emou.ru

Великие русские композиторы. Три произведения глинки, положивших начало новой эры в русской музыке Сказочный эпос приходит в музыку

Русская опера -- ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкального театра. Зародившись в эпоху классического расцвета итальянской, французской и немецкой оперы, русская опера в XIX в. не только догнала другие национальные оперные школы, но и опередила их. Многосторонний характер развития русского оперного театра в XIX в. способствовал обогащению мирового реалистического искусства. Произведения русских композиторов открыли новую область оперного творчества, внесли в него новое содержание, новые принципы построения музыкальной драматургии, приблизив оперное искусство к другим видам музыкального творчества, прежде всего к симфонии.

Рис.11

История русской классической оперы неразрывно связана с развитием общественной жизни России, с развитием передовой русской мысли. Этими связями опера отличалась уже в XVIII в., возникнув как национальное явление в 70-е гг., эпоху развития русского просветительства. Формирование русской оперной школы шло под влиянием просветительских идей, выражавшихся в стремлении правдиво изобразить народную жизнь. Неясова, И.Ю. Русская историческая опера XIX века. С.85.

Таким образом, русская опера с первых своих шагов складывается как искусство демократическое. Сюжеты первых русских опер нередко выдвигали антикрепостнические идеи, характерные и для русского драматического театра и русской литературы в конце XVIII в. Однако эти тенденции тогда еще не сложились в цельную систему, они выражались эмпирически в сценах из жизни крестьян, в показе притеснения их помещиками, в сатирическом изображении дворянства. Таковы сюжеты первых русских опер: «Несчастье от кареты» В. А. Пашкевича, «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина. В опере «Мельник -- колдун, обманщик и сват» с текстом А. О. Аблесимова и музыкой М. М. Соколовского (во второй редакции -- Е. И. Фомина) высказана идея благородства труда землепашца и высмеяно дворянское чванство. В опере М. А. Матинского -- В. А. Пашкевича "Санктпетербургский гостиный двор» в сатирическом виде выведены ростовщик и чиновник-взяточник.

Первые русские оперы представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами по ходу действия. Разговорные сцены имели в них очень важное значение. Музыка первых опер была тесно связана с русской народной песней: композиторы широко пользовались мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их, делая основой оперы. В «Мельнике», например, все характеристики действующих лиц даны при помощи народных песен различного характера. В опере «Санктпетербургский гостиный двор» с большой точностью воспроизведен народный свадебный обряд. В «Ямщиках на подставе» Фомин создал первый образец народно-хоровой оперы, заложив тем самым одну из типичных Традиций позднейшей русской оперы.

Русская опера развивалась в борьбе за свое национальное своеобразие. Политика царского двора и верхушки дворянского общества, покровительствовавших иностранным труппам, была направлена против демократизма русского искусства. Деятелям русской оперы приходилось учиться оперному мастерству па образцах западноевропейской оперы и одновременно отстаивать независимость своего национального направления. Эта борьба на долгие годы стала условием существования русской оперы, принимая на новых этапах новые формы.

Наряду с оперой-комедией в XVIII в. появились и другие оперные жанры. В 1790 г. при дворе состоялось представление под заглавием «Начальное управление Олега», текст к которому написала императрица Екатерина II, а музыку сочинили совместно композиторы К. Каноббио, Дж. Сарти и В. А. Пашкевич, Представление носило не столько оперный, сколько ораториальный характер, и в какой-то мере его можно считать первым образцом музыкально-исторического жанра, столь распространенного в XIX в. В творчестве выдающегося русского композитора Д. С. Бортнянского оперный жанр представлен лирическими операми «Сокол» и «Сын-соперник», музыка которых по развитости оперных форм и мастерству может быть поставлена в один ряд с современными образцами западноевропейской оперы.

Оперный театр пользовался в XVIII в. большой популярностью. Постепенно опера из столицы проникла в усадебные театры. Крепостной театр на рубеже XVIII и XIX вв. дает отдельные высокохудожественные образцы исполнения опер и отдельных ролей. Выдвигаются талантливые русские певцы и актеры, как, например, певица Е. Сандунова, выступавшая на столичной сцене, или крепостная актриса театра Шереметева П. Жемчугова.

Художественные достижения русской оперы XVIII в. дали толчок бурному развитию музыкального театра в России в первой четверти XIX в.

Связи русского музыкального театра с определяющими духовную жизнь эпохи идеями особенно усиливаются в годы Отечественной войны 1812 г. и в годы декабристского движения. Тема патриотизма, отраженная в исторических и современных сюжетах, становится основой многих драматических и музыкальных спектаклей. Идеи гуманизма, протест против социального неравенства вдохновляют и оплодотворяют театральное искусство.

В начале XIX в. еще нельзя говорить об опере в полном значении этого слова. Большую роль в русском музыкальном театре играют смешанные жанры: трагедия с музыкой, водевиль, комическая опера, опера-балет. До Глинки русская опера не знала произведений, драматургия которых опиралась бы только на музыку без каких-либо разговорных эпизодов.

Музыкальная драма Мусоргского «Хованщина» (рис.12) посвящена стрелецким восстаниям в конце XVII в. Стихия народного движения во всей буйной силе замечательно выражена музыкой оперы, основанной па творческом переосмыслении народнопесенного искусства. Музыке «Хованщины», как и музыке «Бориса Годунова», свойствен высокий трагизм. Основой мелодического миля обеих опер служит синтез песенного и декламационного начал. Новаторство Мусоргского, рожденное новизной замысла, глубоко самобытное решение задач музыкальной драматургии заставляет причислить обе его оперы к высшим достижениям музыкального театра.

Рис.12

XIX век -- эпоха русской оперной классики. Русские композиторы создали шедевры в различных жанрах оперного искусства: драмы, эпоса, героической трагедии, комедии. Они создали новаторскую музыкальную драматургию, родившуюся в тесной связи с новаторским содержанием опер. Важная, определяющая роль массовых народных сцен, многосторонняя характеристика действующих лиц, новое толкование традиционных оперных форм и создание новых принципов музыкального единства всего произведения -- характерные черты русской оперной классики. Неясова, И.Ю. Русская историческая опера XIX века. С.63.

Русская классическая опера, развившаяся под воздействием философско-эстетической передовой мысли, под влиянием событий общественной жизни стала одной из замечательных сторон русской национальной культуры XIX в. Весь путь развития русского оперного творчества в прошлом веке шел параллельно великому освободительному движению русского народа; композиторов вдохновляли высокие идеи гуманизма и демократического просветительства, и их произведения являются для нас великими образцами подлинно реалистического искусства.

3.1 Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член "Могучей кучки". Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в "Могучую кучку". Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях - операх "Борис Годунов" и "Хованщина" (рис.13) запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Данилова, Г.И. Искусство. С.96.

3.2 Характеристика оперы Мусоргского «Хованщина»

«Ховамнщина» (народная музыкальная драма) -- опера в пяти действиях русского композитора М. П. Мусоргского, созданная по собственному либретто в течение нескольких лет и так и не законченная автором; произведение завершил Н. А. Римский-Корсаков.

«Хованщина» - больше чем опера. Мусоргского интересовали трагические закономерности русской истории, вечный раскол, источник страданий и крови, вечное предвестие гражданской войны, вечное вставание с колен и столь же инстинктивное стремление вернуться в привычную позу.

Мусоргский вынашивает замысел «Хованщины» и вскоре начинает собирать материалы. Все это осуществлялось при активном участии В. Стасова, который в 70-х гг. сблизился с Мусоргским и был одним из немногих, кто по-настоящему понимал серьезность творческих намерений композитора. В. В. Стасов стал вдохновителем и ближайшим помощником Мусоргского в создании этой оперы, над которой он работал с 1872 года почти до конца жизни. «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться «Хованщина»... ей же начало Вами дано» -- писал Мусоргский Стасову 15 июля 1872 г.

Рис.13

Композитора вновь привлекли судьбы русского народа в переломный период российской истории. Мятежные события конца XVII века, острая борьба старой боярской Руси и новой молодой России Петра I, бунты стрельцов и движение раскольников дали Мусоргскому возможность создать новую народную музыкальную драму. «Хованщину» автор посвятил В. В. Стасову. Данилова, Г.И. Искусство. С.100.

Работа над «Хованщиной» протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. Однако писал он интенсивно («Работа кипит!»), хотя и с большими перерывами, вызванными множеством причин. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Он чувствовал, что каждый из них стал самостоятельным художником и пошел уже по собственному пути. Чиновничья служба оставляла для сочинения музыки лишь вечерние и ночные часы, а это приводило к сильнейшему переутомлению и все более продолжительным депрессиям. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей.

”«Хованщина» - сложная русская опера, такая же сложная, как русская душа. Но Мусоргский настолько потрясающий композитор, что две его оперы ставятся в разных операх мира чуть ли ни каждый год.” Абдразаков, РИА Новости.

Опера раскрывает целые пласты народнойжизни и показывает духовную трагедию русского народа на переломе его традиционного исторического и жизненного уклада.

3.3 Опера Мусорского «Хованщина» в театре

Грандиозные масштабы эпоса - именно в таком формате предпочитает в последние годы высказываться Александр Титель, поставивший "Войну и мир" Сергея Прокофьева, "Бориса Годунова" Мусоргского, наконец, громадное историческое полотно - "Хованщину". О сегодняшней актуальности этого творения Мусоргского, вбирающего в себя все трагические коллизии "русского" - разрыв власти и народа, религиозный раскол, политические интриги, фанатический идеализм, непрерывный поиск "пути", развилка евразийского - нет необходимости напоминать. Актуальность - на поверхности, и не случайно "Хованщина" в последний сезон "валом" идет по европейским сценам - в Вене, Штутгарте, Антверпене, Бирмингеме. Спектакль Тителя почти с надрывом возвращает и соотечественников к этим темам Мусоргского.

То, что театр с особым накалом подошел к своему "историческому" высказыванию, свидетельствует и подготовленный к премьере буклет с нарезкой из документов и реальных биографий прототипов "Хованщины", и приуроченная к выпуску спектакля экспозиция в Атриуме театра с выставленными археологическими находками из времен "хованщины" - фрагментами вооружения, обнаруженными под зданием театра. Очевидно, что атмосфера спектакля при таком антураже должна была стать еще более "аутентичной". Но зрителей встретили не терема и кремлевские башни на сцене, а простой амбарного вида дощатый короб, в котором на три с лишним часа развернулся мрачный эпос русской жизни. Александр Лазарев задал музыкальный тон, выбрав жесткую, полную металлических призвуков, обрывающихся, словно в пропасть звучностей, тяжелых набатов оркестровку Дмитрия Шостаковича, звучавшую в его интерпретации почти на непрекращающемся форте, с тяжелым свинцовым маркато, давящем даже протяжные лирические песни. В какие-то моменты оркестр угасал и тогда выходили "наружу" хоры: прозвучавший шедевром знаменитый "Батя, батя, выйди к нам!", тихие раскольничьи молитвы. Масол, Л.М., Аристова Л.С. Музыкальное искусство. С.135.

Рис.14

Жесткий оркестровый фон соответствовал мрачному исступленному действию на сцене. Огромные массовки - сотни людей, одетых унифицировано, в алое - стрельцовское (рис.14) или белое - "народное". У князей - простые кафтаны с мелкими пуговицами, без привычных мехов и драгоценного шитья. Эти массовки участвуют в трапезах за длинным дощатым столом, выходят толпой с иконами, братаются, сцепившись за плечи, вокруг бати Хованского. Но толпы на сцене не "жили", а скорее, иллюстрировали сюжет.

Рис.15

Главный же сюжет развернулся "наверху" - среди князей и бояр, которые плетут заговоры, диктуют доносы, бьются за власть. Сначала Шакловитый (Антон Зараев) яростно диктует Подъячему (Валерий Микицкий), пугая его пытками и дыбой, донесение царям Петру и Ивану на отца и сына Хованских, затем князь Голицын (Нажмиддин Мавлянов) плетет интригу против власти с Хованским (Дмитрий Ульянов) и Досифеем (Денис Макаров) - исступленно, на грани драки. Здесь же младший Хованский (Николай Ерохин) с точно таким же исступлением эротически преследует немку Эмму (Елена Гусева), а раскольница Марфа (Ксения Дудникова) - мстительно увлекает обезумевшего Андрея на самоубийство в скит. Герои Мусоргского существуют в спектакле так, будто от каждого их слова перевернется мир. Они кричат в ариях до хрипоты, стучат кулаками по столу. Марфа гадает страшно, вбивая кулаки в воду и будто выдавливая что-то живое из цинкового ведра. Стрельцы укладывают на алых кафтанах свои головы на казнь, а Хованский-старший задирает юбки персидкам. На сцене меланхолично звучит армянский дудук - вставленный в спектакль номер. Правда, чем он актуальнее привычного Персидского танца, не совсем понятно. Также, увы, как не понятно, о чем в итоге получился спектакль, завершившийся картиной стоячей раскольничьей толпы, погружающейся во мрак, о чем так исступленно, срывая голоса, взрываясь истериками, спорили три часа кряду герои, что именно они хотели донести из своего опыта, кроме картины мрачной Руси. В том числе, и потому, что слов в спектакле практически не разобрать. Титры бегущей строки - на английском, а знатоков либретто наизусть в зале найдется немного. Между тем, Мусоргский не случайно сам каждое слово прописал. Он создавал "Хованщину" как актуальную политическую драму, и, вероятно, надеялся, что опыт этой истории поможет что-то изменить в настоящем.

Однако история оперы в нашей стране как музыкально-драматического жанра, пришедшего с Запада, началась задолго до постановки «Жизни за царя» («Иван Сусанин») М. И. Глинки - первой русской классической оперы, премьера которой состоялась 27 ноября 1836 года.

Если постараться, зачатки русской оперы можно отыскать в глубокой древности, так как музыкально-драматический элемент присущ народным русским обрядам, таким как свадебные обряды, хороводы, а также церковным действам средневековой Руси, которые можно считать предпосылками для появления русской оперы. С ещё большим основанием можно видеть зарождение русской оперы в народно-духовных действах 16-17 веков, в школьных драмах Киевской и Московской академий на библейские сюжеты. Все эти музыкально-исторические элементы найдут своё отражение в работах будущих русских оперных композиторов.

17 октября 1672 состоялось первое представление «Эсфири» («Артаксерксово действо») Иоганна Готфрида Грегори, длившееся десять часов, до самого утра. К участию в действии была привлечена музыка - оркестр из немцев и дворовых людей, игравших «на органах, виолах и других инструментах», возможно, в пьесе участвовали и хоры из «государевых певчих дьяков». Царь был очарован, все участники спектакля были обласканы, щедро вознаграждены и даже допущены к целованию царской руки - «были у великого государя у руки», некоторые получили чины и жалования, сам Грегори получил сорок соболей на сто рублей (мера меховой казны).

Следующие пьесы Грегори разыгрывались уже в Москве в кремлёвских палатах, зрителями были приближённые царя: бояре, окольничие, дворяне, дьяки; для царицы и царевен были специальные места, огороженные частой решёткой, чтобы они не были видны публике. Спектакли начинались в 10 часов вечера и длились до утра. Если в «Артаксерксовом действе» участие музыки носило, скорее, случайный характер, то в 1673 на сцене появилась пьеса вполне аналогичная опере. Вероятнее всего, это была переделка либретто оперы Ринуччини «Эвридика», которая была одной из самых первых опер и широко разошлась по Европе в многочисленных обработках.

Иоганн Грегори в 1673 году даже основал театральную школу, в которой 26 мещанских детей учились «комедийному делу». Однако в 1675 году Грегори заболел и поехал в немецкие земли на лечение, но вскоре умер в городе Мерзербурге, где и был похоронен, а театральная школа закрылась. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году новый царь Фёдор Алексеевич не проявил заинтересованности в театре, главный покровитель Артамон Матвеев был отправлен в ссылку в Пустозёрск, театры разукомплектовали. Зрелища прекратились, но осталась мысль, что это позволительно, раз сам государь потешался этим.

Прожив большую часть жизни в России, Грегори отстал от современных театральных тенденций и поставленные им комедии были устаревшими, тем не менее, начало драматическому и оперному искусству в России было положено. Следующее обращение к театру и его возрождение произошли спустя двадцать пять лет, во времена Петра I.

С тех пор миновало четыре столетия, но опера до сих считается одним из самых популярных музыкальных жанров. Понимание оперной музыки доступно каждому, этому помогают слова и сценические действия, а музыка усиливает впечатления от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами.

В настоящее время интерес у российской публики вызывают оперы С. М. Слонимского, Р. К. Щедрина, Л. А. Десятникова, В. А. Кобекина, А. В. Чайковского - их, хотя и сложно, но можно посмотреть, приобретя билеты в Большой театр. Самым известным и популярным театром нашей страны, конечно же, является Большой театр - один из основных символов нашего государства и его культуры. Раз побывав в Большом, вы сможете в полном мере ощутить союз музыки и драмы.



Поклонников классических музыкальных произведений безусловно интересует вопрос о том, какие самые известные оперы мира существуют на сегодняшний день. Среди огромного количества шедевров, созданных композиторами на протяжении нескольких столетий, сложно выделить наиболее популярные. Однако из всех можно выявить бесспорных лидеров, которые и попали в ниже представленную десятку. Эти оперы переведены на несколько языков и регулярно ставятся на сценах лучших театров мира.

10 Норма. Винченцо Беллини

«Норма» (Винченцо Беллини) открывает список самых популярных опер в мире. Она представляет собой лирическую трагедию в двух актах, которая была снята по произведению А. Суме «Норма, или Детоубийство». Впервые опера была представлена в Милане и практически сразу снискала себе широкую известность среди любителей оперных произведений. Заглавная партия считается одной из самых сложных в репертуаре сопрано. «Норма» была написана композитором в 31 году 19 столетия, и до сих пор пользуется мировой популярностью.

9 Евгений Онегин. П. И. Чайковский

«Евгений Онегин» (П. И. Чайковский) - известнейшая опера русского композитора с мировым именем. Произведение создавалось по одноименному роману Александра Сергеевича Пушкина и положена на либретто Константина Шиловского. Опера была представлена широкой публике в московском Малом театре. Чайковский перед написанием своего шедевра долгое время пребывал в поиске оперного сюжета, который представлял бы собой сильную драму. Сюжет по стечению случайных обстоятельств был навеян композитору певицей Лавровской.

8 Свадьба Фигаро. В. А. Моцарт

«Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт) - популярная опера австрийского композитора-виртуоза, получившая мировую славу. Написана по одноименной пьесе Бомарше. Написание музыкального произведения Моцарт начал в 86-м году 18 столетия. Создание партитуры длилось на протяжении пяти месяцев. После первого представления ее публике, она не снискала большой популярности. Слава и лавры пришли после того, как опера была постановлена в Праге. На русский язык опера была впервые переведена Петром Ильичом Чуковским. Всего опера включает в себя четыре акта. Сюжет произведения связан со подготовкой к свадьбе служанки Сюзанны и камердинера Фигаро.

7 Волшебная флейта. В. А. Моцарт

«Волшебная флейта» (В. А. Моцарт) - одна из лучших опер мира, написанная композитором в двух действиях. Впервые была представлена публике в 1791 году в Вене. В центре сюжета принц Тамино, которому предстоит пройти через многие трудности и испытания, чтобы быть достойным находиться рядом со своей возлюбленной - дочери царицы ночи. Гете был настолько в восторге от этого произведения, что делал попытки написать продолжение этого либретто.

6 Севильский цирюльник. Джоаккино Россини

«Севильский цирюльник» (Джоаккино Россини) является одной из самых лучших опер, которая снискала себе мировую популярность. Она включает в себя два акта, которые были созданы по мотивам одноименной комедии Пьера Борамше. Вначале либретто носило такое название, как «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Действие музыкального произведения разворачивается в Севилье в 18 столетии. Начинается опера с появления графа Альмавива, который находится под окнами своей возлюбленной. Для нее он исполняет небольшую оперную арию «Скоро восток золотою ярко заблещет зарею». Опекун возлюбленной не дает ей выйти на балкон, поэтому попытки Альвамивы тщетны.

5 Богема. Джакомо Пуччини

«Богема» (Джакомо Пуччини) - один из мировых музыкальных шедевров, представленный публике в далеком 1896 году. Опера включает в себя четыре акта. Она была снята по мотивам произведения Анри Мюрже «Сцены из жизни Богемы». Действия в либретто происходят в Париже в 30-х годах 19 века. Первый акт начинается с того, что бедный поэт Рудольф и его приятель художник Марсель проводят вечер у остывшего камина, который нечем растопить. Художник хочет сжечь последний стул, но Рудольф его останавливает, жертвуя одной из своих рукописей. Действие заканчивается тем, что поэт встречает свою любовь.

4 Лючия ди Ламмермур. Г. Доницетти

«Лючия ди Ламмермур» (Г. Доницетти) входит в список самых популярных опер мира. Трагическое музыкальное произведение итальянского композитора исполняется в трех актах. Либретто написано по мотивам романа В. Скотта «Ламмермурская невеста». Чуть позже композитором была еще написана и французская версия оперы. Она прогремела на весь мир, став одной из самых лучших. Сюжет романа был использован до Доницетти несколькими композиторами, но его творение напрочь вытеснило все предыдущие. Действия либретто разворачиваются в Шотландии в 18 столетии. Всего произведение включает в себя две части: «Отъезд» и «Брачный контракт».

3 Кармен. Жорж Бизе

«Кармен» (Жорж Бизе) открывает тройку лучших опер мира, которая была написана композитором по одноименной новелле Проспера Мериме. Пеовые наброски партитуры появились в 74-году 19 века. Премьера состоялась впервые во Франции, где потерпела полное фиаско. Непризнанная французской публикой и критиками опера надолго ушла со сцен и лишь 83-м вновь вернулась на сцену, сыскав себе мировую славу. Сам Чайковский говорил, что это поистине шедевральное произведение, которое спустя некоторое время возымеет масштабную славу.

2 Война и мир. С. Прокофьев

«Война и мир» (С. Прокофьев) - одна из самых знаменитых опер, прогремевших на весь мир. Написана по одноименному роману выдающегося писателя 19 столетия Льва Николаевича Толстого. Всего произведение включает в себя тринадцать картин. Опера начинается с появления на сцене Болконского, который находится в гостях в поместье графа Ростова. До него доносится голос дочери Графа Наташи, которая поражает его своим прекрасным пением. Тринадцатая завершающая картина повествует об остатках отступающей армии Бонапарта. Задумки написать оперу по знаменитому роману композитор вынашивал долгое время. Первые наброски появились в 1941 году, а на сцене большого театра она прогремела в 59-м, став одной из лучших мировых опер.

1 Травиата. Джузеппе Верди

«Травиата» (Джузеппе Верди) завершает список лучших опер мира. В переводе на русский слово травиата означает, как «заблудшая» или «падшая». На ее написание композитора вдохновил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Впервые представленная публике «Травиата» потерпела полнейшее фиаско, однако после радикальной переработки, сыскала себе мировую популярность. Особенностью этой оперы является необычной выбор героини для того времени - падшей женщины, находящейся на смертном ложе. Действия «Травиаты» разворачиваются в Париже в середине 19 века. В центре внимания куртизанка, отвергнутая обществом и не кому ненужная. В оригинальной партитуре включено три акта.


9 декабря 1836 года (27 ноября по старому стилю) на сцене Петербургского Большого театра состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки “Жизнь за царя”, положившая начало новой эры в русской оперной музыке.

С этой оперы начался новаторский путь первого русского композитора-классика, выдвинувший его на мировой уровень. Мы расскажем о самых значимых музыкальных открытиях Глинки.

Первая национальная опера

Свое истинное предназначение М. И. Глинка в полной мере осознал во время путешествий по Европе. Именно вдали от родины композитор задумал создать настоящую русскую оперу и принялся искать подходящий сюжет для нее. По совету Жуковского Глинка остановился на патриотической истории – предании о подвиге Ивана Сусанина, отдавшего жизнь во имя спасения родины.

Впервые в мировой оперной музыке появился такой герой – простого происхождения и с лучшими чертами национального характера. Впервые в музыкальном произведении такого масштаба зазвучали богатейшие традиции национального фольклора, русской песенности. Публика приняла оперу на ура, к композитору пришли признание и слава. В письме своей матери Глинка написал:

“Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…”.

Высоко оценили оперу критики и деятели культуры. Одоевский назвал ее “началом новой стихии в Искусстве – периода Русской музыки”.

Сказочный эпос приходит в музыку

В 1837 году Глинка начал работать над новой оперой, на этот раз обратившись к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”. Идея положить сказочный эпос на музыку возникла у Глинки еще при жизни поэта, который должен был помочь ему с либретто, однако гибель Пушкина нарушила эти планы.

Премьера оперы состоялась в 1842 году – 9 декабря, ровно через шесть лет после “Сусанина”, но такого же оглушительного успеха, увы, не принесла. Аристократическое общество во главе с императорской семьей встретила постановку враждебно. Критики и даже сторонники Глинки отнеслись к опере неоднозначно.

“В конце 5-го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра”,

– вспоминал композитор.

Причиной такой реакции стало новаторство Глинки, с которым он подошел к созданию “Руслана и Людмилы”. В этом произведении композитор соединил совершенно разные мотивы и образы, которые до этого казались русскому слушателю несовместимыми – лирический, эпический, фольклорный, восточный и фантастический. Кроме того, Глинка ушел от привычной зрителю формы итальянской и французской оперных школ.

Это позже сказочный эпос укрепился в произведениях Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина. Но на тот момент публика была просто не готова к такого рода революциям в оперной музыке. Оперу Глинки долгое время считали не сценическим произведением. Один из ее защитников критик В. Стасов даже назвал ее “мученицей нашего времени”.

Начало русской симфонической музыки

После провала “Руслана и Людмилы” Глинка уехал за границу, где продолжал творить. В 1848 году появилась знаменитая “Камаринская” – фантазия на темы двух русских песен – свадебной и плясовой. С “Камаринской” ведет свое начало русская симфоническая музыка. Как вспоминал композитор, он написал ее очень быстро, потому и назвал фантазией.

“Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ”,

– рассказывал позже Глинка. Интересно, что близкие к императрице Александре Федоровне “знатоки” объясняли ей, что в одном месте произведения отчетливо слышно, как “пьяный стучится в дверь избы”.

Вот так, через две самые народные русские песни Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития. Чайковский так отозвался о произведении:

“Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии “Камаринская”.

7 русских опер с мировым именем

Русский художник и писатель Константин Коровин.
Борис Годунов. Коронование. 1934. Эскиз декорации к опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов"

Зародившись как подражание западным образцам, русская опера внесла ценнейший вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Появившись в эпоху классического расцвета французской, немецкой и итальянской опер, русская опера в 19 веке не только догнала классические национальные оперные школы, но и опередила их. Интересно, что русские композиторы традиционно выбирали для своих произведений сюжеты чисто-народного характера.

1

«Жизнь за царя» Глинки

Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» рассказывает о событиях 1612 года - польском походе шляхты на Москву. Автором либретто стал барон Егор Розен, однако, в советское время по идеологическим соображениям редакция либретто была поручена Сергею Городецкому. Премьера оперы состоялась в Большом театре Петербурга в 1836 году. Долгое время партию Сусанина исполнял Федор Шаляпин. После революции «Жизнь за царя» ушла с советской сцены. Были попытки адаптировать сюжет под требование нового времени: так Сусанина принимали в комсомол, а финальные строки звучали как «Славься, славься, советский строй». Благодаря Городецкому при постановке оперы в Большом театре в 1939 году «советский строй» был заменен «русским народом». Большой театр с 1945 года традиционно открывает сезон различными постановками «Ивана Сусанина» Глинки. Самая масштабная постановка оперы за рубежом была реализована, пожалуй, в миланском «Ла Скала».

2

«Борис Годунов» Мусорского

Опера, в которой в качестве двух действующих лиц выбран царь и народ, была начата Мусоргским в октябре 1868 года. Для написания либретто композитор использовал текст одноименной трагедии Пушкина и материалы карамзинской «Истории государства Российского». Темой оперы стало время правления Бориса Годунова перед самым «Смутным временем». Мусоргский закончил первую редакцию оперы «Борис Годунов» в 1869 году, которая была представлена театральному комитету Дирекции императорских театров. Однако рецензенты забраковали оперу, отказав в постановке из-за отсутствия яркой женской роли. Мусоргский ввел в оперу «польский» акт любовной линии Марины Мнишек и Лжедмитрия. Им также была добавлена монументальная сцена народного восстания, которая сделала финал боле эффектным. Несмотря на все коррективы, опера опять была отвергнута. Ее удалось поставить лишь 2 года спустя в 1874 году на сцене Мариинского театра. За рубежом премьера оперы состоялась в Большом театре в парижском Гранд-Опера 19 мая 1908 года.

3

«Пиковая дама» Чайковского

Опера была закончена Чайковским ранней весной 1890 года во Флоренции, а первая постановка случилась в декабре этого же года в Мариинском театре Петербурга. Опера была написана композитором по заказу Императорского Театра, причем в первый раз Чайковский отказался брать заказ, аргументируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». Интересно, что в повести Пушкина главный герой носит фамилию Германн (с двумя «н» на конце), а в опере главным действующим лицом становится человек по имени Герман - это не ошибка, а намеренное авторское изменение. В 1892 году опера была впервые поставлена за пределами России в Праге. Далее - первая постановка в Нью-Йорке в 1910 году и премьера в Лондоне в 1915 году.

4

«Князь Игорь» Бородина

Основой для либретто стал памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Идея сюжета была подсказана Бородину критиком Владимиром Стасовым на одном из музыкальных вечеров у Шостаковича. Опера создавалась в течение 18 лет, но так и не была закончена композитором. После кончины Бородина работу над произведением завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Существует мнение, что Глазунов смог по памяти восстановить единожды услышанную им увертюру оперы в авторском исполнении, однако, сам Глазунов это мнение опровергал. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков проделали большую часть работы, они настояли на том, что «Князь Игорь» — полностью опера Александра Порфирьевича Бородина». Премьера оперы прошла в Мариинском театре Петербурга в 1890 году, через 9 лет ее увидел иностранный зритель в Праге.

5

«Золотой петушок» Римского-Корсакова

Опера «Золотой петушок» была написана в 1908 году по одноименной пушкинской сказке. Эта опера стала последней работой Римского-Корсакова. Императорские театры отказали в постановке оперы. Но как только зритель впервые увидел ее в 1909 год в московском оперном театре Сергея Зимина, оперу через месяц поставили в Большом театре, а затем она начала своё триумфальное шествие по всему миру: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Берлин, Вроцлав.

6

«Леди Макбет Мценского уезда» Шестаковича

Опера по мотивам одноименной повести Лескова была завершена в декабре 1930 года, впервые поставлена в Михайловском театре Ленинграда в январе 1934 года. В 1935 году опера была показана зрителям Кливленда, Филадельфии, Цюриха, Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Лондона, Праги, Стокгольма. Во второй половине 30-х вплоть до 50-х годов опера была запрещена к постановке в России, а сам Шестакович был осужден руководством компартии страны. Произведение было охарактеризовано как «сумбур вместо музыки», «умышленно сделанное шиворот-навыворот» и послужило толчком для травли композитора. Постановки в России возобновились только в 1962 году, однако зрители увидели оперу под названием «Катерина Измайлова».

7

«Каменный гость» Даргомыжского

Идея оперы возникла у Александра Даргомыжского в 1863 году. Однако композитор сомневался в ее успехе и рассматривал работу как творческую «разведку», «забаву над «Дон-Жуаном» Пушкина». Он писал музыку на пушкинский текст «Каменного гостя», не изменяя в нем ни единого слова. Однако проблемы с сердцем не позволили композитору закончить работу. Он скончался, попросив в завещании своих друзей Кюи и Римского-Корсакова завершить работу. Впервые опера была представлена зрителю в 1872 году на сцене Мариинского театра в Петербурге. Зарубежная премьера состоялась только в 1928 году в Зальцбурге. Эта опера стала одним из «основополагающих камней», без ее знания невозможно понять не только русскую классическую музыку, но и общую культуру нашей страны.



Загрузка...

Реклама