emou.ru

Как рассчитывать массовую долю элемента в веществе. Решения задач на определение химических формул по массовым долям элементов, входящих в состав вещества

Урок 17

Тема. Вычисление массовой доли элемента в составе вещества.

Решения задач на определение химических формул по массовым долям элементов, входящих в состав вещества

Цели: углубление знаний учащихся о массовую долю элемента в составе вещества; совершенствование практических навыков вычисления массовой доли вещества, решение задач на определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав молекулы вещества.

Тип урока: углубление и корректировка знаний, закрепления практических умений и навыков.

Формы работы: фронтальная работа, письменная самостоятельная работа.

Оборудование: периодическая система химических элементов, карточки с заданиями для фронтальной работы, алгоритм.

II. Актуализация знаний

1. Ученик записывает на доске и объясняет формулу массовой доли элемента в составе вещества.

2. Проверяем домашнее задание (устное фронтальное опроса и корректировки).

3. Вычислите массовые доли элементов в молекуле H 2 SO 4 .

III. Закрепление умений и навыков

Тренировочные упражнения

Задача 1. Расположите вещества в порядке возрастания массовой доли Кислорода в составе молекулы. (Заполняем таблицу на доске.)

Cu2O

Al2O3

Fe2O3

20,7

Задание 2. (Объяснение учителя.) Некоторая соединение Азота с Окси - геном содержит 63,2 % Азота. Определите формулу этого вещества, если его молекулярная масса - 76 а.а.м.


Следовательно, число атомов Кислорода - три.

2. m (N ) = 76 – 3 · 18 = 28.

Зная, что Ar (N ) = 14,

в = 28/14 = 2.

Следовательно, число атомов Нитрогена - два, а формула вещества - N 2 O 3 .

Задание 3. Массовая доля Карбона в его соединении с Оксигеном - 27,3 %. Определите формулу этого соединения, зная, что ее относительная молекулярная масса - 44.

Ответ: CO 2 .

Задание 4. Массовая доля Купруму в соединении с Оксигеном равна 88,9 %. Относительная молекулярная масса этого соединения - 144. Определите формулу соединения CuxOy .

Ответ: Cu 2O .

IV. Письменная самостоятельная работа по вариантам

Задача 1. По химической формуле вещества:

Опишите качественный состав молекулы;

Опишите количественный состав молекулы;

Вычислите массовые доли элементов в составе молекулы этого вещества.

Вариант I

Вариант II

Вариант III

FeCl3

P2O5

C3H8

Cu(OH)2

Fe(OH)3

Al(OH)3

Na2SO4

K2CO3

Na3PO4

Задание 2. По известной массовой долей Хлора в составе вещества и атомной молекулярной массой выведите формулу этого вещества.

Mr (MgxCl в) = 95

Mr (AlxCl в) = 133,5

Mr (FexCl в) = 162,5

ω(Cl) = 74,7 %

ω(Сl ) = 79 %

ω(Сl ) = 65 %

V. Домашнее задание

Повторить раздел «Массовая доля элемента в составе вещества».

Творческое задание. В состав молекулы пищевой соды входят атомы Натрия, Водорода, Углерода и Кислорода. Массовые доли элементов соответственно равны: ω(Na ) = 27,4 %; ω(H ) = 1,2 %; ω(С) = 14,3 %; ω(О) = 57,1 %. Определите формулу питьевой соды и вычислите ее относительную молекулярную массу.

ТЕМА УРОКА: Массовая доля химического элемента в соединении.

ЦЕЛЬ УРОКА: Научить вычислять массовую долю элементов в соединении по формуле соединения и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Основные понятия. Массовая доля химического элемента.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Метапредметные . Формировать умения устанавливать аналогии, использовать алгоритмы для решения учебных и познавательных задач.

Основные виды деятельности учащихся. Рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле. Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Структура урока

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

III . Изучение нового материала

IV . Закрепление. Подведение итогов урока

V . Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний.

Дайте определения: относительной атомной массе, относительной молекулярной массе.

В каких единицах можно измерить относительную атомную массу.

В каких единицах можно измерить относительную молекулярную массу.

Изучение нового материала.

Работа с учебником. Рабочая тетрадь.

Ребята, допустим у нас есть вещество - серная кислота H 2 SO 4,

можем мы ли узнать какие атомы входят в состав соединения.

А их количество?

А в каком массовом соотношении они соединяются?

Вычисление массовых отношений химических

элементов в сложном веществе. (стр. 51)

А как можно узнать в каких массовых отношениях соединены элементы в соединении формула которого H 2 SO 4 ?

m (H ): m (S ): m (O )= 2*2 + 32 + 16*4= 2:32:64 = 1:16:32.

1+16+32 = 49, то есть 49 массовых частей серной кислоты, содержаться 1 массовая часть водорода, 16 массовых частей серы, 32 массовых частей кислорода.

Ребята, а как вы думаете, можем ли мы рассчитать долю каждого элемента в соединении?

Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием массовая доля элемента в соединении.

W - массовая доля элемента в соединении.

n - число атомов элемента.

Mr - относительная молекулярная масса.

Вычисление массовых долей химических элементов

в сложном веществе. (РТ)

1. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.

Задача №1 (РТ)

Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов,

входящих в состав данного вещества. (РТ)

2. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.

Задача №5 (РТ)

Закрепление изученного материала.

РТ стр. 25 №2.

РТ стр. 27 №6.

Подведение итогов урока.

Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке?

Самостоятельная работа.

Домашнее задание:

  • изучить §15 стр. 51 - 53;

    ответить на вопросы №3,4,7 стр. 53-54 (письменно).

    П еречень использованной литературы.

    Учебник. Химия 8 класс. авт. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Издательство "Просвещение", 2014.

    Рабочая тетрадь по химии. авт. Боровских Т.А.



Загрузка...