emou.ru

Система госрегулирования экономики. Монополистическая конкуренция и олигополия Элементарные и сложные способности

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.

Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами: во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы; во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.; в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы. Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики. Объектом государственного регулирования: может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга по характеру, иерархическому уровню. Это могут быть структура наводного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.

В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка]), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство .

Микроэкономика может быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц. Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы. В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить: качественное преобразование процесса воспроизводства; денежное обращение; условия и источники накопления капитала; структуру народного хозяйства; структуру форм собственности; процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности; формирование конкурентной среды; формирование и развитие системы предпринимательства; развитие социальной сферы; механизм социальной защиты населения; трудовые отношения; окружающую среду; внешнеэкономические связи.

Чистой конкуренции как таковой не существует, это скорее теория, нежели практика. В реальности многие рынки работают в условиях структуры, при которой достаточно много продавцов и не меньшее количество покупателей. Монополистическая конкуренция характеризуется меньшим числом продавцов, но при этом их достаточно, чтобы обеспечить требуемый уровень конкуренции.

Монополизация рынка

Даже если реализуемые продукты близки по значению, каждый продавец наделяет свой товар особыми характеристиками, чтобы сделать его отличным от других. Такой подход позволяет производителям аналогичного блага контролировать рыночную стоимость своего продукта. В таком случае каждая фирма выступает в качестве небольшой монополии, правда, власть предпринимателя очень ограничена.

В условиях такой рыночной структуры продвижение продукции с помощью рекламы имеет немаловажное значение. Приведем пример на свином окороке, который в принципе является однородным продуктом, но различные его виды могут существенно отличаться друг от друга. Отличие может быть как физическим (технология переработки), так и визуальным (представление покупателя о продукте). То есть если на рынке представлено два вида окорока примерно одного качества, но один из них эффективно рекламируется, то, скорее всего, покупатели предпочтут именно его, так как у них создается впечатление, что этот вид более высокого качества. Следовательно, спрос на продукцию возрастает по мере того, как до покупателя доходит информация о его достоинствах.

Несовершенная рыночная структура

Монополистическая конкуренция и олигополия - это две промежуточные модели рыночной структуры. В условиях таких рыночных моделей ситуация на рынке контролируется двумя и более продавцами. Олигополия - это структура, в которой функционирует несколько соперничающих фирм. При этом олигополисты могут выпускать как абсолютно идентичный стандартный продукт, так и дифференцированный, немного отличающийся от продукции конкурентов. Монополистическая конкуренция - более доступная структура, войти в отрасль рынка олигополии крайне сложно, так как информация о нем практически недоступна.

Основные черты несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция отличается и тем, что продавцы не принимают во внимание реакцию конкурентов на их поведение. К примеру, если одна из фирм снижает стоимость своей продукции, то это позволяет расширить рынок сбыта и увеличить доход за счет множества других компаний, которые при этом немного теряют. По этой причине конкурентам нет необходимости менять свою ценовую политику в ответ на изменения в стоимости.

Отличие монополистической модели от совершенной конкуренции

При совершенной рыночной структуре долгосрочная цена равна средним суммарным затратам стандартной фирмы. Монополистическая конкуренция не имеет такой особенности. А значит, в длительном периоде совершенная модель обеспечивает больший объем производства и более действенное использование ресурсов. К преимуществам монополистической конкуренции можно отнести возможность покупателя получать более широкий выбор однородных товаров в соответствии со вкусами разных потребительских групп.

© А. В. Отрошко, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Лилии могут существенно отличаться друг от друга по своим требованиям к условиям внешней среды. Поэтому часто бывает необходимым знать особенности ухода за ними. Многие виды лилий и особенно красивые гибриды требуют внимательного, постоянного, а в некоторых случаях индивидуального ухода. В зависимости от назначения цветущих растений уход за ними может включать разные приемы выращивания. Эффективность приемов ухода во многом зависит от своевременности и тщательности их применения.

1. Особенности подготовки почвы для лилий

Ключом к успешному созданию радующей глаз экспозиции лилий в саду являются плодородие почвы и правильная обработка пахотного слоя. Некоторые лилиеводы полагают, что подготовка почвы обеспечивает этот успех на 80%.

1.1. Состав почвы

Виды лилий встречаются в природе при самых разных условиях существования. Гибридные лилии, полученные от этих видов, требуют условий, близких к тем, в которых привыкли жить их предки. Поэтому, выращивая гибриды на своем участке, необходимо знать свойства почв, на которых произрастали исходные виды. Знание этих условий существенно помогает цветоводу в определении того, что необходимо его питомцу для процветания.

На богатой и плодородной почве некоторые сорта настолько быстро развиваются и размножаются, что цветоводу приходится слишком часто делить куртину из луковиц и пересаживать растения на новое место. Разумеется, что на плодородной почве больше шансов получить хороший результат, однако и здесь надо учитывать специфические особенности лилий. Плодородная почва требуется многим лилиям, но среди них есть и исключения. Например, лилия филадельфийская и ее гибриды предпочитают сухие и часто очень бедные почвы лесного типа, слегка кисловатые.

Типы почв меняются от региона к региону и даже внутри одной области. В связи с этим не существует строго установленных правил, пригодных для всех растений, и каждому лилиеводу надо учитывать условия данного сада. Имеется ряд особенностей, присущих типу почв, которые следует учитывать для достижения хороших результатов.

Л. однобратственная

Глинистые почвы. В почвах со слишком большим содержанием глины лилии выращивать трудно. В то же время глина присутствует в любой почвенной смеси и даже при малом содержании может сильно влиять на результаты работы. Почву, имеющую более 15% глины, трудно обрабатывать, она жирная и скользкая на ощупь. Глина уплотняет структуру почвы и ухудшает ее пористость, необходимую для прохождения воды и воздуха. Поглощая воду, глина удерживает ее разными типами связей, включая адсорбцию и хемосорбцию. Даже в засуху, когда в песчаной почве влагу растению трудно найти, в глинистой почве остается влага, доступная растению.

Влажная глинистая почва весной представляет собой плотную и вязкую среду, сквозь которую молодым росткам лилий трудно протолкнуться. Ростки вынуждены отклоняться от вертикального направления, стараясь обогнуть препятствие в поисках выхода на поверхность. Но даже выйдя на поверхность такой почвы, лилии задерживаются в росте, поскольку глинистые почвы по весне холодные, они не отогреваются так быстро под весенним солнцем, как это происходит с легкими песчаными почвами.

Состав и свойства глинистых почв в саду можно изменить, уделив особое внимание слою почвы, расположенному ниже 20-30 см. Этот нижний слой условно будем называть подпочвой, его достигают после выемки почвы на глубину одного штыка лопаты. Мощность слоя подпочвы – те же 20-30 см, или второй штык лопаты.

Глубокая обработка подпочвы

Для садоводов нечерноземья и многих районов Сибири подпочва должна представлять особый интерес. Это как раз та среда, в которой работают питающие подлуковичные корни. От ее состава во многом зависит полнота и скорость развития лилий.

Подпочва сильно отличается по составу от верхнего пахотного слоя и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения. Растительный и животный мир оказывают слабое воздействие на подпочву, она содержит мало гумуса, и ее структура оставляет желать лучшего.

Поэтому важно культивировать подпочвенный слой глубокой обработкой, а также вносить достаточное количество удобрений. Глубокую культивацию проводят для того, чтобы базальные луковичные корни могли развиваться в полную силу. Добавление органических веществ создает подходящий резерв влаги на этой глубине. Значение кислотности этого улучшенного нижнего слоя должно соответствовать тому, которое есть в верхнем слое.

Один из методов модификации глинистой почвы состоит в следующем. В начале осени на глубину 30 и более сантиметров вносится большое количество извести и тщательно перемешивается с подпочвенным слоем до равномерного распределения. В конце осени, с первыми заморозками, подпочву следует вновь перемешать для аэрации и полного смешения ее с известью.

После того как внесенная известь вступит во взаимодействие с глиной, подпочва структурируется, образуются кальциевые твердые агрегаты. Важно, что эти образования остаются стабильными в присутствии воды. Сформированная макроструктура лучше пропускает воду и создает дренаж под верхним слоем почвы.

Следующей весной необходимо перекопать эту почву с большим количеством частично перегнивших органических материалов: компостом, листьями, перегноем и др. Добавка органических веществ обеспечивает улучшение микроструктуры почвы, способствует удержанию влаги, а добавление питательных веществ помогает лилиям быстро развиваться. Если в течение лета почву поддерживать во влажном состоянии, то следующей осенью она будет готова для посадки луковиц лилий.

Суглинки по физическим свойствам занимают промежуточное положение между тяжелыми глинистыми и легкими песчаными почвами. Большую часть почв в нечерноземной зоне России составляют суглинки того или иного типа. Существует много типов суглинков, которые делятся на тяжелые, средние и легкие. Обычно они содержат не более 15% глины и не более 20% песка. Суглинки считаются самыми плодородными среди наших почв. Средний тип суглинка особенно пригоден для Азиатских и Трубчатых лилий. Тяжелые суглинки можно улучшить тем же способом, что и для глинистых почв.

Песчаные почвы легко поддаются обработке. Во влажную погоду в них никогда не застаивается вода, что могло бы привести к заболеванию растений. Весной такая почва рано прогревается, она легко поддается модификации с помощью органических материалов, а в силу малой буферности в такой почве несложно изменить и реакцию среды.

Л. «Лилит»

Ее легко перекапывать на значительную глубину и тем способствовать отрастанию развитой корневой системы. Фузариоз на этой почве встречается реже, чем на тяжелой почве, размеры и качество получаемого посадочного материала всегда бывают удовлетворительными.

Песчаные почвы легко пропускают воду и воздух. Однако они часто заставляют растения страдать от недостатка влаги даже во время кратковременных засух. Вода, проходящая сквозь песчаную почву, уносит с собой много растворимых питательных веществ. В связи с этим весной приходится часто, но в меньших дозах давать удобрения, чтобы питательные вещества всегда оставались готовыми для усвоения, а потери от вымывания были бы незначительны.

Шкафы могут существенно отличаться друг от друга материалом изготовления, конструкционными особенностями, надежностью фурнитуры. Не каждая семья способна позволить себе мебель из массива дерева, поэтому приходится рассматривать вариант, чтобы купить шкаф купе в Москве эконом класса. Чего стоит ожидать от встроенных шкафов купе эконом класса? Ведь купить шкаф купе дешево это еще не значит сэкономить.

Дешевое сырье

При изготовлении шкафа купе эконом нередко задействуют ДСП, материал созданный из опилок и стружки, связанных смолой. Данный материал устойчив к влаге, не отличаясь прочностью и долговечностью. Рыхлое ДСП не способно выдерживать тяжесть, например, создаваемую стопкой книг. Впрочем, плотное ДСП улучшенного качества может прослужить до 10 лет, но для этого нужно бережно относится к предмету мебели и соблюдать условия его эксплуатации. Если семья часто переезжает, то долго возить такой шкаф купе эконом класса с собой не удастся, полотно ДСП выдерживает 2-3 сборки-разборки, после чего саморезы уже не обеспечивают нужной устойчивости.

К тому же мебель из ДСП не относится к разряду экологичной, поскольку может выделять смолу формальдегидов. Подобные дешевые шкафы купе не рекомендуются к использованию в детских комнатах. Во многих развитых странах от выпуска такой мебели уже отказались.

Конструкционные нюансы

Недорогой шкаф купе эконом скорее всего не будет обладать точной геометрией. Происходит это из-за недостаточно тщательной обработки деталей. Такой встроенный дешевый шкаф купе нельзя назвать совершенным с точки зрения эстетики, а его механизмы подвергаются усиленному износу по причине дополнительных деформационных нагрузок.

Конструкции бюджетных шкафов зачастую выполняют из мягкого непрочного металла, что также не является гарантом долговечности.

Недостатки дешевых шкафов купе эконом

Двери шкафов-купе, как известно, катаются по специальным трекам и в недорогих вариантах обычно присутствует нижняя направляющая система, поскольку она проще в исполнении чем соответственно система с верхней несущей направляющей.

Некачественная раздвижная система может преподнести следующие сюрпризы:

  • Ролики быстро приходят в негодность - окончательно ломаются либо постоянно заедают.
  • Неустойчивые направляющие провоцируют шатание дверей, их проваливание и прогиб. Причем ощущение, что двери вот-вот выпадут из встраиваемого шкафа эконом, не всегда оказывается иллюзорным. В некоторых случаях механизм дает сбой, и дверь реально выпадает из конструкции. Это небезопасно, особенно если рядом находится ребенок либо на самой двери закреплено зеркало.
  • Если производитель решил сэкономить на профиль-ручке, предназначенной для ухвата и последующего открывания-закрывания двери, придется захватывать ее пальцами. По этой причине шкаф в закрытом состоянии все равно может быть чуть-чуть, но приоткрыт, из-за того, что трудно так исхитриться и плотно закрыть шкаф без специальной фурнитуры.

При выборе направляющих специалисты советуют ориентироваться на алюминиевые конструкции и избегать стальных вариантов. Последние чаще прогибаются и выходят из строя раньше срока. Однако и с алюминиевым профилем не все так просто, некачественный материал с тонкими стенками лишен жесткости и стабильности.

Телевизионная речь

Лекция 7-8.

В телевидении (ТВ) наряду со словесным и звуковым рядами «присутствует» ряд изобразительный (или видеоряд).

Органическая спаянность и взаимодействие этих трех компонентов телевизионного «текста» (т.е. телевизионного «конечного про­дукта», включающего в себя вербальный текст, «шумы» изображаемой среды или музыкальное сопровождение телепередачи, «картинку» - изображение события, пейзажа, участников события и т.п.) создают своеобразие в организации речевых средств и композиции вербального текста (или композиционно-речевой структуры вербаль­ного текста).

При создании словесного текста в составе телепередачи (в дальнейшем такой текст обозначается «телевизионный текст») должно соблюдаться правило, обусловленное специфичностью телевидения: не «повторять» словами того, что изображается на экране , т.е. того, что зрителю понятно из виденной (увиденной) ситуации.

Известный телевизионный журналист 1970-1980-х гг. А. Каверзнев однажды рассказывал о том, как, готовя материал о главарях «красных кхмеров», он вместо подробной словесной характеристики каждого из них показал крупным планом фотографии. Зрители уви­дели физиономии властолюбивых, жестоких, злобных, мелких, интеллектуально ограниченных людей. Эти выразительные фотографии лучше всяких слов дали зрителям четкое представление о вершителях судьбы кампучийского народа во времена диктатуры Пол Пота.

Сопоставим газетный отчет и репортаж на телевидении об одном и том же событии (спортивное соревнование, заседание пар­ламента, митинг и т.п.) или путевой очерк - газетный и телевизионный.

Это объясняется тем, что в газете воспроизводится только словесный ряд (в крайнем случае даны 1-2 фотографии «с места события»); на экране же видим сиюминутное изображение «события» (как проходит футбольный или хоккейный матч, лыжная гонка или митинг и др.), слышим «шумы» (говор толпы, «звуки улицы», шум дождя, ветра и т. п. и речь - словесный ряд (выступление оратора, реплики участнике передачи, прохожих, которых опрашивает репортер, слова самого репортера и т.д.).

Все это делает зрителя очевидцем (и как бы участии, ком) того события, которое «разворачивается» перед ним на экрана телевизора.

В путевом газетном очерке лексика и фразеология, привлекае­мые при описании увиденного и услышанного журналистом, особенно картин природы, городского пейзажа, городской застройки, различных учреждений (отелей, банков, офисов), а также сцен диа­логов и т.п., составляют 60-75% текста. «Все, что подмечает глаз ре­портера, в газете... передается словами репортера» (Светана С. В. Телевизионная речь // Язык и стиль средств массовой формации и пропаганды. М., 1980. С. 194-196, с.194).



В телевизионном очерке только 15% текста дублируют изображение. Причем их функция обычно гораздо сложнее элементарного словесного «перевода» «картинки»: словесный ряд необходим тележурналисту, как правило, в качестве отправной точки «для выражения мысли, иногда даже противоположной той внешней картине, которую зафиксировала кинокамера» (там же, с.105).

Для современного этапа функционирования телевидения в сис­теме массовой коммуникации характерна тенденция к усилению оперативности обратной связи, активного включения телезрителей в коммуникационный процесс (Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействи взаимодействию. М., 1999). Эта тенденция в техническом плане основывается на конвергенции (объединении, взаимодействии) с дру­гими техническими средствами связи (телефоном, пейджером. компьютером, модемом, а в последнее время с Интернетом) и выражается в усилении интерактивности телевизионных передач. Сейчас популярны телевизионные игры, «круглые столы», передачи по тематике, определяемой телезрителями, по актуальным проблемам, телеголосование, разнообраз­ные интеропросы и т.п.

«В результате применения новейших техни­ческих разработок, - пишет исследователь развития современной телекоммуникации, - в обиход прочно вошел термин «интерактив» -связь, при которой информация передается не только от донора к реципиенту (т.е. не только от отправителя информации - телеведущего, тележурналиста к зрителю, но и в обратном направлении (от зрителя к тележурналисту). Это закладывает основы для приближения коммуникационного процесса к реверсивному -при котором субъекты коммуникационного процесса становятся равноправными, а весь процесс связи - реверсивным, обратимым» (Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействи взаимодействию. М., 1999. С.17). Интерактивность телевизионных передач оказывает серьезное воздействие на речевую структуру телевизионных текстов :

ü значительно возрастает функциональная и композиционная роль диалогов в телетекстах;

ü тексты многих телепередач целиком строятся на диалоге ведущего, тележурналиста и участников передачи, между участ­никами передачи и телезрителями и т.п.

Это полностью соответству­ет тенденции к диалогичности современного телевидения.

Диалогичность как новая форма вещания на телевидении предполагает, что телезритель (коммуникант) из безмолвного объекта воздействия со стороны тележурналиста (коммуникатора) становится равноправным субъектом коммуникационного процесса, соучастником телевизионного общения, которое теперь (при интерактивности) основывается на деятельном взаимодействии «телевещателя» и телезрителя.

В функционально-стилистическом плане интерактивность влечет «собой усиление в телеречи, в ее речевой структуре роли элементов диалогической речи, а значит и разговорной речи. Итак, устным стилям массовой информации присущи такие качества, как:

ü универсальность, всеохватность тематики, широчайший обзор действительности;

ü реализуемая в текстах стилевая полифункциональность, суть ее - в принципиальной возможности использования в речевой структуре языка радио и телеречи элементов официально-делового, научного, публицистического стилей, т.е. «письменных» стилей и в особой конструктивной роли разговорной речи в текстах, «книжных» по своей функционально-коммуникативной природе, в устной массовой информации (в текстах радио и телевидения);

ü синкретический характер соотношения в радио- и телетекстах письменной и устной речи в силу устности массовой информации при ее принадлежности к книжной речи (Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2000. Гл.1.§ 3).



Загрузка...

Реклама