emou.ru

По какой причине произошла трагедия смерть ленского. Почему онегин переживает гибель ленского. Как раскрывается главный герой в этой сцене

1908 года ушел из жизни великий актер, педагог и реформатор отечественного

Театра.Тихой скорбью наполнены слова М.Н.Ермоловой:" Он всю жизнь и душу

Положил за искусство. Умерла душа Малого театра". Человеческая судьба оказалась

Втянута в рамки убогой драматической схемы.В университетских аудиториях и в

Роскошных гостиных убежденно говорили, что печатная клевета убила Ленского.

Императорская сцена в конце 19 века переживала глубочайший кризис.Самые разные

Слои общества объединяла мысль, что русский театр переживает сложный и

Болезненный этап своего развития.Но наиболее трагично эта ситуация переживалась

Людьми, чьё творчество было гордостью русской сцены.В 1897 году Ленский

Выступил на Первом Всероссийском съезде сценических деятелей с докладом о

Причинах упадка театра в провинции.Упоминание о провинции было бесхитростной

Уловкой,вызвавшей ироничные улыбки слушателей. Собравшиеся прекрасно

Понимали истинный смысл выступления режиссера Малого театра. Критикуя

Современную провинциальную сцену, Ленский изложил план преобразован русского

Театра.Основные положения его были таковы: 1.Борьба за новую драматургию.

2.Необходимость новых принципов постановочного искусства.

3.Изменение природы повседневного труда актера.

Главная фигура в театре это актер.Драматургия имеет определяющее значение для

Творчества актера.Репертуарная мешанина провинциальных театров соединяет

Образцы классической драматургии с произведениями полными обывательской

Пошлости.Обилие пьес развлекательного характера не может скрыть скудности и

Бедности современного репертуара. Бог весть,из каких тайников извлекались эти

Умопомрачительные образчики оптово-розничной словесности.Провинциальный театр

Заброшен и никому не нужен, положение его почти безнадежно.Что бы выжить

Провинциальный театр вынужден низко "кланяться" зрителю.Даже сцена Малого

Театра с трудом выдерживает сотню постановок в сезон.Не весть откуда взялись

Толпы исторических персонажей и исполнители скачут из одной эпохи в другую.

Здесь уже не до постановочных изысков.Внешнее обновление мизансцен,обилие

Избитых штампов- позволяет продолжать этот театральный галоп.Психологическая

Сложность актерского исполнения становится на пути развития действия. Из

Образа ушла пластическая непринужденность,блистательная условность

Человеческой подлинности.Это порождает театральное безлюдье,когда при обилии

Исполнителей играть некому.Все это разрушает лучшие театральные традиции и

Искажает смысл и природу актерского труда.Именно лучшие традиции станут

Основой будущих преобразований. Ленский сформировал принципы грядущей

Реформы театра: 1.Единые принципы сценической игры.

2. Единое истолкование смысла и стиля пьесы.

3.Целостное режиссерское решение.

До исторической встречи двух " театральных мечтателей " в "Славянском базаре"

Оставалось три месяца.

Принципы эти были глубоко продуманы и выстраданы Ленским.Появление в 1895 году

Утренних воскресных спектаклей молодых актеров Малого театра вызвало шквал

Насмешек и издевательств.Ленский выступил с объяснениями в печати."Наша

Публика-учащаяся молодежь, билеты по уменьшенной цене, строгий классический

Репертуар -все это может стать фундаментом к созданию другого императорского

Театра".Весной 1898 года, после окончания театрального сезона, в хлебосольную

На должность управляющего московской конторой Императорская театров прибыл

В.А. Теляковский. Этот блестящий гвардейский офицер, по мысли Министра Двора

Барона Фредерикса,должен был внести "свежую струю "в дело управления

Московскими императорскими театрами.Позднее в своих мемуарах Теляковский

Писал:"Малый театр более всего придерживался старых традиций и рутины,

Растеряв часть своей публики".В ходе встречи с управляющим делами Дирекции

В. П. Погожевым были намечены следующие нововведения:

Создание оперного класса при Большом театре;

Открытие Нового театра.

Прибавив ко всем своим обязанностям еще и должность режиссера Нового театра,

Ленский столкнулся с ворохом неразрешимых проблем.В полном отчаянии он

Пишет В. П. Погожеву:" Главная причина плохих сборов- высокие цены, нужно

Разрешить утренники и снизить цены".Коснулся режиссер и проблемы

"перенаселенности " театра. "Дело неминуемо погибнет, если удовлетворять

Проклятый зуд полчища баб, наводняющих наши сцены.Они попали на сцену

Благодаря дядюшкам и тётушкам,через родство и великокняжеские источники".

Ленский официально обращается к Теляковскому:" Устроим смотр этому ополчению,

Чтобы выгнать помелом без сострадания и жалости весь ненужный баласт,

Лежащий гнетом и на искусстве и на бюджете".Разразившийся вскоре конфликт

1900 года на репетиции " Снегурочки" Теляковский обвинил Ленским в

Предвзятом отношении к актрисе Хржановской. Это была открытая провокация.

Накануне, пообещав предоставить роль Хржановской, Теляковский отметил в

Дневнике:"Ленский морочит Дирекцию своей полной бездарностью ".Несуразность

Обвинения была очевидна. Хржановская была ученицей Ленского и он прекрасно

Знал ее артистические способности. Обвиненный в предвзятости и не порядочности,

Ленский немедленно подает в отставку с поста режиссера и руководителя

Театральной школы.Скандал,разразившийся в труппе Малого театра стал достоянием

Прессы. Теляковский отставку не принял, но решил постепенно удалить Ленского

Из театра.В январе 1901 года в газете "Новости дня " Ленский публикует статью

"По поводу декоративной живописи".С газетных страниц прозвучал протест против

Вмешательства Теляковского в вопрос художественного оформления трагедии

Теляковского изготовить эскизы к костюмам.Ленский заявляет о готовности

Уйти в отставку, требуя подчинить живописное оформление спектакля замыслу

Режиссера. Богатейшие перспективы в оформлении спектакля открывала установка

Вращающейся сцены.Именно Ленский положил начало индивидуальной постановочной

Режиссуре в Малом театре.До этого о режиссере, как постановщике пьес никто в

Малом театре и не говорил.Режиссировали пьесу сообща сами артисты, а Главный

Режиссер Кондратьев был лишь связующим звеном между труппой и конторой

Императорских театров.Крайне болезненно воспринял Ленский запрет на

Постановку трагедии Софокла "Эдип в Колоне". "Все свое время отдаю изучению

Пьесы, ее постановка будет для меня истинным наслаждением". Режиссера тревожит

Качество перевода,он подолгу советуется с ведущими специалистами по античной

Литературе Веселовским, Адольфом, Тихонравовым. Тщательно сверяясь с

Подлинниками, он стремится передать силу и образность слога трагедии Софокла.

Театральные неурядицы вызвали у Ленского тяжелое заболевание сердца. В конце

1904 года он едет лечиться за границу. Пребывая в восторге от европейских

Порядков, Ленский горько шутил:" Ну, что-бы Ермаку вместо Сибири завоевать

Австрию".Но даже европейское благополучие не в состоянии заглушить тревогу

Ленского за судьбу русского театра. "Вот что значит конституционное государство

И здесь есть Нелидов и Кондратьев, но определены они в лаки и кучера.Будет

И у нас когда -нибудь конституция".Пророчество Ленского сбудется.Через год в

России будет конституция, а через 15 лет бывший управляющий конторой

Императорских театров Нелидов станет конферансье на выступлениях

О.В.Гзовской. Прошло полгода, как ушел из жизни Чехов.Память услужливо

Возвращала образ писателя.Ленский вспомнил, как советовал Чехову не писать

Больше для театра, как фактически предсказал роковой провал "Чайки", как не

Принял в училище Книппер.

В 1907 году Ленский занимает пост главного режиссера Малого театра. "Эта

Совершенно неожиданно представившаяся возможность осуществить мечты, которые

Казались несбыточными ".Год он будет занимать эту должность.Этот год будет

Речь. Режиссер призывает оставить обиды и молочное самолюбие и " взглянуть в

Глаза нашим грехам ".Малый театр обладает самой крупной труппой на европейском

Континенте."Но мы теряем доверие, мы утратили нашу былую славу".О глубинных

Причинах кризиса Ленский говорит в самых общих чертах."Поднимается занавес и

Сразу со сцены в зрительный зал ползет мертвенная тоска.Слышаться фразы:"А

Говорили Малый театр, Малый театр". Публика становилась все равнодушнее и

Безучастнее к театру. Накануне открытия сезона, Ленский был

Втянут в сложную интригу, связанную с именем О.В.Гзовской, которая накануне

Премьеры заявила о своем желании перейти в Художественный театр.Но, получив

От Ленского согласие на переход, она решает остаться в труппе Малого театра

Еще на один сезон.Режиссерское решение, о передаче части репертуара Гзовской

Другой актрисе, вызвало резкое недовольство управляющего конторой императорских

Театров Нелидова.Не пройдет и года, как Гзовская станет законной супругой

Нелидова и покинет сцену Малого театра.А Ленский подаст прошение об отпуске

Ушатом помоев "-пишет актер В.Я. Брюсову. В письме обозначена и истинная

Причина отставки:" Нелидов, которому получена судьба нашего несчастного

Театра, распустил по Москве слух, что в Малом театре готовится грандиозный

Провал".Письмо передает состояние горького отчаяния в котором находился

Опальный режиссер."Ухожу из театра, которому я отдал половину жизни и всю

Душу. Не хочу быть свидетелем его окончательного растления.Ухожу не только как

Режиссер, но и как актер".Седовласый романтик понимает, что для осуществления

Творческой идеи ему необходима личная свобода. "Утешает меня в предстоящем

Моем положении и то еще, что на 62 году моей жизни я почувствую себя

Независимым,насколько можно чувствовать себя независимым в нашем отечестве".

Уходя, Ленский словно топчется на пороге. Под предлогом "проститься "он за

Несколько дней до смерти посещает В. Л. Теляковского,ставшего Директором

Императорских театров. Несколько лет спустя, получив изрядную порцию критики

В газетах, Теляковский назовет донос нашей национальной идеей.Но сейчас

Директор подчеркнуто вежлив и деловит, и "прощание" приобретает характер

Беседы хозяина с засидевшимся гостем.Но и в этом, обоюдно неприятном разговоре,

Ленский демонстрирует готовность до последнего дыхания отстаивать свое

Человеческое достоинство и честь Малого театра.Такой гордый и несломленный

Ленский служил живым укором театральным властям.Результатом этой встречи стало

Продолжение газетной травли Ленского.Публикация полного достоинства ответа

Редакции "Новостей сезона ", стала последней битвой великого театрального

Романтика против "высочайше утвержденной рутины".

Роман "Евгений Онегин" был создано два века назад. Но и сейчас он занимает видное место в русской литературе, выделяясь своей неповторимостью, актуальностью и даже тем, что его написал сам Пушкин. Это человек, занимающий целую эпоху и сияющий в зените славы. Он затмевает собой всех вокруг и с этим нельзя поспорить. "Двести лет его произведения читаются и волнуют наши сердца". Двести лет… сколько событий случилось за это время, но всегда его любили и читали. Он был звездой, которая никогда не погаснет; и которая будет освещать наш путь, помогая разобраться, что в нашей жизни хорошо, а что плохо. Эта та путеводная звезда, благодаря которой невозможно сбиться с пути. Это невозможно сделать читая его произведения, восторгаясь Онегиным и осуждая Ленского, жалея Татьяну и критикуя Ольгу.

Читая его снова и снова, поражаешься чувствам пропитавшим его насквозь. "Евгений Онегин" удивляет нас своей многоликостью и совершенством. Думаю, сейчас не найдется человека, который бы не знал героев этого романа, или не мог прочитать хотя бы страницу из него.

Все знают и Онегина, и Ленского. Их странная дружба до сих пор волнует сердце. Они такие разные. Невольно хочется задать вопрос: а какие они? На него Пушкин отвечает сам и очень точно. Вот что он говорит об Онегине:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

В противоположность Онегину, Ленского поэт описывает так:

От хладного разврата света

Ещё увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев;

Он сердцем милый был невежда.

А свела этих людей неформальная случайность. Онегин приехал в деревню из-за наследства, а Ленский, устав от столичной суеты, хотел уединиться. Эти два образа Пушкин противопоставил друг другу. В деревне их даже приняли по-разному. Онегина назвали "опаснейшим чудаком", а Ленского "просили в женихи". Итак они подружились:

Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

В той дружбе Ленский для Онегина - лишь "временное исключение". Он ищет что-то новое, ещё не надоевшее, и видит всё это в лице Ленского. Мне кажется, что Онегин относился к нему со снисхождением, как относятся взрослые к маленькому, глупому ребёнку. В то время как Ленский горел желанием сделать что-то необыкновенное, Онегин служил ему "бодрящим бальзамом". Это ещё раз доказывает ветреность и легкомыслие Ленского. Они по-разному мыслят, по-разному чувствуют по-разному говорят. Онегин трезв во взглядах, он судит о мире, как законченный циник, защищенный непробиваемой бронёй эгоизма. Он по определению Белинского "страдающий эгоист". Ведь как человек может быть счастлив, если он не верит в любовь. Он лишь играет в неё. Она неведома Онегину - поклоннику "науки страсти немой", но если вслушаться - страсть не знает правил, для Онегина может и уже потом, поняв, что ещё не знал любви, отрёкся от неё, он будет по-настоящему страдать. Им владеет громадное чувство превосходства. Потом он поймёт, что это чувство было "мнимым", потом, уже после смерти Ленского, после признания Татьяне. И будет жалеть, что ничего нельзя исправить, вернуть.

Ленский - полная противоположность Онегину. Пушкин относится к нему с иронией и нежностью. Герцен так сказал о нём: "Это одна из тех целомудренных натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь они, больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть". Ленский - это звезда, которая вспыхнула, чтобы погаснуть. Мне кажется, что он должен был погибнуть. Такая душа не могла принять условий жизни и трезво видеть мир, не могла, как пишет Белинский, "развиваться и идти вперёд". Иначе Ленский стал бы копией Онегина, а это

недопустимо. Но, всё-таки, при всей их непохожести было что-то, что их объединяло. Они выделялись из толпы. Они - "белые вороны" того времени. Это их отличие от всего света.

Описание Онегина и Ленского проникнуты декабристскими настроениями. И они подходят для роли декабристов, но не один из них им не становится. Почему же? Да потому, что Онегин индивидуалист, не представляющий себе жизнь рядом с кем-то, сосредоточенность на сомом себе, а не на общем быте - вот разница, которая отделила Онегина от декабристов.

Ленский же к ним был ближе, однако тоже им не стал:

Он верил, что друзья готовы

За честь принять его оковы

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника...

Смерть Ленского была написана уже после гибели декабристов. Это не случайно. Его гибель описана в таких тонах, что заставляет нас думать о громадной катастрофе. Он умирает слишком рано. Этим подчёркивается его схожесть с декабристами.

Но вот наступают именины Татьяны Лариной. Они становятся переломным моментом в жизни героев. Во время них мир, в котором жил Ленский был взорван. Взорван нагло и бесцеремонно. Уничтожен Онегиным - бывшим лучшим другом, а теперь врагом. И в этом виноваты они оба. Онегин зол на Ленского, ведь тот сказал, что на именинах никого не будет, а зал был полон гостей. С ними Онегин вынужден общаться, так тщательно охранявший своё уединение. Онегин решает отомстить:

К минуте мщенья приближаясь,

Онегин, втайне усмехаясь,

Подходит к Ольге. Быстро с ней

Вертится около гостей,

Потом на стул её сажает.

Заводит речь о том, о сём;

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает;

Все в изумленье. Ленский сам

Не верит собственным глазам.

Он начинает флиртовать с Ольгой. Для него это лишь игра, герой не подозревает, какую бурю чувств вызвал в душе Ленского. Игра с чувствами, так привычная Онегину, для Ленского превращается в игру с судьбами. Оскорблённый он вызывает друга на дуэль. Онегин удивлён. Он не видит для дуэли оснований, однако без раздумий соглашается. Лишь после смерти Ленского, он понимает, что натворил, но уже поздно. Он "сражён". Однако потрясением для Онегина становится не смерть Ленского, а понимание того, что чувство превосходства, которым он так гордился, вдруг исчезло, оставив его беззащитным. Здесь нельзя с уверенностью сказать, кто виноват в дуэли и её трагическом исходе. Онегин? Да, он хотел лишь досадить Ленскому, отомстить непонятно за что. Онегин не подозревал во что это выльется. Пушкин так описывает его состояние после смерти Ленского:

Им овладело беспокойство

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство;

Немногих. Добровольный крест).

Он мог отменить дуэль, но не сделал этого, потому что был слишком подвержен влиянию того времени. И в этом его вина.

Вина Ленского в том, что он очень вспыльчив и ревнив, но разве это вина? Тогда вина в том, что он, уже раскаявшись в своём порыве не отменил роковую встречу. А может здесь виноват Пушкин, что свёл их вместе? Но кто бы не был виноват, смерть Ленского является главным событием всего романа, его переломным моментом.

Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" был для его современников произведением всемирного значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, самобытности и гражданственности. "Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека" (В.Г. Белинский)

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Теги: Дуэль Ленского с Онегиным Сочинение Литература

В первых же строках романа главный герой, Евге-ний Онегин, характеризуется как человек корыст-ный, заботящийся только о своем комфорте и благо-получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:

Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим-ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,— став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?

Евгений, всячески избегавший общения с местны-ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения — одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений... не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри-нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве-рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при-вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора-зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко-торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом-стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак-теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко-торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же-них, принимает ухаживания Евгения.

Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы-зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере-мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от-стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге-ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал...» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы-танное раздражение при виде многочисленных гос-тей. Ведь Ленский — романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.

Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва-ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно-гом...». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при-нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презре-нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...».

Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.

По правилам того времени Онегин мог предотвра-тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.

Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.

Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:

И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Евгений поражен смертью приятеля: Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де-ревню, отправиться путешествовать.

Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.

Смерть Ленского описана иначе, чем все остальные. Это кульминация фабулы, событие, решающее судьбы всех главных героев. Можно снисходительно относиться к Ленскому, подмечать все иронические сентенции о нем, щедро рассыпанные Пушкиным, но нельзя пройти мимо того, что гибель юного поэта и в авторе, и в его героях (даже поначалу в Ольге, олицетворяющей человеческий и литературный стандарт), и в читателях-персонажах (например, в “горожанке молодой”), и просто в читателях постоянно отзывается горечью и состраданием. В.Г. Белинский, несмотря на серьезные основания, напрасно посчитал смерть Ленского самым достойным выходом из неизбежного в будущем опошления. Опошление проблематично, и, более того, нам представляется, что Пушкин оставил возможную судьбу Ленского непредсказуемой и заодно поставил читателям маленькую ловушку, предлагая им решить альтернативу XXXVII и XXXIX строф шестой главы с позиций “превосходства, быть может, воображаемого”. Смерть Ленского, разумеется, большое несчастье, происшедшее в первую очередь из-за непоправимой ошибки главного героя. Вспомним в связи этим первую реакцию виновника кровавой драмы:

* В тоске сердечных угрызений,
* Рукою стиснув пистолет,
* Глядит на Ленского Евгений.
* “Ну, что ж? убит”, - решил сосед.
* Убит!.. Сим страшным восклицаньем
* Сражен, Онегин с содроганьем
* Отходит и людей зовет.
* (VI, 132)

Зарецкий произносит свою реплику нарочито регистрирующим тоном, но его ровное “убит” отзывается в душе Онегина “страшным восклицанием”.

Смерть Ленского занимает фактически всю вторую половину романа. Она, можно сказать, размножена в тексте, парадоксально неоднократна. Если беглых замечаний о смерти множества персонажей мы почти не запоминаем, то убийство Ленского подчеркнуто происходит дважды: Онегин повергает его “длинным ножом” в сне Татьяны и убивает из пистолета на дуэли. Ведь в поэтическом мире сон и явь одинаково реальны (12)*. Описана также смерть поэта в обывательском модусе. Ленский как бы убит один раз предварительно, другой - по-настоящему и еще раз умирает посмертно. Абсолютное событие, с одной стороны, усиливается этими повторами, с другой - становится вероятностным. За текстом в пропущенной XXXVIII строфе шестой главы спрятан героический модус гибели:

* Он совершить мог грозный путь,
* Дабы последний раз дохнуть
* В виду торжественных трофеев,
* Как наш Кутузов иль Нельсон,
* Иль в ссылке, как Наполеон,
* Иль быть повешен, как Рылеев.

Кстати сказать, высокий модус XXXVII строфы предварен в XXXVI, цитируемой гораздо реже. В ней гибель поэта дана на реминисценциях множества скорбных элегических сетований с характерным восклицанием “где”:

* Увял! Где жаркое волненье,
* Где благородное стремленье
* И чувств и мыслей молодых,
* Высоких, нежных, удалых?
* Где бурные любви желанья…

Итак, смерть Ленского с ее разнообразными отзвуками по всей второй половине романа (совсем вне мотива остается лишь четвертая глава, хотя “обертоны” есть и в ней) получает гораздо больший вес, чем все остальные смерти, вместе взятые. Наше первоначальное впечатление о смерти как о естественном моменте в круговороте бытия вдруг резко смещается по большой амплитуде смысла. Сначала жизнь и смерть почти приравниваются друг к другу, а затем смерть оказывается драматическим событием. Пушкин спокойно позволяет остаться этой антитезе, и две оценки смерти рождают структурно-смысловое напряжение своим неснимающимся противоречием.



Загрузка...