emou.ru

Главные герои поэмы борис годунов. Д.В.ОдиноковаCистема образов главных героев в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов. Исторические источники «Бориса Годунова»

Русь конца XVI - начала XVII века и является главным действующим лицом, своего рода коллективным героем трагедии Пушкина. В то же время Пушкин стремится к исторической правде в обрисовке каждого из участников этой грандиозной, движущейся, действующей исторической панорамы в лицах, добиваясь этого путем пристального и углубленного изучения исторических материалов, «…в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени»,- рассказывал сам он о процессе своей творческой работы, прибавляя при этом:-«Источники богатые! Умел ли ими воспользоваться - не знаю,- по крайней мере труды мои были ревностны и добросовестны». В «Борисе Годунове» поэт гениально сумел воспользоваться этими источниками.

В этом и заключается одна из основных причин величайшего художественного достоинства пушкинской трагедии. В ней не условные персонажи, переодетые в исторические костюмы, а действительно «люди минувших дней, их умы, их предрассудки». Взамен далекого от реальной живой речи то напыщенно-риторического, то жеманного, условно-литературного языка, на котором изъяснялись персонажи трагедий классицизма, Пушкин наделяет действующих лиц «Бориса Годунова» глубоко индивидуализированным, в то же время «общепонятным языком», лишенным ненужной внешней «историчности» (чрезмерного обилия устарелых слов, выражений) и вместе с тем подлинно историческим, основанном на глубоком изучении исторических источников и превосходном освоении речи простого народа. К народной речи поэт особенно внимательно прислушивался и пытливо изучал ее как раз в период работы над своей трагедией, в годы ссылки в Михайловском. Наряду и параллельно с отказом от «единства слова» Пушкин не менее решительно порвал и с единством жанра «классической» трагедии, которая должна была заключать в себе только возвышенное и трагическое, без малейшей - «оскверняющей» - примеси чего бы то ни было обыденного, комического.

Теоретик русского классицизма XVIII века - поэт и драматург Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» непроницаемой стеной отделил друг от друга трагедию и комедию, категорически возбранив «раздражать» слезами музу комедии - Талию, а Мельпомену - музу трагедии - смехом. В «Борисе Годунове» Пушкин вводит наряду со сценами, исполненными глубочайшей трагичности, не только бытовые сцены, но и сцены комические, «простонародные». Мало того, в отдельных сценах Мельпомена и Талия - торжественное и смешное - свободно перемешиваются друг с другом (сцена у Новодевичьего монастыря и др.). «Преставление света», которого боялся Сумароков, в пушкинском «Борисе Годунове» действительно произошло. Взамен аристократической, «придворной» сумароковской трагедии Пушкин создал драматическое произведение, и по идейному содержанию и по всему своему строю глубоко демократическое, говоря его собственным словом - «народное».

Мастерски пользуясь средствами речевой характеристики, вольно и широко показывает Пушкин в своей трагедии и человеческие характеры. В лепке характеров с особенной силой сказывается новый метод изображения Пушкиным жизни, людей, метод художественного реализма - «поэзии действительности». Пушкина ни в какой мере не могло удовлетворить изображение человека, человеческого характера в произведениях классицизма, даже в тех, в которых с наибольшей силой сказывались реалистические тенденции. Живые люди подменялись в них односторонними и схематичными олицетворениями той или иной «страсти» - той или иной отдельно взятой психологической черты: скупости, властолюбия, злобы или, наоборот, честности, любви к отечеству и т. п.

В результате в трагедиях классицизма перед зрителями представали или чудовища порока, или ходячие манекены, исполненные величайшей добродетельности. Почти в такой же мере не удовлетворял Пушкина произвольно-субъективный, романтический метод изображения характера в драматургии Байрона. Совсем иное мы имеем в пушкинской трагедии. Так, в лице самого Бориса Годунова перед нами отнюдь не традиционный «злодей» классической трагедии, который писался сплошной черной краской.

В трагедии «Борис Годунов» около 60 действующих лиц. Многие из них появляются на сцене только на мгновение и исчезают. Тем не менее они нужны в произведении, так как создают живой, многокрасочный, волнующий фон эпохи. Особенное внимание среди второстепенных героев трагедии останавливают на себе князь Василий Шуйский и Марина Мнишек.

Василий Шуйский — чрезвычайно характерная фигура того времени. Это центр, вокруг которого группируется беспокойная, недовольная, честолюбивая верхушка боярства: князь Воротынский, Афанасий Пушкин, Милославские, Бутурлины, Салтыков и др. Представитель одного из древнейших княжеских родов России, потомок Рюрика, Шуйский не хочет примириться с тем, что русский престол достается не ему, а Годунову:

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бермы Мономаха … —

язвительно и злобно жалуется он Воротынскому. В том же разговоре Шуйский намечает и тактику борьбы с Годуновым:

Когда Борис хитрить не перестанет,

Давай народ искусно волновать …

Стихия Шуйского — интриги. Когда Годунов занял престол, Шуйский ведет двойную игру: в присутствии царя он раболепен, льстив, а в кругу тайных единомышленников готовит заговор. «Лукавый царедворец», — характеризует его Воротынский и «Уклончивый, но смелый и лукавый», — говорит о нем Борис. Из истории мы знаем, что Шуйский, умело разбираясь в настроениях боярства и народа, добился своего: после гибели Самозванца он стал царем и царствовал четыре года (1606-1610).

Образ гордой красавицы Марины Мнишек появляется всего в двух сценах трагедии, но оставляет, однако, яркое впечатление. В сцене у фонтана запутавшийся в сетях хитрой красавицы Самозванец открывает ей свою тайну и умоляет о любви. Но Марина любит не Самозванца, а свою мечту о московском троне. Она холодно перебивает влюбленного, смеется над ним, угрожает и высокомерно заявляет, что любовь свою отдаст только московскому царю. Дальнейшая судьба Марины выходит за рамки времени, очерченного трагедией. Следует отметить, что судьба эта вполне соответствовала образу, нарисованному Пушкиным. Марина сумела осуществить свой честолюбивый замысел и после вступления Самозванца на престол стала московской царицей. Но Лжедимитрий I вскоре погиб. Марина, возвратившись из кратковременной ссылки, стала женой Лжедимитрия). Погиб вскоре и этот самозванец. Марина, одержимая одной мечтой — царствовать, отдала себя в руки казацкого атамана Заруцкого, обещавшего престол ей и ее маленькому сыну от Лжедимитрия II. «Заруцкий был схвачен в 1616 году и казнен; погибла и Марина со своим маленьким сыном. Пушкин в одном из писем так характеризовал Марину: «Конечно, это была самая странная из всех хорошеньких женщин; у ней была только одна страсть — честолюбие, но зато такое сильное, бешеное, какое трудно себе и представить».

Введение

Интерес к драматургии и стремление к драматическому творчеству не покидали Пушкина на протяжении всей его жизни. Работе в области драматургии Пушкин придавал особое значение, понимая необходимость преобразования всей русской драматической и театральной системы. «Дух века,- писал он,- требует важных перемен и на сцене драматической». Первую свою законченную трагедию «Борис Годунов» Пушкин расценивал как шаг исключительной важности в этом направлении.

«Борис Годунов» - высочайшая вершина русской исторической реалистической драматургии.

Созданная Пушкиным социально-историческая и социально-философская реалистическая трагедия была новым явлением не только в русской, но и в мировой драматургии. Она отличалась и от трагедии классицизма, и от шекспировской трагедии, и от западноевропейской историко-романтической драмы Шиллера и Гюго.

Цель данной работы – проанализировать произведение Пушкина «Борис Годунов» как историческую драму. Для этого необходимо решить следующие задачи:

· выяснить, как оценивают события XVII века Карамзин и Пушкин;

· дать характеристику образов Бориса Годунова, Самозванца, Пимена;

· рассмотреть проблемы, поднятые Пушкиным в трагедии.

Основанная на принципах строгого реализма, трагедия Пушкина является драматическим произведением огромной жизненной правды. Жизненно правдивы не только все персонажи трагедии, но и исторические ситуации, положенные в основу ее.

1. История создания произведения

Русская действительность начала 20-х годов, характеризовавшаяся стремительным нарастанием антикрепостнических настроений широких масс и развившимся движением дворянских революционеров, не могла не оказать сильнейшего влияния на идейное и художественное развитие Пушкина. Пушкин много думал и о характере широких народных движений в прошлом, и об образах их вождей. В начале ноября 1824 года Пушкин просит брата прислать ему «Жизнь Емельки Пугачёва». В одном из следующих писем к нему же дается новое поручение: «Ах! боже мой, чуть не забыл! вот тебе задача: историческое, сухое известие о Стеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории».

Такова почва, на которой возникают предпосылки к замыслу произведения о роли народа в русской истории.

Вышедшие в свет в 1824 году очередные X и XI тома «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина содержали повествование об эпохе «многих мятежей» и давали достаточно разнообразный и содержательный фактический материал, который и определил решение Пушкина остановиться на теме «о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве».

В большой тетради в чёрном кожаном переплете, привезенной Пушкиным в Михайловское из Одессы, среди записей конца 1824 года начинаются исторические заметки, предшествующие черновому тексту трагедии.

Работа начинается с конспектирования отдельных мест Х тома «Истории Государства Российского». Положение записей в книге позволяет отнести их к середине – второй половине ноября 1824 года.

Конспектировал Пушкин не в последовательности чтения, а руководствуясь какими-то своими соображениями, порою возвращаясь от середины тома к его началу – и обратно. В дошедших до нас записях Пушкин проконспектировал отдельные места Х тома лишь в той части, которая завершается избранием Годунова на царство и непосредственного отношения к содержанию трагедии не имеет.

Особенность характера работы Пушкина над «Борисом Годуновым» состояла в том, что отдельные сцены создавались путём непосредственного следования за источником, другие требовали почти исследовательских приёмов по извлечению и соединению разнородного исторического материала, третьи, наконец, не основывались на данные источника, а всецело зависели только от поэтического вдохновения. Пушкин писал Н.Н. Раевскому в июле 1825 года: «Я пишу и размышляю. Большая часть сцен требует только рассуждения; когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду его или пропускаю эту сцену - такой способ работы для меня совершенно нов».

Черновики «Бориса Годунова» в высшей степени показательны именно в этом отношении. Те места, где Пушкин создавал диалог на вполне достаточном материале, давались ему легко и содержат наименьшее количество поправок и вариантов. К ним относятся: начало I сцены, наброски II, III и IV сцен.

Картина меняется, когда Пушкин приступает, например, к пятой сцене, не имеющей прямого соответствия в тексте карамзинской «Истории». Это – наиболее сложные, с обилием поправок и вариантов, страницы рукописи. Текст неоднократно прерывается фрагментами и набросками других произведений – строфами «Евгения Онегина», черновиками незаконченных стихотворений, подтверждая слова Пушкина: «… когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду его или пропускаю эту сцену».

Наибольшего творческого напряжения потребовала именно последняя из дошедших до нас в черновике (пятая) сцена. С оборота листа 52 Пушкин возвращается к трагедии и начинает работу над монологом пробуждающегося Григория. В отличие от окончательного текста в черновике монолог Григория сразу начинается рассказом о сне, а затем следуют его размышления о Пимене. Работа над монологом потребовала большого творческого напряжения и, оборвав текст на строке: «И во всю ночь он не смыкал очей!», Пушкин вновь обращается к «Евгению Онегину». Тексты «Евгения Онегина» далее сменяются черновыми набросками, относящимися к неосуществленному замыслу о Фаусте, черновиком стихотворения «Я был свидетелем златой твоей весны…», и только с середины листа 55 Пушкин возвращается к прерванной работе: «Как я люблю его спокойный лик…». Работа над пятой сценой обрывается в конце листа 56. Незакончив её, Пушкин переходит к другим записям. К работе над трагедией он возвращается уже на не дошедших до нас листах.

После твердо установленной даты – январь 1825 года, когда Пушкин ещё работал над пятой сценой, до середины июля того же года – мы не имеем достоверных свидетельств о ходе работы поэта над трагедией. И лишь 13 июля 1825 года Пушкин известил Вяземского.

Время окончания работы над «Борисом Годуновым» может быть определено лишь приблизительно. Известное письмо Пушкина к Вяземскому о завершении работы над трагедией датируется предположительно началом октября или началом ноября 1825 года.

Окончание переписки трагедии набело точно устанавливается датой белового автографа – 7 ноября 1825 года.

В беловом списке трагедии Пушкин отказался от первоначального архаизированного заглавия, значительно сократив его:

«Комедия

Царе Борисе и о Гришке Отрепьеве

Переписывая трагедию набело, Пушкин вносил поправки в перебеляемый текст. Часто эти исправления были довольно многочисленны и придавали отдельным страницам белового списка получерновой вид.

Закончив переписку в ноябре 1825 года, Пушкин продолжал время от времени вносить в текст трагедии новые поправки вплоть до своего отъезда в Москву в сентябре 1826 года.

Те драматические принципы, к каким подходил Пушкин в период работы над трагедией, приводили его к необходимости практически разрешать сложнейшие вопросы как самого построения трагедии, так и трактовки и воплощения сценических образов и характеров.

В стремлении дать русскому театру новые формы, отличные от канонов старой классической трагедии, Пушкин отказался от первоначального намерения разделить трагедию на акты и разбил всё действие на 25 небольших сцен. Единство места разрушено полностью. Действие трагедии с калейдоскопической быстротой переносится из одного географического пункта в другой.

Полностью нарушено и единство времени, а даты – подзаголовки отдельных сцен как бы ещё более подчёркивают это смелое нововведение.

«Едва сохранено», по выражению Пушкина, и единство действия, предусматривающее развитие действия вокруг одного сюжетного стержня пьесы, с одним центральным героем её. В пушкинской трагедии, по существу, два главных действующих лица – Борис и Самозванец, причем последнему уделено девять сцен трагедии, в то время как заглавный герой появляется лишь в шести.

Разрушено и ещё одно «единство», о котором, по словам Пушкина, «французская критика и не упоминает - единство слога»: традиционный александрийский стих Пушкин заменяет пятистопным белым, перебивая его прозаическими вставками, некоторые же сцены пишет целиком прозой.

Поражает и невероятное для драматургии того времени обилие действующих лиц – в пушкинской трагедии их около 80.

Пушкинская трагедия выдвигала сложнейший для того времени вопрос о возможности создания пьесы, построенной не на личной судьбе героя или героев, а на судьбе народа, эпохи, государства.

Эту сложнейшую проблему Пушкин разрешает, исходя из наиболее трудного её варианта: он не создаёт какого-либо надуманного сюжета путём намеренного подбора и соответствующей группировки исторических фактов, но с величайшим искусством намечает сюжетную линию трагедии, не нарушая даже хронологической последовательности воссоздаваемых исторических событий.

2. Исторические источники «Бориса Годунова»

Ряд важнейших проблем, непосредственно связанных с историко-социальной концепцией «Бориса Годунова», не может быть осмыслен без выяснения вопроса о характере исторического материала, положенного в основу пушкинской трагедии и об интерпретации этого материала Пушкиным.

В литературе о «Борисе Годунове» не раз высказывались соображения о том, что параллельно с «Историей Государства Российского» Карамзина и русскими летописями – основными историческими источниками пушкинской трагедии – Пушкин в какой-то мере опирался и на «Анналы» Тацита. Интерес Пушкина к Тациту и пушкинские замечания на «Анналы» по времени совпадают с работой над трагедией. Об отношении Пушкина к Тациту существует уже довольно обширная литература.

Пушкин не случайно обратился к эпохе Грозного и Бориса Годунова, переломной для русской истории. В XVI — XVII веках на Руси начал отчетливо обнаруживаться кризис традиционных патриархальных устоев, на которых были основаны русское общество и государство предшествующих столетий. В политическую борьбу вступили новые, неизвестные до этого исторические силы.

Образ Бориса Годунова

Фигура Бориса Годунова — царя, который не получил престол по наследству, но завоевал его хитростью, умом и энергией, весьма симптоматична, как выражение перемен, начавшихся в его эпоху. Это-то и побудило Пушкина поставить образ Бориса в центр своей исторической трагедии, где душевные переживания и судьба Годунова получили широкий обобщающий смысл.

Царь Борис — в изображении Александра Сергеевича — дальновидный и умный правитель. Благодаря своей энергии и уму, он оттеснил более родовитых претендентов-бояр, расчистив дорогу к престолу. В дальнейшем честолюбивый Борис мечтает упрочить завоеванную власть за своими наследниками посредством трезвого расчета, твердо продуманных, дальновидных политических планов. Но, захватив трон в результате искусной политической игры, он своим примером показал путь к нему другим честолюбцам. С этой точки зрения, появление Самозванца в пушкинской трагедии — не случайность, а закономерное следствие тех же исторических причин, которые сделали возможным воцарение самого Годунова.

Пушкин воспользовался в трагедии принятой также Карамзиным (но отвергавшейся многими последующими историками) версией об убийстве Борисом Годуновым младшего сына Грозного, царевича Димитрия. Но Карамзин осуждал Годунова как узурпатора, убийцу законного монарха. Пушкин же трактует убийство Димитрия как звено в цепи многочисленных преступлений, неотделимых от самой идеи царской власти. Нравственный суд над Годуновым и Самозванцем в трагедии перерастает в осуждение любой — хотя бы выдающейся — исторической личности, которая строит свою деятельность на насилии и преступлениях.

Характер Бориса Годунова освещен Пушкиным широко и разносторонне. Перед зрителем проходят все основные этапы его царствования — от воцарения до смерти. Борис предстает перед нами в своих отношениях с боярами, народом, патриархом, наедине с собой, в различных обстоятельствах личной и государственной жизни. Трагедия изображает не только ступени, ведущие его к возвышению и гибели, но и показывает, как по-разному, в зависимости от обстановки, раскрываются несходные грани характера Годунова. Это — суровый и властный правитель, заботливый отец, человек, способный трезво оценивать свое положение и глядеть в глаза правде, даже если она угрожает его спокойствию и могуществу, и в то же время страдающий от бессилия изменить сделанное, помешать историческому движению, которое, не предвидя того, что оно в будущем неизбежно, обратится против него самого, он сам и вызвал.

Образ Самозванца

Столь же сложен у Пушкина образ Самозванца. Эта незаурядная личность ощущает трагические стороны своего нового положения. Принужденный играть чужую роль, притворяться, рассчитывать свои выгоды, Самозванец страдает от одиночества. И в политике и в любви, о чем красноречиво говорит его словесный поединок с Мариной в сцене у фонтана, он не достигает желаемого.

Драмы героев

Итак, и Борис и Самозванец у Пушкина несут в себе — каждый - особую личную трагическую тему, являются центрами своей «малой» драмы, вплетающейся в большую драму русской национальной истории. То же самое относится к ряду других, более эпизодических персонажей «Бориса Годунова» — Пимену, Ксении Годуновой, Басманову, Юродивому. И, наконец, свою Драму — о чем не раз и справедливо писали исследователи — в пушкинской трагедии переживает народ с его страданиями, глухим недовольством, брожением, глубоким чувством справедливости, с которыми вынуждены считаться Годунов и Димитрий, и в то же время обреченный до поры до времени играть в истории грозную, но молчаливую роль.
Вскрывая неизбежность падения Бориса (которое предвещает сходную судьбу и его победителю — Самозванцу, находящемуся в конце трагедии на вершине своего недолгого поприща), Пушкин освещает трагические черты личности исторического деятеля индивидуалистического типа. Достигший предельного могущества и давно спокойно, казалось бы, царствующий Борис не велик, а жалок, ибо в глубине души он не находит покоя, предчувствует свою гибель, его мучит голос совести, который он бессилен усыпить. И точно так же Самозванец, приняв на себя роль убитого Димитрия, вынужден взять на себя все трагические последствия этого шага, - шага, который делает его игрушкой в чужих руках, обрекает на муки непреодолимого, вечного одиночества, постоянно напоминая ему в то же время о непрочности его успехов.

Обобщенные характеры-типы

Пушкин нарисовал в «Борисе Годунове» не только яркую, незабываемую картину избранной им эпохи. Благодаря своему проникновению в дух русской истории, поэт, изображая мастерски политические события и нравы Смутного времени, давая емкие, впечатляющие, психологически глубокие портреты Бориса Годунова, Самозванца, Шуйского, Басманова, Марины Мнишек, смог в то же время гениально обрисовать ряд обобщенных характеров-типов и исторических ситуаций, воссоздающих общий склад, самую национально-историческую атмосферу жизни московской допетровской Руси и — еще шире — русской старины вообще. Не случайно уже первых слушателей и читателей трагедии особенно поразил образ Пимена, в котором Пушкин стремился нарисовать тип древнерусского монаха-летописца. Пимен, Юродивый, странствующие монахи отцы Варлаам и Мисаил, патриарх, молодой Курбский, Ксения Годунова, плачущая над портретом своего жениха,— не только образы-характеры одной конкретной эпохи, но и глубокие исторические характеры-типы, в которых воплощены общие черты быта и психологии людей древней Руси. Такой же обобщающий, типический смысл Пушкин сумел придать изображению основных исторических сил, действовавших и боровшихся на арене истории Руси не только в эпоху правления Годунова, но на протяжении многих других веков и десятилетий, - верховной власти, духовной и светской, бояр, служилого дворянства, народа. Мало того. Так же как «русские сцены» «Бориса Годунова» гениально воссоздают общий колорит русской истории, сложившейся в течение многих эпох ее развития, впитали в себя дух и приметы не одной, но многих ее эпох, так "польские" сцены и персонажи трагедии (как и в «Иване Сусанине» М. И. Глинки, опиравшемся в работе над музыкой этой своей гениальной оперы на опыт Пушкина — исторического драматурга) представляют собой аналогичный сгусток черт и примет многих эпох в истории старой аристократически-шляхетской Польши, воссоздают ее общий местный национально-исторический колорит.

Анализ сюжета драмы "Борис Годунов". Характеристика героев драмы. Общий анализ произведения.

Драма «Борис Годунов» - многоплановое произведение, созданное Пушкиным на основе реальных исторических событий. В драме поднимается сразу несколько важных тем, что позволяет раскрыть характеры героев во всей их глубине и многогранности. Можно заметить, что в сюжете произведения воспроизводятся некоторые ключевые моменты. Например, в самом начале трагедии говорится о том, что сын царя Иоанна Грозного, законный наследник царевич Димитрий погиб от руки подосланного убийцы. Благодаря этому трон достается Борису Годунову, не имеющему «рюриковой крови». Между тем сцена убийства наследного царевича вновь повторяется в финале. От рук подосланных убийц гибнет сын Годунова царевич Феодор. Царский же престол занимает Лжедмитрий - самозванец Григорий Отрепьев.
Сюжетообразующей линией трагедии является борьба за власть между царем Борисом Годуновым и беглым монахом Григорием Отрепьевым, выдающим себя за царевича Димитрия.
После ряда лет правления страной Годунов отрекается от «высшей власти». Однако по просьбе народа и патриарха после долгих колебаний он соглашается вновь занять царский трон:
«Достиг я высшей власти; шестой уж год я царствую спокойно», -обладает Годунов всей полнотой самодержавной власти.
Бывший монах Григорий Отрепьев, самозванец Лжедмитрий надеется сместить Годунова с царского трона, опираясь на поддержку польской знати, и захватить власть:
«Теперь иду - погибель иль венец мою главу в России ожидает», -решает самозванец стать властителем России.
Немало внимания в произведении уделяется любви Григория Отрепьева к Марине Мнишек. Самозванец страстно влюбляется в «прелестную Марину»:
«Марина! Зри во мне любовника, избранного тобою... О, выслушай моления любви... Твоя любовь... что без нее мне жизнь», - не может жить без возлюбленной Отрепьев.
При этом Отрепьев жаждет ответного признания в любви со стороны своей избранницы:
«Твоя любовь, одно мое блаженство», - грезит самозванец о любви.
Героями драмы движут определенные идеи. Нередко персонажи действуют по заранее осмысленному плану. Так, еще будучи монахом, Отрепьев хорошо обдумал смысл своих действий:
«Монашеской неволею скучая, под клобуком свой замысел отважный обдумал я, готовил миру чудо», - замыслил монах явить себя миру.
Для сравнения, Годунов видит смысл своего правления в том, чтобы облагодетельствовать народ:
«Я думал свой народ в довольствии и славе успокоить, щедротами любовь его снискать».
Герои стараются вникнуть в смысл происходящего вокруг. К примеру, Годунов считает необходимым знать истинное положение дел в стране, чтобы вовремя принять адекватные меры:
«Хочу сообразить известия; иначе не узнаем мы истины», - стремится царь разобраться в сути сложившейся ситуации.
Тем самым персонажам трагедии присущи стремления к власти, любви и смыслу. Вместе с тем герои не всегда добиваются желаемого, вследствие чего ощущают собственное бессилие.
Подчас персонажи испытывают чувство ненависти, а также совершают неосознанные действия.
Действительно, нередко персонажи бессильны что-либо изменить в своей судьбе. К примеру, во время правления Годунова некогда могущественные бояре теряют свое влияние:
«Зависим мы от первого холопа, которого захочем наказать... Не властны мы в поместиях своих», - сокрушается Гаврила Пушкин о бессилии бояр при Годунове.
Среди действующих лиц трагедии немало простых подневольных людей, бессильных повлиять на ход событий:
«Как быть, не наша воля», - исполнял чужие приказы пленный Рожнов, равно как и все прочие солдаты.
Подчас герои произведения испытывают ненависть. Так, чувство любви к Марине Мнишек в душе Отрепьева сменяется ненавистью к «гордой полячке», отвергшей его притязания:
«О, как тебя я стану ненавидеть, когда пройдет постыдной страсти жар!» - возненавидел Отрепьев женщину: «Змея! Змея!»
Равным образом самозванец ненавидит свое войско, не доставившее ему победы в битве с армией Годунова:
«Десятого повешу, разбойники!» - негодует на своих солдат Отрепьев после проигранного сражения.
В какие-то моменты персонажи совершают неосознанные действия. Так, в порыве любовных излияний Отрепьев признается Марине Мнишек, что он «Димитрием назвался и поляков безмозглых обманул», чем сам изобличил себя:
«Куда завлек меня порыв досады! ... Что сделал я, безумец?» - сокрушается самозванец о своем бездумном шаге.
Для сравнения, приближенные к трону бояре полагают, что простой люд не сознает, что происходит на самом деле:
«Бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна, легко пустой надежде предана, мгновенному внушению послушна», - считает Шуйский, что народ ничего не смыслит в государственных делах.
Персонажей произведения отличает не только определенный набор стремлений, но и способы реализации своих намерений. Ради достижения своих целей некоторые герои не считаются ни с чем и готовы на любые ухищрения. Другие же принимают во внимание интересы остальных людей.
К примеру, Лжедмитрий, обретя поддержку влиятельной польской знати, стремящейся придти к власти в России, уверяется в собственном могуществе:
«Тень грозного меня усыновила, ... вокруг меня народы возмутила и в жертву мне Бориса обрекла», - грезит Отрепьев о своей избранности.
В противоположность самозванцу, желающему силой и обманом захватить царский престол, Годунов всячески демонстрирует окружающим, что «приемлет власть», исключительно подчиняясь воле народа:
«Ты, отче патриарх, вы все бояре, ... вы видели, что я приемлю власть великую со страхом и смирением. Сколь тяжела обязанность моя!» - уверяет всех правитель, что покоряется выбору людей.
Полюбив Марину Мнишек, Отрепьев настолько поглощен чувствами к своей возлюбленной, что ради нее готов отречься от всех своих планов:
«Твоя любовь... что без нее мне жизнь, и славы блеск, и русская держава? ... Ты заменишь мне царскую корону, твоя любовь», - воспылал самозванец всепоглощающей страстью.
Между тем, встретив со стороны «надменной Марины» вместо ответной любви лишь холодный расчет, самозванец готов оставить возлюбленную:
«Прощай навек. ... Судьбы моей обширные заботы тоску любви, надеюсь, заглушат», - отрекается Отрепьев от своих чувств.
Случайно проговорившись, Отрепьев убеждает Марину Мнишек, что для них обоих есть смысл сохранить в тайне его откровенные признания:
«Клянусь тебе, что никогда, нигде... сих тяжких тайн не выдаст мой язык. ... Тебя, мятежница! поверь, молчать заставят», - растолковывает самозванец полячке.
Будучи убежден, что он исполняет предначертание свыше, Отрепьев морализирует по поводу Годунова:
«Борис! ... Не уйдешь ты от суда людского, как не уйдешь от Божьего суда».
Для сравнения, Годунов нередко сомневается в правильности своих поступков:
«Что ежели правитель в самом деле державными заботами наскучил и на престол безвластный не взойдет?» - констатирует Воротынский, что Годунов колеблется в принятии решения.
Обращает на себя внимание, что Отрепьев раскрывается как самоактуализирующийся человек, способный к развитию. Действительно, беглому монаху удается достичь царственных высот:
«Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа», - замечает Марина прогрессирующие изменения, происходящие в личности Отрепьева.
Отрепьев обладает творческими способностями. К примеру, ему свойственна потребность в игре. Собственно, происходящее вокруг самозванец воспринимает не иначе, как игру:
«Игра войны кровавой», - ужасной забавой видится герою война.
Отрепьев склонен к самовыражению. Так, он стремится выразить пламенность своих чувств к Марине Мнишек:
«О, выслушай моления любви, дай высказать все то, чем сердце полно», - жаждет самозванец высказать избраннице слова любви.
Отрепьеву не чужды эстетические переживания. Он ценит поэзию, и даже одаривает поэта перстнем:
«Я люблю парнасские цветы», - признается самозванец, что он не лишен эстетических чувств и выступает за «союз меча и лиры».
Отрепьев чутко ориентируется в любой ситуации. К примеру, ожидая свидания с Мариной Мнишек, он чутко прислушивается к любому шороху:
«Но что-то вдруг мелькнуло... шорох... тише», - пытается влюбленный сориентироваться в темноте.
Тем самым одного из главных героев произведения отличают стремления к самовыражению, игре, ориентировке. Персонажу присущи эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации. Подобные потребности свойственны креативному, или творческому типу личности.
Можно заметить, что ряду персонажей драмы знакомо состояние творческого подъема.
Так, по свидетельству Пимена, подвижническая жизнь совершенно преобразила царя Феодора:
«Он царские чертоги преобратил в молитвенную келью», - до неузнаваемости трансформировался образ жизни царя.
Для сравнения, Отрепьев признается поэту, что некогда и он пытался создавать поэтические произведения:
«Мне знаком латинской музы голос», - пробовал творить персонаж.
«Пророчества пиитов» вдохновляют самозванца на «подвиг»:
«В их пламенной груди кипит восторг: благословится подвиг, его ж они прославили», - воодушевляет Отрепьева «вдохновенный гимн».
Отрепьев очарован красотой прекрасной Марины Мнишек:
«Прелестная Марина», - прельщен самозванец прелестями девушки.
В ответственный момент персонажи настраивают себя на предстоящие в их жизни важные события. К примеру, перед своей кончиной Годунов готовится к принятию схимы:
«Святый отец, приближься, я готов», - настроился царь на обряд пострижения.
Между тем состояние творческого взлета у персонажей нередко сменяется переживанием творческого упадка.
К примеру, влюбившись в Марину Мнишек, Отрепьев забывает о своих планах, и его положение деградирует на глазах:
«Ты медлишь - и меж тем приверженность твоих клевретов стынет, час от часу опасность и труды становятся опасней и трудней», - замечает Марина Отрепьеву, что пущенные на самотек события развиваются неблагоприятным образом.
Проигранное самозванцем первое сражение грозит разрушить все его планы:
«Десятого повешу, разбойники!» - со злости готов уничтожить Отрепьев часть своего войска.
Порой персонажи падают духом. Так, когда Годунов добивается желаемого, им овладевают упадочные настроения:
«Только утолим сердечный глад мгновенным обладаньем, уж, охладев, скучаем и томимся», - приходит в упадок дух царя.
Годунов возлагал много надежд на успех своего царствования, однако он глубоко разочарован итогами своего правления:
«Но отложил пустое попеченье», - разочаровался царь в своем народе, не оценившем его труды.
Подчас у персонажей дела идут не так, как им бы хотелось, отчего они бывают сильно расстроены:
«Ну вот о чем жалеет! О лошади! Когда все наше войско побито в прах», - расстроен Гаврила Пушкин поражением в битве, в то время как Григорий Отрепьев сокрушается о гибели своей лошади.
Таким образом, ряд героев произведения раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом персонажам присущи как состояния творческого подъема, так и творческого упадка.
Проведенный анализ характеров персонажей драмы «Борис Годунов» показывает, что героям произведения присущ определенный набор склонностей. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами их характера.
Сюжетообразующей линией произведения является борьба за власть. Вместе с тем некоторые персонажи оказываются бессильны повлиять на ситуацию. В противоположность Отрепьеву, полагающему себя избранным, а потому уверившемуся в собственном могуществе, Годунов всячески демонстрирует, что приемлет власть, подчиняясь воле народа.
Значимое место в произведении занимает тема любви. Так, Отрепьев настолько поглощен чувствами к Марине Мнишек, что ради любви к ней готов отречься от всех своих планов. Однако, встретив со стороны девушки не ответное чувство, а холодный расчет, Отрепьев воспылал к «гордой полячке» ненавистью и даже готов навсегда оставить возлюбленную.
Героями произведения движут определенные идеи. Персонажам свойственно вникать в смысл происходящего, но в какие-то моменты они совершают неосознанные действия. Если Отрепьев убежден, что его действиями руководит высший промысел, то Годунов нередко сомневается в правильности своих решений.
Следует отметить также, что ряд героев произведения раскрываются как творческие натуры. Они переживают как состояние творческого подъема, так и ощущение творческого упадка.
Некоторые герои предстают как самоактуализирующиеся личности, способные к развитию. Жизнь ряда персонажей преображается прямо на глазах. Вместе с тем ситуация не для всех развивается благоприятным образом, наоборот, деградируя.
Некоторые персонажи воспринимают жизнь как игру. Герои пытаются создать благоприятные условия для реализации своих замыслов, однако жизнь нередко разрушает их планы.
Ряд героев склонен к самовыражению. Каждого из них что-то вдохновляет на свершения. Вместе с тем в случае неуспеха персонажами зачастую овладевают упадочные настроения.
Персонажам не чужды эстетические переживания, их очаровывает прекрасное. В то же время герои нередко разочаровываются в чем-либо, неверно оценив реальное положение вещей.
Некоторые персонажи чутко ориентируются в самой непростой ситуации. В ответственный момент герои произведения настраивают себя на предстоящее в их жизни важное событие. В то же время не у всех героев дела обстоят так, как им бы хотелось, отчего они бывают расстроены.

Анализ персонажей характеристика сюжета драмы Пушкина Борис Годунов.



Загрузка...