emou.ru

Театральные здания — памятники архитектуры. Зачем барон клодт водил домой коней Большой и Малый театры

Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в Большом Петровском театре начался грандиозный пожар. Пламя мгновенно охватило все здание, но с наибольшей силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале. Все деревянные части внутренних помещений, кроме боковых зал и нижнего этажа, где помещались касса, контора и буфет, сгорели в течение нескольких часов. Артист оркестра В. Безекирский вспоминал, как он метался вокруг горящего здания, желая спасти оставленную там драгоценную скрипку, но не смог проникнуть в зажатые воздушной тягой двери. Поднялась такая высокая температура, что расплавились чугунные кронштейны, поддерживавшие ложи, а по всей Театральной площади растаял снег.

Двое суток боролись москвичи с пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея, остались лишь обгорелые каменные стены и колонны портика. Останки здания тлели еще около недели.

В огне безвозвратно погибли костюмерная с костюмами, собиравшимися с конца XVIII века, превосходные декорации художников 20-40-х годов, архив труппы, часть нотной библиотеки, собранной А. Верстовским (к счастью, вся библиотека находилась в Малом театре), редкие музыкальные инструменты.

Современники оценивали стоимость сгоревшего, не считая самого здания театра, в 10 миллионов рублей серебром. Еще более тягостным было моральное ощущение потери. «Страшно было смотреть на этого объятого пламенем гиганта,- описывал пожар Большого Петровского театра очевидец Басистов в газете «Санкт-Петербургские ведомости».- Когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший пас прекраснейшими мыслями и чувствами...»

Вскоре после пожара было решено приступить к строительству нового театрального здания на том же самом месте. Но оперные и балетные спектакли труппы не прерывались, они проходили на сцепе Малого театра.

В конкурсе на проект восстановления театра приняли участие видные архитекторы К. Тон, А. Кавос и А. Никитин. Победил проект, представленный Кавосом.

Альберт Катеринович Кавос (1800-1863), сын известного композитора и дирижера Большого театра в Петербурге, был академиком архитектуры, главным архитектором императорских театров. В лучших своих работах Кавос отражал традиции позднего классицизма. Архитектор известен перестройкой почти всех крупнейших театров России: в Петербурге - Мариинского (из им же ранее построенного цирка), Большого Каменного, Михайловского, Александрийского, деревянного Каменноостровского. Кавос перестроил также Главный почтамт Санкт-Петербурга, построил несколько особняков.

Не отличаясь оригинальностью художественного дарования, он проявлял большое мастерство в решении сложных архитектурно-планировочных вопросов и технических задач строительства больших театральных зданий.

В 1847 году в Париже было издано сочинение Кавоса «Руководство к постройке театров», принесшее автору большую популярность.

Проект восстановления здания московского театра был утвержден 14 мая 1855 года, и в том же месяце площадь покрылась строительными лесами. Новое театральное здание было построено за один год и четыре месяца.

От прежнего оставались лишь наружные стены и колонны переднего фасада, которые Кавос использовал в работе. В целом он сохранил планировку и объем здания Бове, увеличив высоту, изменив пропорции и полностью переработав архитектурный декор. Будучи крупным знатоком устройства зрительного зала и сцены, знакомый с архитектурой лучших театров Европы, Кавос смог существенно улучшить акустические, оптические возможности зала и его освещение.

Размеры здания, уже первоначально построенного в грандиозных по тому времени масштабах, после пожара были еще более увеличены: общая высота здания с 36,9 до 40,7 метра, высота портика с 23,5 до 24,5 метра. Правда, высота колонн стала несколько меньше - вместо 15 метров 14,8.

Восстановленный московский театр превзошел своими размерами самые крупные итальянские театры. Например, ширина занавеса, или величина рампы, Большого театра составила 30 аршин" протяжения, тогда как в неаполитанском «Сан Карло» - 24,5 аршина, в миланском «Ла Скала» - немногим более 23, а в венецианском «Фениче» достигает лишь 20 аршин.

По образцу римского Пантеона Кавос воздвиг второй большой фронтон, который, в сущности, явился повторением фронтона портика с видоизмененной скульптурной обработкой. В стенах по бокам портика были вырублены две ниши для скульптур.

Вместо большой ниши в центре, служившей раньше фоном для группы с Аполлоном, верхняя часть фасада была оформлена 10 мелкими пилястрами с 13 окнами между ними. Такими же окнами были заменены в боковых фасадах здания прежние полуциркульные окна.

Алебастровая группа Аполлона погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через Фонтанку в Петербурге. Следуя образцу квадриги скульптора С. Пимепова, установленной на фасаде Александрийского театра, Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она была отлита на заводах герцога Лихтен-бергского из металлического сплава, покрытого гальваническим путем красной медью. Размер группы стал па полтора метра больше прежней и достигает 6,5 метра в высоту. Она выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши портика. Четверка коней, расположенных в один ряд, несется вскачь, увлекая за собой квадригу - античную колесницу на двух колесах. Управляет ими стоя бог Аполлон, его голова увенчана лавровым венком, в левой руке лира.

По бокам театра сооружены стройные чугунные галереи, состоящие из тонких колонн, поддерживающих навесы, с лампами. Колонны эти были отлиты на заводе московского купца Соловьева. Современники отмечали общий приятный вид этой колоннады, особенно красивой вечерами, когда смотришь на нее издали и ряд горящих ламп представляется бриллиантовой нитью, идущей вдоль театра.

Все эти и многие другие подробности придавали внешнему облику вновь отстроенного театра характер, отличный от прежнего.

Для хранения декораций и других сценических принадлежностей за четыре недели было построено специальное каменное здание между Малым театром и тогдашним зданием цирка, впоследствии замененным пассажем.

Значительным изменениям подвергся и внутренний вид театра. Тогда, как и каждый вечер ныне, входили зрители в вестибюль и поднимались в фойе по белокаменным лестницам.

Всю среднюю часть здания над вестибюлем занимает главное (Белое) фойе, окнами выходящее к портику и перекрытое цилиндрическим сводом с орнаментальной росписью. Множество встроенных зеркал зрительно увеличивают объем зала. Первоначально фойе освещалось одной люстрой и бронзовыми канделябрами. С введением газового освещения канделябры были заменены бра, существующими поныне, а вместо одной люстры подвешены три с пышным хрустальным убранством.

К главному фойе примыкают четыре зала: с правой стороны два зала бывшего императорского фойе, а ныне Круглый и Бетховенский залы, а с левой - хоровой и экспозиционный залы.

При реконструкции зрительного зала Кавос стремился в первую очередь исправить его акустические и оптические недостатки, увеличить размеры, а также пышно украсить.

Для улучшения акустики Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, а также выполнил в дереве все конструкции балконов ярусов и облицовку каменных стен; сделал более плоским плафон, составив его из маленьких кусочков дерева, значительно углубил оркестровую яму, что способствовало также и удобству зрителей партера. Вследствие такого устройства малейший звук, произнесенный на сцене, ясно слышался в самых отдаленных уголках зала.

Позади кресел партера, где раньше была галерея, Кавос устроил амфитеатр. Зрительный зал - партер, амфитеатр, ложи бенуара, бельэтаж и четыре яруса - стал вмещать 2300 зрителей. За счет уменьшения ширины коридоров па всех ярусах архитектор создал аванложи для отдыха публики во время антрактов.

Зрительный зал, декор которого сохранился до наших дней, был оформлен с исключительной торжественностью, хотя и отличался некоторой эклектичностью,характерной для архитектуры второй половины XIX века. Сам Кавос писал об архитектуре зала Большого театра следующее: «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренностей лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

«Достойно разукрасить московский храм муз» поручено было трем художникам. Скульптурные работы были выполнены Шварцем, резьба и лепнина барьеров с особым орнаментом - Ахтом и его двумя братьями, стенная живопись - академиком Титовым. Следует особо сказать о росписи Титовым подвесного плафона зрительного зала, общей площадью почти 1000 квадратных метров, посвященного Аполлону и музам, покровительницам различных видов искусства.

Весной и летом, повествует легенда, на склонах лесистого Геликона и на высоком Парнасе Аполлон водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемози-ны. Юные, прекрасные музы поют под звуки золотой кифары Аполлона. Величаво идет увенчанный лавровым венком Аполлон, а за ним следует хор муз: Каллиопа (с флейтой) - эпическая поэзия, Эвтерпа (с книгой и флейтой) - лирическая поэзия, Эрато (с лирой) - любовная поэзия, Мельпомена (с мечом) - трагедия, Талия (с маской) - комедия, Терпсихора (с тимпаном) - танец, Клио (с папирусом) - история, Урания (с глобусом) - астрономия, Полигимния - священные гимны, однако художник изобразил ее музой живописи - с кистью и красками. Когда Аполлон и музы появляются на Олимпе, все замолкает вокруг, не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Аполлона...

Интересно, что в 1940 году был объявлен конкурс на замену старой живописи плафона зрительного зала новой па тему: «Апофеоз искусств народов СССР». В конкурсе приняли участие крупнейшие мастера монументального искусства. К счастью, ни один из конкурсных проектов не был реализован в натуре. Бывший тогда заместителем директора Большого театра Ф. Петров рассказывал, что, когда он принес эскизы новых росписей на утверждение заместителю председателя Совнаркома СССР Р. С. Землячке, та внимательно рассмотрела их сначала с близкого, затем с дальнего расстояния и рекомендовала оставить старый плафон.

Одной из достопримечательностей театра Кавоса стал занавес, выполненный в совершенно новом стиле. Он был написан венецианским профессором живописи Козрое-Дузи и являлся уже не декорационной живописью, а скорее грандиозной картиной, отделанной во всех подробностях. По обычаю итальянских театров изображать иа главном театральном занавесе какое-либо событие из истории своего города для занавеса Большого театра также был выбран один из важнейших моментов истории Москвы, а именно 1612 год, запечатленный в опере М. Глинки «Жизнь за царя»,- торжественная минута встречи москвичами с хлебом и солью перед Спасскими воротами Кремля доблестного русского воинства во главе с Мининым и Пожарским. Этот занавес украшал сцену Большого театра в течение 40 лет и весной 1896 года был заменен новым- «Вид на Москву с Воробьевых гор»,- выполненным художником И. Андреевым по рисунку академика живописи М. Бочарова. Антрактный занавес - «Торжество муз» - был работы художника П. Ламбина.

Небезынтересна и дальнейшая история занавеса Большого театра. В 1907-1910 годах сцену украшал театральный занавес И. Савицкого с орнаментально-ландшафтным рисунком, затем до середины 20-х годов - запавес П. Ла-биша с музами и Аполлоном, мчавшимся на квадриге. Все эти занавесы были опускными.

6 февраля 1919 года в Малом Совнаркоме состоялось обсуждение ходатайства народного комиссара просвещения А. В. Луначарского «Об ассигновании в распоряжение Отдела государственных театров 40 тысяч рублей на изготовление нового революционного занавеса для Московского Большого Государственного театра». Постановили - протокол подписан В. И. Лениным - отпустить 26 тысяч на оплату труда художников по составлению эскизов. Исполнение эскиза было поручено пяти художникам: А. Бе-нуа, С. Коненкову, И. Машкову, К. Петрову-Водкину и В. Щуко, но в конкурсе могли принять участие все желающие. Однако ни один из эскизов не был принят к осуществлению.

В марте 1923 года во время постановки оперы Р. Вагнера «Лоэпгрин» прежний занавес был заменен раздвижным, сделанным из холста и золотящийся бронзой.

В 1935 году художник Ф. Федоровский, будущий автор проекта рубиновых кремлевских звезд, предложил иное оформление занавеса театра. На новом занавесе были вытканы три исторические даты: 1871 - год Парижской коммуны, 1905 - год первой русской революции и 1917 - год победы Великого Октября.

Прошло 15 лет, занавес Федоровского износился, и встал вопрос о его замене. В 1950 году было решено сделать новый занавес Большого театра, сохранив общий орнамент старого, но подчеркнуть в нем тему советской государственности. Эта задача была выполнена художником М. Петровским, взявшим за основу предварительные эскизы Федоровского. На полотнищах занавеса повторяется сложный орнамент. На нем изображен алый стяг и начертано - СССР, сверху - лира, нарисованная на фоне музыкальной фразы «Славься, славься, родная земля!», ниже - золотая звезда, серп и молот.

Занавес был изготовлен на московской фабрике «Декоративткань» из шелка и золотой нити, работа над его выполнением заняла около полутора лет. Общая его площадь около 500 квадратных метров, весит он более тонны.

Новый занавес Большого театра украсил сцену в апреле 1955 года и существует поныне.

Остается рассказать о вентиляции и освещении зрительного зала театра 1856 года. В первые десятилетия вентиляция его была весьма примитивна: «Для освежения воздуха сделано в крыше театра широкое отверстие, которое вытягивало и дым от ламп, и сгустившийся воздух в зале. Для пополнения воздуха двери лож, ведущие в коридоры, сделаны так, что на полвершка" не доходят до притолоки и дают приток воздуха. В стенах сделаны вентиляторы».

Кавос выполнил и эскиз центральной люстры зрительного зала. Она была трехъярусной - три золоченых круга, один меньше другого, свисали над залом. Переливаясь радужными искрами, хрустальные подвески, которых было более 15 тысяч, чуть-чуть покачивались под расписным плафоном зала. А среди них светились желтоватым пламенем 330 масляных ламп. Чтобы зажечь лампы, люстру поднимали вверх, в специально оборудованное помещение. В особо торжественные дни зажигали свечи в канделябрах.

В 1863 году люстра была заменена на новую, шестиметрового диаметра, дошедшую до нас, с 408 газовыми рожками и уже с 13 тысячами хрустальных подвесок. В 1893 году газ был заменен электролампами накаливания, а люстра осталась прежней.

Сцена театра Кавоса также отличалась от прежней своей вместительностью, хотя и уступала по размерам некоторым итальянским театрам. Вся механическая часть сцены, как-то: лестницы, подъемные полы, люки, машины и прочие приспособления - была устроена опытным машинистом Ф. Вальцем, отцом столь памятного в летописи театра декоратора и машиниста К. Вальца. В дальнейшем сцена постоянно механизировалась, ручной труд заменялся машинным.

Вот таким, уже не Большим Петровским, а просто Большим театром, здание было совершенно готово к лету 1856 года и открыто 20 августа оперой В. Беллини «Пуритане», прошедшей с огромным успехом.

Здание Большого театра, за исключением небольших переделок и с привнесением современной технической модернизации, сохранилось до наших дней. Правда, небольшие пожары случались еще не раз, например 27 декабря 1874 года во время антракта балета «Кащей», но без особого ущерба быстро ликвидировались.

В 1893 году было обращено внимание на значительные трещины в наружных и внутренних стенах здания театра. Причиной этого явилось постепенное загнивание деревянных свай, на которых были возведены стены, а также понижение уровня грунтовых вод, происшедшее вследствие заключения Неглинки в трубу и устройства водопроводных и канализационных линий.

Тогда же архитектором Э. Гернетом была сделана пристройка со стороны заднего фасада театра, и портик его оказался внутри здания. Сооружение пристройки было вызвано отсутствием элементарно необходимых помещений закулисной части. Однако эта пристройка лишь ухудшила архитектуру здания и очень незначительно улучшила условия работы артистов и технического персонала.

Первый капитальный ремонт театра прошел весной 1895 года: он был вызван осадкой здания и продолжавшимися появляться в его стенах трещинами. Под часть наружных стен был подведен каменный фундамент.

За период с 1898 по 1920 год никаких больших работ по зданию не проводилось, хотя появление трещин в стенах кольцевых коридоров и сводах продолжалось с нарастающей силой и быстротой.

В 1902 году во время спектакля произошла осадка стены зрительного зала, заклинившая все выходные двери лож средней части. Чтобы выйти из зала, публика вынуждена была перелезать через барьеры соседних лож, ближайших к сцене.

Однако в дореволюционный период работы по реставрации и ремонту здания Большого театра не проводились, и оно пришло в катастрофическое состояние.

Аполлону на квадриге приделали фиговый листок и вернули лавровый венок/раньше Аполлон был в венке и с фиговым листом/

Читаю Лермонтова и глазам своим не верю. В небольшом прозаическом произведении "Панорама Москвы" он описывает вид на Москву с колокольни Петра Великого, которая была в то время самым высоким строением в Москве. Описывая Большой театр, недавно отстроенный после пожара 1812 года, он пишет:

"Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!.."

Вроде ж там четыре коня, а не три. Неужто Лермонтов обсчитался, или меня память подводить стала? Да и не алебастровые они, вроде, а… бронзовые?

Оказывается, после этого театр еще раз горел, в 1853 году. За три года отремонтировали, а алебастровую скульптуру Аполлона заменили на бронзовую квадригу.

Несмотря на то, что квадригу делали из прочных материалов, в XX веке она не раз могла быть утрачена. Немногие знают, что колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой В начале прошлого века скульптурная группа пострадала из-за осадки фундамента. На довоенных фотографиях отчетливо видно, что поверхность скульптурной группы повреждена. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига Аполлона была существенно искорежена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены, - это во многом ослабило ударную волну.Тем не менее, кони и колесница понесли серьезный урон, осколок от бомбы попал в голову Аполлона. Реставраторы сразу же приступили к восстановлению композиции. Кроме того, скульптурная группа была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея - чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. Вероятнее всего, тогда медная композиция и приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Прошли годы - и уже не война, но время предъявляет квадриге свой суровый счет. Стареет здание Большого, стареет и колесница Аполлона. В 1 958 году известный мастер литейных дел Владимир Лукьянов начинает работу по реставрации квадриги. Работа имела чисто косметический характер и не касалась конструктивной части скульптурной группы - ее каркаса и металлических балок подиума.Только в 1987 году комиссия из представителей научно-исследовательских институтов и проектных организаций констатировала, что металлические балки, на которых покоятся чугунные плиты основания скульптурной группы Аполлона, настолько разрушились, что требуется их безотлагательная замена. За дело взялись реставраторы Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из коней был опоясан специальной сбруей и укреплен на фасадной стене здания, а для защиты всей группы от атмосферных осадков соорудили специальный фонарь. Однако результаты этой реставрации также быстро сошли на нет. Уже в 2007 году при натурном обследовании были выявлены деформации во многих местах по всей поверхности композиции, в том числе трещины и вмятины на оболочках скульптур. Несущие конструкции подиума имели значительные коррозионные повреждения, особенно в местах заделки балок несущего каркаса в стену.

Квадрига святого Марка - квадрига из позолоченной бронзы. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.

Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло.
Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252-1268 годы). Первым документальным свидетельством о её появлении в Венеции является её изображение на мозаике круглой ниши портала Сант Алипио, датируемое 1265 годом. Квадрига поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка писал о ней:
« …красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание. »
Квадрига стала одним из символов города. Так, в 1370 году, когда венецианцы предложили заключить мир с Генуей, генуэзский адмирал Дориа Пьетро ответил, что генуэзцы «не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка».

После завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году квадрига по указанию императора была вывезена в Париж и установлена на арке на площади Каррузель. Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году при содействии Антонио Кановы

Во время второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло. В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.

1812 тройка коней пожар--колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой- 1853 поставили квадригу-осколок от бомбы попал в голову Аполлона в 1941 году

Квадрига святого Марка-завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году-скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году-картина евангелиста Марка с головой льва возвратилась в Россию 2013

5 июня исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося российского скульптора барона Петра Клодта фон Юргенсбурга, автора знаменитой квадриги Аполлона, символа Большого театра. Если измерять величие скульптора количеством его работ, которые приобрели по настоящему символический смысл, то Клодту, пожалуй, в России нет равных. Его творения еще при жизни стали визитными карточками как минимум трех городов, причем самых больших в Российской империи.

Для москвича Клодт - это квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра. Для питерца он - создатель скульптурной композиции на Аничковом мосту, такой же знаковой для Санкт-Петербурга, как Медный всадник или Александрийский столп. А для киевлянина Клодт - творец памятника князю Владимиру на высоком Днепровском берегу. Работы Клодта стали неотъемлемой частью образа трех великих городов.

Есть еще один момент, много говорящий о значении наследия Петра Карловича: его творения попали на денежные купюры двух стран - России и Украины. Квадрига Аполлона изображена на сторублевой российской купюре, а памятник Владимиру красовался на украинских карбованцах, ходивших в 90-е годы.

###Великий самоучка

Удивительно, но Клодт так и не получил профессионального образования. Он вырос в Сибири, в Омске, где служил его отец - боевой генерал, герой войны 1812 года. Портрет Карла Клодта украшает галерею 1812 года в Эрмитаже. Кстати, прапрадед Петра Карловича тоже был генералом, правда шведским, и воевал в Северной войне под началом Карла XII. У наследника офицерского рода в детстве не было возможности выбирать профессию, и он честно окончил Сибирский кадетский корпус, а потом и Михайловское артиллерийское училище.

Петр Клодт фон Юргенсбург

www.wikimedia.org

Но выполнив долг перед семьей и получив офицерское звание, он так и не стал кадровым военным. С самого детства, едва улучив свободную минуту, он хватал карандаш, бумагу и начинал рисовать лошадей. Это была страсть, призвание, данное свыше. Он часами следил за лошадьми, изучал их, подмечал линии тела, движения и старался отразить на бумаге. Со временем начал лепить фигурки коней из глины или вырезать из дерева. В 1830 году, уже взрослым человеком и офицером, он оставил службу и поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Репродукция почтовой открытки начала XX века с видом на памятник князю Владимиру в Киеве

из коллекции Михаила Блинова / РИА Новости

Будучи студентом, барон Клодт жил очень скромно. Снимал подвал, превращенный в мастерскую, там же ночевал. Умудрялся заводить в свое жилище настоящих коней - ему нужны были модели. Впрочем, бедность продолжалась недолго - вскоре Клодт стал неплохо зарабатывать, продавая небольшие статуэтки лошадей. Так закончилась офицерская династия баронов Клодтов фон Югренсбургов и началась династия художников, продолжающаяся, кстати, по сей день.

Сохранилась легенда о том, как познакомились скульптор и император Николай Первый. Кто-то из царской семьи преподнес императору деревянного всадника. Обожавший подобные штучки царь молвил: «Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?» - «Барон Клодт, ваше величество. Отставной поручик». - «Пусть вырежет для меня отряд конногвардейцев». Когда император получил их, он приказал: «А теперь покажите мне этого барона!» С этого времени барон стал любимым скульптором царя. Николай подарил ему великолепных белых скакунов из императорской конюшни и как признание таланта, и как моделей для скульптур. Сначала они должны были стоять на Дворцовой площади, но потом решили, что на Аничковом мосту они будут уместнее. Но это было позже.

Укротитель коней. Cкульптура на Аничковом мосту

Игорь Долгов / Фотобанк Лори

Первый крупный правительственный заказ Клодт получил в 1832 году: нужно было сделать шестерку коней для колесницы Славы, украшающей Нарвские триумфальные ворота. Доверить такую важную работу молодому самоучке было рискованно, да и для самого скульптора это могло закончиться крахом, но он рискнул. Кони удались, а барону сразу пожаловали звание академика.

Говорят, тогда Николай и отпустил знаменитую - грубоватую, что было ему свойственно - шутку: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец». С этого момента Клодт без работы уже не оставался.

Он создал скульптурную группу Аничкова моста, памятник Крылову в Летнем саду, монумент Владимиру в Киеве, участвовал в работах над горельефами в храме Христа Спасителя, декорировании Исаакиевского собора и Мраморного дворца. Его кони стоят в Берлине и Неаполе - они попали сюда как подарки от Николая Романова коллегам-императорам Фридриху Вильгельму и Фердинанду Второму. И очень символично, что последней большой работой мастера стал памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади. Финальный аккорд и итог необычных отношений, связывавших скульптора и его венценосного клиента.

Скульптурный портрет императора Николая I Романова. Автор Петр Карлович Клодт

Сергей Компанийченко / РИА Новости

###Квадрига Клодта и ее загадки

Аполлон Клодта - не первое изображение греческого бога, покровителя искусств, на Большом или Большом Петровском, как его изначально называли, театре. Первая скульптура появилась над его фронтоном в 1825 году, когда и было построено знаменитое здание по проекту архитекторов Андрея Михайлова и Осипа Бове.

Кстати, авторство проекта по сей день вызывает немало споров и даже некоторую путаницу. Попробуем внести ясность. Итак, старый Петровский театр Медокса, стоявший на берегу Неглинки возле улицы Петровка, сгорел еще в 1805 году. Труппа до войны 1812 года работала во временном помещении на Арбатской площади, а потом на Знаменке. После нашествия французов и страшного пожара от Москвы мало что осталось. Вопросом комплексной застройки города занимался Осип Иванович Бове. Но по конкретным зданиям проводились конкурсы. Так вот, конкурс на строительство театра выиграл проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова. Однако проект был признан слишком дорогим, к тому же он не был адаптирован к местности, которая сильно изменилась: достаточно сказать, что река Неглинка была заключена в трубу.

Театр должен был стоять фасадом к Петровке, но Бове предложил создать на осушенном месте целую Театральную площадь (на первых порах она именовалась Петровской), где Большой должен был стать доминантой. Театр развернули лицом к Кремлю, рядом появились колоннады и другие здания. Бове отказался от идеи торговых рядов на первом этаже театра, полностью переработал декор зрительного зала, фойе и парадные лестницы. То есть можно сказать, что проект Михайлова действительно послужил основой, но он был очень существенно переделан Бове. Неслучайно в день открытия театра 6 января 1825 года именно Осипа Ивановича публика вызвала на сцену и устроила ему овацию.

Аполлон на фасаде театра Михайлова-Бове был, а вот квадриги не было. В колесницу греческого бога были запряжены три коня. Автор той композиции - известный мастер Степан Пименов, кстати, автор аналогичной скульптуры на Александринском театре и колесницы Славы на арке Главного штаба в Санкт-Петербурге. В подтверждение - цитата из небольшого рассказа Михаила Лермонтова «Панорама Москвы», описания города с колокольни Ивана Великого, созданного поэтом в 1834 году: «Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!..»

"Две лошади" Петра Клодта

Михаил Озерский / РИА Новости

В 1853 году Большой Петровский театр, который теперь чаще именовали просто Большой, сгорел. Полностью, совершенно без возможности восстановления. Был объявлен новый конкурс, который выиграл проект главного архитектора Императорских театров Альберто Кавоса. В целом он сохранял стилистику здания Михайлова-Бове, хотя пропорции были немного изменены. Несколько видоизменилась и форма фасада. Колоннада и фронтон остались, но были сильнее вынесены вперед, появились окна, пилястры и ниши.

Возникла необходимость и в новой скульптуре, ибо старая погибла. Вот тут-то Кавос и обратился к лучшему скульптору-анималисту России Петру Клодту. Скульптор согласился и сделал макет. Но отливал их в бронзе не барон Клодт, хотя в этом он считался лучшим специалистом в стране и возглавлял Литейный дом Академии художеств. Заказ был передан на заводы герцога Лихтенбергского. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной обшивки, прикрепленной к каркасу. Фигуры внутри полые.

Кстати, до недавнего времени в научной среде авторство Клодта периодически оспаривалось - скульптор не указал эту работу в перечне своих творений. Возможно, причиной скромности Петра Карловича было именно то, что он лишь создал макет, а не всю конечную скульптуру.

В годы Великой Отечественной войны композиция была сильно повреждена: в нее попало несколько осколков мощной бомбы. Пострадала и сама фигура Аполлона. Существенный вред скульптуре нанесла и краска, которой ее покрыли в целях маскировки. В 1958 и 1992 годах проводилась реставрация, последняя и самая серьезная была предпринята в 2010 году. Тогда же возник совершенно курьезный вопрос о… мужском достоинстве Аполлона.

###Божественное достоинство Аполлона

Пожалуй, это самая курьезная страница в истории Большого. Дело в том, что до XXI века Аполлон дошел в обнаженном виде и с достаточно отчетливо проработанными автором физиологическими подробностями. И никого это не смущало. Но во время последней реставрации было решено все же прикрыть божественную наготу. Причем инициатива шла не от реставраторов, они лишь вынужденно выполняли начальственные указания.

Руководитель группы реставраторов ротонды Большого театра Владимир Никифоров

Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Руководитель работ Владимир Евгеньевич Никифоров перечить начальству не стал и собственноручно сделал фиговый лист. Правда, закрепил его так, чтобы без труда можно было убрать.

Дальнейшее развитие событий носит анекдотический характер. Дело в том, что на сторублевой купюре Аполлон до сих пор без листа, и это не укрылось от бдительного ока депутата Госдумы от ЛДПР Романа Худякова. Народный избранник возмутился подобной, по его словам, «порнографией» и в июне прошлого года потребовал от главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной изменить дизайн сторублевки. Причем депутат предлагал не просто «прикрыть срам» Аполлона, а вовсе отказаться от изображения бога и вместо него изобразить на купюре недавно обретенный Севастопольский порт. К счастью, требованиt парламентария не нашло поддержки, и творение Клодта осталось на российских деньгах в неизменном виде.

Георгий Олтаржевский

Пётр Клодт - выдающийся российсякий скульптор. Своё предпочтение он отдал коням. Его работы можно увидеть и в Кузьминках, и в Неаполе, и в Берлине, и в Петербурге. Одна из самых знаменитых его колесниц расположена на козырьке Большого театра .

Как известно, здание Большого театра выстроено в 1925 году по проекту Осипа Бове. Но, к несчастью, сильно пострадало во время очередного пожара. Так что всю конструкцию пришлось восстанавливать и даже перестраивать. Взялся за это архитектор Альберт Кавос.

В первоначальном варианте здания фонтон украшала алебастровая колесница. И располагалась она в арочной нише. После того, как то произведение погибло, Кавос решил пересмотреть первоначальный замысел.

Упряжку было решено разместить не в нише, а под открытым небом. И не перед глухой стеной, а на фоне окон. И выполнить их не в алебастре, а в металлическом сплаве, покрытом медью.

Для реализации проекта архитектор пригласил Клодта, выдающегося скульптора-анималиста. Ибо кто в России лучше него умел лепить коней? Они из-под рук скульптора выходили столь живыми, что того иногда даже критиковали за излишний реализм.

И вскоре над портиком Большого театра уже неслась квадрига Аполлона, созданная Клодтом

Квадрига Клодта мощнее предшественницы, массивнее, выше на полтора метра (в высоту достигает 6,5 метров). Вся композиция выдвинута вперёд, копыта коней как бы зависают в воздухе. Динамизм чрезвычайный. Меж тем Аполлон полон спокойствия, уверенности. В его руке - лира.

Реконструирован Большой театр был всего за 16 месяцев. И открылся в 1856 году, к коронации Александра II.

В настоящее время, в 2010 году, проходит очередная реконструкция Большого театра, которую планируется завершить к октябрю 2011 года. Помимо всего прочего, внимание было уделено и укреплению основания квадриги Клодта. Так что будет колесница стоять ещё прочнее, чем прежде.

Создание Иваном Коржевым скульптур античных муз Эрато и Терпсихоры для центрального фасада Большого театра увенчало многолетнюю работу по реставрации основной культурной достопримечательности российской столицы. Авторские скульптуры Ивана Коржева пришли на смену более ранним творениям П. Клодта и М. Рукавишникова, украшавшим две центральные экседры театра.
Сами музы Терпсихора и Эрато символизируют два противоположных театральных начала: дионисийское (ликующее, творческое, чувственное, иррациональное) и аполлонистическое (безмятежно гармоничное, рациональное, критическое). Именно эти два полюса одной сущности запечатлел в скульптуре Иван Коржев, создав свежие, по-новому трактуемые образы.
Работа над скульптурами муз для Большого театра велась более года и сопровождалась множеством экспертиз и согласований. И. Коржев начал свою работу со скрупулезного изучения архивных материалов, пытаясь отыскать композиционный стержень для каждой музы. Скульптор создал десятки эскизов на бумаге и в пластилине, работал над постановкой скульптур, их жестикуляцией, атрибутикой, драпировкой, мимикой. Итогом стали два лаконичных и символичных авторских скульптурных творения, материализованных в гипсе в «одну человеческую натуру» (1,75 метра).
Следующим важным этапом работ стало увеличение И. Коржевым скульптур до натурального размера (3,6 метра) в глине. Точная высота и габариты фигур были определены по результатам фотопримерки плоских макетов скульптур непосредственно в экседрах фасада Большого театра.
Создав модели муз Эрато и Терпсихоры в глине в натуральную величину, Иван Коржев перешел к формовке скульптур и их отливке в гипсе. На специальном металлическом каркасе отлитые гипсовые фрагменты скульптур были собраны, после чего производилась их чистовая доводка.
Кульминацией долгой творческой работы стал монтаж скульптур муз Эрато и Терпсихоры на фасад Большого театра. Монтаж представляет собой сложный процесс, связанный с использованием специальных подъемных механизмов, строительных конструкций и реставрационных технологий.
Созданные Иваном Коржевым скульптуры для Государственного академического Большого театра будут долгие годы радовать ценителей прекрасного из многих уголков России.

Скульптура, созданная истинными профессионалами своего дела, долговечна и восхитительна. Именно поэтому, если Вы желаете, чтобы статуя, барельефы, либо ритуальные памятники отличались не только высоким качеством, но и очень привлекательным видом, закажите их именно у нас. Скульптор памятника Иван Коржев имеет достаточный опыт для того, чтобы удивить Вас своими творениями. Талант в сочетании с высоким мастерством, способны творить чудеса, в чем можно убедиться, глядя на работы скульптора, работающего в разных жанрах.

Почему создание скульптур следует доверить профессионалу?

Ответ на этот вопрос очевиден. Только опытный специалист способен реализовать все пожелания заказчика, и наделить памятник изящными, утонченными линиями. Иван Коржев — это скульптор памятника, который способен своими руками создавать настоящие шедевры, вызывающие неподдельный восторг.

Работа с самыми различными материалами, и в разнообразных направлениях, использование исключительно качественного и долговечного сырья, при создании скульптур и профессиональный подход к работе — благодаря этому, каждое творение обретает душу.

Далеко не каждый современный скульптор памятника в совершенстве владеет техникой создания изделий из камня и других материалов на высоком уровне. Именно поэтому, если Вы хотите быть уверены в том, что получите уникальный памятник, без дефектов и изъянов, доверьте работу первоклассному специалисту.

Скульптура играет значимую роль в жизни каждого из нас, причем особое значение еще с давних времен обрели изделия ритуального типа. Какой бы монумент Вы не решили заказать, Иван Коржев сможет воплотить наиболее светлые замыслы, эмоции и чувства в скульптурном изображении.

Как работает скульптор памятника?

Обратившись к скульптору памятника, Вам потребуется изложить основную идею того, что хотелось бы видеть в конечном результате. После этого специалист создаст эскиз, который должен быть утвержден клиентом. Если заказчика все устраивает, скульптор памятника приступает к выполнению работы.

Период изготовления изваяния определяется строго в индивидуальном порядке, и будет зависеть от множества факторов, в том числе, наличие требуемого материала на складе и сложности выполнения изделия.

Какие типы памятников наиболее востребованы сегодня?

В современном мире огромным спросом пользуются следующие виды скульптуры:

— монументальная;

— садовая, а также парковая;

— художественные изделия, созданные из камня и другого вида сырья;

— предназначенные для банков, храмов, а также офисных помещений и т. д. ;

— интерьерная.

Кроме этого, очень часто заказываются эксклюзивные ритуальные памятники.

Обратившись к квалифицированному специалисту, Вы гарантированно получите безупречный результат, который будет радовать на протяжении длительного периода.



Загрузка...

Реклама