emou.ru

Притчи для детей. Мудрые сказки и истории для детей и взрослых Творческие игры, вопросы и задания

Сказки предоставлены издательством Русский Паломник. Они составлены из книг со сказками для детей от 3 до 7 лет .

Сказка о волшебных руковицах и топоре!

Было у старика три сына. Вот умер он, а им наследство оставил. Старшему - дом, среднему - буренку, а самому младшему - рукавицы да топор.

И стали они жить-поживать: старший в доме отцовском, средний решил молоком торговать, а младший - хлеб да соль топором разделывает, да трудом зарабатывает.

Прошло время. Плохим хозяином оказался старший сын, покосился дом отцовский. У среднего корова старая стала, молоко поубавилось. Только младший с топором да в рукавицах и мост возведет, и хату построит, и мельницу поставит. Он уже и себе дом построил, и корову купил, и работа у него идет, как по маслу.

Решили тогда старшие братья, что топор у него заколдованный, и украли инструмент. А топор - вот беда! - не работает. Украл они тогда и рукавицы, и снова ничего!

А младший брат только улыбается, новый топор купил и снова мастерит. Поняли они тогда, что сила не в топоре, а в умении, сами выучились, мастерами стали. И зажили братья припеваючи.

Сказка о самой главной дороге.

Собрались как-то со всего мира дороги. И большие шоссе среди них, и маленькие тропиночки. Решили они выбрать себе царицу, да никак не могут - каждая по-своему заслуживает! Обратились тогда они к самому Господу Богу, чтобы рассудил он справедливо.

Первой заговорила широкая просторная автострада:

— Чем я не заслужила царицей называться? По мне каждый день столько транспорта ездит, и обычные машины, и грузовики, и автобусы! Людей перевозят туда-сюда по всей стране!

Но сказал Господь:

— Не быть тебе царицей. Слишком ты горда собой.

Тогда сказала железная дорога:

— Чем я не царица? По мне день и ночь поезда ходят, скорые, пассажирские, товарные! И люди в электричках каждый день ездят.

— Нет, — сказал Бог. - Ты очень самолюбива.

— А чем я не подхожу? - спросила тогда проселочная дорога. - На мне работы больше всех. По мне не только легковые машины, автобусы и грузовики ходят, но и трактора с комбайнами, а еще люди стада водят!

Но Господь ответил:

— И ты не царица. Слишком самоуверенная ты.

Замолчали все дороги. И тогда посмотрел Бог на маленькую, неприметную тропинку:

— А ты что Мне скажешь?

— А что мне сказать, Господи? Раньше была я широкой, люди по мне ходили, а теперь уж заросла вся. Только недавно вот дети пробегали, нарвали цветов на полянке, и поставили в храме пред иконой святой Матери Божьей.

И сказал тогда Господь:

— Ты в моих очах красивее всех и достойнее всех! Быть тебе царицей над всеми земными путями и дорогами!

Любите музыку? Посетите блог гитарного задрота , где вы узнаете много по интересующей вас тематике.

Мудрая Сказка для детей Ремизов

1
Был один купец богатый. Был у него сын Ванюшка и такой умный – никуда не ходил, ни по пирам, ни по беседам, никуда.
– Что это у нас сынок никуда не ходит, никого не знает? Надо женить его!
– А ты посылай его на беседы, – советует мать.
Отец к сыну:
– Что ты, Ванюшка, никуда не ходишь?
– Куда я, тятенька, пойду, я никого не знаю.
– Ты бы хоть к девушкам на беседу сходил.
– Можно, схожу.
Дал ему отец три рубля денег.
– Поди, – говорит, – купи гостинцев и иди на беседу, девушек попотчуй.
Купил Ванюшка гостинцев, идет по городу, раздумывает, куда идти.
«На господскую беседу неприлично, на купеческую страшно. Пойду-ка я, где мещанки сидят, там попроще!»
И пошел на мещанскую беседу.
Девок беседа большая сидит. Все ему рады: не бывал на беседе никогда.
Одна девка бойкая, Танюшка, выскочила к нему:
– Пожалуйте, пожалуйте, вот место тут!
Ванюшка и сел к ней. Отдал ей гостинцы.
– Вот, Танюшка, потчуй подруг.
Танюшка по разу обнесла подруг, остальное себе. И деньги, что у него остались, отдал он Танюшке.
– Мне, – говорит, – не надо, у нас, у тятеньки, денег много! – и пошел домой.
Дома встречает отец.
– Ну, что, Ванюшка, понравилось на беседе?
– Да ничего, тятенька, хорошо. Понравилось.
– А ты на другой вечер еще сходи. Можно, только мне, тятенька, этих денег мало. Дай пять рублей.
Отец дал денег.
И на следующий вечер взял Ванюшка гостинцев, сколько нужно, и пошел на беседу. И опять садится к Танюшке. И опять ей отдал деньги. А она его и провожать пошла.
И стал Ванюшка ходить каждый вечер. А денег просит отца все вдвое, все вдвое: до двадцати пяти рублей дошел и до тридцати дошел.
Схватился отец.
– Не в добрый час мы послали сына по беседам ходить. Теперь он нас разорит.
– Сам послал по беседам ходить! – отвечала мать.
– Не лучше ли его женить?
– Так что же, жени.
Отец к сыну:
– Ванюшка, не желаешь ли ты жениться?
– Что же, тятенька, жените.
– А кого прикажешь сватать-то?
– Сватайте Танюшку. Девка-то хорошая.
Отец уперся.
– Нам такой не надо. Не то, что в дом, а дома не надо.
– А мне больше никакая не надобна.
– Подзаборная! – вступилась мать, – да мы за тебя найдем невест умных-разумных, благочестивых, от хорошего отца и матери, с большим имением, с большим приданым.
– Ну, как хотите. Кого возьмете, с тем жить и буду, – согласился Ванюшка.
2
Поехали сватать и высватали невесту умную-разумную, благочестивую, от хорошего отца и матери, с большим имением, с большим приданым. И женили Ванюшку. Свадьбу сыграли хорошую, богатую. После пира спать молодых положили. И сами улеглись. Все утихло везде. Никто не стал уж ходить в доме.
Ванюшка говорит Маше:

– Ну, ступай с Богом.
И пошел и вернулся вовремя: еще все спят. А поутру пришли молодых будить, видят – двое. Никто не узнал, а она никому не сказала.
На другой день поехали к Машиной родне, к ее отцу-матери на отводины. Там тоже гуляли. Стали готовить постель молодым на верху. Ванюшка говорит Маше:
– Я там не лягу, приготовляйте внизу, к дверям ближе.
Она упросила мать и им внизу постелили.
И как улеглись все, как затихло все и замолкло, он опять:
– Оставайся, жена, я пойду к Танюшке.
И так каждую ночь ходит и ходит. А жена, как чужая, – перстом не дотронется. Ходит, из дому все тащит.
Стали замечать отец с матерью.
– Скажи, Машенька, не ходит куда Ванюшка от тебя?
– Нет, никуда не ходит Ванюшка от меня. Постоянно все со мной.
Ну, да не проведешь стариков, сами дознались.
– Нужно его послать заграницу. Может, и отстанет от Танюшки.
– Пошли его, – согласилась мать.
Отец к сыну:
– Ванюшка, не съездишь ли ты поторговать заграницу? Я тебе нагружу товару корабль.
– Что ж! Я, тятенька, поеду.
Долго дела не откладывали, нагрузил отец товару корабль.
– Свои товары продашь, заграничных накупишь и опять домой приезжай.
– А какой тебе, тятенька, подарок привезти заграничный?
– А привези мне шапку в пятьдесят рублей.
– А тебе чего привезти, маменька?
– Привези мне во сто рублей шаль.
– Хорошо, маменька, привезу.
Обернулся к жене.
– Тебе чего нужно?
– Мне ничего не нужно: своего всего много. А привези, Ванюшка, ума.
– Хорошо, привезу.
Побежал к Танюшке.
– Заграницу торговать еду. Какой подарочек привезти тебе, Танюшка?
– Привези в пятьсот рублей салоп.
– Хорошо, привезу. Только как я тебе его передам?
– Приходи на пристань, когда вернусь.
Простился и поехал.
3
Приехал Ванюшка заграницу. Привалил на пристань корабль. И пошла торговля, такая торговля пошла, и не рядится: что спросит, то и дают. Все товары распродал по самой дорогой цене, а набрал товаров заграничных по самой дешевой цене. И подарки накупил: шапку отцу, шаль матери, Танюшке салоп, и осталось только жене ума купить.
«Где ума купить?» – ходит по городу, думает: без ума ему домой невозможно ехать!
Зашел в один магазин, самый большой, заграничный.
– Что, господа, нет ли продажного ума?
Рассмеялись.
– Дурак, – говорят, – есть умы у нас, да про себя, дурак!
Закрыл глаза, со стыдом вышел, идет по городу – головушка повешена.
Ай, попадает ему встречу пьянчужка рваная.
– Что ты так, голубчик, задумался? Головушка повешена?
– Уйди, что тебе за дело! – отмахнулся от пьянчужки рваной.
И разошлись.
А прошел немного и раздумался.
«Этакие, может, и лучше знают, где ума купить!»
– Стой, – кричит, – эй, друг, воротись-ка!
Пьянчужка тут-как-тут.
– Ну, что тебе нужно?
– А не знаешь ли, где умы продают? Жена наказала ума купить, без ума мне приехать домой невозможно.
– Пойдем со мной! Ума сколько хочешь найду.
Ну, конечно, куда же – в трактир в Симпатию. Привел его пьянчужка в Симпатию, усадил за столик.
– Посиди, – говорит, – тут. Я сейчас. Я это дело тебе сделаю, ума доставлю, только ум дорог – семьсот рублей.
– Семьсот, так семьсот!
Долго ходил пьянчужка. Наконец-то явился, несет узелок под мышкой: в рогожке узелок, укутан веревками накрепко.
– Денежки пожалуйте, семьсот рублей.
Отсчитал Ванюшка деньги, а тот ему узелок.
– Не смотри до дома, а то уйдет ум от тебя.
Взял Ванюшка узелок и на корабль. Там, в каюте закрыл окна и дверь, положил узелок в угол. И стали отправляться в путь.
Мало ли, много ли места проехали, и стал этот узелок его мучить.
«За что я семьсот рублей отвалил? Чего я домой жене привезу?» – только и дума, только и мука.
И сошел Ванюшка в каюту, заперся, да за узелок. Путал, путал – распутал. А там – худые брючишки, рваные-прерваные, да и пиджачонка рвань, да шапчонка рваная, худая, да сапоги оборыши без голенищ, одни коты.
Хлопнул себя с досады:
– Так вот за что я семьсот отвалил!
Сгреб рвань в охапку и понес – куда же? – только в море. И только что замахнулся сбросить в море, вдруг стал. «А не свезти-ка мне лучше домой?»
И вернулся в каюту, кинул в угол рвань.
4
Приехал Ванюшка домой на сутки раньше. Привалил к пристани корабль. Сошел в каюту, вытащил узелок, оделся в это ризье, обулся. И пошел с корабля нищим.
Приходит к отцовскому дому. Помолился у порожка, просит милостыньку Христа ради.
Вышел отец, тридцать копеек вынес.
– Прийми, нищенка, милостыньку! Помолись за моего сына Ванюшку.
А мать за ним полтинник дает.
– Помолись за нашего сына Ванюшку.
Выходит жена, рубль несет.
– Прими, нищенка, милостыньку. Помолись за моего милого мужа Ванюшку, чтобы дал ему Господь ума-разума.
Поклонился Ванюшка отцу, матери и жене и пошел от двора к Танюшке.
У Танюшки – огонь, дверь не заперта. Вошел в дом. А там стол, как буфет. На столе разные закуски, выпивка, рюмки. И сидит у нее за столом такой рыжик. Вот охватываются, целуются. Оба пьяные.
– Я, пока жива, от тебя не отстану! – хлопнула Танюшка об стол кулаком, – и от Ваньки тоже не отстану, пока его по миру не пущу.
– Милостыньки Христа ради!
Кидком кинула три копейки.
– Убирайся к черту!
Вышел, перекрестился Ванюшка.
– Слава Тебе, Господи! Не жаль мне и денег: не рвань, я ум купил!
Вернулся Ванюшка на корабль. Оделся, сдобился, дожидает света. И как светло стало, едет к нему Танюшка на тройке.
– Все ли благополучно? Как поживаешь, Танюшка?
Заплакала Танюшка.
– Про меня-то ты и не спрашивай! Без тебя я переплакалася, перетосковалася. Привез ли ты мне подарочек?
– Привез, привез.
И пошел в каюту и она за ним.
И как вошли в каюту, он ее схватил и ну мять и топтать. Всю изодрал – всю в кровь. Как кусок мяса выкинул.
Извозчики не берут.
– У нас, – говорят, – дама ехала! А это что? Мяса кусок.
Не обернулся Ванюшка, пошел к дому – к отцу-матери.
Все его встречают – и отец, и мать, и жена.
Поздоровался он с отцом, с матерью и с женой. Приогляделся и стал подарки дарить.
Отдал отцу шапку.
– Вот тебе, тятенька, шапка в пятьдесят рублей. Хороша ли?
– Хороша, Ванюшка.
Подал матери шаль.
– Вот тебе, маменька, шаль в сто рублей. Хороша ли?
– Хороша, Ванюшка.
Подает салоп жене.
– Вот тебе, милая жена, в пятьсот рублей салоп.
Как обрадовалась Машенька.
– Слава Тебе, Господи! Дал Ты ему, Господи, ума-разума!
И стали они жить по-хорошему.

Сказка для ребенка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит яр­ким и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти свое счастье.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хо­чет, чтобы ребенок думал .

Авторы (А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок». Кн. 3,4 / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь. 2008. – (Серия «Образование и творчество»)) предусмотрели диалог детей со взрослыми - после каждой сказки даются вопросы для обсуж­дения и задания, позволяющие лучше понять и глубже прочувствовать то знание, что несёт в себе конкретная сказка.


ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО

Обижают брата, друга?

Вашим близким в жизни туго?

Торопитесь к ним скорей,

Защищайте их смелей!

Стойте смело, до победы,

Все исчезнут сразу беды!

Только, чур, без кулаков,

Нам не нужно синяков.

Считаешь ли ты себя храбрым человеком?

Когда ты поступаешь более храбро: когда ты один или когда на тебя смотрят друзья?

Приведи пример храброго поведения своих друзей или знакомых.

Может ли храбрый человек испытывать страх?

Какты думаешь, есть ли люди, которые никогда не испытывают страха?

Как ты думаешь, нужна ли храбрость в повседневной жизни, или она необходима только в трудной ситуации?

Если бы тебя попросили написать список самых важных ка­честв для человека, на каком месте ты поставил бы храбрость?

ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИК

Дагестанская сказка


Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблу­дился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть. Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громад­ная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как уви­дели птенцы змею, закричали они, заплакали: - Помогите! Помогите! Но никто не пришел к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше, подползает все ближе... Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птен­цов: взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика. Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик би­лись очень долго, но мальчик победил. Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.

Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрята­лись, звезды тучами укрылись. Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:

Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго! Мама, мама, - заплакали птенцы, - этот человек змею - убил, нас накормил! Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали. Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой боль­шое крыло и заплакал. - Не бойся, - сказала ему чудо-птица. - Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю. - Отнеси меня домой, - попросил мальчик. - Садись ко мне на спину, обними за шею. И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.


Вопросы и задания:

Был ли в твоей жизни случай, когда ты сначала чего-то очень испугался, а потом все-таки смог совершить отважный поступок?

Что еще, помимо силы, необходимо иметь человеку, чтобы прийти кому-то на помощь?

Представь, что ты рядом с мальчиком. Как бы ты помог ему справиться с коварной змеей?

Придумай сказку о том, как волшебная птица решила отблаго­дарить мальчика и превратила его в самого храброго человека на свете.

Придумай сказку о том, как птенцы, когда выросли, помогли мальчику в беде.

Представь, что ты разговариваешь с самым храбрым челове­ком на земле. О чем ты его спросил?

Почему некоторые люди становятся храбрыми, только когда кого-то защищают?

Сценка «Школа храбрости»

Дети делятся на группы. Один человек из группы - ди­ректор школы храбрости, остальные - ученики. В сценке дети должны рассказать, как и чему они будут учиться в школе храб­рости.

Рисунок «Чудо-птица»

Нарисуй чудо-птицу из сказки.

МЛАДШИЙ ПРИНЦ

Притча


Было у короля три сына. Старший был храбрым вои­ном и умело владел любьм оружием. Он мечтал стать пол­ководцем, и король поставил его во главе своего войска. Средний сын хотел прославить королевский род строи­тельством храмов и замков. Отец соглашался с ним и вы­давал деньги на строительство. Только младший сын рас­страивал короля. Он не воевал, не строил, а целыми дня­ми читал книги. Младший сын короля изучал историю, языки и обычаи разных народов.

Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих на­родов? Ты должен любить свою Родину, - часто упре­кал принца король.

Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои за­нятия.

Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. Соседи коро­ля объединились и объявили войну. Королевское войско терпело поражение за поражением. Наконец настал день последней битвы. В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Господа о спасении. За день до битвы в шатер полководца вошел младший сын короля. - Зачем ты приехал сюда, книжник? Уезжай немедлен­но! Завтра будет битва! - вскричал молодой полководец.

Да, сын, тебе здесь не место, - поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в по­следнем сражении. Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал: - Я три дня провел во вражеском лагере. Здесь нарисовано расположение орудий врага и все их планы. Завтра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл. После рассказа младшего сына король приказал гото­виться к битве. Сражение было жестоким, но враги всю­ду натыкались на ловушки и были разбиты.

Сын, ты оказался героем. Как ты смог прятаться сре­ди врагов целых три дня?-воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.

Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки и обычаи этих людей. Поэтому они принимали ме­ня за своего, - ответил принц.

Разве тебе не было страшно? - удивился его брат.

Любовь к Родине превыше страха смерти, - спо­койно ответил младший сын.


Вопросы и задания:

Почему королю казалось, что его младший сын не лю­бит свою Родину?

Как вы думаете, если человек знает в совершенстве иностранные языки, значит ли это, что он не любит свою Родину?

Какой язык вы хотели бы выучить и почему?

Подумайте, какое занятие самое достойное для сына короля?

Представьте, что вы принц (принцесса). Расскажите, чем бы вы стали заниматься.

Сценка

Дети делятся на группы. Один человек из группы играет роль короля, остальные его дети: принцы или принцессы. В сценке «дети короля» по очереди рассказывают своему отцу, что они могут сделать для славы своей Родины.

Обсудите с детьми тему «Что я могу сделать для своей Родины».

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Дороже золота она,

В ней красота и глубина.

В ней первый дом на свете твой

И милой мамы взгляд родной.

Ее за деньги не купить

И невозможно не любить.

И любим тем ее сильней,

Чем дольше мы в разлуке с ней.

Вопросы и задания для беседы:

Попросите детей вспомнить какое-либо место или со­бытие, которое ассоциируется у них со словом «Родина», и рассказать о нем.

Перечислите все хорошее, что дала вам Родина.

Как вы думаете, может ли у человека быть две Родины или больше?

Представьте, что вы должны провести урок, посвященный

любви к Родине в классе, где учатся дети разных народов. Как

бы вы провели урок, чтобы каждый из учеников почувствовал гордость за свою родную землю и не был обижен?

Сценка

Поделите детей на пары. В сценке-диалоге один чело­век из пары утверждает, что Родиной для человека может быть любое место на земле, которое он полюбил в тече­ние жизни или даже весь мир; а второй доказывает, что Родина -- это то место, в котором ты родился.

Сказки и притчи о семье и праздниках,
сказки о науке, красках, картинах и художниках,
сказки и легенды о профессиях, творчестве и мастерах,
сказки о звуках, музыке и музыкантах,
о красоте родного языка, буквах и словах,
об искусстве в его изумительном многогранности,
о деревьях, природе и цветах

и многом-многом другом

Детская литература А.Лопатиной и М.Скребцовой.
Уникальная методика: воспитание и образование через
добрые сказки и развивающие игры.

Cказки очень важны в жизни каждого человека: во-первых, сказки понятны и взрослым и маленьким, а во-вторых, сказки хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.

К настоящему моменту опубликовано уже 26 из 45 книг, в них знания передаются через веселые мудрые сказки. Например, в книге «Сказки о словах и буквах» более ста сказок, игр и практических занятий, посвященных словам и буквам, не только помогают детям быстро освоить чтение и письмо, но и учат их быть добрыми и дружелюбными.

В 1998 году Российская Ассоциация издателей присудила этим книгам почетный диплом, назвав их "Лучшими книгами года".

Сказки ... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки . Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Наша детская литература это одновременно:

  • добрые и умные сказки и стихи;
  • развивающие задания и веселые игры.


Детские книги рассказывает:

  • О семье и праздниках;
  • О верности и смелости;
  • О цветах, красках и звуках;
  • О земле, воде, деревьях и растениях;
  • О продуктах питания и правилах гигиены;
  • О вежливых словах и правилах поведения


Творческие игры, вопросы и задания:

  • учат детей свободно выражать свои мысли;
  • развивают воображение и интуицию;
  • помогают активно постигать основы языка, математики и других наук.


ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребенка, которого бы не покорила задушевностью и веселостью, наивностью и мудростью народная сказка.

Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих встречаются одни и те же сказочные сюжеты. Эти сказки является удивительным символом единства народов и их духовной связи. Народная сказка – неиссякаемый родник животворной мудрости, из которого писатели черпают вдохновения, создавая свои авторские сказки.

Сказка для ребенка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Детская литература нуждается в бескорыстном парении духа, живущего в сказке.

Мудрые сказки пишутся не только для детей, но и для взрослых, в которых осталась детская душа, не задавленная тяготами взрослой жизни. Дорогие родители, бабушки и дедушки, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух. Как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хочет, чтобы ребенок думал.

Песня - сказка

М. Скребцова

Что в сказке самое удивительное и волшебное, что заставляет душу людей смягчаться и как будто украдкой улыбаться при слове этом? Детство не проходит, не исчезает из души навсегда, а разве детство и сказка - не единое целое, нерушимое!? Значит, сказка пустила вечные корни свои в душу и живет в ней тихая, робкая и незаметная. Только иногда засияет, когда о ней говорят или ею же лечат сердце уставшее. Или, детские глаза зажгутся, подобно звездам и запросят, замолят сказку прийти, спеть свои волшебные песни голосом возродившимся, не робким и таящимся, а открывшемся смело навстречу просящему. А бывает - о ней и не забывают, есть же души чистые, сказочные - это пристанища для сказки-волшебницы, в них - она хозяйка, все по ее, сказочному вкусу, устроено. И души эти сказочные так и несут сказку в себе через жизнь сложную и запутанную; и там, где проходят они - узлы распутываются, горы расступаются, руки небесные на помощь тянутся. Есть в душе сказочной чудо необъяснимое. Дети знают лучше всех о чуде этом - сказка в них во всех без разбору живет, с душою соседствует, светом чистым ее любуется и себя показывает. Только надолго ли это? Захочет ли человек на всю жизнь со сказкой породниться?!

Мир бы, волшебница сказка , переделала, горы бы свернула, дороги бы новые к городам новым проложила, от сердца к сердцу мостики понастроила бы. Каждого бы утешила, к каждому прикоснулась нежным дыханием - и не стало бы жестокости в мире Божьем, для света и счастья созданном, для нее - сказки предназначенном.

Знает сказка , источник тайный, в котором и мечты, и надежды, и стремления, и порывы лучшие спрятаны - сама ведь из него чистую влагу пьет. Знает все, в том и мудрость ее великая, не всеми оцененная. Знает сказка и ждет терпеливо часа своего, времени волшебного - когда ею мир наполнится, и в мире этом сказка царицею будет и царства свои сказочные возведет и скажут люди, что пришло Царствие Божие и воспоют хвалу сказке-волшебнице !

Чтобы СОЛНЫШКО ДОБРОТЫ всегда светило нашим детям,
предлагаем вам уникальное собрание
добрых сказок:

сказки о папе, маме и семье
сказки о красках и картинах
сказки о музыке и музыкантах
сказки о цифрах и математике
сказки о буквах и родном языке
сказки о профессиях и мастерах
сказки о дружбе, мудрости и любви
сказки для самых маленьких

Перед вами одна из сказок, собранных в хрестоматии педагога Ситниковой Нины Вячеславовны собраны сказки, используемые на занятиях с детьми по разделу духовно-нравственного воспитания в рамках ее авторской программы «Декоративно-прикладное творчество для младших школьников. Введение в русскую культуру». Вопросы и комментарии к сказкам помогут глубже понять нравственное значение той или иной сказки, красоту и многообразие окружающего мира, познать себя. Хрестоматия адресована воспитателям, педагогам, работающим с детьми разного возраста, гувернерам, родителям и, конечно, детям.

Рождественская ночь. С. Лагерлёф.

Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она, была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.

Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:

«Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался:
- Добрые люди, помогите мне! - говорил он. - Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.
Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.

Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины. Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него. Одна из них схватила его за ногу, другая - за руку, третья - вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.
Человек хотел подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».

До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:
- Почему не пошевелились овцы? - спросила я бабушку.
- Это ты узнаешь, немного погодя, - ответила бабушка и продолжала рассказ:
«Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца. Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».

В этом месте я снова перебила бабушку:
- Бабушка, почему палка не ударила человека? - спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.
«Человек подошел к пастуху и сказал ему:
- Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.
Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.
Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.
- Возьми сколько тебе надо, сказал он человеку.

Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие угли.
Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:
- Возьми, сколько тебе надо!

Он со злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И угли не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие угли, а орехи или яблоки».
Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:
- Бабушка! Почему не обожгли угли человека и не прожгли ему плащ?
- Ты скоро это узнаешь, - ответила бабушка и стала рассказывать дальше.
«Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.
- Что это за ночь, спрашивал он сам себя, - в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяется и огонь не жжет?

Он окликнул незнакомца и спросил его:
- Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?
- Я не могу тебе этого сказать, если ты сам не увидишь, - ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.
Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.
Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.
Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеч мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкуру, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.

Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.
Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они Держат в руках арфы и громко поют, славословят родившегося в эту ночь Спасителя мира, Который освободит людей от греха и смерти.

Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.
Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».

Тут бабушка вздохнула и сказала:
- То, что увидел пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.

И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:
- Заметь, себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.


© Все права защищены



Загрузка...