emou.ru

Известные писатели и поэты 20 века. Русская литература XX века. Чувственный лирик, поэт и скандалист

ХХ век - это эпоха социальных потрясений в русской истории, эпоха надежд на обновление жизни и тревог за будущее России. Истинные художники, осмысливая время, события и человека в них, неся бремя испытаний вместе с народом, отражали эти новые веяния эпохи в своих книгах.

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)

Был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию (1933). И хотя жизнь Бунина закончилась в эмиграции (покинул родину в 1920), все его думы и все книги - о России. Автор «Суходола», «Деревни», «Учителя», романа «Жизнь Арсеньева», и вдали от родины бился над вечными, «проклятыми» вопросами: связь литературы и реальности, экономики и просветления, нравственности, культуры. Его до конца дней мучили парадоксы так и неразгаданной многими великими русской души. В эмиграции пишет свой знаменитый автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1930), остродраматические книги о любви: «Митина любовь» (1925) и «Темные аллеи» (1943). Эти произведения, как и его стихи, противостояли всему страшному, уродливому, низменному в людях, что он вынужден был наблюдать в жизни.

Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951)

Настоящая его фамилия Климентов. Проза Платонова своеобразна по стилю, и мир в ней представляет собой противоречивую, часто трагическую целостность природного и человеческого бытия. Его герои - вечные скитальцы, ходоки за истиной и душой, одинокие, усталые, наивные, добрые и чудаковатые люди. Но именно в них Платонов усматривает ростки новых душ, в которых зарождается красота и добро, солидарность и сострадание. Острейшие противоречия эпохи, свои надежды и тревоги автор отразил в своих книгах: повести «Епифанские шлюзы» (1927), сатирической повести «Город Градов» (1928), повести «Джан» (1934), которую можно считать шедевром не только советской, но и мировой прозы, многочисленных рассказах («Река Потудань» - 1937, «Фро» - 1936, «Возвращение» - 1946 и др.) Его книги всегда вызывали неоднозначную критику. А повесть «Ювенильное море» и романы «Чевенгур» и «Котлован» впервые были опубликованы в 1987-88 годах, хотя «Чевенгур» написан в 1929, а «Котлован» - в 1930. Вечная платоновская тема правдоискательства раскрывается в утопическом городе Чевенгур, где происходит эксперимент коммуны, и в строящемся городе всеобщего счастья («Котлован»), где светлые, наивные, как дети, неискушенные люди, имея только вековой опыт рабства, разобщения и невежества, пытаются построить рай, город счастливого коммунизма, но видят грустный, даже трагический итог. Неудивительно, что эти книги увидели свет только в эпоху «перестройки и гласности».

Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960)

Еще один русский поэт и писатель, которому в 1958 году была присуждена Нобелевская премия, от которой в силу обстоятельств он вынужден был отказаться. Стихи, поэмы и повести Пастернака выходили с 1922 по 1959 гг. А его роман «Доктор Живаго» впервые был опубликован за рубежом в 1957 году, а в нашей стране - в 1988 году. Он повествует о трагических коллизиях революции и Гражданской войны. Главный герой Юрий Живаго человеческую историю, изложенную в его стихах - своеобразном лирическом дневнике, осмысливает в свете христианских идеалов. Герой Пастернака не просто уходит от житейского неустройства, он совершает путь, на котором находит правду о себе, о своем предназначении, обретает любовь, открывает в себе творческий дар и вырабатывает свою жизненную философию. В романе звучат глубокие и смелые мысли о коллективизации, о репрессиях против крестьян, о судьбе интеллигенции, уничтоженной в ходе войн, революций, эмиграций, погибшей от голода и болезней, бесследно сгинувшей в сталинских лагерях. Швондеры, пришедшие на смену, безнадежно ординарны, бескрылы, жестоки и тупы. Им противопоставлена «живая жизнь» - крестьянская работа на земле, которая есть «подражание творцу».

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)

Нобелевский лауреат 1970 года. Солженицына знает весь мир как русского писателя, который первым во всеуслышание рассказал о судьбе России в годы сталинских репрессий. Это была повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962), открывшая лагерную тему в русской литературе. Потом были рассказы «Матренин двор» (1963), романы «В круге первом» (1958), «Раковый корпус» (1966). Оба романа впервые были опубликованы за границей в 1968 году, а у нас - только в годы «перестройки». Документально-публицистический труд Солженицына «Архипелаг ГУЛаг», ставший настоящей бомбой в мировой литературе, тоже сначала вышел за рубежом (1973), и только спустя много лет - в России. Это было фундаментальным исследованием причин и следствий жесточайших событий эпохи сталинизма, историей целого поколения, попавшего в жернова тоталитарного режима. Судьба самого Солженицына - это и есть судьба поколения. Участник великой Отечественной войны, он был арестован как изменник родины. До 1957 года (реабилитация) он прошел тюрьмы, лагеря, ссылку, пережил смертельную болезнь - рак, чудесное исцеление. После получения Нобелевской премии был исключен из Союза писателей, обрел мировую славу и в 1974 году был изгнан из советского Союза как «продавшийся» и «клеветник».

Обозревая ХХ века, невозможно не назвать имена других писателей, отразивших эту эпоху: М.А. (Нобелевский лауреат 1965 года, автор «Тихого Дона»), Варлама Шаламова («Колымские рассказы»), М.А. («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»), Ч.Айтматова («Плаха»), В.Астафьева («Царь-рыба», «Печальный детектив»), В.Быкова («Обелиск», «Сотников», «Знак беды»), Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей») и др.

Введение. Русская литература ХХ века имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связанно с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже века. Россия пережила три революции: 1905 год., Февральскую и октябрьскую 1917 г; Русско – японскую войну гг; Первую мировую войну гг; Гражданская война Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложной.


Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями. Они перевернули представления о познаваемости мира. Это привело к поиску объяснения новых явлений через религию, мистицизм. Философ Николай Бердяев так охарактеризовал это время: « Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интерес к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни…». Итак, на смену одному господствующему мировоззрению пришло многообразие мнений, идей вовсех областях жизни.






Лев Николаевич Толстой Л. Н. Толстой. Портрет работы И. Е. Репина год.


Антон Павлович Чехов Основные темы творчества идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).


Иван Алексеевич Бунин БУНИН Иван Алексеевич (), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал.


Александр Блок (символист) Александр Блок. Портрет работы И. К. Пархоменко год.


Андрей Белый (символизм) БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности.


Николай Гумилёв и Анна Ахматова (акмеисты) Анна Ахматова и Николай Гумилев с маленьким сыном будущим знаменитым историком Л. Н. Гумилевым


Хлебников Велимир (футурист) ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда.


Владимир Маяковский МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович , русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства х годов.


Марина Цветаева ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе 1926).


Сергей Есенин (имажинист) ЕСЕНИН Сергей Александрович (), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В входил в группу имажинистов




Алексей Ремизов РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (), русский писатель. Поиски архаичного стиля, ориентированного на литературу и устное слово допетровской Руси. Книга преданий, апокрифов («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», 1907), романы «Пруд» (1908), «Слово о погибели Русской земли» (1918). В 1921 эмигрировал.


Марк Алданов АЛДАНОВ Марк Александрович (наст. фам. Ландау) , русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).


Максим Горький ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (), русский писатель, публицист.


Михаил Шолохов ШОЛОХОВ Михаил Александрович (), русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического,Тр уда (1967, 1980).


Николай Островский ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич (), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (; некоторые главы не были пропущены цензурой) о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен).


Александр Твардовский ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (), русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (,). Поэма «Василий Теркин» () яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны


Константин Симонов СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (), русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974).




Евгений Шварц ШВАРЦ Евгений Львович (), русский драматург. Насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы-сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена «Голый король» (1934), «Тень» (1940); сатирические пьесы «Дракон» (1944), «Обыкновенное чудо» (1956); пьесы для детей, повести, сценарии.


Василий Шукшин ШУКШИН Василий Макарович (октября 1974), русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России (1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968, «Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2,) и фильмах («Живет такой парень», 1964, «Печки- лавочки», 1972, «Калина красная», 1974




Русская литература ХХ века имеет трагическую историю. В 20 годы из России уехали и были изгнаны писатели (Бунин, Куприн, Шмелёв). Губительное воздействие цензуры: публичное гонение художников слова (Булгаков, Пильняк) С начала 30-х годов проявляется всё ярче тенденция приведения литературы к единому художественному методу – социалистическому реализму. В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны и погибли в лагерях Н.Клюев, О.Мандельштам, И.Бабель, И.Катаев, Б.Пильняк. Prezentacii.com

Очень приятно осознавать, что хорошую книгу можно найти не только среди трудов писателей 18-го и 19-го веков. Очень часто, чтобы найти достойный материал к чтению, мы обращаемся к трудам лучших писателей 20-го века.

Литература 20-го века

На сегодняшний день имеется возможность познакомиться практически с любой книгой, написанной одним из наиболее известных писателей 20-го века. Зарубежная литература манит своими фантастическими мирами и интригующими детективами. В то же время произведения отечественных авторов больше обращены к душе. Многие русские писатели 20 века имеют мировое имя. Вот кое-кто из зарубежных писателей, чей вклад в развитие литературы достойно оценён читателями.

Марк Миллар

Марк Миллар - любимый писатель множества тинэйджеров во всем мире. Это известный автор комиксов. Он уже порадовал мир своими известными произведениями: «Железный человек», «Особо опасен», цикл «Люди Икс» и многими другими. Почти все результаты его деятельности стали сюжетами для многих современных фильмов. Писатели 20 века приняли в свои ряды этого автора, а теперь он является одним из наиболее успешных писателей 21-го века.

Стивен Кинг

Стивен Кинг является одним из наиболее узнаваемых авторов ужасов. Конечно, этот американский писатель занимался написанием не только триллеров, но именно они принесли ему мировую славу. Книги, написанные Кингом, легко читаются и быстро втягивают в свою атмосферу. Один только «Ловец Снов» чего стоит. В любом случае писатели 20 века рады иметь в своих рядах такого меткого стрелка словами.

Эрнест Хемингуэй

Лауреат Нобелевской премии 1954 года, Эрнест Хемингуэй является классиком жанра приключений. Шедевры автора часто фигурируют в школьной программе, а книги в немалом количестве украшают любую библиотеку. Он в значительной мере повлиял практически на всю литературу нашего времени. Многие писатели 20 века уважают этого автора и нередко считают его своим идеалом.

Артур Конан Дойл

Сегодня мы можем наслаждаться чтением мирового шедевра «Шерлок Холмс» благодаря писателю Артуру Конан Дойлу. Этот блестящий мастер пера, по уверениям многих, является лучшим, кого могут представить английские писатели 20 века. Писатель издал множество своих книг, среди которых есть такие знаменитые произведения, как «Ватерлоо», «Ангелы Тьмы» и многие другие. Писатель был другом Герберта Уэллса, но воспринимал его жанр как полностью противоположный тому, в котором работал сам. Тем не менее работы обоих великих писателей считаются мировым достоянием.

Русские писатели 20 века

В 20-м веке писателям в России пришлось тяжело. Эпоха не отличалась спокойствием. Она была преисполнена тревоги в предвкушении неизбежных перемен. Нелёгкие судьбы ожидали практически всех людей искусства, в том числе литераторов. Но даже

такое положение дел было использовано, чтобы передать переживания читателей. И это действительно сработало. На сегодняшний день можно насладиться разнообразием действительно хороших книг, авторами которых были писатели 20 века, жившие в России. Количество таких писателей действительно велико, и выделить кого-то сложно - ведь многие из них написали по-настоящему хорошие книги.

Александр Куприн

Хотелось бы остановиться на творчестве знаметиого русского писателя Александра Куприна. Большой успех имела его повесть «Поединок», которая была опубликована в самом начале 20-го века. Множество его произведений были собраны в сборники. Они пользуются немалой популярностью.


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

Не скрою, был поражен количеством откликов на мой список 50 лучших писателей ХХ века. Свыше ста откликов по Интернету, письма из разных уголков страны, Андрей Василевский дал ссылку в своем "Живом журнале", поместили еще на других сайтах, и там отклики. Дело не в моей персоне, как пишет в Интернете Клейст: "Не автор удивителен своим списком - в конце концов, его список, кого хочет, того и ставит - но удивительны читатели…"

Газета "Завтра" всё-таки чисто политическая газета, о литературе почти не пишет, это не "Литературка", и всё же читатели "Завтра" по-прежнему читают художественные книги. И спорят о книгах. Значит, поставь литературу на видное место в обществе, и вновь получим "самую читающую страну". Я уверен, нашу литературоцентричность ликвидирует осознанно наша политическая элита. Читающие люди мало ли до чего додумаются, лучше уж пусть пьют свою "Путинку", или что похуже. Итак, альтернативный список, предложенный читателями:

1. Владимир Короленко. "История моего современника" (1905-1910). Эту свою автобиографическую книгу автор писал долго. Известный критик Д.Овсянико-Куликовский сравнивал её с "Детством" и "Отрочеством" Л.Толстого, с герценовскими размышлениями "Былое и думы". Конечно, более известны, да и художественно значимы его "Дети подземелья" и "Слепой музыкант", но это уже век девятнадцатый. Нашумели его "Письма к Луначарскому" (1922), осуждающие насилие революции и гражданской войны, но это уже чистая гражданская публицистика.

2. Леонид Андреев. "Рассказ о семи повешенных" (1908). Николай Кузин пишет, что он бы выбрал рассказ "Жизнь Василия Фивейского" (1903) "об исканиях человеческого духа". Мне кажется более значимым, и, кстати, пробелом в моем первом списке именно рассказ о смерти и смертной казни, как о трагическом опыте всего человечества. Покушение на одного царского чиновника повлекло за собой смертную казнь сразу пятерых. Так растет поток насилия.

3. Алексей Ремизов. Как пишет Николай Кузин: "Его повесть "Крестовые сёстры" - психологическое повествование о судьбе маленького человека - извечная тема русской литературы." Но я бы всё-таки, выбрал "Взвихренную Русь" (1927), о революции, как мировом пожаре, где гибнет всё старое и нарождается нечто новое. Сразу и плач, и восторг одновременно. У нас и сейчас "Взвихренная Русь", и опять гибнет всё старое, и что-то там народится новое? Где же новые Ремизовы? Один Проханов с "Пятой империей".

4. Иван Шмелёв. "Лето Господне" (начат в 1927 году, закончен в 1944). Владимир Барахнин пишет: "Думаю, только по недоразумению в список не попал Иван Шмелёв с "Лето Господне". Достаточно напомнить, что Шмелёв номинировался вместе с Буниным (и Мережковским) на Нобелевскую премию." Согласен с ним и Кузин: "Без этого писателя невозможно себе представить список лучших книг ХХ века". Добавлю, да и вообще всей русской литературы. Весь пласт русской народной жизни, живая народная речь. Впрочем, меня потрясло и его "Солнце мертвых", посвященное гибели в Крыму его сына Сергея.

5. Борис Шергин. "Шиш московский"(1930). За отсутствие нашего северного земляка меня критиковал Владимир Личутин. Каюсь, и выбираю из всех его чудесных сказов "скоморошью эпопею о проказах над богатыми и сильными". Народная сатира, беспощадная и озорная, грубоватая и сочная. Самая знаменитая книга поморского моего земляка.

6. Владимир Арсеньев. "Дерсу Узала" (1916, опубл. в 1923). Казалось бы, географические описания путешественника, путевая хроника, описание встречи с охотником-гольдом Дерсу Узала, скромно изданные во Владивостоке в 1923 году, давно уже стали фактом мировой культуры. А русский офицер - одним из самых сокровенных природных писателей. Михаил Пришвин считал Дерсу Узала духовным двойником автора, талант самого Арсеньева - реликтовым. Не случайно всемирно известный японский режиссер Акиро Куросава снял в семидесятых годах фильм "Дерсу Узала", оценив способность Владимира Арсеньева "глубоко проникать в человеческие души".

7. Петр Краснов. Роман-эпопея " От Двуглавого орла к красному знамени" (1922). Не знаю, что было бы, если бы смерть настигла казачьего атамана где-нибудь в начале тридцатых годов. Допускаю, что, подобно Куприну и Бунину, его бы стали печатать еще при Сталине. Особенно утопию "За чертополохом". О печальном превращении русского державника и монархиста, самого популярного русского беллетриста в эмиграции в прислужника Гитлера и борца за независимую от русских Казакию я писал отдельно в "Завтра". Но литература тем и сильна, что она живет "поверх барьеров". "Поверх барьеров" ценил Петр Краснов своего земляка Михаила Шолохова. Их постоянно сравнивали в эмиграции. Кстати, удивляюсь, как еще генерала Краснова не причислили к мнимым авторам "Тихого Дона". Уж поталантливее Федора Крюкова будет. Георгий Адамович писал: "Характер его писаний - шолоховский. Притом талант у него отрицать нельзя…" Иван Бунин: "Не ожидал, что он так способен, так много знает, и так занятен". Александр Куприн: "В военных сценах он проявляет себя настоящим художником" . Над романом-эпопеей он работал более 20 лет. Конец империи и начало революции, особенно хорош первый том.

8. Исаак Бабель. "Конармия" (Первый вариант вышел в 1926 году, потом дополнялся, всего 37 новелл). Как пишет в Интернете некто "фроим": "Я так таки и не понял: а шо с Бабелем?". Это прямо как в старом анекдоте. Противника "Конармии" Семена Буденного спрашивают: "Как вы относитесь к Бабелю?". Тот, поглаживая усы, отвечает: "Смотря какая бабель". Я и сам бы спросил у "фроима", а шо вы таки позабыли своего Бабеля? Его краснознаменность не нравится? Конечно, лучшее, написанное Исааком Бабелем, воспевает большевизм и революцию. Увы, сегодня это не модно у либералов, вот и скинули со своего борта современности. Русским патриотам, как маршалу Буденному, тоже поднимать не с руки. И всё-таки одна из лучших книг о гражданской войне, жесткость коллизий и изощренность стиля. Пафос и ирония - одновременно. Ироничный романтик.

9. Борис Пильняк. "Голый год" (1921). Первый роман о революции. Сегодня прочно забыт всеми. Он соединил в себе стилевые интонации Алексея Ремизова и Андрея Белого с поэтизацией чекистских "кожаных курток". За что и поплатился. И тогда, когда началась чистка чекистов, и сейчас, когда их деяния стараются забыть. Один из самых популярных писателей двадцатых годов.

10. Михаил Зощенко. "Рассказы …господина Синебрюхова" (1922). В этом сборнике рассказов умещался уже весь Зощенко, его стилистика, его образ мещанина, старающегося вжиться и победить советскую реальность своим приспособлением. Кстати, точно также приспосабливались наши партаппаратчики к режиму Ельцина, наши либералы ныне приспосабливаются к Путину и Медведеву. Зощенко писал желчно, беспощадно, "смех сквозь слезы", презирал духовную нищету своих героев. Как он ни пытался, ему не хватало собственного безмятежного приспособленчества под условия жизни, коим обладали Ильф и Петров. Потому и был в опале.

11. Юрий Олеша. "Зависть" (1927). Писатель бунтовал против самого себя. Воспевал героя Гражданской войны, колбасника Андрея Бабичева, строящего новый пищевой комбинат, и всячески принижал Николая Кавалерова, то есть самого себя, тонкого поэта и писателя. Кавалерову оказалось нечего делать со своими метафорами и чувствами в новом обществе, в новом строительстве. Вот Юрий Олеша и замолчал, уйдя в пьянство. По сути, он оказался со всем своим мощным талантом лишь автором сказки "Три толстяка" и романа "Зависть". "Ни дня без строчки" - это уже какой-то постмодернизм, скрытый юмор или скрытый вызов. Писатель, молчащий 30 лет, пишет книгу "Ни дня без строчки". Как большой писатель, Олеша не состоялся, но роман "Зависть" и сегодня может вызвать зависть у пишущей братии. Да и сюжет повторяется, опять колбасники в деле, а поэту Кавалерову тошно и противно. Вся их художественность - это нищета, но как трудно таланту стать новыми Минаевым или Робски? Пора писать новую "Зависть".

12. Константин Вагинов. "Труды и дни Свистонова" (1929). Я полюбил прозу Вагинова еще студентом, в Ленинграде, искал в букинистических магазинах его книжки, вышедшие в "ИПЛ" - издательстве писателей в Ленинграде. Это был наш русский сюрреалист, растворяющий реальность в античности, в древнем прошлом. Он изумительно коллекционирует частности питерской жизни, не желая видеть новое целое, уходя в свою внутреннюю жизнь. При этом - написано сюжетно и завлекательно. Сын жандармского полковника и дочери крупных золотопромышленников, Вагинов, думаю, и в той царской жизни жил бы вне своей среды, а в новой с его биографией ему и впрямь оставалось коллекционировать изумительные детали. Константину Вагинову крупно повезло, он умер от туберкулеза в 1934 году в своей постели. В газетах писали о смерти тончайшего и изысканного мастера. Его в русской литературе даже сравнивать не с кем. Уникальный писатель.

13. Константин Паустовский. "Судьба Шарля Лонсевиля" (1933). Большой мастер, советский романтик. Читать его всегда интересно, но нет одной какой-то великой книги. Нет какого-то увлекательного сюжета. Он чересчур литературен для живых характеров и образов. В его прозе интереснее подробности и отсутствует главная идея. Но писал он много, и хорошо печатался. И потому я выбрал из многочисленных его повестей наиболее близкую мне по северному сюжету "Судьба Шарля Лонсевиля". В Петрозаводске на кладбище он нашел заброшенную могилу французского инженера Шарля Лонсевиля. В эпоху петровских реформ тот строил здесь Петровский завод. Здесь и остался навсегда. В повести всё романтично, особенно в годы её написания. Французский инженер в глухой северной русской провинции.

14. Всеволод Вишневский. "Оптимистическая трагедия" (1933). Одна из лучших пьес советского времени. Матрос и комиссар, любовь и революция. "Кто еще хочет комиссарского тела?" При этом сам автор - дворянин, фронтовик, кавалер трех Георгиевских крестов. В противовес Бабелю, напуганному войной и ничего не увидевшему, Вишневский пишет свою пьесу "Первая Конная". И всё-таки, лишь оценив важность образ героя, в противовес массовым сценам, он создал подлинный шедевр - "Оптимистическую трагедию", написанную явно с учетом античной драматургии.

15. Альфред Хейдок. "Звезды Маньчжурии" (Харбин, 1934). Сборник рассказов. Мне этот сборник в своё время рекомендовал прочесть во время нашей беседы в Ленинграде Святослав Рерих. Позже я и сам познакомился с мощным древним бородачом, приезжавшим в Москву на юбилей Рериха из Алтая. Его мистические рассказы, бывшего белого офицера, служившего у барона Унгерна, дружившего с Николаем Рерихом в его харбинский период, меня покорили. Я написал о них в газете "Советская Россия", в ответ на меня был донос в ЦК КПСС за пропаганду белогвардейской романтики. Помогло мне то, что автор был еще жив, и к тому времени жил не в эмиграции, как считал доносчик, доктор наук Леонид Резников, и уже не в лагерях, а в Казахстане, и печатался в местных газетах. К сожалению, его поздняя проза, которую он присылал щедро мне, уже живя в Казахстане, была намного слабее. Хейдок, латыш по происхождению, храбрый офицер, переживший немало удивительных приключений, оказался автором одной книги. Но и это немало.

16. Александр Беляев. "Человек-амфибия" (1927). Я осознанно не думал трогать фантастику. Но немало читателей возмутилось таким пренебрежением. Впрочем, уже и Альфред Хейдок - некий сверхрелизм, мистическая фантастика. Значит, продолжим. Тем более, мне "Чиж" пишет по Интернету: "Беляевский "Человек-амфибия" половину этих книг (из первого списка. - В.Б. ) переживет. И "Трудно быть Богом"…" Тем более, и сам с детства Александра Беляева люблю, считаю его одним из лучших мировых фантастов.

17. Иван Ефремов. "Лезвие бритвы" (1963). Это уже не столько фантаст, сколько философ. Не хуже Станислава Лема. Да еще и "Артем" на меня давит: "Иван Ефремов с его "Туманностью Андромеды" или "Часом Быка" почему-то отсутствует, хотя это куда более великая литература, чем две трети из перечисленного". Категоричны нынче читатели, каждый готов половину чужого списка перечеркнуть. Но я всё же у Ивана Ефремова ценю прежде всего "Лезвие бритвы". И сюжет увлекательный, и концепция мира цельная, и размышления о красоте.

18. Братья Стругацкие. Раз требует читатель, куда же без них. Но, считаю наиболее достойной для списка "Улитку на склоне" (1966 и 1968 г.г., вместе в 1988). Читал её ещё в 1966 году в журнале "Байкал". Мы и сейчас в таком же Лесу живем, и Управление ничем не лучше. Антиутопия как раз для нашего времени.

19. Даниил Андреев. "Роза мира" (1950-е годы). Раз уж мы дали место мистике и фантастике, завершим эту тему философской мистерией Даниила Андреева, начатой им еще в лагере в 1947 году и законченной после освобождения. Его мистическая картина мира - это некое откровение, объединяющее элементы всех мировых культур и религий.

20. Аркадий Гайдар. "Тимур и его команда" (1940). Не думал я писать и о детской литературе, но настойчивый читатель, который всегда прав, заставил меня назвать хотя бы несколько главных детских книг из трех эпох ХХ века. Конечно, при всей сложности собственной биографии писателя, а тем более - его разрушительных потомков, книга "Тимур и его команда" - детская классика ХХ века. Писатель, удивительно чувствующий и ритм, и композицию, и завершенность сюжета. Герой, который был вызван временем - предвоенным. Впрочем, не слабее и "Судьба барабанщика". Но всё-таки "Тимур и его команда" - знаковая книга, которая еще не раз будет востребована.

21. Николай Носов. "Приключения Незнайки" (1954). Всё тот же Владимир Барахнин пишет: "Наконец, "Незнайка" Н.Носова - наиболее выдающийся (и, увы, чуть ли не единственный) пример русской (именно русской) и одновременно советской сказки для детей…" Барахнин прав вот в чём: большинство других сказочных героев - и Чиполлино, и Буратино, и даже Мурзилка - пришли к нам из других стран, пусть и в обрусевшем виде. Незнайка - даже по этимологии слова придуман у нас и для наших ребятишек.

22. Эдуард Успенский. "Крокодил Гена и его друзья" (1966). Докончу список наших национальных сказочных героев Чебурашкой. Тоже не заимствован из зарубежья. Да и по всем своим корням, пусть кто-то и удивится, Эдуард Успенский - стопроцентно природный русский писатель, любит кто его или нет. Знаю абсолютно точно. Сюда же можно пустить в кампанию и кота Матроскина и дядю Федора. Выдумки у Эдуарда Успенского хватит на всех.

23. Леонид Бородин. "Год чуда и печали". Закончу список детских книг моей любимой книгой у Леонида Бородина - нежной лирической, истинно сибирской, с какими-то даже восточными элементами, повестью-сказкой "Год чуда и печали". Я уже не раз сравнивал её с "Маленьким принцем" Антуана Де Сент-Экзюпери. Сравнение выдерживает. Известности не хватает, фильм бы снять хороший по сказке. Иллюстрированных изданий побольше. А то, как вышла в свое время в эмигрантском "Посеве", так и издается всё среди серьезных книг. Как некое приложение к его же "Третьей правде". А надо издавать для детей. Дети её точно полюбят.

24. Вячеслав Шишков. "Угрюм-река" (1933). Возвращаюсь в предвоенное время. Роман о русском капитализме. Жизнь целого рода сибирских предпринимателей Громовых, которая завершается крахом, гибелью всего рода. Может быть, сейчас проявятся новые Громовы? Не только ворующие, но и созидающие. Эту книгу надо навязывать всем русским предпринимателям, особенно сибирякам. А также книги Мамина-Сибиряка, Новикова-Прибоя, Сергеева-Ценского…

25. Сергей Сергеев-Ценский. "Севастопольская страда" (1940). Прекрасная историческая эпопея. Я с детства был увлечен событиями Крымской войны, моими кумирами были адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин… Тогда же купил и перечитал "Севастопольскую страду". И почему не переиздается сейчас, в период всеобщего увлечения исторической прозой? Бездари боятся конкуренции.

26. Дмитрий Балашов. "Государи московские". Серия романов. (1975-2000). Дмитрия Балашова я знал лично очень хорошо еще с его петрозаводских времен. И романы все его люблю, начиная с первых - "Господин Великий Новгород" и "Марфа-посадница". Но трудно выделить какой-то один. Пожалуй, лучший исторический писатель ХХ века. Впрочем, пишет и Negoro "Удивлен. В списке нет Д.Балашова. А ведь ничего подобного не только в ХХ веке, но и во всей русской исторической прозе нет, как по замыслу, так и по исполнению"…

27. Валентин Пикуль. Конечно же, "Нечистая сила" (1979). Самый проблемный его роман о надвигающейся революции, о бессилии монархии.

28. Семен Бабаевский. "Кавалер Золотой Звезды" (1947). Вернемся в послевоенное время. Это был самый знаменитый и любимый читателями роман. Кстати, и сегодня он читается с интересом, мастерски написан.

29. Иван Стаднюк. "Война" (1971-1974-1980). Смелое соединение фронтовой окопной правды с так называемым стратегическим мышлением, с изображением руководства страны в годы войны. Его совершенно напрасно относят к так называемой "секретарской литературе". В чем-то Иван Фотиевич был посмелее многих диссидентов, и характер имел стойкий.

30. Константин Симонов. "Живые и мертвые".(1959-1971) Больше всего мне досталось от читателей, что не дал в первом списке Симонова. Любят его до сих пор многие. Что удивительно, и правые, и левые. За него и Бушин заступится всегда, и Борщаговский. Мастеровитый писатель. Удивляется "Александр": "Почему-то не упоминается даже косвенно один из самых талантливых и одаренных писателей ХХ века - Константин Симонов. А это писатель, я считаю, самый талантливый из тех, кто творил в 40-х-50-х годах. Уверен, что творчество Симонова переживет 80% этого списка. А его роман "Живые и мертвые" это и есть "Война и мир" о середине ХХ века". Добавляет NN: "Александр. Согласен с Вами насчет "Живых и мертвых", это действительно великое произведение и непременно должно стоять в списке". Вот и стоит. Но с "Войной и миром" я бы не стал сравнивать.

31. Валентин Катаев. "Уже написан Вертер" (1979). Вот уж кто умел писать для всех времен и для всех читателей. Для детей: "Белеет парус одинокий" или "Сын полка" - изумительные книги советского времени. Для взрослых - от "Растратчиков" до "Отче наш". И вдруг под старость написал лично своё, пронзительное по откровенности и искренности произведение "Уже написан Вертер". Либералы заворчали: "заантисемитничал Катаев", а он просто написал то, что ярко помнил, как в его Одессе еврейские комиссары расстреливали русское дворянство. Впрочем, для кого-то лучшее - это "Алмазный мой венец" или "Сухой Лиман".

32. Илья Эренбург. "Люди, годы, жизнь" (1961-1965) Хотя читатели требовали "Хулио Хуренито", я сам ценю эту остроумную парадоксальную книгу. Но для многих и многих книга воспоминаний "Люди, годы, жизнь" определила всё отношение и к жизни, и к эпохе, и к литературе. Либеральный интеллигент заставил всю интеллигенцию смотреть на первую половину ХХ века своими глазами.

33. Станислав Куняев. "Поэзия. Судьба. Россия" (1990-2000). Зато о второй половине ХХ века ярче всех написал уже поэт-почвенник, может быть, и в противовес Эренбургу. Книга о русской судьбе и русской литературе. Всё-таки есть особый дар мемуариста, воспоминаний - тысячи, а остались "Былое и думы", "Люди, годы, жизнь" и куняевский трехтомник.

34. Владимир Дудинцев. "Не хлебом единым" (1956). "Алексей СТ": "Почему нет в списке Дудинцева. Роман "Белые одежды" Очень хороший и со знанием дела написанный роман, перевернувший представление о социализме… По силе воздействия на умы можно поставить в один ряд с Шолоховым…" Афанасий: "У Дудинцева не "Белые одежды", а роман "Не хлебом единым" - сильная вещь, всколыхнувшая в своё время общественное сознание…" Скорее, соглашусь с Афанасьевым, крепкая социальная проза. Не более.

35. Юрий Трифонов. "Дом на Набережной" (1976). В сталинское время нашумел "Студентами", в эпоху застоя их же опроверг "Домом на Набережной". Городская социальная проза. А сейчас будто исчез, никому не нужный.

36. Василий Аксенов. "Остров Крым" (1970). Читатель требует "Звездных мальчиков" и "Коллег", но они безнадежно устарели. Хотя, признаю, в юности все зачитывались ими. Поздняя его проза просто бездарна. Остается или "Ожог", или "Остров Крым". Последний хотя бы занятнее. Некий сохранившийся без красных русский остров Тайвань. Впрочем, такой и был - русский Харбин, где царское время как бы продолжалось до конца 30-х годов. Но кончилось чисто по-аксеновски. Кто не уехал на остров Тубабао, тот переехал в Сибирь.

37. Фазиль Искандер. "Сандро из Чегема" (1973). Плутовской роман про абхазскую деревню. Пишет "Дмитрий": "Странный вы, однако, коли не приметили "Сандро из Чегема", да и Бушин понужнее Пастернака…" Странные, однако, у нас читатели, одновременно требуют ультралиберала Искандера и сталиниста Бушина. Или как пишет из Светлого Яра Владимир Бескровный: "Ты прогнулся под еврейское лобби. Эх ты…" И тут же в своем списке просит добавить Лазаря Карелина, Светлану Алексиевич, Виктора Конецкого и других крутых либералов. Ради таких запутавшихся писателей и нужны списки, подобные моему.

38. Виктор Розов. "Вечно живые" (1956). Это его первая пьеса, написанная по свежим фронтовым впечатлениям. Позже, уже основательно переделанная, вышла в 1956 году. С постановки драмы "Вечно живые" начался театр "Современник". На основе пьесы "Вечно живые" кинорежиссер М.Калатозов поставил фильм "Летят журавли". Честный русский реализм.

39. Георгий Владимов. "Три минуты молчания" (1969). Вообще-то, проза мужественных мужчин, ему бы лауреатом стать, а загнали в диссиденты. Но от русского реализма он и в Германии не отказывался. Борьба за человека, изуродованного жизнью. Об этом и "Верный Руслан".

40. Александр Зиновьев. "Зияющие высоты" (1976). Это салтыковская сатира советских времен. Но его социологическая концепция человека важнее, чем сатира. Блестящий социолог ХХ века. От сталинизма до катастройки.

41. Олег Куваев. "Территория" (1974). "Самый в хорошем смысле советский роман это "Территория"…" - пишет "Вольга"… Величайший имперский роман о строительстве и долге. "Где же "Территория" Куваева?" - спрашивает читатель. Вот и я спрашиваю, где нынче наша имперская Территория, и кто её строит?

42. Михаил Алексеев. "Драчуны" (1981). Владимир Барахнин пишет: "Михаил Алексеев, "Драчуны" - первое в советской литературе произведение о голоде 30-х годов. Достаточно вспомнить общественный резонанс, вызванный статьей Лобанова "Освобождение" об этой книге, и разгромное постановление ЦК. Громили, правда, Лобанова, Алексеева тронуть побоялись, ему просто не дали Ленинскую премию".

43. Фёдор Абрамов. "Пряслины" (1972). Николай Кузин пишет: "Книга, которую нельзя изъять из русской литературы". Самый острый социальный деревенщик.

44. Виктор Лихоносов. "Наш маленький Париж". Большая творческая удача. Первый в послевоенное время роман о кубанском казачестве. Николай Кузин: "Без Лихоносова невозможно представить современную русскую литературу".

45. Анатолий Иванов. "Вечный зов" (1976). Владимир Барахнин пишет: "Конечно, не А.Н.Толстой, но "Вечный зов" не слабее Каверина, да и острота проблематики для 70-х была весьма смелой. Это настоящая, а не "секретарская" литература, сравните уровень популярности "Вечного зова" и, скажем, "Строговых" Г.М.Маркова…"

46. Пётр Проскурин. "Судьба" (1972). Попытка советского эпоса, на примере судьбы Захара Дерюгина, "мужицкого Прометея". О Проскурине мне писали многие наши старики. Но будут ли читать его молодые?

47. Сергей Довлатов. "Чемодан" (1986). Вариант эмигрантского Зощенко. Беспощаден и по отношению к себе, и ко всему эмигрантскому окружению. Читается всегда с интересом.

48. Виктор Пелевин. "Чапаев и Пустота" (1996) Пишет "going out" : "В обшем, нормальный список. Не без вкусовщины, естественно… Но вот Пелевина он зря забыл. Ранние рассказы и "Чапаев…" - пожалуй, лучшее в последней трети ХХ века". Добавляет "tanulla": "…И Пелевина, да, это он зря…". А "Вольга" добавляет: "В самое логово врага нанес удар Виктор Пелевин…"

49. Юрий Козлов. "Колодец пророков" (1998). По мнению Льва Данилкина - это тот же Пелевин, но патриотического разлива. Интеллектуальный увлекательный триллер, где философствуют все герои. Главенствует тема России.

50. Дмитрий Галковский. "Бесконечный тупик" (1997). Если уж мы начинаем Василием Розановым, продолжаем Даниилом Андреевым и Александром Зиновьевым, то и заканчивать надо философским литературным трудом Галковского. Как пишет Евгений Конюшенко из Кемерово: "Эта книга (Галковского. - В.Б.) - настоящий сгусток интеллектуальной и эмоциональной энергии. Заслуга Галковского в том, что он восстановил традицию русского национального философствования, искусственно оборванную в ХХ веке…"

Владимир Бондаренко



Загрузка...