emou.ru

Конспект по музыкальной деятельности в подготовительной группе. План - конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию для детей логопедической подготовительной группы. Игра с пением без му

Косинова Наталья Васильевна,

Музыкальный руководитель

«В музыкальном королевстве…»

Цели и задачи:

1.Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) прививать детям любовь к классической музыке.

2. Способствовать формированию музыкальной культуры дошкольника через обогащение их музыкальных впечатлений и музыкального словаря.

3. Развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство ритма, голосовой аппарат, музыкальную память.

4. Познакомить с новым инструментом – с.

5.Способствовать активному восприятию музыки, через самостоятельную творческую деятельность.

6. Учить слушать живую музыку в исполнении детей детской музыкальной школы.

Методы и приемы активизации детей

  • Добиваться, чтобы ребенок сам определял характер музыки.
  • Реагировал на изменения в настроении, темпе, через самостоятельную творческую деятельность.

Метод умственного поиска:

  • Вслушайся, вдумайся, оцени, выскажись.
  • Запомни мелодию, определи характер произведения
  • Выбери музыкальный инструмент
  • Нарисуй то, что услышал и представил
  • Выбери соответствующие атрибуты и танцевальные движения на импровизацию.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Сказочный бал» Гладкова.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята (пропеваю мелодично)

Дети: Здравствуйте.

Музыкальный руководитель: Ребята вы догадались, куда мы с вами попали? - Какая музыка звучала, когда вы зашли в зал? (сказочная музыка)

Музыкальный руководитель: Сегодня мы побываем с вами в гостях у Феи музыки.

Ребята, а где же она? Наверное, не смогла приехать к нам. Но ничего, у меня в волшебном сундучке есть как раз подходящий наряд (достает и надевает). Вот такая нарядная накидка и корона и впрямь как у Феи Музыки.

Ну как я вам? Кажется неплохо! Но чего- то не хватает. Давайте подумаем.

Музыкальный руководитель: Музыка из чего состоит? (ответы детей).

Правильно, из звуков, нот, музыкальных инструментов.

А давайте украсим мой наряд вашими рисунками, которые вы приготовили для Феи Музыки (дети соглашаются и наряжают Фею).

Музыкальный руководитель: Ну, что похожа я на Фею музыки? Тогда в путь! Нас ждет с вами удивительный мир музыки. И попасть в музыкальное королевство поможет колокольчик (показывает и звенит)

Музыкальный руководитель: Закройте глаза и представьте, что мы в сказочном королевстве (звучит музыка).

Музыкальный руководитель: Вот мы и очутились в Музыкальном королевстве

(дети присаживаются).

Музыкальный руководитель: Вы слышите, звучит музыка. А пока она звучит я вам расскажу одну историю.

Сегодня, ранним утром мимо замка Музыкального королевства проезжал прекрасный принц. И вдруг он услышал чудесную музыку, которая лилась из окон замка. Кто-то легко и нежно играл на незнакомом инструменте, а прекрасная мелодия мягко обволакивала душу и сердце принца.

Ребята, вы узнали эту музыку? Опишите, какая музыка?

(ответы детей: музыка легкая, нежная, воздушная как цветы).

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята это

  • «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель: Принц был просто очарован, ему очень хотелось узнать, что это за музыка, а главное что это за инструмент, который издает такие чудесные звуки. Он подъехал к замку, где его встретил старый слуга и проводил в королевский зал. Принц увидел красивую девушку, она сидела в центре зала и играла на небольшом, красивом инструменте и водила по струнам какой – то волшебной палочкой, которая извлекала волшебные певучие звуки.

Вы, наверное, догадались, на чем играла принцесса Офелия? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Правильно, на скрипке.

Музыкальный руководитель: «Что это? Как называется этот удивительный инструмент?»- воскликнул принц!. «Скрипка! «- ответила застенчивая принцесса.

Движенья плавные смычка

Приводит в трепет струны

Мотив журчит из далека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка

Звучит мечтательный мотив,

Ее названье …скрипка!

(показ иллюстрации скрипки)

  • Видио - рассказ о скрипке (программа «Энциклопедия классической музыки»)

Музыкальный руководитель: Вот какой это удивительный инструмент. А наша сказка продолжается.

Принц, слушая принцессу все время смотрел на нее и влюбился с первого взгляда. Он тут же попросил руки принцессы у короля. Но король сказал, что в их королевстве все очень любят музыку, многое о ней знают и умеют играть на музыкальных инструментах. Принцу прежде предстоит пройти музыкальные испытания, и если он с ним справится, то получит в жены принцессу Офелию. Но одному принцу с этими заданиями не справиться.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотели бы помочь принцу пройти испытания? (ответы детей). Замечательно!

Вот первое задание.

Король пригласил в тронный зал всех обитателей своего замка и предложил создать большой королевский оркестр. Принц и все придворные выбрали себе музыкальные инструменты. Офелия повела смычком по своей скрипке и зазвучала чудесная музыка вальса.

Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли придворных музыкантов? (ответы детей). Тогда давайте, и мы создадим королевский оркестр. Выбирайте музыкальные инструменты и становитесь в полукруг. Поможем принцу исполнить просьбу короля.

  • Дети исполняют «Вальс – шутку» Д.Шостаковича

Задание второе. (садятся на стульчики у фор –но)

Как рассказал король: Принцесса Офелия очень любила гулять в королевском саду, где росло много красивых цветов. Но особенно она полюбила один колокольчик за его прекрасную песенку. На фортепиано исполняется мелодия «песни колокольчика» из 7 звуков. Но однажды сильный ветер с дождем налетел на сад и бушевал всю ночь, а к утру все успокоилось. Девочка долго не могла найти свой колокольчик. Она подходила то к одному, то к другому колокольчику, до нее доносились разные песенки наконец нашла свой любимый цветок.

  • Музыкальный руководитель: А вы ребята сможете угадать «песенку любимого колокольчика» принцессы?

(дети прослушивают 3 разные мелодии и определить «песенку колокольчика» принцессы.)

Задание третье.

В королевском дворце жил шут Добряк. Он был самый веселый и добрый во дворце, но у него очень часто менялось настроение и музыку он любил слушать такую же (показываю плоскостного гнома (шута). И этот шут желает загадать музыкальную загадку и нам. Определить, что за произведение звучит и меняется ли настроение в нем. А мы должны вот этими карточками показать, где и когда звучит грустная и веселая мелодия.

Давайте сначала определим, что это за произведение.

Слушание: «Клоуны» Д.Кабалевского .

(Затем дети с помощью карточек синих и красных определяют грустную и веселую части.

Музыкальный руководитель: Ребята, а, сколько частей в этом произведении?)

Дети: Три.

Задание четвертое

Музыкальный руководитель: Ребята, придворный танцмейстер (человек, который обучал всех танцам) очень хотел бы посмотреть знает ли принц движения в танце полька?

Ну что ж поможем принцу?

  • Танец «Полька»

Задание пятое

Нянюшка Фаина рассказала принцу одну историю, которая произошла с принцессой, когда она была маленькой девочкой. «Крошка Офелия очень рано потеряла свою мать Королеву Аделину. Она умерла, когда принцессе было 4 года. Но в ее маленькой голове затаилась мелодия, которую мама пела ей на ночь, но, сейчас став взрослой она никак не может вспомнить ее слова. Может вы, услышав первые звуки мелодии, вспомните и споете ее?

(Музыкальный руководитель играет мелодию песни «Мама».)

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, вы легко справились с загадкой. Но прежде чем мы начнем петь мы прогуляемся по ступенькам сказочного королевства.

  • Распевка «Лесенка»
  • Дети исполняют песню «Мама»

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Принц благодаря вашей помощи выполнил все музыкальные задания, а на следующий день в замке была пышная свадьба. В большом зале собрались все жители королевства. Они поздравили жениха и невесту, веселились и танцевали, звучало очень много музыки.

Звучит вновь «Вальс цветов» П.И.Чайковского .

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте тоже повеселимся, возьмем вот эти ленты, шарфики и цветочки и закружимся в легком вальсе.

· Танцевальная импровизация детей

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами побывали в музыкальном королевстве, помогли выполнить все задания. А о каком музыкальном инструменте вы сегодня узнали? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Ребята, я вас попрошу в группе или дома нарисовать рисунки к этой истории, а завтра мы все вместе их рассмотрим.

До свидания (пропевают).

В копилку музыкального руководителя

Во время музыкальных занятий давать правильную установку на пение. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: Нужно сесть прямо, руки положить на колени, ноги упираются в пол.

Использовать при этом художественное слово:

1.Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей в воздух полетел.

Руки, плечи – все свободно.

Петь приятно и удобно.

Если же приходится петь стоя, то плечи должны быть опущены, спина прямая.

2.Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно,

Петь приятно и удобно.


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

В течение седьмого года жизни происходит дальнейшее развитие нервной деятельности ребенка. Это создает возможности для организации учебного процесса с детьми 6-7 лет в более сложных формах. Восприятие музыки становится целенапрпвленным, развивается произвольное запоминание и воспитание.

У детей совершенствуются навыки, полученные в старшей группе. В начале года (почти весь сентябрь) идет повторение пиши материала. Постепенно благодаря систематическим движения под музыку становятся более координированными и точными. Дети овладевают новыми видами движений: боковым галопом, шагом польки, шагом с притопом, элементами русской пляски (поочередное выставление ног на плавная ходьба с разными положениями рук: в стороны, сложенные на груди, на поясе). Чувствуя своеобразие факту­ры музыкальных произведений, дети способны передать в движении характер музыки: ходить торжественно, празднично; легко, плавно; бегать легко, ритмично, стремительно и широко, ВЫПОЛНЯТЬ движения с предметами и без них (плавно, энергично), ходить шеренгой в народных плясках и хороводах, выразительно воспроизводить различные игровые образы (веселый, забавный петрушка, трусливый заяц, ласковый котенок, злой ВОЛК и т. д.).

Развивается умение ориентироваться в пространстве. К концу года дети должны свободно перестраиваться из шеренги в круг, из маленьких кругов в большой и наоборот, двигаться по диагонали из разных углов зала, четко выполнять ходьбу змейкой, в играх уметь находить свое место и т. д.

В подготовительной группе более четко и организованно про­ходят индивидуальные занятия. Дети действуют с музыкой, вос­принимая ее посредством тактильно-вибрационного и слухового анализатора. Индивидуальное задание для 6-7-летнего ре­бенка включает уже 4-6 движений под музыку.

У детей появляется большая выдержка и умение ждать воз­никновения музыки, прислушиваться к ее исчезновению. Это дает возможность увеличить длительность паузы между отдель­ными отрывками и частями музыкального произведения.



При выполнении индивидуальных заданий с выключенным фением ребенок 7 лет может определить, сколько сыграно аккордов, прохлопать простейший ритмический рисунок, опреде­лить динамические оттенки (музыка громкая, тихая).

Изучение упражнений «звонкой азбуки» также проходит в тесном контакте с сурдопедагогом, который прежде отрабаты-1вет произнесение того или иного слова с ребенком. С музыкальным руководителем он уточняет темп произнесения звуков, слогов,слов и коротких фраз под музыку.


Во время пения все больше тренируется дыхание, так как дети способны петь более длительные фразы. Совершенствова­ние певческого дыхания приводит к улучшению речи. Голос ребенка озвончается, становится выразительным. Пение облег­чает работу по развитию умения читать с губ. Наблюдая за пением товарища, ребенок тренируется понимать устную речь окружающих. Дети 6-7 лет должны знать названия песен, игр и плясок.

К концу года возрастает объем умений и навыков по вос­приятию музыки, что дает возможность разрешить детям вы­ступить с показом отдельных упражнений перед малышами. Такой прием дает хорошие результаты: малыши усваивают дан­ное упражнение значительно быстрее, чем при показе взрослы­ми, старшие при этом испытывают большое удовлетворение - ведь они находятся в роли учителей. В процессе такого общения у детей развивается потребность в музыкальных занятиях и лю­бовь к ним.

Продолжительность музыкальных занятий с детьми 6-7 лет - 35 минут.

Музыкальное занятие в подготовительной к школе группе включает:

1. Индивидуальное задание (состоит из 3-6 движений).

2. Слушание музыки с заданием на узнавание и запомина­ние названия.

3. Фронтальное задание (состоит из 2-3 упражнений).

4. Упражнение «звонкой азбуки».

6. Песню-игру по желанию детей.

7. Пляску.

Примерный конспект занятия в подготовительной к школе группе

Задачи. Закреплять умение воспринимать музыку через зрительный, тактильно-вибрационный и слуховой анализаторы. Учить детей узнавать, знакомые произведения. Действовать в соответствии с характером музыкаль­ных произведений. Работать над чистотой произнесения слов в песнях «Ба­рабан», «Желтый лист», эмоционально передавать содержание песен. Учить умению перестраиваться из колонн в две шеренги.

Подготовка к занятию. Музыкальный руководитель отрабаты­вает весь материал занятия с сурдопедагогом и воспитателем, согласовывает с ними темп пропевания упражнения «звонкой азбуки» «Вот барабан». Пред­варительно «Упражнение с флажками» разучивается с двумя детьми. Они


показывают это упражнение всем. Это ускоряет выполнение индивидуального задания. На прогулке воспитатель обращает внимание детей, как осыпаются и листья с деревьев, и поет с ними песню «Желтый лист». В зале музыкальный руководитель расставляет стулья вдоль стены, приготавливает на каждого ребенка и взрослого по два цветных флажка, картинку с изобра­женном жука, барабан, шапочку, волка, таблички «Упражнение с флажками«, «Музыка веселая», «Музыка грустная».

Ход занятия Дети вместе с сурдопедагогом и воспитателем друг за другом входят в зал и выстраиваются в шеренгу. «Сегодня я первый»,-говорит ребенок, стоящий во главе шеренги, и ведет детей. Все садятся на

Первое задание (индивидуальное). «Упражнение с флажками» (см. с. 183.) Вова возьми два флажка из вазы. Таня, иди слушай музыку»,- обращается музыкальный руководитель к детям (они знают это упражнение) и показывает табличку «Упражнение с флажками». Дети проговаривают название. После того как дети покажут упражнение, они передают флажки другим, все поочередно выполняют задание, стоя спиной к инструменту. Второе задание (фронтальное). «Жуки» (см. с. 135). «Встаньте у пианино ГОВОРИТ музыкальный руководитель.- Узнайте, что я играю». Исполняется музыка *Жуки* Дети узнают и садятся на места.

Третье задание. Упражнение «Жуки». Музыкальный руководитель показывает картинку жука и говорит: «Вы будете жуки. Слушайте музыку». Дети выполняют упражнение (ложатся на пол на спину и передвигают и передвигают ногами «жуки барахтаются»),

Четвертое задание, «Ходьба в разных направлениях» (см. с. 177). Дети поднимаются с пола, идут друг за другом вдоль стены и садятся на места.

Пятое задание. Упражнение «Подготовка к шагу польки» (см. с. 167). и сурдопедагог садятся перед детьми и вместе с ними ритмично под музыку. «Встаньте в круг»,- говорит музыкальный руководитель. Дети в кругу под музыку выполняют шаг польки. С концом музыки останавливаются и по просьбе музыкального руководителя «Идите сядьте» садятся на места.

Шестое задание. Песня «Барабан» (см. с. 292). «Будем петь. Вот барабан -говорит музыкальный руководитель и показывает барабан, играет на нем и передает сидящему перед детьми сурдопедагогу, затем показывает

табличку «Музыка веселая». Сурдопедагог говорит детям: «Веселая песня, дети идут, поют, играют на барабане. Будет праздник. На празднике весело. Все кричат «ура!». Будем петь песню «Барабан». Дает одному ребенку барабан предлагает поиграть на нем. Дети поют стоя, барабанщик стоит перед детьми, он поет, повернувшись спиной к музыкальному руководителю, на припев ударяет в барабан.

Седьмое задание. Песня «Желтый лист» (см. с. 294). Музыкальный руководитель показывает табличку «Музыка грустная». Сурдопедагог проговаривает с детьми текст песни. Детям эта песня знакома, они поют ее два раза: один раз сидя, другой-стоя.


Восьмое задание. Упражнение с флажками к празднику Октября (см. с. 217). Взрослые раздают детям по два флажка, берут и себе флажки. «Мальчики, встаньте в колонну»,- говорит сурдопедагог и сама встает впереди колонны. «Девочки, встаньте в колонну»,- обращается воспитатель к девочкам и также встает впереди колонны. Музыкальный руководитель обращается ко всем: «Слушайте музыку». Дети выполняют упражнение один раз, следя за действиями взрослых.

Девятое задание. Игра «Дети и волк» (см. с. 198). Детям знакома эта игра. Музыкальный руководитель исполняет музыкальное сопровождение игры и предлагает определить характер каждой части. «Волк бежит - му­зыка громкая,- говорит ребёнок.- Дети собирают ягоды - музыка тихая». Волка изображает ребенок, ему надевают шапочку. Взрослые играют вместе с детьми. Музыкальный руководитель хвалит всех детей за то, что они хоро­шо слушали музыку, весело играли. Дети прощаются и уходят из зала.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ

УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ И ПЛЯСКИ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Конспект самостоятельной музыкальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Снежная песня Зимы».

Цель: создать условия для развития детского музыкального творчества по теме «Снежная песня зимы».
Задачи:
обучающая: формировать умения самовыражаться на тему зимних мотивов через разные виды музыкальной деятельности.
развивающая: развивать творчество, фантазию в импровизациях, развивать звуковысотный слух, ритмический слух.
воспитательная: воспитывать желание использовать полученные знания в самостоятельной творческой деятельности, воспитывать умение договариваться о порядке действий, избегая конфликты, уважительно относиться к результатам деятельности других детей, воспитывать желание добиваться общего положительного результата,.
Виды деятельности – музыкальная, познавательно-исследовательская.
Формы организации – подгрупповая, парная.
Формы реализации детских видов деятельности – пение, оркестровка, танцевальная импровизация.
Предварительная работа: восприятие музыкальных произведений П.И. Чайковский «Времена года «Декабрь», «Валь снежных хлопьев» и «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик», А.Вивальди «Времена года»-«Зима», Свиридов «Метель», «Тройка»; разучивание песен «Санки» муз.Филиппенко, «Едет Зимушка-Зима», инсценировка песни «Почему медведь зимою спит»; озвучивание стихов Пушкина, Есенина, Маршака шумовыми инструментами; разучивание танца снежинок, творческие задания с предметами (султанчики, платки, шарфы) придумай свой танец на знакомую музыку; исполнение на детских музыкальных инструментах «Снежный вальс».
Интеграция с другими образовательными областями: художественно-эстетическая – чтение произведений о зиме, заучивание стихов о зиме, аппликация нетрадиционным способом (обрывание), рисование набрызгом, рассматривание картин художников о зиме; познание – исследовательские опыты с водой, снегом; речевое развитие – беседы о зиме, приметах, составление рассказов.
Оборудование: запись видеофрагмента Зимы, презентация «Зимнее рондо», музыкальный центр, диски с произведениями, пазлы «Зимний лес», шумовые инструменты для создания зимних звуков, альбомы для рисования, краски, клей. ножницы, телевизор-игрушка для «просмотра» видеоклипа. атрибуты для импровизации танцев (султанчики, платки и шарфы из легкой ткани белого цвета), набор «поющих» стаканов, емкость с водой, деревянные и металлические палочки, крупный строительный набор, набор валдайских колокольчиков.Дети играют в группе. Раздается звук видеовызова (скайп).
Воспитатель: Ребята, нам кто звонит. Это не обычный, а видеозвонок. Давайте ответим.
Зима: (грустным голосом) Здравствуйте ребята.
Воспитатель: Здравствуй Зимушка, а почему ты такая грустная? Как мы тебя долго в этом году ждем, ты опаздываешь –снега нет, морозов нет, а ведь уже январь наступил.
Зима : Я решила к вам в этом году не приходить. Я поняла, что вы меня зовете только для того, чтобы праздник новый год пришел с подарками и Дедом Морозом. а сама я вам не нужна.
Дети: Почему ты так думаешь?
Зима : Каждое время года яркое, шумное, раскрашенное… а я белого цвета. С моим приходом устанавливается в природе тишина, что же во мне хорошего, что же меня ждать? Я в этом году решила к вам не приходить.
Воспитатель : Подожди, Зима, не отключайся. Мы с ребятами думаем по-другому. Давайте ребята докажем Зиме, что мы ее ждем, потому, что она …
Дети: Снежная, вьюжная, долгожданная, хрустальная, поющая, танцующая, морозная, искристая, метельная, заботливая, потому что укрыла растения снегом от мороза, убаюкивающая – уложили медведя и других животных спать, (другие варианты ответов)
Зима : Это все про меня, не может быть? У меня и голоса нет: ручьи со мной не поют, гром и дождь не шумят, трава и цветы не радуют многоцветьем, птицы от меня улетели далеко на юг. Все меня боятся.
Воспитатель: Мы с ребятами тебе покажем, что ты не права, согласны, ребята? Предлагайте, как мы можем это сделать?
Дети высказываются.

Воспитатель: Я поддерживаю ваши предложения: мы будем с помощью музыки, танцев, зимних звуков сочинять «Снежную песню Зимы». Если Зиме понравится наше творчество, она к нам придет со снегом, морозом, инеем, зимними играми.
Далее идет презентация развивающих центров:
Мастерская головоломок (центр развивающих игр) : сложить из пазлов картину «Зимний лес», озвучить с помощью шумовых инструментов.
Видео мастерская (центр искусства): нарисовать видеоклип к песне «Почему медведь зимою спит», озвучить.
Поющая мастерская (центр науки) : изготовить оркестр поющих стаканов с разными тембрами голосов (доливая для этого в каждый воды), сочинить зимнюю мелодию, продумать способ звукоизвлечения.
Танцевальная мастерская (центр музыки и искусства): выбрать из фонотеки любимое произведение, отобрать необходимые атрибуты для передачи музыкального образа, сочинить танец, продумать, сколько нужно исполнителей, пригласить детей, если не хватает.
Воспитатель: Подумайте, кто чем бы хотел заняться, пройдите в мастерские. Договаривайтесь в процессе творчества об очередности, распределяйте роли. Если вам понадобится моя помощь, звоните мне по нашему групповому волшебному телефону, я помогу.
Дети проходят в выбранные центры. В процессе самостоятельной творческой деятельности воспитатель наблюдает, советует, рекомендует.
Творчество импровизация на музыку «Танец снежных хлопьев» Чайковский помогает воспроизвести запись, предлагает назначить на роль ветра мальчика, нацеливает на выразительную передачу образов. слушают произведение, выбирают атрибуты для танца, распределяют роли – снежинки, ветер;
исполняют импровизацию.
сложить из пазлов картину «Зимний лес», озвучить с помощью шумовых инструментов. напоминает о технике безопасности при работе со стеклянными предметами.
складывают картину «Зимний лес», исполняют импровизацию, выбрав необходимые инструменты: стеклянные пузырьки с горлышками разного диаметра, хрустящая бумага, маракасы, деревянные ложки, кастаньеты,
нарисовать иллюстрации к каждому куплету песни «Почему медведь зимою спит», выразительно ее исполнить разными приемами напоминает, что песня начинается со вступления, на него тоже необходим рисунок, спрашивает какими способами можно исполнить песню, какие выберете вы (с запевалами, цепочкой, подгруппами, мальчики – девочки, по ролям) вспоминают песню, считают количество куплетов – иллюстраций, вспоминают строение песни, придумывают как иллюстрировать проигрыш, на каком инструменте его исполнить, рисуют, склеивают рисунки в одну ленту, репетируют готовый клип, пробный просмотр по телевизору.
изготовить оркестр поющих стаканов, с помощью добавления воды добиться разного тембра, придумать способы звукоизвлечения напоминает о технике безопасности при работе со стеклянными предметами, по завершении эксперимента предлагает заморозить воду – как вы думаете, изменится тембр звука после замерзания воды? экспериментируют с набором поющих стаканов, воспроизводят звук мокрым пальцем по краю стакана, наливают разное количество воды в каждый стакан, извлекают звук разным способом – деревянной или металлической палочкой, мокрым пальцем по краю стакана, легко постукивая их друг о друга,импровизируют мелодии, выкладывают ритмический рисунок или знаками записывают мелодию
Во время самостоятельной деятельности детей прерывается видеозвонок Зимы.
Воспитатель: Прервался звонок Зимы. Как же мы теперь узнаем, понравилась ли ей наша общая «Снежная песня Зимы»? Вы, ребята, как думаете, понравилась или нет?
Дети предлагают свои варианты ответов, обосновывая свой ответ – почему может понравится или почему может не понравится.
В группу входит музыкальный руководитель, спрашивает: «Что у вас здесь происходит? Как красиво звучит сегодня ваша группа, необычная музыка льется по всему детскому саду!»
Дети рассказывают о своей творческой деятельности.
Музыкальный руководитель: А я думаю, почему мне пришло сообщение от Зимы? (показывает планшет с текстом приглашения в лес на прогулку) Принимаем приглашение? А как мы в лес доберемся? Садитесь поудобнее на санки парами. Чтобы веселее было ехать, споем песню «Едет Зимушка – Зима».
Дети парами «на санках едут» в музыкальный зал. На экране изображение зимнего леса.
Музыкальный руководитель: предлагаю исполнить «Зимнее рондо», чтобы Зима услышала как она красиво звучит даже без музыки.
Музыкальный руководитель читает текст.
Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой.
Скок, скок, скок (2р.) (рефрен, повторяется после каждых 2 строк)
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Дятел стучит. Вьюга свистит.
(рефрен)
Белка на елке орешки все грызет, цок, цок, цок.
Рыжая лисичка зайчонка стережет.
рефрен.
Холод, холод. Стужа, стужа. Снег пушистый кружит, кружит.
Ехали мы, ехали. Наконец приехали!
Сгорки ууууух! В ямку – бух! Приехали!
Виды музыкальной деятельности Содержание деятельности Действия воспитателя Действия дошкольников
Творчество изобразить с помощью шумовых инструментов, звучащих предметов звуки леса, животных скрип саней. предлагает взять любые предметы, шумовые инструменты, следить на экране за появлением подсказок, импровизировать звуками. участвуют в озвучивании стихотворения, придумывают способы звукоизвлечения, ритмический рисунок, длительность звучания, внимательно следят за чтением текста, вовремя вступают

По окончании исполнения «Зимнего рондо» на экране появляется Зима. Она улыбается, приветливо машет детям рукой.
Музыкальный руководитель: Почему Зима молчит, как мы узнаем, постарались мы, ей понравилось?
Дети должны догадаться по эмоциям Зимы о результатах своей творческой деятельности.
Виды музыкальной деятельности
Содержание деятельности Действия воспитателя Действия дошкольников предлагает ответить: «Как вы думаете, понравилась Зиме наша «Снежная песня Зимы»? Как вы догадались? почему она молчит? Уйдет она совсем или порадует нас зимними забавами?
Я с вами согласна, Зима очень довольна. По ее счастливому лицу мы видим, что ей понравилось наше творчество, как мы поработали в наших волшебных мастерских. Теперь мы будем ждать от Зимы снега, мороза, чтобы вволю поиграть на улице.
Давайте и мы не будем шуметь в зимнем лесу. Садитесь в саночки, поехали в группу, скоро придут родители. отвечают на вопросы воспитателя, доказывая правильность своего ответа (ей понравилось, она улыбается, в лесу нельзя шуметь, поэтому она молчит)

Музыкальная образовательная деятельность в подготовительной группе «Контрасты в музыке»

ср., 11.10.2017

Музыкальный руководитель

МАДОУ Боровский

детский сад "Журавушка"

Сказка Л.П.

Цель:

Ознакомление детей с музыкальными контрастами, способствующими музыкальной2 выразительности.

Задачи:

1.Упражнять детей в плавном спокойном кружении, в пластичном движении рук.

2.Учить различать жанр и характер музыкального произведения

3.Учить детей слышать начало и окончание музыки, смену контрастов, запомнить правила игры.

Ход занятия:

(В зале появляется Фея Музыки .)

Фея Музыки

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Музыкальному городу. Нотка Ми нам укажет дорогу, если вы правильно назовёте музыкальный жанр пьесы, который сейчас прозвучит.

« Вальс» Н.Леви (ответы детей)

Правильно, это танец – вальс.

Ах, как чудесно танцуется вальс, 1-2-3, 1-2-3-раз!

Звуки летят, как с деревьев листва,

Раз-два-три, раз-два-три, два!

Звёзды и те закружились, смотри!

Раз-два-три, раз-два-три, три!

(упражнение « Вальс» Н.Леви)

Музыкальный руководитель

Давайте посмотрим, куда привела нас нотка Ми вместе с музыкой.

(прикрепляет на макет нотку Ми) и названия Бульвар Контрастов, улицы Темп, Лад, Высота, переулки Быстрый, Медленный, Высокий, Низкий, Громкий, Тихий, проезды Короткий, Долгий)

Что же такое контраст? Это сравнение противоположных по значению признаков- определений у предметов, явлений, настроений, людей, погоды. Контрасты бывают разные. В Музыкальном городе мы будем искать и определять музыкальные контрасты. Чтобы музыка нам могла о чём- то рассказывать, она должна быть выразительной, звучать громко и тихо, быстро и медленно, высоко и низко. Давайте учиться различать муызкальные звуки. Ведь если они будут звучать всегда одинаково, будут как близнецы похожи друг на друга, то мы не сможем понять о чём говорит музыка, какое у неё настроение, характер.

Вот послушайте музыкальную пьесу и скажите: всегда ли она звучит одинаково? Что вам очень ярко, контрастно удаётся в ней выделить?

(«Боковой галоп» муз. А.Жилина, ответы детей)

Да, правильно. Музыка звучит тихо и громко. В этом отражается её контраст. Разное по силе звучание музыки поможет вам выполнить боковой галоп.

(Выполнение упражнения « Боковой галоп» А.Жилин)

Посмотрите на портрет, вспомните фамилию этого композитора. Правильно, это Д.Б.Кабалевский. Вы уже знакомы с его творчеством. Какую пьесу этого композитора мы недавно слушали.

(ответы детей) Да, вы слушали « Походный марш». Сейчас прозвучит новая пьеса этого композитора. Постарайтесь определить, что это – песня, танец или марш.

(Звучит « Вальс» Д.Б.Кабалевского, ответы детей)

Правильно – это вальс. В переводе с французского это слово переводится «кружиться». Слушаешь его и чувствуешь чередование трёх звуков, с ударением на первом: раз- два-три…

Первый звук звучит громче чем второй и третий.

Послушайте ещё раз этот вальс и скажите, какое настроение передаёт эта музыка?(ответы)

Правильно, эта музыка ласковая, спокойная, задумчивая, ласковая.

Музыкальный руководитель

Фея, послушай. Ребята хотят исполнить для тебя песню « Листопад». На какую улицу Музыкального города нам надо попасть,чтобы эта песня зазвучала правильно?

Отправимся на Ладовую улицу, здесь есть два переулка: Весёлый и грустный. В Весёлом переулке звучит весёлый колокольчик (звучит мажорное трезвучие). А в Грустном переулке звучит грустный колокольчик «минор». Останьтесь в этом грустном переулке и колокольчик вам поможет исполнить вашу грустную песенку.

(песня « Листопад» Т.Потапенко)

У вас получилось правильно! Послушайте новую песню « Гуси» А.Филиппенко и скажите в каком переулке живёт эта песенка?

(Слушание песни « Гуси» А.Филиппенко). Правильно, в Грустном переулке.

Для определения весёлого и грустного звучания есть определённые термины- обозначения. Мажор- весело, минор- грустно. Послушайте пьесу и выберите правильный термин.

(Слушание «Весёлые скачки» Б.Можжевелов)

Правильно, это мажор. Музыка зазвучала весело. А ещё как? Быстро. Музыкальные звуки быстро чередовались. Можно по- другому сказать - в быстром темпе. Темп определяет в музыке характер движений. Как будете двигаться? Правильно - быстро!

(Выполнение упражнения « Будь ловким» Н.Ладухин).

Фея Музыки

Первая прогулка по Бульвару Контрастов заканчивается. Пора прощаться, до новых встреч!

Музыкальное прощание.

Музыкальная деятельность детей подготовительной группы. Тема: «Знакомство с музыкальными инструментами».

Цель: формирование у детей музыкальных способностей.

Задачи:

  • совершенствовать звуковысотный, ритмический, слух;
  • развивать произвольное внимание, восприятие, память;
  • знакомить с музыкальным произведением в исполнении различных инструментов;
  • продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, их классификацией, звучанием;
  • учить играть на ударных музыкальных инструментах;
  • воспитывать художественный вкус.

Предметно-развивающая среда:

  • ЭОР: презентация «Музыкальные инструменты», интерактивная игра «Распредели на группы».
  • Музыкальные инструменты: бубен, треугольники, ложки.
  • Раскраски на тему «Музыкальные инструменты».
  • Фишки для распределения детей на группы.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Дети с воспитателем в сопровождении фортепиано маршем входят в зал и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель (пропевает). Здравствуйте, ребята!

Дети (пропевают). Добрый, добрый день!

Музыкальный руководитель. С самого рождения человека окружает музыка. Прислушайтесь и вы обнаружите, что музыка в мире разлита повсюду. Она в щебетании птиц, в шуме моря, стрекотании кузнечика, дуновении ветерка… Нужно только уметь слушать. Чтобы извлекать звуки и создавать музыку, люди придумали и создали множество музыкальных инструментов, все их не перечесть. Мы с вами познакомимся лишь с небольшой частью этих удивительных изобретений.

2. Практический этап.

Просмотр презентации «Музыкальные инструменты»:

Ударные инструменты

Музыкальный руководитель. Самая шумная, самая древняя и многочисленная группа музыкальных инструментов – ударная. Самый известный из них конечно барабан. Он и сейчас выглядит также как много столетий назад.

Проблемная ситуация. Вы никогда не задумывались, почему барабан круглый а не квадратный? (предположения детей).

Музыкальный руководитель (выслушивает ответы детей и обобщает) . Оказывается, потому чтобы кожа натягивалась равномерно, а это возможно только на круге. Играют на барабане деревянными палочками. С их помощью можно вызывать самые разные звуки - от слабого шороха до раскатов грома, но самое трудное это барабанная дробь! Барабан незаменим в любом оркестре. ОН подчеркивает ритм музыки, придаёт звучанию оркестра большую силу, а его краскам большее разнообразие (треугольник, тарелки, бубен и пр.)

Духовые инструменты (труба, флейта, саксафон и пр .)

Музыкальный руководитель . Произошли от старинного русского слова «дух», что значит воздух, а может и от слова душа. Ведь для того, чтобы звучание стало по настоящему музыкальным, нужно играть с душой, вкладывать всю душу. Торжественные ликующие голоса этих инструментов, отливающих солнечным блеском, открывает парады, шествия, Олимпийские игры. Они приветствуют гостей, чествуют победителей.

Струнные музыкальные инструменты (гитара, скрипка, балалайка и пр. )

Музыкальный руководитель. АРФА - какое звучное название! Появилась она ещё на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. В оркестре она занимает особое место. Её голос звучит обычно тогда, когда происходит что-нибудь необыкновенное. Арфа может изображать и нежное дуновение ветерка и грозные порывы бури.

Музыкальный руководитель. Ребята, теперь давайте немного отдохнем.

Звучит веселая подвижная музыка, дети импровизируют под музыку.

Музыкальный руководитель. Ребята, мы познакомились с музыкальными инструментами, узнали, на какие группы они делятся, как звучат. Теперь давайте поиграем с ними.

Работа с интерактивной доской. Проводится игра на классификацию. Дети распределяют предложенные музыкальные инструменты на три группы: ударные, духовые и струнные.

Музыкальный руководитель. Ребята, я предлагаю вам поиграть с музыкальными инструментами. Хотите?

Проводится игра «Угадай что звучит»

Правила игры : с помощью фишек распределить детей на две группы. Первая группа детей берет любые музыкальные инструменты по своему желанию. Вторая группа детей встает напротив и отворачивается спиной к первой группе. Дети первой группы по очереди играют музыкальным инструментом, ребенок из второй группы должен угадать и назвать музыкальный инструмент. Затем дети меняются ролями.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Теперь я вам предлагаю прослушать музыкальную композицию.

Музыкальный руководитель исполняет музыкальную композицию «Динь-динь» немецкая народная песня. Дети называют музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель. Ребята, вы хотите попробовать себя в роли настоящих музыкантов. Я предлагаю вам прослушать немецкую народную песенку «Динь-Динь».

«Динь-динь» поём.

«Бум-бум» поём.

Под музыку

С тобой идём!

«Динь-динь» поём.

«Бум-бум» поём.

И всех друзей зовём!

Мы весело шагаем.

И песню повторяем.

«Динь-динь» поём.

«Бум-бум» поём.

Ребята слушают песенку в исполнении музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель. Ребята, какими инструментами можно воспользоваться для того, чтобы проиграть «динь-динь», «бум-бум». Правильно ударными.

Музыкальный руководитель (выслушивает, и обобщат ответы детей) . Правильно, «динь-динь» можно исполнить при помощи треугольника, «бум-бум» - с помощью барабана. Ребята, давайте попробуем исполнить эту песенку все вместе. Дети разбирают инструменты и вместе с руководителем исполняют песенку оркестром. Молодцы вот и у нас получился оркестр!

3. Рефлексивно-оценочный этап

Музыкальный руководитель. Ребята, вам понравилось играть с музыкальными инструментами? Что сегодня для вас было самым интересным? Что было сложным для вас?

Музыкальный руководитель. Ребята! Чтобы вы не забыли то, о чем мы с вами сегодня говорили, я приготовила для вас небольшой подарок, вот такие раскраски с изображение музыкальных инструментов. С обратной стороны про каждый инструмент я написала загадку, которую вы выучите дома вместе с родителями и раскрасите свой музыкальный инструмент. А на следующей нашей встрече мы устроим с вами вечер загадок.

Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше знакомство с удивительными музыкальными инструментами. А может только началось? Ведь это лишь малая часть огромной страны, где правит её Величество Музыка. Путешествовать можно в этой стране долго и увлекательно. Здесь можно встретить ещё очень много интересных, загадочных, даже таинственных обитателей. «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане» - так сказал знаменитый испанский гитарист Андрес Сиговия. Ищите, друзья, свой остров! Счастливого вам пути!

Музыкальный руководитель (пропевает). До свидания, ребята!

Дети (пропевают). До свидания!



Загрузка...

Реклама