emou.ru

Памятники героям русской литературы. Самый известный памятник литературным героям. Памятники литературным героям в России и в мире. Скульптурная группа «Дайте дорогу утятам»

Ставить памятники героям литературных произведений стало модно в последнее время. «Блог нашего города» собрал 15 интересных памятников на улицах российских городов.

Начнем с Тобольска. Открывает нашу подборку памятник Робинзону и Пятнице. Памятник литературному герою Даниэля Дефо установлен в городе не случайно. Во второй книге о путешествиях Робинзона писатель отправил своего героя в столицу Сибири Тобольск.

6 – Из Тобольска отправляемся в северный Ханты-Мансийск. Здесь на площади речного вокзала встречает и провожает корабли героиня повести Александра Грина «Алые паруса» –Ассоль.

7 – В Омске перед входом в местный ТЮЗ установлен памятник Дон Кихоту, герою книги Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

8 — Памятник бравому солдату Швейку установлен в Самаре. Скульптура литературного героя находится недалеко от здания бывшей гостиницы «Сан-Ремо», в которой в 1918 году жил создатель Швейка чешский писатель Ярослав Гашек.

9 — Памятник собаке — Биму из книги писателя Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» — был установлен 1998 году в Воронеже у входа в театр кукол.

1 0 – Памятник барону Мюнхгаузену установлен в Калининграде. Скульптура подарена городу жителями Боденвердена, откуда был родом прототип барона - Карл Иероним Фридрих барон фон Мюнхгаузен. Так же известно, что барон дважды посещал Кёнигсберг – по дороге в Санкт-Петербург и обратно.

11 — В московском дворике на улице Советской Армии присели на лавочке два литературных героя из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — Коровьев и кот Бегемот. Памятник был открыт в августе 2006 года.

12 — Памятник герою книги Ильфа и Петрова, великому комбинатору Остапу Бендеру находится в Пятигорске. Скульптура расположена около туристической достопримечательности – «Провал». По книге Остап был очень удивлен, когда узнал, что «город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал».

13 — Памятник героям произведений Артура Конан Дойля сыщику Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону находится на Смоленской набережной в Москве. В героях легко угадываются черты Василия Ливанова и Виталия Соломина, сыгравших этих персонажей в советском телесериале.

14 – В Екатеринбурге рядом с областной библиотекой им. Белинского открыли памятник Человеку-невидимке. На земле лежит металлическая плита с отпечатками ступней и надписью «Первый в мире памятник Человеку-невидимке, герою новеллы Герберта Уэллса».

15 — Памятник носу майора Ковалева, главного героя повести «Нос» Николая Гоголя, находится в Санкт-Петербурге. Скульптура появился по инициативе актера Вадима Жука в середине 90-х годов. В 2002 году нос пропал. Его не могли найти целый год, пока пропажу не подкинули в парадную на Средней Подъяческой улице.

Вконтакте

МБОУ « Северо-Енисейская СОШ №1»

Исследовательская работа по литературе

«Памятники литературным героям России»

Подготовила:

ученица 8 «Б» класса

Головаш Виктория,

Руководитель:

Жупеева Е.П., учитель

литературы

    Вступление.

    Анализ опроса учащихся.

    Памятники героям литературных произведений.

Актуальность работы : на уроках литературы мы изучаем произведения, знакомимся с героями книг, представляя их в своём воображении. Иногда в учебнике предлагаются такие вопросы и задания: Какие памятники литературным героям ты знаешь? Какому литературному герою ты бы создал памятник? Почему? Какие особенности характера литературного героя ты бы отразил в скульптуре?

Цель работы : провести исследование, какие памятники литературным героям поставлены в России.

Задачи работы :

1. Провести исследование, какому литературному герою создан памятник;

2. Установить, где и когда установлен, кто автор скульптуры;

3. Провести опрос среди учащихся нашей школы, знают ли они, какому литературному герою был создал памятник?

Гипотеза : какие национальные черты русского характера воплощают литературные герои и нашли ли они отражение в скульптуре, какой герой стал популярным в скульптурном искусстве.

Предмет исследования : скульптурные изображения героям литературных произведений.

Объект исследования : может быть использована учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

Опрос учеников школы .

Результаты опроса. Был задан один вопрос: какие памятники литературным героям ты знаешь? Какому литературному герою ты бы создал памятник?

Вступление.

Все мы знаем, что люди любят ставить памятники своим героям: солдатам и полководцам, поэтам и писателям, художникам и композиторам.

Герои войн, великие деятели достойны того, чтобы их запечатлели в металле и мраморе. Человечество помнит их подвиги, произведения, чтит и преклоняется перед их гением. Но, почему же, тогда, в Копенгагене памятник Русалочке стал символом датской столицы? Почему в Москве был установлен памятник Мальчишу – Кибальчишу? Чем прославились эти герои литературных произведений?

Немного истории .

Скульптура – очень древний вид искусства. Она всегда была в почете и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям. Скульптурные памятники украшают сады и парки, парадные залы общественных зданий. Маленькие статуэтки вы найдёте и у себя дома.

Традиция ставить скульптурные памятники героям литературных произведений родилась сравнительно недавно, но подобных памятников в мире накопилось уже немало, и это означает, что люди ценят книжных героев не меньше, чем настоящих.

Память в камне и бронзе…

Ежегодно 18 апреля все человечество отмечает Международный день охраны памятников истории и культуры.

В России этот праздник начали отмечать с начала 80-х годов прошлого столетия.

Но еще в первой половине ХХ века усилиями Н. К. Рериха был создан Пакт о защите культурных ценностей. Реализацией этой идеи стал договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в Вашингтоне при участии президента США 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной страны.

Позднее, 14 мая 1954 года, на основании документации Пакта конференция ООН в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Знаменитый ученый-этнограф, языковед, писатель и путешественник В. И. Даль писал: «Памятник - это все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…»

Памятники героям литературных произведений в мире .

Давно уже увековечены в металле или камне Том Сойер, Русалочка, Дон Кихот и многие другие любимые персонажи миллионов детей и взрослых, рожденные писательской фантазией. Но эти памятники стоят в других странах и городах.

Памятники писателям и героям их произведений в России.

И в нашей стране создано много памятников великим русским писателям. В Петербурге и в Москве есть памятники классикам с барельефным изображением литературных героев. Барельеф - от франц. - выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности.

Всем хорошо известен русский баснописец Иван Андреевич Крылов в кругу своих басенных героев.

В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен. До этого ни одному из писателей монументов не сооружалось. Средства собирал народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и художником Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали…

Взрослые и дети с удовольствием разглядывают памятник, непременно стараясь обойти его со всех сторон, чтобы увидеть всех зверей, которые изображены на высоком постаменте, а потом переводят взгляд вверх, на фигуру поэта, сидящего на камне, и даже самые маленькие понимают, что этот "дедушка" был, наверное, очень хорошим, если столько милых зверюшек навсегда остались рядом с ним.

Сегодня уже просто невозможно представить себе Летний сад без "дедушки Крылова" и героев его басен.

А это памятник баснописцу на родине, в Москве. В сквере на Патриарших прудах разместились знакомые с детства персонажи 12 популярных басен Крылова: косолапый Мишка с музыкантами, хвастливая Моська, лающая на Слона, Мартышка с очками, Осёл и Соловей и другие. Они иллюстрируют страницы четырёх раскрытых книжек, расположенных рядом с памятником великому русскому баснописцу. Конечно, прогуливаясь здесь, каждый вспоминает крылатые строки из мудрых басен писателя.

Подобные памятники с барельефным изображением литературных героев есть в Москве писателям А.С. Грибоедову, Н.В. Гоголю. Многие памятники писателям установлены на родине. Например, в Орле есть очень интересный памятник Н.С. Лескову: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: «Левша», «Тупейный художник», «Соборяне», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».

Русский характер, национальные черты и их воплощение в бронзе и камне.

Особенно впечатляют скульптурные памятники, воплотившие характерные национальные черты русского народа, как и образы, созданные писателями.

Вот перед нами талантливый умелец из народа - Левша. Это известный тульский оружейник. Микроскопическую стальную блоху английской работы вместе с товарищами сумел подковать. Искусный мастер, бескорыстный и неподкупный патриот. Скульптура Левши воплощает в себе лёгкость умения работать и талантливость: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом блоху.

Колонна, на которую поднят левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: лесковский левша - олицетворение талантливости русского народа.

Трудолюбие - неотъемлемая черта русского характера. Образ крестьянина-труженика нашёл отражение во многих фольклорных произведениях и литературных сказках.

В России много памятников А.С. Пушкину в разных городах. Среди популярных памятников сказочным героям, бесспорно, в первом ряду - герои пушкинских сказок. И старик-труженик из «Сказки о рыбаке и рыбке» тоже запечатлён в скульптуре.

Несколько лет назад в Москве реконструировали Манежную площадь. Появился подземный торговый центр, а поверхность украсили комплексом взаимосвязанных фонтанов и искусственных водоемов.

В одном из таких каналов, соединяющих фонтаны, стоит скульптура старика

с золотой рыбкой. Как обычно, на скульптуре видны потёртости, при желании, до нее можно добраться с берега. Так же в водоём кидают достаточное количество монет. Автор скульптуры, как и многих других в Москве, Зураб Церетели.

Сказочные пушкинские персонажи стали украшением парков, скверов, аллей многих русских городов, гармонично сочетаются они с пейзажами и севера, и юга.

(слайд – 14- Золотая рыбка)

«Золотую рыбку, не простую» часто можно увидеть украшением фонтана или приморского парка, и она является воплощением мечты русского человека, веры его в чудо, в волшебство.

Пушкинский сквер в Абакане стал одним из украшений города, а в 2008-м году в нём были установлены скульптурные композиции, изображающие героев пушкинских сказок - золотой рыбки, ученого кота, царевны Лебедь.

В Пушкинском сквере проводятся народные празднования, а фигуры животных из знакомых сказок привлекают внимание детворы - здесь часто можно увидеть детские утренники.

(слайд 15- кот учёный)

Наверное, нет в мире человека, которому были бы неизвестны строки из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

В Ростове-на-Дону решили воплотить эту мысль: в кафе-парке «Фруктовый сад» появился памятник коту учёному из поэмы А.С. Пушкина. Кот сидит на дереве и читает книгу. Примечательно, что на нём красные сапоги, а в целом памятник получился цветной.

Во все времена в русском искусстве прославляется защитник земли Русской.

Скульптурные памятники воспевают могучего, мудрого, бескорыстного устроителя и оберегателя родной земли. Он руководствуется в своих действиях только народными интересами.

(слайд – 16 – Илья Муромец)

Памятник Илье Муромцу в Муроме работы скульптора В.М.Клыкова был поставлен в 1999 году в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой – крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен: здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.

Во дворе Муромского музея, в качестве иллюстрации к его подвигам, лежит огромный дубовый пень, табличка рядом с которым гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем и бросал в Оку. Рядом с таким экспонатом всегда есть желающие сфотографироваться.

Воин-герой и литературный герой (слайд – 17- Василий Тёркин)

Книг о Великой Отечественной войне написано множество. Но кто из литературных героев отличился настолько, что его образ получил новую жизнь в скульптурной форме?

Прежде всего вспомним Василия Тёркина, самого, без преувеличения, любимого героя военных лет. Героя, воплотившего лучшие черты русского народа, который несмотря ни на что выполнил своё историческое предназначение в борьбе с “коричневой чумой ХХ века”. Кажется даже странным, что памятник Тёркину появился так поздно, только в 1995 году, в канун 50-летия великой Победы. А свершилось это в Смоленске. Автор идеи - смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев, он и сам фронтовик.

Существуют памятники животным – за их верность и преданность .

В русской литературе созданы незабываемые образы «братьев наших меньших», а некоторые из них продолжают свою жизнь в скульптуре.

Сколько слез было пролито по поводу злоключений несчастного сеттера Белого Бима Черное Ухо из одноименной повести Г.Троепольского. И этот Бим, до сих пор не нашедший своего хозяина, сидит в Воронеже на площади перед театром кукол прямо на земле. К нему можно подойти, погладить, но сдвинуть бронзовую фигурку с места нельзя - он упорно ждет того единственного, кому раз и навсегда подарил свое собачье сердце.

А эта литературная «героиня» особенно дорога детским сердцам. Речь идет о памятнике собачке Му-Му.

Открытие литературного памятника в Петербурге состоялось 25 марта 2004 г. и было приурочено к 150-летию со дня выхода в свет знаменитого произведения И.С. Тургенева, опубликованного в журнале «Современник» в марте 1854 года. Скульптура отлита из чугуна и представляет собой собачку, свернувшуюся у сапог Герасима. Художественным руководителем проекта является Лев Hемировский. Скульптуры, посвященные тургеневской Му-Му, есть в Москве, а также её можно увидеть в одном из французских парков (работа русского скульптора). Эта скульптура интересна по замыслу: собачка обрела хвостик, как у русалки, а значит, не утонула.

Самый популярный памятник литературному герою.

Знакомясь с памятниками литературным героям в нашей стране, я и не подозревала, что самым популярным скульптурным персонажем окажется великий комбинатор Остап Бендер. Во многих городах есть скульптурные фигуры этого молодого человека.

В день рождения великого комбинатора в Петербурге был открыт памятник Остапу Бендеру. Памятник установлен не так давно (25 июля 2000 года), но незаконнорожденный сын турецкого султана уже занял законное место в сердцах горожан. Памятник, автором которого является скульптор Альберт Чаркин, представляет собой фигуру Остапа, опирающегося на стул работы мастера Гамбса. На стул сможет присесть любой желающий. Скульптурный портрет великого комбинатора наделен чертами Сергея Юрского, который играл Бендера в кино. Место установки памятника выбрано не случайно – Итальянская улица, у дома, где когда-то располагалось известное в Петербурге кабаре "Бродячая собака". Обитель поэтов и писателей.

В Калининграде ко дню 750-летия города установили памятник барону Мюнхгаузену. Скульптура стала подарком от немецкого города Боденвердера. Немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж родился 11 мая 1720 года в Боденвердере. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории. Известно, что реальный прототип барона Мюнхгаузена - Карл Иероним Фридрих барон фон Мюнхгаузен дважды посещал Кенигсберг – по дороге в Санкт-Петербург и обратно.

Есть и бронзовая фигура Царевны-лягушки в городе Светлогорске. 11 августа 2006 года в городе Светлогорске состоялось торжественное открытие центрального украшения этого места - бронзовой фигуры “Царевны-лягушки”. Установили статую в сквере, который находится на месте бывшего лесопарка у вокзала. “Царевна-лягушка” представляет собой женскую фигуру, сидящую на 2-тонном камне-основании в характерной лягушачьей позе, с губами, сложенными для поцелуя. Создателем этой композиции является уроженец Светлогорска - художник Олег Мелехов. По замыслу скульптора лягушка, на глазах превращающаяся в царевну, должна стать символом “возрождающегося” Светлогорска.

Заключение.

Что нового открыла я для себя, работая над этим проектом? Убедилась, что ставить памятники литературным героям – традиция во всех странах. Это значит, что вымысел в жизни людей играет такую же роль, как и историческая правда.

Это памятники тем, кто никогда на свете не жил – литературным героям. Почему? Да потому, что многие герои книг сделали для людей ничуть не меньше. Они каждый день дарят маленьким и большим читателям всей земли счастье, учат быть добрыми и верными, мужественными и благородными.

Памятник-часовня героям Плевны - весьма скорбного вида монумент, сооружённый в память о русских гренадерах, погибших в ожесточённом сражении под Плевной в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Памятник-часовня построен по инициативе Московского археологического общества и солдат и офицеров расквартированного в Москве Гренадерского корпуса на собранные ими же средства, и открыт 10 декабря 1887 года в честь десятилетия сражения под Плевной.

Памятник построен по проекту архитектора и скульптора Владимира Шервуда и инженера-полковника А.И. Ляшкина и представляет собой часовню, декорированную при помощи горельефов и других архитектурно-художественных приёмов: постройка украшена венками и лентами, а вершину украшают изображения святых и двуглавые орлы на куполе. Восьмигранный шатёр часовни, увенчанный православным крестом, отлит из чугуна и установлен на низком постаменте. Отличительная особенность постройки - идеальная точность подгонки чугунных деталей, благодаря которой на поверхности не видны швы.

Отдельного внимания заслуживают 4 горельефа, расположенные на боковых гранях памятника. На горельефах изображены русский старик-крестьянин, благословляющий своего сына-гренадера на сражение, турецкий янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки, гренадер, пленяющий турецкого солдата, и умирающий русский воин, срывающий цепь с женщины, символизирующей Болгарию.

На гранях шатра нанесены надписи: с восточной и западной сторон - цитаты из Евангелия, с северной и южной - памятные слова:

Перед памятником установлены чугунные тумбы с надписью "В пользу увечных Гренадер и их семейств" - в прошлом на них стояли кружки для добровольных пожертвований.

Интерьер часовни в прошлом был украшен изразцами, внутри помещались 7 бронзовых плит с именами погибших гренадеров (18 офицеров и 542 солдата) и живописные образа Александра Невского, Николая Чудотворца, Иоанна Воина и Кирилла и Мефодия. К сожалению, большая часть внутреннего убранства, украшения и плиты не дошли до наших дней.

После Революции 1917 года часовня была разорена, в ней обустроили туалет. Её восстановлением занялись в середине 1940-х годов, но после этого часовня достаточно быстро разрушалась, и в 1960-х её полностью покрыли консервирующим составом, из-за чего она приобрела характерный чёрный цвет. Реставрация памятника произошла в 1984 году, а в 1992 - после распада Советского Союза - часовню передали Русской православной церкви.

История часовни-памятника героям Плевны

Русско-Турецкая война 1877-1878 годов - война между Российской империей и союзными балканскими странами против Османской империи, вызванная подъёмом национального самосознания на Балканах. Ущемление прав коренного населения и христиан на захваченных турками территориях балканских стран и невозможность разрешения ситуации мирными методами привели к тому, что Россия объявила Османской империи войну.

Осада Плевны - один из наиболее ожесточённых эпизодов Русско-турецкой войны, когда русско-румынские войска выступили против укрепившихся в городе Плевна турецких войск и в итоге взяли город. Потери составили около 40 000 убитых и раненых со стороны России и Румынии и 25 000 со стороны Османской империи (ещё ~43 000 были взяты в плен). Из 90 000 человек русско-румынских войск, принимавших участие в решающем сражении, были убиты 1700 - в том числе 18 офицеров и 542 солдата Гренадерского корпуса.

После окончания войны под Плевной решили установить памятник погибшим гренадерам и сразу же начался добровольный сбор средств в Гренадерском корпусе. Для возведения монумента был выделен участок земли с курганом Копаная Могила, и летом 1880 года состоялся конкурс на проект памятника, на котором были представлены 10 работ от разных архитекторов. По итогам конкурса созванная комиссия посчитала, что предложенные проекты не соответствуют величию события, и для сооружения памятника по рекомендации Ивана Забелина пригласили архитектора Владимира Шервуда.

Шервуд, руководствуясь предполагаемым местом размещения монумента и учитывая его удалённость от дорог и потоков людей, запланировал 20-метровый памятник-часовню, оформленный 4 скульптурными группами. Стоимость такого памятника составляла 70 000 рублей, но в распоряжении было всего 27 000. Комиссия рассчитывала, что государство возместит недостающее, но император Александр II, утверждая проект, рекомендовал им обратиться к купечеству. В конечном итоге было собрано около 29 000 рублей, и в 1881 году новый царь Александр III повелел строить памятник на имеющиеся средства. Шервуд упростил проект, уменьшив его размеры и заменив скульптурные композиции горельефами, и после его одобрения работа над памятником наконец-то началась.

В 1885 году было получено согласие на бесплатную перевозку памятника из Москвы в Болгарию, однако, в 1886 появились предложения оставить его в Москве, и в итоге в 1887 году при горячем одобрении москвичей часовню поставили у Ильинских ворот Китай-города.

Памятник героям Плевны находится в на площади Ильинские Ворота. Добраться до него можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Как вы думаете, почему люди устанавливают памятники литературным героям? Возможно, все дело в том, что многие персонажи литературных произведений сделали для человечества не меньше добрых и светлых дел, чем реальные знаменитости. Герои волшебных сказок каждый день дарят маленьким читателям счастье, доброту, благородство. Они учат нас быть честными и мужественными, верными, преданными и так далее.

Памятники, поставленные литературным героям, - это традиция, которую соблюдают уже не один десяток лет. В разных городах в скверах и на площадях стоят скульптуры, которые посвящены знаменитым персонажам мировой литературы.

Каждая статуя имеет свою историю, свою жизнь. А мы в нашей статье рассмотрим памятники литературным героям, и где находятся эти прекрасные объекты.

В современном мире установлено немало статуй героям сказок, рассказов, повестей и даже романов. Все персонажи прославились качествами, которыми наделили их авторы. Одни смелые, другие глупые, третьи чересчур оптимистичные и так далее.

В нашей стране есть множество городов, где можно найти памятник персонажу книги. А вам известны необычные памятники каким-либо героям? Литературным персонажам, так повелось, начали устанавливать статуи совсем недавно. Поэтому первым делом мы с вами отправляемся в Соединенные Штаты Америки.

Том и Гек

В Штатах, а именно на реке под названием Миссисипи, стоит маленький городок Ганнибал. Здесь провел свое детство талантливый писатель Марк Твен. В центре городка есть возвышение, которое прозвали Большим Кардиффским холмом. Горожане на холме установили памятник литературным героям - Тому Сойеру и Гекльберри Финну. Открытие монумента состоялось в начале ХХ века, а именно в 1926 году.

Скульптор Фредерик Хиббард изобразил двух мальчишек в рваных штанах. Они направляются в очередное приключение. Скульптору удалось изобразить ребят так, как их представляет каждое поколение читателей. Глядя на этот «монумент детства», можно подобрать эпитеты «беспечность», «озорство», «мальчишество», «непосредственность».

Памятник не обделен и юмором. Прохожие наблюдают, как Гек держит на своем плече за хвост кошку.

Таким образом, мы с вами видим, как соотечественники Марка Твена хранят память о полюбившемся всему миру писателе.

Собака по кличке Муму

А мы с вами перемещаемся на другую сторону земного шара, а именно центральную часть России - в город Санкт-Петербург. В 2004 году состоялось открытие памятника литературному герою Муму. Администрация северной столицы выбрала этот год не случайно. Ведь именно в это время город праздновал 150-летие одноименного произведения. Скульптуру установили на площади Тургенева около дома, где проживал писатель. На стене здания висит памятная табличка. Рядом с ней находится фартук Герасима, а под ним стоят сапоги. Рядом с обувью русского мужика, свернувшись клубочком, устроилась Муму.

Прохожие видят лопоухую дворняжку, отлитую из чугуна. Композицию можно найти возле клуба «Муму», девиз которого призывает по-человечески относиться к собаке.

Надо отметить, что французы прониклись этим произведением Тургенева. На своих просторах они тоже установили трогательную инсталляцию маленькой и несчастной собаки.

Данная статуя символизирует акт покаяния человека перед братьями меньшими.

Мальчик с золотым ключиком

Двигаемся дальше. И на этот раз мы с вами оказались в городе Самаре. В 2013 году горожане праздновал 130-летие со дня рождения Алексея Толстого, поэтому было решено установить памятник литературному герою Буратино около ворот музея. Именно в Самаре писатель провел свои детские годы. Создал данный памятник скульптор из Тольятти Степан Корслян за счёт пожертвований частных предприятий.

Естественно, самой популярной частью статуи стал нос Буратино. Желающие сфотографироваться с героем сказки держались за его острый носик. В день открытия памятника литературному герою родилась городская легенда. Нужно загадать желание в тот момент, когда держишься за нос Буратино. Тогда оно сбудется. Надо отметить, что подобная легенда присуща почти каждому памятнику в России.

Многие заметили, что композиция походит на Буратино из советского фильма. В действительности это так, а Дмитрий Иосифов - исполнитель роли деревянного мальчишки, был на церемонии открытия статуи.

Жители города считают, что наличие данного памятника напоминает о детстве и сказке. Ведь именно этот жанр помогает верить в то, что мир может быть лучше, если прикладывать усилия.

Русалочка - визитная карточка Дании

Очень много удивительных памятников литературным героям в мире, а именно в Дании. С легкостью мы оказались в порту Копенгагена, чтобы познакомиться с изящной бронзовой скульптурой Русалочки, которой в 2013 году исполнилось ровно 100 лет. Высота ее большая, всего 125 см. Вес около 175 кг.

История этой скульптуры не проста, как и судьба самой Русалочки в сказке Андерсена, который был родом из Дании. Мир узнал об этом небольшом монументе благодаря американскому журналисту. Все обзорные экскурсии в Копенгагене начинаются именно с этого места.

Впервые Русалочку установили на набережной, но позже ее перенесли в гавань, чтобы туристы не взбирались на городскую достопримечательность. Кроме того, это означало пресечение непрекращающихся актов вандализма по отношению к памятнику. В 2010 году Русалочка путешествовала в Шанхай на всемирную выставку. Спустя 3 года, а именно в свой вековой юбилей в 2013 году Русалочка вернулась на родину в Копенгаген.

К сожалению, скульптура привлекает внимание не только туристов, но и вандалов. Они обливали ее краской, раскрашивали руки и ноги. В 2003 году взрывали памятник, после чего его извлекали из воды. Надевали на нее паранджу. На 8 марта в 2006 году к руке прикрепляли фаллоимитатор. Еще год спустя наряжали в мусульманское платье. В 1984 году произошёл поистине ужасающий случай. Вандалы отпилили Русалочке руку, несколько раз ей отрезали голову! И каждый раз власти города восстанавливали этот прекрасный памятник на радость туристам и гостям города.

Лягушачья тема

Земноводные считаются благодатной почвой для скульптур. В Москве установлена скульптура Царевне-лягушке в канале реки Неглинной. На нее сурово смотрит Иван-Царевич. Прохожие бросают монетки к камню, на котором сидит Царевна.

Надо отметить, что таких скульптур в России несколько. Одна из них есть в Калининграде, другая относительно недавно появилась в Светлогорске.

Несколько слов о Йозефе

Возвращаемся в северную столицу для знакомства с памятником литературному герою в России. Представляем вашему вниманию скульптуру бравому солдату Йозефу Швейку. Это скульптура является данью не только чешскому писателю Ярославу Гашеку, а также художнику Йозефу Ладе. Создал скульптуру солдата Д. Пахомов. Высота 160 см, как рост литературного персонажа. Скульптор и его руководитель установили статую на бочку, чтобы солдат не затерялся в толпе.

Открытие монумента состоялось в апреле 2003 года. Среди гостей присутствовал внук чешского писателя. Найти скульптуру несложно. Достаточно добраться до станции метро «Купчино» и дойти до Балканской площадь со стороны северного входа в метро.

Много Гулливеров

Очень необычная скульптура Гулливера установлена на Университетской набережной в Северной столице. Этот удивительный объект появился в 2007 году. Памятник литературному герою Гулливеру обозначает воплощение относительности и бесконечности.

Выполнен в виде бесконечной череды Гулливеров из бронзы, которые уменьшаются в размерах, каждый из них в несколько раз меньше предыдущего. Необычный памятник создал скульптор Тимур Юсуфов.

Памятник Остапу

А мы с вами все еще находимся в культурной столице нашего государства. Направляемся на улицу Итальянская, чтобы осмотреть одну из главных достопримечательностей этой местности. Представляем вашему вниманию скульптуру Остапа Бендера. Местные поговаривают, что эта известная личность поможет человеку во всех начинаниях. Чтобы сбылось задуманное, достаточно потереть нос бронзовому герою.

Памятник Белому Биму

Перемещаемся из Санкт-Петербурга в Воронеж. Здесь нас ждет на Театральной площади скульптура преданной собаки по кличке Бим. Отличительной чертой скульптуры являются отлитые из бронзы ухо и лапа. На шее у собаки бирка, где выгравирована кличка пса. Горожане часто фотографируются с собакой, гладят по уху, поэтому оно сияет в свете солнечных лучей!

Скульпторами было решено установить статую без пьедестала, поэтому складывается впечатление, что Белый Бим сейчас прыгнет навстречу своему хозяину Авторы этого произведения Иван Дикунов и Эльза Пак приступили к созданию монумента в 1985 году, вложив собственные средства. Открытие состоялось спустя 13 лет - в 1998 году. Но, к сожалению, Гавриил Троепольский, автор произведения о собаке, не дожил до торжественного момента.

Царь-рыба

Следующий пункт нашей остановки - Красноярск. В 2004 году в честь 80-летия сибирского писателя, Виктора Петровича Астафьева, был сооружён кованый памятник под названием «Царь-рыба». Эта скульптура является героем одноименного рассказа, а также, своего рода, символом борьбы человека с природой. В данном случае осётр - это аллегория.

Барон на лошади

Наш марафон по памятникам литературных героев подходит концу. Завершает наше путешествие скульптура барону Мюнхгаузена в Москве. В 2004 году около станции метро «Молодежная» установили памятник герою приключений, которые написал Эрих Распе.

Немногие знают, что барон действительно существовал во времена императорской России. Десять лет своей жизни он провел на службе у нашего отечества. Барон принимал участие в турецкой войне, а прославился он благодаря своему таланту рассказывать удивительные истории в сочетании с юмором и вымыслом.

Торжественная церемония открытия была праздничной. Гости пришли в нарядах XVIII века.

Статуя выполнена в натуральную величину. Она изображает тот момент, когда барон вытягивает себя и лошадь за косичку, чтобы не утонуть в болоте.

Ещё несколько десятков лет назад памятники литературным героям считались редкостью. Однако в последние годы эта тенденция изменилась в лучшую сторону. Каждый год замечательный список памятников литературным героям пополняется. Хочется отметить, что мы привели в нашей статье лишь самые известные и популярные скульптуры на наш взгляд. А нам с вами остается лишь ждать открытия новых монументов сказочным героям и не только! Присылайте свои идеи в администрацию вашего города, возможно, благодаря вам список расширится еще на один замечательный памятник.

Памятник был заложен в августе 1837 года, в 25-ю годовщину Бородинского сражения, цесаревичем, великим князем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II. Торжественное открытие памятника состоялось два года спустя, в присутствии императора Николая I, членов царской семьи, свиты, многочисленных представителей русской аристократии, гостей из-за рубежа и большой группы участников Бородинского сражения. В течение трех дней продолжались маневры 150-тысячного войска под командованием Николая I, воспроизводившие эпизоды «битвы гигантов».
Незадолго до этого, в июле 1839 года, у подножия монумента были захоронены останки князя Петра Ивановича Багратиона, перенесенные сюда по указу императора из села Сима Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. Полководец, скончавшийся от раны, полученной в Бородинском сражении, первоначально был погребен в имении своих родственников князей Голицыных. О захоронении останков героя на Бородинском поле ходатайствовал перед императором знаменитый поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов, бывший в течение шести лет адъютантом Багратиона.
Высота монумента вместе с крестом 27,5 метров. На его гранях содержится информация о численном составе обеих армий в день сражения, о «двадесять языках» армии Наполеона, о русских генералах, погибших в достопамятный день 26 августа 1812 года. Здесь же – выразительные тексты об отступлении русской армии к Москве, о вступлении французов в первопрестольную и русских войск – в Париж.
В 1932 году памятник был разрушен как не имеющий ни исторической, ни художественной ценности. Он разделил участь московского храма Христа Спасителя и многих других памятников отечественной истории и культуры. В результате варварской акции пострадал склеп с прахом Багратиона. В 1987 году, более чем полстолетия спустя, памятник и надгробие на могиле Багратиона были воссозданы в прежних формах и материалах – в чугуне и бронзе с позолотой – по сохранившимся чертежам архитектора Антония Адамини. По его проектам в начале 1840-х годов были возведены подобные монументы в Смоленске, Малоярославце и Красном, то есть на местах наиболее значительных сражений 1812 года.

Третья могила Багратиона...

18 августа 1987 г. на пустынном в тот будний день Бородинском поле появилась маленькая траурная процессия: взвод солдат, несколько музыкантов духового оркестра и четверо офицеров, несущих гроб. Так хоронили легендарного полководца, воевавшего против наполеоновских войск, князя Багратиона. Хоронили уже в третий раз.

Первая его могила была в селе Сима на окраине нынешней Владимирской области, где генерал скончался 12 сентября 1812 г. от раны, полученной в сражении при Бородине. Позднее останки храброго военачальника по личному указанию императора Николая I решено было перенести на Бородинское поле. Там погребение происходило дважды, с интервалом в 148 лет.

“Чудо-богатырь” годится лишь в утиль...

Первое из бородинских захоронений Багратиона состоялось в 1839 г. Государь Николай Павлович вместе с огромной свитой и 120-тысячным войском присутствовал на церемонии открытия монумента возле склепа, куда торжественно перенесли из Симы останки “чудо-богатыря русской армии”.

Никто тогда даже вообразить не мог, что эта могила будет уничтожена. Но именно так и произошло почти сто лет спустя, в 1932-м.

В молодой Стране Советов князь Петр Иванович Багратион оказался “разжалован” из национальных героев России и превратился в “какого-то царского генерала”. И это не просто презрительная фраза, это по тем временам фактически синоним страшного слова “контрреволюционер”! А величественный монумент над могилой полководца превратился для чиновников “от пролетарской культуры” в заурядное сооружение из чугуна, которое следует отправить на переплавку - ради выполнения плана по сдаче металлолома…

С помощью взрывчатки главный памятник Бородинского мемориала на бывшей батарее Раевского превратили в груду обломков. При этом расположенный рядом склеп Багратиона разрушило мощным взрывом, и останки генерала-героя оказались безжалостно вышвырнуты оттуда прочь. Образовавшуюся яму на месте уничтоженного захоронения стыдливо заровняли песком.

Однако вскоре выяснилось: “сборщики металлолома” поторопились. Буквально через несколько лет - к 125-летнему юбилею Бородина - генерал от инфантерии Багратион был в Советском Союзе “реабилитирован”! Так что к юбилейным торжествам пришлось по указанию властей спешно ставить на том песчаном пустыре простенький обелиск с лживой надписью: мол, здесь покоится полководец, герой Отечественной войны Багратион.

Эта “бутафория” красовалась на Бородинском поле полвека. В середине 1980-х, когда впереди замаячила очередная “круглая” дата грандиозной баталии, взорванный монумент на батарее Раевского решено было воссоздать в первоначальном виде. И Багратиона под ним похоронить по-настоящему, чтобы все стало, как прежде.

Церемония похорон Багратиона. Фото из архива И.Ф.Лаптева.
“Никакого праха в гробу не было! “

Второе бородинское погребение замечательного полководца состоялось 18 августа 1987 г., и было оно обставлено гораздо скромнее первого, “императорского”.

Полковник Иван Лаптев принимал участие в захоронении, проведенном в канун 175-летнего юбилея Бородинской битвы. Иван Федорович в своем письме, присланном несколько лет назад в редакцию “МК”, рассказал о некоторых подробностях той “закрытой” церемонии:

“…Именно мне поручили перезахоронить Багратиона. В то время я был полковником, начальником политотдела дивизии и служил вблизи поселка Бородино. Меня вызвал к себе 16 августа командир дивизии генерал-майор С. М. Ходькин и приказал подготовить все для похорон. На это я ему возразил, что церемонию по перезахоронению такого полководца, каким был Багратион, должен возглавлять как минимум министр обороны. Но приказ есть приказ! Я проштудировал статью Устава “Отдание воинских почестей при погребении” и подготовил все необходимое… Во время перезахоронения мне удалось увидеть содержимое гроба - он был совершенно пуст”.

Так неужели нынешняя могила героя, уже почти четверть века находящаяся в самом центре Бородинского мемориала, - это тоже бутафория?

Как следует из письма, Лаптев пытался выяснить, куда же могли деваться останки русского героя в 1932 г. Он разыскал нескольких местных старожилов, и те рассказали, что после взрыва памятника и могилы кости Багратиона валялись прямо около дороги. “Как мне поведали жители окрестных сел - Бородина, Горок, Семеновского, - эти самые кости темной ночью подобрали добрые люди: какая-то монашка и старик. Они и схоронили останки легендарного полководца… Эти люди вскоре умерли, унеся с собой тайну - место захоронения князя Петра Ивановича…”

Монумент на месте батареи Раевского.
“Мы извлекли из мусора 4 пуговицы и мелкие обломки костей”

Значит, гроб полководца, опущенный в склеп летом 1987 г., действительно пуст?

Разобраться в загадках нынешней могилы Багратиона корреспонденту “МК” помог в свое время археолог Евгений Морев, который в середине 1980-х несколько сезонов занимался раскопками на месте взорванного монумента.

Историю про монашку, схоронившую уцелевшие после взрыва кости Багратиона, мне тоже доводилось слышать, - подтвердил Евгений Иванович. - Однако насчет того, что в восстановленном склепе якобы поставили пустой гроб, уважаемый автор письма ошибается… В 1985 г., работая на бывшей батарее Раевского, я обнаружил руины багратионовского склепа, заваленного землей и всяким мусором. Здесь и удалось отыскать фрагменты останков славного генерала. Мне в помощь было выделено несколько солдат из соседней воинской части. Эти молодые ребята прониклись ответственностью порученного им дела и действовали очень аккуратно. Они перебирали грунт из раскопа буквально кончиками пальцев… В итоге за два месяца кропотливой работы мы извлекли из мусора 4 пуговицы, лоскутки старой мундирной ткани, фрагменты эполет, обрывки кожаных ремней… А главное - обломки костей: мелкие кусочки черепа, ребер, кистей рук, позвонков… Все наши находки уместились бы в двух ладонях взрослого человека.

Собранные останки Морев переправил в столицу, надеясь там провести их экспертизу. Но денег на подобные работы в смете предусмотрено не было. Даже транспортировать прах легендарного героя сражений с Наполеоном пришлось самым примитивным образом: в рюкзаке, положенном на багажную полку пригородной электрички.

Потом бородинские находки долго лежали в рабочем кабинете Евгения Ивановича, дожидаясь своего часа. Увы! Исследованиями останков русского генерала в те годы никто не жаждал заниматься. От настойчивого энтузиаста-археолога все попросту отмахивались, и по прошествии нескольких месяцев бесплодных попыток Морев отвез (все так же в рюкзаке, пригородным электропоездом) багратионовский прах в Бородино.

При повторном захоронении генерала на Бородинском поле найденные нами останки были зашиты в шелковый мешочек, который и положили в гроб. Конечно, мешочек этот получился очень маленьким, и потому немудрено, что Иван Федорович Лаптев мог его просто не заметить. Кроме того, в могилу поместили еще капсулу-гильзу, в которую запечатали копию акта о проведенных раскопках и сделанных находках.

Саму процедуру предания земле многострадального праха русского генерала-героя провели “в рабочем порядке”. Кроме солдат, приведенных полковником Лаптевым, на похоронах присутствовали только сотрудники Бородинского музея и строители, занимавшиеся восстановлением склепа и памятника.

Куда более пышно было обставлено открытие главного монумента, состоявшееся через пару недель и приуроченное к 175-летней годовщине битвы. Толпы людей, парадные шеренги войск, салют… В Бородино специально приехали “многозвездные” генералы, руководители области и района. Мероприятие почтил своим присутствием даже один из секретарей ЦК КПСС.

Но почему же не совместили обе эти церемонии? Почему не стали хоронить Багратиона одновременно с открытием памятника, при большом стечении народа? Сотрудники, работавшие тогда в Бородинском музее, объяснили ситуацию чисто техническими трудностями:

Склеп и монумент на батарее Раевского расположены очень близко друг к другу. Так что стилобат - нижняя часть памятника - буквально нависает над могилой генерала. Было бы невозможно закончить полное восстановление монумента до тех пор, пока склеп не окажется замурован. Вот по этой причине и пришлось захоронить прах Багратиона еще до завершения всех строительных работ.

* * *
А куда же делась основная часть останков легендарного генерала? Зарыта неведомой монашкой где-то на сельском кладбище Бородина?

Мне доводилось слышать и иные версии. Но они отличаются друг от друга лишь некоторыми деталями, - рассказывает один из ведущих специалистов Государственного архива Российской Федерации Игорь Тихонов, долгие годы собирающий материалы о князе Багратионе. - Утверждают, например, что одна из местных жительниц собрала кости, валяющиеся вокруг взорванного склепа, положила их в деревянный ящик и закопала в соседнем Спасо-Бородинском монастыре - к юго-востоку от Спасской церкви. В других рассказах фигурирует некая учительница сельской школы, якобы зарывшая кости в овраге… Я пытался найти какую-то более достоверную информацию на сей счет, но безрезультатно. Целенаправленный поиск этого легендарного захоронения вряд ли увенчается успехом - помочь может лишь счастливый случай.

Значит, остается признать, что сейчас все уцелевшие останки генерала Багратиона погребены в склепе на Бородинском поле.



Загрузка...