emou.ru

Лермонтов герой нашего времени подготовка к уроку. Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности. план-конспект урока по литературе на тему. Обратимся к композиции сочинения


Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Ирина Валентиновна, я сегодня проведу у вас урок литературы.
- Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (подарочные коробочки) А как вы думаете, что может быть внутри этих коробочек?
Слайд 2 (оказывается, всё, что угодно) вот так и первое впечатление о человеке может быть обманчивым.
- Как вы считаете, в течение нашей работы мы сможем узнать друг о друге хоть немного? (Да) Иногда, ребята, и целой жизни не хватит, чтобы разглядеть характер человека, понять его мысли, причины его тех или иных поступков.
Я вижу вас впервые, но, тем не менее, уверена, что мы найдём общий язык и наша с вами работа будет успешной.
2. Вызов.
- Посмотрите на слайд 3, из какого произведения взята эта фраза? (Поэма Лермонтова «Мцыри»).
- Как связана поэма Лермонтова с его романом «Герой нашего времени»? Обратите внимание на вопрос. Он является ключевым. (автор попытался раскрыть душу героя, его переживания, раскрыть причину его поступков)
- К какому жанру принадлежит это произведение? Давайте вспомним, что значит
«психологический роман»? (Психологический роман – эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков) ватман прикреплён к доске
-Лермонтов в своём романе попытался выступить в роли психолога. Кто такой психолог? (специалист, который занимается изучением поведения человека в различных ситуациях, пытается понять причины того или иного поведения и т.д.) Вот и вы сегодня тоже попытаетесь выступить в роли психологов.
2. Вызов. Приём «Дерево предсказаний» (ватман с деревом уже на доске)
- Итак, ещё раз посмотрите на основополагающий вопрос и попробуйте спрогнозировать, чем мы сегодня будем заниматься? Для этого возьмите листочки, запишите свои прогноз, зачитайте вслух и прикрепите к «дереву предсказаний». (ответы учащихся записываются на листочках и прикрепляются к «Дереву предсказаний»)
- Кто этот герой? (Печорин) А теперь я открываю вторую часть темы, прочитайте её: «Загадка образа Печорина»
3. Целеполагание. Слайд 4
- Итак, о ком же мы будем говорить, чей образ анализировать? Тема нашего урока «Загадка образа Печорина». Сформулируйте, пожалуйста, задачи урока:
- Обобщить знания по образу Печорина
- Попытаться выяснить, в чём загадка образа главного героя
- Создать психологический портрет Печорина
4. Осмысление.
А) Приём «Ассоциации» 2 мин
- Посмотрите на слайд 5, какие ассоциации возникают у вас при виде этих людей? Каким одним словом можно их назвать? (герои). Я предлагаю двум группам поработать со словарями, найти словарную статью слова «герой», а остальные ребята ответьте мне, кто же такой герой в вашем понимании?
Б) Работа со словарём (2 группы находят словарные статьи, пока высказывают свои предположения другие дети) Слайд 6
- Слово герой имеет несколько значений. Какое из них подходит Печорину?(работа со словарём, обсуждение в группе)
- выдающийся своей храбростью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги;
- главное действующее лицо литературного произведения;
- лицо, привлекающее к себе внимание, являющееся образцом для подражания;
- лицо, воплощающее в себе черты эпохи, среды.
Вывод. Все значения слова герой, кроме первого, применимы к нашему противоречивому персонажу и человеку.
В) Приём «Шесть шляп мышления»
-Итак, слово герой является ключевым в названии романа Лермонтова. Стержень романа – раскрытие чрезвычайного характера. В различных эпизодах Печорин всегда показывает своё другое лицо. На первый план попадают не его внешние героические черты, а внутренний душевный мир.
- Вы уже много знаете о Печорине: этот герой вызывает самые противоречивые чувства и отношения. Выразить своё отношение к герою вы сможете, используя приём «Шесть шляп мышления». Слайд 8
- Выйдите по одному представителю от группы и выберите понравившуюся вам шляпу. Слайд 8 (прокомментировать каждую шляпу)
- В каждой шляпе карточка с заданием. В течение 5 мин вам нужно выполнить своё задание, определить, кто из группы выйдет отвечать, и, надев шляпу, представить образ Печорина согласно выбранному типу мышления. (работа групп проходит с музыкальным сопровождением)
- А чтобы гости не скучали, им тоже предстоит выполнить творческое задание, как и группе, выбравшей зелёную шляпу.
Г) Афиширование ответов (слайды 9 - 14)
1 группа(белая): Противоречивость (совершал порой необдуманные, противоречивые поступки)
2 группа(красная): Страстная натура. Лермонтов написал реалистическое произведение, но сам по натуре был романтиком. Поэтому и в Печорине бушуют страсти, которые тщательно скрываются самим героем. (побледнел, похудел, плакал)
3 группа(чёрная): Эгоизм, равнодушие к окружающим
4 группа(жёлтая): Самоанализ, самопознание
5 группа(зелёная): Герой своего времени
СинквейнПечорин
Одинокий, странный (эгоистичный, противоречивый)
Скучает, разочаровывается, не прощает
Герой своего времени (стремится к самопознанию или играет с чувствами людей)
Загадка (или противоречивость(чие)герой своего времени)
Расшифровка первых букв слова «натура» с указанием черт характера главного героя:
Н- настойчивый
А – амбициозный,
Т - твёрдый
У - умный
Р - решительный
А - активный
6 группа(синяя): Загадочность
- Итак, полной картины в понимании героя писатель не даёт. Автор позволяет нам делать совершенно несовместимые выводы, изображая Печорина в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. Но характер этого героя, основные черты которого мы записали на доске, является отражением того времени, в котором жил наш герой. В этом характере есть как тёмные, так и светлые стороны.
5. Подведение итогов. Социализация.
- У Лермонтова не было такой задачи: рассказать нам историю человеческой жизни. У него была другая задача: «история души человеческой» должна была открыться перед читателем. Лермонтову нужно было найти форму раскрытия сложного, противоречивого характера героя, поэтому он и показывает Печорина через призму двойных рам.
- Слайд15 В «Бэле» мы видим Печорина как бы из окна, через двойные рамы рассказов Максима Максимыча и его спутника.
- Слайд 16 В «М.М.» одна рама открывается: уже не два человека, а один рассказывает о своём впечатлении от Печорина.
- Слайд 17 В «Тамани» - окно настежь: сам герой рассказывает о себе читателю, но пока ещё не раскрывает своих душевных движений – мы много узнаём о событиях и довольно мало - о чувствах и мыслях героя.
- Слайд 18 Только в последних двух повестях – «Княжна Мери» и «Фаталист» - душа героя раскрывается перед нами вполне: в его дневниковых записях.
Слайд 19 И всё же, говоря словами великого русского критика Белинского, «Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа», потому что нельзя до конца постичь человеческую душу.
- Давайте ещё раз обратимся к чертам характера Печорина. Какие из них могут проявлять в наших современниках? А какие - в вас?
– Слайд 20 Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
- Чего не должно быть в человеке? Того что разрушает душу – ЗЛА.
6. Рефлексия.
- Давайте вернёмся к нашему «Дереву предсказаний», совпали ли ваши прогнозы с тем, чем мы занимались на уроке? Решили ли мы те задачи, которые ставили перед собой?
- Слайд 21 А теперь оцените свою работу на уроке, используя лестницу успеха: выберите нужный для вас уровень и прикрепите туда человечка.
Домашнее задание. Слайд 22 Эссе «Мой Печорин» или сочинение рассуждение «Кто для меня является героем нашего времени? »
- Я благодарю вас за активную и плодотворную работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов в изучении литературы, а также успешной сдачи экзаменов!


Приложенные файлы

Урок 3. «Герой нашего времени» (начало)

Предисловие. Сначала выложу два отрывка из статей (для курсов), которые касаются теории романа и композиции «героя». Они написаны не совсем для урока, просто в них можно заглянуть и больше это уже не проговаривать (тем более вещи вполне известные).

– Роман – это «эпос частной жизни» в отличие от древних эпических поэм, посвященных жизни народа (а не отдельной личности, даже если в центре повествования окажется, к примеру, хитроумный Одиссей или могучий Илья Муромец).

– Роман повествует о становлении и развитии отдельной личности, «развернутом» в художественном пространстве и времени, необходимом для того, чтобы история этой индивидуальной судьбы как-то «определилась», обрела или осознала себя.

– Роман – «свободный» жанр, не стесненный жесткими классицистическими «правилами»: классицизм считал роман жанром «низким», пригодным для описания испорченных современных нравов и не счел нужным описывать его жанровые свойства.

– Роман часто «притворяется» описанием правдивой (а не вымышленной) жизненной истории, и потому авторы включают в него якобы подлинные документы: письма, отрывки из дневника; роман словно бы старается стереть границу между вымыслом и реальностью, искусством и жизнью.

– Как бы ни был на самом деле искусен писатель, создающий роман, свой талант повествователя он добровольно «отодвигает» на второй план, потому что главное в романе – сюжет, событие, романный «интерес продолжения», как назвал его М.М. Бахтин. (6) Эпос и роман в кн.: М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, с. 474. Это не значит, что для написания романа требуется меньшее искусство, чем для создания оды или трагедии (как наивно могли полагать в 18 веке, когда русский роман влачил довольно жалкое существование), но даже самая виртуозная повествовательная техника в романе остается лишь средством для создания характеров, развития сюжета и т.п.

При определении жанрового своеобразия «Героя нашего времени» нам придется выяснить, чем роман отличается от повести . Если Пушкин создавал свой роман, отталкиваясь от жанра романтической поэмы, то Лермонтов взял за основу прозаическую, (но тоже по большей части романтическую) повесть: этот жанр в 30-е годы 19 века также был разработан лучше, чем русский прозаический роман.

Существует несколько точек зрения на то, в чем заключается своеобразие жанра повести.

1. Условно говоря, «количественный» подход: повесть есть некий «средний» эпический жанр; он больше рассказа (по объему, количеству героев и событий, времени действия и т.п.), но меньше романа. Иногда сторонники этой теории добавляют, что роман затрагивает важные общественные вопросы, а повесть тяготеет к описанию частной жизни. Такой подход сейчас мало кого удовлетворяет, поскольку не может объяснить, к примеру, почему «Капитанская дочка» – повесть, а «Дубровский» – роман, хотя в первом случае и объем больше, и острота «общественных вопросов» никак не меньше, чем во втором.

2. Другая версия предполагает существование двух типов эпической прозы: один принадлежит к древней устной традиции, другой оформился только в письменной литературе. К первой принадлежат рассказ и повесть , ко второй – «новые» жанры: роман и новелла . «Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статические компоненты произведения – положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т.п. (…) огромную роль в повести (и рассказе) играет речевая стихия – голос автора или рассказчика». (7)ЛЭС, с. 281.

3. Третий версия основана на композиционных особенностях повести: в повести события излагаются хроникально, в их естественной последовательности. (8) Э.Я. Фесенко Теория литературы: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. –М., 2005. Такая «подача материала» не делает уступок «интересу продолжения», добросовестно разворачивая картину событий в том порядке, в каком они предстали перед повествователем.

Вторая и третья версии между собою связаны и не противоречат друг другу. Предложим классу, опираясь на эту теорию, найти черты повестей в тех фрагментах, которые составляют «Героя нашего времени». – Действительно, каждый из них разворачивается в хронологической последовательности. Что касается «стихии рассказывания», то она играет большую роль в первой части романа – в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч»; «Журнал Печорина» – это «изначально» написанный, а не рассказанный текст и типично романный прием (имитация «документальности»). Однако и «Тамань», и «Княжна Мери», и «Фаталист» традиционно называют повестями, поскольку они являются «строительным материалом» для романа. Впрочем, и передача душевных состояний, и пейзажи, и голос рассказчика играют в них огромную роль.

Для того чтобы «собрать» из этих повестей роман, Лермонтов отказался от хронологического принципа. Предложим классу «классическое» задание:

– Восстановите «правильную» последовательность частей. – Большинство исследователей склоняется к такому варианту: «Журнал Печорина», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу».

(Возможен другой вариант ответа: ради того, чтобы читатель не подумал, что характер главного героя показан ему в развитии. Однако едва ли это главное в авторском замысле: достаточно того, что мы не видим, как этот характер формировался).

– Но в чем же «интерес продолжения», если у романа нет единого сюжета? Что здесь играет роль «загадки», вопроса, требующего ответа, и завязки, требующей развязки? – По-видимому, сам характер главного героя, его личность.

– И еще один «классический» вопрос: попробуйте объяснить внутреннюю логику того порядка, в котором Лермонтов расположил части романа. (Иначе говоря, объясните главный композиционный принцип, которому подчинен «Герой нашего времени»).

Обычно школьники легко замечают, что в первой части мы видим героя «извне», а во второй он раскрывает свой внутренний мир.

– Есть ли (внутри первой части) разница между взглядом Максим Максимыча и рассказчика? – Как ни странно, рассказчик замечает и понимает больше, чем старый приятель Печорина. Почему? – Они люди одного круга и опыта; рассказчик «разбирается в Печориных», Максим Максимыч – нет. Итак, уже внутри первой части мы видим некоторое приближениек «разгадке».

Увидеть логику «приближения» внутри «Журнала Печорина» труднее, и если никто не увидит ее сразу, к этому вопросу можно будет вернуться в конце изучения романа. Главное, что пытается понять читатель, – мотивы печоринских поступков, внутренний смысл его «приключений». В «Тамани» герой сам описывает то, что с ним происходит, но мотивов касается вскользь и только дразнит читательское любопытство. В «Княжне Мери» развернут полный психологический самоанализ; герой исследует себя на уровне эмоций и страстей и не находит разгадки своей «странности». В «Фаталисте» же описан в высшей степени своеобразный «философский эксперимент»: Печорин пытается получить ответ, есть ли над ним какое-либо высшее существо, судьба, предопределение и есть ли для него на свете то «великое предназначение», которое необходимо угадать, – или он сам единственный хозяин и своих поступков, и судьбы. И это последний ответ, последняя «отгадка», которую нам предлагает автор.

– Можем ли мы сказать, что в «Герое нашего времени» герой осознал логику своей судьбы, определил для себя ее главный смысл (как свойственно романному герою)? – В том и беда Печорина, что он искал этот смысл, но не находил его. Финал романа иногда трактуют как окончательную деградацию героя, потерявшего надежду найти ответы на свои вопросы. Но то, что смерть застала его в дороге, можно истолковать и прямо противоположным образом – особенно если учесть, что для романтиков дорога – это символ бесконечного пути, бесконечного стремления человеческого духа к идеалу и совершенству (а в прозе Лермонтова, как и в его стихах, влияние романтизма очень глубоко). Смерть в пути – знак продолжающихся поисков и несгибаемого упорства: этот герой продолжал искать ответы до конца.

Урок 1.

1. Дать письменный опрос: «Что за человек Печорин?» Уточняющие вопросы:

– Чего он ищет в жизни?

– Чем руководствуется в поступках?

– Есть ли у него критерии добра и зла?

Краткое резюме: в основе этого романа один вопрос, одна загадка – характер главного героя. Какой он, почему живет именно так, чем занят, что ему нужно от жизни? Наша задача – в этом разобраться.

2. Восстановить хронологию событий и разобраться в композиции (см. выше). Выясняем, что роман так и построен – как приближение к разгадке. Рисую на доске острый угол, упирающийся в точку – Печорина.

3. Что общего в сюжетах всех повестей? – Дети видят, что Печорин всегда приносит несчастье тем, с кем имеет дело (портит все свои игрушки, даже Максим Максимыча). И что он каждый раз рискует жизнью наравне со своим главным противником. Каждый раз может погибнуть, но гибнет другой.

Зато они не видят, что здесь, как в «Повестях Белкина», идет вышивание новых узоров по старой канве. Все эти сюжеты более или менее свойственны романтической прозе и поэмам (истории с ундинами, приключения с горскими красавицами, светские дуэльные разборки…). Можно даже сказать, что Печорин словно пытается проникнуть в волшебный мир романтических историй, но не тут-то было. Происходит нечто похожее на историю с Буратино и нарисованным очагом: сунул нос в картинку – порвал ее, а попасть внутрь не смог. Это очень заметно в «Тамани»: мир остался волшебным и прекрасным, а сказка разрушилась и ускользнула.

4. Если осталось время, начинаем разговор о «Бэле». Хронологически это довольно поздняя история, но с нее все начинается. И здесь появляются первые вопросы о Печорине. Можно спросить сначала, что думает о Печорине М.М. («странный» – и перечень странностей, причем кое-что нам понятнее, чем рассказчику; «избалованный» и готовый на все ради исполнения своего сиюминутного желания). Кто из них взрослее?

Потом история с похищением Бэлы.

– Чья идея? – Азамата. Да и исполнение его, Печорин только подыграл слегка.

– Кто и какие запреты преодолевает по ходу дела? (Азамат – страх перед отцом, Бэла – перед Аллахом, М.М. – перед начальством). А Печорин? Подробно выясняем, что должен был сказать М.М.: почему русскому офицеру нельзя украсть горскую девушку, даже если хочется (как говорит Печорин)? – Не по обычаям нашей веры и не по законам нашей страны. Однако М.М. этого не говорит. Почему? – Отчасти понимает, что бесполезно, отчасти – потому что сам, живя годами среди горцев,заразился нравственным релятивизмом: у одного народа одни законы и вера, у другого – другая… И вроде бы они равно возможны…

– И вот мы «налетели» на печоринский вопрос: а если ли какие-то законы нравственности, обязательные для всех людей, независимо от народных обычаев (которые достаточно условны)? Или всякая нравственность – условность? Спросим: каким законом руководствуется Печорин в этой истории? – Формально – горским, по сути – собственным желанием. Горский закон здесь только инструмент для манипуляций Азаматом. – Насколько всерьез исполняет его Печорин? – Он вынужден доигрывать партию на полном серьезе, потому что у горцев закон один – кровная месть (вот он – этот равный риск, готовность заплатить собственной жизнью за свои поступки).

– Кто виноват в гибели Бэлы? – Казбич, Азамат, Печорин, отчасти – М.М. – А кто признает свою вину? – Только Печорин (кстати, кровная месть не предполагает особых душевных мук и совести: у древних греков, говорят, совести не было в помине). – Насколько искренно? – Более чем: он не говорит никаких слов – он страшно смеется и долго болеет.

Итак, промежуточный итог: мы выяснили, что для Печорина не существует священных законов, восходящих к вере и обычаю какого-то народа. Он готов играть по правилам любого человеческого мирка: с контрабандистами – по их разбойничьим законам, со светскими людьми – по законам светской чести, с игроком – в его манере. Но душа его принимает на себя ответственность за все, что по его вине случается.

Уроки 2 – 3. Характер Печорина: психологический анализ

1. Разбираемся в Печорине дальше: автор дает нам его портрет. Записываем: первый в русской литературе психологический портрет . Что это значит? А то, что рассказчик читает Печорина, как книгу: каждую внешнюю черту поясняет комментарием насчет его характера. Это выглядит непринужденно, но попробуйте вот так описать, например, соседа по парте: его одежда означает то-то, его смех – то-то, манера смотреть, сидеть, двигаться – все имеет смысл, но не все легко истолковать. Вопрос: есть ли какая-то закономерность в описании Печорина? – Есть – двойственность. Он выглядит то молодым, то не очень, то крепким, то обессиленным, то ли печальным, то ли злым; перчатки запачканы – белье ослепительно… Иногда кто-то шутит и говорит, что у Печорина типичная эльфийская внешность. Что тут скажешь? Гены, что ли, лермонтовские, шотландские сказались?

2. Спрашиваем про его отношение к Максим Максимычу. Почему он так демонстративно его избегает? Пренебрегает простым человеком (как считает сам М.М.)? – Одни говорят: потому что эгоист, который думает только о своем удовольствии. Другие замечают, что встреча с М.М. ему неприятно. С М.М. надо будет разговаривать. О чем? О Бэле, разумеется. Для М.М., как мы уже знаем, это интересная, захватывающая история. А для Печорина? – Он ничего не забывает, он помнит и свою вину. Не хочется ему все это бередить, тем более с человеком, который не чувствует, как это больно.

Теперь о том, что сделалось с М.М. Он превратился в сварливого штабс-капитана. Виноват в этом Печорин? – Дети скажут: виноват. Надо было с ним деликатно… Но мы уже поняли, что Печорину это было невмоготу. А сам М.М. оказался настоящим другом? – Вряд ли. Как злобно он выбрасывал печоринские бумаги… Обида оказалась гораздо сильнее дружбы (обида и самолюбие: он ведь рассказывал попутчику о близкой дружбе с этим человеком…). В общем, Печорин не щадит людей, которые встречаются ему на пути, но и люди эти не проявляют особенной любви и преданности…

Хорошо. Будем теперь с рассказчиком вместе разбираться в том, как и зачем жил Печорин еще до встречи с М.М. (потому что Журнал написан раньше).

3. Есть два ряда вопросов, которые связаны между собой, но разобрать их лучше для начала по отдельности. 1) Что думает Печорин о себе и о своей судьбе? 2) Как он поступает с другими людьми и зачем?

Первое – это Д/З. Хорошо если дети почитают все, что Печорин написал о своем характере. Мы выясним, что он скучает и ищет себе развлечений (приключений, загадок, тайн, противоборства), но в то же время смутно чувствует, что все это для него мелко, что он рожден для некой высшей цели – только какой? Никаких высших целей на горизонте его жизни ни разу не появится. Обратим внимание на некий налет материалистической иронии Печорина по отношении к собственной душевной жизни. Крах жизни он сравнивает с несколькими чашками крепкого кофе, выпитого на ночь глядя. То и другое можно победить с помощью основательной пешей прогулки… Печорин не склонен носиться с собой и ищет всем своим внутренним движениям самое рациональное и прозаическое объяснение.

Теперь второе – как он поступает с другими людьми. Можно спросить, ради чего он стал шпионить за контрабандистами, расстраивать роман Грушницкого и княжны Мери, влюблять ее в себя? – Он развлекался. В первом случае (в «Тамани»), как мы говорили, ему просто хотелось попасть в романтический сюжет. И он разрушил сказку и получил очередную зарубку на совести: слепой мальчик, оставшийся без пропитания (да и старуха…). Печорин и контрабандисты действовали по одним законам: обманывали, топили, угрожали… Но те без всякого сожаления бросили опасное гнездо, а Печорин свою долю вины пережил. Кстати, реплика там хорошая насчет того, что ему нет никакого дела до контрабанды: государственные интересы его абсолютно не волнуют.

В «Княжне Мери» мотивировка сложнее. Он проверял на практике свои теоретические знания о свойствах человеческой психологии (роман у нас социально-психологический, хотя и философский тоже). Но при этом использовал других людей отчасти как марионеток, отчасти как пищу для своего внутреннего голода (о том, как приятно захватить первую любовь, а потом выбросить). За этими экспериментами стоит совершенно осознанное мировоззрение: никаких «абсолютных» нравственных законов для этого героя не существует. Критерии добра и зла – его желания и удовольствие от их исполнения; они же единственное основание для действий.

Печорин ставит себя этаким божком над другими, и он действительно успешно всеми манипулирует. Однако, используя чужие страсти и страдания как пищу для своей не то гордости, не то скуки, он никогда не насыщается. Почему? – Потому что брать – это бездонная пропасть. Чтобы стать счастливым, нужно отдавать (иногда привожу в пример реплику из «Писем Баламута» – «у нас не понимают самоотверженной любви; уж если я кого люблю, то слопаю со всеми потрохами»).

Сложный вопрос – почему он такой? Кто-то находит его монолог для княжны Мери насчет того, как он хотел хорошего, а общество его испортило. Иногда это отмечают как черту реализма (во всем виновато светское общество). Но тут есть две оговорки: он это говорит специально; он не сам это придумал. На самом деле он пересказывает монолог Франкенштейна из романа Мери Шелли (про это чудище все более-менее слыхали). Так что романтизма как-то больше, чем реализма…

Соперничество с Грушницким и мелочно, и в то же время понятно: Грушницкий пытается сыграть роль Печорина и занять его место (самого-самого…). Печорину кн. Мери нужна как ширма, и в то же время он не может допустить, чтобы она предпочла Грушницкого. Но в ссоре двух героев интересно вот что: Печорин вновь хочет играть по правилам того мирка, в котором обитает. Правила в водяном обществе – светская честь. Он требует от Грушницкого стреляться честно, и первым встает под выстрел. До какой степени все это для него условно видно из ссоры: он встает горой за честь кн. Мери и тут же говорит капитану: «Это я вас так неловко ударил в саду?» Грушницкий не выдерживает испытания – и гибнет. Кстати, Мери отчасти тоже не смогла выдержать испытание. Их последнее объяснение перекликается с последним объяснением Онегина с Татьяной. Татьяна говорит «я вас люблю…» Печорин на такой ответ готов был сдаться, но Мери емуговорит «я вас ненавижу…» Мери не Татьяна.

По идее Белинского (и И.Виноградова), Печорин ни разу не встретил «противника», который бы не «испортился» от соприкосновенья с ним, сумел бы противопоставить что-то действительно нетленное, прекрасное и истинное. Если бы встретил, то, возможно, изменился бы… Но он идет по жизни так, будто нет ни добра, ни зла, ни закона, ни совести – только удовлетворение собственных желаний. И чем дальше так живет, тем хуже ему становится. Вопрос о Вере риторичен (был бы он счастлив, если бы…) Вера – романтическая недостижимая мечта, символ его поисков.

Д/З. Сделать итоговую запись о характере Печорина. Можно – отталкиваясь от «Предисловия к журналу»: действительно ли это портрет пороков своего времени? Пороков или проблем? Хорошо бы сравнить полученный портрет с «Думой» – по пунктам: какой счет своему поколению предъявляет Лермонтов в стихах, какой – в прозе? Можно разделить все соображения на «понятное» и «непонятное». Или на «за» и «против» – что будет ближе классу.

Приложение 1. Задания-карточки на ту же тему для отдельных докладчиков

Использовалось оно редко, обычно на уроке, если нужно кого-то «отключить», или проверить с пристрастием, или, наоборот, если весь класс не вытягивает тему и нужно заранее подготовить сильных выступающих (тогда лучше дать карточки на дом).

Карточка 1

Прочитайте записи от 23 мая до 6 июня (повесть «Княжна Мери») и ответьте на вопросы:

1. Каким образом Печорин разрушает роман Грушницкого и княжны Мери (попробуйте отметить все печоринские ходы)?

2. Каким образом он заставляет княжну Мери влюбиться в себя (задание то же: проследить последовательность его ходов)? Как вы думаете, насколько правдоподобна такая игра с чужой душой? Можно ли таким образом управлять людьми нашего времени (вами и вашими знакомыми)?

3. Перечитайте внимательно то, что Печорин говорит княжне Мери о своей юности (3июля). Как вы думаете, правда ли это или он рисуется? Он нечаянно проговорился о себе, или это тоже рассчитанный ход? Что бы вы ответили ему, будь вы на месте княжны?

Карточка 2

Прочитайте конец повести «Тамань» (3 абзаца); записи от 3 июня и 16 июня – и до конца повести «Княжна Мери» и ответьте на вопросы:

1. Что думает Печорин о своей судьбе? Почему у него возникают такие мысли? Как вы думаете, прав ли он?

2. Считает ли Печорин себя гением? Что такое «гений», по его мнению? Как вы думаете, можно ли считать Печорина человеком гениальным, если пользоваться его теорией? Согласны ли вы с такой теорией? Как вы оцениваете способности Печорина?

3. Что такое честолюбие? Почему Печорин считает, что его честолюбие не может быть удовлетворено? Чем бы он хотел стать в мире?

4. Как вы понимаете слова Печорина: «…я… утратил навек пыл благородных стремлений…»? Что это за «пыл»?

5. О чем жалеет Печорин в ночь перед дуэлью?

6. Как объясняет свой характер в последних строках повести «Княжна Мери»?

Урок 3. «Фаталист» – философская «разгадка» романа

Сначала смотрим планы по Печорина. Обязательно читаем то, что автор написал о нем в «Предисловии к журналу». Обязательно задаем вопрос: ну и в чем же главная причина всех этих пороков? Если отталкиваться только от романа, получится безверие. Потерянная вера в высшие идеалы, правду, нравственные законы, которые в итоге восходят к вере в Бога. Получив такой ответ, сопоставим его с «Думой». Там названа другая причина, историческая (или политическая). В стихах Лермонтов обвиняет свое поколение в том, что оно боится жить и действовать всерьез, а потому остается бесплодным, тратит себя на пустяки. Можно ли перенести этот упрек на Печорина? – И да, и нет. Обвинить его в трусости как-то язык не поворачивается – он смел до безрассудства. Но только в тех мелочах, на которые растрачивает свою жизнь: дуэлях, авантюрах, рискованных пари. На большие же цели он не замахивается, досадуя, что не может угадать такую цель… Лермонтов за то и не любил свое время, что оно не оставило его современникам-дворянам серьезного поприща. Или делай карьеру (зачем?), или развлекайся, как можешь, или… иди в монастырь, совершай подвиги духовные? Но этот путь для образованного и очень скептичного дворянина был практически закрыт. Дворянин ведь исторически либо политик, либо воин. Печорин и воюет помаленьку, хотя явно не видит в этом смысла. А мы не видим его в деле. Как справедливо написал в своем учебнике М. Качурин, если бы Лермонтов показал нам Печорина на войне, возможно, название романа перестало бы звучать иронически.

Ну и наконец «Фаталист», как было сказано в статье, – разгадка, чего Печорин, собственно говоря, ищет, ради чего действует. Он страстно хочет одного – ответа, есть ли над нами высший закон, или в самом деле везде лишь разгул своеволия.

Для «Фаталиста» есть подробный набор вопросов. И к ним – набор детских «опережающих» ответов (2000 год). К сожалению авторство не везде отмечено.

Что хотел доказать Вулич, каким образом и ради чего?

Весь этот спор был ему нужен для выигрыша, ведь он был азартнейший игрок…

Он хотел доказать, что существует предопределение. У Вулича была страсть к игре; то, что он часто проигрывал, прибавляло азарта. Но в данный момент он выиграл, доказывая, что каждому из нас заранее назначена роковая минута, тем более они поспорили на деньги, а это еще больше прибавляло азарта. (П. Иванов, И. Черенцов)

– «Утверждаю, что нет предопределения». Что действительно бы послужило доказательством в игре, предложенной Вуличем?

Все думали, что его смерть, но это едва ли серьезное доказательство.

Почему Печорин предлагает такое пари? В чем его обвиняют и как он себя оправдывает?

Печорин шутя предложил пари на предложение Вулича (переадресовка).

Печорин предложил такое пари, чтобы Вулич мог доказать свой фатализм.

Я думаю, что поначалу Печорин был уверен, что Вулич откажется от сумасшедшей затеи стрелять себе в голову, но потом сам пожалел об этом, и ему пришлось оправдываться.

Печорин предлагает такое пари шутя, но думая, что Вулич откажется, испугавшись смерти, и этим он докажет, что предопределения на самом деле нету (?)

Никто не написал, что Печорин всех в каком-то смысле ловит на слове и заставляет серьезно относиться к своим принципам, подтверждая это риском для жизни.

Звезды и люди в глазах Печорина. Зачем нужно в повести это отступление?

Это отступление необходимо для того, чтобы показать, что Печорин, как представитель своего поколения, лишен способности верить (в отличие от своих предков), он может только сомневаться. Печорин презирал мысли древних о звездах. (И. Анохин)

Печорин думает, что раньше люди верили в звезды и думали, что звезды смотрят на них и помогают им. Но звезды остаются, а люди исчезают вместе со своими мечтами и мыслями. Сейчас же люди живут, пытаются жить сами, борясь с судьбой, отвергая предопределение и небо. (И. Черенцов)

Возможно, отступление нужно для того, чтобы больше пояснить смысл предопределения, что это такое. (А. Головко)

– Как смерть нашла Вулича? Чем особенно страшна эта сцена? Как она перекликается с его выстрелом на пари?

Можно сказать, что смерть нашла Вулича случайно, но создается впечатление, что все было предопределено, и Печорин заметил это. Сцена страшна хладнокровием Вулича и страшным ответом казака. Сцена смерти поручика перекликается со сценой в комнате майора тем, что Вулич как бы умер уже у майора, на него пала тень смерти, и ему было все равно. (И. Черенцов)

Страшно это тем, что казак очень сильно разрубил Вулича.

Здесь казак является как бы рукой предопределения и исполняет то, чего не случилось у майора С.

– «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив…» Как сомнения Печорина перешли в решительность в сцене ареста казака?

Поверить во что-то одно раз и навсегда Печорин был не в состоянии. Поэтому и после смерти Вулича он так и не решил для себя, есть определение или нет. (П. Иванов)

Сомнения Печорина, есть ли предопределение, привели к решимости испытать судьбу и захватить казака. (С. Старков)

Во время ареста казака Печорин еще сомневается в существовании предопределения и поэтому решается повторить опыт Вулича, чтобы доказать себе его (предопределения) существование. Как бы наверняка. (П. Иванов)

Сомнения Печорина перешли в решительность после спора с судьбой. Он спорил с тем, убьет его казак или не убьет. Пуля прошла мимо, и Печорин выиграл. (И. Черенцов)

– Почему Печорин решил повторить опыт Вулича после того, как тот был убит? (Проверить, суждено ли ему умереть). Совершал ли он подобные поступки в других повестях?

Печорин хотел разрешить все свои сомнения (есть ли предопределение лично у него), и поэтому он пошел на риск.(А. Голоулина)

– Хотел ли Печорин принести пользу своим поступком? Ради чего он рисковал жизнью?

Мне кажется, что нет. Печорин играл с судьбой подобно Вуличу.

На последние вопросы почему-то нет ответов (возможно, они обсуждались устно).

– Верит ли в предопределение Максим Максимыч?

– Что общего в сюжете «Фаталиста» с сюжетами предыдущих повестей? Есть ли какое-то существенное отличие?

– Почему эта повесть в романе стоит последней?

Ответы мы, в общем, знаем.

Теперь вопрос о сочинении – если на него останутся силы и время. Кроме списка из пособий для ЕГЭ (отдельного), могу предложить такие ископаемые темы:

– Нравственная проблематика романа.

Философская проблематика романа.

– Характер Печорина: способы его раскрытия.

– Демоническое и бытовое в Печорине.

– Разрушитель романтических иллюзий.

– Роль пейзажа в романе.

– Изображение горцев в романе.

– Изображение «водяного общества» в романе.

Женские образы в романе.

– Судьба поколения в лирике Лермонтова и в романе.

– Властелин или орудие судьбы?

– Две встречи Печорина с Максим Максимычем (очень старая и знаменитая тема).

– Романтизм и реализм в романе.

– Романтические ситуации в романе.

– Композиция романа.

– «История души человеческой» в романе.

– Портрет и пейзаж как средства характеристики персонажей.

– Своеобразие лермонтовского психологизма.

Есть сопоставительные темы, которые часто предлагались на экзаменах:

– Печорин и Грушницкий.

– Печорин и горцы.

– Онегин и Печорин.

– Грушницкий и Ленский и т.п.

Из них самая существенная – «Онегин и Печорин». Возможно, ее надо проговорить в конце работы, чтобы у всех улеглось в голове понятие о «лишнем человеке», потому что этот тип никто пока не отменил, хотя многие и ворчат по его поводу. Эту работу можно сделать зачетом или последним Д/З: перечислить общее между героями, разницу и сделать выводы (они герои разных времен – и что из этого вытекает?)

Общее : два аристократа, богатых, молодых, образованных, внутренне свободных, не чувствующих никаких обязательств перед обществом и (уж тем более) государством, не видящим в своей жизни никакой цели, не знающих, куда приложить способности; эгоисты, не умеющие любить и жертвовать, внушающие любовь и несчастные в любви. Оба равнодушны к общепринятой морали и подчиняются всего лишь внешним требованиям того круга, в котором вращаются. Лермонтов сознательно повторяет мотивы и ситуации пушкинского романа: фамилии героев, ситуации дуэли и влюбленной барышни, тоска бесцельного существования. В обоих авторы хотели беспристрастно показать героев своего времени – со всеми их пороками.

Разница : Онегин по ходу романа меняется, причем в лучшую сторону: по крайней мере, он научился любить, увидел, что светские законы не есть нравственность, а нарушение настоящих этических законов делает глубоко несчастным и вообще приводит к катастрофам. Хотя при этом никакими вечными вопросами герой не озабочен. Печорин же, наоборот, ищет ответов о природе добра и зла, о критериях их различения, о смысле жизни и т.п. Но ответов не находит и практически не меняется по ходу действия романа.

Вывод. Их принято относить к одному типу и причиной появления таких характеров считать эпоху, которая не давала наиболее независимым и самобытным людям шанса воплотить свои таланты. Отчасти это справедливо: Николай I очень не любил все независимое и самобытное и много загубил талантов. Но психологически это очень разные герои: Онегин, в общем, добрый малый, не привыкший критически относиться к своим привычкам и поступкам. Он ленив и не приучен к труду, а потому о реализации его талантов и речи не идет (да и были ли у него особые таланты?). Зато он «добрый малый». Печорин, наоборот, постоянно погружен в самоанализ и каждый свой поступок взвешивает и судит. Он совершенно не ленив и вечно ищет приключений, чтобы не скучать в бездействии. Но он ни капельки не добр и неспособен к состраданию. Из них двоих он гораздо ближе к тому демоническому обличию, в каком Онегин появился в Татьянином сне.

Тип «лишних людей» выделили уже в следующую эпоху, когда в русской жизни сменилась эпоха и пришли другие герои другого времени. Они очень настаивали на том, что все «лишние» дворяне – это просто бездельники и белоручки, избавленные своим помещичьим положением от необходимости трудиться и пробивать себе дорогу в жизни. Эти новые люди всячески открещивались от какой бы то ни было преемственности между ними и «лишними» дворянскими «страдающими эгоистами». Однако, если посмотреть на преемственность идей, все они идут дорогой, проложенной Печориным. Только Печорин сомневался в существовании Бога и неких общих (абсолютных) нравственных законов, а молодежь следующего поколения будет их просто отрицать (как мы вскоре увидим).

Приложение 2. Что за человек Печорин? (2007)

Он очень несчастен, сам не понимает иногда, зачем он совершает такие поступки. Он отчасти эгоист, циник и даже просто садист.

Фактически цель его жизни – приносить несчастье людям. В целом это отчаянный человек, любящий приключения. Ему безынтересны чужие судьбы. (Н. Копылов)

Мне кажется, что Лермонтов… вложил в главного героя по большей части только легко воспламеняющуюся – как страсть, но только ненависть ко всем, ко всему миру и людям…

Он способен ради мщения использовать ни в чем не повинную девушку (княжну Мери), а потом выбросить ее любовь, как салфетку (курсив мой) . Он злой и жестокий человек, но временами в нем есть жалость, любовь, честь. (М. Тарасова)

Он мне не нравится отношением к женщинам, его манеры, непризнание религии (отношение к Богу).

А нравится в нем решительность, достижение целей (но не Цели), его судьба.(М. Игнатова)

В Печорине мне нравится то, что он легко и весело относится ко всем и к своей жизни. Он достаточно любопытный и постоянно хочет куда-то влезть. Таким образом, у него все получается легко и весело.

Но мне не нравится в нем то, что порой он в своих играх заходит слишком далеко и в конце концов жестоко и холодно обращается с людьми. Хотя так бывает и без игр. (Р. Гуляев)

Отношение к Печорину очень сложное. Абсолютно ясно, что основные его действия, образ мыслей его получат от меня негативную оценку. Однако ни за кого другого я так не переживал во время чтения, потому что он настоящий, потому что это человек, совмещающий в себе недостатки общества, но при этом Печорин остается человеком. (С. Попов)

Печорин был большим эгоистом. Он не замечал никого вокруг себя и не считал окружающих людьми. Печорин не мог открыть свою душу никому, у него не было близкого друга… Печорин замечал только себя и занимался своими делами. Все, кто с ним «дружил», считали себя его друзьями, но ему не было до них дела… (Ф. Макаров)

Печорин поражает меня своим умением скрывать собственные мысли и чувства от окружающих. Он человек очень сдержанный и верный своим привычкам. К окружающим он относится с презрением и поступает с ними с хладнокровным расчетом. (Р. Легков)

Мне кажется, Печорин был эгоистом. Он похож на Онегина в начале «Евгения Онегина». В жизни он не имеет никакой цели, поэтому ничего не ценит и ни к чему не стремится.

Для Максим Максимыча Печорин остался другом, а Печорин не ценил и не уважал своего командира. (Т. Иванова)

У него злостный характер. (Н. Барабаш)

Печорин мне не очень нравится. Он какой-то очень странный. Он, мне кажется, плохо воспитан. Печорин не замечал людей, с которыми он жил. Он играет жизнью, а не живет… Он как бы не берет во внимание окружающих его людей, живет только так, как ему нравится, живет для себя. Ему все равно, хорошо людям от него или плохо. Он не видит свои поступки, какие они: хорошие или плохие. Он живет, как хочет. (Катя Артамкина)

Печорин безрассудный, ветреный, летает от одной барышни к другой, злопамятный. Ему все быстро наскучило: и светская жизнь, и путешествие; влюбляться и бросать друзей – его привычка. У него пустая душа, он не может заняться хорошим делом. Хочет гулять, веселиться. А тот, кто ищет веселья и праздности, ничего не найдет, потому что всякое веселье и праздность когда-нибудь да наскучат. И к добру не ведут.

А раз у него пустая душа, у него нет цели. Единственная хорошая черта Печорина – у него есть ум. (Лиза Артамкина)

Гусева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия.

Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями композиции романа «Герой нашего времени».
2. Разграничить в сознании учеников понятия «сюжет» и «композиция».
3. Познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени».
4. Развить логическое мышление у детей (с помощью восстановления хронологии событий).
5. Воспитать внимание к духовной основе личности.
Форма урока: урок-обсуждение.
Оборудование: текст произведения, схема-диаграмма (на доске и перед учащимися), цветные стикеры (можно задействовать интерактивную доску, тогда стикеры не понадобятся), цветные карандаши (фломастеры, выделители) по цвету стикеров. На доске записан эпиграф, изображена незаполненная таблица 1.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Спасибо за приветствие! Садитесь.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии мы начали изучение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вам было дано следующее домашнее задание:
1) прочитать роман,
2) дать своё объяснение порядку расположения частей в романе,
3) выписать из литературоведческих и толковых словарей определения понятий «сюжет» и «композиция».
Начнём проверку домашнего задания.
- (имя ученика), прочитай, пожалуйста, те определения, которые ты выписал(а). (Ответы учащихся).
- Назови, пожалуйста, словари, с которыми ты работал(а).
- Спасибо, садись. Ребята, кто работал с другими словарями? Какие определения выписали вы? (Ответы учащихся).
- Спасибо. Я очень довольна вашей работой. Давайте подведём общий итог. Объясните своими словами, что такое композиция? (Построение произведения). А что такое сюжет? (Цепь событий). Молодцы! А теперь давайте обратимся к анализу сюжета и композиции романа «Герой нашего времени».
III. Работа по теме урока.
Творческая история создания романа восстановлена лишь в общих чертах. Известно только, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом.
По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Лермонтов приступил к работе над «Героем нашего времени» по возвращении в Петербург из первой ссылки, т. е. в 1838 году. «Это была самая деятельная эпоха его жизни в литературном отношении, - писал Шан-Гирей. – С 1839 года стал он печатать свои произведения в «Отечественных записках». В 1839 году выходят в свет «Бэла» и «Фаталист», а в начале 1840 года – «Тамань», но такой порядок публикации ещё не даёт основании делать вывод о последовательности работы над «Героем нашего времени». Некоторые исследователи считают, что уже в 1837 году вчерне была написана «Тамань».
«Тамань» и «Фаталист», по мнению некоторых учёных, первоначально были задуманы как самостоятельные кавказские повести-новеллы, не связанные с «Героем нашего времени».
Следует сразу оговориться, что существуют и другие гипотезы о последовательности написания Лермонтовым романа, основанные на различном толковании текста романа и указаний в мемуарной литературе. Все они воссоздают творческую историю романа с какой-то долей вероятности, поэтому вопрос остаётся открытым.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая духовную жизнь многих поколений, порождает споры, дискуссии, утверждая тем самым мысль о своей неисчерпаемости.
Роман состоит из 5 повестей, причём у каждой свой сюжет, своя образная система, своя тема, своя главная мысль. Что их объединяет? (Ответы учащихся).
- Вы правы. Объединяет повести образ главного героя, общая тематика, идея, высказанная в «Предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», именно эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Запишите их в своих тетрадях.
Обратим внимание на то, что эта книга – «история души», а не история жизни. Следовательно, выбор композиционного решения определён замыслом автора.
Итак, Лермонтов отказывается от хронологического принципа изложения истории Печорина.
Ребята, давайте попробуем воспроизвести хронологию событий, связанных с Печориным. Какая из повестей окажется первой и почему? (Ответы учащихся).
- Вы правильно заметили, что хронологически роман начинается с по¬вести «Тамань». Печорин едет из Петербурга в действующий отряд. Так, в «Тамани» упоминается: «Было холодно». События происходят ранней весной. Затем Печорин приезжает в Пятигорск. Повесть «Княжна Мери» представляет собой дневник, записи свои герой начинает делать 11 мая. Завершает Печорин повество¬вание о событиях уже в крепости: «И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя:отчего я не хотел ступить на этот путь, откры¬тый мне судьбою, где меня ожидали mиxие pадости и спокойствие душевное?..»
- Какие же события произошли далее? История с Бэлой или случай с Вуличем? (Ответы учеников). (Обращаем внимание учащихся на то, что в «Бэле» Максим Максимыч говорит о приезде Печорина в крепость, куда его послали за дуэль с Грушницким, осенью: «Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти».«Фаталист» же представляет собой записки Печорина о пребывании в казачьей станице, и действие происходит глубокой осенью или зимой: «Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. Она, по обыкновению, дожидалась меня у калитки, завернувшись в шубку; луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».
- Ребята, некоторые исследователи считают, что повесть «Бэла» хронологически идёт после «Фаталиста». Учёные аргументируют это тем, что после истории с Бэлой Печорин уже ничего не писал, так как потерял интерес к жизни. А как думаете вы? (Ответы учащихся).
- Итак, давайте подведём итог нашим рассуждениям, заполнив таблицу:
Таблица 1
Хронология событий в жизни Печорина ...... Расположение частей в романе
«Тамань» ...... «Бэла»
«Княжна Мери» ...... «Максим Максимыч»
«Фаталист» ...... «Предисловие к «Журналу Печорина»
«Бэла» ...... «Тамань»
«Максим Максимыч» ...... «Княжна Мери»
«Предисловие к «Журналу Печорина» ...... «Фаталист»
- Еще В.Г. Белинский указал, что роман «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».А начинается произведение с повести «Бэла».Ребята, из чьих уст мы слышим о герое? (Из уст Максим Максимыча).
- Верно. Давайте обозначим этого рассказчика на схеме. (На доске расположена схема-диаграмма с разноцветными стикерами, каждого рассказчика обозначает стикер соответствующего цвета, например, Максим Максимыч – зелёный стикер, путешествующий офицер – красный, Печорин – жёлтый. Перед учащимися – схема-диаграмма, цветные карандаши (фломастеры, выделители). Один из учеников наклеивает соответствующий стикер на схему, остальные учащиеся закрашивают соответствующим цветом часть схемы).

Однако повествование идёт от лица путешествующего офицера. Дополним нашу схему. (Следующий ученик наклеивает стикер).
-А в каких ещё повестях мы видим Печорина глазами офицера? («Максим Максимыч», « Предисловие к «Журналу Печорина»).
-Правильно, дополняем схему. (Наклеиваем стикеры).
- Ребята, а кто является повествователем в других повестях романа? (Сам Печорин).
- Совершенно верно. Обозначаем это на схеме.
- Обратите внимание, повесть «Фаталист» завершается в крепости, о кото¬рой идет речь в «Бэле»: Печорин рассказывает историю Вулича Максиму Максимычу. В гениальных художественных произведе¬лиях случайностей не бывает. Замкнулся жизненный круг Печо¬рина, но замкнулся, чтобы вновь и вновь повториться в читательс¬ком восприятии лермонтовского романа. Этот круг, символизи¬руя бесконечность, вечное движение жизни, несет в себе еще один аспект понимания судьбы героя, выражает и философскую про-блему свободы личности и необходимости.
Таким образом, композиционное кольцо «Героя нашего времени» становится символом как конкретно-исторического содержания произведения, так и его общечеловеческого, вечного начала.
А теперь я попрошу ответить вас на вопрос: « Что вам дало изучение особенностей композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»?» (Ответы учащихся).
IV. Домашнее задание.
-Большое спасибо за ответы. Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
1. Письменно ответить на вопрос: «Почему повесть «Фаталист» последняя в романе?»
2. Прочитать и законспектировать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова», цитату из которой вы уже слышали на сегодняшнем занятии.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие оценки:…
- Подводя итог сегодняшнему уроку, хочется ещё раз обратиться к нашему эпиграфу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Большое спасибо за внимание. Все свободны. Урок окончен.

Урок литературы в старших классах. Литературоведческий анализ романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Описание материала : Данный конспект предназначен для использования на уроке литературы в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, а также для дополнительных занятий в учреждениях дополнительного образования для детей, заинтересованных в углубленном изучении литературных произведений.
Цель урока : Рассмотреть образы персонажей романа; посмотреть, какие мотивы, характерные для лирики М.Ю.Лермонтова, воплощены в произведении; узнать, в чем особенность композиционного членения романа.
Задачи урока :
1. Образовательная: Знакомство с героями романа; рассмотрение мотивов, характерных для лирики М.Ю.Лермонтова; объяснение специфики деления романа на части.
2. Развивающая: Совершенствование навыков работы с текстом; развитие внимания, навыков устного ответа.
3. Воспитательная: Формирование эстетического вкуса, развитие интереса и любви к русской литературе.
Тип урока : Повторения и закрепления знаний.
Вид урока : Комбинированный.
Оборудование : Текст произведения, тетради.

Ход урока.

На первом уроке мы с вами рассмотрим персонажей романа «Герой нашего времени», и подробно поговорим о его главном герое – Печорине. Но сначала обратимся к предисловию, открывающему роман. Что оно дает, необходимо оно или нет?
Ответы учеников .
- Автор говорит о том, что без нравоучения наше поколение басню не поймет. Таким нравоучением и выступает предисловие. Оно было написано как реакция на критику романа, и в нем мы видим отношение автора к читателям произведения. Теперь давайте посмотрим на первую повесть «Бэла». Кто в ней является рассказчиком?
Ответы учеников .
- Верно, повествование идет от лица путешествующего офицера. Что мы можем о нем сказать?
Ответы учеников .
- Мы знаем о нем немного – он недавно на Кавказе, по тому, как он слушает рассказ Максима Максимыча можно сказать, что он любопытен. А что сказано о самом Максиме Максимыче?
Ответы учеников .
- Ему около пятидесяти лет, он в звании штабс-капитана, не пьет. Обратите внимание на то, как он смотрит на окружающую его природу, на кавказский пейзаж, как он определяет погоду по тому, как «курится» туман на горе. О чем это говорит?
Ответы учеников.
- Он близок к природе, видит в ней красоту и понимает её. Он простой человек – сразу сближается с Печориным, очень добрый – это видно по его отношению к Бэле, и об этом говорит сам Печорин. У него нет семьи, и всю свою нерастраченную любовь он изливает на Бэлу. И именно глазами этого персонажа мы впервые видим главного героя романа – Печорина. Найдите первое упоминание о нем.
Ответы учеников .
- Мы узнаем о его возрасте, его имени. И сразу же Максим Максимыч говорит о странностях, которые присущи Печорину. Уже из этого мы можем заключить, что перед нами необыкновенный человек. Но лучше его характер мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Что из этого рассказа мы можем узнать о Печорине?
Ответы учеников .
- Он «сталкивает» Азамата и Казбича для того, чтобы получить Бэлу. Но зачем она нужна ему, неужели он её любит?
Ответы учеников .
- Давайте посмотрим, что говорит он сам: «Да когда она мне нравится?», и тут же «ты видишь, как я тебя люблю». Как вы думаете, какие все-таки чувства у Печорина к Бэле?
Ответы учеников .
- Давайте посмотрим на объяснение, которое Печорин дает Максиму Максимычу. Что он говорит о себе, каким предстает перед нами? Каковы его чувства к Бэле?
Ответы учеников .
- И мы видим Печорина как человека несчастного, скучающего, ищущего чего-то нового. Но это новое быстро ему приедается, заставляя искать чего-то еще. И вся его жизнь в вечном поиске, он не может остановиться, и прямо говорит: «…мне осталось одно средство: путешествовать». Именно смена мест, людей, впечатлений заставляет его жить. Причем жизнью своей он не дорожит. Как реагирует на это высказывание Максим Максимыч?
Ответы учеников .
- Он удивляется ему, и не понимает таких размышлений. Это один из примеров того, что максим Максимыч не понимает самого Печорина, он далек от его образа мыслей, от его восприятия жизни и окружающих. А что мы можем сказать о рассказчике, об офицере, понимает ли Печорина он?
Ответы учеников .
- Да, они с Печориным из близких социальных слоев, офицеру знакома светская жизнь и её нравы. А Максим Максимыч «не понял этих тонкостей». Хорошо, что происходит дальше?
Ответы учеников .
- Мы видим смерть Бэлы, и каким становится Печорин в такой ситуации? С чем связано отсутствие слез, которое замечает Максим Максимыч? Почему он смеется в ответ на утешения?
Ответы учеников .
- Мы можем лишь предполагать, но понять Печорина до конца мы никогда не сможем. А как вы думаете, огорчен ли Печорин? И как развивались события, если бы не было этого эпизода с Казбичем?
Ответы учеников .
- А обратите внимание на слова Максима Максимыча: «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно...» О чем они говорят? Согласны вы с ними или не согласны?

Ответы учеников .
- Через этот рассказ, через отношения с Бэлой и Максимом Максимычем мы и видим Печорина. Что же меняется в следующей повести?
Ответы учеников .
- Здесь мы уже непосредственно видим самого Печорина, в какой ситуации?
Ответы учеников .
- Да, показана его встреча с Максимом Максимычем после долгой разлуки. Давайте посмотрим, как они оба представлены в этой ситуации.
Ответы учеников .
- Максим Максимыч радуется Печорину как своему лучшему другу, по его мнению, происшествие с Бэлой их объединяет и делает очень близкими людьми. Он уверен, что это именно так и для Печорина. Но какова реакция самого Печорина?
Ответы учеников .
- Верно, он не так рад встрече, он не бежит, бросив все дела, к Максиму Максимычу, подает руку, а не обнимает, отказывается немного задержаться. О чем это говорит?
Ответы учеников .
- Он не придает их знакомству исключительности, для него все произошедшее лишь эпизод, которому не стоит уделять так много внимания. А для Максима Максимыча? Обратите внимание на строки: «…Благодарю, что не забыли... - прибавил он, взяв его за руку. … Забыть! - проворчал он, - я-то не забыл ничего…».
Ответы учеников .
- Для него это целое приключение, необычное и незабываемое. Теперь давайте посмотрим на описание, которое появляется, когда офицер-рассказчик сам видит Печорина. Что о нем можно сказать, судя по этому описанию?
Ответы учеников .
- Он аристократ, имеет скрытный характер, в нем видна некая «порода», которую отмечает рассказчик. И обратите внимание на то, как описываются его глаза, что мы можем сказать об этом?
Ответы учеников .
- Блеск, подобный гладкой стали, тяжелый и проницательный взгляд – все это говорит и о чертах характера Печорина. Сейчас мы становимся немного ближе к пониманию этого персонажа, мы не просто слышим о нем, а непосредственно видим. Хорошо, что следует за повестью «Максим Максимыч»?
Ответы учеников .
- Да, предисловие к «Журналу Печорина». Чем это предисловие отличается от первого?
Ответы учеников .
- Верно, оно написано не от лица автора, а от лица рассказчика, путешествующего офицера. Что в этом предисловии вам показалось странным? Что мы вообще из него узнаем?
Ответы учеников .
- Рассказчик хочет опубликовать записки Печорина, а откуда он их взял?
Ответы учеников .
- Забрал у Максима Максимыча, когда Печорин сам отказался от них. И почему он все-таки печатает эти записки?
Ответы учеников .
- Он публикует «историю души человеческой», своего рода оправдание Печорину, человеку, с которым столкнулся всего один раз в жизни. И давайте посмотрим следующую повесть «Тамань». Что меняется в ней?
Ответы учеников .
- Повествование идет от лица самого Печорина. Сейчас мы максимально приближены к нему. И что происходит в этой повести?
Ответы учеников .
- Приезд в Тамань, знакомство со слепым мальчиком, наблюдение за контрабандистами. Печорин чуть не погибает. А кто такая ундина?
Ответы учеников .
- Ундина – это дух воды, или, проще сказать, русалка. Согласно мифологии, русалки заманивали мужчин в воду и топили их, и этот мифологический сюжет воплощен в повести. Печорина помешал контрабандистам, и как он сам говорит об этом?
Ответы учеников .
- Он сравнивает себя с камнем, потревожившим спокойствие. Скажите, это можно отнести только к эпизоду с контрабандистами, или нет?
Ответы учеников .
- Таким камнем он был и для Максима Максимыча, и для Бэлы, и даже для странствующего офицера. И в дальнейших повестях он продолжает быть именно тревожащим спокойствие других камнем. На этом первая часть заканчивается, и начинается вторая. Чем она открывается? Что нового мы видим в композиции? С какими новыми персонажами мы знакомимся? Найдите их описание и характеристику.
Ответы учеников .
- Записи пронумерованы по дням. Грушницкий, юнкер, которого Печорин не любит, и с которым предрекает столкновение. Что еще мы о нем знаем?
Ответы учеников .
- Он влюблен в княжну Мери, а, получив отказ, распускает слухи о ней и Печорине, подстраивает нечестную дуэль, которая должна была унести жизнь Печорина. Грушницкий является двойником Печорина, его младшим подражателем, играющим роль непонятого и непринятого страдальца. Как заканчивается их дуэль? Как ведет себя Грушницкий?
Ответы учеников .
- Печорину кажется, что Грушницкий готов извиниться, но этого не происходит, почему? Что, какое происшествие предсказывает нам, каков будет исход дуэли? Посмотрим на Печорина, каков он в этой повести? Найдите его описание, его характеристики. Зачем ему княжна Мери? Что он делает для того, чтобы добиться её, и что происходит потом, после того, как цель достигнута? Как все это характеризует его?
Ответы учеников .
- А испытывает ли он какие-то чувства к Мери? Что он сам говорит об этом?
Ответы учеников .
- Есть кто-то, к кому Печорин все-таки неравнодушен?
Ответы учеников .
- Да, это Вера. Как он к ней относится?
Ответы учеников .
- Он любит её, но эта любовь не приносит никому счастья, наоборот, распадается брак Веры. Как Печорин воспринимает отъезд Веры, о чем это может говорить? И каким перед нами предстает Печорин в этой повести?
Ответы учеников .
- И последняя повесть, «Фаталист», какая история изложена здесь? Является ли Печорина фаталистом?
Ответы учеников .
- Он утверждает, что нет предопределения, но видит печать смерти на лице Вулича. А как умер Вулич? Могло ли произойти по-другому?
Ответы учеников .
- А зачем Печорин идет к казаку, убившему Вулича? Как он теперь относится к предопределению? Как заканчивается повесть?
Ответы учеников .
- Мы снова возвращаемся к фигуре Максима Максимыча, и это отсылает нас к самому началу произведения. Такое построение говорит о кольцевой композиции, о которой я говорила вам на прошлом уроке.
А теперь давайте обратим внимание на такую интересную деталь – к тому времени, как мы читаем записи Печорина, он уже мертв. Мы читаем личный дневник мертвого человека, который был опубликован без его согласия. А что такое личный дневник, в чем его особенность?
Ответы учеников .
- Да, в нем человек пишет, как правило, искренне, ничего не скрывая, и хорошее, и плохое, и всем известное, и личное. А в чем разница между дневником и, к примеру, путевыми записками, которые пишет офицер?
Ответы учеников .
- Верно, в дневник мы пишем что-то личное, то, что не предназначено для чужих глаз. Дневник пишется только для себя, для своих целей, он не рассчитан на прочтение другими людьми. В дневнике человек максимально раскрывается, он честен, так как не перед кем лукавить и незачем казаться лучше, там он может быть самим собой. А путевые записки могут прочитать все интересующиеся, их не скрывают. Они и пишутся для того, чтобы позже быть прочитанными другими людьми. Но в романе мы видим, что эти жанры объединяются под вывеской романа. Но личный дневник не перестает быть от этого личным дневником. И в какой ситуации оказываемся мы, читатели?
Ответы учеников .
- Мы с вами становимся подглядывающими. Мы пользуемся тем, что никто не может запретить нам доступ к этому дневнику, и читаем его, проникая в ту область, в которой нас быть не должно. Мы видим самую душу Печорина, не скрытую чужими мнениями и догадками. Это максимальная откровенность, которая только может быть. И мы с вами в ситуации подсматривания. А это происходит только с читателем, или в романе есть персонажи, которые тоже сталкиваются с этим?
Ответы учеников .
- Да, практически в каждой повести есть персонажи, которые занимаются подслушиванием или подглядыванием. Но ни один из них не сделал этого преднамеренно. Они оказывались в нужном месте в нужное время, и им осталось только выбирать – подслушивать или нет. Мы с вами знаем, какой выбор они делали. А что же есть такого в подслушивании, почему эта тема вообще появилась, как вы думаете?
Ответы учеников .
- В момент подслушивания или подсматривания мы наблюдаем за человеком так, что он этого не подозревает. Он не старается казаться кем-то, он становится собой, так как ему не перед кем притворяться. И именно в такой момент он становится настоящим и искренним настолько, насколько это возможно. Все это мы можем отнести и к Печорину, которого мы видим изнутри.
А какие мотивы, характерные для лирики Лермонтова, вы видите в романе?
Ответы учеников .
- Мотив одиночества – Печорин одинок, его никто не понимает. Обратите внимание на то, как описана природа Кавказа, это есть и в его стихотворениях. Через природу лермонтовский герой часто приходит к пониманию самого себя. Автор обращается и к судьбе целого поколения, его интересует личность в контексте окружающей действительности. Но давайте еще раз обратимся к тексту, а точнее, к его композиции. Что вы видите в ней необычного?
Ответы учеников .
- Верно, разбивка романа на части. Как вы думаете, с чем связано такое деление? Чем первая часть отличается от второй? Обратите внимание на то, в каком окружении находится Печорин.
Ответы учеников .
- В первой части мы видим его в окружении простых людей, не имеющих богатств и чинов, а во второй части мы, следом за Печориным, проникаем в высший свет. Но сам Печорин не видит большой разницы между этими двумя мирами.
Итак, мы с вами рассмотрели персонажей романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Кто сможет подвести итог занятию?
Ответы учеников .
Спасибо за урок, вы все были молодцами! До следующего занятия!

  • #1

    Спасибо огромное, Инесса Николаевна! Низкий поклон за такую трудоемкую работу! Всего Вам самого наилучшего, здоровья и успехов во всем!

  • #2

    Инесса Николаевна, огромная благодарность за ваши материалы. Вы просто кладезь для учителей литературы. Всего вам самого хорошего.

  • #3

    Спасибо большое за Ваш бескорыстный труд!! Здоровья Вам и благополучия!

  • #4

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за материал! Счастья Вам в Новом году и всегда!

  • #5

    Крупное произведение лучше не разыгрывать, все выглядит мягко говоря не очень. Ну кому нужна такая игра?
    Другое дело драма, вот там можно выпустить свой "пар", эмоции, даже если будет карикатурно, все равно будет допустимо.

  • #6

    Уважаемая Инесса Николаевна,сердечное спасибо Вам за Ваш труд,за Ваше творчество и за Вашу щедрость!

  • #7

    Поклон Вам за прекрасные материалы, за ваш труд, за открытость души!!!

  • #8

    Спасибо за прекрасно подобранный материал, за творческий подход и профессионализм.

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна! Ваш сайт всегда выручает меня! Великолепные уроки! Даю почти без изменений!

  • #10

    Инесса Николаевна! Большое спасибо за интересный материал по роману "Герой нашего времени".

  • #11

    Инесса Николаевна! Я первый год преподаю литературу, и Ваш сайт стал для меня просто спасением. Интересные разработки, много дополнительных материалов. Большое Вам спасибо за Ваш труд!

  • #12

    Рукасуева Ангелина Митрофановна (Sunday, 24 December 2017 07:39 )

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна!Присоединяюсь к словам незнакомой мне Людмилы:Поклон Вам за прекрасные материалы, за ваш труд, за открытость души!

  • #13

    Дикалова Надежда Ивановна (Monday, 15 January 2018 13:00 )

    Очень богатый материал, большое спасибо!

  • #14

    Инесса Николаевна! Благодарю Вас за богатый материал! Такая прекрасная возможность увидеть и показать детям те "волшебные места", о которых они прочитали.
    Здоровья Вам и творческих открытий!

  • #15

    Инесса Николаевна! Большое спасибо за Ваш сайт и прекрасный материал!

  • #16

    Инесса Николаевна, большое Вам спасибо! Ваши материалы очень помогают в работе. Это просто бесценная помощь! Здоровья Вам крепкого, вдохновения, и пусть всё у Вас будет хорошо!

  • #17

    Спасибо огромное, Инесса Николаевна, за интересный материал, за Ваш труд. Здоровья и творческих успехов!

  • #18

    Ядыкина Марина Владимировна (Wednesday, 28 November 2018 21:29 )

    Инесса Николаевна! Большое спасибо за Ваш богатый материал! Будьте здоровы и в постоянном поиске новых идей!

  • #19

    Спасибо за интересный и познавательный материал

  • #20

    Инесса Николаевна! Огромное спасибо за предоставленный материал. Всех благ Вам!!!

  • #21

    Огромное спасибо за Ваш труд!!! Творческих успехов и сил для плодотворной работы!!!

  • #22

    Инесса Николаевна! Огромное спасибо, это все огромный труд, которым выделитесь так открыто. Творческих успехов Вам и благодарных учеников!

  • #23

    Спасибо за Ваш труд!! Выручаете каждый раз)

  • #24

    Огромное спасибо за такой изумительный материал! Постоянно пользуюсь!



Загрузка...