emou.ru

Михаил Шемякин: про уродов и людей. Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади Скульптурная композиция в защиту детей

4 июля 2014, 14:23

Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади была торжественно открыта в День города - 2 сентября 2001 г. Она состоит из 15-ти фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами изображены в окружении целого сонма трехметровых аллегорических монстров - жутковатых человеческих фигур с головами зверей и рыб. Как пояснил скульптор, именно так по исторически сложившейся традиции принято рисовать пороки.

Все 13 скульптур пороков подписаны на русском и английском языках и установлены в следующем порядке: "наркомания" (drug addiction), "проституция" (prostitution), "воровство" (theft), "алкоголизм" (alcoholism), "невежество" (ignorance), "лжеучёность" (irresponsible science), "равнодушие" (indifference), "пропаганда насилия" (propaganda of violence), "садизм" (sadism), "для беспамятных..." (for those without memory...), "эксплуатация детского труда" (child labor), "нищета" (poverty), "война" (war).

Композиция задумана автором, Михаилом Михайловичем Шемякиным, как аллегория борьбы с мировым злом. Обращаясь к будущим зрителям, М.М. Шемякин написал: "Скульптурная композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: "Дети - наше будущее!". Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".

В центре композиции изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами. Под ногами у них - упавшая книжка со сказками, а вокруг полукругом обступают фигуры, символы пороков взрослых, - Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (возвышается над остальными фигурами и располагается в центре, занимая центральное место среди остальных пороков в композиции), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.

Памятник был создан по инициативе и заказу тогдашнего мэра Москвы Ю.М.Лужкова. В прессе были упоминания о том, что Лужков проявлял большой интерес к ходу работы Шемякина над памятником и даже лично, внезапно вскочив из-за стола во время встречи с ним, продемонстрировал скульптору своё видение позы одной из фигур ("Садизм"), встав в соответствующую позу, которая в результате осталась в металле.

Увидев эскиз, Лужков заявил, что ей не хватает экспрессии, и, выбежав из-за письменного стола, изобразил, как выразился Шемякин, "экспрессию носорога". Я посмотрел на макет и понял, что это была аллегорическая фигура "Садизм".

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Скульптурная композиция состоит из 15 скульптур. Мальчик и девочка окружены пороками взрослых: наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лжеученость, равнодушие, пропаганда насилия, садизм, для беспамятных..., эксплуатация детского труда, нищета, война. А дети, с завязанными глазами, играют в мяч.

Первый год после открытия к скульптурам можно было подойти вплотную. Однако, после покушения вандалов, власти приняли решение обнести её забором, выставить охрану и открывать её для посетителей в определённые часы. Решётка, за которой стоит памятник, открыта с 9 утра до 9 вечера.

По словам автора, скульптурная композиция задумывалась как призыв и символ к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Тем самым Михаил призывает оглянуться вокруг и наконец увидеть, что происходит в мире. И пока еще совсем не поздно задуматься и начать предпринимать меры для исправления нынешней ситуации.

Памятник вызывает неоднозначную реакцию. Не раз композиция подвергалась критике и обвинениям в том, что по сути - это памятник самим порокам. Тем не менее, этот памятник входит в число самых популярных современных достопримечательностей города.

Большой, интересный и не очень известный памятник находится в самом центре Москвы, в сквере на Болотной площади. Он называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Хотя памятником, в классическом понимании этого слова, наверное, его назвать нельзя. Эта целая скульптурная композиция, целая история, которую не расскажешь в двух словах.

Он появился в столице 2 сентября 2001 года в День города. Его автор – Михаил Шемякин. По словам художника, когда он только задумал композицию, он хотел одного – чтобы люди задумались о спасении сегодняшнего и будущего поколений. Многие, кстати в то время были против его установки недалеко от Кремля. Даже собирали специальную комиссию в столичной Думе, и та также высказалась против. Но тогдашний мэр Юрий Лужков всё взвесил и дал добро.

Памятник действительно выглядит неоднозначно и непривычно. Он входит в топ-10 самых скандальных памятников Москвы. Композиция состоит из 15 фигур, две из которых маленькие дети – мальчик и девочка лет 10. Они расположены в самом центре. Как и все в этом возрасте, они играют в мячик, у них под ногами лежат книги сказок. Но у детей завязаны глаза, они не видят, что вокруг стоят 13 страшных высоченных фигур, тянущих к ним руки-щупальца. Каждое изваяние олицетворяет какой-то порок, который может развратить детские души и навсегда ими завладеть.

Стоит подробно описать каждую (слева направо):

  • Наркомания. Худощавый мужчина во фраке и бабочке, чем-то напоминает графа Дракулу. В одной руке шприц, а в другой – пакетик с героином.
  • Проституция. Этот порок представлен в образе мерзкой жабы с выпученными глазами, нарочито вытянутым ртом и пышным бюстом. Всё её тело покрыто бородавками, а на поясе вьются змеи.
  • Воровство. Хитрая свинья, которая повернулась спиной, явно чего-то пряча. В одной руке у нее мешочек с деньгами.
  • Алкоголизм. Жирный слащавый полуголый человек, восседающий на бочке с вином. В одной руке у него кувшин с чем-то «горячим», в другой пивной кубок.
  • Невежество. Веселый и беззаботный осел с большой погремушкой в руках. Живая иллюстрация поговорки «меньше знаешь, лучше спишь». Правда, тут лучше сказать «нет знаний, нет проблем».
  • Лженаучность. Женщина (вероятно) в монашеской рясе с закрытыми глазами. В одной руке у неё свиток с псевдознаниями. Рядом стоит непонятный механический прибор, а в другой руке результат неправильного применения науки – двухголовая собака, которую держат как марионетку.
  • Равнодушие. «Не так страшны убийцы и предатели, они могут только убить и предать. Страшнее всего – равнодушные. С их молчаливого согласия происходит всё самое худшее в этом мире». Видимо, автор полностью согласен с этим изречением. Он поместил «Равнодушие» в самый центр пороков. Фигура имеет четыре руки – две скрещены на груди, а другие две затыкают уши.
  • Пропаганда насилия. Фигура напоминает Буратино. Только у него в руке щит, на котором изображено оружие, а рядом стопка книг, одна из которых «Майн Кампф».
  • Садизм. Толстокожий носорог отлично подходит для иллюстрации этого порока, к тому же одет он в наряд мясника.
  • Беспамятство. Позорный столб - единственная неодушевленная фигура в общей композиции.
  • Эксплуатация детского труда. То ли орел, то ли ворон. Человек-птица приглашает всех на заводик, где трудятся дети.
  • Нищета. Иссушенная босая старуха с посохом протягивает руку, прося милостыню.
  • Война. Последний персонаж в списке пороков. Человек, закованный в доспехи, и с противогазам на лице, протягивает детям игрушку – всеми любимого Микки-Мауса, но мышонок закован в бомбу.

Безошибочно узнать в каждой фигуре конкретный грех или порок очень трудно, поэтому автор подписал каждую скульптуру на русском и английском языках.

Первоначально памятник был открыт постоянно. Но после того, как любители поживиться цветным металлом, открыли на него охоту, композицию огородили забором, приставили охрану и ввели часы посещений с 9 утра до 9 вечера.

В сквер на Болотной площади часто приходят люди. Молодожены фотографируются на фоне причудливых изваяний, особо не придавая значения, затаенному в скульптуре смыслу. Многие композицию ругают, считают нелепой. Наверное, самый ярый противник, доктор психологических наук Вера Абраменкова. Она считает, что Михаил Шемякин поставил памятник гигантским порокам, именно они, а не маленькие дети центральные персонажи. Но большинство людей к памятнику относятся с пониманием, его называют правильным, к месту и ко времени. Скульптор затронул проблему, о которой нужно не говорить, а кричать. Только Шемякин сделал это не при помощи слов, свои взгляды и убеждения автор увековечил в бронзе.

Необычный памятник расположен на в городе Москве и выполнен скульптором Михаилом Михайловичем Шемякиным. В его названии заложена сама суть скульптурного ансамбля - «Дети - жертвы пороков взрослых».

Полностью монтажные работы по установке скульптур были завершены в 2001 году.

В центре приподнятого постамента-площадки расположены скульптуры мальчика и девочки, глаза которых закрыты повязкой. Пластика фигур выполнена так, что создается впечатления, что они будто продвигаются на ощупь вперед неуверенными шажками. Под ногами детей - книжка и импровизированный мяч.

Полукругом вокруг центра композиции расположены скульптуры человеческих взрослых пороков в зловещем количестве - 13:

  • Наркомания представлена в виде худощавого мужчины, одетого во фрак и щеголяющего в бабочке. В одной руке пакетик с дозой наркотика, а в другой зажат шприц.
  • Проституция предстает в образе этакой мерзкой жабы с вытянутым ртом, выпученными глазами и огромным бюстом. Ее дряхлое тело усеяно бородавками, а по талии вьются ядовитые змеи.
  • Воровство представляет обращенная спиной к детям хитрая свинья, прячущая в своей лапе мешочек со звонкой монеткой.
  • Алкоголизм ассоциируется с полуголым человечком со слащавой физиономией. Он восседает на бочке с веселящим вином, держа в руках закуску и пивной кубок.
  • Невежество предстает в виде осла - этакого весельчака и беззаботной личности. В его лапах большая погремушка.
  • Лженаучность представлена скульптурой женщины в балахоне и накинутой на глаза повязкой. В одной руке она держит свиток с некими псевдознаниями, а на другой покоится двухголовая собака - продукт ложного представления о науке и ее применении.
  • Равнодушие является центральной фигурой пороков взрослых от которой остальные размещены по обе стороны. У скульптуры четыре руки, пара которых закрывает уши, а вторая скрещена на груди.
  • Пропаганда насилия чем-то напоминает любимого многими детьми Буратино. Только это не добрый сказочный герой, а порок, который держит в руке щит с изображением оружия. Рядом с этой фигурой стопка книг, среди которых можно разглядеть гитлеровский «Майн Кампф».
  • Садизм представляет толстокожий носорог, облаченный в униформу мясника.
  • Беспамятство изваяли в виде позорного столба, не найдя, наверное, для него одушевленного образа.
  • Эксплуатация детского труда предстает в виде образа зловещей птицы с человеческим лицом, заманивающей детей на свой заводик.
  • Нищету представляет иссушенная старуха, в одной руке которой посох, а вторая протянута за милостью.
  • Война - это некий человек в противогазе, облаченный в доспехи. Он протягивает детям куклу Микки-Мауса, прикованного к бомбе.

Стоит отметить, что памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» появился в Москве по инициативе тогдашнего московского мэра Юрия Михайловича Лужкова. Говорят, что он проявлял огромный интерес к этой работе Михаила Шемякина и даже стал соавтором образа «Садизма» (толстокожий носорог), приняв спонтанно и на эмоциях на одном из обсуждений проекта соответствующую позу, которую скульптор, в конце концов, и исполнил в металле.

Раньше доступ к этой необычной скульптурной экспозиции был открыт круглосуточно, но после повреждения его вандалами постамент обнесли забором с воротами, которые открывают в строго определенные часы.

Скульптурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" - довольно жёсткий, но пронзительный монумент, установленный в сквере на Болотной площади в 2001 году. С момента установки он стал одним из наиболее известных и популярных скульптурных объектов Москвы.

Композиция посвящена влиянию взрослых пороков на личность и жизнь детей, которые рождаются совершенно чистыми, но затем, попадая во взрослый мир и оказываясь беспомощными перед его опасностями, становятся их жертвой или вырастают такими же порочными, как и их родители. Сюжет доносится с помощью 15 скульптур, расположенных на большом полукруглом пьедестале.

В центре композиции изображены дети - маленькие мальчик и девочка с завязанными глазами; они крадутся на ощупь, выставив перед собой руки. Под их ногами лежат книги и мячик. Фигуры детей всем своим видом показывают, что им необходим толковый проводник, но его нет - вокруг их обступают лишь присущие взрослым человеческие пороки. Во главе пороков над детьми возвышается Равнодушие, которое изо всех сил старается не обращать внимания на происходящее.

В фигуры пороков вложено много символизма, они - живое воплощение подстерегающих детей бед и опасностей. Всего в скульптуре изображено 13 пороков:

1. Наркомания;
2. Проституция;
3. Воровство;
4. Алкоголизм;
5. Невежество;
6. Лжеучёность;
7. Равнодушие;
8. Пропаганда насилия;
9. Садизм;
10. "Для тех, кто без памяти" (позорный столб);
11. Эксплуатация детского труда;
12. Нищета;
13. Война.

Автор скульптур хорошо постарался, вложив в них много символизма: так, Наркомания и Война, которыми начинается и замыкается круг пороков, выполнены в виде ангелов смерти - первый, облачённый во фрак, учтивым жестом предлагает шприц, второй же закован в латы и готовится выпустить из рук авиабомбу. Проституция изображена в виде мерзкой жабы, распростёршей руки в приглашающем жесте, а Невежество представлено эдаким ослом-балагуром с шутовским жезлом, который, судя по часам в руке, не чувствует рамок и расходует время на незначительные мелочи. Лжеучёность показана в образе облачённого в мантию и закрытый капюшон "гуру", проповедующего ложные знания, Алкоголизм - омерзительного пузатого мужчины, восседающего на бочке, а Воровство выглядит как богато одетый свин, украдкой отходящий в сторону с небольшим мешочком. Садизм демонстрирует человека-носорога, одновременно мясника и палача, Нищета - иссушенную старуху, скульптура "Для тех, кто без памяти" выполнена в виде позорного столба. Фигура, посвящённая пропаганде насилия, со лживой улыбочкой предлагает детям широкий выбор оружия, а символизирующая эксплуатацию детского труда, выполнена в виде холёного ворона, с мнимой доброжелательностью приглашающего на свой завод.

Во главе пороков с закрытыми глазами стоит Равнодушие: ему даны целых 4 руки, двумя из которых оно закрывает уши, другие же сложило на груди, встав в характерную защитную позу. Фигура всеми силами старается отстраниться и ничего не замечать.

"Скульптурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений.

Долгие годы утверждалось и патетически воскликалось: "Дети - наше будущее!" Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России."

Михаил Михайлович Шемякин;
с таблички при памятнике

Пространство вокруг композиции никогда не пустует: чтобы посмотреть на неё, часто собираются целые толпы. У одних "Дети - жертвы пороков взрослых" вызывает одобрение, другие, наоборот, говорят, что композиция излишне жёсткая, а скульптуры пороков попросту страшные, и их нужно убрать с глаз долой - так или иначе, равнодушным не остаётся никто. Наделав много шума в прошлом, композиция остаётся довольно неоднозначной и сейчас, благодаря чему не утрачивает своей популярности и вот уже второй десяток лет считается одной из наиболее значимых неформальных достопримечательностей Москвы.

Скульптура "Дети - жертвы пороков взрослых" находится в сквере на Болотной площади (Репинском сквере). Добраться до неё можно пешком от станций метро "Кропоткинская" Сокольнической линии, "Третьяковская" Калужско-Рижской и "Новокузнецкая" Замоскворецкой.



Загрузка...

Реклама