Волшебная круговая развязка: кругосветное путешествие по самой сложной дорожной развязке в мире. Транспортная развязка Круговая развязка дороги
Термин чаще используется в отношении комплексов для одного определённого вида транспорта . В России наиболее известны автодорожные развязки, расположенные в Москве (МКАД , Садовое кольцо , Третье транспортное кольцо и др.), а также железнодорожные развязки. ТерминыВиды светофорных развязокСветофорнаяОбразуется путём пересечения под произвольным углом (обычно прямым) двух и более дорог. Термин «развязка» употребляют только при сложном светофорном цикле, наличии других дорог для поворотного движения или запрете следования в одном из направлений. Преимущества
Недостатки
Светофорная с карманом для разворота и левого поворотаТакая развязка устраивается в случаях, когда на одной из улиц уже есть разделение потоков. Преимущества
Недостатки
КруговаяОснована на том, что вместо перекрёстка строится круг, на который можно въезжать и съезжать в любом месте. Преимущества
Недостатки
Нетипичные решенияК-элементОдна из дорог обязательно состоит из трёх сегментов, два из которых представляют собой дороги для движения каждый в свою сторону, а третий - выделенную полосу, при этом на перекрёстке центральная полоса «меняется» с одной боковой. Также есть частные случаи ухода выделенной полосы на второстепенную дорогу (улица Вавилова) с выделением бульвара (Нахимовский проспект). Преимущества:
Недостатки:
Виды развязок для пересечения шоссе и второстепенной дорогиParclo (Неполного развёртывания)Или частичная клеверообразная. Популярна в Москве. Так, наиболее ярким примером являются развязки у метро «Кунцевская» или при въезде в Реутов/Ивановское. Преимущества
Недостатки:
Светофорно-туннельнаяэстакада), для остальных сохраняется светофорное движение Преимущества
Недостатки
Ромбовидная развязка с изменением сторонностиНа главной дороге для движения прямо строится туннель (или эстакада), для второй сохраняется светофорное движение. Причем на второстепенной дороге меняется сторонность движения в пределах развязки. Преимущества
Недостатки
Кольцевая с выделением прямого направленияНакопительнаяНакопительная, или стековая (stack interchange) - развязка, при которой часть полос выделяется из одной дороги и вливаются в состав другой дороги в том же количестве. Простейшая версия на ромбообразных дорогах, отходящих вправо, от которых отходят дороги для левого поворота, пролегающие непосредственно у центра. Может иметь и более сложную конструкцию. Сложные развязки часто называют «Спагетти» или «Мальтийский крест» Преимущества
Недостатки
Клеверообразная накопительнаяВ конце 1960-х за рубежом клеверообразные накопительные развязки стали преобладать над классическими клеверообразными. Данный вид развязки является естественной эволюцией классического клевера, когда вместо пары клеверных съездов, которые блокируются из-за проблемы съезжающих и заезжающих на развязку автомобилей при интенсивном движении (конфликт потоков) строятся отдельные съезды. При такой конструкции, двигаясь по любому из пересекающихся шоссе, сначала следует съезд транспорта с основного шоссе, позволяющий съехать с шоссе всем желающим, и лишь затем следует заезд с пересекающегося шоссе. При такой конструкции развязки, съезды стали длиннее, соответственно увеличился радиус поворота, что в итоге позволяет повысить скорость передвижения по ней. В некоторых случаях для удлинения коротких петлевых съездов используют третий уровень развязки. Преимущества
Недостатки
Турбинная развязкаАльтернатива четырёхуровневой накопительной развязке - это турбинная развязка (также её называют «Вэпул », в переводе - «завихрение»). Обычно, турбинной развязке требуется меньше уровней (обычно два или три), съезды развязки по спирали сходятся к её центру. Особенностью развязки являются съезды с большим радиусом поворота, позволяющие повысить пропускную способность развязки в целом. Преимущества:
Недостатки:
Развязка типа винт мельницыЕщё одной альтернативой четырёхуровневой накопительной развязке являются развязки типа винт мельницы. Она является одним из вариантов турбинной развязки. Отличительной особенностью таких развязок является необходимость всего в 2-х уровнях и строительство всего пяти мостов. При этом, в варианте перекрестной развязки типа винт мельницы, пропускная способность развязки увеличивается за счет перекрещивания потоков шоссе (в случае правостороннего движения на развязке оно становится левосторонним). Кроме того в ней становятся более понятными с точки зрения участника движения повороты, они более ясно выделены. Развязка получила название за характерные съезды схожие с винтом ветряной мельницы. Преимущества
Недостатки
Кольцевая развязка с двумя прямыми ходамиПреимущества:
Недостатки:
РомбообразнаяНа подходах к развязке дороги разветвляются на правый и левый повороты; пересечение потоков разводится мостом. Внутри ромба, образуемого дорогами для левых поворотов, строится прямое пересечение как ответвление от них; при этом направления движения меняются (правостороннее становится левосторонним). Преимущества:
Недостатки:
Виды бессветофорных развязок для примыкания шоссеТрубовиднаяДвухуровневая развязка, один из левых поворотов выполнен как правый на 270 градусов. Разворот в базовой конфигурации невозможен. При строительстве развязка требует сооружения всего одного прямого пересечения. Такая развязка наиболее популярна, в частности, на МКАД . T-образнаяВ T-образной развязке левые повороты выполняются на отдельных уровнях при помощи эстакад или туннелей . По сравнению с трубовидной повороты более плавные, отсутствует поворот на 270 градусов, что удобно для скоростного движения. Однако необходимость сооружения двух изогнутых эстакад для левых поворотов усложняет и удорожает строительство. Разворот в базовой конфигурации невозможен. Y-образнаяВ Y-образной развязке встречные направления движения разводятся на расстояние, после чего от прямых направлений отводятся дороги для левого поворота. По сравнению с Т-образной развязкой левые повороты требуют сооружения трех коротких путепроводов. ПолуклевернаяДвухуровневая развязка, в которой оба левых поворота выполнены как правые на 270 градусов. В базовой конфигурации возможен разворот на примыкающей дороге. Возможен присущий клеверной развязке конфликт потоков из-за расположения въезда перед выездом. При строительстве развязка требует сооружения всего одного прямого пересечения, при продлении дороги возможна достройка до клеверной. Перспективные проекты развязокТурбинно-кольцевые транспортные развязки Шулякина в девяти вариантах , есть ещё пять вариантов транспортных развязок не запатентованных [ ] и три варианта для площади звезды в Париже [ ] , где сходятся 12 дорог. Недостатки:
|
В отличие от стандартных пересечений, транспортная развязка обеспечивает свободный поток транспортных средств, позволяя им миновать перекрёстки и светофоры. Но иногда развязки могут быть чрезвычайно сложными и состоять из нескольких уровней. Ниже представлен список, состоящий из десяти самых сложных дорожных развязок в мире.
South Bay Interchange - массивная транспортная развязка в Бостоне, штат Массачусетс, США. Была построена в конце 90-х годов в рамках проекта “Big Dig”.
A4 и E70 - сложный дорожно-транспортный узел, находящийся в Милане, Италия.
Восьмое место в списке десяти самых сложных дорожных развязок в мире занимает транспортная развязка Xinzhuang interchange, находящаяся в Шанхае, Китай.
На седьмой позиции находится Higashiosaka Loop - дорожно-транспортный узел, расположенный в городе Осаке, Япония.
Шестую строчку занимает Interchange of I-695 and I-95 - сложная транспортная развязка, находящаяся в округе Балтимор, штат Мэриленд, США.
Kennedy Interchange - дорожно-транспортный узел, расположенный на северо-восточной окраине города Луисвилл, штат Кентукки, США. Его строительство началось весной 1962 года, и было закончено в 1964.
Judge Harry Pregerson Interchange - транспортный узел в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США. Был открыт в 1993 году и назван в честь федерального судьи Гарри Прегерсона.
Tom Moreland Interchange - транспортная развязка, находящаяся на северо-востоке от Атланты, штат Джорджия, США. Была построена между 1983 и 1987 годами и названа в честь Тома Морленда, одного из ведущих специалистов дорожно-строительных работ в США. В настоящее время узел обслуживает около 300 000 автомобилей в день.
Если интенсивность левоповоротного движения, направляющегося с основной дороги на примыкающую, больше, чем левоповоротного движения, идущего на основную дорогу, то следует применять схему транспортной развязки, изображенную. В противном случае нужно отдавать предпочтение схеме, показанной на рис. 3.16(б). На выбор той или иной схемы может также оказывать влияние рельеф и ситуация местности.
На этом типе примыкания отсутствуют точки пересечения потоков движения в одном уровне. Некоторое отрицательное влияние на безопасность движения оказывает наличие встречного движения на левоповоротных съездах, имеющих общее земляное полотно. Все съезды вливаются в проезжие части автомагистралей с правой стороны.
схемы примыкания по типу трубы
схемы разветвления по типу трубы
а - с расположением левоповоротных съездов справа от путепровода; б - то же, слева от путепровода
Потоки, сворачивающие влево и вправо, не смешиваются между собой. Основной поток главной дороги смешивается с левоповоротными потоками.
23.Классификация гидротехнических сооружений.
Сооружения, возводимые с целью комплексного использования водных ресурсов для нужд энергетики, орошения, водоснабжения, судоходства и рыболовства называются гидротехническими.
По характеру выполняемых функций рассматриваемые сооружения можно классифицировать следующий образом:
Водоподпорные, включающие плотины, шлюзы, подводные конструкции ГЭС, судоподъемные и другие сооружения, создающие напорный фронт за счет разности уровней воды в верхнем и нижнем бьефе (бьефом называется часть реки, канала или водоема, расположенная по течению выше или ниже напорного сооружения);
водопроводящие - каналы, лотки, трубопроводы, тоннели, осуществляющие передачу воды на расстояние;
водозаборные, обеспечивающие забор воды из водоемов и водотоков для различных хозяйственных нужд. Эту группу составляют водоприемники, отстойники, рыбозащитные и другие устройства;
водосбросные, предназначенные для пропуска водохранилища в нижний бьеф излишней (паводковой) воды, льда, шуги, бревен и осуществления полезных регулируемых покусков воды. В их число входят водосливы и водоспуски;
регуляционные дамбы, запруды, ограждающие валы, которые предохраняют от подмыва здания и сооружения, предотвращают отложение наносов, препятствует разрушающему действию воды и льда.
24) Земляные плотины. Классификация, конструкция.
Земляная плотина--плотина, выполненная в основном из глинистых, песчано-глинистых, песчаных и т. п. местных грунтов.
Классификация:
По способу возведения различают плотины насыпные, намывные и полунамывные.
По высоте различают земляные плотины: низкие - с напором до 15 м; средней высоты - с напором 15-50 м и высокие - с напором более 50 м.
По конструкции поперечного профиля земляные насыпные плотины подразделяются на следующие основные виды:
а) из однородного грунта;
б) с вертикальным ядром или диафрагмой;
в) с экраном (из грунтового или из негрунтоврго материала);
г) из разнородных грунтов (с водонепроницаемой верховой призмой).
Конструкция земляной плотины:
Тело плотины
Противофильтрационные устройства
Дренажёрные устройства
Земляные плотины-глухие, как правило без прилива воды через её гребень.
Пробки – проклятие любого современного мегаполиса. Для того чтобы сэкономить жителям городов время и распределить потоки машин, инженеры-проектировщики прибегают порой к потрясающим решениям, о которых мы и расскажем в нашем материале.
Развязка имени судьи Хэрри Преджерсона, Лос-Анджелес
Одна из самых запутанных в мире дорожных конструкций, объединившая трассы для пассажирского транспорта, транзитную дорогу Harbor и железнодорожное полотно зеленой линии лос-анджелесского метрополитена, была открыта в 1993 году. Это хитрое сплетение дорог, расположенное на пересечении шоссе I-105, ведущего из Эль Сегундо в Норуолк, и I-110, следующего из Сан-Педро в Лос-Анджелес, неспроста носит имя федерального судьи Гарри Преджерсона. Подобно знаменитому законнику, сумевшему разобраться в дебрях судебного спора о возведении I-105, автомобильная развязка мастерски разруливает бесконечные потоки машин. Всего за один день этот лабиринт, позволяющий поворачивать в любом направлении на всех участках пути, пересекает более 500 тысяч автомобилей. Проблема лишь одна – стоит пропустить один, тот самый, нужный поворот, и чудо инженерной мысли превратится для вас в бесконечную ленту Мебиуса.
Круговая велосипедная развязка, Эйндховен
Государственная поддержка велосипедистов, развернутая на территории Голландии, привела к потрясающим результатам: в последние годы большая часть населения страны предпочитает использовать в быту экологичный и экономный двухколесный транспорт. Для удобства тех, кто предпочел отказаться от автомобилей, стала создаваться специальная инфраструктура – например, уникальная дорожная развязка The Honvering в Эйндховене. Этот круговой стальной мост, подвешенный над оживленным транспортным узлом, позволяет объезжать автомобильные дороги. Удивительная конструкция удерживается на центральном 70-метровом столбе при помощи металлических тросов, а для надежности укреплена еще и бетонными колоннами. Создатели The Hovering утверждают: будущее как раз за такими технологиями, сводящими на нет дорожно-транспортные происшествия и украшающими пейзажи необычным футуристическим дизайном.
Развязка Грэйвелли-Хилл, Бирмингем
Строительство запутанной, будто клубок ниток, дорожной развязки в Бирмингеме заняло четыре года. Много технологических проблем и инженерных загвоздок стояло на пути проектировщиков, вынужденных объединить в одну сеть две железнодорожных линии и 18 автомобильных маршрутов, от трассы государственного значения А38, ведущей из Корнуола в Нортхэмпшир, до узких проселочных дорог, не имеющих названия, и перекинуть все это через три канала и две реки. Для обеспечения лучшей пропускной способности и хорошей устойчивости строители были вынуждены заново уложить почти 22 километра дорожного покрытия и установить 59 колонн, разместив шоссе на пяти разновысотных уровнях. С легкой руки репортера местной газеты результат нелегких трудов, явившийся миру в мае 1972 года, получил шутливое прозвище «Развязка спагетти». Уж больно эта пугающая конструкция напоминает «смесь тарелки с макаронами и неудачной попытки завязать стаффордширский узел».
Транспортная развязка на Таганской площади, Москва
Даже те, кто знает «правила игры» и давно передвигается по таганским улочкам-переулочкам, нередко теряются на Садовом кольце. Что уж говорить про тех, кто впервые оказался на пересечении самых оживленных дорог Москвы, раскинувшихся в сердце Центрального округа столицы. Там, где Большой Краснохолмский мост соединяется с улицей Земляной вал, всегда царит хаос. Несколько автомобильных дорог, ведущих с Нижней и Верхней Радищевских, Гончарной, Марксистской, Воронцовской, Таганской, Народной улиц и насчитывающих по шесть и более полос, кишат бесконечными рядами автомобилей. Несмолкающий шум проезжающего транспорта прорезают резкие сигналы, а пробкам в часы пик не видно ни конца, ни края. Красочную картину одной из самых страшных дорожных развязок мира довершают две станции московского метро, автобусная остановка и практически полное отсутствие указателей.
Развязка на площади Шарля де Голля, Париж
Гениальные французские градостроители, подарившие Парижу площадь Звезды, наверняка не обладали даром предвидения. За прошедшие века «пятачок» возле прославленной Триумфальной арки, оживленный даже по меркам XIX века, превратился в настоящий ад для автомобилистов. Несмотря на то, что от центрального городского плаца, будто лучи звезды, расходятся в разные стороны 12 прямых и широких проспектов, и сходятся несколько линий метро, RER, автобусных маршрутов и автомобильных дорог, здесь нет ни светофоров, ни знаков приоритета. Немудрено, что даже парижские таксисты, проезжающие по округе по сто раз за день, грустно вздыхают, получив заказ на площадь Шарля де Голля. Ни интуиция, ни хорошее знание правил дорожного движения, ни многолетний водительский стаж не спасают от ужаса, творящегося тут в час пик: на развязке, попавшей в рейтинг самых сложных путей в мире, случается по несколько аварий в час.
Устраиваются, когда пропускная способность транспортной развязки в одном уровне недостаточна или необеспеченна безопасность движения.
Особенности городского транспорта в разных уровнях:
1. Большая интенсивность движения
2. Разнообразие транспортного потока
3. Наличие пешеходного движения
4. Повышенные архитектурные требования
5. Наличие подземных коммуникаций
6. Сложность и стесненность территории.
Все развязки в разных уровнях делятся на:
А: пересечения
Б: примыкания
А: по начертанию в плане:
1) Клеверные;
2) Кольцевые
3) Петлеобразные
4) Сложные пересечения
5) Комбинированные пересечения
6) Другие или прочие
1.1) полный клеверный лист. Достоинства: отсутствие точек пересечения, высокая степень безопасности, непрерывность движения, 1 иск. сооружение. Недостатки: требуется большая площадь, перепробег транспорта на левом повороте и на развороте, перестроение левых потоков на межпетлевых участках (снижает пропускную способность левого поворота и безопасность движения).
1.2) Улучшенный “клеверный лист”. В нем за счет устройства четырех небольших путепроводов левые потоки пересекаются в разных уровнях, в => пропускная способность левого поворота возрастает до 1500-1700 приведенных авт/ч. Путепровод длиннее и шире. Достоинства: большая пропускная с
1.3) пособность узла. Недостатки: отсутствие разворота.
1.4) Сплющенный “клеверный лист”. Длина левосторонних съездов в этом случае зависит от разности отметок проезда над путепроводом и под ним.
1.5) “клеверный лист” с объездом квартала
1.6) неполные “клеверные листы”
1.5.1) неполные клеверные развязки с регулируемым движением во второстепенных и неповоротных направлениях.
1.5.2) с саморегулируемым движением на второстепенных и неповоротных направлениях.
2.кольцевые развязки
2.1) распределительное кольцо с пятью путепроводами
Недостаток: большая площадь и большая стоимость
2.2) улучшенное кольцо с пятью путепроводами.
Достоинство: повышается пропускная способность узла.
Недостаток: отсутствует разворот обратного движения.
2.3) пересечение в 2-х уровнях с саморегулируемым кольцом, тоннелем под площадью или эстакадой и двумя путепроводами.
2.4) пересечения в трех уровнях
Общее достоинство кольцевых развязок возможность их стадийного развития.
2) петлеобразные пересечения в разных уровнях. Они требуют наименьшей площади, поэтому могут применяться в условиях реконструкции. Рассмотрим пересечение в 2-х уровнях по схеме двойной петли.
3) сложные: пересечение в 4-х уровнях
4) комбинированные развязки.
Используются элементы двух или нескольких простых схем.
5) Прочие транспортные развязки: схема «прокол».
Б). Примыкания в разных уровнях
1. по типу трубы.
2. листовидное примыкание
3. грушевидное примыкание
4. кольцевое
5. треугольное
Из рассмотренных схем примыканий наименьшей площади требует тип «трубы». Т.к. 5) требует 3-х путепроводов, то оно целесообразно при высокой интенсивности движения.
Минимальный перепробег транспорта у 5).
Общий недостаток всех схем – отсутствие разворота.
Этот недостаток можно устранить включением в состав развязки саморегулируемых элементов (пример: примыкание «труба»).