emou.ru

«храмовники» и «псы господни». краткая история самых известных орденов церкви. История самых известных орденов церкви

Орден Францисканцев (Ordo Fratrum Minorum ) - основателем всех ныне существующих ветвей францисканского монашеского ордена является св. Франциск Ассизский .

Первое (устное) утверждение Устава Ордена Францисканцев, составленного собственноручно св. Франциском, состоялось уже в 1209 г. Устав предписывал всем монахам Ордена строгое следование главным евангельским заповедям: целомудрия, бедности и смирения, а также вменял в обязанность проведение активной проповеднической и миссионерской деятельности. Особенностью нового Ордена стало целенаправленное обращение его членов к миру при полном отказе монахов от собственности, будь то личное или общинное имущество; их полное самоотречение во имя Иисуса Христа ; а в миссионерской деятельности – абсолютный отказ от «миссионерства мечом».

Ныне Орден Францисканцев делится на три основные ветви. Первая (мужская) ветвь, основанная св. Франциском в 1207-1209 гг., состоит из монашеских общин францисканцев - конвентуалов (Ordo Fratrum Minorum Conventualium), обсервантов (Ordo Fratrum Minorum Regularis Observantiae), реформатов (Ordo Fratrum Minorum Strictioris Observantiae Reformatorum), капуцинов (Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum), миноритов (Ordo Minorum), минимитов (Ordo Minimorum) и других, более мелких ответвлений. Монашеские общины этой ветви имеют созерцательно-деятельный характер, то есть соединяют в себе строгую жизнь в молитве в стенах монастыря с проповеднической, миссионерской, пастырской, гуманитарной и иной деятельностью в миру. Отличаясь друг от друга внешней организацией, они имеют единый Устав (Устав св. Франциска), общий францисканский требник и молитвенник.

К Ордену Францисканцев принадлежали такие святые католической Церкви, как Антоний Падуанский, Джованни Бонавентура, Дунс Скот, Бернардин Сиенский, Иоанн из Капестрано, Петр Алькантарий, Феликс да Кантоличе, Пасхалий Байлон, Гонорат Козьминьский, Максимилиан Кольбе, Пий из Пьетрельчины (о. Пио) и др. Монахами-францисканцами были папа римский Григорий IX, Александр IV, Николай IV, Климент XIV.

Вторая (женская) ветвь Ордена Францисканцев была основана св. Франциском примерно в 1211-1212 гг. совместно со св. Кларой (1193-1253). Ныне эта ветвь также состоит из нескольких монашеских общин. Самые крупные из них: клариссы (Ordo Sanctae Clarae ), капуцинки (Ordo Sanctae Clarae Capuccinarum ), коллеттанки (Ordo Clarisse Colettine ). Имеются и другие, более мелкие, ответвления. Монашеские общины этой ветви Ордена придерживаются исключительно созерцательного (молитвенного) образа жизни в условиях строгого затвора.

Среди святых женской ветви Ордена Францисканцев можно назвать Агнессу Пражскую, Коллетту Буале, Марию Лоренцо Лонго, Веронику Джулиани и др.

Третью ветвь Ордена Францисканцев, основанную св. Франциском в 1221-1222 гг, составляют терциарии (Ordo Tertium ), первоначально они назывались «Братья и Сестры покаяния», и Третий Регулярный Орден (Tertius Ordo Regularis Sancti Francisci ), часто называемый также Третьим монастырским орденом, так как его членам, начиная с 1447 г. вменено принесение торжественных монашеских обетов и проживание в монашеской общине в стенах монастыря. Терциарии же, будучи мирянами, не дают торжественных монашеских обетов и не обязаны проживать в монастырской общине. Своей главной задачей терциарии считают достижение евангельского совершенства в мире, ведение благотворительной деятельности и оказание помощи духовенству. Нынешняя структура Ордена терциариев была установлена в 1883 г. папой Львом XIII.

К светским терциариям принадлежали, например, св. Елизавета Тюрингская, одна из небесных покровительниц францисканцев - терциариев; св. Людовик IX Благочестивый, французский король; святые Маргарита Кортонская и Анджела из Фолиньо, мистики францисканского ордена; итальянский поэт Данте Алигьери; св. Изабелла Португальская, королева Португалии; св. Анджела Меричи, основательница Ордена Урсулинок; св. Альберт Хмелёвский, основатель монашеских конгрегаций альбертинцев и альбертинок; кардинал Стефан Вышинский, примас Польши и др.

«ХРАМОВНИКИ» И «ПСЫ ГОСПОДНИ». ИСТОРИЯ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ОРДЕНОВ ЦЕРКВИ

26 сентября 1181 родился святой Франциск Ассизский, основатель нищенствующего ордена францисканцев. По иронии судьбы, вне католического мира он известен именно благодаря этому ордену — одному из наиболее знаменитых в истории.

В истории христианства особое место занимают ордена — сообщества лиц, объединённых общей целью и особыми правилами жизни.

Когда заходит речь об орденах, то чаще всего вспоминают о «крестоносцах», или о рыцарях Ливонского ордена, разбитых Александром Невскимна Чудском озере.

На самом деле «крестоносцы» являются представителями не одного, а нескольких духовно-рыцарских орденов, возникших во время Крестовых походов.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Ордена начали появляться во времена раннего Средневековья и продолжали образовываться вплоть до XX века, а их общее количество исчисляется десятками. Названия одних мало что говорят нашим современникам, а другие обрели, без преувеличения, мировую славу.

Орден тамплиеров

С какой целью появился: После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французским рыцарем Гуго де Пейном учредила военно-монашеский орден, целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке.

Когда создан: Орден, учреждённый в 1119 году и изначально названный «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», был официально признан церковью 1128 году.

Чем известен: Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами).

Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. В марте 1139 года Папа Римский даже издал буллу, в которой тамплиерам разрешалось свободно пересекать любые границы, не платить налоги, а подчиняться только Папе и больше никому. Настолько вольготные условия способствовали резкому развитию «крестоносного бизнеса».


Когда создан: Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. 5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской. Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Чем известен: Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности стали основными. Неожиданное «направление развития» орден, в отличие от других крестоносцев, нашёл в XIII веке в Европе. Языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы оказалось удобной целью для «крестоносцев». На завоёванных землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Уникальное в своём роде образование оставалось влиятельным игроком на карте Европы вплоть до 1410 года, когда рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде. С этого момента начался закат ордена.

Конец истории: Формально орден, потеряв территориальные владения и влияние, просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.

Орден иезуитов

С какой целью появился: Монашеский орден иезуитов возник в период так называемой контрреформации — реформ внутри католической церкви, вызванных борьбой с Реформацией. Фактически он был «ответом» сторонников католицизма на активное распространение протестантского учения.

Когда создан: В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году.


Эмблема ордена иезуитов. Фото: flickr.com / Lawrence OP

Чем известен: Орден славился жёсткой военной дисциплиной: беспрекословным повиновением младших старшим. Абсолютным был авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно Папе. Иезуиты стремились обратить к католической вере массы, ранее ушедшие в Реформацию или иным способом отошедшие от католицизма. Миссионерская деятельность велась также среди евреев, мусульман и язычников.

Всего за полтора первых десятилетия деятельности иезуиты обзавелись миссиями на территории от Японии до Бразилии. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. При этом они отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов.

К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена.

Конец истории: 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV, стремившийся нормализовать отношения с европейскими монархами, выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Имущество подлежало конфискации в пользу светских властей. Правда, на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование.

В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств.

13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран новым Папой Римским . Новый понтифик, принявший имя Франциск, стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.

Орден францисканцев

С какой целью появился: Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII-XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями.

Когда создан: В 1209 году Джованни, сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне, ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III.

Чем известен: Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. Уже к 1264 году генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. К XVIII веку орден францисканцев объединял 1700 монастырей и 25 тысяч монахов. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

Существовала и «мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев, предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.


Францисканский символ. Фото: flickr.com / Alwyn Ladell

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции.

Конец истории: В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев

С какой целью появился: Возникший в одно время с орденом францисканцев нищенствующий орден доминиканцев имел несколько иное направление деятельности. Испанец Доминго Гусман, получивший сан архидиакона в Кастилии, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции. Так основатель ордена стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси.

Когда создан: В 1214 году Доминго Гусман, впоследствии названный святым Домиником, основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена.

Чем известен: Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.

Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни».


Витраж с символом ордена доминиканцев («Псы Господни»). Фото: flickr.com / Lawrence OP

Представителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский, легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

Конец истории: Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют.

Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.

Орден францисканцев -нищенствующие заказчики красоты

Св. Франциск Ассизский на картине Ф. де Сурбарана

Францисканцы («минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.Датой основания ордена принято считать момент устного утверждения устава папой Иннокентием III в 1209 году.В 1223 году папа Гонорий III письменно утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.

В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались верёвкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII—XVI веков, пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венесене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.


Францисканский символ на фасаде базилики Санта-Кроче (Флоренция)

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом Свете и в странах Востока.

Convent of the Grey Franciscan Sisters in Roeselare, gothic 16th century stepped gable

В XVIII веке у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазных революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орденское одеяние — тёмно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная верёвкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.

Ветви францисканского ордена
В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:

Орден меньших братьев, O.F.M.
Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.
Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525)
В 2015 году Орден меньших братьев насчитывал 13 632 монаха, Орден меньших братьев конвентуальных — 4 233, Орден меньших братьев капуцинов — 10 598.Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 28 тысяч человек.

Franciscano Autor: Guido Mondin Técnica: óleo sobre tela Dimensões

В 1517 году папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов.Орден капуцинов — основан в 1525 году Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признан самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 году.

Santa Maria degli Angeli: Capella del Transito - Fresco (1520) by Lo Spagna showing beatified franciscans

В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден — Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название — Леонианская уния.Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска.

Attributed to José de Páez - The Destruction of the Saint Sabá Mission in the Province of Texas and the Martyrdom of the Priests

Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный орден составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.

Франциск Ассизский. 1224-1228
Фреска. Монастырь св. Бенедикта в Субиако, Лацио

Assisi San Francesco

Теперь - о францисканцах как заказчиках. То, что в базилике Сан-Франческо в Ассизи работали крупнейшие мастера Проторенессанса, говорит как раз о том, что, несмотря на то, что все начиналось с бедности, францисканцы были очень чувствительны к искусству и к красоте. Многие произведения, которые мы знаем, были заказаны ими.

Св. Франциск и сцены из его жизни. 1235
Художник - Бонавентура Берлингьери (итал. Bonaventura Berlinghieri, ок. 1210-1287). Церковь Св. Франциска, Пеша

Во-первых, появляется особая иконография самого святого Франциска - это изображение в Субиако, к этому монастырю Франциск имел отношение, - 1235 год. Буквально прошло совсем немного со смерти святого Франциска, а уже появляется иконография житийных сцен Франциска, на которую потом отчасти ориентировались другие художники, потому что эти два произведения написаны по памяти людей, которые хорошо знали, как выглядел Франциск. Иконография Франциска формируется практически его современниками.

Распятие из Сан Дамиано. Ок. 1100
Неизвестный художник. Церковь Санта Кьяра, Ассизи

Крест, перед которым в Сан-Дамиано он получил откровение «иди и восстанавливай Мою Церковь», послужил отправной точкой процесса иконизации распятия, когда соединяются иконная форма и форма распятия. И вот как раз крест в Сан-Дамиано относится к таким, где соединено много сюжетов - не только предстоящие, но и ангелы, и восхождение Христа на небеса и т.д.

Молитва в Сан Дамиано. Ок. 1296-1304

Мы можем говорить об особом францисканском искусстве. Заказчики были в то время людьми, которые формировали вкусы, а не просто давали деньги или предоставляли свое помещение. Об этом как раз свидетельствует церковь Сан-Франческо в Ассизи - базилика святого Франциска. А сам монастырь называется Сакро-Конвенто. Это был главный храм францисканцев.

Сам город Ассизи, где родился и провел бо́льшую часть своей жизни святой Франциск, хотя путешествовал по Италии, бродил со своей общиной. Это провинция Перуджа, регион Умбрия. Это средняя Италия, с очень красивым пейзажем. Когда я в первый раз попала в Ассизи, то поняла, что только тут мог родиться такой замечательный поэт и мистик. Он же еще и прекрасный поэт. Его молитвы, его гимн Солнцу - это первые произведения, написанные на итальянском просторечии.

Епископ Понтано и св. Руфин. Ок. 1308
Художник - Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266-1337) и его мастерская. Капелла Марии Магдалины, Ассизи

Свою истории Ассизи ведет от небольшого поселения, которое было основано в 1000 г. до н.э., а в V в. Умбрия населяется этрусками. Это очень древнее место. Здесь большой археологический слой и находят много чего интересного. Спустя век, господство этрусков сменилось римской властью, и именно в период господства римлян место и было названо Асиссио, превратившееся потом в Ассизи.

Бюст-реликварий Фридриха I Гогенштауфена. 1155-1171
Сокровищница церкви Иоанна Евангелиста, Каппенберг

К III в., то есть достаточно рано, жители Ассизи приняли христианство благодаря усилиям Руфина Ассизского, впоследствии ставшего епископом города. Один из главных храмов как раз и называется Сан-Руфино - посвященный святому Руфину. Кстати, сохранились античные постройки в этом городе, что тоже очень интересно. То есть, античность была для них реальностью - они видели ее, и снова к ней вернулись.

Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

В XII в. Ассизи был покорен Фридрихом I Гогенштауфеном в ходе второго итальянского похода. Он очень многое сделал для города, не просто его покорил. Он развивал его. Появление здесь в XIII веке удивительного святого, который перекроил сознание многих людей, тоже симптоматично.

Церковь Сан Франческо

Монастырь Сакро-Конвенто основан на скалистом обрыве между реками Тешо, протекающей с севера, и Сполето с юга за пределы средневекового города. Франциск сам не хотел жить в городе, он все время уходил в окрестные селения и далее. И орден тоже после его смерти стал обосновываться за пределами города. Франциск завещал себя похоронить тоже не в пределах города. Строительство базилики началось благодаря тому, что там должно было быть захоронено тело основателя ордена.

Церковь Сан Франческо и памятник св. Франциску
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

В XIII в. монастырь основывается, а в XV в., в правление папы Сикста VI, монастырь значительно расширяется. Он стал использоваться как летняя резиденция понтификов. Вот так высоко ценили этот монастырь уже через два века.

Церковь Сан Франческо
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

Строительство храма началось в 1228 году, вскоре после смерти святого Франциска и его канонизации. Франциск умер в 1223 году, то есть строить начали буквально через 5 лет после смерти Франциска. Основной храм является двухэтажным. Верхний ярус, или верхняя церковь - это видимая часть здания, она возвышается над холмом. А нижняя церковь, скрытая рядовой постройкой монастыря, видна только тогда, когда вы заходите со стороны площади.

Перед монастырем поставлена уже современная статуя, но она очень характерная - статуя Франциска, как он вернулся из военного похода, израненный и истерзанный мирской жизнью. Это поставило точку его мирской жизни, и после этого он отдал себя на служение Христу. Франциск приходит, поникший на лошади, в полном вооружении, и преклоняется перед Церковью, перед Христом. С этого времени начинается его новая жизнь.

Гробница св. Франциска

С нижней площади - вход в нижнюю базилику. Даже сама по себе конструкция такого сложного ансамбля очень интересна. Она тоже показывает новое развитие архитектуры этого времени. Внешне фасады выглядят очень по-романски, а внутри конструкция ближе к готической. Вот эта скрытая готика часто встречается в это время в Италии. В этой церкви это особенно хорошо видно.

Гробница св. Франциска
Крипта Нижней церкви Сан-Франческо, Ассизи

Камень в основание постройки торжественно заложил 7 июля 1228 года папа Григорий IX, хотя к этому времени работы по фундаменту уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илья Бомбардони. Он был одним из францисканцев первого призыва. Он упоминается в «Цветочках», то есть в житийном цикле о Франциске. Ему это было доверено, потому что он имел опыт строительства для крестоносцев в Сирии. Он тоже успел побывать в крестовых походах. Первые францисканцы - это люди довольно высокого звания из богатых горожан или даже рыцарского сословия. И многие из них побывали в крестовых походах, в том числе и сам Франциск.

Внутренний дворик церкви Сан-Франческо, Ассизи

Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году, и на Троицу 25 мая сюда было перенесено, как говорят современники, нетленное тело основателя ордена и здесь было похоронено. До этого оно было похоронено в церкви св. Георгия. Теперь - это базилика св. Клары. Несколько лет пролежало там. Потом мощи обрели, и они были положены в специальной капелле.

Св. Франциск. 1285-1288
Фрагмент фрески. Художник - Чимабуэ (итал. Cimabue, ок. 1240-1302). Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи

Св. Франциск и св. Клара. Ок. 1290-1300
Фреска. Художник - Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266-1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

Это целая идеологическая конструкция. То есть в основание монастыря, двухэтажной базилики, в самом нижнем ярусе лежит тело основателя. Мы знаем, что храмы строились на мощах мучеников. Здесь лежит тело основателя, и вот на нем начинает строиться многоплановая, многоуровневая постройка. Это был символ самого францисканского ордена, потому что он тоже разнообразный, многоплановый, у него есть несколько ответвлений, три ветви: мужская, женская и мирянская. Еще внутри есть ответвления на капуцинов, на миноритов, на конвентуалов и т.д. То есть это очень сложноорганизованный орден.

Св. Антоний и св. Франциск. 1313-1318
Фреска. Художник - Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284-1344). Капелла Сан Мартино, Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи

Внутри есть несколько еще средневековых, но интересных и ренессансно оформленных внутренних двориков, которые предназначены для уединенных молитв.

Интерьер Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи

И, конечно, все художники, которые здесь работали, отметились портретами Франциска так, как они его видели и понимали. Вот «Франциск» Чимабуэ. Вот «Франциск и Клара» Джотто.

А вот «Франциск и Антоний», написанные Симоне Мартини. Как видите, каждому художнику дана свобода. Поэтому, конечно, вклад францисканцев в историю Ренессанса велик, его нельзя преуменьшать. И самой идеологией ордена они поменяли для многих картину мира. И были вот такими заказчиками и разработчиками больших циклов произведений.

Важные позиции занимает , организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов , деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития.

Бенедиктинцы

Основатель бенедиктинского монастыря - Бенедикт Нурсийский (480-547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте Кассино , в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.

Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целью такого объединения был возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти.

Кармелиты

Основатель - Бертольд Калабрийский , глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения — у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток , а затем и мужской. К особенностям ордена относится затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества.

Картезианцы

Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. -Cartusia ). Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства — производство и продажа ликера «Шартрез».

Цистерцианцы

Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито (Cito ). С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название бернардинский. Монахи ордена активно участвовали в , поддерживали папу в его борьбе со светскими властями.

Францисканцы

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты — «наименьшие из всех людей» — жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия . С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев , распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть . Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними» (лат. -domini canes ). В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Рыцарские братства

Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода для защиты завоеванных земель. Рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Они подчинялись только папе и орденским властям — капитулу и великим магистрам.

Госпитальеры

Около 1070 г. в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis ) для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства). В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии — Тевтонский орден — по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.

Иезуиты

Название произошло от лат.SocietasJesu — «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель — испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена — борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью.

Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции , которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, , Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.

Ветви францисканского ордена

В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:

  • Орден меньших братьев, O.F.M.
  • Орден меньших братьев конвентуальных , O.F.M.Conv.
  • Орден меньших братьев капуцинов , O.F.M.Cap. (1525)

В 2014 году Орден меньших братьев насчитывал 14 046 монахов, Орден меньших братьев конвентуальных - 4 294, Орден меньших братьев капуцинов - 10 629 . Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 30 тысяч человек.

В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден - Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название - Леонианская уния .

Второй (женский) орден св. Франциска - называется орденом бедных кларисс , основан в г. св. Кларой , сподвижницей св. Франциска.

Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии ) - учрежден св. Франциском около , получил в г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска . Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте , король Людовик IX Святой , Микеланджело и др.

Известные францисканцы

  • Св. Франциск Ассизский (1181/1182-1226) - основатель ордена
  • Св. Антоний Падуанский (1195-1231)
  • Роджер Бэкон (ок.1214 - после 1294) - английский философ и естествоиспытатель
  • Св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220-1272)
  • Св. Бонавентура (1221-1274) - генерал ордена, богослов
  • Гийом де Рубрук (1220-1293) - миссионер, путешественник
  • Якопоне да Тоди (1230-1306) - итальянский поэт, автор гимна Stabat Mater
  • Раймунд Луллий (1235-1315) - каталанский писатель
  • Александр из Гэльса - парижский профессор
  • Джованни Монтекорвино (1246-1328) - первый архиепископ пекинский
  • Блаженный Дунс Скот (1265-1308) - философ-схоластик
  • Вильгельм Оккам (1280-1347) - философ-схоластик
  • Одорико Порденоне (1286-1331) - путешественник по Индии, Индонезии и Китаю
  • Франческо Петрарка (1304-1374) - итальянский поэт
  • Бертольд Шварц (XIV в), считающийся изобретателем пороха
  • Св. Бернардин Сиенский (1380-1444) - миссионер, проповедник
  • Варфоломей Пизанский - (XV в) - автор Liber conformitatum sancti Francisci cum Christo , изд. в Венеции in folio, входящей в число редчайших ининкунабул
  • папа Сикст IV (1471-1484) - теолог
  • Франсуа Рабле (1494-1553) - французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка
  • Бартоломей Камби - известный проповедник
  • Бернардино де Саагун - автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании», первой всеобъемлющей энциклопедией культуры ацтеков
  • папа римский Сикст V
  • папа римский Климент XIV
  • Иоанн Капистриан ( -) - святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок.
  • Педро де Сьеса де Леон ( -) - священник, описавший завоевание Южной Америки и привезший в Европу картофель.
  • Бернардино де Карденас ( -) - епископ и губернатор Парагвая , исследователь истории и обычаев индейцев Центральных Анд .
  • Блаженный Сеферино ( -) - официальный покровитель цыган
  • Максимилиан Мария Кольбе ( -), польский священник-францисканец и мученик, погибший в Освенциме в 1941 году , добровольно пошедший на смерть ради спасения другого человека.
  • Антонио Сьюдад-Реаль ( -) - испанский миссионер и лингвист, составитель шеститомного словаря языка майя .
  • Св. Падре Пио ( -) - монах-капуцин , стигматик
  • Богуслав Матей Черногорский ( -) - чешский композитор и органист .
  • Лист, Ференц ()-() - венгерский композитор , пианист и музыкальный критик

Францисканцы в литературе

  • брат Вильгельм Баскервильский - главный герой романа «Имя розы » Умберто Эко
  • брат Тук - друг и сподвижник Робина Гуда
  • отец Луис Веласко - один из двух главных героев романа «Самурай» Сюсаку Эндо
  • брат Лоренцо - монах веронского монастыря Сен Дзено, один из героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта », а также новелл Банделло и да Порто

Францисканцы в музыкальном искусстве

  • Антонио Вивальди , венецианский аббат-минорит, композитор, педагог, скрипач

Францисканцы в изобразительном искусстве

  • цикл фресок Джотто из жизни св. Франциска, (1300-1304) базилика Св. Франциска в Ассизи
  • изображения св. Франциска работы Эль Греко - не портретные, а скорее собирательные образы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Францисканцы"

Примечания

Ссылки

  • Братство, объединяющее как католиков, так и последователей св. Франциска за пределами католической церкви (православных, лютеран, англикан, свободных протестантов).
  • .

Отрывок, характеризующий Францисканцы

– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.
– Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат.
– Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей.
Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.



Загрузка...

Реклама