emou.ru

Женские образы в романе «Герой нашего времени» - Сочинение. Сочинение на тему женские образы в романе «Герой нашего времени Женские образы в произведении герой нашего времени

Основа творчества писателя — вдохнове-ние, ниспосланное свыше. У древних греков это вдохновение имеет женское начало, ведь не случайно, что муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасёт мир.

В русской литературе женские образы за-нимают особое место. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится пере-дать через нее свое представление о пре-красном. Отношение писателя к своему ге-рою чаще всего раскрывается именно через отношение этого героя к женщине: ему дана Красота, но как сумеет герой обойтись с тем, что дано ему?

Женщина — источник радости, любви и вдохновения. А о своем поколении Лермон-тов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти сло-ва как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы уз-наем из рассказа Максима Максимыча. Печо-рин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее красотой и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредст-венности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтоже-ны и девушка с радостью приняла свою судь-бу, Печорин понял, что он обманут: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной ба-рышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не авто-ра, а Печорина, который, как известно, быст-ро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твер-дость, и гордость, и постоянство, ведь воспи-тывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в ко-тором подробно описано «водяное общест-во» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмеш-ливый тон повествования.

Мери Литовская очень молода, хороша со-бой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопо-нимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недо-стойная игра одного губит, другого забавля-ет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Литовских, он имеет возможность видеть там Веру.

Думаю, что в такой обстановке княжне Ме-ри было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? От-ветить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неорди-нарная личность, следовательно, он по-свое-му искал это в женщинах, искал ту, которая могла бы понять его душу. Но таковой не бы-ло. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил пе-ред собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавлен-ных эгоизмом Печорина.

Любовь в романе дана в набросках. Лер-монтов не показал развития этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не до-гнал Веру. Однако это был всего лишь вре-менный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Может быть, по-этому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюб-ленными в него женщинами.

Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя со-ставлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Ве-ры — это отражение трагической неразде-ленной любви Лермонтова к Вареньке Бах-метьевой. Поэт любил ее всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забы-вал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонтова на по-черк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

О жизни M. Ю. Лермонтова написана заме-чательная книга Новикова «О душах живых и мертвых», о нем создано много критичес-ких статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического рома-на о современности в стихах, то Лермон-тов — автор первого реалистического рома-на в прозе. Его книга отличается той глу-биной психологического анализа, которая позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшест-венника Толстого.

М. Ю. Лермонтов, по моему мнению, не "случайно уделил огромное внимание жен-ским образам в своем романе. Ни одна серь-езная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечест-ва, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем: расскажите, кто любит этого человека, и я со-ставлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в рома-не придало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и точность его восприятия, а также всю гамму человеческих переживаний, которые глубоко проникают в душу и остаются там навсегда.


Княжна Мэри

Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии образа главного героя – Григория Печорина. В романе представлено 4 женщины, так или иначе повлиявших на судьбу молодого человека: Бэла, Ундина, княжна Мэри, Вера.

Каждая из них прекрасна по-своему и каждая представляет свой мир.

Бэла

Бэла – шестнадцатилетняя черкешенка, дитя природы. Она способна на глубокие и искренние чувства, она преданна до крайности. Долго приходится Печорину добиваться ее расположения, похитив из родной семьи. Гордостью и достоинством пропитаны ее действия. Даже одарив Григория своей любовью и получив от него в дальнейшем отчуждение и равнодушие, она говорит: «Я – не раба, я – княжеская дочь!». Описания внешности в повести мы не находим. Автор отмечает только ее глаза – способные заглянуть в самую душу. Образ Бэлы призван подчеркнуть равнодушие Печорина и неумение жить. Даже такая искренняя любовь не способна вызвать в нем ответное чувство.

Ундина

Ундина, девушка-контрабандистка, живущая в свободном и романтическом мире риска и опасности, в том мире, о котором Печорин всегда мечтал. Внешность ее действительно напоминает русалку – длинные светлые, развивающиеся на ветру волосы, тонкая талия и глубокие глаза, — все это невероятно притягивает Печорина. Она весела, поет народные напевы, говорит загадками. Однако герой, попытавшись ворваться в ее мир вольности, разрушает его.

Княжна Мэри

Княжна Мэри – молодая дворянка, образованная и начитанная, чуткая и воспитанная. Она ровня с Печориным по социальной принадлежности. Печорин начинает ухаживать за ней, чтобы создать алиби для встреч с другой женщиной – Верой. Выслушав рассказы молодого человека о его нелегкой жизни, Мэри начинает жалеть его, а впоследствии влюбляется. Эта любовь доводит ее до страданий и унижения. История с княжной Мэри отражает жажду Печорина владеть чьей-то душой, и, насладившись ею всласть, бросить где-нибудь на дороге.

Вера

Вера – самый поверхностно выстроенный образ в романе. Мы знаем только, что герои любили друг друга уже давно. При этом Вера замужем и понимает, что они с Григорием вместе быть никогда не смогут. Пожалуй, из всех именно Вера дорога Печорину по-настоящему, так как только она понимала и принимала его таким, какой он есть, прощала ему всю боль, которую он причинял. Главное качество Веры – жертвенность.

Заключение

Женские образы в произведении подчеркивают, насколько одинок Печорин, он не может быть счастлив ни с кем, любовь не является для него идеалом или мечтой. Это чувство способно увлечь его лишь на мгновение, а когда порыв проходит, он без сожаления оставляет тех, кого любил в стороне. В этом, по-моему, и заключается одна из главных трагедий героя.

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Вера

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Написал свой шедевр под названием Герой нашего времени. Это работа показывает нам время, которое наступило после восстания, где писатель рисует портреты людей своей эпохи. Другими словами, Лермонтов создает . Но в сочинении речь пойдет не о Печорине, а о женских образах, которые окружают его в романе.

Характеристика женских образов романа

Женские образы — это главный ключ, позволяющий читателю понять характер главного героя. Благодаря женским образам, которые, как , удались на славу, мы смогли увидеть Печорина во всей его красе. С кем именно мы знакомимся в романе? Роман состоит из трех частей и в каждой части имеется своя героиня. Это контрабандистка, княжна Мери, Вера и Бэла. Давайте же ближе познакомимся с героинями романа и их характеристикой.

Бэла это черкешенка, которую похищает герой романа не без помощи брата девушки. Героиня одноименной части добрая девушка, искренняя и чистая. Кавказская девушка была гордой, с чувством собственного достоинства, которая все же полюбила. Полюбила искренне и очень сильно. Вот только Печорин не отвечает взаимностью. Создавая образ Бэлы, автор показывает, что даже искренние чувства не могут изменить героя, даже они быстро наскучили, даже их ему мало.

Княжна Лиговская

Княжна Мэри Лиговская умная девушка. Она благородная, начитанная, хотя молодость и неопытность в ее истории можно скорее отнести к недостаткам. Ей были интересны молодые люди, что выделялись из толпы. Своим поведением, дерзким и странным, привлекает ее Печорин. Герой вызвал симпатию девушки, а позже и любовь. Вот только Печорин лишь пользуется героиней, ее чувствами. Несмотря на то, что он уже был готов полюбить княжну Мэри, он разрывает отношения. Ведь привык играть людьми, а тут еще и боязнь потерять свободу и свою независимость. Словом, Мэри стала еще одной очередной жертвой в женских образах романа. Ее же образ понадобился автору для того, чтобы показать читателям страсть героя руководить другими, властвовать над чувствами, принося страдания.

Вера — это единственная героиня, которая по-настоящему помогла раскрыть характер героя, смогла понять его и принять со всеми его минусами и плюсами. Вера также любит Печорина. Любовь ее большая, поэтому она прощает страдания, которые ей приносит герой нашего романа. Вот только вместе они не могут быть, ведь Вера замужняя женщина. Образ героини Веры излучает покорность, женственность, а нужен был он автору для того, чтобы читатель увидел эгоизм Печорина, его нежелание потерять свободу, которая для него казалась главной в жизни.

Ундина

Еще одна героиня, чей женский образ создает писатель, это Ундина. Встретился Печорин с ней на Тамани. Это была девушка, влюбленная в контрабандиста. Она смелая, сильная. Привлекает же она Печорина тем, что живет она вольной жизнью, в мире безнаказанности. Это и было интересно Печорину, который гонялся за всем непознанным. Вот только в этом мире он оказался лишний. К тому же здесь Печорин чуть сам не стал жертвой.

На жизненном пути Печорина встретились четыре девушки: девушка-контрабандистка («Тамань»), Мери Лиговская (Княжна Мери), Вера (Княжна Мери), Бэла (Бэла). Для всех этих девушек встреча с главным героем была роковой.

Образ девушки- контрабандистки романтичен. Для этой девушки характерны резкие изменение настроения, она весела, её речь полна загадок, песни, которые она поет на берегу моря, напоминают народные. Девушка стремится к свободе, смелая, решительная, чтобы добиться своего она готова на многое. На мой взгляд, образ девушки в целом похож на образ человека, знающего цену свободной жизни, живущего рядом с опасностью и риском.

Мери Лиговская – хорошо воспитанная городская девушка, она умна, способна на настоящее глубокое чувство и очень сентиментальна. Печорин первоначально привлек её внимание всего лишь как человек способный развеять её скуку. Княжну Мери главный герой заинтересовал еще и потому, что она видела в нем « героя романа в новом вкусе». Загадочный рассказ Печорина о себе, о том, как он оказался не понятым обществом, приводят к тому, что Мери начинает его жалеть. Через некоторое время она признается ему в любви, но главный герой отвергает её любовь. В итоге чувство к Григорию Печорину приносят княжне страдание и унижение.

Бэла-целостная гармоничная натура. В её образе все очень слажено, и не может возникнуть какого-либо диссонанса. В любви к Печорину она увидела смысл жизни. Охлаждение чувств Печорина для Бэлы трагедия. У нее много хороших человеческих качеств, таких как: честь, чуткость, искренность, чувство собственного достоинства, готовность на самопожертвование ради любимого человека, а так же искренность чувств. Мне было очень жаль, когда Бэла погибла, я надеялась на лучшую судьбу для такого достойного человека.

Образ Веры лишь набросок. Она зарисована только в её отношениях к главному герою, он давно любит её, но эта любовь не может принести ничего кроме страданий. Вера знает об этом, но все равно ради своей любви идет на многие жертвы. Я думаю, что образ Веры для Печорина идеален, ведь только она полностью его понимает и несмотря ни на что все равно его любит.

Женские образы в романе очень разнообразны. Только героиня повести «Тамань» изменила свою жизнь к лучшему, наверное, только потому, что была знакома с Печориным очень недолго, хотя и их короткое знакомство могло окончиться для одного из героев весьма плачевно. Все эти девушки достойны уважения, но всех их очень жаль, так как они не смогли найти своё счастье рядом с Печориным. Ни одна из девушек в этом не виновата, потому что значимую роль в их отношениях с героем сыграли мнения общества.



Загрузка...

Реклама