emou.ru

Сфинксы на набережной робеспьера. «Пётр-паук» и «сфинксы-скелеты». Самые известные скульптуры Шемякина Кто видел этот памятник, наверняка поймет, что дело не в костности человеческого восприятия или происках недоброжелателей - дело в самой скульптурной ко

7 июня исполняется 25 лет со дня открытия в Петропавловской крепости самого скандального памятника Петру I, созданного Михаилом Шемякиным в 1991-м году. Это дар известного художника родному городу и… Петру, день рождения которого отмечается 9 июня. Как создавался этот неоднозначный монумент, а также другие противоречивые работы мастера?.

«Пётр-паук»

Бронзовый Петр I, сидящий на троне в Петропавловке - один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора. Идея создания монумента, как и многое в жизни Шемякина, пришла случайно. В его мастерской давно хранилась копия прижизненной восковой маски царя, выполненная ещё в 1719 году Растрелли. Сегодня считается, что она довольно точно показывает истинное лицо Петра. Однажды её увидел Владимир Высоцкий и предложил художнику изваять императора: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?»

В 1980-м Высоцкий умер и Шемякин в память о друге ещё в США приступил к работе.

Фигура Петра удивляет нарушением естественных пропорций. Фото: Commons.wikimedia.org / Тара-Амингу

«Я стал создавать первые наброски из глины. Сразу в натуральную величину,- вспоминал Шемякин.- Мы выносили замотанные макеты в парк и ставили их на кресло. Здесь и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека, хотя ростом был под два метра. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов - крошечная голова и длинное тело…»

Над скульптурой Шемякин трудился 8 лет. Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основат елю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Кстати, чтобы прочитать эти слова приходится склонить голову, так скульптор ещё раз заставляет нас быть почтительным с императором.

Фигура удивляет нарушением естественных пропорций: лицо напоминает обитателей Кунсткамеры, голова лысая и карикатурно маленькая, тело же слишком крупное, туловище, ноги и руки очень вытянуты. Особо выделяются наводящие жуть пальцы. Они такие долгие и тонкие, что острословы назвали памятник «Пётр-паук».

«Моя работа создана не для созерцания и любования, а размышлений о трагической судьбе России последних трёх веков,- говорит скульптор.- Возможно, это понимание приходит не сразу».

Когда памятник только был создан, многие эксперты, в том числе известные архитекторы, выступили за его установку в Летнем саду. Однако вмешался первый мэр города Анатолий Собчак и «шокирующую» скульптуру открыли у Комендантского дома Петропавловской крепости. Это произошло в июне 1991 года, накануне возвращения Ленинграду исторического имени Санкт-Петербург, что ещё подлило масла в огнь. На творение Шемякина сразу обрушился вал критики.

Нападок было столько, что в первые дни возле скульптуры пришлось даже выставить охрану, чтобы избежать вандализма. Но со временем к новому образу сидящего на троне самодержца привыкли и он стал достопримечатель ностью Петербурга. Более того - исполнителем желаний. Прочно укрепилась легенда, что если потереть длинные пальцы Петра - всё загаданное исполнится. Правую руку - посыплются денежки, левую - снизойдёт творческое вдохновение. Ну а если посидеть на коленях - всё будет хорошо в личной жизни. И, судя по тому, как буквально блестят длинные пальцы, а колени почти истёрты - мечты сбываются…

Сфинксы-скелеты

Этот памятник «Жертвам политических репрессий», в котором переосмыслены мотивы знаменитых петербургских сфинксов, был установлен в 1995 году.

« Место напротив известной тюрьмы "Кресты" выбрано не случайно, - рассказывает Шемякин.- Там в годы сталинских репрессий томились заключенные и лица сфинксов - олицетворение жестокого режима. Со стороны жилых домов у них юные женские профили, а со стороны "Крестов" - изъеденные, обнажившиеся черепа. Между ними - стилизованное тюремное окно с решёткой. Так отражена жизнь страны - одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что».

По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Шаламова, Гумилёва, Мандельштама, Ахматовой, Заболоцкого, Андреева, Лихачёва, Бродского, Буковского, Солженицына, Высоцкого. Он словно показывает, как близки были в то жуткое время жизнь и смерть, свобода и заключение, счастье и трагедия. Туловища у сфинксов худые и сквозь кожу выступают кости, а в высокой посадке головы читается страшная тревога.

В 70-х за неадекватное, с точки зрения режима, поведение его поместили в психбольницу с диагнозом «вяло текущая шизофрения». Фото: www.globallookpress.com

Вероятно, создавая эти изваяния, художник вспоминал и собственную жизнь. В 70-х за неадекватное, с точки зрения режима, поведение его поместили в психбольницу с диагнозом «вяло текущая шизофрения». А в 1971-м в течение нескольких часов выгнали из страны, не дав даже попрощаться с родителями. За что? Начальникам не понравилось изобретённое бунтарём новое движение «метафизический синтетизм». Правда, дальнейшая жизнь показала, что власти, сами того не подозревая, оказали Шемякину огромную услугу. За рубежом он получил признание, стал гражданином мира. Сегодня с ним дружат короли и главы государств. И в Россию теперь приезжает когда и на сколько захочет. Квартиру ему тоже выделили, на Фонтанке, по поручению Владимира Путина. Как рассказывал сам художник, когда чиновник, которому президент давал распоряжение, поинтересовался, в какой срок предоставить Шемякину жилье, глава государства ответил: «Мы выгнали его в 71-м, так что очередь подошла…»

Две судьбы

Особая страница в жизни Шемякина - дружба с Высоцким, с которым они познакомился благодаря Михаилу Барышникову в 1974 году.

«Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это — навсегда,- вспоминал Шемякин. - Было ощущение, что мы давным-давно знаем друг друга, но только очень долго были в разлуке. И вот сейчас нужно выговориться, поведать друг другу что-то важное и нужное для нас обоих».

Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль». Фото: Кадр из фильма/ «Вертикаль»

Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича. Их совместным загулам посвящена знаменитая «На Большом Каретном». Всего Шемякин создал 42 иллюстрации «на тему Высоцкого» — по одной на каждый год жизни легендарного актера. Необычным стал и памятник поэту, установленный в Самаре. Отрылся он 25 января 2008 года, в день 70-летия барда. В центре композиции фигура Высоцкого в роли Гамлета и с гитарой в руках. Справа - мужчина в плаще, олицетворяющий «чёрного человека» и те губительные силы, что сопровождали артиста на жизненном пути. Слева на фоне решетки — надзиратель со связкой ключей. Ближе к центру — женщина с лицом Марины Влади, символизирующая Возлюбленную и Музу. Памятник установлен около самарского Дворца спорта где в 1967 Высоцкий дал первые в своей жизни концерты при шеститысячной аудитории.

Дети и зло

Это самый скандальный памятник Шемякина (установлен в 2001-м на Болотной площади в Москве).

«Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».

Всего здесь 13 фигур пороков и они нарочито высокие, чтобы даже взрослые чувствовали своё ничтожество. Фото: www.globallookpress.com

Всего здесь 13 фигур пороков и они нарочито высокие, чтобы даже взрослые чувствовали своё ничтожество. Наркомания, например, изображена в виде лысого мужчины с хитрым неприятным лицом. За спиной у него сломанные крылья, на которых невозможно взлететь. В руке - шприц. Угодливая улыбка словно говорит, нужно лишь принять этот «подарок» и всё будет хорошо… Проституция раскрывает объятья в виде полуженщины-полу лягушки. У неё красивое тело и нарядная одежда, но в выпученных глазах никакого выражения, а ухмылка отталкивает. Садизм показан носорогом в «наряде» мясника со злым лицом. Так и чувствуется, что это тот, кто любит мучить слабых, потому что он сильнее. Приготовлен и Позорный Столб - это для тех, кто закрывает глаза на страшные события только потому, что они ушли в прошлое. Война изображена тоже с крыльями, но в доспехах и противогазе. Ребятам она протягивает игрушку - Микки-Мауса. Вот только мышонок закован в бомбу…

Монумент входит в топ-10 наиболее спорных монументов столицы. Фото: Commons.wikimedia.org / Glavkom_NN

Монстры Шемякин вылепил так жизненно, они так отвратительны в своих наклонностях, что памятник, помимо сторонников, обрёл и немало противников. Он входит в топ-10 наиболее спорных монументов столицы. А после покушения вандалов власти поставили забор и охрану, теперь пороки можно видеть только с 9 утра до 9 вечера. Вот если бы так было и в жизни…

Сколько раз проезжал по левому берегу Невы от Большеохтинского моста к Литейному, видел двух сфинксов на набережной, но ни разу не останавливался. А сегодня был неподалеку, подошел, сделал несколько снимков. Сфинксы работы Михаила Шемякина, установлены в 1995 году - это памятник жертвам политических репрессий.


Одна половина лица у сфинксов женская - смотрит на жилые дома на набережной Робеспьера.


Вторая половина лица - череп - обращена к тюрьме "Кресты" на противоположном берегу Невы.


Это знаменитые "Кресты". С 1868 г. здесь была центральная пересыльная тюрьма, "централ". В Крестах сидели Троцкий, Луначарский, Лев Гумилев, маршал Рокоссовский, актер Георгий Жженов. За все время существования Крестов, здесь было всего три удачных побега. Первый побег из Крестов совершил в 1922 году питерский налетчик Ленька Пантелеев с тремя своими подельниками. Последняя попытка побега была в 1992 году, окончилась она неудачей, погибли три заключенных и один охранник. Уже несколько лет Кресты собираются закрыть и на их месте сделать то ли музей, то ли концептуальную гостиницу с номерами в тюремных камерах.


Рыбак на набережной.


Вид на Литейный мост и Петропавловскую крепость с набережной Робеспьера.

В котором переосмыслены мотивы знаменитых сфинксов на Университетской набережной . Расположен напротив печально известной тюрьмы «Кресты » на Воскресенской набережной . Автор проекта - Михаил Шемякин .

Памятник в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах открыт 28 апреля 1995 года. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу - изъеденные, обнажившиеся черепа . Между сфинксами на парапете набережной - стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.

Высота сфинксов - 1,40 м, высота плинта - 0,17 м, высота постаментов - 1,60 . [ ]

По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова , Н. Гумилёва , О. Мандельштама , А. Ахматовой , Н. Заболоцкого , Д. Андреева , Д. Лихачёва , И. Бродского , Ю. Галанскова , А. Солженицына , В. Высоцкого , В. Буковского :

  • Все товарищи его заснули, / только он один не спит: / всё он занят отливаньем пули, / что меня с землёю разлучит… / Николай Гумилёв, 1917;
  • … Петербург! У меня ещё есть адреса, / по которым найду мертвецов голоса… / Осип Мандельштам, 1930
  • … Хотелось бы всех поимённо назвать, / Да отняли списки и негде узнать… / И если зажмут мой измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ… / Затем, что и в смерти блаженной боюсь / Забыть громыхание черных марусь, / Забыть, как постылая хлопала дверь / И выла старуха, как раненый зверь. / И пусть с неподвижных и бронзовых век / Как слёзы, струится подтаявший снег, / И голубь тюремный пусть гулит вдали / И тихо идут по Неве корабли… / Анна Ахматова, 1935-1940;
  • … Вот они и шли в своих бушлатах - / два несчастных русских старика, / вспоминая о родимых хатах / и томясь о них издалека… /…Не нагонит больше их охрана, / не настигнет лагерный конвой, / лишь одни созвездья Магадана / засверкают, став над головой… / Николай Заболоцкий, 1947-1948;
  • … Нет! Не зодчим дворцы / создающим под солнцем и ветром / купола и венцы, / возводя в голубой окоём - / в недрах русской тюрьмы / я тружусь над таинственным метром / до рассветной каймы / в тусклооком окошке моём… / Даниил Андреев, 1956;
  • Я могу повторить то, что сказал раньше: / в правде нет страха. / Правда и страх не совместимы. / Дмитрий Лихачёв, 1987;
  • Прошёл январь за окнами тюрьмы / и я услышал пенье заключённых, звучащее в кирпичном сонме камер: / «Один из наших братьев на свободе». / Ещё ты слышишь пенье заключённых / и топот надзирателей безгласных, / ещё ты сам поёшь, поёшь безмолвно: / «Прощай, январь» / Лицом поворотясь к окну, / ещё ты пьёшь глотками тёплый воздух, / а я опять задумчиво бреду / с допроса на допрос по коридору / В ту дальнюю страну, где больше нет / ни января, ни февраля, ни марта. / Иосиф Бродский, 1961;
  • … Вы можете выиграть этот бой, но вы / всё равно проиграете эту войну. Войну / за демократию и Россию, войну, / которая уже началась и в которой / справедливость победит неотвратимо… / Юрий Галансков, 1966;
  • … Оттого все, кто глубже черпанул, / полнее изведал - те в могиле уже, не / расскажут. / Главного об этих лагерях - уже никто / никогда не расскажет… / Александр Солженицын;
  • Все взято в трубы, перекрыты краны, / ночами только ноют и скулят, / что надо… надо сыпать соль на раны, / чтоб лучше помнить - пусть они болят! / Владимир Высоцкий;
  • Несчастна страна, где простая честность / воспринимается в лучшем случае как / героизм, в худшем как психическое / расстройство, ибо в такой стране земля / не родит хлеба. Горе тому народу, в / коем иссякло чувство достоинства, ибо / дети его родятся уродами. И если не / найдётся в той стране хоть бы и одного, / чтобы взять на себя общий грех, / никогда уже не вернётся ветер / на круги своя. Владимир Буковский, 1995;
  • Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот запах, не потушила этот зеленый свет и цвет. Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых. От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить. Варлам Шаламов, «Колымские рассказы».

На памятнике изображено также факсимиле подписи

Сфинксы на Университетской набережной давно стали одним из основных символов Петербурга наравне с Петропавловской крепостью и Исаакиевским собором, а Египетский зал в Эрмитаже является заветной тайной комнатой для многих детей, да и взрослых.

Мода на египетскую тематику, возникшая в Европе после похода Наполеона в Египет в начале XIX века, нашла своё отражение и в петербургских памятниках. Многие египетские детали в облике города - элементы декора классических домов, обелиски, стелы и, конечно, сфинксы - настолько привычны глазу, что воспринимаются как естественная часть среды. А между тем они, чего только не повидавшие на своём веку, хранят много тайн. Египетскую мистику Санкт-Петербурга усиливает ещё и то обстоятельство, что город расположен практически на меридиане Великой пирамиды. В нашем подробном гиде собрали самые яркие, самые древние и самые загадочные «египетские» места в Петербурге.

Сфинксы на Университетской набережной


Среди разнообразной монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга есть разные сфинксы; из них наибольшую художественную и историческую ценность представляют два гранитных изваяния из древних Фив. Они были обнаружены в 20-х годах XIX века французскими археологами и с 1834 года украшают пристань на Неве перед зданием Академии художеств. Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Мудрые, как люди, сильные, как львы, они призваны покровительствовать и защищать фараона. Обе статуи испещрены иероглифами - на картушах и на груди сфинксов, на боковых гранях гранитных оснований. Каждый из сфинксов имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III.

Сфинксы Михаила Шемякина (памятник жертвам политических репрессий)


Самые молодые сфинксы Петербурга находятся на набережной Робеспьера. Их установили в 1995 году как памятник жертвам политического террора и репрессий. Место выбрали неслучайно: напротив, на другом берегу Невы, находится знаменитая тюрьма «Кресты», где томились осуждённые. Облик сфинксов несколько пугающ: одна половина лица представляет собой традиционный женский лик, который обращён к домам на набережной, а другая половина, смотрящая на тюрьму, испещрена ранами до оголённых костей черепа. На постаментах памятников - следы от пуль и строки Бродского и Ахматовой, Гумилёва, Солженицына и других авторов XX века, соприкасавшихся с темой политических репрессий. Кое-кто утверждает, что сфинксы якобы помогают несправедливо попавшим за решётку сидельцам вернуться домой.

Египетский мост


Египетский мост на Фонтанке, через который проходит Лермонтовский проспект, был построен в 1826 году. Одно время он считался самым красивым в Петербурге. Правда, существующий нынче мост мало напоминает прежний Египетский - однопролётный, подвешенный на цепях к воротам, оформленным в египетском стиле и покрытым имитациями иероглифов. Въезд на мост с обеих сторон охраняли четыре чугунных сфинкса работы скульптора П. П. Соколова.
В 1905 году Египетский мост обрушился при переходе через него нога в ногу отряда кавалерии - как в самом классическом примере резонанса в школьном учебнике физики. Он был восстановлен в изменённом виде лишь спустя полвека, в 1955 году. Однако стилизованный облик новых сфинксов с высоким золочёным гребнем головного убора и гибким сильным телом стал скорее напоминать греческие скульптуры, чем египетское искусство.


Строгановский дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века Ф. Б. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. У дверей бывшего парадного входа (ныне - со стороны внутреннего двора) на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Они были перевезены сюда в 1908 году с пристани у дачи графа А. С. Строганова и были, по сути, первыми сфинксами, появившимися на набережных Петербурга.

Сфинксы на Свердловской набережной



Парадная терраса-пристань со сфинксами на Свердловской набережной была устроена в 1780-х годах по проекту Д. Кварнеги и являлась прекрасным дополнением к архитектурному ансамблю усадьбы канцлера А. Безбородко. Террасу украшали четыре скульптуры сфинксов и вазы, автор которых неизвестен. Между ними был построен грот, в котором бил источник с целебной водой. Оригинальные сфинксы бесследно исчезли в XIX веке, а в годы Великой Отечественной войны была разрушена и сама пристань. Её реставрация состоялась в 1959–1960 годах и включала в том числе восстановление утраченных скульптур. Новые фигуры сфинксов высечены из серого гранита по образцам, расположенным перед Строгановским дворцом на Невском проспекте. Однако изваяния как будто утратили свою магическую силу, да и целебного источника в гроте больше нет.


Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе Санкт-Петербургского горного университета. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями, а в глубине центральной аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Изваяния невелики, установлены без постаментов, но благодаря чёрной окраске резко выделяются на фоне зелени. Это, пожалуй, самые женственные из всех петербургских экземпляров: выразительные лица обрамлены густо вьющимися волосами, собранными на затылке, а не традиционными головными уборами. Сфинксы не раз меняли своё местонахождение, но нашли своё постоянное пристанище в сквере института летом 1966 года. Говорят, что они помогают сдавать экзамены студентам - главное, накануне попросить их об этом.

    21-я линия В. О., 2

Самого маленького сфинкса Петербурга наверняка не видело подавляющее большинство горожан. С 1832 года он живёт у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы, на главном здании Российской национальной библиотеки. Скульптор Василий Демут-Малиновский поместил его на шлем богини мудрости Минервы, венчающей аттик главного фасада здания. Его очень трудно заметить с земли, но он, конечно, как и «старшие», может исполнить любое сокровенное желание.

Египетский дом




В 1911–1913-х годах по проекту архитектора Сонгайлова на Захарьевской улице был сооружён доходный дом Нежинской, более известный сегодня как Египетский дом. Фасад здания отчасти напоминает парадный вход в храм богини Хатхор в Дендере, несмотря на явную перегруженность элементами декора. Капители колонн украшены ликами небесной богини любви, у дверей подъездов стоят колоссальные царские пилястры, изображающие фараонов в коротких набедренных повязках, во внутреннем глухом дворе-колодце - фризы из уреев и две монументальные фигуры царя и царицы на стене. А кроме того, на фасаде можно найти и скарабеев, и солнечные диски, и летящих птиц, и папирусы - в общем, всё, что напоминает о «берегах священных Нила».

    ул. Захарьевская, 23


Впервые интерес к Египту приобрёл архитектурные формы в Царском Селе, где в 1770 году по приказу Екатерины II появился павильон «Пирамида». Она стала достаточно характерным для своей эпохи парковым сооружением. Императрица проявила чувство юмора и повелела построить его рядом с местом захоронения своих собак - а в Древнем Египте, как известно, пирамиды были усыпальницами фараонов. В 1773 году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора. Позже здесь, в стенных нишах, была размещена коллекция египетских саркофагов и других предметов древности, которые позже были переданы в собрание Эрмитажа.

    г. Пушкин, ул. Садовая, 7

Египетские ворота в Пушкине



Египетские, они же Кузьминские (в угоду близости Кузьминской улицы), ворота были построены в 1827–1830-х годах по проекту архитектора А. Менеласа. Они стали обрамлением триумфального въезда в Царское Село. Две каменные караулки ворот с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян воспроизводят форму египетских храмовых пилонов. В годы Великой Отечественной войны воротам были нанесены тяжёлые повреждения. Сегодня они восстановлены, повреждённые части чугунной облицовки отлиты заново, что вернуло сооружению монументальный, но одновременно очень гармоничный вид.

    г. Пушкин

Зал Древнего Египта в Эрмитаже



В большом зале на первом этаже Зимнего дворца экспонируются предметы культуры и искусства Древнего Египта от четвёртого тысячелетия до нашей эры до первых веков нашего времени: саркофаги, папирусы, скульптуры, украшения, мелкая пластика, есть даже мумия жреца, столь любимая публикой. Началом египетского собрания Эрмитажа, наряду с приобретённой Россией коллекцией итальянца Кастильоне, стала статуя Сехмет, несколько лет до этого простоявшая в Академии художеств. Известный востоковед ХIX века О. И. Сенковский, который и сам бывал в Египте, первый обратил внимание на значение уникальной коллекции музея и предсказал, что изучение этого собрания «прославит, без сомнения, не одно русское имя». И действительно, египетские сокровища Эрмитажа спустя годы вдохновляли лучших русских востоковедов.

Фото: Памятник жертвам политических репрессий

Фото и описание

В апреле 1995 года в Санкт-Петербурге, на набережной Робеспьера, напротив здания печально известной тюрьмы Кресты был открыт монумент, посвященный памяти жертв политических репрессий. Два бронзовых сфинкса, символизирующие известные во всем мире сфинксы на Университетской набережной города, находятся в нескольких метрах напротив друг друга. Их лица разделены по вертикали: с одной стороны, обращенной к жилым кварталам, молодые женские, а со стороны тюрьмы и Невы – истлевшие до костей черепа. Туловища сфинксов так чрезвычайно худы, что через кожу явно проступают кости. Высота скульптур около полутора метров, высота плинта чуть меньше 20 см. Авторы бронзовых изваяний – архитекторы А.А. Васильев и В.Б. Бухаев и скульптор М.М. Шемякин.

Место, выбранное для монументов, символично – тюрьма Кресты в годы политических репрессий стала местом заключения для тысяч ленинградцев. Трагические скульптуры напоминают о том, что все в этом мире эфемерно, и, зачастую, счастье и горе, свобода и заточение, жизнь и смерть бывают близки каждому человеку также, как были они близки некогда миллионам людей, пострадавших и погибших во времена сталинского террора.

Двуликие сфинксы установлены на мраморные постаменты. Между скульптурами – четыре гранитных блока с небольшим проемом, напоминающим зарешеченное окно тюремной камеры. На медных табличках по периметрам постаментов запечатлены строки из произведений поэтов, видных деятелей культуры, прозаиков, так или иначе пострадавших от преследований власти. Здесь есть строки из произведений Николая Гумилёва, Владимира Высоцкого, Анны Ахматовой, Даниила Андреева, Осипа Мандельштама, Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Владимира Буковского, Николая Заболоцкого, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Дмитрия Лихачёва. Есть на памятнике факсимильное изображение подписи Рауля Валленберга.

Для живших в дореволюционной России, а после в Советском Союзе, XX век стал временем тяжких испытаний. Революционные потрясения, гражданская междоусобица и террор, войны, сталинские чистки покалечили судьбы миллионов людей. Черной полосой в истории России отмечены 1937 и 1938 годы, когда по малейшему подозрению, по первому доносу без суда и следствия было арестовано почти 2 миллиона советских граждан, из которых 700 тысяч человек было расстреляно. По усредненным подсчетам, ежедневно в те годы государство уничтожалось около тысячи своих ни в чем не повинных граждан. В последующие годы свободомыслие в СССР преследовалось, но уже не в таких масштабах, однако тысячи человек оказались в числе политических заключенных, а тысячи, после принудительного «лечения», закончили свою жизни в психиатрических клиниках.

В начале 1990-х годов в ряде городов СССР устанавливались памятные знаки, которые со временем заменялись на памятники. Санкт-Петербург был одним из первых в России городов, создавших подобный мемориал. До настоящего времени ведется работа, призванная увековечить память погибших в годы сталинских репрессий. В Волгограде, Тольятти, Уфе, Новосибирске, Барнауле и многих иных городах России, в Украине, Молдавии есть памятники жертвам политических преследований. За годы долгих архивных поисков собраны Книги памяти, в которые внесены имена безвинно пострадавших людей.

Санкт-Петербургский мемориал жертвам репрессий и политических преследований – символ памяти невинноубиенных.



Загрузка...