emou.ru

Современные образовательные технологии в музее. Высокие технологии в современных музеях. О преимуществах применения современных информационных технологий в музее

Новейшие информационные технологии в музейном деле

А.И. Смирнов, сотрудник исторического отдела

В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям. Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки. Мы планируем опубликовать серию статей по применению современных технологий в музейном деле и решили начать с сенсорных киосков, наиболее распространенных информационных систем в музеях мира.

Сенсорные информационные киоски в музеях мира

М.Ю. Малеева

Чаще всего в музеях России (Эрмитаж, ГТГ, Музей Мирового океана и т.д.) сенсорные киоски выполняют роль электронного консультанта или справочно-информационной системы. Как компания-изготовитель, мы были уверены в том, что возможности киосков этим не ограничиваются. За подтверждением наших предположений мы обратились к мировому опыту внедрения киосков в музеи. И надо сказать, мы не разочаровались.

Легко объяснимо, что лидером по количеству установок и наиболее оригинальному использованию киосков являются США. Другая страна нас удивила, это, как ни странно, оказался Таиланд. Надо сказать, что практически во всех музеях Таиланда установлены сенсорные киоски для обслуживания постетителей. Это и Музей сельского хозяйства, и Музей кораблестроения, Музей истории развития прессы, Музей подводного мира и многие другие. Киоски предлагают посетителям просмотреть мультимедиа - презентацию, сопровождаемую звуковым оформлением.

В большинстве музеев США сенсорные киоски, так же как и в России, используются в качестве электронного консультанта. Среди наиболее известных, хотелось бы назвать: Музей истории и науки (Техас), Американский музей Естествознания, Музей науки и высоких технологий и многие другие.

В краеведческом музее города Наппа долго были озабочены привлечением широких слоев населения. Работники музея опасались, что кроме школьников и студентов в музей не придет никто из жителей города. Проблему удалось решить с помощью сенсорных киосков, установленных в залах экспозиций. Киоски предоставили возможность увидеть экспонаты, по различным причинам не выставленные на основной экспозиции. Посетитель, воспользовавшийся услугами киоска, получал более подробную информацию об истории родного края. Информация организована в виде мультимедиа презентаций и сопровождается голосовыми пояснениями. Узнав о такой услуге, музей стали посещать люди различного возраста, имеющие навыки в общении с компьютером.

Сенсорный киоск установлен в зале «Доблести и славы» на морской военной базе в Вирджинии. Интегрированный с 42-дюймовой плазменной панелью, он представляет собой мемориал погибшим офицерам. Изображение, появляющееся на киоске, дублируется на плазменной панели. Мемориал содержит основные вехи биографии погибших офицеров.

Очень оригинальное применение получил киоск, установленный рядом со скульптурой Давида во Флоренции. Всем знаком шедевр Микеланджело. Его размеры поистине впечатляющи: высота скульптуры 5,5 метров плюс высота постамента. Рассмотреть Давида человеку среднего роста не так-то просто. Установка сенсорного киоска позволила каждому посетителю «обойти» скульптуру со всех сторон, а также рассмотреть ее детально. Следует отметить, что установка киоска совпала по времени с реставрацией шедевра и поэтому, была особенно востребована.

В Историческом музее Сиднея посетитель с помощью киоска может подробно познакомиться с историей материка, начиная от аборигенов и заканчивая Австралией наших дней. Отыскав любой объект на карте современной Австралии (свой дом или офис), можно спроецировать его на карту древнего материка и узнать, что же было на этом месте многие века назад.

Музей Ченектади (штат Пенсильвания) знаменит тем, что хранит истории всех жителей этого города. Киоски оснащены видеокамерой, и каждый посетитель может снять двухминутный Ролик о себе. Ролик записывается на различные информационные носители и сдается на хранение в архив. Помимо этого посетитель может просмотреть ролики трех своих предшественников или выбрать из списка жителей тех, которые больше всего его заинтересовали. К сожалению, не удалось узнать, сколько лет этому музею и сколько роликов в нем хранится.

В Музее истории в Атланте киоски установлены в экспозиции «Гиганты мезозойской эры». Помимо помощи в составлении индивидуальной программы посещения, киоски рассказывают о рептилиях, существовавших миллионы лет назад на нашей планете. Посетителю предоставляется информация по каждому из видов: от строения скелета и предполагаемого внешнего вида до рациона питания. Киоски также рекламируют остальные экспозиции музея и предоставляют информацию о расписании и работы и месторасположении.

В Британском музее в Лондоне установлены сенсорные терминалы в залах экспозиции, посвященной истории Древнего Египта. Киоски позиционируются как обучающие для детей от 10-15 лет. Дети, а, скорее всего, и не только они, получают информацию о каждом из представленных экспонатов.

В музее Лувра в экспозиции Истории Востока установлены три киоска. С их помощью публика может неторопливо погрузиться в более чем 1000-летнюю историю, начиная от зарождения человеческих общин до появления первых городов к «золотому веку» исламской культуры. Более 6 000 фотографий с пояснениями, более 400 текстов, а также карты и диаграммы - вот что положено в основу мультимедийной презентации.

Музей радио в штате Мичиган также оснащен сенсорными киосками, которые рассказывают биографии наиболее популярных радио-диджеев.

Практикуется использование киосков для организации доступа к ресурсам сети Интернет. Очень удобно, придя в один музей, виртуально «посетить» все его филиалы или ознакомиться с экспозицией музеев, находящихся в другой части света. Такие киоски снабжены удобными сидениями, так как рассчитаны на длительное время работы за ними.

Из приведенных примеров следует, что использование киосков и предоставление с их помощью различных услуг посетителям ограничено только одним - человеческой фантазией.

Публикуется с разрешения «Сенсорные Системы»

(выступление на 2-ой открытой научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музее образовательного учреждения»)

Кириллова Наталья Александровна, методист ГЦИ «Эгида»

Всё, что изучается в школе - это культурный опыт прошлого. Снижение интереса школьников к изучению истории страны, родного края, равнодушное отношение к прошлому города, района, окружающих людей обусловлены объективными изменениями политической жизни страны, сменой ценностных ориентиров общества, структуры и содержания информационного пространства и культурной среды.

Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.

Основной методической задачей школы является формирование ключевых компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности. Современная школа должна:

§ формировать навыки деятельности в гражданско-общественной сфере;

§ формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

§ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом на основе использования ИКТ;

§ формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности;

§ формировать навыки коммуникации;

§ развивать умение формулироватьзадачу и кооперативно ее решать.

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий

1.Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2.Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

3.Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новыевозможности в работе с посетителями.

4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Включение школьного музея в единую локальную сеть образовательного учреждения предполагает перенос накопленной информации и материалов в интранет и Интернет на веб-сайте школы или представление в сети собственного музейного сайта.

Сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея.

1.Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров школы – библиотек, музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других городов, с музеями аналогичного профиля, в том числе и зарубежными).Интернет - мощный источник информационных ресурсов, который, в том числе, открывает нам доступ к электронным библиотекам и электронным версиям периодических изданий. Умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернет поможет ученику в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Взаимодействие в Интернет-проектах, работа над созданием коллективных Интернет-приложений помогают социализации личности, развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.

Следует отметить, что немногие образовательные учреждения на сегодняшний день имеют регулярно обновляемый и содержательно прогрессирующий сайт. Возможны различные формы представления музея школы в сети:

1.Упоминание о наличии музея в школе на сайте образовательного учреждения. Такая ссылка поможет найти партнеров, привлечь внимание учеников к работе музея.

2.Представление тематики, форм работы, организационная информация на отдельной страничке сайта образовательного учреждения. Методические материалы помогут коллегам-руководителям школьных музеев, а красочный отчет о прошедших мероприятиях создаст привлекательный имидж для музея и образовательного учреждения в целом.

3.Представление фондов музея в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе. Публикация на сайте воспоминаний очевидцев событий, уникальных текстовых, фотодокументов, аудио- и видеозаписей позволит с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках музея материалов, предоставить доступ к ресурсам музея удаленным пользователям. Возможные разделы сайта школьного музея:

§ Общие сведения, информация о возможности посещения

§ История музея

§ Описание фондов

§ Музейные экспонаты

§ Экспозиция

§ Афиша

§ Музейные проекты

§ Издания музея

§ Гостевая

§ Спонсоры, друзья и партнеры

1. Участие в телекоммуникационных проектах. Например, на сайте электронного журнала «Вопросы Интернет-образования» реализуется проект «Школьные музеи в Интернете ». Проект организован как своеобразный виртуальный музей, экспонатами которого должны стать школьные музеи.

Создание единого электронного фонда материалов школьных музеев Новосибирска и области может стать решением проблемы наполнения ресурсной базы информационного образовательного пространства города.

В Новосибирске формируются условия для создания единой информационно-образовательной среды. В рамках реализации программы «Информатизация муниципальной системы образования на 2004 – 2007 гг.»:

§ была продолжена поставка компьютерной техники в образовательные учреждения города. В течение 2004 года приобретено 620 - единиц компьютерной техники. В 2005 году в Новосибирскена 1 компьютер приходилось 33 учеников (для сравнения: в 2003 г.- 49; по России - 80);

§ расширяется сеть школьных медиатек, продолжается оснащение образовательных учреждений электронными средствами обучения;

§ в рамках реализации проекта «Подключение школ города Новосибирска к сети Интернет» через оптоволоконные каналы связи сегодня объединены 42 образовательных учреждений (в перспективе планируется подключение всех образовательных учреждений);

§ создана городская экспериментальная площадка, объединяющая 15 образовательных учреждений и ГЦИ «Эгида», для эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеурочной работе с учащимися, оказания консультационной, методической и технической поддержки образовательных учреждений всех видов и типов.

Основной целью создания Городского центра информатизации «Эгида» является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Одним из направлений работы для реализации поставленной цели можетбыть помощь образовательным учреждениям в изменении форм работы школьного музея в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

1.Обучение педагогов-руководителей музеев основам работы на ПК, основам издательской, проектной деятельности и сайтостроения.

2.Оказание консультативной помощи в использовании информационных технологий.

3.Публикация страниц школьных музеев на Новосибирском информационно-образовательном сервере www.NIOS.ru . Представление фондов музеев поможет сформировать каталог ресурсов школьных музеев Новосибирска.

4.Проведение конкурсов краеведческой тематики. В 2005-2006 учебном году в рамках конкурса «Мой Новосибирск» создана номинация «Сайт школьного музея».

Приоритет личностного развития ребенка является объективной причиной перехода к новому качеству образования и воспитания, к новым механизмам воздействия на человека. Информационные технологии позволят привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогут воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Работа в области информационных технологий строится на основе концепции информационного обеспечения музея–заповедника «Кижи» и ведется по следующим направлениям:

  • Развитие информационных систем (ИС) связано с развитием комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС). В 2007 г. данная система была расширена для работы с недвижимыми памятника (модуль «Архитектура»). Новый модуль позволяет ввести в единую систему описания недвижимых памятников, делать привязки между ними и фондовыми предметами. В 2009 г. был добавлен блок «Архивные документы», который позволяет осуществлять первичный учет и подробно описывать включенные в архив документы, автоматически формировать всю необходимую документацию при работе с единицами хранения. Важной особенностью установленного модуля является возможность прикрепления к карточке неограниченного числа изображений, например высококачественных электронных копий документов (чертежей, фотографий) и даже аудио- и видеозаписей. В 2010 г. был внедрен модуль «Реставрация движимых предметов», который предназначен для автоматизации учетной и научнохранительской работы отдела реставрации. Он действует во взаимосвязи с учетной информацией о предметах и позволяет автоматически формировать документы по реставрации, вести реестры реставрационных паспортов. Таким образом, в настоящее время КАМИС музея «Кижи» включает в себя модули: «Научно–фондовая работа», «Архитектура», «Научный архив», «Реставрация». Объем базы данных – около 68 гигабайтов, из них текстовая составляющая – около 0,4 гигабайта (что эквивалентно 193000 страницам текста формата А4).
  • В 2009 г. после работ по развитию сети на острове Кижи для сотрудников отдела фондов была создана возможность круглогодичной работы с музейной системой КАМИС как в г.Петрозаводске, так и на острове Кижи.

    Следует отметить, что отделом информационных технологий также ведется постоянная работа по администрированию и обслуживанию всех остальных ИС и баз данных (БД) музея, в том числе системы ресурсного планирования и продажи билетов «TicketNet».

  • Поддержка и развитие музейной компьютерной сети. К концу 2010 г. компьютерный парк музея насчитывал 170 компьютеров (126 стационарных и 44 ноутбука). Компьютеры музея объединены в общую сеть, что позволяет сотрудникам, независимо от того, где они работают – в г.Петрозаводске или на острове Кижи, использовать общие сетевые ресурсы – внутренний web–сайт, файловый сервер и т.п. В качестве каналов связи применяются оптоволоконные каналы между зданиями в городе, канал выхода в Интернет, VPN–канал до острова, пять DSL–каналов на острове.
  • Отделом информационных технологий ведется постоянная работа по совершенствованию музейной сети. Так, например, в 2008 г. был организован новый канал связи между административным зданием в г.Петрозаводске и островом Кижи, имеющий на порядок большую пропускную способность, чем ранее используемый. В 2009 г. к музейной сети был подключен дом Васильева на острове Кижи (отдел фондов), а также новое музейное здание в городе по адресу: ул.Федосовой, 15. В 2010 г. к общемузейной сети на острове был подключен Летний музейно–образовательный комплекс в дер. Ямка, сувенирный магазин и склад. Всего в настоящее время в сетевой инфраструктуре музея работает 7 серверов и более 50 активных сетевых устройств.

    В 2010 г. музеем были начаты работы по проекту «Локальная вычислительная сеть (ЛВС) для обеспечения безопасности объектов на острове Кижи». Проектируемая оптоволоконная сеть пройдет через весь остров, к ней будут подключены 28 объектов: дома–памятники и объекты инфраструктуры (административные здания, пункт охраны, производственный комплекс, фонды и др.). Пропускная способность проектируемой связи обеспечит все запросы по передаче данных на острове, включая видеотрансляции большого количества камер безопасности. Проектные работы выполняет ООО «Архимед» (г.Киров).

  • Развитие официального интернет–сайта музея. В течение всех последних лет сайт музея «Кижи» является одним из наиболее популярных в России музейных интернет–сайтов и стабильно занимает ведущие места на портале «Музеи России» по количеству и голосам посетителей. В 2010 г. на официальный сайт музея «Кижи» (сайт) пришло более 365000 посетителей (465000 посещений, по счетчику mail.ru – 311000). Интернет–сайт музея содержит информацию об экспозиции музея, его фондовом собрании, природном наследии, а также сведения о деятельности музея в области сохранения, изучения и популяризации культурного наследия. Отделом информационных технологий музея «Кижи» проводится постоянная работа по техническому и технологическому развитию сайта, наполнению его актуальной информацией, а также совершенствованию дизайна.
  • В 2010 г. на основании проведенного исследования был изменен формат подачи информации на начальной странице сайта: наиболее интересная для интернет–пользователей информация вынесена на первую страницу (о статусе музея и архитектурных памятниках Кижского погоста, новости музея, афиша, веб–камеры и музейный интернет–магазин).

    Наиболее популярен сайт у русскоязычных пользователей из России и стран ближнего зарубежья. Распределение языков по настройкам интернетобозревателей у посетителей: русский – 88%, английский – 6,4%, немецкий – 1%, финский, французский – 0,55%.

    Самыми популярными разделами являются: «Информация», «Архитектура», «Музейные коллекции», «Виртуальные путешествия», «Галерея». Эти разделы отражают основные направления деятельности музея, регулярно обновляются и содержат большой массив актуальной информации – и именно поэтому востребованы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://сайт]

    В 2007 г. интернет–проект музея «На глазах у всего мира», созданный с целью обеспечить информационную поддержку процесса реставрации Преображенской церкви в сети Интернет и создать условия для информационного обмена и сотрудничества специалистов–реставраторов, стал победителем VI Всероссийского конкурса СМИ «Патриоты России» в номинации «За разработку темы народных традиций» – «Павел Бажов».

    В 2008 г. интернет–проект музея «Виртуальные музейные путешествия» стал победителем в конкурсе мультимедийных проектов «Контент – 2008» в рамках ежегодной международной конференции «EVA» в номинации «Мир увлечений».

    Одним из наиболее популярных и востребованных виртуальных музейных путешествий является «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» – интерактивная экскурсия по реально существующей экспозиции музея–заповедника «Кижи» – дому карельского крестьянина Яковлева. В 2010 г. интернет–проект был переведен на людиковское наречие карельского языка. Он является первым и пока единственным интернет–ресурсом на этом языке.

    Государственный музей–заповедник «Кижи» благодарит общество «Lyydilainen Seura ry» (Людиковское общество (Финляндия)) за перевод интернет–проекта «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» на людиковское наречие карельского языка.

  • Техническое и мультимедийное сопровождение мероприятий музея. Ни одно мероприятие музея не проводится без технической поддержки со стороны специалистов отдела информационных технологий. Так, например, только в 2010 г. было выполнено 95 заявок на техническое обслуживание музейных мероприятий – в том числе таких крупных, как «Интермузей – 2010», праздник «Иллюзии Старого города», а также всех выставок музея, лекториев, праздников на острове Кижи. Для выставок и мероприятий музея были созданы более 30 видеофильмов и мультимедийных презентаций.
  • Важным направлением работы является формирование цифрового фото- и видеоархива музея. Только в 2010 г. в музейный цифровой фотоархив было добавлено более 14000 изображений. Востребованность фотоархива музея чрезвычайно высока: его материалы активно используются в подготовке издательской и сувенирной продукции, разработке мультимедийных и интернет-проектов, в музейных информационных системах. В 2008 г. на интранетсайте музея был открыт web-интерфейс поиска по музейному цифровому фотоархиву, что позволяет сотрудникам музея эффективнее использовать фотоархив.

// Отчёт о деятельности музея-заповедника «Кижи». 2006-2010 гг.
Под общ. ред. Е.В. Аверьяновой; сост., отв. ред. Н.М.Мельникова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2011. 112 с.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья)..

3. Внедрение информационных технологий в деятельность музея

Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.

Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы ИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.

Есть отдельные достижения и в сфере применения информационных технологий и в Кемеровской области. В крупных городах (речь идет о Кемерове и Новокузнецке) компьютеризированы все музеи, три музея в области – Кемеровский областной изобразительных искусств и Новокузнецкие краеведческий и художественный – используют КАМИС, Кемеровский краеведческий музей работает с АИС-Музей 2, "Томская писаница" и музей Кемеровского госуниверситета "Археология, этнография и экология Сибири" имеют собственные автоматизированные системы учета фондов.

Три музея имеют представительство в Интернет (Кемеровский ИЗО- http://history.kemsu.ru/museum; историко-природный музей-заповедник "Томская писаница" – http://pisanitsa.narod.ru, музей КемГУ "Археология, этнография и экология Сибири" – http://vm.kemsu.ru/museum).

Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс – это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.

Понимая объективность тех затруднений в компьютеризации и информатизации, которые стоят перед музеями области, особенно перед теми, которые находятся в значительном отдалении от крупных населенных пунктов, сотрудники отдела новых информационных технологий Кемеровского музея изобразительных искусств с 1999 г. при поддержке института "Открытое общество" реализовали три проекта, направленных на сбор, обработку и продвижение информации о культурных ресурсах, сосредоточенных в музеях области.

В 1999 г. была создана база данных по музеям Кемеровской области и выпущен справочник "Музеи Кузбасса" – первое подобное издание в области.

В 2001 г. сотрудники музея создали виртуальную экспозицию "Музеи Кузбасса. Избранное" (www.history.kemsu.ru/mko), которая представляет самостоятельный сайт – расширенный путеводитель по музеям области. Это первый опыт презентации широкому кругу российских пользователей части культурного наследия Кузбасса, хранящегося в музеях. В Новокузнецком краеведческом музее создан CD "Достопримечательности Новокузнецка".

Приходится констатировать, что информатизация музеев Кемеровской области находится в зачаточном состоянии, и вполне очевидно, что в ближайшем будущем большинство музеев, особенно небольших, даже и не приступят к решению данных задач. Так, например, в нашем районном краеведческом музее имеются 2 компьютера, сканер, принтер, ксерокс, но все эти технические средства работают только для офисных документов.

До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.

4. История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности

В 1993 году по приглашению Международного комитета СИДОК и благодаря выделенному СИДОКом гранту заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С. Пушкина Л.Я. Ноль и заведующий отделом информационных систем Государственного музея-заповедника “Московский Кремль” А.В.Дремайлов приняли участие в работе ежегодной конференции СИДОК, которая была организована в столице Словении, Любляне. Это было первое знакомство с работой одного из международных комитетов ИКОМ, организационной структурой СИДОКа, национальными информационными музейными проектами различных стран, это было первое личное знакомство с иностранными специалистами в области музейной информатики.

Специалисты из России выступили с докладами, рассказали о положении дел по внедрению информационных технологий в российских музеях, вступили в члены СИДОК. На следующих двух конференциях в 1994 году в США и в 1995 году в Норвегии между российскими специалистами и коллегами из Оргбюро СИДОКа проходили обсуждения о необходимости создания национального российского комитета по документации и информатизации музеев для более плотной дальнейшей деятельности. Так, к 1996 году по инициативе трех крупнейших московских музеев - Государственного музея-заповедника “Московский Кремль”, Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина учредилась Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ), в а июне 1996 года Президиум ИКОМ России проголосовал за то, чтобы АДИТ принял статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики. При принятии этого решения было заявлено, что Российский комитет Международного Совета музеев заинтересован в активном участии России в деятельности международного комитета СИДОК.

Таким образом, созданная в 1996 г. Ассоциация по документации и новым информационным технологиям (АДИТ) приобрела статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики.

Первая ежегодная конференция АДИТ прошла в 1997 г. в Санкт- Петербурге, в ней приняли участие сотрудники из музеев, которые только вступили на путь информатизации. Для того чтобы привлечь к деятельности АДИТ как можно больше участников с разных территорий, все последующие конференции решено было проводить не в столичных городах.

Далее они прошли в регионах: вторая в 1998 г. – в Иваново, где наряду с обычными заседаниями прошёл первый "Музейный компьютерный фестиваль"; третья в 1999 г. – в Ярославле, четвёртая в 2000 г. – во Владимире, на которой было решено преобразовать АДИТ из национального комитета ИКОМ в некоммерческое партнёрство, которое при сохранении прежней аббревиатуры получило новое название: "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" (НП АДИТ). Учредителями данной организации стали Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации (ГИВЦ), Межрегиональное общественное движение "Ассоциация музейных работников" (АМР), Государственное образовательное учреждение Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма и физические лица.

В рамках конференции 2001 г. в г. Туле состоялось собрание членов АДИТ, на котором была принята стратегия развития организации, выработанная на проектно-аналитическом семинаре в Ясной Поляне непосредственно перед конференцией. В соответствии с этой стратегией основными целями АДИТ являются: формирование среды профессионального общения музейных специалистов в сфере информатизации культурного наследия и информационной политики в области культурного наследия; совершенствование системы музейной документации; создание механизмов свободного и эффективного доступа граждан к информации о культурном наследии и содействие развитию образования, культурного туризма, сохранению, исследованию и популяризации памятников истории и культуры России и содействие формированию единого мирового культурно-информационного пространства путем включения в него информации о российском культурном наследии.

В общих чертах деятельность АДИТ как сетевой организации культуры направлена на развитие инновационных и модернизационных процессов в сфере информатизации культурного наследия, в том числе на изучение передовых методов, их популяризацию и поддержку исследовательских работ, а также на развитие системы партнерских связей и укрепление взаимодействия между организациями, учреждениями и отдельными специалистами в сфере информатизации культурного наследия и разработку и реализацию образовательных программ для музейных сотрудников, работающих в сфере информационных технологий, обучение их основам информационного менеджмента.

Одним из приоритетных направлений деятельности АДИТ в 2000−2001 гг. стала разработка стандартов краткого описания объектов культурного наследия. При поддержке ИОО были реализованы четыре проекта, в рамках которых были созданы стандарты описания четырёх типов объектов: "Недвижимый памятник"; "Музейный предмет"; "Культурный ландшафт"; "Памятник археологии", а также проведен экспертный семинар "Стандарты описания культурного наследия", задача которого состояла в объединении четырёх стандартов в единый и выработке рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию и использованию.

АДИТ является партнером ряда международных проектов Европейского Совета и таким образом, представляет интересы российских музеев в европейской программе развития информационного музейного сообщества.

В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо объединить российские профессиональные силы в области музейной информатики. Российский комитет Международного Совета музеев приветствует, несомненно, своевременную инициативу о создании АДИТ. Ассоциация должна объединить профессионалов музейной информатики в России, проводить ежегодную национальную конференцию и активно участвовать в деятельности международного комитета СИДОК.


Список литературы:

1. Дремайлов А.В. АДИТ – Институт “Открытое общество” – основы взаимодействия: // www.kremlin.museum.ru

2. Дукельский В.Ю., Лебедев А.В. Виртуальный проект в пространстве музея / В.Ю. Дукельский, А.В. Лебедев // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2008, № 1. – С.82-87

3. Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности / А.В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.70-75

4. Калинина Л.Л. и др. Интернет – сайт как инструмент для работы музейщика / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2007, № 11. – С.83-87

5. Калинина Л.Л. и др. Информационное пространство музея / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2006, № 12. – С.83-88

6. Калинина Л.Л. и др. Новостной сайт музея: Основные этапы создания и перспективы развития / Л.Л. Калинина, М.Е. Шпак, И.В. Пролеткин, А.П. Турлов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.75-81

7. Кокорина Е.А. Информатизация музеев / Е.А. Кокорина // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2006, № 5. – С.55-61

8. Лебедев А.В. Виртуальные экспонаты: Современные средства отображения информации в музейной экспозии / А.В. Лебедев // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006, № 7. – С.50-55

9. Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научной конференции // www.window.edu.ru

Требованиям. Сохраняя вековую традицию, зал за залом создается новая стационарная экспозиция по истории России с древнейших времен до начала XX века. Передача Государственному Историческому музею соседнего здания бывшего Музея В.И.Ленина позволит в дальнейшем представить в экспозиции историю XX века, как неотъемлемую часть и продолжение историко-культурной традиции страны. За последние шесть...

Популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. Школьный музей является одной из форм организованной деятельности по выполнению педагогической цели. Созданная нами модель строилась на понимании музея как формы воспитательной работы. Мы описали педагогические действия и смоделировали, т.е., сконструировали порядок действий по...



Загрузка...