emou.ru

Сценарий мероприятия "русские народные промыслы". Внеклассное мероприятие по искусству Неделя искусства «Такая разная посуда»

Внеклассное мероприятие по декоративно-прикладному творчеству

Игра - путешествие по декоративно-прикладному искусству "В гостях у Акварелькина"

Форма проведения: игра – путешествие. Описание: данный материал может быть использован классными руководителями коррекционных школ, педагогами дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий с детьми 3-4 классов. Цель: Способствовать формированию знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Задачи: 1. Расширять и углублять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. 2. Развивать творческие наклонности учащихся, художественный вкус. 3. Способствовать формированию положительных эмоций, взаимовыручки. Оборудование: карта города, иллюстрация тройки лошадей, магнитофон с записью колокольчиков тройки лошадей, Хохломская роспись на посуде, рисунки посуды, краски, кисти, стаканчики с водой., тарелки из папье-маше, клей, рисунки голубых узоров, Дымковская игрушка, прялка с городетской росписью, ножницы.

Ход занятия:

1.Орг. момент. Акварелькин: Я художник, с малых лет И всем известно это. Я нарисую ваш портрет, Картину для поэта, Цветы и травы, и восход, И бьющееся море, И счастье, радость и восторг, Печаль и чьё-то горе. Волшебных красок яркий свет Вмиг оживёт в картине. Вот здесь мазок – И грусти нет в помине. Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Я так к вам спешил принести письмо, там такое случилось в городе Народных умельцев. Давайте его прочтём. 2.Знакомство с темами и задачами. Письмо. Дорогой Акварелькин! В нашем городе произошло несчастье. Злая помеха – неумеха перемешала все краски, смыла все рисунки, и теперь наши улицы стали совсем некрасивыми, дома – невесёлыми, а все жители – игрушки совсем грустными. Милый Акварелькин! Помоги! Нарисуй, какими цветами можно украсить наши улицы. Помнишь, они назывались: «Городетская», «Хохломская» и другие. Твои друзья из города Народных умельцев. Ну, что, ребята, поможем? А на чём мы можем добраться в город Народных умельцев? Так как на улице у нас снег поедем мы туда на тройке лошадей вот по какому маршруту. (Вывешивается картина и карта города). Занимайте свои места. Поехали. 3.Основной момент. Закройте глаза (звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется Городетская. Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не украшалось с такой любовью, как прялка. О труде пряхи народ создавал песни, слогал стихи, сочинял танцы. Сейчас подружек позову, Хоровод свой заведу… Исполнение песни "Во саду ли, во городе". В Городетской росписи изображают бутоны, птиц, лошадей. Краски яркие – синие, зелёные, красные и жёлтые. Ребята поехали на следующую улицу нашего города. Займите свои места. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы с вами и оказались на Хохломской улице. Бочонок солнечный весьма, На нём цветы и земляника – Семёновская хохлома Вся золотисто – краснолика! Придёт студёная зима, И снег закрутит буйкий ветер, Но солнечная хохлома Всегда напомнит нам о лете. Хохломские мастера видели красоту родной природы и замечали красоту даже травы – она очень хорошо смотрелась на чёрном фоне, эта золотая травка. В узоре изображали ягоды, цветы. Рисовали на жёлтом и чёрном фоне. Дети раскрашивают. Отправляемся на следующую улицу города Народных умельцев. Займите свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на улице Гжельской. Мастера на этой улице раскрашивали посуду всего 2 красками: голубой и белой. Жители этой улицы прислали нам посуду. Какого она цвета? А какого цвета не хватает? Посмотрите, здесь есть ещё и узоры, вырежьте их и наклейте на посуду. Прошу занять свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами очутились на Дымковской улице. Чем знаменита Дымковская улица? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, Что серости серей. И злость, и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымковской Растают навсегда! Подошёл весёлый час – Танцы русские у нас! (Исполнение танца). Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на Филимоновской улице. А чем знаменита эта улица? Жители этой улицы прислали нам свистульки, но посмотрите какие они бесцветные, давайте раскрасим их. Наряд Филимоновской игрушки связан со старинными символами – оберегами. Используют такие цвета – малиновый, зелёный, жёлтый и голубой. Полоски, крестики, дуги, звёздочки, солнышки, волнистые линии, точки, ёлочки. Итак, начали. Молодцы, ребята! Ребята, занимайте свои места поехали назад в школу. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы и в школе. 4.Итог занятия. Скажите, по какому городу мы сегодня путешествовали? На каких улицах были? Что о них узнали? Понравилось ли вам наше путешествие? Наш праздник весёлый удался на славу! Я думаю, всем он пришёлся по нраву. Прощайте, прощайте – все счастливы будьте! Здоровы, красивы и путешествие не забудьте!

Внеклассное мероприятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе

Игра - путешествие по декоративно-прикладному искусству "В гостях у Акварелькина"

Форма проведения: игра – путешествие.
Описание: данный материал может быть использован классными руководителями коррекционных школ, педагогами дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий с детьми 3-4 классов.
Цель: Способствовать формированию знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
1. Расширять и углублять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Развивать творческие наклонности учащихся, художественный вкус.
3. Способствовать формированию положительных эмоций, взаимовыручки.
Оборудование: карта города, иллюстрация тройки лошадей, магнитофон с записью колокольчиков тройки лошадей, Хохломская роспись на посуде, рисунки посуды, краски, кисти, стаканчики с водой., тарелки из папье-маше, клей, рисунки голубых узоров, Дымковская игрушка, прялка с городетской росписью, ножницы.

Ход занятия:

1.Орг. момент.
Акварелькин:
Я художник, с малых лет
И всем известно это.
Я нарисую ваш портрет,
Картину для поэта,
Цветы и травы, и восход,
И бьющееся море,
И счастье, радость и восторг,
Печаль и чьё-то горе.
Волшебных красок яркий свет
Вмиг оживёт в картине.
Вот здесь мазок –
И грусти нет в помине.
Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Я так к вам спешил принести письмо, там такое случилось в городе Народных умельцев. Давайте его прочтём.
2.Знакомство с темами и задачами.
Письмо.
Дорогой Акварелькин! В нашем городе произошло несчастье. Злая помеха – неумеха перемешала все краски, смыла все рисунки, и теперь наши улицы стали совсем некрасивыми, дома – невесёлыми, а все жители – игрушки совсем грустными. Милый Акварелькин! Помоги! Нарисуй, какими цветами можно украсить наши улицы. Помнишь, они назывались: «Городетская», «Хохломская» и другие.

Твои друзья из города Народных умельцев.
Ну, что, ребята, поможем?
А на чём мы можем добраться в город Народных умельцев?
Так как на улице у нас снег поедем мы туда на тройке лошадей вот по какому маршруту. (Вывешивается картина и карта города).
Занимайте свои места. Поехали.
3.Основной момент.
Закройте глаза (звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней.
Откройте глаза. Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется Городетская.
Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не украшалось с такой любовью, как прялка. О труде пряхи народ создавал песни, слогал стихи, сочинял танцы.
Сейчас подружек позову,
Хоровод свой заведу…
Исполнение песни "Во саду ли, во городе".
В Городетской росписи изображают бутоны, птиц, лошадей. Краски яркие – синие, зелёные, красные и жёлтые.
Ребята поехали на следующую улицу нашего города. Займите свои места. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней.
Откройте глаза. Вот мы с вами и оказались на Хохломской улице.
Бочонок солнечный весьма,
На нём цветы и земляника –
Семёновская хохлома
Вся золотисто – краснолика!
Придёт студёная зима,
И снег закрутит буйкий ветер,
Но солнечная хохлома
Всегда напомнит нам о лете.
Хохломские мастера видели красоту родной природы и замечали красоту даже травы – она очень хорошо смотрелась на чёрном фоне, эта золотая травка. В узоре изображали ягоды, цветы. Рисовали на жёлтом и чёрном фоне. Дети раскрашивают.
Отправляемся на следующую улицу города Народных умельцев. Займите свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза.
Мы с вами оказались на улице Гжельской. Мастера на этой улице раскрашивали посуду всего 2 красками: голубой и белой. Жители этой улицы прислали нам посуду. Какого она цвета? А какого цвета не хватает? Посмотрите, здесь есть ещё и узоры, вырежьте их и наклейте на посуду.
Прошу занять свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза.
Мы с вами очутились на Дымковской улице.
Чем знаменита Дымковская улица?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымковской
Растают навсегда!
Подошёл весёлый час –
Танцы русские у нас!
(Исполнение танца).
Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на Филимоновской улице. А чем знаменита эта улица? Жители этой улицы прислали нам свистульки, но посмотрите какие они бесцветные, давайте раскрасим их.
Наряд Филимоновской игрушки связан со старинными символами – оберегами. Используют такие цвета – малиновый, зелёный, жёлтый и голубой. Полоски, крестики, дуги, звёздочки, солнышки, волнистые линии, точки, ёлочки. Итак, начали. Молодцы, ребята!
Ребята, занимайте свои места поехали назад в школу. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы и в школе.
4.Итог занятия.
Скажите, по какому городу мы сегодня путешествовали?
На каких улицах были?
Что о них узнали?
Понравилось ли вам наше путешествие?
Наш праздник весёлый удался на славу!
Я думаю, всем он пришёлся по нраву.
Прощайте, прощайте – все счастливы будьте!
Здоровы, красивы и путешествие не забудьте!

Мероприятие декоративно – прикладного творчества «Город юных мастеров»


Если вы желаете окунуться в творческую атмосферу и познакомиться с волшебным миром декоративно-прикладного искусства, тогда добро пожаловать к нам, двери нашей школы открыты для Вас! Юные мастера порадуют гостей своими выставками в области декоративно-прикладного творчества, и проведут для всех желающих мастер-классы. В программе - таинственный мир флористики, многообразие оберегов из подручных и природных материалов, ленточные фантазии, очаровательная коллекция кукол «Тильдомания», оригинальные изделия в технике набивной вышивки и вышивки по трикотажу. Будут интересны: лепка из полимерной глины, гармоничность узоров в технике ниткографии и плетения из фольги. Думаем, найдутся желающие попробовать себя в авиамоделизме и электротехнике.


Организация и реализация проекта декоративно-прикладного характера "Город юных мастеров" . Стремление к творчеству, максимальному проявлению личностных качеств, заложено в человеке самой природой. Их реализация и развитие связано с условием среды, в которой находится личность. Обеспечить благоприятную среду для их творческого роста через возрождение народных ремесел и традиций становится основной целью проекта «Город юных мастеров», который распахнул свои двери для ребят МАОУ СОШ №4 в марте 2013 года.
Идея создания данного мероприятия возникла в рамках программы «Одаренные дети», создать условия для выявления и поддержки талантливых детей нашей школы в рамках внеурочной деятельности ОО «Технология», их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Разрабатывая проект, учитывала, что новые образовательные стандарты, а это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимального результата, является востребованным и способствует воплощению в жизнь новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Данное мероприятие я старалась спланировать таким образом, чтобы каждый ученик смог быть социально активным в личном творческом поиске, умел проявить инициативность и самостоятельность, умел попробовать себя реализовать через творческие мастерские, проявить свои личностные качества, что становится основным ценностно-целевым ориентиром данного мероприятия. Основное направление деятельности учащихся: художественно – творческое, в рамках которого осуществляется сохранение народных традиций.
Задачи проекта:
1. Предоставление возможности детской аудитории продемонстрировать свои умения в области декоративно-прикладного творчества с целью обмена опытом.
2. Возрождение и сохранение народных традиций и ремесел путем приобщения детей и подростков к прикладному творчеству.
3. Организация персональных и коллективных выставок декоративно-прикладного творчества.
4. Развитие мотивации детей к познанию в области творчества.
Организация деятельности по реализации проекта осуществляется школьным методическим объединением технологии и искусства образовательного учреждения. Общее руководство проектом осуществляет руководитель ШМО, в обязанности которого входит: взаимосвязь с общественными организациями, СМИ, планирует и ведет контроль над ходом реализацией проекта, проводит анализ результатов деятельности в рамках проекта, несет ответственность за практическую реализацию проекта
Целевая аудитория . Состав участников проекта формировался из числа учащихся творческих объединений нашей школы с 5-11 класс под опытным руководством учителей технологии (технический и обслуживающий труд) и ИЗО. Распределение учащихся в разные творческие мастерские происходит по желанию ребят с учетом их интересов и умений. Основные номинации: Творческие мастерские могут быть представлены разными направлениями в области прикладного творчества, в рамках которого осуществляется сохранение и воспроизводство художественных ценностей, народных ремесел.
Реализация проекта Подготовительный этап: наиболее трудоемкий и ответственный, т.к. предстоит сообща разработать программу мероприятия и план деятельности: анализ результатов о творческих достижениях учащихся, выявление интересов ребят посредством опроса, проведение отбора участников в проекте; обсуждение целей и задач проекта, активное включение в его реализацию; планирование, корректировка планов, подготовка рекомендаций, разработка сценария мероприятия; организационно-методическое и материально-техническое обеспечение работы в подготовке, и оформление площадок для проведения творческих мастерских. Результатом подготовительного периода становятся общая совместная готовность детей и взрослых к совместной творческой деятельности.
Основной этап: результатом, которого является создание условий для интеллектуального и творческого развития детей. Коллективно-творческая деятельность детей и взрослых в рамках реализации содержания проекта через выставку прикладного творчества и творческих мастерских.
Итоговый этап: Последний этап проекта - подведение итогов проекта, самоанализ участия каждого участника проекта, творческий отчет всей команды, обработка и оформление материалов проекта. И результатом проекта становится полная адаптация и принятие детьми мероприятия, позитивная атмосфера свободного общения и развития.

Программа мероприятия «День юных мастеров»

Блок I: «Дарите людям красоту!»
Выставка лучших работ обучающихся в области декоративно – прикладного творчества.
Юными перспективными мастерами своего дела по направлению культура дома становятся учащиеся 5-11 классов. Представлено одинадцать творческих направлений: Флористика. Ленточные фантазии. Обереги. Интерьерные куклы «Тильдомания». Лепка из полимерной глины. Вышивка по трикотажу. Набивная вышивка. Ниткография. Плетение из фольги. Обереги из подручных материалов. Персональная выставка «Полет фантазии».


Техническое творчество (авиамоделизм, электротехника) представлено группой мальчиков.



Блок II: «Твори, выдумывай, пробуй"
Реализация творческих идей юными мастерами через творческие мастерские.
Юные мастера провели для всех желающих мастер-классы, среди которых не только ученики, но и учителя, родители и просто жители города. Они сумели реализовать свои творческие идеи настолько грамотно, что удивили всех.













Считаю, что мероприятие прошло на высоком профессиональном уровне, и это, прежде всего, связано с правильной продуманной организацией подготовки и проведения, которая осуществлялась школьным методическим советом технологии и искусства. Участие в творческих, деловых проектах формирует способность к творческому преобразованию, позволяют каждому участнику найти свое дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе. Массу впечатлений от этого мероприятия получили, и участники проекта и гости.

Сценарий

Фестиваля декоративно – прикладного творчества

«В мире прекрасного»

Цель:

    выявление одаренных детей; развитие творческого потенциала учащихся;

    формирование твердой жизненной позиции;

    воспитание чувства красоты, эстетики;

    развитие стремления к познанию нового;

    воспитание сплоченности, коллективизма, внимательности.

Задачи:

Участники: обучающиеся общеобразовательных школ,

Возраст: от 14 до 16 лет

Место проведения: МБОУ СОШ № 7

Творчество – это процесс создания чего-то нового и прекрасного. Надеюсь, что сегодня вы сумеете выполнить творческие задания и показать, что вы умеете творить!

У каждого народа свои замечательные куклы, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир.

Конкурс № 1 «Русская матрешка»

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри:
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая-
В ней живёт шестая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
Сёстры - куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - восемь!

История создания русской матрешки (Презентация)

Викторина «Русская матрешка».

Подведение итогов

Конкурс № 2 «Плетение из соломы – традиционное ремесло наших предков»

Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

История плетения из соломы (Презентация)

Просмотр видео «Создание кукол из соломы».

Каждая команда выполняет плетение кукол .

Подведение итогов

Конкурс № 3 «Твори, выдумывай, пробуй" Дорогие ребята! Об изумительной красоте русского народного прикладного искусства можно говорить бесконечно. Это и дымковская игрушка, вятские свистульки и вологодские кружева. Обходясь без золота и драгоценных камней, пользуясь только простейшими материалами, наш народ создает произведения яркие, самобытные, покоряющие весь мир.

Каждой команде предложен определенный набор материалов, из которых необходимо изготовить картину.

Конкурс № 4 « Пословицы и поговорки»

Продолжите пословицы и поговорки

Не спеши языком –

торопись делом.

Сам пропадай,

а товарища выручай.

С кем поведёшься –

от того и наберёшься.

Труд человека кормит,

а лень портит.

Глаза боятся,

а руки делают.

Хочешь много знать –

надо мало спать.

Красна птица пеньем,

а человек уменьем.

Поспешишь –

людей насмешишь

Ученье свет –

а неученье тьма.

Без труда –

не выловишь рыбку из пруда.

По одёжке встречают –

по уму провожают.

Не сиди, сложа руки –

так и не будет скуки.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Семь раз отмерь –

один раз отрежь.

Лодырь да бездельник –

им праздник и в понедельник.

Как потопаешь –

так и полопаешь.

Любишь кататься –

люби и саночки возить.

Ремесло не коромысло –

плеч не оттянет.

Ремесло пить-есть не просит,

а добро с собой носит.

Сегодня гуляшки, да завтра гуляшки –

останешься без рубашки.

Ремесло хлеба не просит –

а само кормит.

Тот скоро разбогатеет –

кто от труда потеет.

Нет друга – ищи,

а нашёл – береги.

Делу время –

потехе час.

Ученье –

путь к уменью.

Терпение и труд –

всё перетрут.

Один за всех –

а все за одного.

Кончил дело –

гуляй смело.

Землю солнце красит,

а человека – труд.

Под лежачий камень

вода не течёт.

Делаешь наспех –

сделаешь на смех.

Один пашет,

а семеро языками машут.

Не красна изба углами,

а красна пирогами.

Что посеешь –

то и пожнёшь.

Человек без ремесла –

что птица без крыльев.

Что написано пером –

не вырубишь топором.

Не имей сто рублей,

а имей сто друзей.

Хочешь есть калачи -

не сиди на печи.

Работает не топор,

а руки.

Тунеядец в народе –

что сорняк в огороде.

Кто любит труд –

того люди чтут.

Взялся за дело –

делай умело.

Привычка трудиться

в жизни пригодится.

От работы не беги –

своё имя береги.

Отдыхает тот по праву –

поработал кто на славу.

Тот человек в почёте –

чьи руки в работе.

Один у печи с плошкой,

а семеро с ложкой.

Золотые руки –

не боятся скуки.

Поработаешь на славу -

и почёт тебе и слава.

Конкурс № 5 «Слет юных Василис»

Видеоролик «Слет юных Василис»

В каких мультфильмах и фильмах главные герои занимались творчеством и декоративно - прикладным искусством? Команды пишут правильные ответы на листочках.

Подведение итогов. Видеоролик (подборка мультфильмов и сказок)

На этом бы хотелось завершить наш фестиваль и с вами попрощаться. Будьте внимательны ко всему, что вас окружает! Умейте разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, прыгающую с ветки на ветку белочку, порхающую бабочку, блеск серебристой воды и последний луч заходящего солнца. И если из всего, что увидишь и услышишь, сложится образ чудесного ларца, сказочной вазы или забавной деревянной или глиняной игрушки, постарайся запомнить этот образ. Вы ещё не раз его заметите в народном искусстве.

Творческим людям необходимы следующие качества: талант, терпение, воображение, художественный вкус, любовь к природе, знание народных традиций, мастерство. Да, именно эти качества необходимы, чтобы стать настоящим творцом, мастером своего дела. И с этим заданием вы справились! Молодцы!

Разработка внеклассного мероприятия по декоративно-прикладному искусству

в 5 классе
« Семёновская матрёшка»

Цель:

    Создать условия для восприятия учащимися блока новой учебной информации.

    Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.

Задачи:

    Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.

    Развивать у детей способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов; развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности, фантазию и наблюдательность.

    Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества.

Наглядный материал:

    “ Семёновская матрешка”.

    Иллюстрации с изображениями матрешке

    Матрёшки

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии декоративно-прикладного творчества. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка).

Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко. Наша русская (матрешка).

И сегодня мы с вами обратимся к уникальной деревянной кукле-матрешке. Узнаем о ее происхождении, особенностях изготовления

(Слайд № 1).

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь Василий Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник Сергей Малютин.

токарь Василий Звездочкин

художник Сергей Малютин

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских” Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Давайте познакомимся с матрешками разных районов России.

Выступления учащихся:

1. Матрёшки из Сергиева Посада
Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской . Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

2. Матрёшка семёновская

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов Нижегородской области. Семёновские матрёшки легко узнаются по довольно большим не закрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. По сравнению с Сергиево-Посадской она казалась стройнее и наряднее, на ее переднике впервые расцвели букеты алых роз с ярко-зелеными листочками. Немного позже таких же ярких матрешек научились вытачивать Полоховском Майдане под Нижним Новгородом и в соседнем с ним Крутце. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

3. Матрёшки из Полховского Майдана

А я, подружка из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Учитель:



Время не стоит на месте. В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Интересно, а как же рождается матрешка? Сегодня мы с вами познакомимся с техногией изготовления семёновской матрёшки.

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем

крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше...


Этапы росписи матрешки.


Технологический процесс изготовления матрешки довольно сложен. Он длится более 20 дней.

Выточенную на токарном станке куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала три-четыре раза и сушат поочередно при комнатной температуре. После этого расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки поделен на три операции. Одни художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек, другие закрашивают платок и фартук одним цветом - кроют, а третьи художницы украшают фартук и платок цветами. Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре 20-30 градусов С.


Шлифовка заготовки


Обводка контура узора

Прорисовывание фона


Прорисовывание деталей


Окончательная обводка


Лакировка

- Сегодня вы, ребята, познакомились с происхождением матрёшки.А сейчас я предлагаю вам мастер – класс. Вам предстоит выполнить эскиз матрешки. Ваша матрешка может быть семеновской, а может быть и авторской. Помните, что в процессе работы вы должны придерживаться той техники росписи, которая соответствует выбранной вами матрешке. Итак, переходим к творческой работе нашей практической части.

Последовательность выполнения работы (на партах):

1.Нарисовать лицо вам поможет круг.

2. Нарисуй платок

3. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

4. Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

5. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

6. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

7. Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

Дети выполняют эскизы матрешки, используя иллюстрации, карточки с элементами росписей.

Подведение итогов
- Итак, ребята, вы сегодня познакомились с разными матрешками, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. (Ответы и рассказы детей)

На доске вы видите иллюстрации с разными матрешками (приложение). Попробуйте определить к какому центру по изготовлению матрешек они относятся (прикрепить карточку с названием или подписать под каждым изображением).

Итогом работы является обсуждение эскизов своих матрешек. Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, какие элементы он использовал в своей работе.

На этом наше мероприятие подошло к концу, я благодарю всех за работу и желаю вам быть:

М удрыми А ккуратными Т ворческими Р аботоспособными Е стественными Ш аловливыми К ультурными А ктивными в жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Исаев А.А. Промыслы Московской губернии Т.2-М., 1876.

    Народные художественные промыслы. общ. ред.

    О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. .

    Русская матрешка. М.: Мозаика 2003

    Русская матрешка. Редактор Н.А.Федорова «ИНТЕРБУК»1992.

    Русская народная роспись по дереву. М.,1970

Приложение

Учебная экскурсия на фабрику хохломская роспись в цех изготовления семёновской матрёшки

Фото 1-5 . В художественном цехе.

Фото 6: В токарном цехе

Фото8: В экспериментальной лаборатории.

Фото 10: Мастер класс.



Загрузка...