emou.ru

Один праздник, но две даты: почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни? Рождество Христово: даты, история, традиции О Рождестве Христовом: история праздника

Пару лет назад, накануне Рождества, французские студенты-социологи провели опрос среди своих сверстников, гуляющих по Парижу. Вопрос был один: "Что мы празднуем на Рождество?" Варианты предлагаемых ответов могли бы показаться шуткой: тут было "на Рождество празднуют окончание рождественских распродаж" и "на Рождество отмечают приход "Père Noël" ("Отца Рождества") с подарками", "Рождество - праздник в честь установки рождественской елки" и "Рождество - это как репетиция Нового года", "Рождество - начало двенадцатидневных зимних праздников с 25 декабря по 6 января" и даже "Рождество - это праздник связанный с выходом на экран новой рождественской кинокомедии". Только один ответ упоминал Бога: "Рождество - это день рожденье Христа".

Конечно, опрос можно было бы посчитать студенческим приколом, если бы не то пугающе малое количество респондентов, вспомнивших в этот великий праздник о Христе. Твердо веря, что в среде нашей молодежи подобное невозможно, мы все же решили кратко, конспективно изложить, в чем суть праздника Рождества и как его правильно провести. Приступим. Причем читать текст могут и те, кто давно уже подпадает под категорию +18.

1. Что мы празднуем в день Рождества?

Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.

2. В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым?

У двух зимних и стоящих рядом в календаре праздников совершенно разный смысл. Новый год - начало условного отрезка времени, придуманного людьми, начало нового календарного года. Отмечая этот день, мы отдаем дань человеческим установлениям. Эту дату не так уж сложно и сместить, что и было проделано в 1918 году, когда Ленин подписал "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости - рождение Иисуса Христа. Пришествие в наш мир Спасителя - поворотный момент в истории человечества.

Но раз события, лежащие в основе НГ и РХ, совершенно не сопоставимы по значимости, то и те традиции, которые закрепились за этими праздниками, тоже несравнимы по своей глубине. К советской традиции празднования Нового года можно отнести разве что салат "оливье", шампанское, бессменный "Голубой огонек" и елку, перекочевавшую сюда из Рождества. Традиции православного Рождества имеют глубочайшие корни и символику. О них позже, сначала о самом рождении Спасителя.

3. Как произошло Рождество Иисуса?

Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название "Благовещение Пресвятой Богородицы", когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда "Благовещение") о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами". Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца". Имя Иисус и означает "Спаситель". Мария в недоумении спрашивает Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим". Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.

В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должны переписываться по месту их происхождения. И старец Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э. и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь. Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте. Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены были совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем - город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?

Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере - сюда пастухи в ненастье загоняют скот. В этой пещере у Девы Марии ночью и рождается Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли - туда, куда обычно кладут корм для скота. И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали "вместилищем невместимого Бога". С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать - сердцем.

4. Как мир узнал о рождении Спасителя, как мир это воспринял?

Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: "Не бойтесь! - говорит он, - я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".

Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы - мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией - Спасителем. В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!" Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод "взволновался, а с ним и весь Иерусалим". От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не приходит, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти.

Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему".

Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.

Итак, ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда "над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се (вот), Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…"

Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа.

Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас. И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором: с кем он? Где он? Со Христом, или за Ирода? А, может, просто укрылся в своем уютном мирке и не впустит туда чужую беду и боль, а, значит, не впустит и Господа.

5. Традиции празднования Рождества Христова

Во-первых, сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Подобно тому, как волхвы шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января, совершается , день очень строгого поста, когда готовится сочиво - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят "до первой звезды" в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к Исповеди и Причастию, чтобы причаститься на праздник Рождества Христова, готовят рождественскую трапезу.

Во-вторых, понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка - символ вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Звезда, которой венчают наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь.

В Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл. Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме ждут Христа. Потому что смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце.

И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам - восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.

6. В чем смысл Праздника Рождество Христово?

Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта величайшая, Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого: тайной рождения и тайной любви.

Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, каждый из нас, хоть однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую. Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека - от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит этот путь, и делает это из любви к нам.

7. Зачем нужен праздник Рождества?

Бог приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения - это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: "Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Отныне человек не одинок в этом мире. "Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас". "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом", - так сформулировал великую тайну боговоплощения священномученик II века Ириней Лионский.

Рождество Христово является величайшим праздником, который отмечают христиане всего мира, не зависимо от того, к какой конфессии христианской церкви они принадлежат. В разных странах есть свои обряды и традиции на Рождество. Католическое Рождество в 2017 году будет праздноваться 25 декабря, тогда как православные христиане отмечают праздник рождения Христа 7 января.

Среди католических христиан, празднующих Рождество, существует несколько гипотез относительно даты самого значимого и душевного праздника в году. Споры о точном дне, когда на свет родился Божий Сын, длятся и по сей день. Нельзя отрицать тот факт, что является одним из самых древнейших христианских праздников.

Еще в 4 ст. до н. э. он вошел в религиозный календарь и стал отмечаться в семьях, почитающих Господа Бога, Сына Его Единородного и Духа Святого. По Григорианскому исчислению времени, дата праздника приходится на 25 декабря, спустя 9 месяцев со дня . Возможно, такая дата была установлена для удобства, а, быть может, в этом есть особый смысл.

25 декабря Рождество Христово отмечают католики, баптисты, последователи англиканской и лютеранской конфессий, а также православные, которые живут на Западе.

Некоторые особенности празднования Рождества

Независимо от того к какой конфессии христианства Вы принадлежите, в день Рождества Христова нужно следовать основным правилам и традициям, которые у католиков и у православных идентичны:

  • Строгий пост накануне Рождества;
  • Исповедь и причащение;
  • Присутствие на богослужении;
  • Праздничный стол с обязательными традиционными блюдами;
  • Обмен добрыми пожеланиями и подарками.

Адвент: месяц подготовки к Рождеству у католиков

Предрождественские традиции наполнены особым ритуальным смыслом. В период Адвента – времени ожидания Рождества Христова – католические верующие христиане должны духовно очиститься перед праздником: покаяться в грехах, исповедаться и причаститься. Этот месяц нужно провести в размышлениях о жизни, добрых деяниях Спасителя.

Представители духовенства облачаются в одежды фиолетовых оттенков. Также в каждое из воскресений, предшествующих Рождеству Христову, проводятся специальные тематические службы:

  • Первое воскресенье – напоминается о том, как Иисус Христос явился народу, а также о явлении людям Божьей матери;
  • Второй воскресный день – описывается переход от Ветхого Завета к Новозаветному Писанию;
  • Третье воскресенье – служба посвящается упоминаниям о жизни и деяниях Иоанна Крестителя;
  • Четвертое воскресенье Адвента – верующие католические христиане слушают о приходе Иисуса Христа в наш мир.

При этом, каждая из четырех недель месяца Адвента отводится определенному библейскому событию и поминовению определенного библейского персонажа. Церковные правила предполагают мирное и спокойное время. Увеселительные мероприятия в этот период проводить не принято.

В предпраздничный день, 24 декабря, католики не едят ничего, кроме сочива – отваренных ячменных или пшеничных зерен, сдобренных медом. Строгий пост оканчивается в тот самый момент, когда на зимнем небосклоне появляется первая звезда. На протяжении истинно верующим католикам полагается вспоминать о событиях, рассказанных в Евангелии, которые относятся к рождению Спасителя.

В храмах справляется ночная служба – вигилия.

Традиции празднования

Со времен Средневековья истинно верующие католики начали устанавливать к празднику Рождества Христова тематические ясли в храмах и церквях. Таким образом, импровизированная сцена рождения Божьего Сына напоминала о том счастливом дне, когда на свет появился младенец Иисус.

Со временем обычай перешел и в дома прихожан – в каждом жилище на подоконнике ставят специальный грот, который называется «сатон», и размещают в нем маленькие фигурки Девы Марии, ее мужа Иосифа, небесного ангела, спустившегося с небес для приветствия будущего Спасителя, животных и пастухов, пришедших на поклон. Само собой, на подстилку из сена или в ясли кладут крохотную фигурку младенца, призванного Господом Богом для спасения наших душ.

Также в домах устанавливается пушистая зеленая красавица-елка. Вся семья обычно украшает рождественское дерево перед самим Рождеством, в Сочельник. На фасады домов , а во дворах расставляют тематические украшения.

Входную дверь обязательно должен украшать рождественский венок, изготовленный из еловых веток и украшенный по вкусу хозяев дома. Кое-кто подвешивает в доме веточку омелы и, если мужчина и женщина одновременно оказываются под ней, они должны поцеловаться.

Чтобы порадовать ребятишек, над камином развешивают именные рождественские носки, предназначенные для подарков Санта-Клауса, который пробирается в дом в ночь на Рождество, лакомится приготовленным для него печеньем, запивает молоком и одаривает послушных детей и их родителей.

Эта добрая традиция поддерживает в детях веру в волшебство. Рождественским утром, помимо небольших презентов в носках над камином, дети находят красиво упакованные подарки под елкой. Весь дом наполняется веселым смехом и шелестом оберточной бумаги.

После Рождественской ночи наступает восьмидневная Октава – характерный для католического христианства период, посвященный народным гуляниям, колядкам, всеобщему веселью. С языческих времен пришла такая традиция, как «разжигание полена» — смазанное маслами и медом, посыпанное пшеницей рождественское полено торжественно сжигают. Этот обычай призван привлечь в дом богатство и удачу.

Несмотря на некоторые отличия между католическим и православным Рождеством, суть этого великого праздника остается одной. Недаром большинство священнослужителей сходятся во мнении, что Господь Бог един для всех.

7 января (25 декабря 2017 года по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Неделя 31-я по Пятидесятнице (тридцать первый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Светлый праздник Рождества Христова . Завершение Рождественского (Филиппова) поста, начало святок. Далее коротко расскажем об этом торжественном дне, главном среди великих двунадесятых праздников, по значимости и торжественности в православной традиции уступающем только Светлому Христову Воскресению — Пасхе Господней .

"С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!" — эти слова пророка Исаии, ставшие одним из главных богослужебных песнопений сегодняшней Рождественской ночи, известны многим. Но в чем же их главный смысл, помимо того, что и так очевидно: благоговейно-торжественного осознания нашего пребывания вместе с Самим Богом? Кто же такие эти "языцы", которым настоятельно рекомендуется уразуметь столь радостный для каждого христианина факт и покориться Господу?

Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла

Начнем издалека. Нет, не с предвечного Рождества Сына Божия, которое для всех нас является Тайной, но о котором тоже очень важно помнить, не забывая, что в эти зимние дни мы празднуем рождение Христа именно "по плоти", когда от Девы Марии, нашей Пресвятой Владычицы вочеловечился Спаситель всего мира.

Миллиарды людей на нашей планете прекрасно знают: это произошло немногим больше двух тысячелетий назад в простой пещере, предназначенной для домашнего скота, в городе Вифлееме (ныне — небольшой арабский городок в многострадальном Государстве Палестина, а в те далекие времена — селение принадлежавшей Римской империи Иудеи).

Как и любое крупное государство, Римская империя во времена правления своего основателя Октавиана Августа (27 год до Рождества Христова — 14 год от Рождества Христова) регулярно проводила перепись населения. Так, во время одной из них и оказались в Вифлееме (месте, откуда происходил их род — род Царя Давида) юная Дева Мария и Ее названный муж, праведный старец Иосиф Обручник.

Оба они еще со дня Благовещения знали, кого носит во Чреве Пресвятая Дева, однако едва ли представляли, что Сын Всевышнего, Богочеловек родится в скотских яслях, среди сена и соломы. Конечно, и знатоки Писания из иудеев ведали (еще от пророка Михея, жившего восемью столетиями ранее), что именно в Вифлееме родится Царь царей, но могли ли они представить, что это произойдет именно так?

"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).

Рационально мыслящий человек никогда бы не извлек из подобных слов возможность смиренного самоуничижения Владыки мира. Напротив, иудеи ждали того, кто воцарится в Израиле в земной славе и покорит им все народы мира. Особенно это ожидание обострилось в годы, когда римляне покорили гордых потомков Авраама. И лишь немногие в ту великую ночь радовались Рожденному и славили его. Первыми были простые пастухи, которым явился Ангел Господень и сказал:

"Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове".

Ну а затем, в лице восточных мудрецов-волхвов (в западнохристианской традиции их считают даже царями), свои колени перед Богомладенцем образно преклонили как раз "все языцы", то есть все народы языческого мира (пройдет не так много времени, и Христа уже в буквальном смысле примут, покорившись Ему, многие народы Евразии и Северной Африки):

"Падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11).

Земное служение Спасителя — далеко впереди. Мир еще не просвещен Его проповедью. Впереди и предательство одного из учеников, и Страсти Господни, и Его Распятие... И конечно, Воскресение Христово, ставшее главным Событием всей земной истории. А пока Царь царей — маленький и беззащитный. Как поется в кондаке сегодняшнего праздника — одном из его главных молитвословий:

"Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог..."

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Христова

Нам же, православным христианам, стоит, подобно простым пастухам и мудрецам-звездочетам, поклониться Богомладенцу, покориться Ему. А для этого нужно всего лишь прийти в храм на Рождественскую службу. Это можно сделать и ночью, и утром. Главное, не забыть подарки. Нет, не золото, ливан и смирну, а свои молитвы, покаяния, добрые мысли и дальнейшие дела. Ну а потом можно порадоваться и праздничному столу.

С праздником, православные! С Рождеством Христовым!

"Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися..."

Желая спасти человеческий род, Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю. Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в иудейском городе Вифлееме. В то время император повелел сделать всена-родную перепись по всей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Для переписи люди должны были идти в те места, откуда они были родом. Поэтому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода царя Давида, пришли в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в гостиницах. В пещере, служившей загоном для овец, среди сена и соломы для корма и подстилки скоту, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.

Родившийся смиренный Богомладенец был прославлен ангелами, пастухами и иноземными мудрецами, чудесным образом узнавшими о Его рождении и пришедшими поклониться Ему. Вслед за ними это великое событие человечество торжественно отмечает 7 января (25 декабря по старому стилю).

Значение праздника Рождества Христова

Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Его значение столь велико, что даже ход новой истории и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. День, предшествующий рождественской ночи, называется Сочельником, по названию постного блюда этого дня — сочива, приготовляемого из меда и пшеницы. До захода солнца и появления первой вечерней звезды, согласно древней церковной традиции, было принято ничего не вкушать, подражая волхвам, претерпевшим многие лишения на пути к Рожденному Царю, а также пастухам, ночью охранявшим свои стада и первым принявшим весть о рождении Божественного Младенца.

Двенадцать дней от Рождества до Крещения Господня называются Святками, то есть святыми днями, в честь прихода в мир Спасителя. В эти дни люди издревле стремились принести друг другу радость: вручали подарки, приглашали гостей, рассказывали сказки и загадывали загадки, катались на санях и зажигали костер, который своим огоньком в темною зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Спасителю мира и принесли ему дары. Начиная с Петровской эпохи, в домах стали украшать рождественскую елку — символ неувядающей жизни, устраивали вертеп (подобие рождественской пещеры), ходили прославлять родившегося Христа особыми песнями — колядками.

Христианам следует всячески беречь святость этих дней и вечеров, не нарушая ее гаданиями и другими суеверными обычаями, заимствованными от язычников, ведь гадание Церковь относит к числу тяжких грехов.

Тропарь Рождества Христова

по-церковнославянски:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

по-русски:
Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе.

Кондак Рождества Христова

по-церковнославянски:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

по-русски:
Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец — Предвечный Бог.

Тропарь и кондак празднику исполняет вокальный квартет Раифского Богородицкого монастыря «Притча»

Один из важнейших праздников для христиан всего мира это Рождество Христово. Православные и католики празднуют его в разные дни и с разными особенностями, но все они возникли не просто так. Изначально многие традиции были основаны на языческих обрядах, чтобы переход к новой вере был плавным. Самый важный атрибут Рождества и Нового года – наряженная елка пришла в христианство из древнегерманского праздника Йоль, а традиционные колядки древние славяне пели еще в языческие времена в честь бога Коляды.

Точная дата рождения спасителя не определена до сих пор, поэтому торжество просто приурочили к привычным на то время празднованиям в честь зимнего солнцестояния. Так и получилось, что по григорианскому и юлианскому календарях, католики и православные отмечают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря и с 6 на 7 января соответственно.

Традиции празднования в мире

Каждая страна встречает этот праздник по-особенному, но абсолютно все католики соблюдают перед этим четырехнедельный пост, называемый Адвент.

В Великобритании рождественскую ночь называют «ночью свечей», украшая свои жилища множеством огоньков и ветками вечнозеленых растений. Именно отсюда пошла традиция целоваться под омелой. Традиционными блюдами является рождественский хлеб, запеченная свиная голова и пудинг.

Рождественский ужин в Германии не обходится без жареного гуся с яблоками и черносливом, а на десерт обязательно подают имбирные пряники и согревающий глинтвейн. Улицы городов в это время заполнены шествиями ряженых в чертей, а площади принимают настоящие средневековые ярмарки.

Во Франции Рождество принято встречать с друзьями с обязательным угощением Буш дё Ноэль, шоколадный торт в форме полена. Для детей приносит подарки Пер Ноэль, а к тем кто плохо себя вел приходит Пер Фуэтар.

В Чехии так же популярны рождественские имбирные печенья, а главным угощением стола является жареный карп с картофельным салатом. Покупают чехи рыбу в Сочельник и обязательно выпускают в воду по традиции, так что для ужина приходится приобретать продукты заранее.

Исландия до сих пор сохранила немного язычества в своей культуре и на Рождество верит в приход полу-троллей из местных лесов, которые угощают детей конфетами и другими сладостями каждый день, начиная с 12 декабря.

Христианские традиции празднования

У православных христиан празднованию предшествует двухнедельный пост, где в последние пять дней необходимо еще и регулярно читать особые молитвы. В Сочельник, православным необходимо воздерживаться от пищи до первой звезды, а только потом садиться за стол. Это память о Вифлеемской звезде. Традиционным блюдом рождественского ужина является «сочиво» от которого и пошло название кануна Рождества, но нам это блюдо известно как кутя.

Рождественские обычаи и традиции

Кануну Рождества всегда предписывали магические особенности, которые ярко описаны в произведениях Николая Васильевича Гоголя. В это время принято делиться пищей и помогать бедным, а также проводить генеральную уборку всего жилища. Сами жители надевали свои лучшие наряды в этот день.

Семейный праздник редко встречал за столом гостей, но в случае их появления, угощения и чествования были на высшем уровне. Приглашение к столу могли получить путники, так как считалось, что под их личиной может скрываться сам Спаситель. В Сочельник нельзя было приглашать и впускать в дом до обеда чужую женщину, а остатки ужина всегда выносили на улицу для диких животных. Таким образом, их задабривали, чтоб в течение будущего года они не вредили хозяйству.

Именно с празднования Рождества начинались Святки, которые длятся 12 дней до Коляды. В это время были широкие народные гулянья, которые сопровождались колядованием переодетыми в костюмы зверей или персонажей поверий и мифов. Ряженые восхваляют в своих песнях Господа и привлекают в дома богатство и благополучие, за что получают символическую награду. Некоторые группы людей образуют библейские вертепы, нося перед собой звезду на шесте. Такие обряды были особенно популярны ранее по территориям Беларуси, России и Украины.

Мистификация празднования была связаны и с традиционными гаданиями в это время. Было принято ходить в гости к родственникам и активно заниматься сватовством, ведь время это считалось судьбоносным. Молодые девушки ворожили на будущих женихов, узнавая их имена. Многие обряды известны нам до сих пор, к примеру, на Святки нужно было перекинуть через забор сапог и из той стороны, куда укажет носок, следовало ждать своего суженого. Имя его можно было узнать, выйдя в полночь на улицу и спросив первого встречного, как его зовут. Это имя и будет у жениха.

Праздничное застолье

Только после восхода первой звезды следовало садиться за стол. Трапезу начинал глава семьи, зажигая свечи и произнося молитву. Меню обычно состояло из 12 постных блюд, первым для опробования и обязательным на каждом столе являлась кутя. Она могла быть сдобрена медом и заправлена сухофруктами или орехами. Из сухофруктов обязательно варили и узвар, который принято сейчас называть компотом. На столе встречались различные каши, вареники, блины, овощные блюда – грибной борщ, отварной горох, капустник и так далее. Особое место отводилось блюдам из рыбы, которые разрешалось кушать уже в этот день, мясные и молочные угощенья разрешались только на следующий день, по окончанию поста. В основном это были блюда из свинины у славян, в том числе кутя с салом, домашняя колбаса и многое другое. Как ни странно, но особых предпочтений для праздничных десертов нет в нашей культуре, поэтому современные меню постепенно пополняются иностранными сладостями, в основном имбирными пряниками. Их аромат отлично сочетается с запахом ели, а внешность может быть в виде любых праздничных атрибутов. В основном это человечки, елочки или животные, украшенные разноцветной сахарной глазурью.

Как именно встретить Рождество решать каждому самостоятельно, но при желании можно успеть воплотить все традиции, особенно учитывая длительность Рождественских выходных.



Загрузка...