emou.ru

Дмитрий дементьев актер биография. Звездный путь актера Андрея Дементьева, фильмография. Радиовещание и телевидение

Был редактором отдела поэзии издательства «Молодая Гвардия» , заместителем главного редактора (1972), а затем главным редактором журнала «Юность» (1981-1992). В октябре 1990 года подписал "Римское обращение".

В 1997 году был назначен на должность директора ближневосточного представительства РТР в Израиле . Отозван с этой должности в 2000 году после публикации в «Московском комсомольце» стихов, обличающих российских чиновников. В 2003-2006 годах был ведущим программы «Народ хочет знать» на канале ТВ-Центр , однако был уволен руководством канала без объяснения причин, скорее всего за публикацию книги острой публицистической поэзии «Новые стихи».

Ведёт авторскую программу «Виражи времени » на Радио России с июля 2001 года .

Издано более 50 книг стихов поэта, не считая многочисленных сборников избранных и лучших стихов разных лет.

Творчество

Дементьев - один из известнейших советских поэтов второй половины XX века. Диапазон его творчества - от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие в исполнении Евгения Мартынова .

В своем творчестве Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. По словам самого Дементьева,

Стихи Дементьева отличает обострённое чувство патриотизма , неприятия отрицательных черт современности, горькая ирония , лиричность, оптимизм , наслаждение элементарными радостями жизни, любовь к природе, в ранних стихах - комсомольский задор.

Дементьев пишет традиционные, легко доступные, отличающиеся музыкальностью стихи, о которых, хотя они и не упоминаются в историях русской литературы, пишутся доброжелательные рецензии. <…> Его стихотворения сконцентрированы на одном вопросе или одной проблеме, которая рассматривается с разных точек зрения в строках, часто выстроенных по принципу параллелизма (анафоры и другие формы повторов). Мотивы лирики Дементьева связаны с природой; он рассматривает также этические вопросы и отношения между людьми, причем главное для него в человеке - душевные качества.

Книги А. Д. Дементьева «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Избранное», «Я живу открыто», «У судьбы моей на краю» выдержали не менее 40 изданий, общий тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров .

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу «Народ хочет знать ». С марта 2001 года А. Д. Дементьев - политический обозреватель «Радио России », ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени », которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А. Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение».

Своеобразие и успех «Виражей времени » обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных. За три года в гостях у А. Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон , Илья Глазунов , Вера Васильева , Леонид Рошаль , Майя Плисецкая , Ризван Садырканов , министр культуры Александр Соколов , Николай Басков , Александр Градский , Андрей Вознесенский , Зураб Церетели , Михаил Горбачев , Игорь Крутой , Александр Шилов , Родион Щедрин , Евгений Евтушенко , Екатерина Шаврина , Юлиан , Оскар Фельцман , Николай Сличенко , депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев , Владимир Рыжков , Станислав Говорухин ,Владимир Жириновский , Светлана Горячева , председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин , (Валентина Толкунова) и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые стихи и еженедельные передачи на радио и телевидении - яркое тому свидетельство.

Общественно-политическая деятельность

Более 40 лет А. Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А. Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира , ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира. А. Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва , Московская область , Петербург , Тверь , Пенза , Псков , Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США , Франция , Германия , Сербия , Хорватия , Чехия , Израиль).

В октябре 1993 года подпись Дементьева появилась в письме сорока двух в поддержку силового разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. 30 сентября 2012 года в интервью на радио «Эхо Москвы» Дементьев отрицал своё подписание этого письма, а также его подписание Беллой Ахмадулиной и Булатом Окуджавой : «Я был на Северном Кавказе, в это время наши писатели, ну, невысокого класса писателей, которые руководили Союзом писателей, решили поддержать и начали собирать подписи под этим письмом. Позвонили мне домой, - не помню, кто у меня был дома в это время. Говорят - вот письмо, он его подпишет? - А кто его подписал? - Это в защиту демократии, - так сказали. Подписали Окуджава, Ахмадуллина. - Ну, если они подписали, Андрей подпишет. И они поставили мою подпись» .

Награды и премии

Государственные награды Российской Федерации и СССР

Награды субъектов Российской Федерации

  • Почётный гражданин города Твери

Общественные награды

  • Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира» () - за активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (Российский фонд мира) ()

Премии

  • премия Ленинского комсомола () - за стихи последних лет
  • Государственная премия СССР () - за книгу лирики «Азарт»
  • Всероссийская литературная премия имени М. Ю. Лермонтова () - за большой вклад в пропаганду творчества М. Ю. Лермонтова
  • Литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны» ()
  • Бунинская премия ()
  • Царскосельская художественная премия (18 октября ) - за долгое и преданное служение поэтической музе, яркую личность и открытую гражданственность в книгах последних лет
  • Премия «Золотой Дельвиг» () - «За выдающийся вклад в отечественную словесность и в связи с 85-летием со дня рождения»

Напишите отзыв о статье "Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)"

Примечания

Литература

  • Акимов В. Исследование и исследователь. - Вопросы литературы, 1984, № 4
  • Баруздин С. Стихи Андрея Дементьева. - Москва, 1959, № 3
  • Вышеславский Л. Позывные добра. - Дружба народов, 1984, № 12
  • Дементьев А. Избранное. М., 1988
  • Дементьев А. Аварийное время любви: Стихи. Статьи. Песни. М., 1996
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Карцев В. Андрей Дементьев: «Скоро - домой…» // Тверская Жизнь. - 2000. - 3 ноября.
  • Я ваш друг. Я все равно в читателе воскресну (рец. на Дементьев А. У судьбы своей на краю. М., 2000) // Тверская Жизнь. - 2001. - 8 сент.
  • Кузьмин В. Андрей Дементьев: Тверь - вся моя суть // Тверская Жизнь. - 2001. - 18 сент.
  • Прийма А. Плоть от плоти эпохи своей… - Знамя, 1984, № 3

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)

Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.
Генерал, который вел депо, с красным испуганным лицом, погоняя свою худую лошадь, скакал за каретой. Несколько офицеров сошлось вместе, солдаты окружили их. У всех были взволнованно напряженные лица.
– Qu"est ce qu"il a dit? Qu"est ce qu"il a dit?.. [Что он сказал? Что? Что?..] – слышал Пьер.
Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.

- (р. 1928) русский поэт. В сборнике лирических стихов Родное (1958), Наедине с совестью (1965), Рожденье дня (1978), Азарт (1983; Государственная премия СССР, 1985), Характер (1986) и поэмах внутренний мир современника. В 1981 92 главный редактор… … Большой Энциклопедический словарь

Дементьев, Андрей Дмитриевич - Поэт, руководитель корреспондентского пункта Российского телевидения и радио в Израиле с 1997 г.; родился 16 июля 1928 г. в г. Твери; окончил Литературный институт; работал в г. Калинине корреспондентом редакций газет и радио; 1981 1992 главный… … Большая биографическая энциклопедия

ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич - ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич, российский поэт песенник. Поэт. С 1981 главный редактор журнала «Юность». 1978 Приехали на конкурс повара. . . (см. ПРИЕХАЛИ НА КОНКУРС ПОВАРА. . .) 1985 Валентин и Валентина (см. ВАЛЕНТИН И ВАЛЕНТИНА) … Энциклопедия кино

Дементьев Андрей Дмитриевич - (р. 1928), русский поэт. В сборниках лирических стихов «Родное» (1958), «Наедине с совестью» (1965), «Рожденье дня» (1978), «Азарт» (1983; Государственная премия СССР, 1985), «Характер» (1986), «Снег в Иерусалиме» (1993) и поэмах лирика и… … Энциклопедический словарь

Дементьев Андрей Дмитриевич

ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич - (р. 1928), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1950. Гл. ред. журнала «Юность» (с 1981). Поэтич. сб ки «Лирические стихи» (1955). «Глазами любви» (1962), «Наедине с совестью» (1965). «Боль и радость» (1973). «Рядом ты и любовь» (1976). «Рождение… … Литературный энциклопедический словарь

Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт) - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дементьев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Дементьев, Андрей Дмитриевич (значения) ‎. Андрей Дмитриевич Дементьев … Википедия

Дементьев, Андрей Дмитриевич (актёр) - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дементьев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Дементьев, Андрей Дмитриевич (значения) . Андрей Дементьев Дементьев Андрей Дмитриевич Дата рождения: 29 октября 1988 … Википедия

Дементьев, Андрей Дмитриевич (значения) - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дементьев. Дементьев, Андрей Дмитриевич (актёр) (род. 1990) российский актёр Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт) (род. 1928) советский и российский поэт … Википедия

Дементьев, Андрей - Андрей Дмитриевич Дементьев Дата рождения: 16 июля 1928 Место рождения: Тверь Гражданство: Российское Род деятельности: поэт Годы творчества: 1948 наше время Жанр: стихотворение, песня, рассказ … Википедия

Книги

  • Я продолжаю влюбляться в тебя... , Дементьев Андрей Дмитриевич. Андрей Дементьев - самый читаемый и любимый поэт многих поколений! Каждая книга автора - событие в поэтической жизни России. На его стихи написаны десятки песен, егоцитируют, переводят на… Купить за 528 руб
  • Жизнь - одна. Любовь - одна , Дементьев Андрей Дмитриевич. Андрей Дмитриевич Дементьев - всенародно любимый поэт. Строки его стихов знают и цитируют все жители России без исключения. Такие песни, как "Лебединая верность", "Баллада о матери" или"…

Меньше месяца не дожил до 90-летнего юбилея знаменитый советский и российский поэт Андрей Дмитриевич Дементьев

2018 год продолжает забирать из нашей реальности тех, на ком держалась культура огромной страны. К таким, безусловно, относится Андрей Дементьев , о кончине которого и которому 16 июля должно было исполниться 90 лет!

Отметим, что, несмотря на возраст, Дементьев всегда безупречно выглядел: у него были идеально уложенная прическа, модные костюмы, ничего общего с общепринятым представлением о «творце» с растрепанными волосами и плохо отстиранными рубашками.

Мало кто знал, что судьба с детства гнула и ломала Дементьева, и только чудо и порядочность людей позволили состояться знаменитому русскому поэту.

Андрей Дементьев: дитя многих талантов

Его родители, жившие в российской глубинке, в Тверской области, были людьми незаурядными. Отец сначала выучился на парикмахера и театрального гримера, а потом, уже после рождения Андрея, окончил Тимирязевку и ушел в науку. Мама занималась в самодеятельной оперной студии. Прекрасный голос был и у деда, который пел в церкви.

И Андрей пел с детства, не только вслед за родителями, но и вслед за знаменитым тенором Сергеем Лемешевым , который тоже родился в тех краях и стал знаменитым на всю страну.

Мальчик буквально «до дыр» заслушивал пластинки с операми, романсами, народными песнями и грезил о певческой карьере.

А стихи…до поры до времени это был способ покорить одноклассницу. Ведь Андрей был самым обычным мальчишкой, заглядывался на подружек, успешно занимался спортом. И жизнь могла стать такой прекрасной…

Москва. 25.12.1978 г. Поэт Андрей Дементьев. Источник: Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/

Тяжелая судьба поэта

Казалось бы, отца Андрея, Дмитрия Никитича , следовало бы выставить на «витрину социализма»: сельский интеллигент! Но однажды мужчина рассказал анекдот на рыбалке и получил пять лет лагерей и три года поражения в гражданских правах. Посадили дядьев-парикмахеров, двое из которых не вернулись, посадили деда. За что – Бог весть.

Осиротевшая семья жила очень трудно. И нищета только усилилась, когда началась война: из их мест были видны всполохи бомб над Москвой. Спасали весной щи из крапивы, летом грибы, которые Андрей продавал.

Поэт вспоминал, что его отец был очень честным человеком, и Андрей, который был весьма разнообразен в своих планах на будущее, во всех анкетах пунктуально указывал репрессированных родных. Единственное, что тщательно скрывала семья, это то, что они прятали отца, вернувшегося из лагерей: жить в Калинине (название Твери при советской власти – прим. ред.) ему было запрещено.

Андрей хотел поступить в медицинскую академию, где студенты жили на гособеспечении, но документы завернули. Поступил в другой институт, но узнал, что там пятикурсника отчислили за вскрывшуюся «неблагонадежную» биографию, и в результате перебрался в Калининский педагогический. А стихи писать продолжал...

Однажды его поэзию услышал поэт-фронтовик Сергей Наровчатов . Он тут же позвонил своему другу, тоже поэту-фронтовику Михаилу Луконину , и оба рекомендовали юношу в Литературный институт.


Поэт Андрей Дементьев у Центрального Дома литераторов, где прошла церемония прощания с поэтом Андреем Вознесенским. Источник: Максим Шеметов/ИТАР-ТАСС

Как родилась «Баллада о матери»

Стихи Андрея Дементьева знают даже те, кто думает, что их не знает. «Не смейте забывать учителей», «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушаете вы», «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» - пусть в виде цитат, но эти и многие другие на слуху и сегодня.

Дементьева никто не причислял к «датским» поэтам. Его творчество всегда было о любви, о чувствах, неслучайно на его произведения написан более ста великолепных лирических песен. Но однажды поэт действительно написал песню по случаю.

…В середине 60-х в грузинское село привезли военную кинохронику. И пожилая мать, давно выплакавшая все слезы, увидела на экране своего сына, пропавшего без вести. Он бежал в атаку.

Узнав об этом, Дементьев, обычно долго «раскачивающийся», написал стихи. И вместе с музыкой Евгения Мартынова , постоянного соавтора поэта, родилась «Баллада о матери».

Еще через какое-то время поэту написала женщина из Ташкента. Дескать, спасибо вам, уважаемый товарищ Дементьев, но наш Алешенька не пропал, он в Венгрии похоронен, нашли мы его могилку. Что тут сказать... Слова, написанные Дементьевым, каждый считал предназначенными себе лично.

«Юность» Андрея Дементьева

В Советском Союзе издавалось немало «толстых» журналов. Но нечасто какой-то из них зачитывали до дыр и передавали из рук в руки. Одним из таких был журнал «Юность», который от писателя Бориса Полевого принял в качестве главреда Андрей Дементьев.


22 ноября 1988 г. Главный редактор журнала "Юность" Андрей Дементьев во время выступления на встрече, посвященной памяти жертв сталинских репрессий, в зале Дворца культуры "МЭЛЗ" .

Российский и советский поэт, радио- и телеведущий, редактор легендарного журнала «Юность».

Детство и образование

Андрей Дмитриевич родился 16 июля 1928 года в Твери. Его отец, уроженец тверской деревни, за свою жизнь успел поработать и парикмахером, и гримером в театре, а после рождения сына стал научным сотрудником. Еще в довоенные годы Дмитрий Дементьев выпустил книгу по аграрной тематике, а также занимался редакторской деятельностью в газете «Сельская жизнь».

Простой крестьянин, попавший в круги интеллигенции, за нелестные высказывания в адрес правящих кругов был обвинен по статье 58 за контрреволюционную деятельность и отправлен в исправительно-трудовой лагерь.

Пока отец отбывал наказание, мать Андрея, Мария Григорьевна, хваталась за любую работу и едва сводила концы с концами. В своих стихотворениях Дементьев с трепетом и теплотой вспоминал детские годы, проведенные на тверской земле у берега Волги. Здесь же он пошел в среднюю школу № 6, которую окончил под конец войны. Часть школьных лет выпала на тяжелые военные годы, когда ни один урок не обходился без сводки с фронта. Еще будучи учеником, Андрей Дмитриевич писал стихи и посещал литературный кружок.

После окончания школы Дементьев мечтал заниматься военной медициной, но подпорченная репутация отца не позволила ему развиваться в этой области. По этой же причине за пределами мечтаний остался и Институт международных отношений. Тогда его выбор пал на филологический факультет местного пединститута. Первое творение поэта под названием «Студенту» широкая публика увидела в 1948 году на страницах газеты «Пролетарская правда», когда Дементьев учился на втором курсе. Здесь он стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной.

Первое стихотворение Андрея Дементьева

Литература и поэзия постепенно становились неотъемлемой частью жизни студента, и в 1949 году, прямо с четвертого курса, по рекомендации своих друзей – известных поэтов того времени, он перевелся в знаменитый Литературный институт им. А.М.Горького. Погружение в родную стихию еще сильнее вдохновило молодого поэта, ведь среди его преподавателей были известные советские писатели: Самуил Маршак, Константин Паустовский и Александр Твардовский.

Литературная деятельность Дементьева

После окончания столичного института Андрей Дмитриевич вернулся в родной город, где начал работать сотрудником редакции газеты «Калининская правда». В 27 лет он был назначен завотделом комсомольской жизни газеты «Смена», тогда же вышел его первый сборник стихов под названием «Лирические стихи». Автор позднее скажет, что эта книга была неровной, так как жизнь была в то время неоднозначной.

После Дементьев был назначен редактором областного комитета по радиовещанию и активно участвовал в работе местного литературного объединения. В родном городе увидели свет первые 5 книг Дементьева, вышедшие с 1955 по 1963 годы. Среди них сборник стихов «Родное» о любви к малой родине.

На сегодняшний день в копилке поэта более 50 сборников. Творчество Дементьева наполнено романтикой и состраданием. Пронзительно автор писал и о любви – множество стихотворений посвящено нежным чувствам к женщине. Общий тираж книг писателя составил более 300 тысяч.

Дементьев – обладатель ряда литературных наград и премий. На его стихи созданы популярные песни в исполнении звезд отечественной эстрады.

Работа в прессе и на телевидении

В 1967 году Андрей Дмитриевич возвратился в столицу и был назначен на работу в отдел агитации и пропаганды ЦК ВЛКСМ. Несмотря на то, что у его отца за плечами значилось 5 лет ГУЛАГа, он смог войти в ряды бюрократического аппарата.

Тогда же он вошел в состав редакторского коллектива советского общественно-политического журнала «Юность», новый номер которого ждали в каждой советской семье. Уже через четыре года Дементьев сменил писателя Бориса Полевого на посту главного редактора. При Дементьеве тираж «Юности» достиг рекордных размеров – 3,3 миллиона экземпляров. 21 год своей жизни Дементьев отдал изданию. При нем журнал стал отправной точкой в творчестве многих известных писателей того времени: Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы и многих других. Журнал был исключительным изданием, так как в нем можно было найти материалы, недоступные для широкой публики.

Умение Дементьева заинтересовать публику оценили и пригласили работать на телевидении. В конце 80-х он был ведущим популярных телепередач: «Клуб молодоженов», «Добрый вечер, Москва», «Воскресные встречи» и других.

В конце 20 века несколько лет работал в Израиле в должности директора ближневосточного представительства РТР. За это время им и его коллегами было снято несколько фильмов, связанных со Святой землей и Израилем.

Вернувшись в Москву, попробовал себя на «Радио России» в качестве политического обозревателя, а после стал ведущим авторской радиопередачи «Виражи времени».

26 июня 2018 года на 90-м году жизни писатель скончался в больнице, куда он попал после продолжительной болезни. Андрей Дмитриевич не переставал работать и в преклонном возрасте - вел радиопередачу и ездил в разные города и страны с творческими вечерами.

Личная жизнь Андрея Дементьева

За 89 лет жизни писатель был женат четыре раза. Первой супругой Андрея Дмитриевича стала его одноклассница Алиса. Молодые люди узаконили отношения, когда им было по 19 лет. Сам писатель называет этот брак неполноценным, так как спустя три месяца после женитьбы он уехал учиться в столицу.

Второй раз Дементьев женился в 26 лет. От этого брака родилась дочь Марина, которая сейчас проживает в Санкт-Петербурге.

Третий раз писатель связал себя семейными узами, когда ему уже было за 30. От третьего брака у него - дочь жены (удочеренная) и сын Дмитрий, который трагически покончил с собой, застрелившись на глазах у матери. Единственный сын поэта оставил после себя внука Андрея, который сегодня снимается в кино и играет в театре.

Андрей Дементьев и его супруга Анна Пугач

Четвертой супругой поэта стала Анна Пугач, которая была младше его на 30 лет и работала в журнале «Юность». С ней Дементьев прожил до конца своих дней.

Andrey Dementiev Карьера: Поэт
Рождение: Россия» Тверская область» Тверь, 16.7.1928
За активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности А.Д. Дементьеву в 1998 году вручен Памятный знак Российского фонда мира Символ мира. В 2002 году он награжден высшей наградой Российского фонда мира Золотой медалью.

Родился 16 июля 1928 года в Твери. Отец Дементьев Дмитрий Никитович (1901 г. родж.). Мать Орлова Мария Григорьевна (1908 г. рожд.). Супруга Пугач Анна Давыдовна (1957 г. рожд.). Дети: Демченко Марина Андреевна (1954 г. рожд.), Дементьева Наталия Андреевна (1960 г. рожд.), Дементьев Дмитрий Андреевич (1969 г. рожд.).

Многие годы жизни поэта связаны с Тверской землей и городом Тверь (раньше Калинин). Здесь он родился, окончил среднюю школу, учился в Калининском педагогическом институте. После завершения литературного образования в Москве, в Литературном институте имени А.М. Горького (19491952), Андрей Дементьев вернулся в близкий городок, работал в редакциях областных газет Калининская правда (19531955), Смена (19551958), после этого на радио, был главным редактором областного книжного издательства (19581961). Первая поэтическая публикация Андрея Дементьева состоялась в декабре 1948 года в калининском альманахе Родной край и в областной газете. Здесь он стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной. Любовь к родному краю передана во многих произведениях поэта, таких как известные на всю страну песни Отчий дом, А я без Волги легко не могу, Алёнушка.

Среди многочисленных книг стихов А.Д. Дементьева Родное (1958), Солнце в доме: Избранное (1985), Азарт (1985), Стихотворения (1988), Аварийное время любви (1996) и др. Андрей Дмитриевич является автором больше 40 поэтических сборников. По читательской популярности его поэзия занимает первое местоположение посреди 20 лучших книг по данным российских книжных магазинов. За минувшие три года книги А.Д. Дементьева Лирика, Нет женщин нелюбимых, Виражи времени, Избранное, Я живу открыто, У судьбы моей на краю выдержали 40 изданий, совместный тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров. Стихи поэта переведены на британский, французский, германский, итальянский, испанский, португальский, венгерский, болгарский, румынский, хинди и другие языки. Книги А.Д. Дементьева вышли в Азербайджане, Узбекистане, Грузии, Болгарии и других странах.

На вирши Андрея Дементьева написано больше 100 песен. Такие песни как Лебединая верность, Отчий дом, Алёнушка, Яблоки на снегу, Баллада о матери, Каскадеры, Натали, Признание вошли в классику современной российской эстрады. Все эти песни начиная с 1974 года неизменно становились лауреатами телевизионных конкурсов в России и за рубежом. Соавторами А.Д. Дементьева являются известные композиторы Р. Паулс, А. Бабаджанян, Е. Мартынов, Е. Дога, Н. Богословский, В. Мигуля, П. Аедоницкий, А. Хоралов, А. Ковалевский.

Двадцать единственный год своей жизни Андрей Дементьев отдал журналу Юность (19721993). С 1972 по 1981 год он был первым заместителем главного редактора, а в течение последующих 12 лет главным редактором этого популярного литературно-художественного издания, тираж которого при нем добился небывалого размера 3 млн. 300 тыс. экземпляров. Благодаря Андрею Дмитриевичу журнал открыл полно талантливых писателей, печатал романы, повести, вирши современных мастеров литературы В. Аксенова, А. Арканова, В. Астафьева, Б. Ахмадулиной, Б. Васильева, Ю. Друниной, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, В. Максимова, В. Некрасова, Б. Окуджавы, Л. Филатова и др.

Многие годы Андрей Дементьев узко связан с телевидением. С конца 1980-х годов он был ведущим передач Добрый конец дня, Москва, Клуб молодоженов, Браво, Семейный канал, Воскресные встречи.

С 1997 по 2001 год работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. За это время вкупе с коллегами он создал три телевизионных фильма, посвященных Израилю, Святой земле.

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ сообща с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу Народ хочет знать. С марта 2001 года А.Д. Дементьев политический обозреватель Радио России, ведущий еженедельной авторской программы Виражи времени, которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней стихотворец говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А.Д. Дементьев удостоен Гран-при Всероссийского фестиваля Вдохновение. Своеобразие и счастливый момент Виражей времени обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговорчик собеседников на равных. За три года в гостях у А.Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон, Илья Глазунов, Вера Васильева, Леонид Рошаль, Майя Плисецкая, министр культуры Александр Соколов, Николай Басков, Александр Градский, Андрей Вознесенский, Зураб Церетели, Михаил Горбачев, Игорь Крутой, Александр Шилов, Родион Щедрин, Евгений Евтушенко, Оскар Фельцман, Николай Сличенко, депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев, Владимир Рыжков, Владимир Жириновский, председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые вирши и еженедельные передачи на радио и телевидении яркое тому подтверждение.

Несколько лет А.Д. Дементьев был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Литературном институте. Принимал участие во всех крупных поэтических семинарах, а во Всесоюзном совещании молодых писателей в качестве руководителя. С 1981 по 1991год А.Д. Дементьев секретарь Правления Союза писателей СССР. В настоящее время сопредседатель Содружества Союзов писателей, председатель общественно-редакционного Совета Литературной газеты.

Более 40 лет А.Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, дело которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А.Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира, теперь преобразованного в Международный социальный фонд Российский фонд мира. При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих российский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира.

А.Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен весь строй благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва, Московская область, Петербург, Тверь, Пенза, Псков, Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США, Франция, Германия, Сербия, Хорватия, Чехия, Израиль).

Андрей Дементьев удостоен почетного звания Заслуженный участник искусств РФ. За книгу лирики Азарт в 1985 году ему присуждена Государственная премия СССР. Еще прежде, в 1981 году, за избранные произведения стихотворец получил премию Ленинского комсомола.

Поездки, встречи с читателями, служба по консолидации здоровых сил общества, возвращение к культурным традициям отечественной словесности стали неотъемлемой частью деятельности А.Д. Дементьева. За здоровый вклад в пропаганду творчества М.Ю. Лермонтова и за новую книгу стихов У судьбы моей на краю стихотворец удостоен Всероссийской литературной премии имени М.Ю. Лермонтова за 2003 год. В 2005 году ему присуждена литературная премия имени Александра Невского России верные сыны.

А.Д. Дементьев награжден орденами За заслуги перед Отечеством IV степени (1998), Ленина (1988), Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1984), Знак Почета (1970), серебряной медалью ВДНХ СССР, почетным знаком главу администрации области Тверской области Крест святого Михаила Тверского. Андрей Дементьев почетный гражданин города Твери.

За активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности А.Д. Дементьеву в 1998 году вручен Памятный знак Российского фонда мира Символ мира. В 2002 году он награжден высшей наградой Российского фонда мира Золотой медалью.

Андрей Дмитриевич любит читка, классические музыку и песни, исторические фильмы. Увлекается футболом, плаванием, гимнастикой.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Кайсаров Andrey Kajsarov

Воспитанник Московского благородного пансиона, недолго состоял в военной службе, потом учился в Геттингене, объездил славянские земли и Англию,..

Андрей Поляков Andrey Polyakov

В столице Черноземья побывал известный писатель и публицист Юрий Поляков. После встреч с воронежскими библиофилами писатель еще раз утвердился в..

Андрей Пумпур Andrey Pumpurs

Андрей Пумпур - известный латышский поэт. Родился 22 сентября 1841 года.Андрей Пумпур являеся автором эпоса Лачплесис, классического произведения..

Андрей Белянин Andrey Belyanin

В 1994 году был принят в Союз писателей России. К тому времени уже были выпущены три сборника стихов и сказки Рыжий и Полосатый, Орден Фарфоровых..



Загрузка...