженных сил.
Такая организация статей, их удельный вес от общего корпуса текста конституции (наиболее детально разработаны статьи, касающиеся исполнительной власти) полностью соответствует принятой годом ранее Конституционной Хартии во Франции.
Законодательная власть
Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.
Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.
Между двумя палатами было установлено равноправие: царь мог отправить законопроект в любую из них. Исключение делали лишь для законов, связанных с финансовой сферой. Их в обязательном порядке направляли сначала в Палату послов. Законодательной инициативой сейм не обладал. Голосование по законопроекту было открытым, никаких изменений текста не допускали, это было прерогативой Государственного совета. Царь при этом обладал правом абсолютного вето.
Исполнительная власть
Главой этой ветви являлся царь. Его полномочия были чрезвычайно широки. Так, лишь монарх имел право на объявление войны и заключение мира, а также управление вооруженными силами. Лишь он мог назначать сенаторов, епископов и судей. В ведении монарха находился также бюджет. Кроме того, царь обладал правом помилования и роспуска Палаты послов с назначением новых выборов.
Таким образом, царь был центральной фигурой в управлении Царством Польским. При этом все же был неограниченным монархом, поскольку был обязан принести присягу на верность конституции. Поскольку все время находиться в Польше он не мог, была введена должность наместника, которого назначал царь. Его полномочия совпадали с царскими за исключением права назначения высших должностных лиц.
При царе или наместнике учреждался совещательный орган - Государственный совет. Он мог составлять законопроекты, утверждать министерские отчеты, а также заявлять о нарушениях конституции.
Для решения текущих вопросов создали правительство, состоявшее из пяти министерств. Область их компетенции была следующей:
- вероисповедание и система образования;
- юстиция;
- распределение финансов;
- организация правоохранительных органов;
- военные дела.
Предпосылки польского восстания 1830 года
При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.
Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.
Другим источником недовольства поляков была фигура наместника - брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.
Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился "Военный союз", внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.
Восстание и его последствия
Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.
Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами - значительно урезана.
После восстания
Привилегии Царства Польского при Николае I стремительно сокращались. На смену конституции пришел Органический статут 1832 года, в котором была заложена идея постепенного слияния Польши с Российской империей. Руководящие должности заместили русскими чиновниками, а ряд польских ведомств (например, путей сообщения или Варшавский учебный округ) вошел в прямое подчинение центральным органам управления.
Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.
В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.
Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина "исторические границы" вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.
Летом 1915 года в результате Великого отступления русских войск ими была оставлена территория Царства Польского (или Привислинского края, как его полуофициально называли – части польских земель вместе с Варшавой, отданной сотней лет ранее Венским конгрессом российскому императору Александру I), на чем фактически закончилось столетнее пребывание этих земель под властью Российской империи. А 100 лет назад, в начале ноября 1916 года правительства Германии и Австро-Венгрии, войска которых заняли эти земли после ухода оттуда войск русских, сочли за благо провозгласить на них независимое Польское королевство. Чему был посвящен следующий изданный тогда документ:
«Воззвание двух императоров» (Германии и Австро-Венгрии) Прокламация немецкого генерал-губернатора Варшавы от имени союзных германского и австро-венгерского императоров о восстановлении независимого Польского королевства от 4 ноября 1916 г.(опубликована в Варшаве 5 ноября)
«Жители Варшавского генерал-губернаторства!
Его вел. германский император и его вел. император Австрии и апостол. король Венгрии, в твердой уверенности в окончательной победе их оружия и руководимые желанием повести польские области, вырванные их храбрыми войсками ценою тяжелых жертв из-под русского владычества, навстречу счастливому будущему, согласились образовать из этих областей самостоятельное государство с наследственной монархией и конституционным устройством. Более точное определение границ Польского королевства будет сделано в дальнейшем. Новое королевство в своей связи с обеими союзными державами найдет те гарантии, в которых оно нуждается для свободного развития своих сил. В собственной ее армии будут продолжать жить славные традиции польских войск прежних времен и воспоминание о храбрых польских соратниках в великую современную войну. Ее организация, обучение и командование будут установлены по взаимному соглашению.
Союзные монархи крепко надеются на то, что желания государственного и национального развития Польского королевства будут отныне осуществлены при подобающем учитывании общеполитических отношений в Европе и благополучия и безопасности их собственных земель и народов.
Великие же державы, являющиеся западными соседями Польского королевства, с радостью увидят, как на их восточной границе возникает и расцветает государство свободное, счастливое и радующееся своей национальной жизни».
Реакция российского правительства:
«Германское и австро-венгерское правительства, пользуясь временным занятием их войсками части русской территории, провозгласили отделение польских областей от Российской империи и образование из них самостоятельного государства. При этом наши враги имеют очевидною целью произвести в русской Польше рекрутский набор для пополнения своих армий.
Императорское правительство усматривает в этом акте Германии и Австро-Венгрии новое грубое нарушение нашими врагами основных начал международного права, воспрещающих принуждать население временно занятых военною силою областей к поднятию оружия против собственного отечества. Оно признает сказанный акт недействительным.
По существу польского вопроса Россия с начала войны уже дважды сказала свое слово. В ее намерения входит образование целокупной Польши из всех польских земель с предоставлением ей по завершении войны права свободного строения своей национальной, культурной и хозяйственной жизни на началах автономии, под державным скипетром государей российских и при сохранении единой государственности.
Это решение нашего августейшего государя остается непреклонным».
…и Временного правительства князя Львова:
Старый государственный порядок России, источник вашего и нашего порабощения и разъединения, ныне низвергнут навсегда. Освобожденная Россия, в лице своего временного правительства, облеченного полностью власти, спешит обратиться к вам с братским приветом и зовет вас к новой жизни свободы.
Старая власть дала вам лицемерные обещания, которые могла, но не хотела исполнять. Срединные державы воспользовались ее ошибками, чтобы занять и опустошить ваш край. Исключительно в целях борьбы с Россией и с ее союзниками они дали вам призрачные государственные права, и при том не для всего польского народа, а лишь для одной части Польши, временно занятой врагами. Этой ценою они хотели купить кровь народа, который никогда не боролся за сохранение деспотизма. Не пойдет и теперь польская армия сражаться за дело угнетения свободы, за разъединение своей родины под командой векового врага.
Братья поляки! Настает и для вас час великих решений. Свободная Россия зовет вас в ряды борцов за свободу народов. Сбросивший иго русский народ признает и за братским польским народом всю полноту права собственною волею определить судьбу свою. Верное соглашениям с союзниками, верное общему с ними плану борьбы с воинствующим германизмом, временное правительство считает создание независимого польского государства, образованного из всех земель, населенных в большинстве польским народом, надежным залогом прочного мира в будущей обновленной Европе. Соединенное с Россией свободным военным союзом, польское государство будет твердым оплотом против напора срединных держав (Германии и Австро-Венгрии) на славянство.
Освобожденный и объединенный польский народ сам определит государственный строй свой, высказав волю свою чрез учредительное собрание, созванное в столице Польши и избранное всеобщим голосованием. Россия верит, что связанные с Польшей веками совместной жизни народы получат при этом прочное обеспечение своего гражданского и национального существования.
Российскому учредительному собранию предстоит скрепить окончательно братский союз и дать свое согласие на те изменения в государственной территории России, которые необходимы для образования независимой Польши из всех ныне разрозненных частей ее.
Примите же, братья поляки, братскую руку, которую протягивает вам свободная Россия. Верные хранители великих преданий прошлого, встаньте теперь навстречу новому дню вашей истории, дню воскресенья Польши. Пусть союз ваших чувств и сердец предварит будущий союз наших государств и пусть с обновленной и неотразимой силой прозвучит старый призыв славных провозвестников вашего освобождения: вперед на борьбу, плечом к плечу и рука с рукой, за нашу и вашу свободу!»
P.S.Примечательно, однако, что в Польше отмечают день своей независимости не 5 ноября, когда был провозглашен акт двух императоров о восстановлении независимого Польского королевства, а 11 ноября, день признания Германией своего поражения в Первой мировой войне (в этот день было заключено положившее конец этой войне 1-е Компьенское перемирие). Днем позже орган управления этого самого королевства – Регентский совет – передал власть ориентировавшемуся тогда на победоносную Антанту Юзефу Пилсудскому.