emou.ru

Судьба сильного человека в произведении пиковая дама. Урок-исследование с элементами дискуссии по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама. Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Урок в 8 классе направлен на знакомство с произведением, на выявление философско - нравственной проблематики повести, атакже на совершенствование навыков анализа произведения.

Оборудование: текст повести, музыкальная запись фрагментов оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», аудиозапись повести в актёрском исполнении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А.С.Пушкин «Пиковая дама»

Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.

Цель урока : 1) знакомство с произведением;

2) выявить философско - нравственную проблематику произведения,

3)формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения,

4)совершенствовать навыки анализа произведения

Оборудование: текст повести, музыкальная запись фрагментов оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», аудиозапись повести в актёрском исполнении.

Ход урока

I. Оргмомент.

(запись на доске)

Проблема – сложный вопрос, требующий решения.

Судьба – несколько значений:

  1. стечение обстоятельств, не зависящих от человека, ход жизненных событий;
  2. доля, участь;
  3. будущее, то, что случится, произойдёт.

Сложная проблема, требующая разрешения в выборе своей судьбы.

II. Беседа с классом по произведению:

Слово учителя:

Слово учителя:

Летом 1828 года Пушкин задумал написать повесть об игроке. Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мир. Всё в жизни подобно игре. В карточной игре велика роль случая. В этом притягательная сила карточной игры. Герои «Пиковой дамы» играли в популярную те годы карточную игру «штосс». Правила игры предельно просты.

Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.

художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.

в авторской характеристике дан портрет противоречивого человека; идеалом жизни, единственной целью жизни Германна является желание разбогатеть. Именно это позволит ему, считает Германн, обрести независимость и покой. И пока он следует своей формуле «…расчёт, умеренность и трудолюбие… вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».

Повесть «Пиковая дама» была написана в 1833г., в болдинскую осень, она давно признана шедевром пушкинского творчества.

Как говорил сам Пушкин, «завязка повести основана на реальных событиях». Это типичная петербургская повесть из жизни великосветского общества пушкинской поры.

По мотивам повести композитор Пётр Иванович Чайковский написал оперу того же названия, лучшее своё произведение в оперном жанре.

Опера была создана и поставлена на сцене в 1890г.

Свою работу над произведением начнём с названия повести.

Беседа с классом по вопросам:

  1. Ребята, повесть была написана около 200 лет тому назад, но до сих пор вызывает интерес у читателей. А вам интересно было читать или нет?
  2. В чём секрет этой притягательности? (Дети говорят, что есть таинственность, необычность, фантастика и мистика.
  3. Пиковая дама – что это или кто это? (Ответ Пушкин даёт в самом эпиграфе. Пиковая дама – тайная недоброжелательность).

Что же это за тайная недоброжелательность и кого к кому - выясним позже.

4 .Кто является главным героем повести?

(Главные действующие лица – Германн, Лизавета Ивановна, старуха. Центральный персонаж – Германн ).

Учитель : Обратимся к теме нашего урока: проблема человека и судьбы .

Что такое проблема?

Что такое судьба? Ответ записан на доске зачитать

В повести много интересного, загадочного, даже мистического, но мы рассмотрим это произведение именно с этой точки зрения: человек и его судьба.

Учитель

«Я думаю, что на его совести по крайней мере 3 злодейства», - небрежно роняет Томский о Германе, на балу с Лизаветой Ивановной.

5. Какие же 3 злодейства совершил Германн?

(Дети - первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна – вызывает откровенное сочувствие.)

6. Кто такая Лизавета Ивановна? (работает группа учащихся, получившая индивидуальное домашнее задание заранее)

Дети рассказывают о Лизавете Ивановне, затем работа по тексту 2 главы: Чтение от слов «В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…и далее.

Учитель: З ачитайте самое главное, на ваш взгляд, в пушкинской характеристике Лизаветы Ивановны, которое отражало бы её положение в доме старухи.

– её никто не замечал

– с нетерпением ожидала избавителя. (записать в тетрадь)

7. Что её толкнуло откликнуться на ухаживания Германа?

(Мечта избавиться от старухи).

  1. Каким предстаёт Герман перед Лизаветой Ивановной в первую встречу?

«Однажды – это случилось два дня после вечера, описанного в начале этой повести…

до слов «Через неделю она ему улыбнулась».

  1. Какая художественная деталь особенно чётко характеризует Германа? Каким его увидела Лизавета Ивановна?

(Чёрные глаза , устремив глаза, взоры встречались).

  1. Каким образом Герман сумел добиться всего за 3 недели тайного свидания?

(немыслимого поступка в 19 веке, дерзкого, смелого)

(Писал письма).

9. В чём притягательность его писем? Почему Лизавета Ивановна «упивалась ими» и стала на них отвечать?

10. Зачем он писал эти письма?

(Проникновение в дом ради заветной тайны – тайны 3 карт).

11. Успел ли Герман полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, что писал ей письма?

(Несомненно, он целует её в голову, он честно признается, ради чего пришёл, не хочет обманывать).

Учитель

12 .Найдите главу 3 , когда Герман пришёл и ожидает старуху перед словами «Время шло». – предложение: «Герман её отворил… - зачем многоточие ?

(Он хотел пойти к Лизавете Ивановне, но не пошёл)

Прослушивание аудиозаписи. Размышления Лизаветы Ивановны.

13. Рассказать Сцена объяснения Лизаветы Ивановны с Германном. До слов «Вы чудовище!»

14 . Что же помешало Германну отдаться полностью своему чувству?

(Деньги – вот что алкала его душа ).

15. С каким чувством простилась бедная девушка с Германном? (художественная деталь- холодная безответная рука)

II. 2 жертва Германна . Как вы думаете, кто является второй жертвой?

(Старуха-графиня).

16 .Может быть, пора познакомиться поближе с этим злодеем?

Кто же такой Германн? (работает 2 группа учащихся, получившая индивидуальное задание заранее)

Дети: пересказ II главы. (Жизнь, особенности, отношение автора к нему.).

17. Что он говорит сам о себе: каковы его ж изненные ориентиры?

Расчёт, умеренность, аккуратность, скрытен и честолюбив, не позволял малейшей прихоти. (записать в тетрадь)

Учитель: Он приходит тайно в дом старухи, чтобы узнать тайну 3 карт, чтобы разбогатеть.

Учитель: Прослушаем Монолог Германна V глава

«Для кого вам беречь вашу тайну…» Слушать аудиозапись

Учитель: Обратите внимание на слова:

«Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну»…

18 Что происходит с графиней? (она умирает)

Итак, 2 жертва Германа - старуха-графиня.

Прежде чем мы выясним, кто же 3 жертва Германа,

вспомните, что двигало Германом в его поступках?(жажда денег)

Он имел сильные страсти и огненное воображение .

Сильные страсти и огненное воображение сыграло с ним злую шутку.

20 . Кто же 3 жертва Германа?

(Он сам). Это было домашнее задание, зачитайте, что вы подготовили дома.

(Дети зачитывают, что стало с Германом)

Учитель:

Давайте ещё раз посмотрим,

Какие качества были присущи Германну?

Жизненные ориентиры.

Расчёт, умеренность, аккуратность, сильные страсти, огненное воображение.

Именно огненное воображение заставило его перечеркнуть жизненные ориентиры, по которым он до этого жил.

Учитель : Решительность Германа, его суровость, алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства. Ни сомнений, ни угрызений совести, ни раскаяния.

Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Он вторгается в жизнь людей. Он оказался вероломным человеком.

Корыстолюбие и огненное воображение приводят к трагическому финалу.

Учитель Каков финал?.

Кому и кем выражена тайная недоброжелательность в повести?

(Если это пиковая дама в лице, образе старухи, то старуха простила его, правда, с условием).

Так кто же вызывает тайную недоброжелательность и к кому?

(Может быть, Герман выказывает тайную недоброжелательность ко всем и за это жестоко наказан).

Учитель:

А теперь вернёмся к теме нашего урока?

В чьих руках находится судьба человека?

Пушкинское произведение запечатлело беспощадность Судьбы к Герману, к человеку, который поступает безнравственно и жестоко по отношению к другим людям.

Человек и судьба - кажется, что эти две вещи совершенно несовместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности.

Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой - проиграл.

В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти.

Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели.

Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

Домашнее задание: Подумайте,

Свободна ли 1 жертва Германа - Лизавета Ивановна - от расчёта? Или

Можно ли встретить и в наши дни таких Германнов, ищущих свою счастливую карту? Как вы относитесь к таким людям?


Анохина Юлия Викторовна.

Литература

8 класс.

Учебник литература в 2 х частях.

В.Я.Коровина

В.П.Журавлёв

В.И.Коровин

Москва «Просвещение» 2007

Базовый

Тема урока: Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов-персонажей в повести.

1 час.

Задачи урока:

Личностные

    совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;

    совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

    развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

    развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

    развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

    развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

    развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

    развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

    развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;

    закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;

    закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог

    закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Чувства добрые я лирой пробуждал...
А С. Пушкин

1. Постановка гипотезы.

Недавно мы проанализировали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. О каких нравственных понятиях размышлял поэт с помощью сюжета произведения?

(честь, достоинство, верность в дружбе и любви, умение благодарить, великодушие)

Тема сегодняшнего урока – “Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина “Пиковая дама”. О каких моральных категориях размышляет автор в этом произведении? В чём перекликаются эти произведения.

2. Историческая основа повести “Пиковая дама”

Повесть “Пиковая дама” написана в 1833 г., т.е. на три года раньше, чем роман “Капитанская дочка”. Повесть имеет предысторию.

Предыстория повести “Пиковая дама” (рассказ ученика)

А) Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой дамы”. Поэт сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка повести не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с нею знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по происхождению, старуха и Германн – не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума.

Б) Подготовленный ученик рассказывает о времени, кода была написана повесть (1833 г.) Приложение 1

Кто находится на престоле? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей того времени?

3. Карточные игры . Приложение 2

Рассказ подготовленного ученика о карточных играх, популярных в 30-е годы 19 века.

Карточные термины. Приложение 3

Словарная работа. Приложение 4

4. Анализ повести

Образ Германна

Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба.

Таблица 1. Характер Германна (домашнее задание ). Приложение 5

Какие выводы можно сделать на основе таблицы?

(Поведение Германна полностью противоположно его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного, по его мнению, поведения. Внешняя оболочка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая неизбежно разразится.)

Зачем Германну деньги?

(“...убеждён в необходимости упрочить свою независимость”, с помощью денег он хочет добиться “покоя и независимости”. Это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности. А это свидетельствует о гордыне.)

Какова цель жизни Германна?

(“покой и независимость”)

Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм. В православии гордыня является одной из восьми греховных страстей.

Справедливы ли притязания Германна на богатство?

(Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем внутренне превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодёжи.)

Каким образом Германн может разбогатеть?

Таблица 2. Пути приобретения богатства (домашнее задание). Приложение 5

Какой путь труднее?

Какой путь кажется Германну наиболее перспективным?

С чем играет Германн в своей жизни?

(с судьбой)

Интересен вопрос: почему Пушкин сделал своего героя немцем? Писатель чувствовал первые шаги той болезни, которая только стала проникать в Россию в начале 19 в., но ею уже живёт Европа – жажда сиюминутного обогащения, власть денег в мире, где происходит подмена одних ценностей другими. Тема “Пиковой дамы” - губительная сила “золотой лихорадки”.

Композиция повести

(Во второй главе Лизавета Ивановна спрашивает у Томского, является Нарумов инженером, т.к. уже неделю видит под окнами дома незнакомого инженера. Это был Германн.)

Один и тот же эпизод читатель видит с двух точек зрения – Лизаветы Ивановны и Германна. Героиня воспринимает Германна как возможного возлюбленного:

(“чёрные глаза его сверкали из-под шляпы”, Лизавета Ивановна, заметив Германна, “села в карету с трепетом неизъяснимым”.) В той же второй главе в размышлениях об анекдоте с тремя картами, выбирая, на каком пути он сможет добиться покоя и независимости, Германн подходит, сам того не замечая, к дому графини. И тогда Германн “затрепетал”. Возвратившись домой, он видит сон. Подобный приём писатели часто используют для выявления истинной сущности персонажей, их цели, интересов, будущего.

Какой сон видит Германн? Какова роль этого сна в сюжете?

Как пишет Пушкин, “неведомая сила, казалось, привлекала” Германна к дому графини. Когда герой увидел в окне Лизавету Ивановну, “эта минута решила его участь”.

Как вы это понимаете?

(Германн решил воспользоваться чувствами девушки, чтобы пробраться в дом графини.)

Так Германн преступает какой нравственный закон?

(Нельзя использовать чувства человека. Нельзя пользоваться человеком словно игрушкой. Это непорядочно, бесчестно.)

В этом смысле стоит обратить внимание на эпиграф ко второй главе. Какую роль он играет?

(Между любовью и деньгами Германн выбирает второе.)

Образ Лизаветы Ивановны

Для чего, с вашей точки зрения, в сюжет повести введён образ Лизаветы Ивановны?

(Так в повесть входит тема любви, и она сталкивается с мотивом денег, игры.)

В повести читатель видит два интерьера: старой графини и её воспитанницы. Сравните, чем они отличаются?

(В описании комнаты графини автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Время отложило свой отпечаток на всём: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за мной, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает читателю сущность графини: с одной стороны – богатой светской дамы, с другой стороны – отживающей свой век гордой старухи.)

Образы графини и Лизаветы Ивановны сопоставлены в повести по принципу антитезы. Какой вывод можно сделать при сопоставлении этих образов?

(Сравнение интерьеров комнат героинь говорит о глубокой социальной пропасти между графиней и Лизаветой Ивановной: “Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате...” Ширмы в комнате девушки оклеены обоями – в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча – в покоях графини штофные диваны и кресла, золотая лампада.)

Таблица 3. Характер Лизаветы Ивановны (домашнее задание). Приложение 5

Что роднит образ Лизаветы Ивановны и Германна?

(Героев объединяет несоответствие амбиций и социального происхождения. Они понимают, что достойны лучшего существования, что имеют многое из того, что даёт человеку уважение и власть. Но подобные люди должны были самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Но желание реализовать свои желания достичь успеха приводит героев к черте преступления морального закона. Германн использует чувства Лизаветы Ивановны, чтобы достичь богатства, которе, по его мнению, сделает его успешным в жизни, т. Е. он достигнет “покоя и независимости”, а Лизавета Ивановна приходит к пониманию, что она стала “слепой помощницей разбойника, убийцы её благодетельницы”.)

Образы Германна и Лизаветы Ивановны роднит тайна, мистика, страсть. Они живут мечтами, идеалами. Их обоих искушает другая, лучшая жизнь.

Какую роль при этом сыграл образ Петербурга, в котором происходят события повести?

(Петербург становится не раз героем в русской классике. Зачастую в этом городе происходят мистические события и трагедии. С образом Петербурга связан мотив сумасшествия.)

Если для Германа Лизавета Ивановна – путь в дом старой графини и способ приобретения богатства, то для Лизаветы Ивановны Германн тоже может стать способом обрести свободу, независимость и покой.

В эпилоге читатель узнаёт, что в доме Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница. Как вы думаете, зачем Пушкин упоминает эту деталь?

Мотив игры.

Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: “Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею”. И тогда жизнь напоминает игру в жизнь. А что такое игра?

Напишите ассоциативный ряд

(веселье, безмятежность, лотерея, выигрыш, проигрыш, случай...)

Выберите значимое из этого ряда.

Чтобы достичь богатства с помощью карточной игры, Германн включается в любовную игру. Он хочет сделаться любовником старой графини, он делает невинную девушку игрушкой в своих руках. И здесь речь не идёт о настоящем чувстве. А там, где нет настоящего чувства, нет настоящей жизни.

Идея вытесняет живую жизнь Германна? Как об это сказано в начале четвёртой главы?

Не случайны и образы, с которыми сравнивает Томский Германна – Мефистофель и Наполеон.

(Германн предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.)

Да и сама Лизавета Ивановна замечает сходство Германна с Наполеоном. В какой момент? Почему важно обратить внимание на эти детали?

В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что “на его совести по крайней мере три злодейства”. Какие, на ваш взгляд?

(графиня, Лиза, сам Германн. Ведь он сам лишает себя настоящей жизни и в конце концов сходит с ума.)

Кульминация

Какой эпизод в повести можно назвать кульминацией?

(игра в доме Чекалинского)

Почему эту сцену можно назвать поединком? С кем или с чем был этот поединок?

С Чекалинским, старой графиней, с судьбой, с самим собой?

Честь и честолюбие.

В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.

О чём же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь...

Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость)

А вот слово честь отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)

Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Слайд 26

Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

Подберите синонимы к слову честолюбие. (тщеславие, стремление к славе)

Какое желание мы называем тщетным? (напрасное)

В каком произведении Пушкина понятие чести становится ключевым и вынесено в эпиграф? (“Капитанская дочка”)

5. Финал

Число три становится ключевым в повести. Когда оно упоминается?

С помощью чего Германн хотел достигнуть “покоя и независимости”?

(расчёт, умеренность и трудолюбие)

Но герой отказывается от этих категорий и выбирает карты, удачу и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание.

Почему Пушкин поменял первоначальное название “Холостой выстрел” на нынешнее?

(Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе.

6. Итоги

О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?

Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор.

7. Рефлексия.

Продолжите предложения:

1. Я понял (а), что...

2. Я не знал (а), что...

8. Домашнее задание

Мини-сочинения –

    Что наша жизнь? Игра?

    Игры, в которые не играют.

    Кто Германн: виновник или жертва?

ХОД УРОКА

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама». Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Человек и судьба» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»). Задаём вопросы к теме, пробуем поставить центральный проблемный вопрос.

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, ищут разницу между понятиями “вопрос” и “проблема”, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-исследования. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулирование проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: “мистические тройка, семерка, туз” наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он обдёрнулся.

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?

Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Домашнее задание. Сопоставить поэму А. С. Пушкина «Медный Всадник» и «Невский проспект» Н. В. Гоголя.

Рефлексия (возможна в письменной форме).

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Как вы её решили для себя?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

Конспект урока литературы в 8 классе

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Тема: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".

Эпиграфы к уроку:

-Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.
-Я готов взять грех ваш на свою душу.
-… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.

Цели:

    Обучающая: Проанализировать образ главного героя повести, закрепить опыт анализа эпизода. Развивающая: языковой анализ фрагментов текста. Воспитывающая: теория эгоизма и расчета губительны, безнравственный человек всегда несет наказание.
Урок строится на элементах коммуникативной технологии, базирующейся на диалоге. Методы: выстраивание диалога, анализ эпизода, слово учителя, развитие критического мышление). Для начала отметим, что все три эпиграфа закрыты, учащиеся их не видят, им предстоит их назвать.

Анализ текста по вопросам:

    Понравилось ли вам повесть А.С.Пушкина?

    C овременна ли она, на ваш взгляд?

    А знаете ли вы, что в основу сюжета повести (сложной,философской,символичной) положен курьезный случай (анекдот)?

Курьёзный случай (анекдот), ставший известным Пушкину/ Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.

    О каком герое повести слова, вынесенные мной в тему урока? (о Германне)

    Какие слова в теме являются ключевыми? (душа, злодейство)

    Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему?

(Что за человек Германн? Какой он по характеру? Что твориться в его душе? И о каких злодействах идет речь?) Молодцы! То есть мы должны проследить все движения души Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

    А теперь обратимся к тексту .

В какой обстановке мы впервые видим Германна? Что говорит о себе он сам, что окружающие? (Ответы детей. Читаем: “Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. ЭПИГРАФ 1. ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ГЕРМАННА. (открываем) Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость . Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ,УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.

    Что за человек предстаёт перед нами? (Цельный или сложный, может быть, подберут другое слово) Вывод: Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

    Какую историю о своей бабушке рассказывает Томский и как реагирует на неё Германн? (О трех картах, «сказка»)

    В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? (C частье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).

    На что готов наш герой ради обогащения?

(Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить). Второй эпиграф (открываем). Прокомментируйте его. (Человек без моральных принципов, готов продать душу дьяволу).

    С кем сравнивает Германна Томский на балу?Третий эпиграф(открываем). Прокомментируйте эти слова.

    Случайно ли именно эти три цитаты я предложила вам в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Вся сущность личности Германна очень емко раскрыта в них).

14. Кто такая Лиза? Какую роль в раскрытии внутреннего мира Германна играют его взаимоотношения с Лизой?
(Ответ учащихся состоит из пересказа-анализа эпизодов, связанных с взаимоотношениями Лизы и Германна. Ученики делают вывод, что Германн играет любовью. Расчёт у него везде, даже во взаимоотношениях с девушкой. Любовь - нравственная категория - используется как средство достижения материальных ценностей. Лиза – ключ, помогающий Германну проникнуть в дом старухи)

15. Открыла ли графиня свой секрет? Как ведет себя Германн, ожидая встречи и во время неё? (Возможно, обращение к анализу эпизода (природа). Чувствует ли он раскаяние после смерти графини?

16. Каков финал повести? Удалось ли Германну обогатиться?

17. За что наказан Германн? Обратимся вновь к теме урока, о каких трех злодействах идет речь? (Невольное убийство старухи, убийство веры в любовь, убийство души).

Вывод:

18. А какой нравственный урок из повести можем извлечь мы?

(Безнравственный человек всегда несёт заслуженное наказание. Азартные игры губительны. Не стоит бросать вызов судьбе.)

Домашнее задание (по вариантам):

1.Проанализировать эпиграфы, какова их роль в тексте?

2. Выписать в тетради все цитаты, содержащие числа.

3. Сопоставить картины Петербурга Германна и графини (интерьер, образ жизни).

Материалы к уроку:

Расчет

Умеренность

Трудолюбие

ПИКОВАЯ ДАМА -

тайная недоброжелательность

Елизавета с древнееврейского « почитающая Бога»

3 злодейства :

- убийство веры в любовь (ЛИЗА)

- убийство (невольное) старухи

- убийство души (ГЕРМАНН)

Наполеон воплощение стремления к власти.

Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол.Честолюбие - искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей, побуждение внешнее и низкое. (В.И. ДАЛЬ) ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК – страстный к чинам, отличиям, славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям. (В.И. ДАЛЬ)



Загрузка...