emou.ru

Н. Заболоцкий: «О красоте человеческих лиц». Анализ метафор. Анализ стихотворения "О красоте человеческих лиц" Заболоцкорго Н.А

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны. Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира. Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

…холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Чужды ему и

…башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»).

Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно. Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот). Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта. «Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым. Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

«О красоте человеческих лиц»


В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II.Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

Метафора «песня небесных высот» символизирует высокий духовный уровень развития. Н.А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием контраста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпитетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д.), сравнения («ноты, сияющие, как солнце», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, закрытые решетками, словно темница»).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настроение поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений. Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение Некрасивая девчонка. Поэта волнует не то, как она выглядит (лягушонок, дурнушка), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение О красоте человеческих лиц, написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях.

Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет пышный – нарядный, красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: великое чудится в малом. Далее звучит сравнение, противопоставленное первому:

Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга жалкая. Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу. В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения иной – другой символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты холодные, мертвые лица и метафору-сравнение закрыты решетками, словно темницы. Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.

Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу.

у. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:

Поистине мир и велик и чудесен! Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет: Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея. Мне нравится это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.

Имя Николая Заболоцкого связывают с реалистической традицией в литературе, которую развивали поэты, входящие в группу «Объединения Реального Искусства». Годы работы были посвящены «Детгизу», издательству, выпускающему произведения для детей, а Заболоцкий ко всему прочему имел педагогическое образование. Именно поэтому многие его стихи могут быть адресованы и отлично поняты детьми и подростками, при этом они не содержат скучной дидактичности и отвечают на первые философские вопросы, волнующие юных читателей.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» появилось в завершении писательской деятельности Николая Заболоцкого - в 1955 году. Был период «оттепели», Заболоцкий испытывал творческий подъем. Многие строки, которые у всех на устах, родились именно в это время - «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», многие объединены общей проблематикой.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения - мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности - все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному - либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях - это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь - наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия - когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Структурный анализ стихотворения

Среди стилистических средств художественной изобразительности, выбранных автором, также можно отметить анафору (единоначатие строк «Есть..» и «Где…»). С помощью анафоры раскрытие образов организуется по единой схеме.

Композиционно стихотворение содержит нарастающую эмоциональность, переходящую в торжество («Поистине мир и велик и чудесен!»). Авторская позиция в финале выражена восторженным осознанием того, что людей великих и чудесных в мире немало. Нужно лишь их отыскать.

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия, содержит 4 катрена. Рифма параллельная, женская, по преимуществу точная.



Загрузка...