emou.ru

О музыкальном образе. Музыкальный образ Музыкальный образ с точки зрения исполнителя

Музыкальный образ

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

другими словами музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества...и т.д.)

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.

Музыкальные образы бывают:

Лирические - образы чувств, ощущений; -эпические - описание; -драматические - образы-конфликты, столкновения; -сказочные- образы-сказки, нереальные; -комические- смешные и т.д.

Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

Лирически образы

Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. .

Вот главные свойства лирики: -чувство -настроение -отсутствие действия. Произведения, в которых отражён лирический образ:

1. Бетховен "Соната №14" ("Лунная") 2. Шуберт "Серенада" 3. Шопен "Прелюдия" 4. Рахманинов "Вокализ" 5. Чайковский "Мелодия"

Драматические образы

Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) - один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Драма - произведение, изображающее процесс действия. Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.

Главные свойства драмы:

Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

Он ищет выход из этой ситуации

Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией

Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Драма немыслима без драматического героя: он ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него взвихряется жизнь, подобно воде, бурлящей под действием винта корабля. Даже если герой бездействует (как Гамлет), то это - взрывное бездействие. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен". Кто же он - драматический герой? Раб страсти. Не он ищет, а она тащит его к катастрофе. Произведения, воплощающие драматические образы: 1. Чайковский "Пиковая дама"
«Пиковая дама» - опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.

Сюжет оперы:

Главный герой оперы – офицер Герман, немец по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.

В начале оперы Герман влюблён в богатую наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая ситуация: бедность и в результате этой бедности невозможность добиться любимой девушки.

И вот случайно Герман узнаёт о том, что старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Если 3 раза подряд ставить на каждую из этих карт, то можно выиграть целое состояние. И Герман ставит себе целью узнать эти 3 карты. Эта мечта становится самой сильной его страстью, ради неё он жертвует даже своей любовью: он использует Лизу как способ проникнуть в дом к графине и выведать тайну. Он назначает Лизе свидание в доме графини, но идёт не к девушке, а к старухе и под дулом пистолета требует назвать ему 3 карты. Старуха умирает, не назвав ему их, но следующей ночью ему является её призрак и говорит: "Тройка, семёрка, туз".

На следующий день Герман признаётся Лизе, что он был виновником смерти графини, Лиза, не выдержав такого удара, топится в реке, а Герман отправляется в игорный дом, ставит одну за другой тройку, семёрку, выигрывает, затем на все выигранные деньги ставит туза, но в последний момент вместо туза в его руках оказывается дама пик. И Герману чудится в лице этой пиковой дамы старуха графиня. Всё, что он выиграл, он проигрывает и кончает с собой.

Герман в опере Чайковского совсем не такой, как у Пушкина.

Герман у Пушкина холоден и расчётлив, Лиза для него только средство на пути к обогащению -такой персонаж не мог увлечь Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя. Многое в опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев.

Герман у Чайковского - пылкий, романтический герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь постепенно тайна трёх карт вытесняет её образ из сознания Германа.

2.Бетховен "Симфония №5" Всё творчество Бетховена можно охарактеризовать как драматическое. Его личная жизнь становится подтверждением этих слов. Борьба- смысл всей его жизни. Борьба с нищетой, борьба с общественными устоями, борьба с болезнью. О произведении "Симфония №5" сам автор сказал: "Так судьба стучится в дверь!"


3. Шуберт "Лесной царь" Здесь показана борьба двух миров -реального и фантастического. Поскольку сам Шуберт является композитором-романтиком, а для романтизма свойственно увлечение мистикой, то в этом произведении очень явственно выражено столкновение этих миров. Мир реальный представлен в образе отца, он старается спокойно и здраво смотреть на мир, он не видит Лесного царя. Мир фантастический-Лесной царь, его дочери. И младенец оказывается на стыке этих миров. Он видит Лесного царя, этот мир его пугает и манит, и в тоже время он относится к реальному миру, он просит защиты у отца. Но в итоге побеждает мир фантастический, несмотря на все усилия отца. "Ездок погоняет, ездок доскакал, В руках его мёртвый младенец лежал"

в этом произведении переплелись образы фантастический и драматический. От драматического образа мы наблюдаем борьбу яростную непримиримую, от фантастического- мистический взгляд.

Эпические образы ЭПОС, [греч. epos - слово] Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

^ Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса:

Героизм

Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

Историчность

Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости) Эпические образы в музыке-это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история. Произведения эпического характера: 1. Бородин "Богатырская симфония" 2. Бородин "Князь Игорь"

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".

Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова- самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем.

3. Мусоргский "Богатырские ворота"

Сказочные образы

Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита "Шахеразада" по сказкам "1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" , "Золотой петушок"и т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.

Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей.

Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.

фантастическая музыка
некоторые размышления

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")?

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена "Шествие гномов", "В пещере горного короля", Танец эльфов"
, а также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купалу, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки , "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С.Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р.Штраусса и И.Штраусса) и "Солярис" А.Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских "синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую "трилогию" Дж.Лукаса "Звездные войны" и даже "Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений.

Комические образы

Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…) Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре, изобразительном искусстве, кинематографе».

Итак, комическое - смешное, имеющее широкую значимость. Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками» комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что противоречит идеалу, осознать его противоречие - значит преодолеть дурное, освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М. С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.

Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в целом положительного явления. Юмор - это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый.

Сатира - это второй тип комического. В отличие от юмора, сатирический смех - смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают.

Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится - настолько это очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) - осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни «Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны «Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»). Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.

Архитектура - единственный вид искусства, лишенный чувства юмора. Комическое в архитектуре было бы бедой и для зрителя, и для жителя, и для посетителя здания или сооружения. Удивительный парадокс: архитектура обладает огромными возможностями воплощения прекрасного, возвышенного, трагического для выражения и утверждения эстетических идеалов общества - и принципиально лишена возможности создать комический образ.

В музыке комизм как противоречие раскрывается через художественные, специально организованные алгоритмы и несоответствия, которые всегда содержат в себе элемент неожиданности. Например, соединение разнохарактерных мелодий является музыкально-комедийным средством. На этом принципе построена ария Додона в опере "Золотой петушок” Н. А. Римского-Корсакова, где сочетание примитива и изысканности создает гротесковый эффект (в устах Додона слышны интонации песенки "Чижик-Пыжик").
В музыкальных жанрах, связанных со сценическим действием или имеющих литературную программу, противоречие комизма схватывается и является наглядным. Однако инструментальная музыка может выражать комическое и не прибегая к "внемузыкальным” средствам. Р. Шуман, впервые сыграв Рондо соль мажор Бетховена, по его собственным словам, начал хохотать, так как это произведение показалось ему самой забавной на свете шуткой. Каково же было его изумление, когда он впоследствии обнаружил в бумагах Бетховена запись, что это рондо озаглавлено "Ярость по поводу потерянного гроша, излитая в форме рондо”. О финале Второй симфонии Бетховена тот же Шуман писал, что это величайший образец юмора в инструментальной музыке. А в музыкальных моментах Ф. Шуберта ему слышались неоплаченные счета портного – такая очевидная житейская досада звучала в них.

Для создания комического эффекта в музыке часто используется внезапность. Так, в одной из Лондонских симфоний Й. Гайдна встречается шутка: внезапный удар литавр встряхивает публику, вырывая ее из мечтательной рассеянности. В Вальсе с сюрпризом И. Штрауса плавное течение мелодии неожиданно нарушается хлопком пистолетного выстрела. Это всегда вызывает веселую реакцию зала. В "Семинаристе” М.П. Мусоргского мирские мысли, передаваемые плавным движением мелодии, внезапно нарушаются скороговоркой, олицетворяющей зазубривание латинских текстов.

В эстетическом фундаменте всех этих музыкально-комедийных средств лежит эффект неожиданности.

Комические марши

Комические марши - это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Это и нужно искать в музыке комических маршей. Комические элементы были и в Марше Черномора. Торжественность аккордов в первом разделе (с пятого такта) не соответствовала мелким, «мельтешащим» длительностям этих аккордов. Получалась смешная музыкальная нелепость, очень образно рисовавшая «портрет» злого карлика.

Поэтому Марш Черномора тоже отчасти комический. Но лишь отчасти, потому что в нём много и другого. А вот Марш Прокофьева из сборника «Детская музыка» от начала до конца выдержан в духе комического марша.

Вообще, говоря о комическом образе в музыке, сразу всплывают в памяти следующие музыкальные произведения:

Вольфганг Амадей Моцарт "Свадьба Фигаро", где уже в увертюре (вступление к опере), слышны нотки смеха и юмора. Да и сам сюжет оперы повествует о глупом и смешном хозяине графе и весёлом и умном слуге Фигаро, который сумел перехитрить графа и поставить его в глупое положение.

Недаром в фильме "Поменяться местами" с Эдди Мерфи была использована музыка Моцарта.

Вообще, в творчестве Моцарта много примеров комического, да и самого Моцарта называли "солнечным": столько солнца, лёгкости и смеха слышно в его музыке.

Ещё хотела бы обратить ваше внимание на оперу Михаила Ивановича Глинки "Руслан и Людмила". Два образа Фарлаф и Черномор написаны композитором не без юмора. Толстый неуклюжий Фарлаф, мечтающий о лёгкой победе (встреча с колдуньей Наиной, которая обещает ему:

Но не страшись меня:
К тебе я благосклонна;
Ступай домой и жди меня.
Людмилу унесем тайком,
И Светозар за подвиг твой
Отдаст тебе ее в супруги.) Фарлаф так счастлив, что это чувство переполняет его. Глинка же для музыкальной характеристики Фарлафа выбирает форму рондо, построенную на многократном возвращении к одной и той же мысли (одна мысль владеет им), да ещё бас (низкий мужской голос) заставляет петь в очень быстром темпе, почти скороговоркой, что даёт комический эффект (он будто запыхался).

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора. Музыкальные образы бывают:

Лирические-образы чувств, ощущений;

Эпические-описание;

Драматические-образы-конфликты,столкновения;

Сказочные-образы-сказки,нереальные;

Комические-смешные и/т.д. Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором

воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

Лирические образы

Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.Вот главные свойства лирики:

Настроение

Отсутствие действи Драматические/..образы

Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) - один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Драма - произведение, изображающее процесс действия.

Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.

Главные свойства драмы:

Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

Он/ищет/выход/из/этой/ситуации

Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает –чаще…всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет,Отелло,Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Драма немыслима без драматического героя: он ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него взвихряется жизнь, подобно воде, бурлящей под действием винта корабля. Даже если герой бездействует (как Гамлет), то это - взрывное бездействие. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен". Кто же он - драматический герой? Раб страсти. Не он ищет, а она тащит его к катастрофе.

Произведения, воплощающие драматические образы: 1. Чайковский "Пиковая дама"

«Пиковая дама» - опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина. Эпические образы

ЭПОС, [греч. epos - слово]

Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса: -Героизм

Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

Историчность

Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)

Эпические образы в музыке-это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

Произведения эпического характера:

1.Бородин"Богатырская//симфония"

2.Бородин"Князь//Игорь"

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова- самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем Сказочные..образы Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита "Шахеразада" по сказкам "1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" , "Золотой петушок"и т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей. Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.фантастическая//музыка//некоторые//размышления

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")?

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена "Шествие гномов", "В пещере горного короля", Танец эльфов также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купалу, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С.Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р.Штраусса и И.Штраусса) и "Солярис" А.Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских "синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую "трилогию" Дж.Лукаса "Звездные войны" и даже "Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений. Комические образы Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…) Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре, изобразительном искусстве, кинематографе».Итак, комическое - смешное, имеющее широкую значимость. Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками» комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что противоречит идеалу, осознать его противоречие - значит преодолеть дурное, освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М. С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.

Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в целом положительного явления. Юмор - это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый.Сатира - это второй тип комического. В отличие от юмора, сатирический смех - смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают. Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится - настолько это очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) - осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни «Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны «Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»). Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.

11.Понятия

Песня или песнь - наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении - малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).

Урок №6 7 класс I четверть

По учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Тема : «Что такое музыкальный образ»

Цель урока: - формирование средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Задачи урока : образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

Развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;

Используемые приемы обучения :

объяснение;

практические задания;

проблемная ситуация;

анализ и синтез;

сравнение и сопоставление.

Формы организации познавательной деятельности :

индивидуальные;

парно - групповые;

коллективные;

фронтальные. воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете Иллюстрации Прогнозируемый результат: понятия: баллада способы действий: работа по карточкам, слушание музыки. суждения: личностное отношение к музыке.

Тип урока : Изучение нового материала.

Оборудование : компьютер, экран, презентация по теме: «Драматический образ».

Межпредметные связи : литература, история.

Ход урока

1 .Организационный момент

Все встали, подравнялись, приготовились к уроку, здравствуйте, садитесь. Звучит фрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт. (на фоне читаю)

Эпиграф:

«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов. С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство

Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»

. 2 . Постановка целей и задач урока.

Тема: «Драматический образ в музыке . «(Слайд 1)

Прочитайте тему урока и сделайте предположения, о чем будет идти речь на уроке. Ребята. А что такое образ? Музыкальный образ - частица жизни. Композитор создает те или иные замыслы, то или иное содержание. Сделайте предположение что же такое драма? Дра́ма (греч. Δρα´μα – действие. Главные свойства драмы (показ слайда)

Драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим особенности драматического образа, познакомимся с новым жанром вокальной музыки и попробуем вместе с музыкой и ее создателями пережить и сопоставить несколько простых и доступных человеку чувств, чувства борьбы и победы, крика души

Чтобы точно определить жанр этого произведения, я предлагаю вам разгадать кроссворд. А поможет мне консультант.

Его ключевое слово и будет являться ответом на данный вопрос.

(Плакат на доске с кроссвордом.)

1. Немецкий композитор, фамилия которого звучит коротко, напоминая выстрел. (Бах)

4. Вид искусства, содержание которого передается в сценических музыкально – хореографических образах. (Балет)

5. Тихое исполнение. (Пиано)

6. Когда исполняют двое, то называется…(дуэт)

Вывод : Жанр с которым мы сегодня знакомимся называется баллада.

3 . Актуализация опорных знаний Знаком ли вам такой жанр?

Тогда охарактеризуйте мне его. А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Слайд(2)

Вывод : Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

4 . Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на немецком языке. – Ф. Шуберта зачаровывала поэзия немецкого поэта В. Гёте. (портрет поэта). Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

– Сейчас вы послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и выявите средства музыкальной выразительности Слайд(3,4,5) вы прослушали произведение

С чего начинается баллада?

Какие чувства выражает музыка?

Какой образ передал в своей музыке композитор?

Кто исполняет это музыкальное произведение?

– Как называется это произведение?

Какие драматические события переданы в этом произведении?

– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

– Что вы услышали в аккомпанементе?

Можно ли это увидеть? (Стремительное, драматически напряженное движение.)

Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная.)

Повторное прослушивание произведения .

Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание.

Вывод : Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

5 .Итог урока .

В заключении урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.

Введение. Образность как основа музыкального искусства.

Глава 1. Понятие художественного образа в музыкальном искусстве.

Глава 2. Образность, как основа творчества композиторов.

§ 1 Образный строй музыки С. Рахманинова.

§ 2. Образный строй музыки Ф. Листа.

§ 3. Образный строй музыки Д. Шостаковича.

Глава 3. Обобщенные представления о способах постижения музыкального образа.

Глава 4. Раскрытие темы «Музыкальный образ» на уроках музыки в 7 классе общеобразовательной школы.

Музыкальные занятия по новой программе нацелены на развитие музыкальной культуры учащихся. Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования.

Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом 1-го являются сновидения, грезы. «-2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующий ситуацию, с конкретизацией общих положений.

С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с несколькими точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

В образном мышлении используются различные приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его частей, аглютинации (создание новых представлений путем присоединения в образном плане частей или свойств одного объекта и др.), включение имеющихся образов в новый конспект, обобщение.

Образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.

Индивидуальные различия в образном мышлении связаны с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований.

В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.

Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

Различают воображение произвольное (активное) т непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Т.о., активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.

На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Если в замирающем инструментальном заключении «Захода солнца» Э.Грига ребята не только услышат, но и увидят картину захода солнца, то только зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает из самой музыки. Но если Третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в подобных случаях важно не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно придуманный, но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он неправильный, почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами, доступными ребятам на данной ступени развития их восприятия.

Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.

Каждый хормейстер начинающий или профессионал всегда сталкивается с проблемой правильного прочтения хоровой партитуры, адекватного постижения того, что хотел выразить автор. Это глубокая, очень кропотливая и достаточно длительная самостоятельная работа над партитурой. Но самое сложное в этом процессе создание будущего художественного образа произведения: это уметь связать все элементы в единую художественную картину и воплотить это через выразительное исполнение. Каждое хоровое произведение в известном смысле есть определённый «звуковой сюжет», обладающий звуковой индивидуальностью и требующий от исполнителей особых творческих решений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущность понятия музыкального - художественного образа

Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

Художественный образ , всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно - такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Но в общем смысле художественный образ - способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значимости.

Всякий художественный образ не до конца конкретен, ясно фиксированные установочные моменты облечены в нём стихией неполной определённости, полуявленности.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно- практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).

Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Оно является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве. В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.

Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

Музыкальный образ характеризуется отсутствием конкретной жизненной предметности. Музыка ничего не изображает, она создает особый предметный мир, мир музыкальных звучаний, восприятие которого сопровождается глубокими переживаниями.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

«В качестве особого типа духовной деятельности эстетики и философы выделяют так называемую художественную деятельность, понимаемую ими как практически-духовную активность человека в процессе создания, воспроизведения и восприятия произведений искусства».

Музыкальное искусство, несмотря на всю свою уникальную специфичность, не может быть плодотворно освоено без поддержки со стороны других видов искусства, т.к. только в их органическом единстве можно познать целостность и единство мира, универсальность законов его развития во всем богатстве чувственных ощущений, многообразия звуков, красок, движений.

Исследование музыкального содержания - одна из "вечных" проблем музыкознания, исполнительства, педагогики. Музыка - искусство процессуальное, вне исполнения музыкальное произведение не может жить полноценной жизнью. Музыкальный текст - это всегда сообщение (автор - исполнитель - слушатель), естественно предполагающее исполнительскую интерпретацию. Проблема "текст - исполнитель", разрешаясь через интерпретацию, неизбежно подводит каждого музыканта к пониманию текста как сложного образования в единстве двух его сторон: знаковой фиксации авторского замысла (нотный текст) и некоего сообщения, наполненного образно-смысловой содержательностью (музыкальный текст).

"Музыкальное искусство, как и всякое другое, требует, чтобы тот, кто им занимается, приносил ему в жертву все свои мысли, все чувства, все время, все существо свое", - писал Лев Аронович Баренбойм.

Существующее в нотной записи музыкальное произведение получает реальное звуковое воплощение только в процессе музыкального исполнения, поэтому исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем. Музыкальное исполнение бывает вокальное, инструментальное и смешанное. К последней разновидности относится и оперное искусство; однако в опере певцы-солисты являются одновременно и актёрами, важную роль выполняет декоративное искусство. В зависимости от количества исполнителей музыкальное исполнение подразделяется на сольное и коллективное. Коллективное исполнение может быть камерно-ансамблевым с несколькими относительно равноправными исполнителями (например, трио, квартет и т. п.) и симфоническим, хоровым, как правило, под руководством дирижёра (хормейстера), который с помощью других музыкантов реализует свой исполнительский замысел. Многие исполнительские обозначения в нотах (темп, динамика и т. п.) относительны и в определённых пределах могут реализоваться по-разному. Поэтому задача Музыкального исполнения - не просто точное воспроизведение нотного текста, но и возможно более полное воплощение намерений автора. Большое значение для исполнителя имеет изучение эпохи, в которую жил композитор, его эстетических взглядов и т. п. Всё это помогает глубже понять содержание произведения. Каждый исполнитель, раскрывая авторскую концепцию сочинения, неизбежно вносит в исполнение и индивидуальные черты, определяющиеся как его личными качествами, так и господствующими в данное время эстетическими взглядами. Таким образом, всякое исполнение произведения является и его истолкованием, интерпретацией.

Л.В. Живов пишет: «Исполнительский художественный образ, с которым в значительной степени связана оценка произведения слушателями, нередко обретает в нашем сознании самостоятельное значение, поскольку в нем могут выявляться такие ценности, которых не было в первичном образе. Тем не менее, первоосновой любого музыкального исполнения является нотный текст произведения, без которого исполнительская деятельность невозможна. Зафиксированный в нотной записи, он требует не просто грамотного прочтения, а угадывания, расшифровки намерений автора, а также тех сторон его музыки, о которых он мог не подозревать. Дело в том, что нотная запись- это всего лишь эскиз по сравнению с реальным звучанием музыки» . Поэтому особую роль в создании образа играет поиск интонационного смысла в процессе изучения произведения. Согласно концепции Б.В.Асафьева, интонация есть главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли, а также - носительница художественной информации, эмоционального заряда, душевного движения. Однако, эмоциональная реакция на интонацию, проникновение в ее эмоциональную сущность является исходным пунктом процесса музыкального мышления, но еще не само мышление. Это лишь первичное ощущение, перцептивный отклик. Поскольку мышление ведет начало, как правило, от внешнего или внутреннего «толчка», то ощущение музыкальной интонации является своего рода сигналом, импульсом к любым музыкально- мыслительным действиям.

Моделирование художественного музыкального образа – это один из сложнейших психологических процессов, в основе которого лежат процессы музыкального восприятия, воображения, памяти и музыкального мышления.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. Само понятие «восприятие» ученые (Е.В. Назайкинский) разводят на понятия «восприятие музыки» (процесс общения с музыкой) и «музыкальное восприятие». В педагогике музыкальное восприятие понимается как процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Воображение – деятельность сознания, в результате которой человек создает новые представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, сохранившиеся в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя их. Воображение необходимо в любой деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа». Различают произвольное воображение (активное) и непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, чертежу или рисунку. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Оно требует отбора материалов, соединения различных элементов в соответствии с поставленной задачей и творческим замыслом.

Музыкальное мышление как процесс целенаправленной и осмысленной обработки музыкально-звукового материала выражается в способности понимать и анализировать слышимое, мысленно представлять элементы музыкальной речи и оперировать ими, оценивая музыку. В процессе формирования художественного музыкального образа участвуют различные виды музыкального мышления: образное, логическое, творческое и ассоциативное.

Музыкант-исполнитель, и слушатель должны оперировать в процессе музыкальных восприятий определенными системами представлений об интонациях, простейших выразительно – изобразительных средствах – всём том, что вызывает определенные настроения, поэтические воспоминания, образы, ощущения и т.д. На этом уровне проявляет себя музыкально-образное мышление, мера и степень развитости которого зависят от того, какое место занимает данный аспект в подготовке музыканта.

Дальнейшие формы отражения музыкальной действительности в сознании человека связаны с осмыслением логической организации звукового материала. Трансформация интонаций в язык музыкального искусства возможна лишь после определенной обработки, сведения их в ту или иную структуру. Вне музыкальной логики, вне многообразных интегративных связей, выявляющих себя через форму, лад, гармонию, метроритм и т.д. музыка останется хаотическим набором звуков и не возвысится до уровня искусства. Осмысление логики организации различных звуковых структур, умение в музыкальном материале находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи – следующая функция музыкального мышления. Эта функция более сложна по природе, поскольку обусловлена не только и не столько перцептивными, эмоционально-чувственными, но преимущественно интеллектуальными проявлениями со стороны индивида, она предполагает определенную сформированность его музыкального сознания. Необходимо подчеркнуть, что при известной автономности этих двух функций, процессы музыкально-мыслительной деятельности становятся полноценными только при их органическом сочетании и взаимодействии.

Творческое мышление представляет собой особую ступень музыкального мышления. Музыкально-интеллектуальные процессы на этом уровне характеризуются переходом от репродуктивных действий к продуктивным, от воспроизводящих к созидательным. В связи с этим вопрос о поиске продуктивных методов формирующих творческое мышление является весьма актуальным. Одним из наиболее эффективных методов, формирующих творческие качества личности, признан метод проблемного обучения (М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, М.М.Левина, В.И.Загвязинский и др.). Он достаточно широко применяется в общеобразовательной школе и вузовской практике. Однако в музыкальной педагогике он применяется на интуитивном уровне, без конкретных методических разработок.

Развитие музыкального мышления неразрывно связано со способностью осмысления логики музыкального языка, понимание которого «основано на образном сравнении выразительных средств музыки, служащих передаче ее художественного содержания, со средствами словесного языка, служащими передаче мыслей» (Л.А.Мазель, 1979).

Без развития творческих способностей невозможно подготовить профессионала высокого класса ни в одном виде деятельности, тем более в сфере искусства, поскольку музыкальная деятельность, как исполнительская, так и педагогическая требует от специалиста нестандартного, оригинального мышления. Существует много способов развития творческих способностей, одним из которых является проблемное обучение, так как именно мыслительные затруднения, возникающие в проблемной ситуации, побуждают учащегося к активному поисковому мышлению.

Значение музыкального образа является обобщением, которое строится на основе переживания выразительной функции образа. Музыкальные образы обозначают постольку, поскольку они выражают.

Образ в музыкальном искусстве, если, конечно, он художественно состоятелен, всегда наполнен определенным эмоциональным содержанием, отражая чувственную реакцию человека на те или иные явления действительности.

Для создания образа хорового произведения требуются и педагогические задачи (обучение определенным навыкам пения, верному интонированию; расширение представлений о хоровой музыкальной культуре), задачи психологические (развитие творческого мышления, творческого воображения певцов хора на материале хоровой музыки, формирование художественно-эмоциональной активности студентов) и задачи эстетические (формирование представлений о непреходящей ценности отечественного и зарубежного хорового искусства, знакомство с которым осуществляется в процессе всего обучения хоровому пению, развитие эстетического вкуса, эстетических эмоций).

Вообще дирижёр – достаточно сложная и многогранная профессия. «Дирижёр (французское diriger – управлять) – лицо, получившее специальное музыкальное образование, управляющее оркестром, хором, оперным представлением, объединяющее всю массу исполнителей в едином ритме, дающее произведению свою трактовку».

Вл. Соколов пишет: «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении».

П.Г. Чесноков в своей книге «Хор и управление им» пишет, что «хор это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные отчетливо выработанные нюансы».

«Руководителем хора является дирижер. Он обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, стремится передать коллективу исполнителей свои художественные намерения, своё понимание произведения. За 50 лет успешной работы А. Анисимов убедился, что искусство хорового пения целиком зависит от творческой инициативы, особой склонности хормейстера-дирижера к хоровому делу, от упорного систематического труда, педагогических, организаторских, волевых качеств и, разумеется, талантливости музыканта – интерпретатора».

Возникновение музыкального произведения, разучивание и исполнение неразрывно связано с восприятием его целостности. Дирижер представляет произведение как бы мгновенно, в виде некоего целостного образа. В. А. Моцарт говорил, что в результате напряженной внутренней работы он начинает обозревать произведение «…духовно одним взглядом, как прекрасную картину или красивого человека…», и слышать музыку «…в воображении вовсе не одно за другим, как это будет звучать потом, а как бы все сразу». Способность к целостному представлению не является свойством только очень талантливых людей, ею обладает с разной степенью точности и силы каждый музыкант.

Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория.Методика.Практика: Уч.пособ. для студ. высш.зав. М., Владос.2003. стр.9.




Загрузка...