emou.ru

Особенности сюжета и композиции. Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов центральный образ поэмы «Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина М.Е

«Герой сказки» - Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое. Месяц постепенно превращается в полную луну. Яйцо дает жизнь на Земле. Герои сказок – покорители космоса. Герои сказки «Конек-горбунок». Каждое животное откусывало от колобка по кусочку.

«Урок Сказка» - Парад сказочных человечков. Пауки, дураки, ну-ка, догоните! Сегодня на наш необычный урок пришли сказочные человечки из сказок, которые мы читали на уроках литературного чтения. Назови, кто … 1. Был обманут в стране дураков. 2. Правил страной, в которой жил Чиполлино. 3. Смастерил Буратино. 4. Имел самого необычного друга. 5. Владел волшебным кольцом.

«Сказки писателей» - Ребята активно участвовали в игре. Люби и помни сказки! Мероприятия, проведенные зав. библиотекой в 2006-2007 учебном году. Цель мероприятия: знакомство с творчеством К.И. Чуковского, формирование навыков выразительного чтения. Джанни Родари Повесть о луковом мальчике. Литературный праздник, посвященный творчество К.И. Чуковского состоялся 15 марта в первых классах.

«Сказки» - Гуси-лебеди. В согласном стаде волк не страшен. Народные. И как заинька трусишка, И как серый волк-волчишка. Авторские сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золушка», «Муха - цокотуха». Снегурочка. Много захочешь – последнее потеряешь. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый. Бытовые. Сказки о животных: «Три медведя», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей».

«Сказка А.С.Пушкина» - Соколко. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»? Какими словами чаще всего оканчиваются сказки А.С.Пушкина? Что же приговаривал Балда с укоризной? От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? Кто был верным сторожем царя Дадона? Добрым молодцам урок».

«Сказки А.С.Пушкина» - Учитель оценивает работу детей. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо помните «Сказку о царе Салтане…». Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве. В чём главный смысл сказки? Гравюра на дереве. Кто сможет сказать полное название сказки? Ответы детей. Объясните прочитанное. Викторина по сказкам Пушкина.

«Сказки»

  • «Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.


«Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого

  • «Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина М.Е.

  • Задание к классу:

  • Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)?

  • Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста» ? Почему?


Сопоставительный анализ.

  • Сопоставительный анализ.

  • - Общие черты?

  • - Отличительные черты?


Сказки Салтыкова-Щедрина

  • Сказки Салтыкова-Щедрина

  • Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка


Сказки Салтыкова-Щедрина

  • Сказки Салтыкова-Щедрина

  • Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному


Проблематика

  • Проблематика

  • Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

  • Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

  • Положение народа («Коняга», «Кисель»)

  • Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

  • Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

  • Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)


ирония

  • ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

  • сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

  • гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

  • иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

  • гипербола - чрезмерное преувеличение.


Основная тема сказки (о чем?).

  • В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: «был тот помещик глупый, читал газету «Весть»и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: «Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести». Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: «Да я уж и то сколько дней немытый хожу! «.

    Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

    Проблематика и поэтика сказок
    М.Е. Салтыкова-Щедрина

    «Сказки» - это своеобразный итог
    художественной деятельности писателя,
    так как они создавались на завершающем
    этапе жизненного и творческого пути.
    Из 32 сказок 28 созданы в течение
    четырех лет, с 1882 по 1886 год.
    02.04.2017
    2

    Сказки «для детей изрядного возраста»

    «Сказки» - это соотношение социального
    и общечеловеческого в творчестве СалтыковаЩедрина М.Е.
    Задание к классу:
    - Объяснить это высказывание (что такое
    социальное и общечеловеческое)?
    - Какой прием использует автор при определении
    читательского назначения сказок «для детей
    изрядного возраста»? Почему?

    Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки

    Сопоставительный анализ.
    - Общие черты?
    - Отличительные черты?

    Общие черты

    Сказки СалтыковаЩедрина
    Зачин
    Сказочный сюжет
    Фольклорные
    выражения
    Народная лексика
    Сказочные персонажи
    Концовка
    Сказки русского
    народа
    Зачин
    Сказочный сюжет
    Фольклорные
    выражения
    Народная лексика
    Сказочные персонажи
    Концовка

    Отличительные черты

    Сказки СалтыковаЩедрина
    Сатира
    Сарказм
    Смешение категорий
    добра и зла
    Нет положительного
    героя
    Уподобление человека
    животному
    Сказки русского
    народа
    Юмор
    Гипербола
    Победа добра над
    злом
    Положительный герой
    Очеловечивание
    животных

    СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
    Проблематика
    Самодержавие и угнетенный народ
    («Медведь на воеводстве», «Орелмеценат»)
    Отношения мужика и барина
    («Дикий помещик», «Повесть о том,
    как один мужик двух генералов
    прокормил»)
    Положение народа («Коняга»,
    «Кисель»)
    Подлость буржуазии («Либерал»,
    «Карась-идеалист»)
    Трусость обывателя («Премудрый
    пискарь»)
    Правдоискательство («Дурак»,
    «Христова ночь»)
    Художественные
    особенности
    Фольклорные мотивы
    (сказочный сюжет, народная
    лексика)
    Гротеск (переплетение
    фантастики и реальности)
    Эзопов язык (иносказание
    и метафоричность)
    Социальная сатира (сарказм
    и реальная фантазия)
    Обличение через отрицание
    (показ дикости
    и бездуховности)
    Гиперболизация

    Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

    Сатирические приемы, используемые
    в сказках писателем.
    ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где
    истинным является не прямое высказывание,
    а противоположное;
    сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая
    явления, особо опасные для человека и общества;
    гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание
    реального и фантастического, нарушение границ
    правдоподобия;
    иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый
    за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь,
    основанная на вынужденном иносказании;
    гипербола - чрезмерное преувеличение.

    Примерный план анализа сказки

    Примерный план анализа сказки
    Основная тема сказки (о чем?).
    Главная мысль сказки (зачем?).
    Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц
    раскрывается основная мысль сказки?
    Особенности образов сказки:
    а) образы-символы;
    б) своеобразие животных;
    в) близость к народным сказкам.
    Сатирические приемы, использованные автором.
    Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж,
    портрет, интерьер.
    Соединение фольклорного, фантастического и реального

    Кни-га «Сказок» создавалась на протяжении 1882-1886 гг. В сбор-ник вошли основные сатирические темы, над которыми ра-ботал писатель в разные периоды своего творчества. Все произведения составляют фрагменты единого целого, и их можно разделить на несколько групп: сатира на правитель-ство и жизнь высшего сословия («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух ге-нералов прокормил» и др.), сатира на интеллигентов-либералов («Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Карась-идеалист» и др.), сказки о народе («Коняга», «Кисель»). Жанр сказки позволил сатирику представить обобщения более широкими и емкими, укрупнить масш-таб изображаемого и придать ему эпический характер. Использование традиции народной сказки о животных помогает М. Е. Салтыкову-Щедрину показать типич-ность людских пороков, не обращаясь к подробностям. «Эзопов язык» позволяет сатирику обратиться к самым ши-роким слоям общества.

    Каждая сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина включает в себя как традиционные приемы, встречающиеся в устном на-родном творчестве, так и авторские находки, превращаю-щие произведение в едкую социально-политическую са-тиру.

    Сказка «Дикий помещик» (1869) представляет сатиру на хозяев жизни. Начинается сказка традиционным на-родным зачином: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…», но уже в первом абзаце стано-вится ясно, что перед читателем очень «современная» ис-тория, потому что герой сказки — помещик, да еще «был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Всем доволен был герой, но одна забота его беспокоила — «много развелось в на-шем царстве мужика!» Старания помещика «сократить» мужика в итоге увенчались успехом: «Куда девался му-жик — никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки». Од-нако не только автор, но и все окружающие помещика называют его «глупым»: крестьяне, актер Садовский, ге-нералы, капитан-исправник. Эпитет этот в рамках сказки становится постоянным и выполняет лейтмотивную функцию.

    Лишившись крестьян, герой постепенно деградирует и превращается в зверя. Салтыков-Щедрин использует в опи-сании помещика гротеск, доводя его до реализованной мета-форы «совсем одичать», что и становится кульминацией сю-жета: «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, слов-но древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораз-дельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Материал с сайта

    Образ народа в сказке. Изображение крестьян в сказке сопровождается включением приема аллегории: «Как на-рочно, в это время чрез губернский город летел отроивший-ся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Не случайно писатель говорит о мужицком «рое»: здесь воз-никает ассоциация с образом пчелы, традиционно считаю-щейся символом трудолюбия. Именно простой мужик, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, и является первоосно-вой жизни, т. к. с его «водворением» в усадьбу глупого поме-щика жизнь последнего обретает опять человеческий харак-тер.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • дикий помещик гротеск
    • образы-символы в сказке дикий помещик
    • художественные проблемы в сказке дикий помещик
    • примеры эпитетов в сказке дикий помещик
    • сказки салтыкова-щедрина дикий помещик художественные особенности


Загрузка...