emou.ru

Вальс «Мокшанский полк на сопках Манчжурии. Бессмертные мелодии. На сопках Маньчжурии Когда был написан вальс на сопках маньчжурии

На сопках Маньчжурии. Песня времен русско-японской войны.

НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ

Музыка Ильи Шатрова
Слова Скитальца (Степана Петрова)

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Могилы хранят покой.


Прошлого тени кружат давно,
О жертвах боев твердят.



И русских не слышат слез.

Плачет родная мать, плачет молодая жена,

Злой рок и судьбу кляня!..


Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны.

Спите, сыны, вы погибли за Русь, за отчизну,

И справим кровавую тризну.

Шедевры русского романса / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. - (Песни для души).

Первоначальное название - "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии". Посвящается бойцам 214-го Мокшанского пехотного батальона, погибшим в феврале 1905 года в боях с японцами под г. Мукденом.

Автор мелодии - капельмейстер Мокшанского полка Илья Шатров. Существует множество вариантов текста - авторских и фольклорных. Среди авторов в числе других упоминается поэт К.Р. - великий князь Константин Романов, но это скорее легенда. Переделки создавались и много лет спустя войны - А. Машистовым (см. ниже), а в 1945 году Павлом Шубиным (). Сегодня на эту мелодию поется шуточная песенка «Тихо в лесу, только не спит барсук…». Есть также одноименная песня Александра Галича <1969>, посвященная памяти писателя Михаила Зощенко.

Из. сб.: Антология военной песни / Сост. и автор предисл. В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006:

Русско-японская война 1904-1905 годов была неудачной и роковой по своим последствиям для России, но память о ней сохранилась в двух песнях, ставших одними из самых популярных, - "Варяг" и вальс "На сопках Маньчжурии". В их основе реальные события: гибель крейсера "Варяг" в морском бою и гибель солдат Мокшанского полка - в сухопутном. "Варяг" - первый из крейсеров дальневосточной эскадры, принявший неравный бой в Порт-Артуре с 14 японскими кораблями. С его гибели началась трагическая для русского флота война. Кровопролитный бой на сопках Маньчжурии Мокшанского полка - всего лишь эпизод этой войны. Но именно ему суждено было стать не менее значимым, чем морское сражение. В полку числилось 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 404 унтер-офицера, 3548 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант. Этим музыкантам и предстояло сыграть решающую роль. Одиннадцать суток полк не выходил из боя. На двенадцатые кольцо окружения сомкнулась. Но в самый критический момент, когда иссякли и силы и боеприпасы, грянул полковой оркестр. Военные марши следовали один за другим. Японцы дрогнули. Русское "Ура!" прозвучало в финале. За этот бой семь оркестрантов были награждены солдатским Георгиевским крестом, а капельмейстер - офицерским боевым орденом Станислава 3-й степени с мечами. Вскоре имя этого капельмейстера, Ильи Алексеевича Шатрова, узнала вся Россия. В 1906 году вышло первое издание его вальса "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", выдержавшего более ста переизданий. Граммофонные пластинки с музыкой вальса расходились баснословными тиражами. А вскоре появились и слова на музыку вальса. Наибольшую известность приобрел стихотворный текст Степана Скитальца, автора песни "Колокольчики-бубенчики звенят..." на музыку Я. Пригожего. В советские времена вальс Шатрова, как и "Варяг", продолжал оставаться в числе наиболее популярных, но на новые слова, более соответствовавшие, как считалось тогда, "духу времени": "Мы пойдем навстречу новой жизни, / Сбросим бремя рабских оков" и т. д. В 20 - 30-е годы не только "На сопках Маньчжурии", но и другие старые песни зазвучали на новый лад. Ныне, в XXI веке, они тоже стали достоянием истории.


Скиталец (Степан Гаврилович Петров) (1869-1941)

ВАРИАНТЫ (5)

1. На сопках Маньчжурии

Вариант, исполнявшийся И. С. Козловским

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.

Белеют кресты - это герои спят.
Прошлого тени кружатся вновь,
О жертвах боев твердят.

Тихо вокруг, ветер туман унес,
Hа сопках Маньчжурии воины спят
И русских не слышно слез.
Плачет, плачет мать родная,
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня!..

Пусть гаолян вам навевает сны,
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны,
Вы пали за Русь, погибли вы за отчизну.
Поверьте, мы за вас отомстим
И справим мы славную тризну!

Старинный русский романс. 111 шедевров. Для голоса и фортепиано. В четырех выпусках. Вып. IV. Издательство "Композитор. Санкт-Петербург", 2002. - всего в сборнике дано два варианта текста (выше приведенный и текст Машистова)

2. На сопках Маньчжурии


Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.
Тихо вокруг, ветер туман унес.
На сопках Маньчжурии воины спят
И русских не слышно слез.
Пусть гаолян нам навевает сны.
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны…

Отрывок, процитированный в песне Александра Галича "На сопках Маньчжурии" (памяти М. М. Зощенко), <1969>

3. На сопках Маньчжурии

Спит гаолян, сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.
Тихо вокруг, ветер туман унес.
Hа сопках маньчжурских воины спят,
И русских не слышно слез.
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны.

Hет, то не залп с дальних полей долетел,
Это гром вдали прогремел,
И вновь тишина кругом.
Все замерло в этой тиши ночной,
Спите, воины, спите, герои
Тихим покойным сном.
Пусть гаолян навеет вам сладкий сон,
Отчий далекий дом.

Спите, бойцы, слава навеки вам.
Hашу отчизну, край наш родимый
Hе покорить врагам.
Утром в поход, бой нас кровавый ждет,
Спите, герои, вы не погибли,
Если Россия живет.
Пусть гаолян навеет вам сладкие сны.
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны.

Неизвестный источник, без подписи

Ночь подошла,
Сумрак на землю лег,
Тонут во мгле пустынные сопки,
Тучей закрыт восток.

Здесь, под землей,
Наши герои спят,
Песню над ними ветер поет,
И звезды с небес глядят.

То не залп с полей долетел, -
Это гром вдали прогремел,
И опять кругом всё так спокойно
Всё молчит в тиши ночной. *

Спите, бойцы,
Спите спокойным сном,
Пусть вам приснятся нивы родные,
Отчий далекий дом.

Пусть погибли вы
В боях с врагами,
Подвиг ваш
К борьбе нас зовет,
Кровью народной
Омытое знамя
Мы понесем вперед.

Мы пойдем навстречу
Новой жизни,
Сбросим бремя
Рабских оков.
И не забудут народ и Отчизна
Доблесть своих сынов.

Спите, бойцы,
Слава навеки вам!
Нашу Отчизну,
Край наш родимый
Не покорить врагам!

Ночь, тишина,
Лишь гаолян шумит.
Спите, герои,
Память о вас
Родина-мать хранит!

*Данный куплет повторяется дважды

Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. - Смоленск: Русич, 2004




Старинный русский романс. 111 шедевров. Для голоса и фортепиано. В четырех выпусках. Вып. IV. Издательство "Композитор. Санкт-Петербург", 2002.

5. На сопках Маньчжурии

Обработка А. Хвостенко, конец 20 века

Страшно вокруг,
Лишь ветер на сопках рыдает,
Могилы солдат освещает...

Белеют кресты
Далеких героев прекрасных.

Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы

И льются горючие слезы…

Героев тела
Давно уж в могилах истлели,

И вечную память не спели.

Так спите ж, сыны,
Вы погибли за Русь, за отчизну,
Но верьте, еще мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну!

Расшифровка фонограммы А. Хвостенко, аудиокассета "Митьковские песни. Приложение к альбому", студия "Союз" и студия "Добролет", 1996

Возможно, это не обработка Хвостенко, а один из подлинных текстов, так как этот же вариант в сб. Антология военной песни / Сост. и автор предисл. В. Калугин. М.: Эксмо, 2006 - дан как авторский вариант Скитальца:

На сопках Маньчжурии

Музыка Ильи Шатрова
Слова Скитальца

Спит гаолян,
Сопки покрыты мглой...
На сопках Маньчжурии воины спят,
И русских не слышно слез...

Страшно вокруг,
Лишь ветер на сопках рыдает.
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.

Белеют кресты
Далеких героев прекрасных.
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.

Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы,
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючие слезы.

Героев тела
Давно уж в могилах истлели.
А мы им последний не отдали долг
И вечную память не спели.

Так спите ж, сыны,
Вы погибли за Русь, за Отчизну.
Но верьте, еще мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну.

Плачет, плачет мать родная,
Плачет молодая жена,
Плачет вся Русь, как один человек.

"По объявлении мобилизации 1 июня 1904 г. Мокшанский полк развернулся в полевые пехотные полки - 214-й Мокшанский (54-й дивизии) и 282-й Черноярский (71-й дивизии).
В 214-м Мокшанском полку числилось: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 404 унтер-офицера, 3548 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант.

За войну с Японией 1904-1905 гг. мокшанцы потеряли: убитыми - 7 офицеров и 216 нижних чинов, ранеными - 16 офицеров и 785 нижних чинов, пропали без вести - 1 офицер и 235 нижних чинов (полагали убитыми, но не опознанными).
Одно из кровопролитных сражений состоялось под Мукденом и Ляояном. Мокшанцы одиннадцать суток не выходили из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили полк. Силы оборонявшихся были на исходе, заканчивались боеприпасы. В этот критический момент в тылу у русских заиграл полковой оркестр, которым дирижировал капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Сменяли друг друга марши. Музыка придавала солдатам силы, и кольцо окружения было прорвано.

За этот бой семь оркестрантов были удостоены Георгиевского креста, а сам капельмейстер - ордена Станислава 3-й ст. с мечами.

К 18 сентября 1906 г. полк переведен в Самару, где капельмейстер Мокшанского полка И.А.Шатров издал ставший всемирно известным вальс "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии".
Популярность его была необычайно высока. Только за первые три года после написания вальс переиздавался 82 раза.

Граммофонные пластинки с написанной Шатровым музыкой выпускались огромными тиражами. За границей этот вальс даже назвали "национальным русским вальсом". Только в дореволюционные годы на популярную мелодию было написано несколько вариантов текста. Наибольшее распространение получили слова, написанные Степаном Скитальцем:

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.

Белеют кресты - это герои спят.
Прошлого тени кружат давно,
О жертвах боев твердят.

Тихо вокруг, ветер туман унес,
На сопках Маньчжурии воины спят
И русских не слышно слез.

Плачет, плачет мать родная,
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,

Злой рок и судьбу кляня!...
Пусть гаолян вам напевает сны,
Спите герои русской земли,

Отчизны родной сыны.
Вы пали за Русь, погибли вы за Отчизну,
Поверьте, мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну."

Создатель знаменитого вальса и после революции не расстался с армией, он возглавлял военные оркестры, участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В последние годы жизни Шатров преподавал музыку в Тамбовском суворовском училище. Кроме легендарного вальса им были написаны еще три: «Дачные грезы», «Осень настала» и «Голубая ночь в Порт-Артуре». За несколько дней до смерти ему было присвоено воинское звание «майор». Умер Илья Алексеевич Шатров 2 мая 1952 года. Лучшим памятником ему стал вальс, который сегодня звучит не только в исполнении скромных духовых оркестров, но и на самых престижных мировых сценах в исполнении народного артиста России, всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского и заслуженного артиста России Олега Погудина.

Очередную годовщину отметил вальс «На сопках Маньчжурии» - известное произведение посвящено русским воинам, павшим в войне с Японией. Начало его написанию было положено на Дальнем Востоке.

Еще совсем недавно – лет 20 назад - эту мелодию можно было услышать везде: в скверах и садах, в парках и на набережной. В общем везде, где играли духовые оркестры. Сегодня, увы, духовые оркестры в диковинку, на а эту мелодию помнят все, от мала до велика.

«Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» - так правильно называется это произведение. В 1905 году во время Русско-японской войны полк попал в окружение под Мукденом. Когда заканчивались патроны и бойцы начали терять последние надежды, командир отдал команду: знамя и оркестр на бруствер. Воспрянув духом, собрав в кулак последние силы под звуки марша, воины поднялись в штыковую атаку и смогли прорваться через окружение. Из 4000 осталось в живых 700 человек, а из оркестра - семеро музыкантов. Капельмейстер полка Илья Шатров был награжден офицерским орденом Святого Георгия, что большая редкость для музыканта, а оркестр удостоен почетных серебряных труб.

Андрей Попов, начальник оркестра ТОФ, майор: «Произведение очень сильно повлияло на развитие отечественной культуры. Оно пронизано на сквозь теми событиями, которые происходили в Маньчжурии. Осталось оно, наверняка, в сердцах у всех слушателей и музыкантов и дирижеров и обыденных слушателей, потому что оно писалось от сердца».

После окончания войны Мокшанский полк еще год оставался в Маньчжурии. В один прекрасный момент Илья Шатров, по приказу командира, попал на гауптвахту. Именно здесь он начал сочинять вальс в память о своих товарищах, павших в бою. В мае 1906 года полк вернулся к месту постоянной дислокации в Златоуст. Именно здесь композитор создал первую версию вальса. И здесь же Илья Шатров познакомился с педагогом и композитором Оскаром Кнаубом. Он помог капельмейстеру закончить работу над произведением и издать ноты. Уже летом 1907 года они появились на прилавке магазина Кнауба.

Первый раз вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» духовой оркестр исполнил в Струковском парке в Самаре 24 апреля 1908 года. Поначалу публика довольно прохладно встретила эту мелодию. У критиков также нашлось немало замечаний к новому вальсу.

Андрей Попов, начальник оркестра ТОФ, майор: «Во-первых, это было новаторство со стороны Шатрова - в Струковском парке сыграть именно вальс. Потому что люди привыкли к исполнению духовыми оркестрами бравурных произведений с участием знаменитого, на то время популярного, турецкого барабана, медных тарелок. А тут вдруг люди услышали вальс. Это что-то было новое. Поэтому вальс воспринял вначале такую критику, но вскоре эта музыка стала популярна и стала развиваться. Наряду с этим вальсом было много написано патриотических песен именно про те времена, про те события на Дальнем Востоке. И я думаю, многие композиторы, взяв пример с того произведения, начали больше писать именно о подвигах русского народа. И это стало сильно отражаться в искусстве».

Популярность вальса росла не по дням, а по часам. Только за первые три года он переиздавался 82 раза. Тиражи пластинок превосходили все остальные модные шлягеры. Его играли везде - на площадках, в ресторанах, музыка вальса лилась практически из каждого окна. Вскоре самарский поэт и писатель Степан Петров написал первую версию стихов к вальсу. Именно она легла в основу последующих вариантов.

В годы Первой Мировой войны все военные оркестры во время затишья на передовой исполняли этот вальс. Не утратил он популярности и в советское время. На всех танцплощадках, в клубах, на праздниках, «На сопках Маньчжурии» и «Амурские волны» играли в первую очередь. В 1945 году вальс исполнялся по радио, на концертах и в торжественные минуты, в связи с победами Красной Армии в сражениях с Японией.

Татьяна Селицская, концентмейстер оркестра ТОФ: «Это как раз и есть тайна таланта композитора. Он вложил в музыку свою душу, свои эмоции. До такой степени вложил, что стало понятно всем и переходит через музыку. Музыка вообще - это же волшебство».

К этому вальсу в разные годы было написано несколько вариантов текстов. За него брались такие мэтры российской и советской эстрады, как Козловский, Лещенко, Утесов, Зыкина, и исполняли на самых торжественных мероприятиях. Да и простые люди, особенно те, кто постарше помнят и с удовольствием поют этот вальс. Не раз и не два он использовался в художественных фильмах.

О популярности и ценности этого вальса говорит и то, что не раз и не два в разное время, в эпохи совершенно разных музыкальных стилей «Манжуриан бит» – так название звучит по английски, исполнялся различными коллективами. Оркестр Глена Миллера, Венчериз, Спотникс… Вот лишь малая честь зарубежных исполнителей.

Евгений Калестратов, музыкант оркестра ТОФ, мичман: «На мой взгляд, потому что написан для людей. И написан, видимо, очень хорошим человеком. А когда пишут не для кого-то, а именно для простых людей, музыка, она приобретает другие формы, какие-то духовные, много в этой музыке православного такого».

Год назад 24 апреля в Струковоском парке Самары отметили 105-летие первого исполнения вальса. В концерте принимали участие такие известные исполнители как Марк Коган и Георгий Цветков. Теперь в Самаре начат проект ежегодных фестивалей духовых оркестров, посвященных вальсу «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».

ИСТОРИЯ ВАЛЬСА "МОКШАНСКИЙ ПОЛК НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ".

19 января 1878 года в ходе реформы российской армии было сформировано 44 резервных пехотных батальона. В Пензе формируется 59-й резервный пехотный батальон (командир - полковник К. М. Акимфов) на базе кадра, отчисленного от Рязанского местного батальона. В 1891 году батальон получает наименование Мокшанского, по месту расквартирования одной из рот в городе Мокшан, расположенного на реке Мокша. В городе Мокшан - компактно проживало населения мокшанской национальности.

Нельзя утверждать, что Мокшанский батальон состоял только из мокшан, так как находился в Пензенской губернии, в 40 верстах от Пензы. В состав Мокшанского полка могли быть включены и эрзяне, проживающие рядом, и русские и граждане других национальностей. Но основной состав батальона все таки состоял из лиц мокшанской национальности. 26 декабря 1899 года батальон переименовывается в 214-й пехотный резервный Мокшанский батальон (командир - полковник Николай Гаврилович Пироцкий). Мокшанцы имели свои традиции, знамя, хор музыки (оркестр). Ежегодно 21 мая они отмечали праздник части.

В начале XX века обострилась обстановка на Дальнем Востоке. Впереди была русско-японская война. 24 ноября 1901 года Мокшанский батальон навсегда покинул Финогеевские казармы в Пензе и передислоцировался в Златоуст. 1 февраля 1902 года командовавший 54-й резервной бригадой полковник Семененко сообщил командиру 214-го Мокшанского батальона Побыванцу о предполагаемом переформировании батальона в двух батальонный полк.

Весной 1903 года к шести ротам добавили еще две, с тем чтобы батальон можно было обратить в полк двух батальонного состава, и сформировали отдельное подразделение Мокшанского батальона в Екатеринбурге (5-8-я роты) под командованием подполковника Алексея Петровича Семенова.

Началась русско-японская война. 27 мая 1904 года было объявлено военное положение и «приведение в усиленный состав» резервных частей в Казанском, Московском и Киевском военных округах. 8 июня Мокшанский резервный батальон развернулся в два полевых пехотных полка: 214-й Мокшанский в Златоусте и 282-й Черноярский в Екатеринбурге (из отдельного подразделения 214-го батальона). В Мокшанском полку числились: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 391 унтер-офицер, 3463 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыканта с капельмейстером полка И. А. Шатровым.
30 июня для торжественных проводов воинов на фронт в Златоуст прибыл государь император. Многие мокшанцы получили памятные подарки. Полковнику Побыванцу была вручена прекрасная боевая шашка. Полк шестью эшелонами выступил из города и 31 июля прибыл в Мукден, а 14 августа занял позиции на левом фланге русской армии под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во все время ляоянских боев.

26 сентября мокшанцы участвовали в наступлении на Бенсиху, но особенно они отличились в боях под Мукденом, где более 10 дней, упорно обороняясь и яростно контратакуя, полк удерживал позиции у железной дороги, не давая японцам окружить русскую армию. Тяжело контуженый полковник оставался в строю и в наиболее трудные минуты командовал:
«Знамя вперед! Оркестр вперед!».
Под звуки оркестра с громовым «Ура!» мокшанцы бросались за 56-летним командиром в штыковую атаку и отбивали атаки врага. 27 февраля 1905 года под Мукденом полк прикрывал отход артиллерии и последних обозов 22-й дивизии, затем сам оставил старые позиции. Кончилась война, мокшанцев осталось ЕДВА 700 ЧЕЛОВЕК.
К сожалению, не только был контужен, но и был тяжело ранен в ногу командир Мокшанского полка Побыванец, который требовал собрать с поля боя всех раненных, и только после сбора всех раненых командира вынесли с поля боя. Побыванца отправили на лечение, но по дороге на Родину боевой командир скончался.

Вновь к ним присоединили черноярцев. В январе 1906 года отправили на родину первых запасных. Мокшанский полк вернулся в Златоуст 8 мая 1906 года. За героизм в боях воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным - для офицеров, на головные уборы - для нижних чинов с надписью «За отличие в русско-японской войне 1904-1905 гг.»

21 мая, в день традиционного полкового праздника мокшанцев, златоустовцы с интересом наблюдали яркую картину парада прославленного полка, шедшего под пробитыми пулями и осколками знаменами Мокшанского и Черноярского полков.
Высоко оценено было мастерство полкового оркестра. Оркестранты всегда вместе с воинами шли на врага, своим мастерством и мужеством вдохновляли солдат. Даже когда оркестру не разрешалось участвовать в боях, они нередко добровольно бросались в самое пекло сражения, оказывали помощь раненым, вынося их из-под огня. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, капельмейстер полка Илья Шатров - офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен почётных серебряных труб.

Но громкую славу Мокшанскому полку принесли не боевые подвиги, а сочиненный в 1906 году капельмейстером полка И. А. Шатровым вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» - русский вальс начала XX века, посвящённый погибшим в русско-японской войне воинам 214-го резервного Мокшанского пехотного полка. Который за очень короткий период стал одним из самых исполняемых и популярных произведений искусства, в смысле памяти героизма воинов Мокшан.Однако, название вальса сократили и он стал называться вальсом "На сопках Маньчжурии".

Вальс известен не только в России,но и далеко за ее пределами.Практически вся Европа,все скандинавские страны, США, Япония,Израиль до сих пор помнят о мужестве воинов Мокшан.
В феврале сего года исполняется 112 лет сражению на сопках Маньчжурии между Мукденом и Ляоляном в Русско-Японской войне 1905 года.

Мокшанский 214 пехотный полк первоначально сформирован в 1878 году на базе Рязанского местного батальона. В 1891 г. получил наименование Мокшанского (214-го) резервного пехотного батальона по уездному городу Мокшанску Пензенской губернии. В декабре 1901 году из Пензы переведен в Златоуст. В мае 1904 г. развернут в 214-й Мокшанский пехотный полк. С 14 августа 1904 г. полк участвовал в русско-японской войне в составе 5-го Сибирского корпуса (бои под Ляоляном, наступление на Бенсиху).

В 214-м Мокшанском полку числилось: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 404 унтер-офицера, 3548 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант.

Одно из кровопролитных сражений состоялось под Мукденом и Ляояном. Бой за Мукден продолжался более 10 дней, и полк непрерывно был в боях. 25 февраля 1905 года полк вошел в состав арьергарда, прикрывавшего отступление наших войск из города. 27-го, уже при отходе, осколком шимозы был смертельно ранен в бедро командир 214-го полка полковник П. П. Побыванец (14.01.1848 - 1.03.1905), героизм которого еще в русско-турецкую войну был отме­чен боевыми орденами и золотым оружием.

Мокшанцы одиннадцать суток не выходили из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили полк. Силы оборонявшихся были на исходе, заканчивались боеприпасы.

В этот критический момент в тылу у русских заиграл полковой оркестр, которым дирижировал капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Сменяли друг друга марши. Музыка придавала солдатам силы, и кольцо окружения было прорвано.

За этот бой семь оркестрантов были удостоены Георгиевского креста, а сам капельмейстер - ордена Станислава 3-й ст. с мечами.

К 18 сентября 1906 г. полк переведен в Самару, где капельмейстер Мокшанского полка И.А.Шатров издал ставший всемирно известным вальс "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии".

Из-за широкого распространения некоторые куплеты видоизменялись при устной передаче, так что можно встретить несколько другие его варианты. В данном ролике Юлия Запольская исполняет Довоенный вариант вальса.

Популярность вальса была необычайно высока. Только за первые три года после написания вальс переиздавался 82 раза. Граммофонные пластинки с написанной Шатровым музыкой выпускались огромными тиражами. За границей этот вальс даже назвали "национальным русским вальсом". Только в дореволюционные годы на популярную мелодию было написано несколько вариантов текста. Наибольшее распространение получили слова, написанные Степаном Скитальцем.

НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ

(дореволюционный вариант)

Муз. И.Шатров, сл. Ст.Скиталец

Спит гаолян,

Сопки покрыты мглой...

На сопках Манчжурии воины спят,

И русских не слышно слез...

Страшно вокруг,

Лишь ветер на сопках рыдает

Порой из-за туч выплывает луна,

Могилы солдат освещает.

Белеют кресты

Далеких героев прекрасных.

И прошлого тени кружатся вокруг,

Твердят нам о жертвах напрасных.

Средь будничной тьмы,

Житейской обыденной прозы,

Забыть до сих пор мы не можем войны,

И льются горючие слезы.

Героев тела

Давно уж в могилах истлели,

А мы им последний не отдали долг

И вечную память не спели.

Так спите ж сыны,

Вы погибли за Русь, за Отчизну.

Но верьте еще мы за вас отомстим

И справим кровавую тризну.

Плачет, плачет мать родная

Плачет молодая жена,

Плачет вся Русь, как один человек

Злой рок и судьбу кляня...

На сопках Маньчжурии.



Загрузка...

Последние статьи

Реклама