emou.ru

Представление древних людей о земле. Первобытный человек и первобытное общество Как древние люди познавали мир

§ 1. Как первобытный человек стал разумным?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество .

Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди . Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)

Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.

Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида (человек разумный ) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?

Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.

Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда . Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого . Ловкими становились его руки. Развивался мозг.

Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.

Труд помог первобытным людям развить свои способности . Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества , то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.

Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.

2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.

3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.

4 * . Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».

5. Как древний человек познавал мир?

Прочитайте, перескажите, обсудите

Юноша Барс

Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.

Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.

Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.

…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.

Закончите рассказ

Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…

Подберите родственные слова

Способности. Творчество. Труд. Человек.

Размышляем над пройденным

1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?

2. Заботились ли они о детях?

3 * . Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.

Поработайте с рисунками

Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.

Поиграйте

Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.

Заполните схему

Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.

Алеся Ермолаева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе по теме «Как жили древние люди?»

Цель : формирование элементарных представлений об истории человечества через реконструкцию образа жизни древних людей .

Задачи :

1. Дать детям первичные представления о том, какими были первые люди на Земле : познакомить с их внешним обликом и образом жизни.

2. Пополнить словарный запас детей словами «человекообразные» , «пещера» , «хижина» .

3. Расширить кругозор и познавательный интерес к жизни людей древнего мира .

4. Продолжать развивать внимание, логическое мышление и наблюдательность, воображение и фантазию через продуктивную деятельность.

5. Воспитывать любознательность и коммуникативные навыки, вызывать интерес с к совместной деятельности, умение договариваться и помогать друг другу.

Материал и оборудование :

Демонстрационный :

Мультимедийное оборудование и презентация;

Деревянная палка и доска для разведения огня :

Мнемотаблица.

Раздаточный :

Одежда, имитирующая шкуру первобытного человека на каждого ребенка и воспитателя; шкуры, на которых сидят дети;

Разрезная картинка «Первобытный мир» - 2 штуки;

Бусины и шнуры (по количеству девочек) ;

Материал для конструирования хижины : шкурки на магнитах 4 штуки, камушки из ткани на магнитах 10 штук, косточки из ткани 16 штук;

Листы для рисования в виде скалы с точечным рисунком древних животных и угольные карандаши (по количеству мальчиков) ;

Влажные салфетки;

Деревянные палочки (10см) на каждого ребенка :

Глиняные фигурки мамонтов по количеству детей.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. МОТИВАЦИЯ.

(Дети входят в зал, навстречу выходит воспитатель, переодетый в костюм древнего человека , волокущий за собой шкуру, на которой находятся шкуры для детей. Наталкивается на детей и удивляется).

Воспитатель : Какие интересные дети, так странно одеты. (Обращается к ребёнку) . Что это на тебе одето? Откуда вы? (Ответы детей) . Значит и я в детском саду? Я - древний человек . Я хочу домой, в древний мир . Поможете мне, проводите меня? (Дети соглашаются) . Для начала вам нужно переодеться, у нас так не ходят! Вот и одежда для вас. (Дети переодеваются)

Воспитатель садится на шкуру возле экрана.)

Воспитатель : Присаживайтесь ко мне поближе. Теперь вы тоже древние люди . (Дети садятся на шкуры)

Как вы думаете, откуда появился самый первый человек на Земле? (Ответы детей) . На самом деле это все еще остается большой загадкой. Одни ученые считают, что нас создал Бог. Другие, что мы произошли от обезьян. А третьи, вообще, думают, что человек создан инопланетянами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель : Много-много лет назад в Африке появились обезьяны, которые постепенно приобретали человеческий образ и черты, их называют человекообразные обезьяны. Они жили сообща – группами , помогали друг другу и совсем не могли разговаривать. Со временем самые сильные и выносливые превратились в людей. В отличие от других обезьян они ходили без помощи рук, на двух ногах, шерсть на теле стала едва заметной, изменилась форма головы. Так появились древние люди .

Они научились изготавливать простейшие орудия труда. Как выдумаете, какие? (Ответы детей) . Верно, копья, топоры, ножи, палки-копалки.

Посмотрите на экран. С помощью таблицы найдите отличия между человекообразной обезьяной и древним человеком ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Чтобы увидеть, как раньше жили ваши предки нужно немного постараться. (Дети самостоятельно делятся на группы по 5 человек ) . Посмотрите, изображение испорчено, его нужно собрать из нескольких частей. (Дети собирают картинку из 5 частей, возвращаются назад к экрану)

Вот они, ваши далекие предки.

Воспитатель : Как вы думаете, чем питались древние люди ? (Ответы детей)

Правильно, ели они ягоды, фрукты, корни растений, яйца птиц. Ловили рыбу, ходили на охоту.

Воспитатель : Вы переоделись в одежду древнего человека . Как она называется? (Ответы детей)

Воспитатель : Верно. В древнем мире не было современной одежды, фабрик, которые ее шили. Древние люди шили одежду из шкуры с помощью тонких полосок кожи, а иголку им заменяли отточенные зубы и кости животных.

Как вы думаете, для чего древние люди стали изготавливать одежду из шкуры? (Ответы детей) . Для чего еще можно было использовать шкуры животных? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Чтобы не замёрзнуть, человеку нужна одежда. Что ещё помогало людям согреваться? (Ответы детей) Верно. Однажды во время грозы молния попала в дерево, начался пожар. Так древние люди впервые познакомились с огнём , и поняли, что огонь даёт свет, тепло и отпугивает хищников. Со временем они научились сами добывать огонь. Знаете ли вы, с помощью чего раньше добывали огонь? (Ответы детей) . Давайте, и мы с вами попробуем добыть огонь. (Воспитатель показывает упражнение пальчиковой и дыхательной гимнастики, затем повторяет вместе с детьми). Вот так древние люди добывали огонь .

Знаете ли вы, что служило домом для древних людей ? (Ответы детей) . Правильно, жили они в пещерах и хижинах. Пещера - самое первое жилище людей . Они находили углубление в горе, чтобы укрыться от непогоды и хищных зверей. Со временем древние люди научились строить хижины. Из чего древние люди могли построить хижину? (Ответы детей)

Воспитатель : Из веток, костей и шкуры. В жилище обязательно оставляли место для огня и огораживали это место камнями. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей) . (Воспитатель обращает внимание детей на экран) .

Воспитатель : Кажется, потемнело. Посмотрим, не сгущаются ли тучи, не собирается ли дождь. Только глазами посмотрите на небо, влево, вправо, теперь осмотримся вокруг (круговое движение глаз) (2 раза) . Может пойти дождь и нам нужно где-то укрыться. Поэтому мы построим хижины. (Воспитатель предлагает сконструировать хижину из заготовленных деталей – дети делятся на две команды по 5 человек, под музыку)

Воспитатель : Славные и уютные хижины вы построили. (Возвращаются на свои места у экрана) .

Уже в то время люди любили украшать себя. Как вы думаете, что они использовали для украшения? (Ответы детей)

Правильно, пришивали к одеждам ракушки и перья, делали ожерелья из косточек и зубов животных, камешков и других материалов.

С давних времён люди стали украшать своё жилище . В пещерах учёные находят изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Сначала рисовали только углём. Первые краски делали из мягких пород, которые растирали в порошок и смешивали с животным жиром. Рисовали пальцем, а закрашивали кусочком меха смоченным краской.

Мы с вами сегодня древние люди . Перед вами фрагмент скалы, рисунок на ней не дорисован. Я предлагаю мальчикам с помощью угля соединить точки, и вы увидите, какое животное изображено на скале. А девочки, изготовьте бусы, нанизывая на нитку разные предметы. (Дети выполняют задание, мальчики вытирают руки влажными салфетками, называют животных, девочки надевают бусы). Вы замечательно умеете украшать себя и своё жилище .

(Дети встают в полукруг) .

РЕФЛЕКСИЯ.

Воспитатель : Ребята, сегодня вы мне очень помогли. Спасибо. Вам пора возвращаться назад, но…как это сделать?

Голос : Чтобы вернуться назад, вам нужно ответить на мои вопросы. Зачем вы отправились в прошлое? (Ответы детей) Чем занимались древние люди ? (Ответы детей) . Какое задание для вас оказалось самым сложным? Почему? (Ответы детей) . За вашу смелость и сообразительность на память о сегодняшнем дне дарю вам мамонтят. (Воспитатель с детьми демонстрирует подарки, проходят через дверь – раздает мамонтят)

Воспитатель : Нашу встречу я буду долго помнить. Все, что вы сегодня сделали, вы можете оставить у себя в группе и вместе с вашим воспитателем организовать музей древнего мира . (Прощаются) .

Слайд №1 - заставка.

Слайд №2 – детский сад

Слайд №3 – лес.

Слайд-видео №4 –-превращение в человека

Слайд №6 – эволюция

Слайд №7 – быт древнего человека

Слайд №8 – добывание еды

Слайд №9 – древняя девушка шьет одежду

Слайд №10 – древний человек и шкуры

Слайд №11 – огонь

Слайд №12 – ночь и огонь

Слайд №13 – добывание огонь

Слайд №14 – пещера

Слайд №15 – хижина

Слайд №16 – тучи

Слайд №17 – хижина

Слайд №18 – украшения

Слайд №19 – наскальные рисунки

Слайд №20 - рисунки

Публикации по теме:

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир природы» в подготовительной к школе группе №9 Цель: Систематизировать знания детей о природе, через эмоциональное отношение к окружающему миру. Задачи: Продолжать формировать познавательный.

Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень» Подготовила воспитатель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» в подготовительной к школе группе Тема. Осень. Периоды осени. Деревья осенью. Цель: обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Транспорт». Воспитатель: Макарова Эвелина. Цель: расширять.

Программное содержание: Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана..

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенний цветок» Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по ознакомлению с окружающим миром «Осенний цветок»Предмет: Образовательная область.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «В гостях у Гриба-Лесовичка»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у Гриба-Лесовичка» Воспитатель Гаан Ирина Николаевна Цели и задачи: Закрепить знания о характерных признаках осени, о дарах осени, съедобных и несъедобных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы с использованием ИКТ «Знаменитые люди России» Тема: «Знаменитые люди России» Задачи: Познавательное развитие: расширять и закреплять знания детей о знаменитых людях России, чем они прославили.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Семья не только у меня» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема «Семья не только у меня». Программное содержание:.

Библиотека изображений:

Самый древний человек, он же человек первобытный сравнительно неплохо изучен в наше время благодаря трудам археологов. Именно современная археология смогла более-менее показать историю самого древнего периода человечества – первобытной эпохи и первобытного общества, она же (археология) является единственным источником знаний о тех далеких временах (ведь никаких письменных свидетельств, первобытные люди, увы нам не оставили). Какая была история первобытного общества, какая культура и быт первобытных людей, обо всем этом читайте в нашей статье.

История первобытных людей

Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.

Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.

Примерно так могли выглядеть австралопитеки.

Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.

Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.

Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.

Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.

И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.

Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.

Кроманьонцы против неандертальцев.

Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.

Изобретения первобытных людей

Умные кроманьонцы сделали множество важных изобретений, например, они, познали тайны металлов, и на смену каменным орудиям труда пришли металлические (сначала бронзовые, потом железные), изобрели (важность его появления трудно переоценить), научились обрабатывать землю и выращивать сельскохозяйственные культуры (пшеницу, рис, кукурузу), изобрели деньги, как основу экономических отношений между племенами, а со временем и членами общины. Наконец они изобрели письменность и многие другие полезные вещи, с появления которых и выросла человеческая цивилизация.

Культура первобытного человека

Люди первобытного мира, как и люди современности, были разными, среди них были, как и условно «недалекие гопники», так и люди культурные, творческие. Определенно среди них были и певцы и возможно поэты, но следы их творчества, к сожалению, не дошли до нас, зато отлично сохранилось творчество первобытных художников.

Наскальные рисунки в пещерах являются не просто ярким примером творчества первобытного человека, порой они также представляют собой настоящие энциклопедии древнего мира, в них есть сведения о географии, природе, различных животных, на которых охотились древние охотники, зарисовки из быта древнего человека, его религиозных верований и многое другое. Свои картины безыменные художники древности рисовали при помощи различных подручных средств: это и палки и зубила, при помощи которых выбивались узоры на стене, и твердые породы камня и железные осколки и другие материалы, способные оставить след.

О наскальных рисунках первобытных людей на нашем сайте есть отдельная .

Жизнь первобытных людей

Какой был быт первобытных людей, где они жили, чем питались, какую одежду носили? Давайте ответим на эти вопросы.

Где жили первобытные люди?

Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).

Пещера первобытного человека.

Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.

Чем питались первобытные люди?

Тем, что удавалось словить или насобирать. Мужчины отправлялись на охоту или рыбалку, женщины же занимались собирательством разных ягод, фруктов. Охота первобытного человека была весьма опасным мероприятиям, нередко и сами охотники погибали или становились добычей других хищников (если первобытный охотник шел, к примеру, на медведя, то еще был вопрос, кто кем в результате будет обедать, человек медведем или медведь человеком).

Но если удавалось поймать крупную добычу, убить того же мамонта, то его мяса хватало на более долгий период.

Охота первобытных людей.

Пойманную дичь готовили на костре, который первобытные люди научились разводить при помощи палок и камней.

Одежда первобытных людей

В теплых местах первобытные люди зачастую ходили в «костюме Адама и Евы», то бишь нагишом. Впрочем, и в наше время некоторые племена экваториальной Африки и Южной Америки, которые, по сути, остались на первобытном уровне, ходят без одежды.

А жителям Евразии или Северной Америки в холодное время года нагишом не очень походишь, поэтому одежда первобытных людей имела в основном сугубо практический смысл – она должна была согревать человека и защищать его «причинные места». Для этого древние люди шили себе одежды из шкур убитых животных.

Орудия труда первобытного человека

И для охоты и для строительства жилья первобытным людям, впрочем, и людям современным необходимы были определенные инструменты. Первобытные люди делали их из подручных материалов, обычно из камней, костей животных, деревянных палок. От первобытного человека в наш мир пришли такие популярные и ныне инструменты как молоток, топор, зубило. Одним словом, когда вы берете в руки молоток, чтобы прибить гвоздь, помните, что вы держите в руках древнейшее орудие труда, которым пользовались еще неандертальцы.

Продолжительность жизни первобытного человека

Увы она была небольшой. Так неандерталец, достигший сорокалетнего возраста, по их меркам был уже глубоким стариком. Редко кто из первобытных людей жил более сорока лет, многие умирали и того раньше, в 30-35 лет. Связано это с тем, что их жизнь была полна опасностей и трудностей. Первобытные женщины рожали детей уже в 14-15 летнем возрасте. Их жизнь была скоротечной, но возможно яркой и насыщенной приключениями, как знать…

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

Специально для отпускников, а также постоянных любителей путешествий рассказываем, откуда растут ноги у современного туризма.

1. Первобытный мир

Первые люди не могли позволить себе длительную стоянку. Исчерпав природные ресурсы, они снимались с насиженного места, и отправлялись в поисках новых земель, где мамонты больше, а трава зеленее.

Постоянные миграционные процессы стимулировали интеллектуальное развитие людей: появлялись зачатки географических знаний, развивалась ботаника, зоология и даже элементарная механика. Кроме того, необходимость передачи накопленной информации способствовала появлению наскальной живописи.

2. Древние цивилизации

С появлением первых цивилизаций движение человеческих масс по планете не прекратилось, правда изменилась мотивация перемещений.

Залогом процветания древнейших государств являлась международная торговля. Правители Древнего Египта регулярно снаряжали экспедиции, преследующие торгово-экономические цели. Например, доподлинно известно о путешествии некого Ханну в 2750 г. до н.э. к побережью Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и благовониями.

Тогда же в XXVII веке до н. э. египетские корабли впервые пересекли Средиземное море - целью странников был финикийский город Библ, откуда флотилия вернулась доверху набитая кедровым деревом.

Надо отметить, что купцы зачастую играли роль первооткрывателей, поставлявших на родину не только редкие товары, но и ценные сведения об устройстве окружающего мира.

Развитие торговли повлекло за собой создания института посольств. Китайские, египетские, шумерские дипломаты совершали многолетние вояжи за тридевять земель, дабы стать гарантом мирных отношений между государствами. Задолго до начала новой эры появились и религиозные странствия. Группы паломников, совершающие шествия к храмам великих богов, и миссионеры, распространяющие собственное вероучение, органично вписались в культурный ландшафт древнего мира.

3. Древняя Греция

Эллины тоже предпринимали торговые вояжи, совершали паломничества и ездили за знаниями («Отец истории» Геродот побывал в Египте, Персии, Вавилонии, стране скифов и множестве других мест, подробно описав географию своих перемещений, а также историю и культуру увиденных им народов). Кроме того, именно в Древней Греции впервые появились такие явления, как спортивный и оздоровительный туризм.

Желающие поправить здоровье отправлялись к храмам бога врачевания Асклепия. Эти сооружения, как правило, располагались вдали от городов в местах с благоприятным климатом. Храмовые жрецы изучали медицину и помогали всем желающим излечиться от хворей.

Впрочем, лечение начиналось еще до того, как верующий встречался с божеством. Ритуал, предваряющий посещение храма, включал ряд важных процедур: пост, омовение, посещение бани. Кроме того, греки отлично знали о целебных свойствах серных, солено-серных и железистых вод. Возле источников возводились купальни, где состоятельные граждане могли отдохнуть и заодно избавиться от недугов.

Феномен спортивного туризма появился в Греции примерно в VIII в. до н. э. благодаря Олимпийским играм. Раз в четыре года в Олимпию стекались десятки тысяч болельщиков, желающих посмотреть на состязания своих кумиров.

По случаю Олимпиады в городе устраивалась ярмарка, где кроме шопинга можно было послушать выступление знаменитых философов, поэтов или ораторов, а также поглазеть на работы местных живописцев. Культурный досуг продолжался в храмах, где за отдельную плату предоставлялась возможность понаблюдать за работой жрецов, а также послушать «экскурсовода», рассказывающего истории и легенды об этом месте.

Возле крупных храмов прокладывали сеть «священных» дорог, обеспечивающих беспрепятственный доступ паломников к святилищу. На курортах и возле храмов располагались гостиницы, обеспечивающие чужестранцам кров, но еду путники привозили с собой. Эти учреждения находились в муниципальной собственности, потому что держать подобный бизнес считалось делом недостойным.

Кроме того, в богатых домах обычно всегда находились комнаты для гостей - состоятельные греки радушно принимали даже незнакомых путешественников.

В греческих городах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого союза - ксен - становился защитником интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Элладе сформировался институт проксенов. Проксен исполнял роль консула, представляющего интересы жителей того места, которое присвоило ему этот статус.

4. Древний Рим

В период расцвета империи была построена сеть качественных дорог, общая протяженность которых, по разным оценкам составляла от 80 до 300 тысяч километров. Вдоль дорог на расстоянии 6–15 миль друг от друга располагались почтовые станции, где можно было поменять лошадей, а также удовлетворить и другие потребности: поужинать в таверне и остановиться на ночлег.

Большая часть римских отелей нельзя было назвать комфортабельными: подушки, набитые соломой и кишащие насекомыми, разбавленное вино, плохая еда. Поэтому в придорожных гостиницах останавливались бедняки. Богатые путешественники ночевали в шатрах, которые возили с собой.

Большим спросом у путников пользовались дорожные карты с обозначением постоялых дворов. Помимо карт в начале новой эры в распоряжении римлян также были путеводители. Приобрести их можно было в специальном «туристическом бюро».

О небывалом расцвете индустрии туризма в Древнем Риме говорит и тот факт, что видные умы своего времени занялись разработкой философии путешествия. Например, Сенека Младший писал, что для продуктивного отдыха необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов», поскольку «и местность, без сомнения, не лишена способности развращать».

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных - возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира - непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное - мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое) . Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание . Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем - результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание - вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание - восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание - непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познание основано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».


()

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух - одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон - слухом, ехидна - осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах -отвращение, резкий звук - испуг.


()

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение . Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие . Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид - представление . Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального - факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний . Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История - наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата . Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

()

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

()

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

()

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки - складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.



Загрузка...