emou.ru

Шишкин иван иванович дубовая роща. Русский язык "Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение.". Русский художник – это человек с великой душой, поэтому и русская живопись удивительна, она поражает многообразием форм и образов, отличае

Картина «Дубовая роща» создана И. И. Шишкиным в 1887 году, в период творческой зрелости художника. Интересно, что первый замысел картины родился за тридцать лет до того, как полотно было завершено.

Из большой массы сырого материала, который был собран живописцем в процессе работы над этюдами, он выбрал типические черты и создал собирательный образ дубовой рощи. Многолетняя работа с этюдами привела к созданию подлинного шедевра, предельно ясно выражающего мысль автора.

Полотно «Дубовая роща» - не просто изображение уголка леса, а художественный образ, обобщающий в себе весь опыт многолетнего изучения природы. Полотно поражает сочетанием монументальности с документальной проработкой деталей.

В картине Шишкин вновь возвращается к своему любимому мотиву – изображению русского леса. Передавая красоту раскидистых старых дубов, художник мастерски передает пластику их величественных и стройных форм. Мы видим вековые стволы, покрытые «морщинами» кору, пышные кроны, изогнутые ветви.

Художник добивается невероятной объемности изображения – мы явственно «погружаемся» в пространство, нам хочется «потрогать» ствол дерева, вдохнуть аромат хвои. Травяной покров под дубами-исполинами живет своей жизнью – здесь художник аккуратно выписал каждую былиночку, каждый цветочек.

Несмотря на монументальность изображения, в картине явственно ощущается скрытая динамика, внутреннее движение. Возможно, причина этому – трепетные тени, скользящие по стволам и веткам? А может быть все дело в напряженности силуэтов деревьев, будто сцепившихся ветвями в яростной схватке?

На картине прекрасно передано солнечное освещение. Вообще солнца на полотне очень много - в теплых солнечных пятнах на траве и деревьях. В целом же ансамбль композиции и света рождает ощущение величия природы, в котором каждое дерево – это символ жизни, гармонии и красоты.

Помимо описания картины И. И. Шишкина «Дубовая роща», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело

Отношение каждого человека к живописи и к искусству в целом разное. Одни восторгаются, другие не понимают. Одни посещают галереи и выставки, стоят на морозе, выстаивают длинные очереди и иногда выламывают двери , только бы добраться до «святого» и желаемого. Другие же с усмешкой и явным непониманием всей этой народной любви и прыти лишь пожимают плечами — «умом Россию не понять». Очевидно, что каждому свое. Также очевидно разделять — нежелание знать от абсолютного равнодушия и отсутствия интереса к искусству.

Не посещать выставки и галереи как-бы можно, но не знать фамилии таких выдающихся людей, как Шишкин или Васнецов, Серов или отличившийся на весь мир своим «Черным квадаратом» Малевич, сродни равнодушию, отторжению, неуважению и пренебрежению к стране в целом.

Русская живопись – это удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию. Их имена известны во всем мире, а под их кистью рождались шедевры, на века возвеличившие имена своих создателей.

Русский художник – это человек с великой душой, поэтому и русская живопись удивительна, она поражает многообразием форм и образов, отличается своей изысканной суровостью и притягательной красотой.

Согласен, не все имеют возможность посетить музеи, галереи и увидеть своими глазами необыкновенную палитру красок, изящество линий на полотнах художников. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку «Шедевры русской живописи», где каждый из Вас сможет познакомиться с самыми известными картинами русских художников.

Для должного восприятия, мы разделили статью на несколько частей. Сегодня мы рассмотрим лучшие и самые известные шедевры русского художника Ивана Шишкина. И вот почему:

Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ №1

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) русский художник, живописец — лучшие работы по мнению редакции сайт

«Утро в сосновом лесу» 1889

«Утро в сосновом лесу»- картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

«Дубовая роща» 1887

На картине «Дубовая роща» изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.

Это интересно: Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника. Картина находится в Киевском музее русского искусства.

«Дождь в дубовом лесу» 1891

В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и «объективен». Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посреди лужи. «Иван Иванович! – спросила она. – Вы тоже попали под дождь?» «Нет, я вышел под дождь! – взволнованно ответил художник. – Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель… И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии…» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу? Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

«Прогулки в лесу» 1869

Картина «Прогулка по лесу», написанная Иваном Шишкиным в 1869 году очень красочна, она полна летнего солнечного тепла и позитива. В этом произведении художник изобразил лесную тропинку, по которой прогуливается молодое семейство в полном составе. Муж и жена идут впереди, обсуждая что-то довольно личное, так как идут немного в стороне.

Чуть поодаль от них шагают дедушка и бабушка, которые зорко следят за детьми, а во главе всей процессии - пёс в пятнах, снующий туда-сюда и охраняющий своих хозяев. Тонкая передача лёгкого ветерка и игра с тенью и светом делают «Прогулку в лесу» необыкновенно реалистичной. Не верится, что художник написал этот шедевр по памяти, без использования натуры.

Конечно, как и во всех работах Ивана Шишкина, один из главных героев картины - это лес. Как же красиво вокруг! Высокие берёзы, большие камни, разбросанные тут и там. Солнца не видно, но его свет наполняет всю картину особым сиянием, мастерское исполнение художником переходов свет-тень ещё раз доказывает профессионализм Ивана Шишкина как художника-пейзажиста.

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» 1891

Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. С легкой руки В. Стасова, открывшего эти поэтические места, Ораниенбаум привлек к себе внимание художников. Тут в 1880-е годы не однажды снимал дачу Репин, а в 1891 году жил Шишкин, создавший здесь два шедевра -представленную работу и пейзаж Мордвиновские дубы. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось; в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Правда, их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства.

«Вечер» 1871

«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой… то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он все знает…»

«В роще» 1865

«Быть может, сам этот северный «дремучий лес» менее настраивает душу на лирический порыв, чем море; быть может, бесконечно богатый и разнообразный в своих подробностях, он под тенью своих ветвей так манит к здоровому, спокойному созерцанию его тайн, что личность его созерцателя постепенно исчезает, и только природа леса охватывает всецело художника.» Василий Михеев, критик

«В парке» 1897

«Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается… Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле…» Крамской И.Н.

«Первый снег» 1875

Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса, и вместе с тем представляет некое исключение, ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Все необычно точно по ощущению, даже невольному осязанию изображенных хлябей, тяжелого, обмякшего снега, проступающей воды, не принимаемой землей, серого, сумрачного неба и неверного света, вносящего беспокойство в панораму поздней осени. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Картина находится в Киевском государственном музее русского искусства.

«Деревня» 1874

«На севере диком» 1891

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.

В зиму 1890/91 года Иван Иванович несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты заинтересовали его. На мызе у дочери им написаны были «Морозный день», «На севере диком», «К вечеру».

Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Это было время тесной дружбы двух художников. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью; Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек; после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Религия имеет силу убеждения и влияния на человека, искусство располагает этими же качествами, выраженными в специфической форме прекрасного. Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного. Картина также находится в Киевском музее русского искусства.

«На даче (Около дачи)» 1894

«Мельница в лесу. Преображенское» 1897

«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.» Стасов В.В.

«Лесной пейзаж с цаплями» 1870

«Лесное кладбище» 1893

«Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех своим здоровым весельем… и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней.» Репин И.Е.

«Мордвиновские дубы» 1891

«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать.»

Васнецов В.М. (из письма Шишкину в 1896 году).

«Лесная сторожка» 1892

«…он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа.» Из письма Крамского Ф.Васильеву (5 июля 1872 г)

«Кама близ Елабуги» 1895

«Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло», – писал К. Савицкий увидев картину. Это полотно, сочетающее в себе гармонию и величие, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества «певца русского леса». В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Картина находится в Государственном Русском музее, г. Санкт-Петербург.

Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Творчество художника – это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».

Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.

Это интересно: «Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.

Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.

8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».

«Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве.» Из воспоминаний современников.

«…Мы не знаем другого художника, который обладал бы таким безупречным рисунком и который с такой правдой, с такой горячей любовью к своей родине и к своему делу заносил бы на свои холсты нашу русскую, близкую всем нам природу. Что же касается русского леса, то в изображении его Шишкин не имеет соперников.» Современник

Невозможно подсчитать, сколько прекрасных произведений – песен, рассказов, стихов написано о любви к Родине. Этой теме посвящено и творчество величайшего русского художника – И.И. Шишкина, поднявшего пейзажную живопись на недосягаемую высоту. Каждое его полотно рассказывает зрителю о том, как прекрасна, широка и раздольна родная страна, и хотя запечатленные на картинах луга и поля, опушки и перелески не поражают нас феерической радугой красок далеких экзотических стран, они во сто крат милее нашему сердцу, потому что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, ведь здесь находится наш дом, самые близкие люди, тут мы пускаем свои корни, любим, радуемся и печалимся.

Деревья как люди

Каждый из нас идет в этой жизни по избранному пути, то же относится и к творческим людям, которые определяют для себя область приложения своего таланта. Шишкин сделал свой выбор еще в училище живописи, поскольку ничто не привлекало его с такой силой, как картины природы, а потому в свои пейзажи он вкладывал всю любовь к родному краю, поражавшую глубиной и чистотой не только его соотечественников, но и наших современников.

И стоит ли удивляться, что один художник запечатлевает на своих полотнах старца, лицо которого избороздили глубокими морщинами прожитые годы, подарив взамен опыт и мудрость, а другой с такой же страстью изображает исполинов растительного царства, много повидавших на своем веку?

Под сенью дубовой рощи

Всем известно, что дубы живут долго, являясь немыми свидетелями смены веков и поколений. Однако не стоит искать ту самую группу дубов-исполинов, которые запечатлены на картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» - вы их не найдете, ведь это скорее собирательный образ, созданный по крупицам на основании кропотливой многолетней работы с этюдами.

Интересно, что замысел будущей картины, возникший у живописца и намеченный в первом пейзаже, отделяет от воплощения промежуток длиной в 30 лет! Но, видимо, картине «Дубовая роща» суждено было появиться на свет лишь в 1887 году, когда и автор ее уже достиг творческой зрелости, а потому сумел создать поистине монументальное полотно, поражающее зрителя тщательной проработкой мельчайших деталей.

Сказать, что на картине изображен солнечный летний день, значит, не сказать ничего, ведь она буквально соткана из тепла и света, им лучится все вокруг – ярко освещены стволы могучих великанов, солнечные пятна проглядывают в траве. При взгляде на полотно душу зрителя наполняет жизнеутверждающая энергия красоты и гармонии. Нас манит своей прохладой лес, хочется присесть на сочную зеленую траву под одним из красавцев-дубов и слушать шелест зеленой листвы, повествующей о давно минувших событиях, свидетелями которых были эти крепкие старцы растительного мира. Время избороздило кору дубов сетью морщин, в некоторых местах ее пересекают даже глубокие трещины, отдельные ветви уже усохли, причудливо изогнувшись, но великаны еще полны сил, чтобы противостоять бурям и невзгодам. Кроны их все так же зелены и пышны, а значит, проживут они еще не одну сотню лет, давая приют всему живому в жаркий летний полдень.



1887 г., х.м., 125 х 193 см., Государственный музей русского искусства, Киев, Украина

[ дубы, лесной пейзаж, Oak grove ]

Картина Ивана Шишкина "Дубовая роща"

Особенной по атмосфере и настроению является картина, работы потрясающего художника-пейзажиста Ивана Шишкина «Дубовая роща». Полотно написано в 1887 году и в настоящее время хранится в Киевском государственном музее русского искусства.

Пейзаж «Дубовая роща» очень явственный, ощутимый, чувственно-воспринимаемый. Дубы выписаны с потрясающей фактурой, особым образом раскрывающейся в данной световоздушной среде. Свет лежит на деревьях скользящими "пересветами", не прямым световым потоком, а отдельными солнечными просветами с неровным сиянием, что вылепливает объём самих деревьев.

Композиционный строй картины составляет изображение плотной, густо разросшейся и кажущейся исполински возвышенной и необъятной дубовой рощи. Благодаря освещению создаётся особое, немного даже волшебное ощущение, как будто это совсем не реальный лес, а сказочный, таинственно-прекрасный лес, наделённый загадочной сущностью. Создаётся такое впечатление, что сам свет заигрывает с нами, беспокоит и уводит наши мысли, заставляя забыть все возможные печали, окунувшись всецело в бескрайнюю и волшебную красоту и прелесть рощи.

Само изображение дубов получилось крупным, захватывающим наше не только визуальное, но и всё чувственное восприятие, позволяя полностью погрузиться и стать частичкой этого пейзажа, этой чудесной дубовой рощи, такой одновременно похожей на реальность и не похожей; одновременно являющейся частью нашего мира и отчасти заколдованной.

Полотно написано изумительным, характерным для ясной чёткой изобразительной школы девятнадцатого века, «почерком». Всё это усиливает ощущение живого, настоящего пейзажа.

Пейзаж наполнен сильным природным духом, силой и энергией самой природы, летним чистым воздухом и свежестью. Компоновка рисунка напоминает сделанный случайно фотокадр, настолько непосредственным, живым и дышащим теплотой воздуха и красок получился пейзаж.

Волшебную обстановку поддерживают отношения тени и света. Сгустки теней и тёмных, контрастных участков придают полотну биение и пульсацию, совсем как у живого существа.

Ветви у дубов выписаны искривлёнными линиями, что добавляет динамику данному изображению. Дубовая роща смотрится пышно, в ней как будто кипит жизнь, она сама и есть жизнь.

Здесь нет ярких, обманывающе прекрасных красок, здесь только настоящий свет, настоящие краски, искренность самой жизни, вечная и тихая правда природы.

Свет и тень здесь на равных правах, совместно существуя и воплощаясь в разнообразных воплощениях, образах и ассоциациях они и составляют отдельные частицы в целое, в единый, заведомо прекрасный бытийно, реально существующий образ. Свет и тень - это и многоцветные пейзажи, и графичные образы, и лёгкие небрежные этюдные работы. Рисовать самим светом, и так его тонко чувствовать и ощущать его малейшие изменения и перепады могут лишь истинные, гениальные творцы, чувствующие не только, как правильно действовать кистью, но и умеющие увидеть главное в жизни и верно передать это видение и понимание мира через свои живописные произведения.

«Дубовая роща» - это сердце всей русской природы. И это сердце большое, прекрасное и чистое, от него исходит тепло и струится жизнь, оно никогда неизбудет. Если есть русская природа - значит есть и наша жизнь, значит всё ещё продолжается, продолжает дуть ветер, светить солнце, продолжает расти и разрастаться чудесная дубовая роща.

Леушина Ольга, 2013 г.

Загружено: VolkovaMarina

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

XIX век в России - это время появления необыкновенного количества талантливых художников и литераторов мирового уровня. Среди них живописец Иван Иванович Шишкин занял выдающееся место. Статья посвящена созданию одной картины - это «Дубовая роща». Шишкин написал ее в 1887 году, когда был зрелым и давно признанным пейзажистом.

Краткие сведения о художнике

И. И. Шишкин (1832-1898), окончив Академию художеств, был направлен за границу на стажировку. Он учился два года в Германии. За один пейзаж, написанный в то время и присланный на родину, живописец получил звание академика.

И. И. Шишкин удивлял своих учителей в Германии работами пером. Некоторые его рисунки помещены в музей Дюссельдорфа вместе с лучшими работами европейских мастеров. В этой статье мы уделим все внимание картине «Дубовая роща». Шишкин, прежде чем написать ее, обдумывал идею и делал эскизы 30 лет. Мы отобрали рисунки и этюд, которые, как нам кажется, прямо связаны с этим произведением.

Блестящий рисовальщик

Среди русских пейзажистов не было более сильного художника, который столь мастерски владел именно рисунком. Он ярче всего высказывался в работах, которые выполнены в одном тоне. Примером является произведение «Женщина с мальчиком в лесу» (1868). Здесь использованы бумага, перо, тушь, акварель, лак.

Золотисто-коричневыми тонами в совершенстве переданы солнечный свет, проникающий сквозь густые кроны и скользящий по мощным стволам деревьев, которые стоят на первом плане. Тонко прорисованы листва и мелкие кустики у подножия стволов. Благодаря монохромности работы все приняло законченную форму, в которой любая деталь будет излишней. Это работа уже напоминает полотно «Дубовая роща». Шишкин тщательно изучал, явно получая наслаждение от работы, отличительные черты дубового леса. В следующей акварели мы увидим совершенно иное исследование художника.

«Дуб, освещенный солнцем»

Радостная и яркая акварель с белилами изучает до мельчайших подробностей кору векового дерева, расположение его ветвей, игру света, который различным образом освещает отдельные участки и легкие тени. Не проходит мимо внимания мастера, как опадают засохшие ветви дерева, как растет вокруг него трава, как стоят деревья на заднем плане. В будущем и эта работа наложит отпечаток на картину «Дубовая роща».

Шишкин в акварели использует совершенно иной колорит, более сочный и насыщенный, чем в позднем масштабном произведении маслом. Радость и полноту жизни передает художник зрителю этой маленькой (26х20 см) работой. Одинокий дуб-великан, стоящий на опушке, - настоящий шедевр, который предшествует полотну «Дубовая роща». Шишкин, работая над другими пейзажами, всегда помнил о дубовых лесах и стремился подготовиться к их изображению.

Эскиз 90-х годов

Еще одна небольшая работа (22х28 см) - это «Дубы при солнечном освещении». Этюд - уже почти картина Шишкина «Дубовая роща»: те же самые силуэты стволов, только иначе расположенные. Быстрые мазки кистью сливают листву деревьев в одно целое.

Художник продумывает будущее композиционное построение и тщательно изучает светотень. Это, а не проработка деталей - главная задача эскиза. Картина Шишкина «Дубовая роща» будет написана очень похоже, но иначе. Мастер изменит расположение деревьев на первом плане и отчетливо, с фотографической точностью, изобразит дубовый лес.

«Дубовая роща», Шишкин: описание

На полотне изображен нетронутый, девственный лес, освещенный летним солнцем. На первом плане - два величественных великана, переживших не одно столетие. Здесь проявилось во всей полноте характерное качество художника - тщательность в прорисовке всех мельчайших деталей. Это листва, которая до предела естественна, это трава с нежными, воздушными отцветающими одуванчиками, это валун, поросший мхом.

Древность и мощь дубов гармонично «уживаются» с мелкими деталями: цветами, травой, кустиками, тонкими юными стволами молодых деревьев. Красота и мощь дубового леса передаются через раскидистые кроны, которые, кажется, дотягиваются до неба через морщины и отдельные сколы на неохватных стволах, через свободу и простор между деревьями. Они растут неплотно. Каждому из них предоставлено собственное место. Эту характерную особенность дубового леса тонко подметил художник и перенес на полотно.

Солнце заливает изображение и создает беззаботное и безоблачное настроение. Его блики и пятна, играющие на траве и стволах, создают контраст с тенями в глубине рощи и придают ей истинную жизнь. «Дубовая роща» - шедевр И. И. Шишкина, одна из вершин его творчества. На этом мы заканчиваем описание картины Шишкина «Дубовая роща».



Загрузка...