emou.ru

Что такое эгоцентризм? Понятие «эгоцентричный человек» и эгоцентричности вцелом

Эгоцентризм

(от лат. ego - я и centrum - центр круга) - неспособность индивида , сосредоточиваясь на собственных интересах , изменить исходную позицию по отношению к нек-рому объекту , мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий. Корни Э. лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него внутренней уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление Э. осуществляется на основе последовательного развития способности к децентрации .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эгоцентризм

Неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление эгоцентризма ведется на базе последовательного развития способности к децентрации. Ярче всего эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-ти - 14-ти годам; тенденция к его некоторому усилению отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма:

1 ) эгоцентризм познавательный - характеризует процессы восприятия и мышления;

2 ) эгоцентризм моральный - свидетельствует о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;

3 ) эгоцентризм коммуникативный - наблюдается при передаче субъектом информации другим людям, заключается в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и пр.

Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

ЭГОЦЕНТРИЗМ

см. Пиаже Ж .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эгоцентризм

   ЭГОЦЕНТРИЗМ (с. 645) (от лат. ego - я + centrum - центр) - позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности исходящую от другого человека. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

Важно отметить, что трактовка термина «эгоцентризм» неодинакова в психологии и в этике. Большинство философских энциклопедий и словарей определяют эгоцентризм как негативную личностную особенность, крайнюю степень эгоизма. Психологическая трактовка - иная, она не несет в себе отрицательной моральной оценки, хотя и подразумевает, что проявления эгоцентризма могут быть и негативными.

Группа американских психологов попыталась выяснить, какие понятия преобладают в суждениях и оценках маленького ребенка, прибегнув к довольно простому методу исследования. Записав на магнитофон продолжительные фрагменты детской речи, психологи подсчитали, какие слова в высказываниях детей встречаются чаще всего. Словом-рекордсменом в составленном списке оказалось местоимение «Я».

Кажется естественным, что не только для ребенка, но и для человека любого возраста собственная личность выступает точкой отсчета его мироощущения, «мерой всех вещей». Однако в живом разговорном языке возникло и такое понятие, как «ячество» - неумеренное выпячивание собственного , преувеличение значимости своих суждений при одновременном пренебрежении чужими мнениями и интересами. В нашем языке прочно укоренилось иноязычное слово «эгоизм», обозначающее преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Желая упрекнуть ребенка, старшие иногда называют его эгоистом. С точки зрения психологов, это не совсем точно и далеко не всегда справедливо. Чаще речь следует вести об эгоцентризме, который неоднозначно заслуживает осуждения.

Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но необязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах.

В психологии эгоцентризм рассматривается в различных аспектах, выщеляются следующие его виды: познавательный эгоцентризм, характеризующий главным образом процессы восприятия и мышления; моральный эгоцентризм, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный эгоцентризм, затрудняющий общение (прежде всего - речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т.п. В целом эгоцентризм так или иначе связан с познавательной сферой.

Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.). При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером в разговоре и служит лишь «зеркалом» собственных высказываний больного.

По мнению ряда психологов, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. В подтверждение этого приводятся конкретные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.

Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах Ж.Пиаже. Небезынтересно, что в своей автобиографии сам Пиаже признавал термин «эгоцентризм» неудачным, однако именно им он был введен в научный лексикон в значении, отличном от философско-этического. В работах Пиаже описано множество проявлений детского эгоцентризма. Им, в частности, приводится в качестве примера такой диалог с малышом-дошкольником: Скажи, у тебя есть брат?

Да, есть. Его зовут Пьер.

А у Пьера есть брат?

Нет, у него нет брата.

Четырехлетний ребенок просто не в состоянии отступить со своей точки зрения и мысленно встать на позицию брата. Очевидный факт, что он сам приходится братом Пьеру, ускользает от его внимания.

Пиаже, в частности, проанализировал феномен так называемой эгоцентрической речи, которую он считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского эгоцентризма. В 60 - 70-х гг. полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными, указывавшими, что они скорее свидетельствуют об эгоцентризме экспериментаторов, неспособных понять и учесть своеобразную позицию ребенка.

Наиболее аргументированная критика концепции детского эгоцентризма принадлежит Л.С.Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи - промежуточным между громкой устной речью и речью внутренней. То есть в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентризм, согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций.

В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается за счет развития механизма децентрации.

В ходе взросления, чтобы удовлетворять свои растущие запросы, ребенку приходится учиться ладить с окружающими, договариваться, идти на компромисс. А для этого необходимо понять, что другому человеку может быть присуща другая точка зрения. И ребенок, поначалу совершенно невосприимчивый к этому очевидному факту, постепенно научается с ним считаться. В нормальных условиях детский эгоцентризм изживается к 10-12 годам.

Но бывает, что родители сами замедляют этот естественный процесс. Столкнувшись в молодости со многими жизненными трудностями, такие родители стремятся оградить от них собственных детей, спешат удовлетворить любые их запросы. Неудивительно, что так формируется потребительская жизненная позиция, а окружающие люди начинают восприниматься растущим ребенком только как источники благ либо как нежелательные препятствия.

Однако эгоцентризм в той или иной степени свойствен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.

Обращает на себя внимание, что в пожилом возрасте способность к децентрации (учету иных позиций и точек зрения, нежели собственная) снижается; пожилые люди нередко становятся эгоцентричны (хотя далеко не всегда эгоистичны).

Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнения межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания эгоцентризм родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т.п. Таким образом ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.

Преодоление эгоцентризма - одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Эгоцентризм

Взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотносительно к воззрениям других людей. В теории развития Жана Пиаже эгоцентризм считается характеристикой ребенка на дооперационной стадии развития. В оригинальном эксперименте Пиаже с тремя горными вершинами маленьких детей просили объяснить,

Полисмен

Проблема «полисмена и шаловливого мальчика». Дети, способные к децентрации, могут расположить мальчика там, где полисмен не видит его как выглядят горы для ребенка, наблюдающсго их из иной перспективы. Тот факт, что они не могли этого сделать (выбирая один вид, который открывался перед ними) считался свидетельством их эгоцентризма. В последующих экспериментах с использованисм более знакомых ситуаций (например. в задаче о полицейском ц непослушном мальчике) было доказано, что дети способны к децентрации в значительно более раннем возрасте. чем первоначально предполагалось Пиаже и другими исследователями.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эгоцентризм" в других словарях:

    эгоцентризм - эгоцентризм … Орфографический словарь-справочник

    ЭГОЦЕНТРИЗМ - [Словарь иностранных слов русского языка

    эгоцентризм - см. эгоизм Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. эгоцентризм сущ., кол во синонимов: 9 … Словарь синонимов

    эгоцентризм - а, м. égocentrisme m. Крайняя форма проявления эгоизма и индивидуализма, образовавшаяся на основе умозаключения, что личное я составляет центр всего мироздания. БАС 1. < Давыдов> не высказывал так наивно своего эгоцентризма, как это делает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Эгоцентризм - Эгоцентризм ♦ Egocentrisme Стремление ставить себя в центр всего. От эгоизма отличается принадлежностью к более интеллектуальному измерению. Эгоизм предосудителен, тогда как эгоцентризм может рассматриваться скорее как иллюзия или ошибка в… … Философский словарь Спонвиля

    ЭГОЦЕНТРИЗМ - (от латинского ego я и центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном я; в философии эгоцентрическая позиция ведет к солипсизму, в этике к эгоизму … Современная энциклопедия

    ЭГОЦЕНТРИЗМ - (от лат. ego я и центр) отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном я … Большой Энциклопедический словарь

неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных переживаниях, интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление эгоцентризма ведется на базе последовательного развития способности к децентрации. Ярче всего эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-ти - 14-ти годам; тенденция к его некоторому усилению отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма:

1) эгоцентризм познавательный - характеризует процессы восприятия и мышления;

2) эгоцентризм моральный - свидетельствует о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;

3) эгоцентризм коммуникативный - наблюдается при передаче субъектом информации другим людям, заключается в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и пр. Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

эго + лат. centrum - центр). 1. Личностные особенности, характеризующиеся выдвижением на первый план мотивов собственной психической жизни, своих взглядов, интересов при игнорировании интересов и суждений окружающих. Наблюдается у больных эпилепсией, психопатических личностей. 2. Бредовой Э. наблюдается в процессе бредообразования, когда больной, по K. Conrad , не может совершить "коперниковский поворот", то есть когда он находится в плену собственного "Я" - все происходящее вокруг, по представлениям больного, имеет к нему непосредственное отношение.

См. также Феномен присвоения.

Эгоцентризм

Взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотносительно к воззрениям других людей. В теории развития Жана Пиаже эгоцентризм считается характеристикой ребенка на дооперационной стадии развития. В оригинальном эксперименте Пиаже с тремя горными вершинами маленьких детей просили объяснить как выглядят горы для ребенка, наблюдающего их из иной перспективы. Тот факт, что они не могли этого сделать (выбирая один вид, который открывался перед ними) считался свидетельством их эгоцентризма. В последующих экспериментах с использованием более знакомых ситуаций (например, в задаче о полицейском и непослушном мальчике) было доказано, что дети способны к децентрации в значительно более раннем возрасте, чем первоначально предполагалось Пиаже и другими исследователями.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (или ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ)

Как можно предположить по значению корня этого термина, направление, при котором человек сосредоточен на себе и относительно нечувствителен к другим. Когда употребляется по отношению к взрослым, подразумевается поглощенность самим собой и сосредоточение на себе. Когда используется в отношении детей, особенно в контексте теории Пиаже, это относится к речи и мыслям, подчиненным внутреннему самопознанию ребенка.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

от лат. ego - я и centrum - центр круга) - неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Эгоцентризм

в психологии развития) [лат. ego - я + centrum - центр] - характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции. В отличии от эгоизма, термин «Э.» не несет моральной нагрузки. Понятие Э. разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и в школе генетической эпистемологии Ж. Пиаже. Эгоцентризм проявляется наиболее ярко в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-14 годам; тенденция к некоторому усилению эгоцентризма отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма: 1) познавательный Э., характеризующий процессы восприятия и мышления; 2) моральный Э., свидетельствующий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей; 3) коммуникативный Э., наблюдаемый при передаче субъектом информации другим людям и заключающийся в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и т.п. Преодоление Э. в каждой из этих сфер может осуществляться относительно независимо друг от друга. Оно осуществляется на основе последовательного развития способности к децентрации и «проницаемости опыту». Как отмечал М. Вертхаймер, проблемы для эгоцентрического мышления остаются неразрешимыми, пока субъект сосредоточен на своих желаниях и потребностях; эти проблемы становятся разрешимыми только в том случае, если желание рассматривается как часть ситуации и осознается как объективная структурная составляющая задачи. По Пиаже, путь детского развития представляет собой движение от Э. к более объективной позиции в познании мира. Пиаже различает три основных уровня Э.: 1) отсутствие различения субъекта и объекта ребенком до 1,5 лет; 2) недостаточное различение своей и другой точки зрения ребенком до 7-8 лет, что порождает такие особенности мышления дошкольника как синкретизм, анимизм, артифициализм; 3) вера подростка в безграничные возможности собственного мышления и свою способность преобразовать окружающий мир (llz-14 лет). К. Н. Поливанова

Эгоцентризм

психологический механизм преувеличения попытки личностью усилить значимость своего «Я» путем постоянных стремлений обратить внимание окружающих, подчеркивая при этом свою значимость и ценность. Этот механизм направлен на повышение низкого, чувства самоуважения, но является примитивным, тривиальным и даже вредным.

Эгоцентризм

сосредоточенность индивида на себе и относительная нечувствительность к другим, поглощенность самим собой, оценка всего сквозь призму своей личности, причастности к ней.

Всеобщее поклонение развило в ней эгоизм, естественный у избалованных детей, которые, подобно августейшим особам, смотрят на всех и все как на забаву (О. Бальзак, Загородный дом).

Серебряков. Странное дело, заговорит Иван Петрович… – и все слушают, но скажи я хоть одно слово, как все начинают чувствовать себя несчастными. Даже голос мой противен. Ну, допустим, я противен, я эгоист, я деспот, – но неужели я даже в старости не имею некоторого права на эгоизм? Неужели я не заслужил? Неужели же, я спрашиваю, я не имею права на покойную старость, на внимание людей? (А. Чехов, Дядя Ваня).

Ср.: Разве ты не знаешь, что каждый из нас притязает на то, что он страдал больше других? (О. Бальзак, Шагреневая кожа).

Ср. эгоизм.

Эгоцентризм

1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и самого себя глазами других людей, с какой-то иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере их развития приобретают способность «децентрировать», воспринимать мир с других точек зрения, в том числе общеприянятых или определяющимися внеличностными, фундаментальными ценностями. Преодоление эгоцентризма является серьезной проблемой не только для обывателя, но и ученых людей, склонных рассматривать процессы и явления окружающего мира с той позиции, с которой они себя прочно отождествили. Так, признание того, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, многим людям далось с большим трудом и не всем даже по настоящее время, хотя в сугубо интеллектуальном плане эта умственная операция не представляет какой-либо сложности даже для ребенка. Не рекомендуется эгоцентризм отождествлять с эгоизмом, со стремлением обращать на себя всеобщее внимание, с нарциссизмом; 2. в психопатологии – а) ощущение пациента, будто он находится в центре всех происходящих вокруг него событий, неспособность, по словам K Conrad (1959), совершить «коперниковский поворот», рассматривать происходящее безотносительно к самому себе; б) свойственное некоторым психопатическим или деформированным типам личности убеждение в том, что именно они занимают центральное положение в обществе, все остальные люди является лишь «человеческим материалом», служащим для удовлетворения их амбиций.

Эгоцентризм

Введенный Жаном Пиаже термин «эгоцентризм» в настоящее время применяется для обозначения далеко не одинаковых психол. явлений. В генетической психологии Ж. Пиаже понятие Э. означает особую стадию развития мышления и речи ребенка. В последние десятилетия Э. характеризуют как неспособность субъекта, сосредоточенного на своих интересах, принимать в расчет мнения, интересы, планы, т. зр. др. людей и координировать их со своими собственными. Сначала психологи использовали термин Э. вслед за Ж. Пиаже для характеристики эгоцентризма детского мышления и детской речи. Под эгоцентрической речью понималась речь ни к кому не обращенная либо речь со своей т. зр. Л. С. Выготский, подтвердивший существование эгоцентрической речи, в рамках знаменитого спора с Ж. Пиаже, считал ее предшественницей внутр. речи у детей, выполняющей регулирующую функцию внеш. деятельности. В 1970-1980-е гг. термин Э. применяется для характеристики свойств личности и ее позиции в О. и взаимодействии, а с 1990-х гг. он используется чаще для описания поведения человека, характеристики его О. и особенностей отношений к др. людям. При этом явление Э. соотносится с системой ценностей, направленностью личности, ее позицией и переходит в сферу социально-психол. исследования. Одним из первых коммуникативный Э. у взрослых выделил сам Ж. Пиаже. Он описал 2 эгоцентрических феномена, к-рые проявляются как: разговор человека с самим собой и речь, непонятная др. людям. Ж. Пиаже заметил, что очень многие люди имеют привычку наедине произносить вслух монологи. Причем индивидуум, говорящий сам для себя, испытывает от этого удовольствие и возбуждение, к-рое как раз и отвлекает его от потребности сообщить свои мысли другим. Разговор с самим собой, осуществляемый вслух, - это разновидность монологической речи, к-рая действительно в ряде случаев может классифицироваться как эгоцентрическая. Сходный феномен был установлен Х. Шредером у больных шизофренией. Для них характерна речь без учета находящегося рядом партнера и речь, к партнеру не обращенная. В рамках психотерапевтических и патопсихол. исследований Р. Ассоджиоли, К. Леонгардом и А. Личко и было установлено, что акцентуации и черты характера, к-рые можно назвать эгоцентрическими, имеют свой тип эгоцентрического проявления у человека в коммуникации. У акцентуированных личностей существует большое разнообразие коммуникативного Э. По форме все разнообразие коммуникативного Э. личности можно разделить на 2 типа: экстравертированный и инровертированный. Э. экстравертированной формы отличает стремление человека рассказывать о себе или отстаивать свое мнение, позицию, т. зр. без принятия в расчет интересов, возможностей и намерений партнеров. Э. интровертированной формы, напротив, является способом умалчивания своего мнения, это стремление сохранить, оставить неизменным свое мнение, намерение и т. п. Коммуникативные проблемы появляются при чрезмерном Э. Мера Э. может определяться количественно, с помощью ряда показателей, т. е. эмпирических референтов Э. В структуре коммуникативного акта различают Э. говорящего, т. е. коммуникатора, и Э. слушающего, т. е. реципиента. Э. как говорящего, так и слушающего создает проблемы понимания и негативно сказывается на согласовании мнений, принятии совместных решений и координации действий. У коммуникатора важно определять наличие эгоцентричности в подаче сообщения. Эгоцентрической подачей сообщения следует считать текст, к-рый предъявляется без учета возможностей его понимания реципиентом. У реципиента эгоцентризм проявляется в эгоцентрической интерпретации сообщений. Феномен Э. у реципиента связан с тем, что он считает, что понял сообщение, хотя на самом деле он внес в него иной смысл, нежели тот, к-рый пытался сообщить коммуникатор. Опр. мера Э. в О. выполняет функции самопрезентации и осуществляется в виде эготизма и ретрофлексии. Эготизм это стремление рассказывать о себе, своем окружении, подчеркивая связь др. людей со своей персоной. Ретрофлексия - это тоже рассказ о себе, но дополненный рефлексией или самоанализом. Однако чрезмерный эготизм и ретрофлексия мешают О. и отвлекают участников от его предмета. Коммуникативный Э. неодинаков на разных ступенях онтогенеза. Э. у дошкольников, младших школьников, подростков и юношей проявляется в О. не только в разной степени, но и по-разному. Э. 3-летнего ребенка и дошкольника связан с потребностью добиться желаемого, действовать по-своему. У младшеклассников Э. определяется недостатком коммуникативного опыта со сверстниками. При этом в О. со взрослыми младшеклассники менее эгоцентричны, чем со сверстниками. У подростков Э. в О. вызывается прежде всего озабоченностью своей персоной (см. Эгоцентризм подростковый). На уровне структуры личности Э. проявляется у индивида в его восприятии, мышлении, мировоззрении, установках и задается самооценкой, уровнем притязаний, позицией, от к-рой зависит формирование эгоцентрических отношений. Э. в О. зависит от индивидуальных особенностей социального восприятия и в ходе коммуникации может выполнять функции самоутверждения. Выделяют познавательный, коммуникативный и моральный Э. 1) Познавательный Э. обнаруживается в восприятии и мышлении как неспособность или нежелание менять исходную познавательную позицию к нек-рому объекту восприятия, оценке, мнению или представлению. 2) Коммуникативный Э. наблюдается у человека в ходе О. при передаче и приеме информации. Его признаки: неучет тезаурусов и смыслового наполнения понятий, искажение смысла сообщаемого. 3) Моральный Э. связан с неспособностью или нежеланием личности воспринимать моральные действия и поступки др. людей и свои собственные. Он ведет к эгоизму, т. е. использованию др. людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, и к прагматизму как стремлению связывать все, с чем человек встречается в жизни, только со своей пользой. Эгоцентрические феномены в О. вызываются нарушением операциональных возможностей коммуникации: ее пути от Я к Другому начинают носить односторонний характер. Отсутствие обратной связи легко порождает эгоцентрические интерпретации текстов сообщений, как это имеет место в условиях массовой коммуникации. Повышенное стремление личности к самосохранению или самоутверждению усиливает Э. Т. о., Э. по-разному проявляется в О., и это зависит от многих причин, связанных с состоянием и развитием личности и от условий О. Лит.: Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, механизмы формирования и коррекции. Кировоград, 2001; Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Т. И. Пашукова

Почему-то в этот момент самым важным казалось найти какие-нибудь

крутые предсмертные слова, наверно, на случай, если я внезапно умру.

И все, что я смог придумать, это: «И вокруг кого теперь будет вращаться мир?»

Тим Минчин. Цитаты звёзд шоу-бизнеса

С тех пор, как эгоцентризм стал доминирующей идеологией, люди сошли с ума.

Фредерик Бегбедер. Идеаль

Эгоцентризм как качество личности – склонность к крайней форме проявления эгоизма и индивидуализма, образовавшейся на основе умозаключения, что личное «я» составляет центр всего мироздания .

Однажды ученики спросили своего Учителя: - Скажи, Учитель, почему одни люди ломаются в трудных ситуациях, а другие проявляют стойкость? Почему для одних мир рушится, другие же находят в себе силы продолжать жить; первые уходят в депрессию, а для вторых она не страшна? - Это потому, - ответил Учитель, - что мир каждого человека подобен звёздной системе. Только у первых в этой системе имеется лишь одно-единственное небесное тело - они сами. Вся их вселенная вращается исключительно вокруг их самих, а потому любая катастрофа приводит и к гибели всего такого мира. Вторые же обитают в окружении других небесных тел, они привыкли думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. В трудные минуты жизни их мысли не сосредотачиваются лишь на собственных проблемах. Потребность заботиться и помогать другим у них берёт верх над тяжкими раздумьями. Участвуя в жизни окружающих и поддерживая их в трудную минуту, такие люди, сами того не сознавая, спасают от гибели самих себя.

Эгоцентризм – распоясавшееся самопупство. Согласно Педагогическому словарю эгоцентризм — это «позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т п, а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности исходящую от другого человека. Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой, прежде всего, ценностную ориентацию личности. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрированным на собственных интересах».

Иными словами эгоиста и эгоцентрика объединяет лишь корень «эго». Эгоцентрик, по мнению Анны Лелик, в силу зацикленности на своей персоне попросту не способен встать на место другого, сочувствовать и сопереживать. Слишком большая концентрация сил и внимания на самом себе не даёт возможности расширить своё сознание и увидеть другого. Если же он и смотрит на другого, то только ради своей выгоды, а не потому, что этот другой его искренне интересует. Эгоист же вполне может быть сочувствующим и склонным к эмпатии. Просто в предпочтениях эгоиста всегда остаётся он сам, его желания, потребности. Работать с клиентом-эгоцентриком, обиженным на весь мир и не способным замечать ничего, кроме своих проблем, бывает непросто. Он склонен во всём винить других, не принимая ответственности на себя. Он осуждает действия других, но оправдывает те же самые поступки, если их совершил он сам. Если указать человеку на такое явное противоречие, возможны две реакции. Или же он искренне удивится и это открытие послужит толчком к тому, чтобы иначе взглянуть на себя и других, или же он уйдёт навсегда, обиженный на психолога, как раньше был обижен на весь мир.

Эгоцентризм – это когда человек сознательно или бессознательно начинает думать: – Солнце встаёт ради того, чтобы посмотреть, как я проснулся. Всё двигается и крутится вокруг меня. Не будет меня – ничего не будет.

У человека возникает иллюзия, что он является Центром Мироздания, Центром Вселенной. Открыто говорить об этом станет лишь сумасшедший. Большинство эгоцентриков скажут: — Глупости. Я вовсе не думаю, что являюсь Центром Вселенной.

Одно дело говорить, другое по каким принципам жить. Эгоцентрик не говорит, но живет так, как будто с него начинается и на нём заканчивается мир. Он всегда хочет быть на виду, ему важно, как его оценивают другие, то есть эгоцентрику свойственно раздутое чувство собственной важности, значимости.

Анхель де Куатье в «Вавилонской блуднице» пишет: «Главная наша привязанность - это наше представление о самих себе, то есть наше «эго». Эгоцентрики - это люди, зацикленные на своем «я», они держатся за него всеми силами, цепляются за него. И они категорически не хотят принимать другого человека таким, какой он есть. Все в этом мире должны быть только такими, как им нужно».

Писатель Роман Злотников вообще считает, что такое качество личности как эгоцентризм присуще любому человеку: «Человеку свойствен эгоцентризм. Каков он ни есть — талантливый и притом сознающий свою талантливость, заурядный и понимающий свою заурядность, самовлюбленный, самоуверенный тип, или циник, или даже склонный к самоуничижению, — человек все равно, сознательно или подсознательно, считает себя пупом земли и центром мира».

Есть такая шутка: «Эгоцентрик это такой человек, который думает о себе, вместо того, что бы думать обо мне». Или: «Эгоцентрик — это человек, любящий себя больше, чем других эгоцентриков».

Эгоцентрик буквально одержим идеей самореализации, во что бы это ни стало, как угодно. Здорово, когда это превращается в целеустремлённость, упорство и настойчивость. Плохо – когда в подсиживание и доносительство. Человек с завышенной самооценкой, самомнением и себялюбием не может не требовать признания, почестей. Нет признания – эгоцентрик страдает и мучается. Он изо всех сил и часто любыми способами рвётся наверх. Он будет обещать, врать, лицемерить, скандалить, словом, делать всё что угодно, лишь бы его признали.

Прорвавшись наверх, эгоцентрик начинает постепенно с высокомерием смотреть на людей и терять уважение к ним. Он теряет способность чувствовать состояние других. Он не чувствует, что другие ощущают. Ему глубоко на это наплевать. Словом, эгоцентризм переполнен гордыней. Ставя себя выше других и не просто выше, а центром интересов других, эгоцентрик буквально фонтанирует гордыней.

Одиночество часто становится следствием эгоцентризма. Эгоцентрика интересует только его счастье. А как можно выйти замуж, думая исключительно о себе, ничего не давая взамен? Неудивительно, что эгоцентрики часто проявляют разочарование и грусть. Одного старца спросили: - Отче, а что такое грусть? - Быть грустным - это значит, всё время думать о самом себе, - ответил он кратко. Когда человек бескорыстно заботится о других, ему некогда грустить и впадать в депрессию.

Было у одного богача всё, что желают люди. Миллионы денег, и разубранный дворец, и красавица жена, и сотни слуг, и роскошные обеды, и всякие закуски, и вина, и полная конюшня дорогих коней. И всё это так прискучило ему, что он целый день сидел в своих богатых палатах, вздыхал и жаловался на скуку. Только ему и было дело и радость - еда. Просыпался он - ждал завтрака, от завтрака ждал обеда, от обеда - ужина. Но и этой утехи он скоро лишился. Ел он так много и так сладко, что испортился у него желудок и позыва на еду не стало. Призвал он докторов. Доктора дали лекарства и велели ходить каждый день по два часа на природе. И вот ходит он однажды свои положенные два часа и всё думает о своём горе, что нет охоты к еде. И подошёл к нему нищий. - Подай, - говорит, - Христа ради, бедному человеку. Богач всё о своём горе думает, что ему есть не хочется, и не слушает нищего. - Пожалей, барин, целый день не ел. Услыхал богач про еду, остановился. - Что же, есть хочется? - Как не хотеть, барин, страсть как хочется! «То-то счастливый человек», - подумал богач и позавидовал бедняку.

Петр Ковалев 2014 год

Эгоцентризм – это характеристика индивида, которой определяется его неспособность подвергать рассмотрению точку зрения других людей, недопустимость мысли, что чужое представление может быть верным. Эгоцентричный человек воспринимает исключительно личную точку зрения в качестве единственной правильной.

Понятие эгоцентризм это в психологии термин, описывающий особенности мышления человека. Так, Жан Пиаже, который ввёл данный термин, считал эгоцентризм в основном яркой характеристикой детей в раннем возрасте, также он не отвергал то, что эгоцентризм в различной степени выраженности способен сохраниться и проявлять себя даже в зрелом возрасте.

Эгоцентрист крайне уверен, что его мысли авторитетны, он находит себя всезнающим, а остальных недалекими и не считается с их взглядами. Человек, которому присущ эгоцентризм имеет одностороннее восприятие, он понимает вещи так, как видит их, то есть для него не существует понимание, что может быть иначе.

Эгоцентризм мышления не позволяет личности изменить свою первоначальную позицию относительно какого-то мнения, позиции или объекта. Если эгоцентризм мышления наблюдается у ребенка, не надо переживать – это норма, потому что это возрастные особенности. Недоразвитость мышления не дает ребенку возможности осознать, что кто-то может иметь отличительное от него мнение.

Если эгоцентризм мышления часто проявляется у взрослого – значит, что его восприятие имеет отклонение. Взрослый человек обязан осознавать, что его личная точка зрения не абсолютная, и что противоположные мнения к его взглядам также могут существовать.

Эгоцентризм — значение слова

Эгоцентрист полагает, что является центром всего в мире, он только свои взгляды считает самыми верными, поэтому до такого человека тяжело «достучаться». Чужые принципы для эгоцентриста не значат вообще ничего, он просто убежден, что это остальные не знают ничего, не владеют всей правдой и фактами. Эгоцентрист считает, что должен всех переубедить и склонить к своему мнению, поэтому упорно доносит свои мысли, полагая, что они идеальны.

Эгоцентризм это в психологии понятие, которое считают негативной характеристикой человека, но сами эгоцентрики полагают, что делают абсолютно все правильно. Эгоцентрист может часто быть собой недовольным, однако это совсем не препятствует ему быть личностью, и уважать себя. Также уважает единомышленников, поэтому лишь они имеют честь быть в круге его знакомых. На самом деле, эгоцентристу тяжело находиться в длительных гармоничных отношениях. Он часто ссорится с приятелями, коллегами, с любимыми. В основном перепалки случаются из-за разногласий во мнениях и принципах, что является весомой причиной, чтобы спасаться от эгоцентризма.

Самым ярким признаком эгоцентризма является неумение и нежелание эгоцентриста представить себе чувства другого человека, понять его . Он часто мог бы избегнуть некоторых , если бы иногда соображал, что в отдельных случаях нужно просто замолчать.

Причины эгоцентризма могут скрываться в разных факторах воспитания. Некоторые родители сами провоцируют развитие эгоцентризма, хотя делают это вполне неосознанно. Это случается, потому что сами родители стремительно стараются угодить своему чаду, пытаясь удовлетворить все его запросы, и соглашаются со всеми его запросами. Таким образом, происходит формирование потребительской позиции. Ребенок, какой никогда не ощущал сопротивление, не понимает границ личного мнения, продолжает считать, что все должны с ним соглашаться, поэтому искренне может недоумевать, как получается, что не все с ним соглашаются, если его самые родные люди всегда принимали любое его мнение.

Причины эгоцентризма могут заключаться и в индивидуальной предрасположенности личности к данному качеству.

Эгоцентризм человека делает его жизнь сориентированной на удовлетворение исключительно личных нужд. Человек воспринимает все лишь через призму своей личности. Он искренне полагает, что все совершающееся в мире относится непосредственно к нему. Постоянные разговоры эгоцентриста, что его роль в мире определяющая, что жизнь наполнена смыслом, делает его философом, притом еще, что его практически все не понимают.

Тот, кому пришлось пообщаться с личностью, которой присущ эгоцентризм, осознал, что это общение довольно тяжелое и решил не связываться больше с ней никогда.

Эгоцентризм взрослых – не патология, конечно, однако, стоит его искоренить.

Детский эгоцентризм

Ребенок в возрасте приблизительно 2 -5 лет учится контактировать с окружающими. Чтобы научиться договариваться, он первоначально должен понимать, что вокруг есть разные личности с индивидуальным видением мира. Помехой этому становится детский эгоцентризм, который часто провоцирует конфликты. Так, ребенок не желает делиться игрушками со сверстниками, но считает нормальным забрать их у другого.

Эгоцентризм ребенка будет даже тогда проявляться, как его будут осуждать, или ругать.

Многие ошибочно начинают приписывать ребенку , что очень неверно. В данном возрасте эгоизм не может присутствовать, поскольку ребенок не способен манипулировать другими. Просто ему сейчас тяжело осознать, что есть отличие между желаниями и реалиями его жизни.

Детский эгоцентризм это в психологии проявление, которое описывает неспособность ребенка увидеть объекты вокруг глазами других.

Причины эгоцентризма ребенка заключаются в познании, которое сосредотачивается только на личной позиции и собственных целях, переживаниях и стремлениях. Принять возможность наличия у других собственных целей ему очень тяжело.

Все родители обязаны быть уведомлены, что всем детям раннего возраста свойствен эгоцентризм, что является нормальным аспектом развития, и они должны обладать знаниями, как правильно строить отношения с ребенком, чтобы этот эгоцентризм не остался на всю жизнь. Чтобы освободиться от эгоцентризма у ребенка, следует сконцентрировать силы на развитии децентрации, помочь ребенку осознать словесно и убедительно донести ему, что другие имеют персональную точку зрения.

Пиаже сделал большое открытие, когда посредством клинического метода определил, что детям свойственен эгоцентризм в характере речи, особенности эгоцентрической логики, которые своеобразны по содержанию детских соображений о мире. Уникальность детской логики, речи и представлений являются результатами умственной эгоцентрической позиции.

Ж. Пиаже исследовав детские представления, установил, что ребенок, пребывая на определенной степени развития, чаще всего видит вещи, какими те непосредственно предстают перед ним. Ребенку трудно понять, что вещи имеют внутренний смысл, что влияет на его непонимание, как одни те же вещи другие могут понимать иначе, нежели он.

Например, ребенку кажется, что его преследует тень – следует сразу за ним, как тот убегает и останавливается с ним. Иногда дети этого боятся, им тяжело осознать, что это обыкновенное явление. Это мешает рассматривать предметы во внутренней взаимосвязи. Это явление Пиаже называет реализмом детских представлений. Ребенок считает свое внутреннее минутное истинным, ведь он не может пока отделить «Я» от всего внешнего мира. В реализме выявляется парадокс детского мышления, ребенок находится близко к прямому наблюдению и одновременно далеко от реальности, он близок к объективному миру, но все равно он дальше, чем взрослые.

Детям тяжело отличать окружающий мир от субъективного, пока они не достигли определенного возраста. Сначала ребенок пытается отождествлять собственные представления с предметами, находящимися в объективном мире, постепенно начинает различать их, эгоцентризм немного ослабевает. Так, он приходит к пониманию того, что его субъективные взгляды отличаются от представлений других, что необходимо уважать и признавать их мнение.

Эгоцентризм, как возрастное новообразование проявляется в подростковом периоде. Ребенок преодолевает детский возрастной эгоцентризм, затем становится чутким и отзывчивым, но может вновь стать эгоцентричной личностью в силу, опять-таки, возрастных факторов. Это случается, тогда, как ребенок достигает подросткового возраста.

Эгоцентризм подростков имеет некоторые особенности. Подростковый эгоцентризм представляется, как личностно-аффективный элемент, связанный с развитием индивидуального мышления, также считается личностным свойством, обусловленным воздействием социальных факторов (круг общения, стиль воспитания, социальный статус), является личностной детерминантой мыслительной деятельности, которая обусловлена особенностями возраста и качествами индивида.

Эгоцентризм подростков является самым ярким из всех возрастных эгоцентризмов, только в данном периоде он выражен больше всего. Он проявляется в полной сосредоточенности на себе, отсутствии понимания отличия социальной реальности и субъективных представлений, конфликтности восприятия «Я» образа, вере в уникальность собственного существования.

Эгоцентризм одна из детерминант развития личности подростка, как стабильная черта характера она стает основой эгоцентрической направленности человека. Обычно, эгоцентризм подростков проходит сам, когда гормоны находят баланс, прекращаются скачки настроения, акцентуации характера сглаживаются. Если же во время подросткового периода на человека имели воздействие определенные факторы, тогда будет вероятность, что эгоцентризм укоренится на дольше.

Как избавиться от эгоцентризма

Детский эгоцентризм обычно полностью пропадает в подростковом возрастном периоде. Если близкие люди (родители и педагоги) ведут себя надлежащим образом, то ребенок быстро осознает, что на одном нем целый мир не сходится, что существует масса разных принципов, убеждений, и каждая личность имеет свои интересы, жизненные позиции, цели, и не обязана подстраиваться под кого-то. Если взрослые растят ребенка в условиях вседозволенности, делая его центром всего, то такие дети в итоге могут, либо вовсе не осознать все перечисленные вещи, либо для этого будет поздно. Но когда эгоцентризм становится частью характера взрослого человека, с ним довольно тяжело бороться.

Любые манипуляции с психикой человека не могут никаким образом проводиться без его личной воли. Никому не удастся доказать человеку, что он эгоцентрик, как и заставить его избавиться от эгоцентризма. Поэтому только когда человек сам поймёт, что его поведение затрудняет ему процесс общения с окружающими, он сможет преодолеть эгоцентризм.

Когда индивид хочет измениться, поменять образ мышления, способ поведения, он может попробовать самостоятельно проработать свои проблемы, или отправиться в поисках помощи к специалисту, что поспособствует тому, чтобы быстрее это сделать.

Чтобы человек ясно понял, что ему стоит качественно измениться, его окружающие должны включиться в процесс трансформации. Они должны будут не потакать ему, не поощрять его эгоцентризм, не признавать его образ поведения нормальным, а стоит напоминать, что он не ребенок и мир больше не вертится вокруг одного него.

Чтобы высвободить человека от эгоцентризма, близкие люди должны задавать эгоцентрику такие вопросы, например: «По-твоему, что я чувствовал сейчас или тогда, как мне было?». Эгоцентриста эти вопросы могут поставить в , он подумает, как возможно то, что другие способны думать иначе, в его голове поселятся мысли о его отличии от остальных, уникальности.

Если индивид не будет преодолевать свой эгоцентризм, не будет трудиться над коррекцией своего поведения, тогда жизнь со временем сама преподаст урок, после которого эгоцентрист задумается над возможностью измениться.

Полезным методом преодоления эгоцентризма есть способ, согласно которому человек заставляет себя во всякой ситуации думать, предполагать, что могут сейчас почувствовать другие, какая реакция может быть, что ощущают, о чем могут думать. Это нужно делать постоянно, чтобы оно вошло в привычку. Так, человек привыкает к пониманию, что у остальных, тоже может быть разное настроение, мысли, убеждения. Он ведь желает, чтобы его взгляды уважали, и если этого не происходит, ему становится больно. Именно осознанное понимание, что аналогичное ощущают другие, поможет преодолеть эгоцентризм.

Люди, которым присущ эгоцентризм, очень любят раздавать всем рекомендации, даже если их и не просят. Так, допустим, если человеку получилось похудеть, то не нужно сразу учить всех вокруг, как надо питаться, сколько упражняться, сколько воды в день каждому человеку выпивать и т. д. Может другим людям, совсем нет необходимости худеть и данная информация им не несет пользы, не интересна. Может им не подходит данный способ похудения, или они знают уже, что им необходимо делать. Поэтому не нужно «мучить» людей назойливыми советами, которые они и слушать не станут. Если спросят, тогда можно более детально рассказать свой опыт, если нет – просто поставить близких в известность, что вы похудели.

Приём, которым можно преодолеть эгоцентризм – «ставить себя на место другого» поможет человеку стать внимательным семьянином, успешным работником и хорошим собеседником. Избавляясь от эгоцентризма посредством данного метода, человек приобретает навыки конструктивного выяснения отношений, активного слушания и эффективных бесед.

Эгоцентристы привыкли, что могут звонить или являться к людям в любое (удобное им) время, потому что имеют срочную потребность. Поэтому, относительно этого, стоит воспитывать новую привычку.

До того, как пойти к кому-то по потребности, нужно подумать, когда для этого выпадает подходящее время, чтобы человек сумел свободно выполнить просьбу. Если человек дома растит малыша, значит, не стоит звонить очень рано, также и не в слишком позднее время, чтобы не разбудить их.

Также до того, как высказать свою просьбу, стоит спросить, как у человека дела, как жизнь. Так, человек привыкнет считаться с тем, что другие люди имеют свой режим, и находить соответствующее время для разговоров, в ответ он получит доброжелательное отношение других. Главное, чтобы индивид реально был расположенным к изменению и избавлению от эгоцентризма.

Если семейная пара хочет сделать свои отношения более тесными и искренними, нужно каждому из супругов мысленно ставить себя на место своего партнера, пытаться смотреть на разные бытовые разногласия и конфликты и ссоры его глазами. Это поможет стать менее эгоцентричным, поспособствует улучшению взаимопонимания. Также нужно свои убеждения высказывать не навязчиво, а просто и конкретно и принимать убеждения партнера, не возражать, и не пробовать изменить их. И поскольку каждый индивид уникальный и прожить всю жизнь с копией себя не так интересно, то стоит беречь собственную индивидуальность и уважать уникальность другого человека.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Случалось ли вам встречать человека, который не думает ни о ком, кроме себя любимого? Как вы его можете назвать? Эгоистом? А эгоцентричный человек - это кто? Сегодня я предлагаю разобраться в этих двух понятиях, рассмотреть признаки зацикленного на себе человека, понять почему детский эгоцентризм переходит во взрослую жизнь и что с этим делать.

Поскольку люди часто путают эгоизм и эгоцентризм, я хочу предложить вам книгу Рудольфа Штайнера «Эгоизм в философии ». Благодаря труду австрийского философа вы сможете проследить становление индивидуализма от самой Древней Греции.

Определение

Слово «эгоцентризм» в переводе с латыни означает не что иное, как «Я» в центре круга. Что это значит? Человек не может поставить себя на место другого, он считает себя центром вселенной или крайняя форма эгоизма.

Давайте посмотрим, какие бывают признаки у эгоцентричных людей. Первый признак - . Такой человек не умеет читать чужие эмоции, он совершенно не ставит себя на место другого, все интерпретирует относительно самого себя. Вследствие чего у него возникают трудности в . Общаться с таким человеком крайне тяжело.

Если с воспитанием все выходит хорошо, то человек приобретает здоровую самооценку, он умеет ставить себя на место другого человека, понимает, что не он является центром вселенной.

Если же взрослый человек не смог стать здоровым эгоистом, значит, возникли какие-то проблемы на . Так бывает из-за родительского попустительства, из-за нехватки любви или ее переизбытка.

Признаки эгоцентрика мы рассмотрели выше. А что значит здоровый эгоизм? В человеке очень силен инстинкт самосохранения и удовлетворения своих потребностей. Адекватный взрослый человек будет стремиться решить ситуацию таким образом, чтобы и он и другие участники остались в выигрыше.

Но как в любой ситуации, здесь есть и другая сторона, когда человек кладет себя на алтарь жертвенности. Об этом я говорю в статье « ».

Что делать

Если вам приходится общаться с эгоцентриком, то самое верное решение - не потакать его желаниям и страстям, например, когда родители постоянно балуют свою кровиночку. Человек должен понимать, что не всегда происходит так, как ему хочется. Ваша задача быть спокойным, рассудительным и хладнокровным.

Попробуйте заняться благотворительностью. Только грамотно подойдите к этому вопросу. Не просто перекинуть на счет фонда сто рублей, а пойти позаниматься с сиротками, или съездить в дом престарелых. Узнать какая помощь нужна в ближайшем к вам детском центре. Учитесь видеть проблемы других людей.

Как вы можете описать эгоцентричного человека? Чем он отличается от здорового эгоиста?

Любить себя, не значит не любить других.
Всего вам наилучшего!



Загрузка...

Реклама