emou.ru

Чем занимается русский народ. Русские – национальность, народ или этнос? Основные народные праздники

О событиях, связанных с начальным периодом Великой Отечественной войны. Особенно все то, что связано с катастрофой на Западном фронте, который был создан на базе Западного особого военного округа, катастрофа, ставшая одной из самых трагических страниц в истории начального периода войны. Когда буквально в течение первой недели, к 28 июня, врагом были захвачены Минск и Бобруйск. Западнее белорусской столицы попали в окружение 3-я и 10-я армии, а остатки 4-й армии отошли за Березину. Создалась угроза быстрого выхода подвижных соединений врага к Днепру и их прорыва к Смоленску.

События развивались стремительно, и уже 4 июля по дороге в Гомель, где к тому времени размещался штаб Западного фронта, был арестован командующий Западным фронтом генерал армии Д.Павлов. Процедуру ареста контролировал лично начальник Главного управления политической пропаганды РККА армейский комиссар 1 ранга Мехлис, по совместительству назначенный членом военного совета фронта. Ему же было поручено определить круг лиц из командного состава фронта, которые вместе с бывшим командующим должны были предстать перед судом. В результате, кроме Павлова, были арестованы начальник штаба фронта генерал-майор В.Е. Климовских, начальник связи генерал-майор А.Т. Григорьев, командующий 4-й армией генерал-майор А.А. Коробков и ряд других военачальников. Все они были отстранены от своих должностей, а затем преданы суду военной коллегии Верховного суда СССР и расстреляны.


До сих пор не ясна и противоречива характеристика военноначальника, которому Сталин доверил в то время один из важнейших военных округов страны? Округ, который являлся вторым по численности войск, а по важности стратегического направления, пожалуй, даже первым, кто такой генерал Павлов? Что мы знаем об этой личности, кроме того, что он не справился со своими обязанностями командующего, что потерял управление войсками. В результате РККА потерпела небывалое тяжелейшее поражение. Всего за 17 дней из 625 тыс. человек бойцов и командиров, Западный фронт потерял около 420 тысяч личного состава! В итоге Павлов попал под скорый суд и расстрел.

Кто он, Дмитрий Григорьевич Павлов? Изучая его биографию, видно, что в ней нет ничего особо выдающегося, обыкновенная биография, как и у всех военноначальников того времени. Родился в семье крестьянина, в Первую мировую войну добровольцем ушёл на фронт. В царской армии дослужился до старшего унтер-офицера. Был ранен в 1916 году и взят в плен, освобождён после окончания войны. С 1919 года в Красной Армии, в Гражданскую войну с 1918 по 1920 год был командиром взвода, эскадрона, помощником командира полка. Вступил в ВКП (б) в 1919 году. Такая же биография у Жукова, Конева, Рокоссовского.
Часть исследователей вменяют Павлову безграмотность и недостаток военного образования. Однако из биографии видно, что он окончил 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна, Военную академию им. М. В. Фрунзе и академические курсы при Военно-технической академии, так что для командира тех времен образование вполне достаточное. У Жукова, к примеру, не было даже академического образования, однако это не помешало ему руководить Генеральным штабом РККА.
Интересный факт из биографии Д.Павлова. С ноября 1937 по июнь 1940г. он возглавлял Автобронетанковое управление РККА, и за это очень короткое время Дмитрий Григорьевич показал себя довольно неплохим теоретиком применения танковых войск и танков на поле боя. Это он первым заявил о необходимости коренного пересмотра танкового вооружения, Павлов предложил, танки сопровождения пехоты, к которым в то время относился Т-26 оставить пехоте, а Т-28 и Т-35 вооружить 76-мм пушкой, кроме того, на смену этим двум танкам, он предложил разработать новый тяжелый танк прорыва. Основной танк Красной Армии Т-34 создавался также по заданию и требованию тогдашнего начальника АБТВ РККА комкора Д. Павлова.

Много споров вызывало и продолжает вызывать решение расформировать в РККА перед началом войны танковые корпуса, многие считали, что это чуть ли не предательство. Однако не все так однозначно, интересно то, что одним из инициаторов данного решения был Д.Павлов. Это по его предложению, взамен расформированных управлений 4-х танковых корпусов было создано 15 дивизий, которые превосходили расформированные корпуса и по количеству танков, и по боевой мощи, и по способности вести боевые действия. Принцип использования танковых бригад и моторизованных дивизий по Павлову предполагал, что их можно было включать в состав стрелковых корпусов, общевойсковых армий и фронтов, а также держать в резерве Главного командования. Что самое интересное, эти и многие другие предложения Д. Павлова были в дальнейшем реализованы не только в РККА, но и нашим основным противником - германским вермахтом. Немцы при нападении на Советский Союз по плану «Барбаросса» все свои танковые дивизии, в среднем имевшие по 150 танков, свели в 4 группы (аналог ЭРП-эшелон развития прорыва по Павлову), по этому принципу использовали танковые войска и в германской танковой армии "Африка" под командованием известного генерал-фельдмаршала Э. Роммеля.

Как видно из этих примеров, Сталин, назначая Д.Павлова на должность командующего одним из основных военных округов страны, по всей видимости, учитывал, что тот представлял из себя достаточно грамотного военноначальника, мыслящего стратегически. А вот что касается наличия боевого опыта и особенно опыта руководства крупными объединениями, то, здесь, судя по всему было действительно наиболее уязвимое место в личной подготовленности Д.Павлова как командующего. Но вот явилось ли оно решающим, в той дальнейшей трагедии Павлова как генерала армии, командующего Западным особым округом, вопрос не раскрыт до сих пор. Мало у кого из тогдашних советских генералов был такой опыт, очень мало, на ум приходит только разве что фамилия Шапошникова, и то, что он чистый генштабист, а не командир.

Далее из биографии Д.Павлова известно, что в начале 20-х годов он проходил службу и участвовал в боевых действиях в Туркестане против, басмаческих бандформирований в должностях помощника командира полка, начальника истребительного отряда и командира кавалерийского полка, а с 1928 года Д.Павлов командир кавалерийского и механизированного полков, командир и комиссар механизированной бригады, в этой должности в 1929 году принимал участие в вооруженном конфликте против китайцев на КВЖД. В 1936-1937 во время Гражданской войны в Испании добровольцем сражался на стороне республиканского правительства, был командиром танковой бригады. Из этих фактов видно, что реально Д.Павлов был храбрым человеком, прошел множество, как теперь говорят, «горячих точек» но при этом имел опыт командования только полком-бригадой и не более того. Данный вывод в частности подтверждается служебной запиской генерал-полковника Л.Сандалова, поданной им начальнику военно-научного управления Генерального штаба ВС СССР от 1 сентября 1956 года, в которой, в частности, говорится:

«Генерал армии Павлов, не имея опыта в командовании войсковыми соединениями (исключая командование в течение непродолжительного срока танковой бригадой), после участия в войне в Испании был назначен начальником АБТУ Красной Армии, а за год до войны - командующим войсками ЗОВО. Не имея ни опыта в управлении войсками, ни достаточного военного образования и широкого оперативного кругозора, генерал армии Павлов растерялся в сложной обстановке начального периода войны и выпустил из рук управление войсками.»

А где в то время Сталину было найти командующих с генштабовским образованием, опытом командования армиями и фронтами, так что Д.Павлов был военноначальником своего времени и не он один виновен в том, что враг выбрал направление своего главного удара именно на направлении расположения Западного особого округа, которым командовал в то время именно он.

По мнению некоторых современных исследователей, якобы основная вина Павлова заключалась, прежде всего, в том, что он не выполнил Директиву НКО и ГШ от 12-13 июня 1941 года, предписывающую командованию ЗапОВО, предписывающую для повышения боевой готовности начать выдвижение частей округа на рубежи обороны согласно планов прикрытия отработанных на основании майской Директивы НКО и ГШ. Однако факты говорят о том, что в середине июня 1941 Д.Павлов направил Сталину и в Наркомат обороны две шифровки с просьбой о выводе войск на полевые позиции и даже пытался добиться разрешения на частичное отмобилизование частей округа, также просил усилить округ частями связи и танками.
Также, по мнению этих исследователей, Павлов после получения Директивы от 12-13 июня не отдал своевременно команду на вывод трех дивизий из района Бреста, находящихся там для строительства укреплений. В результате эти три дивизии - одна танковая и две стрелковые, предназначенные для прикрытия Брестского направления, были уничтожены в течение первых дней войны, что стало основной причиной разгрома войск всего Западного фронта и тем самым было открыто противнику важное стратегическое направление на Минск - Смоленск - Москву.

В связи с этим сразу возникают следующие вопросы. Где тогда был Генеральный штаб РККА, который отвечал за стратегическое развертывание войск, в руках которого была вся развединформация? Почему командующему округом не дали своевременно указание на отвод войск из района Бреста? Где был Наркомат обороны? И этих вопросов, где и почему множество, четких, конкретных ответов на них нет.

Есть и такие исследователи, которые утверждают, опираясь на перечень определенных фактов, даже о предательстве некоторой части генералитета и командиров иного уровня накануне войны и особенно в ее первые дни. Так, например, ими приводятся факты якобы злоумышленного отвода воинских частей от границы прямо в первые же минуты войны, в результате чего и без того малочисленные и слабо вооруженные подразделения пограничников оставались один на один с во сто крат превосходившим их врагом. В результате, ни одна из 435 пограничных застав на западных границах, в отличие от войск РККА, без приказа так и не отошла, многие пограничники погибли в бою, до конца выполняя свой воинский долг.

Интересно и то, что Павлова судили не по знаменитой 58-й статье УК. В процессе закрытого судебного заседания Военной коллегии Верховного суда СССР 22 июля 1941 г. были переквалифицированы статьи Уголовного кодекса, по которым обвинялось командование ЗАПОВО. Их арестовали по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 63-2 и 76 УК Белорусской ССР (аналог знаменитой ст. 58 в УК РСФСР). Однако суровый приговор был вынесен на основании ст.ст. 193-17/б и 193-20/б УК РСФСР. Формулировка обвинения в приговоре была такова: «за проявленную трусость, бездействие власти, нераспорядительность, допущение развала управления войсками, сдачу противнику без боя, самовольное оставление боевых позиций частями Красной Армии и создание противнику возможности для прорыва фронта Красной Армии».

«Создание противнику возможности для прорыва фронта Красной Армии» вменялось только самому Павлову как командующему Западным фронтом.

Сталин, дав указание о переквалификации преступления командования Западного фронта на другие статьи УК, тем самым, дал понять генералитету, что устраивать глобальные силовые разборки с ним, тем более наподобие 1937 г., он не намерен, но при необходимости спокойно может обойтись и без знаменитой 58-й статьи.

31 июля 1957 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла определение, которым приговор от 22 июля 1941 года был отменён по вновь открывшимся обстоятельствам и дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Дмитрий Павлов был посмертно восстановлен в воинском звании.

Вопрос, кто несет главную ответственность за поражения июня 1941 года, так до сих пор и остается открытым.

Сколько же русских живет на Земле?
Нет - не россиян, не русскоговорящих, - а именно русских?
Представителей того самого народа, который и есть суть Великой Руси.

Народа, сплотившего вокруг себя великой державностью европейцев и азиатов, кавказцев и фино-угров, сообща победившего Третью германскую империю, открывшего секреты мирного использования атомной энергии и совершившего первые полеты в космос.

Народа, вольного менять своих правителей, вечно бунтующего, несогласного, но так любящего свою Родину.
Сколько еще русских осталось в России после десятилетий поругания бело-сине-красным демоном, алчным до наживы?

Русские - это этническая общность людей, представленная русской нацией. Издревле русские имели свое национальное государство - Русь. Которое позднее на византийский лад стали называть Россия. Большинство русских по вероисповеданию - православные христиане.

Этнически русские принадлежат к индоевропейцам, а именно к восточным славянам. Ближайшими для русских народами являются белорусы и украинцы, но не только - по языку и культуре также близки словенцы и сербы. Русская нация не такая уж древняя. Самоназвание «русский» появилось лишь в 14 веке и означало «государев человек». Конечно, и до этого была Русь, но в ней жили новгородцы, суздальцы, черниговцы, полоняне и прочие славяне. Ни названия народа, ни единой русской нации не было. Если раньше инородцы и говорили «рус», то подразумевалось, что этот человек принадлежит русской княжеской дружине или войску, военной или торговой русской экспедиции. Население же древней Руси себя обобщенно называло «славяне» или конкретно «киевляне», «новгородцы», «смоляне» и т. д.

Русский - это покоритель пространств, вечно ищущий, рвущийся на природу, на волю. Только у русских «природа» и «воля» синонимы. «На волю! На простор! К новой, счастливой жизни!» Русскому нужны перемены. Отсутствие перемен для русского явный признак застоя. Кстати свобода и воля для русского тоже синонимы. Как таковая свобода русскому не нужна. И дело не в пресловутом тоталитарном сознании. Тоталитарное сознание - это всего лишь идеологема. Для русского этого сознания вообще не существует. А главное, чтобы просторно было душе и вольно. Без заборов, без ограничений - вот и вся свобода.

Русский человек не любит и боится государства. Для русского государство скорее зло, чем добро. Русский не кооперируется с государством. Попав во властные структуры русский делает либо все на зло, либо во свое спасение. Русский служит не государству, а служит своему народу или высшему начальству. Потеряв руководство русский готов к слому госаппарата, ибо он не представляет для него ценности.

Защиты русский ищет у Бога. Бог для русского это вовсе не любовь как завещали греки, а высшая справедливость. И хотя такое понимание Бога свойственно мусульманам, русские - православные. Общение с богом у русского происходит как с отцом. У него и прощения просим и помощи. Отец строг, но есть добрая мать - Богородица. Ей и особое почитание, и сердечная любовь.

Русский - коллективист поневоле. Он и не хочет таким быть, а вынужден. Оставшись один, вообразив себя индивидуумом, центром вселенной, он все равно говорит с собой как с народом. В коллективе русский ищет для себя оправдание. От коллектива он ждет своей доли, а не получив ее идет в разнос. Обездоленность и одиночество - синонимы краха русской души. Русский всегда ждет, что человек-народ или коллектив поймет и поддержит его, пусть не сейчас, но в будущем.

Труд для русского человека должен быть в радость. Иначе работа не спорится. Да и не работа это, а насилие. Если труд не приносит русскому эмоциональной радости, то выдающихся результатов не будет. Русский любит лихачество в труде. Для него труд почти как ратный подвиг. Оптимальная организация труда для русского - игра, лихая затея. Русский может долго упираться во что-то, но трудолюбив лишь когда увлечен идеей и в душе есть предожидание радости от результата. Сам результат не так уж и радует. Русский живет идеями, воплощенными в труде, а не продуктом труда.

Русский не сильно привязан к семье. Только собственные невзгоды или невзгоды близких заставляют его остаться в отчем доме. Каждый из русских видит свой путь и не ассоциирует его с семьей. Семейные и социальные ценности для русского всегда проигрывают перед ценностям группы, созданной под определенную цель. Например, быть мастером, соратником, первооткрывателем, в конце концов за грибами с подружками сходить, т. е. иметь свою долю в общем деле - всегда более интересно, чем быть главой семьи.

Конечно, это не полное описание топоса русского человека и русского общества, и вы можете добавить к нему что-то еще, но для самоиндефикации лично я предложил бы всего три вопроса:

Русский язык является вашим родным языком?
Вы причисляете себя к русскому народу?
Считаете ли вы историю России историей своего народа?

Если вы уверенно ответила «да» на все три вопроса - вы русский человек, пусть даже и арап.

Русский язык, конечно, является определяющим фактором национальной самоиндификации. При помощи русского языка осуществляется духовное общение и культурный обмен. Без овладения русским языком не возможна ассимиляция, как высший акт единения с русским народом. Однако одного русского языка недостаточно. Необходима еще и культура речи. Овладев русским языком (в основном достигается к 3 годам жизни) и культурой речи (в культурной среде достигается к 9 годам жизни), соприкоснувшись с русской духовной культурой, признав в своих предках русских людей, мы становимся русскими. Крещенными или нет, с русыми волосами или с темными, с кавказской горбинкой на носу или с раскосыми глазами, а все же русскими. Чтобы причислить себя к русскому народу остается ответить еще на один вопрос: сопереживаем ли мы историю России? МЫ - живущие в Симферополе, Нью-Йорке или Караганде. Является ли история России историей моего народа? Если русская история человеку безразлична или его больше занимает история Крымского ханства, то пусть трижды он себя назовет русским человеком, но русским он не станет.

В этом смысле нам очень повезло с СССР. Огромная свободная страна была. Она даже не имела государственного языка. Все языки признавались равными, а русский использовался лишь для межнационального общения. Когда смотришь хроники выступлений народных депутатов удивительно, что они говорят на русском, белорусском, казахском, украинском языках, часто одеты так, как принято у их народа. Многие без европейского галстука-удавки. Но самое главное - теперь их связывает общая история, общее историческое самосознание. Русские, живущие в Казахстане продолжают оставаться русскими. Украинский город Севастополь продолжает оставаться русским. Вот оно величие русского народа. Всех «…сплотила на веки Великая Русь!».

Обращаться народы могут друг к другу на любом языке, но для общения чаще используется русский язык. Имеет ли это отношение к русскому народу? Думаю да, ведь с распадом СССР немалая часть русского народа осталась там, за пределами русского государства. А ведь за счет этого расселения, за счет межнациональных контактов достигался рост русского народа. Но, как мы увидим позже, и в самой России в то время русское население также росло, в том числе и в русской глубинке. А пока немного порассуждаем о судьбе русского языка и роли образования.

Русский язык был признан ООН международным языком. На нем говорила четвертая по численности населения страна в мире. И сейчас среди европейцев больше всего людей говорящих на русском языке. Но со временем эти позиции будут потеряны. Это связано и с угасанием русской культуры, и с дряхлением русского государства. Для характеристики русского народа крайне интересно посмотреть какие именно русские слова нашли всемирное признание, были заимствованы из русского языка для всеобщего употребления. За этими словами стоят однозначные достижения русского духа, настолько поразившие весь остальной мир и настолько самобытные, что либо слов у инородцев не нашлось, либо впечатление от русскости данного слова было потрясающим. Всемирно принятыми к употреблению русскими словами являются:

царь,
водка,
дача,
погром,
спутник,
степь,
перестройка.

Вот он вклад русского народа в мировую культуру.

Все как на ладони.

Итак, чтобы стать русским нужно овладеть русским языком. Овладение русским языком дается через образование. А народное образование, по моему мнению, является основной функцией современного государства. Военная мощь, религиозная культура - все это рухнет без народного образования, как рухнули империи монголов, как рухнула Византия. И крайне важно чему будут учить наших детей - набору греческих архаизмов и словоблудию восточных мудрецов, или национальной гордости и сопричастию с историей своей страны. Славянский мир в средние века был огромен. Славяне понимали друг друга. Разобщение, привнесенное инструментами власти - государством, религией, законом, привело к потере братства, к невежеству и безграмотности. Тому причиной было и татаро-монгольское иго, и гибель Святой Руси, поруганной иосифлянами и крепостниками-помещиками. Показателен в этом смысле и крах имперской религии в 1918 году.

Религиозный официоз рухнул, но вера осталась! Народ, не имеющий достойных проповедников, а лишь ходоков по царским палатам да провокаторов, послушно побрел в светлое будущее, распрощавшись как с жирными кровососами, так и с лоботрясами всех мастей. Государство - это всегда насилие. Религия - это всегда неправда. Закон - это всегда выборочно, селективно. Объективно остается народ, его культура, его вера, хозяйство и наследственность. Если государственное устройство положительно влияет на количество народонаселения, если религия положительно влияет на культуру народа, а закон на преумножение его богатства - все это есть благо народа. В современной России же все переменилось: религия все больше влияет на народонаселение, государство - на культуру, а закон, что дышло… Было так оно и в царской России. Было так и при Советах. Разве что закон был построже, а порядку было побольше.

Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.

С Дуная

Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.

Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Да, скифы мы!

Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Теория Гелленталя

Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов .
По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха - 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей.
Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.

Две прародины

Ещё одну интересную миграционную теорию предложил в конце XIX века русский языковед Алексей Шахматов. Его теория "двух прародин" также иногда называется прибалтийской. Ученый считал, что первоначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, которая стала автохтонной на территории Прибалтики. После её распада славяне обосновались на территории между нижним течением Немана и Западной Двины. Эта территория и стала так называемой "первой прародиной". Здесь, по мнению Шахматова, сложился праславянский язык, от которого взяли начало все славянские языки.

Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне. Здесь, в нижнем бассейне Вислы Шахматов определяет вторую прародину славян. Уже отсюда, по мнению ученого, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, южная - разделилась на две группы, одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр. Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.

Сами мы местные

Наконец, ещё одной теорией, отличной от миграционных, является автохтонная теория. По ней, славяне являлись коренным народом, населяющим восточную, центральную и даже часть южной Европы. Согласно теории славянского автохтонизма, славянские племена были коренным этносом огромной территории - от Урала до Атлантического океана. Эта теория имеет довольно древние корни и множество как сторонников, так и противников. Этой теории придерживался советский лингвист Николай Марр. Он считал, что славяне ниоткуда не приходили, а сформировались от родо-племенных общностей, проживавших на обширных территориях от Среднего течения Днепра до Лабы на Западе и от Прибалтики до Карпат на юге.
Придерживались автохтонной теории и польские ученые - Клечевский, Потоцкий и Сестренцевич. Они и вовсе вели родословную славян от вандалов, основывая свою гипотезу в том числе на схожести слов "венеды" и "вандалы". Из русских автохтонной теорией объясняли происхождение славян Рыбаков, Мавродин и Греков.

Кто такие русские?

Кто такие русские - характер и культура

Русский национальный характер очень неоднозначен, и оценить его непросто. Удивительным образом в русском человеке сочетаются положительные и отрицательные черты характера, а также совершенно противоположные друг другу.

Как формировался русский национальный характер и культура? Здесь можно выделить такие важные факторы, как:

  • географическое положение Руси;
  • русская природа;
  • бытовой уклад русского человека;
  • принятие христианства в византийском варианте;
  • мобилизационный тип развития государства.

Рассмотрим влияние каждого фактора более подробно.

Географическое положение

Русское государство обширно и занимает положение между европейскими и азиатскими государствами. Это привело к соединению элементов восточной и западной цивилизации в национальной культуре Руси. Эту бинарность русского характера описывает В.О.
Ключевский в "Краткой истории Руси". Он писал о том, что на формирование характера русских людей оказало существенное влияние географическое расположение страны между степью и лесом. Находясь в лесу, вблизи рек, люди стремились к сближению, объединению возле источника воды. Так в них воспитывался дух сплоченности, они учились ощущать себя как частичку общества. А что дала степь человеку? Она символизирует простор, свободу, одиночество, скитания. Нахождение на бескрайней равнине побуждает к размышлению, раздумью. Под влиянием степи в людях развились такие качества, как скромность, душевная мягкость, склонность к меланхолии, "уходу в себя", аскетизму, обособленной жизни. Такие, казалось бы, несовместимые качества успешно сочетает в себе русская культура.

Природа

Влиянием природы можно объяснить и тот факт, что русские люди начали именовать национальную принадлежность прилагательным. Это подразумевает то, что человек принадлежит не просто отдельному народу, а Руси, русской земле. То есть связь с землей, родными местами крайне важна для человека данной национальности - и всегда была важна.

Принятие христианства в византийском варианте повлекло за собой некоторую обособленность Руси от западных государств. У нее был собственный путь развития, что
касалось и культуры. Также церковь воспитывала в людях дух единения, сплачивала народ в трудные времена.

Мобилизационное развитие государства

Мобилизационное развитие государства - это использование людских ресурсов по максимуму для решения разных государственных задач. При этом наблюдается несоответствие объема задач внутренним ресурсам. Этим можно объяснить возникновение нелюбви русских людей к правительству и в то же время готовность терпеть его и при необходимости встать на защиту своего государства.

Все эти факторы определили характер русского человека. В нем сочетается несочетаемое - трудолюбие и ленность, открытость и нелюдимость, гостеприимство и склонность к обособлению, одиночеству. И русской культуре тоже свойственна такая двойственность.

Антропология

К антропологическим признакам относятся внешние и генетические показатели. Русские
в этом аспекте похожи на европейцев. Признаки, которые отличают их от европейцев:

  • Светлые оттенки кожи и волос преобладают, темных меньше.
  • Брови, борода растут с меньшей скоростью.
  • Надбровье менее выражено, как и наклон лба.
  • Переносье средневысокое, профиль лица умеренно широкий, в горизонтальном профиле - преобладает средний.

Для русского человека не характерен эпикантус - складка возле глаза, которая заметна у монголоидов.

Этническая история русского народа

Как возник русский народ? Он был сформирован из восточнославянских племен и стекшихся из Поднепровья народов-переселенцев. Вошли в русский народ и финно-
угорские племена. В 12 веке в результате слияния племен образовалась древнерусская народность. Однако впоследствии она распалась на три отдельных народа - русских, украинцев и белорусов.

На русский народ сильное влияние оказало Крещение Руси, организованное князем Владимиром в 988 г. Это событие стало причиной появления собственного календаря и церковных праздников русских, оригинальной письменности, отдельных видов национального искусства - иконопись или зодчество.

Ощутимое влияние на русский народ оказало нашествие монголо-татар. Русь приняла на себя бремя ига, что сильно отбросило ее - примерно на столетие назад - в развитии культуры и промышленности по сравнению с Европой.

Как хорошо быть русским

Прочитал тут наивный детский пост про причины любить русских, и задумался, а за что я люблю свой добрый народ? Даже молдаванин найдёт сто причин, по которым молдаване лучший народ на Земле, значит и у русских должны такие причины. За что мы, русские, любим нас, русских? (помимо очаровательной скромности, содержащейся в этом вопросе).

За потрясающую смесь гордости и самокопания . Русского можно обобрать до нитки, избить, измазать в грязи – и всё равно он будет смотреть на обидчиков с плохо скрываемой жалостью превосходства. Уверенность нашего народа в его величии и избранности никак не зависит от внешних обстоятельств, на все остальные народы мира, включая правящих американцев, русский смотрит свысока.

Это сознание держащих мир атлантов , сознание солнца, вокруг которого вращаются все остальные народы-планеты, вело как к нашим величайшим триумфам, так и к поражениям от самоупоения. Поражения, в свою очередь, приводили к самобичеванию, к покаянию, истовому, истинному, русскому – и всё также замешанному на чудовищной гордыне, на тайном осознании того, что да, мы конечно согрешили, но так глубоко и страшно, как грешили мы, никто больше в мире грешить не может. Даже валяясь в ногах, даже со слезами размазывая по лицу снег, русский будет уверен, что у него самые чистые в мире слёзы и самое искреннее валяение в ногах.

Гордая, непоколебимая самоувереннность в собственном превосходстве – это и наша величайшая слабость , потому что гордеца легко провести, и наша величайшая сила , потому что самые страшные поражения, неудачи, катастрофы не производят на русского ни малейшего впечатления. Там, где другой народ в ужасе драпает и мрёт от депрессии, невозмутимые русские только начинают входить во вкус. «Блицкриг? Кадровая армия уничтожена? Уже под Москвой разведчиков видели? Ну, дела... А это варенье такое вкусное, оно из чего? Малиновое? Хорошее варенье... шинель там мою достань».

За жгучее, яростное, не утихающее столетия желание дойти до предела и выйти за предел. Плакать – так, чтоб глаза выплакать. Сибирь осваивать – так, чтоб она аж на Аляске кончалась. Самолёты строить – так, чтоб аж до космоса. Тоталитаризмом заниматься – так, чтоб даже фашисты в ужасе глаза закрывали. Воевать – так, чтобы земля плавилась.

Русский не только долго запрягает и быстро едет, но несётся до тех пор, пока не прорвёт саму линию горизонта, во всём, от внутренней духовной жизни, до революционной активности до научно-технических изысканий. Только с психологией вечно рвущегося за предел можно было построить такую огромную страну, как наша, создать такую мрачную и величественную литературу, как наша, изумить мир немыслимыми ужасами и немыслимыми геройствами, как наши. Русский способен на проявления высших, редчайших чувств – и точно также он способен на проявления предельной, ужасающей низости. Иногда – одновременно. Вспышки предельного русского характера заставляют порой другие народы застыть в ужасе или благоговении.

За ловкую, хваткую, пиратскую переимчивость , растущую из осознания собственной уникальности и превосходства. Типично русская ситуация: взять английскую ядерную бомбу, взять немецкие ракеты, после чего вот уже 50 лет грозить миру «Нашим, русским ядерным оружием!», не чувствуя ни малейшего подвоха и ни малейшего смущения. Если русский находит удобной себе чужую вещь, идею, разработку, то он тут же начинает её использовать так, как будто только что сам придумал. Смущений, метаний, стыдливости у русского нет, русский ощущает себя мастером, у которого весь мир – мастерская, и который может брать на вооружение любой понравившийся инструмент и делать из него что-то своё.

Как слово «генеральша», в котором слышен иностранный корень, но суффикс которого роскошно-нагл своей бесстыдной русскостью. Понравился генерал, взяли генерала, сделали ему подругу генеральшу. Это по-русски! Из-за этого всевозможные народы, столкнувшись с русскими, тихо охреневают от того, как русские форматируют реальность под себя, используя окружающее пространство как инструментарий. «Хороший у вас город, Казань. Только мы его немножко сожжём и воооот сюда перенесём. Так красивее. Правда. И кончайте бегать и вопить, татары, для вас же, дураков, стараемся», – вот русский тип мышления.

За полное отсутствие культуры лицемерия . Есть лицемера – с холодно-непроницаемым лицом, с отточенными движениями, с лёгкой улыбкой, за которой может скрываться и предельная благожелательность, и предельная ненависть. Есть азиатский тип лицемера – душно-угодливого, истекающего похвалами, улыбающегося так, что рот чуть не рвётся – и при этом бранящего вас в три этажа, едва дверь закроется. А русского типа лицемера нет .

Дежурную американскую улыбку русский воспринимает, как , как оскорбление, как насмешку, как издевательство, как объявление войны. Искренность губит русских в мире тотального изысканного лицемерия, но и она же служит безошибочным опознавательным знаком, по которому можно моментально узнать своего в толпе чужих. И если у других народов искренность – знак высшего расположения к вам, то у русского искренность нулевой уровень, а расположение начинается с «душевности» , которая порой принимает немыслимые для иностранца формы. Уж если тебе, братец, русские решили показать задушевность – садись и пиши завещание, чисто на всякий случай.

Наиболее полное выражение национального характера.

За неспособность по-настоящему обижаться , вырастающую из всё того же абсолютно непробиваемого чувства исключительности. Русские очень часто проигрывают в национальных конфликтах, потому что не воспринимают их как конфликты, не видят в нападках и даже прямых нападениях других народов угрозы.

«Они ж кто-то, вроде собачек, чего на собачек обижаться?».

Сюжет мести для русской культуры нехарактерен, русский не понимает долгой, изматывающей, иссушающей англосаксонской интриги, и чуть ли не на следующий день лезет к обидчику обниматься, чем способен довести обидчика до инфаркта. Растущая из неспособности обидеться специфическая русская доброта , – то есть, нечувствительность к намёкам, окрикам, уколам, ударам и предсмертному ору несчастной жертвы, пытающейся избавиться от русского, – обеспечила нашему народу ту самую невиданную в истории колонизационную динамику. «Удавить в объятиях» – это типично русская ситуация, ставящая в тупик другие народы и племена с более тонкой и обидчивой душевной организацией.

За красоту . Русский фенотип – это изящное смешение северной нордической суровости, слишком скалистой, слишком острой, слишком квадратной в своём чистом скандинавском типаже, и очаровательной славянской мягкости, слишком размытой и слишком покорной у других славянских народов. Русским одинаково чужда и северная угловатая бетонность, и южная курортная желейность, они сочетают в себе эти два элемента самым совершенным и приятным для глаза образом.

О русской красоте сказано за прошедшие столетия достаточно слов, но мне в классических русских типажах больше всего нравится идущая от них спокойная сила, не истеричная южная суетливая говорливость, не комичная северная прямоугольная надменность, но мягкая, и вместе с тем страшная сила, сила народа , способного согнуть в бараний рог кого угодно, легко читаемая в спокойных русских взглядах.

За красоту и богатство языка , способного выразить тончайшие, едва уловимые оттенки чувств, и при этом поднимающегося в своём звучании то до нежных, бойких, игривых, почти итальянских переливов, то опускающегося до угрожающего шипения страшных первобытных шипящих. На итальянском хорошо говорить о любви – но как на итальянском проклинать врага? На немецком прекрасно проклинать врагов, но как на немецком признаваться в любви? На английском можно делать и то, и другое, но в обрезанной, уродливой, базовой, детской комплектации. И только русский даёт своему обладателю полную языковую палитру , все языковые краски. И тончайшие кисточки и пёрышки, чтобы этими красками прорисовывать тончайшие элементы.

За невероятную историческую судьбу . Что такое еврейская историческая судьба? «Обидели мышку, написали в норку». Что такое американская историческая судьба? «Поехал жлоб на ярмарку». Что такое немецкая историческая судьба? «Лавочник и мировое господство». Что такое русская историческая судьба? Эпос. Невероятные взлёты. Немыслимое падения. Полное ничтожество. И полное господство над миром на расстоянии вытянутой руки.

Когда я начал изучать драматургию, я не мог избавиться от ощущения, что русская история будто бы написана профессиональным драматургом, ловко угадывавшим, в какой момент зритель начинает скучать от сплошных побед-побед-побед, и где надо ему подставить ножку, а где, наоборот, поднять из грязи к величию. В силу привычки русский даже не видит, насколько это идеальный драматический контраст, насколько это совершенное сочетание: мрачные репрессии 37-го и потрясающая, невозможная сталинградская победа 43-го. Или Брусиловский прорыв 1916-го и полное уничтожение, вот буквальный развал государства уже к середине 1917-го. Русский, в силу привычки, даже не понимает всю упоительную, головокружащую красоту этих американских горок русской истории, от которых любой другой народ давно бы уже сошёл с ума.

Сейчас у нас мрачный период истории , но это временно, потому что русский по своей природе – жизнерадостный наглец, который не может долго грустить и переживать. Поплакали, покаялись, выпустили из себя все негативные эмоции – и пошли разминать кулаки, ну, чтоб было в чём каяться в следующий раз. Русская самоуверенность, ярость, переимчивость, пугающая задушевность и неспособность вовремя обидеться, показывают лишь одно – с перешедшим из депрессивной в активную фазу русским невозможно договориться, его невозможно остановить, оскорбить, отвадить, усовестить.

Только поднять руки и бежать прочь, потому что даже убить самый большой белый народ мира нельзя. Сейчас мой добрый народ в депрессии, но, как показали зимние митинги, драматургия русской истории берёт своё и нация начинает пробуждаться, переходить в активное, в наглое, в «Да я же тебя люблю, я же тебе добра хочу, не смей, сссука, отворачиваться!» состояние. После чего всем нерусским народам придётся включить режим «разбегайся кто куда, русские нам добра захотели» .

Являются ли русские величайшим народом на Земле? Да! Русская наглая настойчивость рано или поздно перемелет всё и всех, даже китайцев. Есть народы умнее, есть народы хитрее, есть народы организованнее, есть народы богаче, есть народы многочисленнее, но народа настойчивее русских нет. Русские, разогнавшись, ломали всё: армии, народы, страны, континенты, космическое пространство, и рано или поздно русские проломят мир. А кроме того, каждый настоящий русский знает, что мир принадлежит ему по праву – осталось просто этот мир забрать. И рано или поздно русский мир себе заберёт.



Загрузка...