emou.ru

День ангела веры по церковному. Имя Вера в православном календаре (Святцах). Характеристика именинницы Веры

Одно из популярных имен в России и Восточной Европе - это Вера. Оно является достаточно традиционным и самобытным для славянских стран. Темой этой статьи и станет характеристика, именины.

Характеристика имени

Под именем Вера скрывается человек, которому свойственен практицизм и рассудительность во всем. Эта женщина не из легкомысленных, увлекающихся натур. Напротив, все ее поступки выверены, продуманы и обоснованы. В общении с другими Вера проявляет себя как благосклонный человек, тем не менее ее прямота нередко отпугивает от нее людей. Кроме того, женщина с этим именем способна на жесткие поступки, а потому взаимодействовать с ней нелегко.

Именины имени Вера

Как и всякому церковному имени, Вере предоставляются особые дни, называемые именинами. Для человека это особый личный праздник, подобный дню рождению. Именины Веры соотносятся с датами памяти святых жен, называвшихся так при жизни. Однако отмечать этот праздник могут только крещеные, потому что простого наречения здесь недостаточно.

Именины - это праздник именно церковного имени, с которым человека крестили. А происходит это в православии и католичестве в честь какого-либо святого. День памяти этой божьей угодницы - это и есть именины Веры. Есть и другое название этого праздника. Так, его часто именуют днем ангела, то есть святого покровителя, в честь которого назван человек. Ниже мы поговорим о днях именин для тех, кого зовут Вера. Именины у каждой женщины выпадают на различные дни, поскольку они наречены в честь разных святых. Мы приведем основной список таких дат, основываясь на традиции Русской православной церкви.

Преподобномученица Вера (Морозова)

Эта женщина родилась в 1870 году в Торжке, который тогда был частью Тверской губернии. В двадцать лет она стала послушницей в одном из московских монастырей. Обитель была закрыта в начале 1920-х, а потому Вера с несколькими другими сестрами из монастыря сняли жилье в городе, продолжая вести монастырский образ жизни, зарабатывая рукоделием. В 1938 году ее арестовали по обвинению в антисоветской деятельности и приговорили к смертной казни. В феврале того же года ее расстреляли. К она была причислена в 2001 году, а именины Веры, названные в ее честь, стали праздновать в день ее смерти - 26 февраля.

Мученица Вера (Самсонова)

Вера Самсонова родилась в 1880 году в одном из сел Тамбовской губернии. Окончила женское училище, затем работала преподавателем, одновременно посещая храм. В конце 1920 ее избрали которая осталась в Касимове на месте монастыря. Арестовали Веру в 1935 году, приговорив за контрреволюционную деятельность к пяти годам исправительных работ в лагерях. Не дожив до освобождения две недели, Вера скончалась в 1940 году в Беломоро-Балтийском лагере. Прославлена она была в 2000 году. Именины Веры, носящие свое имя в ее честь, празднуют в день ее кончины - 14 июня.

Мученица Вера Римская

Святая мученица из Рима по имени Вера - это одна из дочерей Софии, которых замучили на глазах у матери за исповедание христианства во II веке при На тот момент Вере было всего 12 лет. Вместе с ней погибли две ее сестры - Надежда и Любовь. А через три дня от скорби на могиле дочерей скончалась и сама София. Общая их память празднуется 30 сентября.

Мученица Вера

О жизни этой святой практически ничего неизвестно. Предание сохранило только сам факт ее жизни и мученической кончины за исповедание веры во Христа. День памяти - 14 октября.

Преподобная Вера (Графова)

Родилась женщина в 1878 году в селе Московской губернии. В 1903 году стала послушницей в одном из Коломенских монастырей. Перед самым закрытием обители в 1918 году она ее покинула. Жила в Коломне, зарабатывала шитьем. В 1931 году ее по обвинению в антисоветской деятельности приговорили к пяти годам ссылки. Но уже через год она скончалась, находясь на территории Казахстана. Именины празднуются 15 декабря.

Мученица Вера (Трукс)

Родилась женщина в 1886 году под Черниговом. Работала учительницей в сельской школе. С 1923 года несла послушание келейницы у архиепископа Фаддея. Когда его арестовали в 1937 году, Вере также были предъявлены обвинения в контрреволюционной деятельности. В 1938 году ее приговорили к пяти годам исправительных работ. Скончалась Вера в 1942 году в Сибири, не дожив до окончания срока несколько месяцев. Прославлена в 2000 году Юбилейным собором архиереев Русской православной церкви. День ангела - 31 декабря.

Нежное женское имя Вера впервые возникло в Древней Греции от слова «веровать». В Греции оно произносилось как Пистис. Позже, когда по миру распространилась легенда о трех сестрах Вера, Надежда и Любовь, погибших за христианскую веру, звучание имени изменили в пользу смыслового перевода. Так и возникло имя Вера, до сих пор популярное по России среди девочек.

Форма произношения имени Вера в других странах: Англия — Фэйт, Испания — Фе, Италия — Фидес, Украина — Вира, Болгария — Вяра, Финляндия — Веэра.

Ласковая форма имени: Верочка, Верусик, Верка, Верунчик, Веруська, Веруся.

Вера отмечает день именин 6 раз в году:

  • 26 февраля.
  • 16 июня.
  • 30 сентября.
  • 14 октября.
  • 15, 31 декабря.

Святые покровители Веры

Известные святые по имени Вера:

  • Вера Морозова. Почитается 26 февраля. Родилась в семье портного, в двадцать лет ушла в монастырь, который закрыли во время революции. В 1938 году ее репрессировали, через месяц расстреляли.
  • Вера Римская. Почитается 30 сентября. В двенадцатилетнем возрасте вместе с двумя сестрами Надеждой, Любовью и их мамой Софьей была жестоко убита за христианскую веру.
  • Вера Графова. Почитается 15 декабря. Родилась в крестьянской семье, в двадцать пять лет стала послушницей женского монастыря. В 1931 году ее арестовали за распространение христианской веры и сослали в ссылку в Казахстан, где через год она умерла.
  • Вера Трукс. Почитается 31 декабря. Родилась в простой семье, работала учительницей, помогала архиепископу Фаддею, за что ее в 1937 году обвинили в антисоветчине и отправили в сибирский лагерь, где она умерла от невыносимых условий жизни.

Характер

Характер Веры, в зависимости от времени года рождения:

Зимняя — Серьезная, умная, скрытная, неразговорчивая.

Весенняя — Непредсказуемая, нежная, эмоциональная, романтичная.

Летняя — Общительная, добрая, отзывчивая, злопамятная.

Осенняя — Расчетливая, продуманная, меркантильная, рациональная.

Судьба

Маленькая Верочка растет послушной и умной девочкой, радуя своих родителей. Любит помогать маме по домашнему хозяйству, с удовольствием нянчится с младшими братьями и сестрами. С малого возраста любит копить деньги, складывая их в свою личную копилку. Со своими игрушками играет аккуратно, старается их не сломать и после игры всегда кладет их на место. Очень не любит выбрасывать сломанные или ненужные вещи, кладет их в ящик в надежде, что потом пригодятся или можно будет починить.

К учителям относится уважительно, старается учиться хорошо, хотя не особо любит учебу, но боится разочаровать взрослых. Обычно Вера обладает тонким музыкальным слухом, родителям важно это вовремя обнаружить и отдать ее в музыкальную школу, чтобы она смогла развить свой талант. В школьные годы Вера обычно посещает несколько кружков, участвует в школьных мероприятиях, ходит в спортивные секции. Она не любит время, потраченное впустую. Но взрослым важно не критиковать ее, так как Вера не сможет защититься в ответ, а надолго замкнется в себе. Если Веру хвалить, то она, в отличие от других не зазнается, а будет еще лучше стараться. Одноклассники ее уважают, но близких друзей у Веры нет из-за ее обидчивости.

Взрослая Вера остается такой же доброжелательной и общительной, но старается избегать больших и шумных компаний. Она перед принятием любого решения тщательно его обдумывает, поспешные решения — это не про нее. Благодаря отлично развитой интуиции, Вера может распознать в человеке недоброжелателя и обманщика, а также не попасться на удочку мошенника. Из-за повышенной мнительности и недоверчивости, Вера часто бывает неуверенной в себе, но виду не показывает. Одевается всегда со вкусом, аккуратно, чисто и опрятно, не ленится каждый день делать сложную прическу и накладывать макияж.

Здоровье

В детстве Вера часто болеет простудными заболеваниями, ее не обойдут стороной все детские заболевания как ветрянка, краснуха. Если Вера укрепит свой иммунитет, то уже в переходном возрасте забудет о простудных заболеваниях. В старости у Веры могут начаться возрастные заболевания, как ухудшение зрения и артрит.

Карьера

Веру начальство очень уважает и ценит за ответственность, усидчивость, надежность. Она никогда не подведет коллектив и начальство, с блеском выполнит самую сложную и ответственную часть задания. Из всех профессий выберет ту, где заработная плата будет выше, при этом кресло начальства занимать не стремится из-за отсутствия лидерских качеств. Вере подойдет любая профессия, где не нужно принимать сиюминутных решений, так как она не терпит спешки, предпочитая все тщательно обдумывать, взвешивать и перепроверять.

Любовь

Вера своего единственного и неповторимого ищет долго, меняя мужчин как перчатки. Все надеется, что следующий будет точно «он». Любит, когда ее превозносят, говорят ласковые слова, дарят подарки, устраивают романтичные вечера. Но своему кавалеру она не будет изменять, со следующим встречаться начнет только, когда расстанется с предыдущим.

Семья

Вера никогда не выйдет замуж за безответственного, ленивого и нищего мужчину. Она в мужья выберет мужчину, прочно стоящего на ногах и умеющего зарабатывать деньги. Благодаря своей рациональности, она не будет верить пустым обещаниям мужчины, предпочитая его реальные действия. Чаще всего в мужья выбирает мужчину намного старше себя, которому будет очень верной и любящей женой. Вере не будет лень делать регулярную уборку жилья, готовить сложные блюда, уделять время своим детям, которых она очень любит, но старается воспитывать в строгости. Со свекровью поддерживает ровные отношения. Измену или глубокую обиду мужу Вера никогда не простит, если уйдет от него, то уже не вернется.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Именно она вместе со своей мамой Софией и младшими сестрами Надеждой и Любовью жили в Риме, в то время когда правил император Адриан. Очень рано премудрая София стала вдовой. После смерти мужа, она, так же как и раньше, вела очень благочестивый образ жизни. Девочки росли в христианских традициях, они старались жить, так как написано в Евангелии, по заповедям Христа. Святые угодницы Божии никогда не скрывали своей веры, и вскоре, о них узнал жестокий правитель Адриан. Он приказал привести их к себе во дворец. Когда в их дом постучались стражники, святая София и ее дочери уже понимали, зачем их ведут к императору и просили Господа дать им сил, чтобы выдержать предстоящие мучения.

Когда же оказались они перед правителем, очень многие присутствующие в зале удивились их спокойствию. Адриан стал по одной призывать к себе юных праведных дев и требовать от них поклонения языческим идолам. Но они твердо стояли в вере. Тогда Безбожник приказал их пытать, причем мучения были самые тяжелые, какие вообще можно только представить: их бросали в печь, в чан с кипящей смолой, пытались спалить кожу на огненной решетке. Стоит отметить, что Любови было 9 лет, Надежде 10, а Вере 12. Их мать вынуждена была наблюдать за пытками своих детей. Именно она укрепляла своих девочек и просила их претерпеть все мучения до конца, чтобы снискать себе мученический венец. А потому святые девы все истязания принимали с радостью. Не дождавшись от них отречения, Адриан повелел их обезглавить. Чтобы сильнее поиздеваться над их матерью, царь разрешил Софии забрать тела своих дочерей. Она похоронила их на самом высоком месте города и три дня, не отходя, провела рядом с их могилами, после чего отошла ко Господу.



Загрузка...

Реклама