emou.ru

Преосвященный Диомид (Дзюбан), епископ Анадырский и Чукотский

В ряде средств массовой информации на прошлой неделе было опубликовано обращение клириков, монашествующих и мирян Анадырской и Чукотской епархии «ко всем верным чадам Православной Церкви», которое подписал епископ Анадырский и Чукотский Диомид. В этом обращении содержится в частности, критика «еретического учения экуменизма, развитие духовного соглашательства, неосергианства, подчиняющего церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти. Указывается на оправдание и благословение персональной идентификации граждан, одобрение демократии, призывы к голосованию за определенных политических лидеров вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года».

Как отметил в минувший четверг, отвечая на вопросы журналистов в Москве, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, «данное письмо появилось именно в преддверии подписания акта о каноническом общении с Зарубежной Церковью. И в нем отразились те протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской Зарубежной Церкви. Полагаю, – сказал владыка, – все это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения, помешать Русской Православной Церкви восстановить свое единство». По его мнению, неожиданное появление этого письма убеждает нас в том, что это не столько епископ Диомид изобличает, сколько некоторая группа людей, которая еще находится в тени, но будет найдена и обвинена в провокации. Митрополит Кирилл также напомнил, что дискуссия по вопросам, поднятым епископом Диомидом, давно ведется в Русской Православной Церкви, равно как велась и в рамках двусторонних переговоров с Зарубежной Церковью. И в ходе этого диалога уже было решено, что допустимо, а что недопустимо с точки зрения православного богословия. Совершенно очевидно, что дискуссия может и дальше продолжаться. И мы приветствовали бы широкую дискуссию на эту тему в рамках Русской Православной Церкви, отметил митрополит Кирилл.

В минувшую пятницу мы записали комментарии по телефону на обращение епископа Диомида наших постоянных авторов.

У микрофона профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

– Я мог бы высказать несколько положений. Разбирать его все в целом просто невозможно, поскольку высказан целый ряд идей и разбор каждой из них потребовал бы, конечно, довольно большого времени. Поэтому мне хочется высказаться лишь в отношении некоторых моментов, которые особенно обращают на себя внимание. У меня впечатление такое, что это обращение не выдержано ни с канонической точки зрения, ни с духовно-нравственной. Я очень мягко сказал, на самом деле, оно погрешительно. И в том и в другом случае.

Что именно я подразумеваю?

Первое, на что особенно обращается внимание, это сам характер обращения. Приводятся в преамбуле очень хорошие слова из Евангелия от Матфея о том, если согрешил против тебя брат, то пойди и обличи его между тобою и им одним и так далее. Нигде дальше ни слова не сказано о том, говорил ли владыка Диомид со Святейшим Патриархом, говорил ли он с членами Синода. А ведь он был членом Архиерейских соборов. Нигде даже не сказано, выступал ли он на этих соборах. Наверняка он имел возможность высказать все эти свои претензии. И вдруг сразу вместо того, чтобы «обличить между тобою и им одним», – выступление. Да не простое! Не обращение к Синоду, не обращение к Святейшему Патриарху, а обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и так далее. Он взял на себя слишком высокую миссию, та, на которую имеет право только Святейший Патриарх и Священный Синод. Вот эта сторона, прежде всего, сразу вызывает соответствующее отношение. Каково же духовно-нравственное состояние человека, который способен пойти на такой поступок?

А затем – само название обращения. Опять-таки все в том же ключе: «пора пресечь беззаконие». Разве христианские отношение между верующими, тем более между архипастырями, не требуют братства? Именно братства, серьезных дружеских обсуждений на почве церковного учения. Здесь же сразу, с ходу: «пора пресечь беззаконие». Уже разоблачение. Это вызывает просто полное недоумение. Может ли вообще христианин такое делать?

Вот это, пожалуй, наиболее общие и серьезные недоумения, которые вызывает данное обращение.

Но затем посмотрите на саму проблематику, какие претензии выдвигаются в этом обращении. Еретическое учение экуменизма, духовное соглашательство с богоборческой властью… Вместо обличения антинародной политики существующей власти вы слышите обличения в антинародной политике Церкви. Я не буду перечислять. Эти проблемы совсем непростые, это раз. Во-вторых, далеко на самом деле все совсем не так, как это представляется в данном обращении. Это вопросы серьезнейшие. Здесь же констатируется без какого-либо обоснования, без каких-либо доказательств какое-то обличение, глядя сверху вниз. Достойно ли это того человека, кто так пишет?

Далее. Владыка Диомид говорит, что он не ожидал, что это обращение будет опубликовано помимо его воли. Если это так, если он не согласен с этим, он бы мог аннулировать обращение и сказать, что никакой причастности к нему не имеет. Однако этого опять-таки не произошло.

Действительно владыка Диомид затрагивает проблемы, которые на слуху, некоторые из них действительно являются серьезными проблемами. Другие же – надуманные вещи, которые не имеют под собой никаких церковных оснований, ни нравоучительных, ни вероучительных. В частности, об ИНН, по которому уже было и обращение Священного Синода, и были проведены целые конференции. Если с чем-то не согласны, то пожалуйста, дайте свой анализ и свое обоснование. Мы же ничего этого не находим.

Итак, все внимание обращено на внешние для Церкви проблемы. Тут и демократия, и власть, и экуменизм, и саммит церковный и так далее. И нигде – ни слова, никакого обращения нет к проблемам внутренней церковной, духовной жизни.

Недавно Святейший Патриарх в своем обращении говорил: пора нам кончать с внешним строительством Церкви и начинать строительство внутреннее, духовное. Вот действительно проблема. Вот действительно, что является главнейшим. В обращении же епископа Диомида ее нет. То есть, впечатление такое, что писали это обращение люди церковно-политиканствующие, а не люди, которых беспокоит духовно-нравственное становление церковной жизни в настоящее время. Обращение к тому же носит какой-то, я бы сказал, малограмотный, даже синтаксически неграмотный характер. Все это написано на каком-то полудетском языке, на школьном уровне. Так ведь все-таки не делают. Тем более при таком масштабе аудитории, к которой это обращение направлено.

Ну вот, пожалуй, некоторые, самые общие мои впечатления об этом обращении.

Прокомментировать заявление епископа Диомида мы попросили профессора Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса.

– Обращение владыки Диомида звучит очень искренно. Но, несмотря на это, оно совершенно неубедительно. Потому что оно доказывает недоказуемое. Оно доказывает, что наша Церковь погрязла в экуменизме, в гиперэкуменизме, то есть в соглашательстве не только с христианскими неправославными конфессиями, но и с нехристианскими религиями.

На самом деле наша Церковь давно пережила то увлечение экуменизмом, которое было свойственно, что греха таить, наверное, всем Православным Церквам, определенное время в десятилетия после второй мировой войны. И в наше время наша Русская Православная Церковь находится, не побоюсь сказать, впереди борьбы против эксцессов этого непродуманного легкомысленного экуменизма, который и прежде нанес ущерб Православию и продолжает его наносить. Думаю, именно наша Церковь была инициатором того, что не состоялось запланированное некоторыми Православными Поместными Церквами унии с монофизитами. Монофизиты – это христиане, наиболее близкие к православным среди всех прочих христианских конфессий. И, однако же, наша Церковь была на страже Православия во всей его строгости. И это воссоединение не состоялось, прежде всего потому, что Русская Православная Церковь выступила против.

Русская Православная Церковь выступает против православно-католического экуменизма, против униатизма, который насаждается агрессивно и ловкими приемами защищается современным католицизмом.

Поэтому мы никак не может сказать, что Русская Церковь в наше время погрязла в экуменизме. Зачем же нужно ее обличать в том, в чем она не виновата?

К сожалению, здесь напрашивается мысль, что эти обличения (я не знаю, насколько это зависит от желания, от целеполагания самого автора прозвучавшего обращения) могли бы помешать уже почти готовому соединению Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Это объединение подготовлено большими духовными, богословскими и административными усилиями обеих частей Русской Церкви, и это объединение было бы величайшим благом и для Вселенского Православия, и в особенности, конечно, для Русской Церкви. И, в частности, потому, что это объединение именно усилило бы критику экуменизма в Русской Церкви. Мы знаем, как много внимания этой критике экуменизма уделила Русская Зарубежная Церковь. И вот теперь в более здоровой обстановке единства со всей полнотой Русской Церкви эта критика экуменизма была бы еще гораздо более убедительной. И не только для всех чад Русской Церкви, но и для православного мира в целом. Так что ни в коем случае не нужно сейчас мешать объединению Русской Православной Церкви Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Не будем спрашивать, кому и зачем нужно помешать этому объединению. Будем молиться, чтобы это объединение состоялось, и будем надеяться, что Православие преодолеет благодатью Божьей и, конечно, также и нашими смиренными человеческими усилиями те разделения, иногда очень серьезные, которые продолжают его терзать. Не будем умножать этих разделений. Будем всячески бороться против всего, что разделяет православных служителей Триединого Бога, православных служителей истинны Христовой.

По телефону мы связались также с профессором Московской духовной академии, доктором церковного права протоиереем Владиславом Цыпиным.

– Выступление епископа Чукотского Диомида касается слишком важных вопросов и поэтому его появление без предварительного обсуждения в Синоде представляется канонически недопустимым. По содержанию оно крайне радикально, если не сказать провокационно. Там ставятся вопросы по существу дела не имеющие под собой почвы, например о клятвах на Земском Соборе 1613 года. Какое это имеет отношение к нашей современной жизни, когда с тех пор протекло почти четыре столетия? Поэтому это поступок, заслуживающий глубокого сожаления. Естественно, что он несет опасность увлечения в раскол тех или иных нетвердых во взглядах, в своих церковных убеждениях, канонически малограмотных клириков или мирян. Ну и вообще всех тех, кто может быть жертвой соблазна.

Прокомментировал заявление епископа Анадырского и Чукотского Диомида заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

– Конечно, владыка Диомид имеет право на свое мнение, и темы, которые он ставит, обсуждаются в нашей Церкви. Обсуждаются и на Священном Синоде, и на Архиерейском соборе, и на Богословской комиссии, и во внутрицерковной дискуссии, которая идет сегодня в самых разных формах. Думаю, что они будут обсуждаться и дальше. И это неплохо, потому что важно, чтобы звучал голос иерархии, духовенства, церковного народа по таким сложным вопросам, как отношения между конфессиями, отношения с другими религиями, государственной властью, светским обществом. Мы должны обсуждать эти темы, не бояться высказывания взглядов пусть даже радикально отличных от доминирующих в нашем обществе или в мире политической культуры.

Но в то же время настораживает одно обстоятельство. Ситуация, которая сложилась вокруг этого письма, с радостью и готовностью используются недругами Церкви, используется для того, чтобы расколоть ее, разделить, посеять интригу в церковной жизни. Смотрите, с какой энергией эта ситуация подхвачена антицерковно настроенными журналистами, тем же господином Поздняевым из газеты «Новые известия» или порталом Кредо.ру, некоторыми комментаторами, которые пытаются посеять рознь между нашей Церковью и Зарубежной Церковью. В Интернете можно прочесть призывы собирать подписи под этим обращением, устраивать под видом крестных ходов политические демонстрации.

Я боюсь, что это письмо, хотел ли того владыка Диомид или нет, стало очень удобным поводом для активизации тех сил, которые хотели бы внести в Церковь разделение. В том числе тех сил, которые хотели бы сорвать процесс воссоединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церковью.

Посмотрите, тот же господин Назаров, который в свое время был перебежчиком из Советского Союза и после нескольких лет жизни на Западе вернулся сюда, теперь пытается активно сорвать диалог между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. Он с большой энергией, с большим энтузиазмом пропагандирует ту конфликтную ситуацию, которую он же и пытается создать вокруг письма епископа Диомида. В России и в мире есть силы, которые пытаются разделить нашу иерархию, разделить наше духовенство, церковный народ, есть силы, для которых воссоединение Зарубежной Церкви и Московского Патриархата как кость в горле. И вот эти силы очень активно взялись за общественную отработку ситуации, которая возникла после письма епископа Диомида. Эти силы радуются, они, как мне кажется, пытаются использовать это письмо для того, чтобы попытаться взять власть в Церкви. Задачи этих сил – разделить, устроить переворот в нашей Церкви для того, чтобы самим, самостоятельно или предлагая свои услуги органам власти, попытаться, как одно время было принято говорить, рулить, то есть контролировать ситуацию в Церкви для своих личных целей и для целей тех центров, может быть российских, может быть международных, которые выделяют средства на деятельность этих сил.

Поэтому мне кажется, что для оценки всей этой ситуации нужно применить евангельские критерии – по плодам их узнаете их. Если плодом будет разделение, если плодом будет попытка манипулировать отношениями между иерархией и клириками нашей Церкви, попытка стравить людей друг с другом, то тогда плод будет печален. И мне было бы искренне жаль, если бы имя владыки Диомида и его позиция стали бы разменной монетой в игре политических манипуляторов и тех жадных до власти сил, которые хотели бы сделать из Церкви Божьей, из единой Церкви, поле для своих амбиций, поле для того, чтобы поставить Церковь на службу своим личным интересам или интересам мира сего.

В завершение этой дискуссии нам хотелось бы познакомить вас с мнением настоятеля храма святой мученицы Татианы при Московском университете, профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова.

– Я думаю, что на сегодня нам чрезвычайно важно было бы избежать какой-то крайности суждений и партийности. Отталкиванием от того, что было сказано в обращении епископа Диомида, мы отказались бы от смотрения сути того, что, собственно, содержится в его обращении. Чтобы мы вместе с водой не выплеснули и младенца.

Рассматривать факт этого обращения разумно с двух сторон. С канонической точки зрения и характера подачи этого обращения, думается, трудно найти аргументы в защиту того, как это было сделано. Да и сам епископ Диомид свидетельствует о том, что он, как кажется, не имел намерения распространять его подобным образом, а готовил текст для некоторой публикации, хотя не вполне понятно, как, может быть помимо его воли, текст этот вышел из-под контроля и стал так широко известен. Впрочем, автор, я думаю, поступил достойно в любом случае, не отказавшись от того, что ему принадлежит. Это делает ему честь. Но в любом случае подача такого рода обращения к полноте русского церковного народа, конечно, превышает компетенцию отдельного епископа. Собственно, канонически разумно было бы ему выйти с этим или подобным обращением к Священному Синоду, а при необходимости и к Архиерейскому собору, если, допустим, рассмотрение вопроса Синодом не удовлетворило бы его вполне. Здесь же правильная процедура была, безусловно, нарушена, и это тем более огорчительно, что дает повод разного рода силам и людям, склонным раскачивать единство корабля церковного, тянуть его то вправо, то влево, спекулировать на этом и использовать факт искренней сердечной боли епископа Диомида для того, чтобы нанести вред Русской Православной Церкви.

Если говорить по содержанию этого письма, то, думается, в нем как в зеркале отражаются этические проблемы и нашего современного церковного бытия, и сознания современных верующих людей, из которых епископ является такой же частью, как и все мы, частью современного церковного народа. Здесь соединены реальные внутрицерковные проблемы, заботящие многих и многих из нас, по целому ряду позиций. Я могу сказать, что взгляды епископа Диомида вызывают и у меня близкий отклик. Например, по вопросу об экуменизме и о желательности выхода из Всемирного Совета Церквей, в факте пребывания в котором тоже ни вижу ничего хорошего. Или по поводу определенного рода сервилизма, который, признаемся, действительно наблюдается сегодня на разных уровнях церковной жизни. Я бы не употреблял терминологию обращения владыки Диомида, но все мы чувствуем, что не каждый церковный человек, вне зависимости от сана и должности, всегда способен сохранить тот баланс симфонии в отношении с властями предержащими, нарушение которого так болезненно воспринимаются церковным народом именно как сервилизм, раболепство. И то, что при наличии прекрасных деклараций в «Основах социальной концепции РПЦ», жизнь бывает другой, все мы знаем, и эта озабоченность понятна.

Но наряду с этими объективно важными вещами в обращении присутствуют и традиционные штампы праворадикального околоцерковного сознания, та ревность, когда стремятся быть святее Собора и Святейшего Патриарха. И вот это соединение хорошего и правильного с очевидными ошибками и заблуждениями представляется наиболее опасным в этом письме. Ведь многие проблемы, поднимавшиеся в свое время обновленцами или неообновленцами, являлись и являются реальными проблемами церковной жизни, но, будучи соединенными с их злоупотреблениями, неправдами, ложно поставленными вопросами, долго не решались, потому что люди благонамеренные оттолкнулись от всего комплекса вопросов, которые они ставили.

Боюсь, как бы не произошло так же и с теми темами, теми вопросами, которые желал бы обсудить епископ Диомид. В любом случае, всем нам, я думаю, нужно молиться, чтобы эта ситуация никоим образом не повлияла на объединительный процесс с Зарубежной Церковью, на восстановление нашего евхаристического и канонического единства и чтобы все мы, храня единство веры в союзе мира, никак никому не дали воспользоваться этим поводом для того, чтобы раздирать хитон единой Церкви Христовой.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 июня 2008 г. (журнал № 56) епископ Анадырский и Чукотский Диомид был запрещен в священнослужении и отстранен от управления епархией. Временным управляющим Анадырской епархией Священный Синод назначил архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка.
Архиепископ Марк прибыл в Анадырь 4 июля 2008 года. В день прибытия в Анадырь нового временно управляющего епархией состоялась его встреча с журналистами, в ходе которой он сообщил о том, что приехал в Анадырь, исполняя послушание, данное ему Священным Синодом. С архиепископом Марком на Чукотку прибыли святыни, переданные в дар всему Дальнему Востоку Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, – список с чудотворной иконы Божией Матери “Скоропослушница”, написанный на Афоне, частица Животворящего Древа Креста Господня и частицы святых мощей апостолов Петра, Павла, Иакова Зеведеева и святой равноапостольной Марии Магдалины.
На вопрос о епископе Диомиде владыка Марк ответил, что при встрече ему будут оказаны все почести, соответствующие архиерейскому сану, и максимально благожелательный прием. К сожалению, епископ Диомид уклонился от встречи с прибывшим временно управляющим епархией и вскоре покинул Анадырь. В настоящее время владыка Диомид пребывает в отдаленном поселке Мыс Шмидта на арктическом побережье Чукотки.
Отсутствие бывшего правящего архиерея осложнило передачу уставных, административных и финансовых документов Анадырской епархии. Состоялось несколько встреч с сотрудниками епархиального управления и духовенством епархии из числа сторонников прежнего епископа, которые проходили по их требованию в присутствии представителей милиции и Счетной Палаты Чукотского автономного округа. В ходе переговоров сотрудниками епархиального управления были даны письменные обязательства по передаче документов, ключей от храмов г. Анадыря и печатей епархии и приходов. Эти договоренности были неоднократно нарушены и, в конечном итоге, не выполнены, за исключением передачи печатей и части ключей. В результате этого временно управляющим Анадырской епархией архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком было подано заявление в прокуратуру по факту хищения уставной, административной и финансово-хозяйственной документации Анадырской епархии.
Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки. 15 июля в рамках следственных действий сотрудниками правоохранительных органов в присутствии понятых была произведена выемка документов со склада храма Преображения Господня г. Анадыря и из частной квартиры, где они находились в нарушение законодательных требований к хранению подобной документации. В настоящее время изъятые документы находятся в опечатанном виде в следственном отделе.
К сожалению, сторонники епископа Диомида во время переговоров позволяли себе достаточно резкие выпады по отношению к новому правящему архиерею – так, во время переговоров в ОВД г. Анадыря они заявляли в оскорбительном тоне, что “архиепископ Марк для нас не архиепископ, он врет и продался за тридцать сребренников”; обвиняли владыку Марка в нарушении пункта 9 Устава Русской Православной Церкви, выдав обращение в прокуратуру по поводу хищения уставной и финансово-хозяйственной документации за призыв к светской власти вмешаться во внутрицерковное разбирательство по каноническим вопросам.
Этот и многие другие недоуменные вопросы, смущающие духовенство и мирян из числа сторонников запрещенного епископа, являются следствием их плохой осведомленности и низкой богословской подготовки. Сюда же можно отнести и беззаконное хищение антиминсов из храмов, и совершение “альтернативных” Литургий на частных квартирах. Ввиду того, что сторонники владыки Диомида из числа духовенства находятся под запрещением в священнослужении, эти действия подпадают под 4-е правило Антиохийского собора.
За 8 лет управления епархией епископом Диомидом не были созданы нормальные условия для духовной жизни верующих. Доказательством тому служат пустые храмы и мизерное количество подписей под обращениями в защиту бывшего управляющего епархией. Так, например, последнее опубликованное в интернете обращение, громко озаглавленное “обращением православных христиан Чукотки”, подписало всего около 80 человек из нескольких населённых пунктов, что составляет менее одного процента от общего количества жителей округа. И такое количество верующих – итог восьмилетних трудов архипастыря.
Как известно, одно из обращений епископа Диомида было итогом епархиального собрания. Выяснилось, что подписи нескольких клириков были поставлены в их отсутствие на этом собрании. А подпись священника Леонида Цапока появилась под обращением следующим образом – он подписался только лишь под протоколом собрания (в котором было зафиксировано его несогласие буквально по всем пунктам). В итоге его имя непонятным образом оказалось и под «Обращением».
По свидетельствам части клириков епархии (иеромонах Николай из п. Эгвекинот, иеромонах Андрей из п. Билибино, иерей Евгений из Певека), их подписи попали под знаменитое обращение также обманным путем.
Характерно и то, что эти четыре клирика, имеющие семинарское и академическое образование и не разделяющие взгляды владыки Диомида, служат в самых отдаленных населенных пунктах в то время как поддерживающие действия запрещенного епископа священники не имеют чаще всего никакого духовного образования, и порой даже светского, кроме средней школы, но при этом пребывают, по большей части, в столице округа.
В настоящее время в храмах г. Анадыря совершаются регулярные богослужения духовенством Хабаровской епархии и временно командированными на Чукотку священниками Миссионерского отдела Московского Патриархата.
Возобновлены контакты с местной газетой «Крайний Север», радио и телевидением. Из церковных лавок удалены осуждённые Священноначалием печатные издания, такие как «Пасха третьего Рима», «Дух христианина», «Набат». На их месте появились журналы «Фома» и «Нескучный сад».
В ближайшее время ожидается поездка духовенства по приходам Анадырской и Чукотской епархии.

И. о. настоятеля храма Преображения Господня г. Анадырь
Иеромонах Агафангел (Белых).

Дата рождения: 5 июля 1979 г. Страна: Россия Биография:

Окончил 9 классов средней школы № 8 г. Перми. В 1994-1997 гг. обучался в профессиональном училище № 19 г. Перми.

В 1997 г. поступил на химико-технологический факультет Пермского государственного технического университета по специальности «Машины и аппараты промышленных производств и строительных материалов». По окончании 3 курса перевелся на заочное отделение. В январе 2002 г. со степенью бакалавра защитил дипломную работу по направлению «Технологические машины и оборудование».

С апреля 2002 г. — насельник Михайло-Архангельского мужского монастыря с. Козиха Новосибирской обл. В обители проходил различные послушания, связанные со строительством Троице-Владимирского собора на подворье в г. Новосибирске. С июня 2003 г. — регент монастырского братского хора, с апреля 2008 г. по апрель 2011 г. — благочинный подворья.

31 марта 2006 г. наместником монастыря пострижен в монашество с наречением имени Матфей в честь святого апостола и евангелиста Матфея.

В 2002-2007 гг. обучался в Томской духовной семинарии (заочно).

Бывший архиерей Русской православной церкви, обвинивший руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения"

Бывший епископ Анадырский и Чукотский (в миру - Сергей Иванович Дзюбан), обвинивший руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения". Автор послания "Ко всем верным чадам святой православной церкви", которое в феврале-марте 2007 года СМИ связывали с вероятной перспективой грандиозного раскола церкви. В июне 2008 года деятельность Диомида была осуждена Архиерейским собором, постановившим лишить его сана, если епископ не покается до следующего заседания Священного Синода. Параллельно специальная комиссия РПЦ, изучившая выступления Диомида, предложила предать его церковному суду. В июле 2008 года предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Извергнут из сана в октябре 2008 года.

В 1986 году Дзюбан поступил в Московскую духовную семинарию . 3 июля 1987 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Тульский и Бефлевский) и принял имя Диомида. 18 июля того же года (в день памяти преподобного Сергия Радонежского и 650-летия основания Лавры) рукоположен в иеродиаконы Филаретом - митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом всея Белоруссии , .

В 1989 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 году . 1 сентября 1991 году в Донском монастыре в день 400-летия иконы Пресвятой Богородицы "Донская" рукоположен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в иеромонахи , .

С 1991 года находился в командировке в Камчатской и Магаданской (и временно Сахалинской) епархии . В Магаданской епархии нес миссионерское послушание, объезжая населенные пункты Магаданской области и Чукотки , . С 1992 года стал настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии - настоятелем вновь отстроенного Свято-Троицкого храма в городе Елизово Камчатской области. 28 августа 1993 года возведен в сан игумена, 21 июля 2000 года - в сан архимандрита , , .

19 июля 2000 года решением Священного Синода РПЦ на Чукотке была создана епархия , и 10 августа 2000 года Диомид был рукоположен в сан епископа Анадырского и Чукотского , . Между тем, при советской власти на Чукотке, по официальным данным, не было ни одного верующего, хотя православие в тех краях было известно с середины XVII века, а активное миссионерское служение началось в конце XVIII века .

Отношения епископ Диомида с властями были достаточно сложными. Если при губернаторе Александре Назарове православию на Чукотке оказывалась поддержка (губернатор даже просил Патриарха Алексия II помочь в становлении православия в регионе, и тот направил в автономный округ пятерых священников и 14 выпускников и учащихся Белгородской семинарии; собственно, после этого и был решен вопрос об открытии епископата на Чукотке) , то при губернаторе Романе Абрамовиче , по словам Диомида, в регионе появилось очень много проповедников из Америки (так как в округ стало попасть намного легче, а иностранцев там никто не преследует) - которые, с точки зрения епископа, являются сектантами .

Правда, деньги на строительство нового кафедрального собора губернатор все же выделил - по утверждению СМИ, из личных средств, и это отчасти примирило епископа с Абрамовичем (в 2005 году епископ Диомид освятил этот кафедральный собор Живоначальной Троицы - самый крупный деревянный храм в мире ). СМИ утверждали, что, по приблизительным подсчетам, за два года пребывания у власти Абрамович выделил на строительство православных храмов в регионе столько же средств, сколько выделялось за предшествующие 10 лет . Это в немалой степени способствовало тому, что к началу 2007 года на Чукотке насчитывалось уже 17 приходов и планировалось строительство первого монастыря .

В начале февраля 2007 года на интернет-сайтах религиозного и патриотического толка появилось открытое письмо епископа Диомида "Ко всем верным чадам святой православной церкви", в котором он обвинил руководство Русской православной церкви в "отступлениях от чистоты православного вероучения". В этом послании архиерей упрекал руководство Патриархии в "духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой", отсутствии "обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям" .

Епископ также выражал озабоченность "попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций Собору архиерейскому" - то есть тем фактом, что церковная жизнь жестко регламентируется архиереями, а в перерывах между соборами (которые происходят раз в четыре–пять лет) все вопросы решает узкий круг членов Священного Синода. Отдельного осуждения Диомида заслужил и факт "оправдания и благословения персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога". Помимо Диомида, послание подписали также игумен Илия (Емпулев), иерей Сергий (Бахарев), иерей Евгений (Пилипенок) и монах Гавриил (Ларионов) .

По информации "Новых Известий", послание архиерея было срочно передано патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однако тот отложил рассмотрение документа - в связи с начавшимся великим постом . В то же время по данным информационного агентства РИА Новости, в канцелярию Московской патриархии это письмо не поступало .

Но пристальное внимание прессы к письму было привлечено лишь 1 марта 2007 года, когда газета "Новые Известия" изложила содержание обращения архиерея . К тому времени СМИ уже утверждали, что во многих центральных регионах начался сбор подписей в поддержку владыки и что речь идет о церковном расколе невероятного масштаба .

В пресс-службе Московской патриархии заявления Диомида назвали свидетельством его "неосведомленности и невежественности" и заявили, что не считают письмо свидетельством раскола в Церкви. В то же время руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский признал, что письмо епископа Диомида вызвало широкий общественный резонанс, и высказал предположение о том, что Священный Синод вскоре выскажет свое мнение относительно послания архиерея .

24 июня 2008 года в московском храме Христа Спасителя открылся Архиерейский собор Русской православной церкви . Сам Диомид приехать на Собор отказался, ссылаясь на плохое самочувствие , . В день открытия Собора у стен храма произошло столкновение между сторонниками епископа Диомида и активистами движения "Наши" , . Три дня спустя Архиерейский собор постановил лишить Диомида сана епископа Анадырского и Чукотского: причиной извержения из священного сана назывались непослушание священноначалию и раскольническая деятельность архиерея. При этом отмечалось, что Диомид до следующего заседания Священного Синода может принести покаяние, в противном же случае вынесенное решение автоматически вступит в силу сразу после заседания Синода , , .

Параллельно специальная богословско-каноническая комиссия Русской православной церкви во главе с патриаршим экзархом всея Белоруссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом изучила документы за подпись Диомида и пришла к выводу, что они порочат авторитет церкви и "фактически провоцируют раскол". В связи с этим 27 июня 2008 года Филарет подписал заключение комиссии, в котором говорится, что "епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду" .

28 июня Священный Синод отстранил епископа Диомида от управления епархией и запретил ему проводить богослужения . Однако Диомид заявил, что не намерен подчиняться синодальному решению и пообещал, что будет продолжать служить, несмотря на запрет, поскольку ему не в чем каяться, и виноватым он себя не считает . Более того, он направил жалобу на решение Архиерейского собора в Церковный суд и, по словам представителя Чукотского епархиального управления, выразил намерение лично выступить на суде против председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла (Гундяева) "с обвинениями того в предательстве православия". Отмечалось, что Диомид, в частности, обвинял обвинил митрополита в том, что он "прокручивает свои средства в западных банках и ведет на Западе собственный бизнес" . Когда должно было состояться заседание Церковного суда, не сообщалось , .

17 июля 2008 года Диомид выступил с открытым заявлением, в котором постановил перевести Анадырскую и Чукотскую епархию на самоуправление и предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а также других своих оппонентов - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и митрополита Минского и Слуцкого Филарета , .

В том же месяце архиепископ Марк, заменивший Диомида на посту главы Анадырской и Чукотской епархии, заявил о хищении всех ее учредительных и регистрационных документов, кадровой документации, а также бухгалтерской и налоговой отчетности. Он заподозрил Диомида, который, по его словам, скрывался на мысе Шмидта на севере Чукотки, в крупных хищениях и направил заявление в окружное УВД и прокуратуру с просьбой возбудить дело в отношении опального епископа за незаконную растрату средств епархии . Однако в августе того же года Диомид вернулся в Анадырь: сообщалось, что он действительно был в поселке Мыс Шмидта, где задержался, поскольку на протяжении нескольких недель там сохранялась нелетная погода, и возможности переправиться на "большую землю" у него не было .

Заседание Священного Синода РПЦ, которое должно было решить судьбу Диомида, должно было состояться 2 сентября 2008 года. Однако в назначенный день представители пресс-службы Московской патриархии сообщили о переносе заседания "на неопределенное время" (причина не называлась) . Заседание состоялось 6 октября, однако Диомид на него не явился , . В тот же день решение Архиерейского Собора РПЦ о лишении сана епископа Диомида вступило в силу , .

Однако и после того, как его разжаловали в рядовые монахи, Диомид постановлению о лишении его епископского сана не подчинился. 10 ноября 2008 года в интернете был распространен его указ, в котором было объявлено о воссоздании Святейшего Правительствующего Синода, каким он был до революции – то есть без Патриарха . Сообщая об этом, "Независимая газета" назвала ситуацию комедийной, уточнив, что в составе созданного Диомидом учреждения оказались только сам бывший епископ и его родной брат, пользующиеся поддержкой исключительно небольшого прихода в поселке Мыс Шмидта на севере Чукотки, где Диомид начинал служить священником .

По данным "Новых Известий", все имевшие дело с Диомидом говорили о нем как о человеке принципиальном и бесстрашном, не бравшим денег за крестины, венчания и отпевания и жестко критиковавшим свое начальство [

Первое сослужение председателя (и единственного члена в архиерейском сане) Святейшего правительствующего синода Русской Православной Церкви (СПС РПЦ) епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) и бывшего иерарха РПЦЗ(В-Ф) архиепископа Севастопольского и Крымского Мартина (Лапковского) состоялось 6 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в храме Преображения Господня в Воронеже.

По сведениям официального блога СПС РПЦ , по окончании литургии оба иерарха вышли на амвон, где каждый из них сказал богомольцам свое слово. Два иерарха, как утверждает в своем блоге архиепископ Мартин, подготовили “в защиту Имяславия, которое многим умным головам кажется исчерпанным пустяком”, “документ с категорическим осуждением ереси имябогоборчества и прочих нововведений, искажающих святоотеческое учение”.

Епископ Диомид разорвал общение с епископатом РПЦ МП, находясь на ее Анадырской кафедре, в 2008 году – в знак протеста против Межрелигиозного саммита в Москве, устроенного митрополитом Кириллом (Гундяевым). Этот саммит был, с точки зрения Диомида, торжеством экуменизма и глобализма, не совместимым с православием. Епископа Диомида поддержали клирики и миряне ряда епархий РПЦ МП, которые образовали движение, впоследствии распавшаееся на ряд “осколков”, наиболее заметный из которых возглавляет брат Диомида епископ Феофил. В течение нескольких лет епископ Диомид не появлялся на публике, что породило слухи о его пленении, заболевании и даже смерти. В РПЦ МП он считается лишенным сана.

Будущий епископ Мартин перешел из РПЦ МП в РПЦЗ еще в 1990 году, когда он служил в Крыму. Впоследствии, при распаде РПЦЗ(В), стал епископом Истринским и Южно-Российским РПЦЗ(В-В), затем активно поддержал захват Крыма и вошел в новую юрисдикцию – РПЦЗ(В-Ф). Более года назад разорвал и с ней общение, обличив ее епископов в “ереси имяборчества”; его новая юрисдикция получила название РПЦЗ(В-М).

24 января (6 февраля) 2018 года в храме Преображения Господня в Воронеже Преосвященный Диомид, епископ Анадырский и Чукотский, и Высокопреосвященный Мартин, архиепископ Севастопольский и Крымский, вместе отслужили Божественную литургию. По окончании литургии оба иерарха вышли на амвон, и каждый из них сказал богомольцам свое слово.




Загрузка...