emou.ru

Индия период существования. Краткая история Индии в датах для школьников. Кратко и только основные события

Историческая статья: Древняя Индия

Описание: Данная статья предназначена для тех кто увлекается Историей Древнего мира и Древней Индии, учителям, родителям и детям.
Цель: повысить познавательную активность данный темы и к самой истории Индии.
Задачи:
1. Рассказать о происхождении цивилизации Индии.
2. Описать основные этапы Древней Индии

3. Обьяснить основу верования.
4. Падения империи.

Древняя Индия

Древняя Индия – это одна из первых цивилизаций мира, принесшая мировой культуре крупнейшее количество различных духовных ценностей, с бурной и сложной историей. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались империи, но из века в век была сохранена «непреходящая» самобытность культуры Индии. Данная цивилизация строила из кирпича большие и очень хорошо спланированные города с водопроводом и построила пиктографическую письменность, расшифровать которую по сей день не удается.
В конце III тысячелетия до н.э.на полуострове Индостан не далеко от долине реки Инд возникают два основных центра Индии это Хараппа и Мохеджо-Даро, поэтому от имени реки и получила такое название. Ее развитие - было на прямую связано с организацией высоких урожаев поливного земледелия. Природа и климат Индии отличаются большим разнообразием. Почти весь полуостров Индостан занят плоскогорьем с жарким, засушливым климатом.
Позже с севера-запада в Индию проникают кочевые племена ариев, которые смешиваются с местным населением (II тыс. до н.э.).
Постепенно Индия преображается и в долине реки Ганг возникают множество мелких государств, во главе с раджами в период с VII-VI века до н.э. Эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна" рассказывают о войнах, которые вели между собой раджи.Развитие земледелия и ремесла, а также захватнические войны привели к появлению у ариев имущественного неравенства. У раджей, возглавлявших грабительские походы, скапливается много богатств. С помощью воинов они укрепляют свою власть, делают ее наследственной. Раджи и их воины превращают пленников в рабов. От крестьян и ремесленников они требуют уплаты податей и работы на себя. Раджи постепенно превращаются в царей маленьких государств. Во время войн эти маленькие государства объединяются в одно, и тогда правитель становился махараджей («большим царем»).
В этот период появляеться и национальная религия брахманизм (бог Брахма), которая способствовала складыванию варной системы общества. Таким образом всё население Древней Индии делилось на четыре группы, называвшиеся кастами (варны)-наследственные социальные группы. Это были 1)брахманы(жрецы), которые не занимались физическим трудом и жили на доходы от жертвоприношений; 2) кшатрии(войны),в их руках находилось и государственное управление,между брахманами и кшатриями часто велась борьба; 3) вайшии (ремесленники, земледельцы) так же к ним относились различные торговцы и пастухи; 4) шудры(слуги), самая низкая из каст, все покоренное ариями местное население составило так же четвертую касту.Рабы не входили ни в одну касту. Особенность каст была такова, что рождённый в одной из каст не мог перейти в другую и по этому существовала социальная не равенство в обществе.
VI век до н.э. характеризовался на короткий период с Александром Македонским, так как он захватил северо-западную Индию. Но после его ухода почти вся Индия Оказалась под властью царей из династии Маурья.Наивысшего расцвета это государство достигло при царе Ашоке, продолжая завоевательную политику Чандрагупты, Ашока присоединяет к своим владениям ряд соседних областей, так же активно способствует распространению новой для Индии религии как буддизм-самой ранней из трёх мировых религий(268-231 г.до н.э.). Основатель-Сиддхартха Гаутама(Будда).
В итоги империя Маурьев распадаеться на несколько государств(начало II в.до н.э.).На короткое время в Индии вновь появляется единое государство- империя Гуптов(начало IV в.до н.э.).Город Магадха вновь становится центром крупного рабовладельческого государства - Гупт. Цари этого государства совершили ряд успешных завоевательных походов в долину Ганга и в Центральную Индию. Правители маленьких царств платили им дань. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю с другими странами.
Но окончательному падению рабовладельческих порядков в Индии и периода Древней истории способствовало вторжение в середине V в. северных племен гуннов, которые окончательно разорили страну и образовали на территории Индии свою державу.

Литература:
1. Забытая цивилизация в долине Инда М. Ф. Альбедиль
2. Индия. История страны Синхараджа Таммита-Дельгода

Древняя Индия одна из первых мировых цивилизаций, история которой началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд.

Индская, или Хараппская, цивилизация является одной из трех наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. В VII тысячелетии до нашей эры в долине Инда и Сарасвати стало развиваться производящее хозяйство. В то время известной была Мергарская культура. Люди отыскали эффективный способ получения продуктов питания, стали заниматься земледелием, охотой и скотоводством. Благодаря всему этому постепенно формировался новый культурно-исторический комплекс.


Народы, которые населяли Южную Индию, назывались дравидами. У них активно развивалось монументальное строительство, металлургия бронзы и мелкая скульптура.

Интересно узнать: в Мохенджо-Даро археологи обнаружили едва ли не первые общественные туалеты, а также систему городской канализации.

Так как письменность долины Инда до сих пор ученые не могут расшифровать, невозможно судить о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро, а также неизвестными остаются и имена правителей. Известно, что внешняя торговля играла важную роль для жителей Древней Индии.

В XVIII-XVII веках до нашей эры дравидское население начинает переселяться на юго-восток, и утрачивает былой уровень развития. Предположительно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по Хараппской цивилизации нанесло вторжение ариев, которое было описано в Ригведе ─ самом древнем источнике текстов. Культура кладбища Н является одним из потомков Индской цивилизации.


За Индской цивилизацией последовал ведический период. Большинство ученых считают, что Ведическая цивилизация существовала в период II-I тысячелетия до нашей эры, а индийские ученые считают, что Ведическая цивилизация начала свое существование в VII тысячелетии до нашей эры.

Где бы ни находилась прародина индоевропейцев - в Азии или в Восточной Европе, предполагают, что индоиранцы отделились от них раньше всех других отдельных народов. После этого они явно еще долго жили вместе с древними иранцами в Иране, где и была выработана общая индоиранская культура. Об этой связи говорит не только сходство языка, но и общность религиозных и культурных представлений.

Невозможно сказать, что же заставило индоариев отделиться от своих сородичей иранцев и уйти в Индию. Неизвестно и время, когда это произошло. В любом случае индоарии ушли из Ирана раньше, чем создали свой древнейший литературный памятник - Ригведу. Обычно его создание относят к 1500-2000 годам до нашей эры. В то время индоарии жили в северо-западной Индии и именно в Пенджабе, потому что в Ригведе в основном только встречаются названия рек Пенджаба. В эту эпоху индусы называли себя «ариями», что означало «благородный». История Индии почти до эпохи буддизма есть история постепенного завоевания полуострова Индостан пришельцами-ариями и вытеснения неарийских туземцев.


Уже тогда индусы были земледельческим народом, они обрабатывали землю плугом, который запрягался волами. Большую роль играло скотоводство, разводили коров, овец, коз, лошадей, ослов, собак.

Интересно узнать: у индусов корова была предметом культа, в гимнах постоянно звучали молитвы о даровании коровьих стад. Боги и герои сравнивались с быками, заря и дождевые облака - с коровами.

Из ремесел были известны плотничное, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное, вязальное. Городов как таковых не было, жили в деревнях, которые иногда укреплялись. Весь народ делился на народцы, которые делились на племена, а последние - на деревни или общины. Во главе народца стоял царь или вождь, во главе племени - старшина, а во главе рода или общины - староста.

Ведийские индусы отличались своей воинственностью, причем они воевали не только с врагами, но иногда и друг с другом. Бой шел на колесницах, всадников не было. На колеснице находились сам боец и его возница. Использовали и пеший рукопашный бой. Вооружение состояло из панциря, который покрывал плечи и верхнюю часть туловища, шлема, лука, на руке стрелки носили особый ремень, который защищал их от удара спущенной тетивы. Острия стрел были отравлены.


Так как письменности еще не было, гимны передавались из поколения в поколение изустно. Большой любовью пользовалась музыка, которой сопровождались молитвы богам, самым высшим и чистейшим из которых является Варуна. Он царствует над всей жизнью и светом. Остальные боги подчинены Варуне, их можно разделить на три группы: боги видимых небесных световых явлений, боги воздушного пространства, ветры и т.д., боги, пребывающие на земле.

Примерно около 1200 года до нашей эры индусы начинают переселяться из Пенджаба дальше на восток и занимают верхнее течение Ганга и Ямуны и рек Сарасвати и Дршадвати. Появляются большие города и столицы знаменитых династий. Возникают касты, значение и власть жрецов усиливаются. Возникает учение о переселении душ. В эту эпоху Индия уже осуществляет торговлю с другими странами. Центром всей религиозной жизни становится жертвоприношение. Брахманы (жрецы) объявляют сами себя богами, образуя особый класс богов.

В Яджурведе образуются такие сословия:

  1. брахманы-жрецы;
  2. раджанья (царские) или кшатрия (господствующие, благородные);
  3. вайшья (крестьяне);
  4. шудра (не арийское или смешанное население).

Интересно узнать: выделяются четыре стадии личной жизни - ашрамы, из них брахман должен пройти все четыре, кшатрия - три, вайшья - две. Каждый мальчик в возрасте от 7 до 12 лет (брахман на 8-10-ом, кшатрия на 11-м, вайшья на 12-м) отдается учителю-брахману для обучения Ведам. Эта стадия называется брахмачанин (ученик). Следующие: грхастха (домохозяин), в которой изучивший Веды может жениться и обзавестись своим домом; ванапрастха, когда воспитавший своих детей уходит в лес и делается «лесным отшельником»; самньясин - «отрекшийся от мира».

С V века до нашей эры начинается буддийский период истории Древней Индии. Именно в это время жил Будда - существо, достигшее просветления. В культурном плане в это время основным событием становится распространение железных орудий труда. Интенсивно развивается торговля и рыночные отношения. Образуются многотысячные города, усиливается царская власть, увеличивается количество рабской силы. Магадха становится сильнейшим государством Северной Индии, а ее столица Паталипутра - крупнейшим и богатейшим городом. Особого могущества Магадха достигает в IV веке до нашей эры, когда у власти находилась династия Нандов. Именно эта династия объединила вод своей властью весь бассейн Ганга.

Вскоре Пенджаб и долина Инда объединились под властью Чандрагупты из рода Маурьев. В конце IV века до нашей эры он завоевал Камбоджу, Гандхару и смежные области Восточного Ирана. Его преемниками были Биндураса и Ашока. За всю историю Древней Индии Ашока был наиболее могущественным правителем. Он истребил всех своих братьев и развязал опустошительные войны на юге, присоединив почти весь Декан. Однако позже тиранизм Ашоки сменился политикой «распространения добра» внутри империи, где буддизм сыграл главную роль. Уже к концу III века до нашей эры держава Маурьев начала быстро распадаться. Окончательно эта династия была свергнута в Магадхе в 180 году до нашей эры.

Еще в раннюю эпоху в Индии появились высокоразвитые культуры. Наследие тех древних царств и по сей день присутствует в жизни субконтинента.

Первые люди, первая высокоразвитая культура

Примерно 30 тысяч лет назад на Индийский субконтинент пришли первые люди. Вероятно, они были родом из Африки, откуда отправились в более доступный северо-западный регион Индии, где распространились малыми группами охотников и собирателей. Считается, что земледельческие работы и строительство маленьких поселений началось примерно в 6000 г. до н. э., то есть несколько позже, чем в других местах. Однако первая из высокоразвитых индийских культур возникает всего несколько столетий спустя после великих царств Месопотамии и Египта и таким образом принадлежит к древнейшим в мире. Она просуществовала всего 750 лет, с 2500 по 1750 гг. до н. э., и о тех людях и их культуре известно очень мало.

Индская культура

Во всем мире ранние высокоразвитые культуры формировались в плодородных, подверженных наводнениям местностях у больших рек, в Индии - на берегах Инда. Административными центрами служили по меньшей мере два крупных города: Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Вокруг этих городов и на 600-километровом отрезке между ними располагались мелкие деревни и поселения. Эта эпоха получила название Индской культуры, или Хараппского периода.

Мы не знаем, как те люди называли сами себя, свои города и свою культуру. Однако графические значки на печатях и глиняных черепках свидетельствуют о существовании письменной культуры. Их язык по сей день не расшифрован, и многое, что было записано на расходных материалах, например, на пальмовых листьях, утрачено безвозвратно. То малое, что можно воспринимать как надежные свидетельства, было обнаружено среди раскопанных руин больших городов.

Население Хараппы активно занималось сельским хозяйством: в качестве продуктов питания люди возделывали ячмень и пшеницу, а также хлопок для производства текстиля, держали крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, птицу, одомашненных собак, верблюдов и слонов. Будучи высоко организованным и технизированным обществом, они изготавливали посуду, скульптуры и тонкой работы украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, вели торговлю с шумерами, месопотамцами и прочими культурами.

Религия и культура Хараппы

О религиозном укладе хараппов ничего не известно, поскольку в их городах, судя по всему, не было храмов и каких-либо иных священных сооружений. Поэтому существует теория, согласно которой жители отправляли религиозный культ у себя дома. Возможно, сохранившаяся архитектура и найденные предметы обихода наведут нас на ответ.

Большие бани и имеющиеся повсюду общественные санитарные учреждения, найденные в Хараппе, Мохенджо-Даро и других городах, указывают на практику ритуальных омовений, которая позднее вновь обнаруживается в индуизме. Артефакты, по-видимому, изображают предшественников индуистских божеств - например, если на печатке различима рогатая фигура в позе йоги; другие печатки с изображениями животных, мифических существ и беременных женщин также могли иметь религиозное назначение.

Упадок Хараппской культуры

Индская культура, судя по всему, исчезла внезапно и бесследно примерно в 1750 г. до н. э. Этому было найдены различные объяснения, например, климатические изменения, опустошительные наводнения - регулярное явление для той местности - и чрезмерная эксплуатация земли, которая только увеличивала проблемы, вызванные наводнением. Согласно самой популярной теории, хараппы были завоеваны арабами, то есть кочевыми воинами, вторгшимися в Индию из Центральной Азии в 1750 г. до н.э. Следы конфликта и в самом деле имеются, особенно в Мохенджо-Даро. Однако нашествие индоевропейцев, пожалуй, не было единственной причиной упадка раннеиндийской культуры. По всей видимости, разложение протекало гораздо медленнее, чем предполагалось раньше, а именно было следствием смешения хараппов с другими культурами.

Распространение ариев

Арийские захватчики были воинами, чья культура была далеко не такой развитой, как культура народов, на которые они нападали. Основным пунктом их культуры было завоевание; в их религии доминировал бог Индра - всепобеждающий бог бури. В бой их вели военачальники на запряженных конями боевых колесницах. Они захватили персидские земли - название «Иран» происходит от слова «арийцы» - после чего отправились в Индию, где в долине Инда построили опорные пункты, а затем через север Индии двинулись к восточным территориям на берегах Ганга. Здесь их племенная культура, которую прежде большей частью составляли завоевательные походы, претерпела изменения, и арийцы занялись разведением скота и стали оседлыми земледельцами.

Ведическая культура

Первое время присутствия ариев в Индии, примерно с 1750 по 1000 гг. до н.э., называют ригведичес-ким периодом, по названию свода религиозных гимнов Ригведы, который на протяжении тысячелетий передавался из уст в уста до тех пор, пока не был записан в XIV веке н.э. Это наследие до сих пор пропитывает собой индийскую культуру. Вторгающиеся арии считали себя более благородными и ставили себя выше местного населения, что привело к формированию кастовой системы. Поначалу они ограничивались только северной частью Инда и Ямуны и сохраняли систему племенного совета, по которой каждым племенем (джаной) правил раджа. По-видимому, в каждом племени был свой верховный священнослужитель, и существовало деление на два слоя: арийские князья и простой народ. Позднее к ним прибавился еще и третий класс: захваченные в плен, называемые даса, что значит «темные». Под конец ригведического периода существовало четыре касты (варны), чатурварны («четыре цвета»). Во главе общества стояли священнослужители (брахманы), ниже следовали воины (кшатрии), затем простое население - крестьяне, ремесленники, торговцы (вайшьи) и, наконец, шудры - слуги. Эта фиксированная кастовая система все глубже укоренялась в обществе и в таком виде застыла.

Поздневедический период с 1000 по 500 гг. до н. э. прошел всецело под знаком жрецов, поэтому назван брахманским периодом. В это время получили развитие первые формы индуизма, арийцы расселились по поросшим густыми лесами равнинам Доаба между реками Ямуной и Гангом до самого Ганга. Вместо того чтобы завоевывать оседлое население, арии слились с ним. Возникло несколько царств, которые существовали за счет сельского хозяйства, торговли и богатых полезных ископаемых, в частности железа. При династии Маурьев в 300 г. до н.э., когда над обширной Северной Индией властвовал Чандрагупта Маурья, сформировалось брахманское письмо, с помощью которого были зафиксированы арийские писания и тексты на местных диалектах.


Рельеф в пещерах Аджанты, штат Махараштра (Центральная Индия), изображает Будду. Появился в период с 200 по 650 гг. н. э.

Два гранитных льва, в течение долгих веков пролежавших под песком; в 2004 г. были открыты в результате цунами близ Махабалипурама, южнее Мадраса.

Царство Маурьев

В 326 г. до н. э. в долину Инда со своей военной экспедицией вторгся Александр Македонский. Испытанное потрясение стало поводом для объединения страны и учреждения центрального правительства. Чандрагупта Маурья пришел к власти в царстве Магадха (со столицей в Паталипутре), захватил Северную Индию и основал династию Маурьев, которая просуществовала до 185 г.н.э., когда последний ее правитель предположительно был убит своим военачальником. Внук Чандрагупты Маурьи Ашока еще больше расширил территории государства. На самом пике своего развития оно охватывало всю Индию, за исключением крайнего юга.

Преисполнившись отвращения к кровопролитным захватническим походам, Ашока принял буддизм, который сформировался в V столетии. Буддизм стал доминирующей религией в Северной Индии и распространился на обширных территориях Центральной Азии. В 232 г., после смерти Ашоки государство Маурьев начало распадаться. В процессе распада страну осаждали всевозможные захватчики, которые не оставляли ее в покое на протяжении нескольких столетий.

Гуптское царство

Великое царство Маурьев распалось на маленькие царства, однако из них снова возникло всеохватное государство, объединенное под началом Гуптов, которые снова укрепили позиции индуизма и открыли Золотой век индийской культуры. Однако примерно до 300 г.н.э. доминировали кушаны или юэчжи (тохары), потомки кочевых монгольских племен, придерживающиеся открытой космополитичной культуры. Они вели торговлю с Центральной Азией, Китаем, Персией, Грецией, Римом и интенсивно обогащали индийскую культуру.

Когда правлению кушанов пришел конец, господство практически на всем субконтиненте установили Гупты. Примером для них служило царство Маурьев - с централизованным правлением и обновленной политической опорой в Паталипутре, откуда они контролировали торговлю и ремесла и пропагандировали единую систему ценностей. Они также в определенной степени допускали самоуправление и более чем на сто лет установили в Индии мир и стабильность. В это время индийцы имели контакты со всем миром. Торговля процветала, в особенности с Римом и Центральной и Южной Азией; в страну приходили не только новые товары, но и новые идеи. Эпоха династии Гуптов считается одной из самых продуктивных и творческих эпох в истории Индии. Калидаса, величайший индийский поэт, писал эпосы и драмы - появлялись шедевры на санскрите. В области математики, астрономии, медицины и химии были сделаны колоссальные достижения. А в 480 г. н. э. и Гуптам пришел конец - причиной тому были многократные набеги гуннов.

Древняя Индия

Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.

Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира – Индской Цивилизации, возникшей в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух-в Месопотамии и Египте, - было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н.э., они были сделаны в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом - первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.

И
сконным божеством у коренных жителей Древней Индии – дравидов, был Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну - его хранителем, Шива - его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, образцом, достигшим духовной самореализации.

Долина Инда лежит на северо-западе субконтинента в соседстве с древнейшей мировой культурой - Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным путем вторжения новых идей оставался северо-запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов.

Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры (в том числе письменности), религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния.

За весь этот долгий период не сохранилось никаких письменных памятников, поэтому нельзя с точностью сказать, в какой мере арии переняли культуру и традиции презираемых ими дравидийских подданных, но роль самих ариев не вызывает сомнений, их язык, религия и социальная структура в значительной мере сформировали общество Индии. Арийские завоеватели принесли с собой поклонение богам Варуне и Индре, олицетворявшим силы природы, касту жрецов (брахманов) и ритуальные жертвоприношения животных. Их священные гимны позднее были собраны в четырех книгах, известных как «Веды» («ведать», «знать»), из-за чего религия получила название ведической. Претерпев немало изменений за тысячи лет, она обрела форму современного индуизма, который по-прежнему является религией многих индийцев и почитает «Веды» своим священным писанием.

Арийское общество делилось на четыре главных класса или касты: брахманов, военной знати, крестьян и (позднее) купцов, а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал ни к одной касте - их позднее назвали «неприкасаемыми» - были почти бесправны по сравнению с высшими кастами. Эта система служила формой расового контроля, удерживая дравидийские племена в покорности арийским господам. С течением времени она все более ужесточалась и усложнялась, разделяя людей на все более мелкие группы и подгруппы. В результате каждому человеку отводились по праву рождения определенное положение в обществе и род занятий, разрешалось есть только предписанную его касте пищу и вступать в брак только с представителями своей касты. Эта жестокая и несправедливая система основывалась на индуистском учении о карме. Согласно ему, каждое живое существо получало в этой жизни награду и кару за поступки, совершенные в одной из прежних жизней, поэтому социальная приниженность была явным знаком греховности. Кастовая система прочно укоренилась в индийском обществе и, несмотря на все попытки правительства сломать древние классовые барьеры, жива до наших дней.

Тем не менее, в VI в. до н. э. жесткая кастовая система, всесилие жрецов и ритуальные жертвенные аспекты индуизма пробудили к жизни два могучих реформистских религиозных лечения: джайнизм и буддизм. Они нашли многочисленных приверженцев, но не сумев заменить собой индуизм, превратились в самостоятельные религии, хотя и разделяли индуистскую веру в жизнь как бесконечное круговращение рождений, смертей и реинкарнации, предопределенное кармой каждого живого существа.

Основными постулатами джайнизма были ненасилие, отрицание кастового деления общества и почитание жизни во всех ее формах. Последний принцип соблюдался столь неукоснительно, что джайны старались сделать все возможное, чтобы ненароком не раздавить даже насекомое. Джайнизм пустил глубокие корни в самой Индии, но не нашел особого распространения за пределами субконтинента.

Зато буддизму было суждено стать одной из величайших мировых религий. Его основатель Сидхартха Гаутама стал известен под именем Будда («просветленный»). Рассказывают, что он родился в семье владетельного князя и вырос в роскоши и довольстве, но испытал глубокое потрясение, впервые столкнувшись со смертью и страданиями. Достигнув просветления после долгих поисков истины, он провел остаток жизни, проповедуя «Срединный Путь», названный так потому, что идущий по нему человек не стремится ни к роскоши, ни к аскетизму (отказу от элементарных житейских благ). Будда проповедовал умеренность, сострадание и равенство всех людей. Но главным в его учении было то, что жизнь есть страдание, порожденное желаниями. Поэтому отказ от желаний позволяет душе вырваться из вечного круга перерождений и достигнуть состояния блаженства (нирваны). С буддизмом связано и развитие культуры, искусства, архитектуры и строительства из кирпича и камня в Древней Индии.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации - феодальной.

До сих пор цивилизация Древней Индии, этот таинственный субконтинент со своей бурной историей, религией и великой культурой задает много трудных и неразрешимых вопросов исследователям.

Литература.

1.Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2000.

2.Вестник древней истории, М., 2008, №№4, 7.

3.Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.

4.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия, М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.

Доклад по истории

На данную тематику можно говорить очень долго, ведь цивилизация, зародившаяся в долине Инда, имеет богатую историю. Но в данной статье мы рассмотрим историю Древней Индии кратко.
Зарождение организованного общества в долине Инда, следует датировать с возникновением Хараппской цивилизации, которая берет свое начало еще на III тыс. до н. э., и на этот период приходит ее рассвет.

Хараппская цивилизация

Датируется примерно 3000 – 1300 гг. до н. э. Для нее характерно монументальное строительство из камня, уже существовало ирригационное земледелие. Существуют сведения, что именно в этом периоде появились первые туалеты, а также канализации.
На данном этапе развития индусы в основном выплавляли изделия из бронзы, но использовали и медь. Очень сильно была развита торговля, цивилизация вела торговлю с государствами Средней Азии, Месопотамии.
Письменность этой цивилизации до данного времени так и не дешифровали. Но писали они справа налево, что весьма интересно.
Когда начались ухудшаться погодные условия, главное занятие, которое приносило цивилизации рассвет – земледелие, стало приходить в упадок. Приблизительно в средине II тыс. население начало мигрировать на запад и утратило свой уровень развития.

Ведийская цивилизация

Самым интересным периодом древней истории Индии является несомненно ведийский, так как после него осталась масса археологических и документальных источников, давшим возможность изучить данный период максимально подробно.
Ведийскую цивилизацию датируют со II тыс. до н. э. до приблизительно VII-V в. до н. э.
Наиболее известный памятник данного периода – это священная книга под названием Веды. В ней были записано все о социальной структуре общества, о законах, обычаям и т. д.
Анализируя ее, мы приходим к выводу, что все общество было разделено на варны – большие касты. Всего их существовало четыре:
– шудры – самая низкая каста, к которой входили наемные рабочие;
– вайшья – сюда относят торговцев, ремесленников и земледельцев;
– кшатрии – это почетный класс воинов;
– брахманы – сюда следует относить правящую верхушку: жрецов, ученых и т. д.;
Однако всего каст существовало несколько сотен. Касту нельзя было покинуть, но и з нее могли изгнать за проступки, например, за связи с членами другой касты.
В эту эпоху была развита письменность – санскрит, который был полностью дешифрован, а поэтому данных о данном периоде предостаточно. Также была заложена основа религии мирового уровня и влияния – индуизма, установлен пантеон богов.
Народ, создавший ведийскую цивилизацию называют ариями, покорившими территории Азии и Европы.

Время мелких княжеств

Примерно в VI веке до н. э. на территории Индии было создано несколько сотен мелких городов-государств, которые просуществовали три столетия. В четвертом веке в Индию пришел царь Александр Македонский, подчинивший себе значительную территорию Индии, но после его смерти индусы вскоре освободились.
После этого на их месте создалась Империя Маурьев, но это уже совсем иная тема.

Загрузка...