emou.ru

Культура и быт Руси в XV-XVI веках Презентацию подготовил Бережных Валентин. Презентация по истории "Культура и быт конца XV - XVI вв" Скачать презентацию быт 16 века

ЖИЛИЩЕ Быт жителей Руси, отличался устойчивостью. Но отнюдь не затхлым консерватизмом, вековечным застоем, как иногда изображалось в литературе. Русская деревянная изба, к примеру, столетиями не меняла облик, сохраняла свои конструктивные и функциональные черты, особенности. Это говорит о том, что исстари обитатели Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание в тех природных, в частности климатических условиях, в которых они проживали. То же можно сказать о многих приспособлениях, предметах домашнего обихода наших предков. Подавляющее большинство жилищ той поры - полуземляночные и наземные (срубные, стоявшие на земле) избы. Полы в них - земляные или деревянные. Часто имелись подклети - нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, наверху (на горе), именовали горницей; горницу с «красными» окнами, которые пропускали много света, - светлицей. Наконец, у наиболее зажиточных людей, у знати имелся третий ярус - терем. Естественно, размеры избы, резьба на ней и проч. зависели от положения хозяина - бедняка или богатея.

ИНТЕРЬЕР Разной была и обстановка в доме. У тех, кто победней, - деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых - те же предметы, еще табуретки, покрытые красивой резьбой, живописью; на них - подушки, валики; к ногам ставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы» , те же подсвечники, или светильники с растительным маслом. Частью убранства избы, был красный угол, где ставились иконы. Это место считалось своего рода алтарем.

ОДЕЖДА Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и драгоценными каменьями; бедняки - в простых рубашках с поясом, коротких одеждах - из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье носило медвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине» , по словам Нифонта, новгородского епископа); его обувь - лапти из лыка. У богатых - шубы из дорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, а также кортели, летники, телогреи - для женщин; все это - из иноземных атласа, бархата, камки, сукна; украшались они соболями, каменьями, жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовном завещании (1479) говорилось об их «неправедном житии» , запрещалось «ни немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити» .

ПОСУДА Посуда бедняков - из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва - лоток, чум - ковш, кош - корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчага - большой сосуд); кое-что, но немногое - из железа и меди (котлы для варки еды, кипячения воды). У богатых - те же предметы, но больше - металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому же разнообразнее (кроме названных, - кубки, братины, чарки, солонки, достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития - турьи рога в серебре).

ЕДА Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые - из пшеницы. Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей - капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясо больше было на столах богачей; у бедняков - рыба. Употреблялись молочные продукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой. Дома изготовляли напитки - хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи. Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что названо выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это - журавли, гуси, перепела, лебеди.

НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ Обрядовые гулянья издавна были спутником народного быта. Еще с XIV-XV вв. на народных гуляньях проходили выступления актеров- «потешников» и «забавников» . Сроки народных гуляний совпадали с вехами церковного календаря. Рождественские гулянья проходили десять дней накануне Рождества. Затем шли «масляничные» гулянья на неделе, предшествующей Великому посту. После Пасхи – пасхальные гулянья. В начале лета – гулянья на Троицу. Во время народных гуляний широко практиковались такие простонародные развлечения, как кулачные бои, лазанье по столбам, катанья на ледяных горах (например, на льду Невы в Петербурге). «Катальные горы» – ледяные зимой и деревянные (по которым скатывались на специальных ковриках) летом – были неизменным топографическим центром гуляний. Горы, как правило, были окружены балаганами, специально возведенными из досок. В балаганах проходили любимые зрелища участников гуляний – выступления петрушечников, вожаков ученых медведей, раешников с «потешными панорамами» . Все эти зрелища привлекали городские низы в качестве основного зрителя.

Культура Руси 16 в. План урока

  • Живопись 16 в.
  • Архитектура 16 в.
  • Литература 16 в.
  • Основы научных знаний в 16 в.
  • Просвещение в 16 в.
1. Живопись 16 в.
  • Конец XV- начало XVI в. в русской иконописи - это время Дионисия. Гениальный художник, он не только продолжал традиции Андрея Рублева, но и создал свой собственный художественный метод, во многом остающийся загадкой даже для исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью.
  • Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год).
1. Живопись 16 в.
  • Работы Дионисия разных лет
1. Живопись 16 в.
  • С середины XVI века усилился контроль за соблюдением канонов иконописи, одновременно с этим с этим в церковную живопись привносятся мотивы прославления государства. Усиливаются декоративность живописи, усложняется ее композиция. Наиболее известные мастера - Прокопий Чирин, Истома Савин .
  • Работы Прокопия Чирина
1. Живопись 16 в.
  • Заметной становится и светская живопись: росписи Золотой палаты в Кремле (1552 г.); не сохранившиеся фрески Грановитой палаты (аллегорические сюжеты на основе библейской истории об Иосифе Прекрасном, возвышающие Бориса Годунова).
  • Золотая Царицина палата
2. Архитектура 16 в.
  • Объединение русских земель привело к массовому строительству по всей территории государства городов и крепостей. В церковном зодчестве XVI в. утвердилось строительство шатровых храмов. Шедевры русской национальной архитектуры - церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор (собор Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани (авторы Барма и Постник).
2. Архитектура 16 в.
  • В XVI в. многие русские города и монастыри украсились пятиглавыми храмами, построенными по образцу кремлевского Успенского собора. Это Успенский собор в Троицко-Сергиевской лавре, Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных городах: Суздале, Туле и др.
  • Смоленский собор в Новодевичьем монастыре
2. Архитектура 16 в.
  • Разрасталась Москва: вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, купеческие и боярские усадьбы, постепенно сложилась характерная радиальная московская застройка, были построены Китайгородская стена, защищавшая прилегавшие к Красной площади слободы; белокаменные стены Белого города (современное бульварное кольцо); Земляной город (современное Садовое кольцо).
  • Фрагмент китайгородской стены. Фото нач.20 в.
2. Архитектура 16 в.
  • С 1505 по 1508 гг. в Кремле строилась Ивановская колокольня. Ее возвел на месте старой церкви Иоанна Лествичника итальянский архитектор Бон Фрязин.
  • Колокольня Ивана Великого
3. Литература 16 в.
  • Летописание продолжало оставаться одним из распространенных литературных жанров. Однако свою задачу летописцы XVI века видели уже не только в том, чтобы фиксировать факты - они составляли летописные своды в исторической ретроспективе, стремясь обосновать те или иные важные для государства идеи.
3. Литература 16 в.
  • «Степенная книга», содержавшая портреты описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, утверждала нерушимость союза церкви и государства. «Летописец начала царства», повествующий о первых годах правления Ивана Грозного, обосновывал необходимость установления царской власти.
3. Литература 16 в.
  • Своеобразной исторической энциклопедией того времени стала Никоновская летопись (один из ее списков, содержащий около 16 тыс. великолепных миниатюр, получил название Лицевого свода).
  • Иллюстрации из Лицевого свода
3. Литература 16 в.
  • Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения («Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о зачале Москвы»), в которых возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась мировая роль России. Среди сочинений, затрагивающих проблемы морали, наиболее известны были «Житие митрополита Филарета», «Четьи-Минеи» (12-томное собрание житий святых и других религиозных текстов) и «Домострой» - свод правил и норм поведения, охватывающий буквально все стороны жизни человека: от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей, отношений в семье, до кулинарных рецептов.
  • Страница из «Домостроя»
4. Основы научных знаний
  • Особенностью научных знаний, бытовавших в XVI в., был их прикладной характер, связь с насущными потребностями общества: развитие ремесел требовало новых знаний и способствовало их накоплению. Так, для литейного дела (создания мощной артиллерии, отливки больших колоколов) и строительства требовалось знание начал математики и физики, чтобы обеспечить необходимую точность расчетов. Химия развивалась благодаря потребностям медицины, иконописи, солеварения. Начала астрономии, изложенные в переводных астрологических трактатах, помогли составить первые календарные таблицы церковных праздников.
  • Появились и первые словари иностранных языков: «Речи толкования, «Толк языка». Накопление географических знаний происходило в писцовых и межевых чертежах, посольских и разрядных книгах, записках о различных путешествиях. Так, в России XVI в. знали о морском пути в Индию и Китай через Ледовитый океан.
5. Просвещение 16 в.
  • Основой просвещения в XVI в. была русская православная церковь. При монастырях продолжали создаваться центры книгописания, библиотеки, школы, учителями в которых чаще всего были монахи и дьяки. В число изучаемых дисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо, арифметика, «Часослов» (сборник молитв, составленный в соответствии с часом службы), «Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида).
  • Троице-Сергиев монастырь
5. Просвещение 16 в.
  • Для обучения грамоте в XVI в. уже были созданы специальные учебники:
  • по чтению - «Азбуковник»;
  • по грамоте - «Начало грамоты греческой и русской» (автор Максим Трек), «Беседа о учении грамоте...»;
  • по арифметике - «Книга рекома по-гречески арифметике, по-немецки - Алгоризма, по-русски - цифирная мудрость».
  • Книга 16 в.
5. Просвещение 16 в.
  • Важное значение для распространения знаний имело появление книгопечатания. Первые книги без указания года и места издания появились в 50-ые гг. XVI в. После создания в 1564 г. по указу Ивана Грозного типографии первопечатник Иван Федоров напечатал «Апостол», «Часослов» и другие книги.
  • Книга «Апостол» 16 в.
  • Памятник Ивану Федорову
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Доклады:
  • Архитектура 16 в.
  • Развитие науки в 16 в.
  • Образование в 16 в.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры ш атровый стиль – вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, на самом верху небольшой купол

Архангельский собор М осковского К ремля архитектор Алевиз Новый

Колокольня Ивана Великого архитектор Бон Фрязин

собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)

Декоративная отделка церкви – узорочье

церковь Вознесения в Коломенском

архитектор Федор Конь стены Белого города в Москве крепостные стены в Смоленске

Иконописание изображение богословских понятий в зримых образах; сложный сюжет; усложнение понятийного аппарата иконописного искусства; стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей

фрески мозаика

Четырехчастная икона, 1547 г.

Андрей Рублев Троица

Дионисий Богоматерь Одигитрия Фрески из Ферапонтова монастыря

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Комсомольска-на-Амуре Сафонова Ольга Вячеславовна Культура России XVI века

Миниатюра

Книгопечатание около 1553 год - начальный этап развития русского книгопечатания; в 1563 была открыта типография Ивана Федорова

Литература Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав, соборные послания и т. д. События той эпохи получили отражение в сказках Расцветает жанр исторической песни

Фольклор. Сказки В “Сказке о Борме-Ярыжке ” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Сходный сюжет развивался в “Повести о Вавилонском царстве” , но в ней речь идет о регалиях для византийского императора.

Фольклор. Пословицы В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Таковы, к примеру, пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “ дати волю царю, ино и псарю”.

«Лицевой летописный свод» – рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования Ивана Грозного

«Домострой» - домоводство (размышления о воспитании детей и семейной жизни, бытовые советы)

Переписка Ивана Грозного и князя А.М. Курбского А. М. Курбский о бвинял царя в жестокости и деспотизме; о б ответственности государя перед народом Иван Грозный о тстаивал свои самодержавные права; н е царь должен служить народу, а народ – царю. «Жаловать своих холопей волен, а и казнить волен же»

Великие Четьи-Минеи, митрополит Макарий ч етьи – книги для чтения м инеи – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать Великие Четьи-Минеи – сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память

Наука и техника Расцвет литейного дела - школа литейного мастерства Андрея Чохова Царь - пушка

Изобретения - боярский холоп Никита смастерил большие деревянные крылья

Медицина – лечцы (лекари), первая аптека для царской семьи, аптекарский приказ

Использованы материалы Интернет-ресурсов http:// www.russianculture.ru/fulle.asp?id=9 http://ru.wikipedia.org 5af8fc56bb0d.jpg Mitr_Makarij.jpg http://libhistory.ru/img/248527__29.jpg http://historydoc.edu.ru/attach.asp%3Fa_no%3D2123 http://bibliotekar.ru/rus/97.files/image003.jpg http://days.pravoslavie.ru/Images/ib3080.jpg http://i046.radikal.ru/0810/05/b5dcca7bf669.jpg Смоленская крепостная стена | Свод петровских памятников http://www.moscowvision.ru/img/sk91.jpg http://www.moscowvision.ru/img/sk321.jpg http://www.avialine.com/img/repphotos/repphoto_8267_1577.jpg moskov-tsarstvo.livejournal.com





Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы - всё это намного улучшило жильё, сделало его более теплым Появление сеней даже в конце XVI века стало типичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России(В северных районах)







Делая вывод о жилищах крестьян можно сказать, что XVI век - время распространения построек для скота Они ставились отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь, здесь же ставится клеть).














Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели.Много употреблялись в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы


По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба у зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.


Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз.(четвертый брак категорически запрещался) Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой – когда не было сельскохозяйственных работ Расторжение брака было весьма затруднительным Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга





Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.


После праздника Рождества начинается удивительное время - святки, девушки собирались погадать. А на улице веселая кутерьма - ребятишки ходили колядовали.Рождествасвятки После крещения веселье затихало, но не на долго. Перед В еликим постом – великий праздник: Широкая Масленица! Проводы зимы повелось отмечать еще с языческих времен. В еликим Широкая Главное блюдо на столе – золотые блины: символ солнца. Масленица


Характеризуется Увеличением грамотности населения 15% крестьян; Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. Появляются «белые печи» взамен «курным» (у крестьян «курные печи» остаются вплоть до XIX) В XVII шло усвоение западноевропейского опыта С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью Расторжение осуществлялось только с условием пострижения в монахи одного из супругов Появление металлической посуды(самовар) Литература XVII века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Уже не встречаются в ней различного рода "хождений" в святые места, святых поучений, даже сочинений типа "Домостроя


В тяжелых условиях средневековья культура XVI- XVIIв. достигла больших успехов в различных областях. Отмечен рост грамотности среди различных слоев населения. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление естественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории. Появляются новые жанры в русской литературе: сатирические сказки, жизнеописания, стихи, переводится иностранная литература. В архитектуре наблюдается отход от строгих церковных правил, возрождаются традиции древнерусской архитектуры: закомары, аркатурный пояс, каменная резьба. Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись. Впервые в русской живописи появляется жанр портрета.

«Зодчество Древней Руси» - Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Часовня Михаила Архангела, XVII-XVIII в. Деревянное зодчество Древней Руси. Прекрасный образец народного строительного искусства. Дом Сергеевой из деревни Липовицы, конец XIX - начало XX вв. Дом-двор Русиновой. История зодчества Древней Руси - молодая наука.

«Особенности культуры Древней Руси» - Народное творчество. Литература. Особенности культуры Древней Руси. Культурное значение принятия христианства. План урока. Виды древнерусской литературы. Каменное зодчество. Появилось: - строительство храмов - иконопись - церковные книги. Понятие культура культура совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

«Древнерусская культура» - СВЯТАЯ СОФИЯ– Божественная Премудрость. Древнерусская культура. Восковая дощечка. Храм святой софии в новгороде. Онфим – новгородский мальчик,учившийся 800 лет назад. Крестьянский дом. Как учили школьников в древней руси. Киевский собор Святой Софии 11век Украина,Киев. Дмитриевский собор во владимире.

«Культура и быт Руси» - Одежда шилась из домотканого холста и шкур животных. Быт городских верхов. В центральной части появлялись административные и деловые центры. Сначала в Киеве и Москве, затем и в других городах. Гостеприимство. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи. Реконструкция. Крестовские водонапорные башни в Москве.

«Культура Руси 12-13 век» - Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Накопление научных знаний. Особенности культуры 12-13 веков. Культура русских земель в 12-13 веках. С 12 века начинается новый период в истории русского летописания. Русские художники, пренебрегая канонами, вносили в произведения авторскую манеру письма.

«Живопись Древней Руси» - Симон Ушаков. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199. Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Спас Нерукотворный. Деисусный. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Мозаика Алтаря Киевской Софии. Фрески. Мозаика. Андрей Рублёв. 1410.

Всего в теме 11 презентаций



Загрузка...

Реклама