emou.ru

Храм максима исповедника на варварке. Храм Максима Исповедника (Краснотурьинск). История и современная жизнь. Фото и описание

Церкви в ряд

В день 870-летия города на месте разобранной гостиницы «Россия» открылся парк «Зарядье», и храмы по Варварке на его фоне будто обрели новую жизнь. Избавленные от давления массивного здания отеля, пережившие затянувшийся период строительства, они заиграли свежими красками и подарили ощущение простора.

1. Церковь святой Варвары

В начале Варварки стоит дивный храм великомученицы Варвары, давший имя и самой улице. Предположительно он существовал еще в XIV веке немного южнее современной церкви. В 1514 году на средства известных в то время богатых приезжих гостей Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом под руководством итальянского зодчего Алевиза Фрязина выстроено каменное здание. В 1796–1801 годах храм перестраивается по проекту Родиона Казакова.

В 1812 году французы использовали его под конюшню, богатейшая ризница церкви была разграблена, с икон сняты оклады и ризы. Здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах. В 1920-х годах церковь была перестроена и закрыта. В 1965–1967 годах ее отреставрировали, восстановив под руководством архитектора Г.А. Макарова колокольню.

Адрес: ул. Варварка, д. 2


2. Храм Максима Блаженного

Блаженный Максим был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, прежде освященной во имя благоверных князей Бориса и Глеба. В 1547 году его канонизировали. В конце XVII века после пожара возведена новая, каменная церковь святого Максима Исповедника, основной придел которой освящен во имя святого блаженного Максима.

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 году. Новое здание, построенное в 1698–1699 годах, включило в себя часть одноименного храма 1568 года. После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города.

В 1827–1829 годах вместо прежней звонницы возвели новую двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих вверх ярусов с куполом, завершенным шпилем. В 1930-х годах храм был закрыт, обезглавлен и разорен. В 1965–1969 годах реставрировался (арх. С.С. Подъяпольский).

Адрес: ул. Варварка, д. 4


3. Собор иконы Божией Матери «Знамение»

Знаменский собор – главный храм бывшего Знаменского монастыря – построен в 1679–1684 годах архитекторами Ф. Григорьевым и Г. Анисимовым в старых русских традициях на месте церкви Афанасия Афонского. Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские солдаты разграбили монастырь, однако здание собора тогда не пострадало. В нижнем храме во время оккупации даже было разрешено проводить богослужения. К 300-летию дома Романовых собор был отреставрирован.

После 1923 года монастырь закрыт, его здания приспособлены под жилье. К началу 1960-х годов здание подворья и конюшни были снесены, а оставшиеся постройки находились в аварийном состоянии. Но в связи со строительством гостиницы «Россия» в 1963–1972 годах проведены реставрационные работы, получившие продолжение в 1980-е годы. Долгое время в здании храма был концертный зал.

Адрес: ул. Варварка, д. 8

4. Храм Георгия Победоносца

Построен в 1657 году (на фундаменте сгоревшего в 1639 году древнего храма), колокольня и трапезная – в 1818 году. В конце 1920-х годов церковь была закрыта и использовалась различными учреждениями. Храм возвращен Церкви в 1991 году.

Адрес: ул. Варварка, д. 12


5. Церковь зачатия св. Анны, «что в углу»

Одна из древнейших церквей города. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Закрыта в 1920-е годы, передана Церкви в 1994 году. Существующее здание возникло в середине XVI века. Своим нынешним обликом обязано послевоенной реставрации (архитектор Л.А. Давид).

В Покровском соборе на Красной площади хранится 30-пудовый колокол с колокольни церкви Зачатия Анны (снесена во время реставрации и не восстанавливалась). Он был отлит в 1547 году во Франции и приобретен в 1610 году московским купцом М.Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви, но позднее выкуплен и возвращен князем Пожарским.

Адрес: Москворецкая наб., д. 3

Подготовил Иван Дмитров
Опубликовано: сентябрь, 2017 г.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Христианский храм

Церковь Максима Исповедника


Церковь Максима Исповедника, 2009 год, фото Матвеев О.В.
Страна Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Дата основания 2-я половина XIV века
Строительство - годы
Статус Действующий

Церковь Максима Исповедника (Максима Блаженного) - православный храм в Москве , в Китай-городе , на улице Варварке .

История

Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима . Он был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба . В 1547 году блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника , основной её придел был освящен в честь Святого Блаженного Максима.

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной - матерью Петра I .

Новое здание храма, построенное в 1698-1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965-1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 года , проводятся по праздникам.

Фотографии

    VarvarkaStreet.jpg

    Улица Варварка, современный вид. На переднем плане Храм Максима Исповедника

    Zerkov Maxima Ispovednika2.jpg

    Храм Максима Исповедника в Москве на Варварке, 1882 год

    Moscow 09-13 img12 Varvarka.jpg

    Купол храма Максима Исповедника (в середине)

Напишите отзыв о статье "Церковь Максима Исповедника (Москва)"

Примечания

Литература

Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 28

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Церковь Максима Исповедника (Москва)

И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери. Китай-город стал настоящим московским феноменом, где бурная торговля сочеталась с созиданием огромного количества храмов. Считается, что улица Варварка получила свое название от церкви великомученицы Варвары, которая издревле почиталась покровительницей торговли. (Раньше улица именовалась Всехсвятской, по церкви Всех святых на Кулишках, поставленной благоверным князем Димитрием Донским в память русских воинов, павших на Куликовом поле.) Здесь, у самых стен Кремля раскинулся главный московский торг. Рядом, у нынешнего Москворецкого моста, существовала речная пристань, что способствовало торговле. Исстари купцы и ремесленники торговали на посаде у Кремля, а самые зажиточные тут же заводили и свои дворы. Среди них были гости-сурожане, которых без преувеличения можно назвать главными купцами древней Москвы.

Их именование произошло от крымского города Сугдея, который на Руси называли Сурожем. Ныне это замечательный город Судак, славящийся своими уникальными виноградниками и ставший родиной русского шампанского. А в те далекие времена это была византийская колония, которую в середине XIV века захватили генуэзцы и превратили в богатейший торговый пункт, ставший средоточием мировых торговых путей, где торговала Европа, Восток и Русь. Этих-то торговцев, как своих, русских, так и иностранных, москвичи называли сурожанами. Через Сурож они торговали с Византией, с Италией, с Османской империей, так что даже Черное море одно время именовалось Сурожским. Из Руси в Сурож везли меха, шерсть, соль, мед, воск, а оттуда караванами привозили пряности, благовония, дорогое вино, восточные ковры, шелк, драгоценные камни, бронзу, слоновую и моржовую кость. Одним словом, самые элитные товары для московской знати.

В Москве сурожане упоминаются в 1356 году, когда они в первый раз посетили первопрестольную. Тогда же генуэзские торговцы привезли из Сурожа виноградный спирт, впервые познакомив с ним москвичей, и вскоре торговля спиртным стала самой выгодной статьей дохода сурожан, пока русские не научились делать «хлебное вино» самостоятельно из своего национального злака – ржи.

Сурожане прижились в Москве сразу же. Опытные, умелые, состоятельные, видевшие мир и знавшие языки, они могли оказывать великому князю и финансовые, и дипломатические услуги. Известно, что Димитрий Донской взял сурожан в поход на Куликово поле как проводников, ибо они хорошо знали южные дороги, как переводчиков и дипломатов – на случай переговоров, и как свидетелей – «что бы Бог ни устроил, а они расскажут в дальних странах, как купцы знатные». Потом сурожане участвовали в защите Москвы от нашествия хана Тохтамыша. Потом помогали Василию II в его борьбе за московский престол, а Иван III посылал сурожан на судах против Казанского ханства в 1469 году. Cурожане оказывали финансовую помощь и в церковном строительстве. Каменный Спасский собор Андроникова монастыря строился на средства сурожанина Ермолы, который был дедом знаменитого архитектора Василия Ермолина – первого русского зодчего, чье имя сохранила история. Его конкуренты – сурожане Ховрины, родоначальники Головиных, бывшие казначеями московского великого князя, – возводили Симонов и Крестоводвиженский монастыри. Из сурожан же происходил поэт Федор Тютчев. Участвуя в посольствах как торговые представители, всесторонне помогая великому князю, они добивались себе различных привилегий. И первыми видами вознаграждениями были пожалования землей, владениями, домами, вожделенными боярскими титулами и государственными постами. Сурожане имели собственный «суровский» ряд на торгу, где торговали драгоценными камнями и шелком. Селились они в лучших местах, имея возможность поставить жилище рядом с торгом. Часть сурожан обосновалась на Лубянке, где они возвели себе патрональный храм Иоанна Златоуста, будущий соборный храм Златоустьинского монастыря, оставивший ныне лишь имя местным Златоустьинским переулкам. Главным же центром обитания сурожан стал Китай-город – местечко, где они поселились, так и называлось Крымок. Во второй половине XIV века на Варварке появилась богатая усадьба сурожан с домовой деревянной церковью во имя Бориса и Глеба. У этой церкви часто молился святой Максим Блаженный.

Святое место

Максим Блаженный остался в истории как первый московский юродивый. О нем сохранилось очень мало сведений, но известно, что он жил в первой половине XV века – на столетие раньше святого Василия Блаженного. Известно, что он рано оставил отчий дом и подвизался в районе Варварки. Еще не пало монгольское иго, еще Русь терзалась в междоусобицах, еще русские княжества не сплотились вокруг Москвы, и святой Максим Блаженный своей великой верой и беспримерным терпением утешал москвичей, повторяя: «За терпенье даст Бог спасенье. Хоть люта зима, да сладок рай. Оттерпимся – и мы люди будем: исподволь и сырые дрова загораются». У него находили утешение простые бедняки, коим он говорил: «Не плачь битый, плач небитый». У него каялись грешники, которым он напоминал: «Бог всякую правду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Он обличал и власть предержащих, и лицемеров, и богачей, потерявших совесть: «Божница домашня, а совесть продажна. Всяк крестится, да не всяк молится». Все время святой проводил в молитвах. И, по преданию, умер он ранним утром 11 ноября 1434 года, когда молился на Варварке около церкви Бориса и Глеба. Оттого своего любимого юродивого москвичи похоронили в ограде этого храма, который и упоминается впервые в летописи в связи с погребением Максима Блаженного. Хоронил его некий «муж благоверный Федор Кокчин», живший рядом, но потом его фамилию исказили на московский лад, и храм долгое время назывался «что у Кочкина двора».

На могиле святого совершались чудеса. В 1506 году здесь получил исцеление хромой, потом еще многие москвичи обретали помощь. Случалось, Максим Блаженный являлся людям во сне и исцелял, либо предупреждал об опасностях. А в августе 1547 года были обретены его нетленные мощи. В том же году Московский церковный собор канонизировал его и постановил «праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». День его памяти стал праздником Москвы, ибо Максим Блаженный почитаем как ее особый покровитель. Считалось, что молитва ему – «Святой Блаженный Максим, моли Бога о нас» – помогает уберечься от несчастья, особенно если благочестиво возносить ее чудотворцу в посвященном ему храме и в дни его праздников: в день памяти (11/24 ноября) и в день обретения мощей (13/26 августа). Именно святой Максим изображался на известной иконе вместе с Василием Блаженным, а также на московской Боголюбской иконе Богоматери, которая находилась на Варварской башне китай-городской стены и прославилась исцелениями больных в чумную эпидемию 1771 года. Здесь он изображен в сонме предстоящих Богоматери великих угодников и святителей Московских.

Главная молитва возносилась ему в Борисоглебском храме на Варварке – именно сюда москвичи стекались поклониться святому и попросить его о помощи. До середины XVI века история самого храма довольно туманна. Известно, что после 1434 года в память великого подвижника Христова здесь был устроен придел во имя его небесного покровителя – святого Максима Исповедника. Главный храм все еще стоял деревянный, но в XVI веке был отстроен в камне чуть севернее старой Борисоглебской церкви.

По этому поводу существует несколько версий ученых. Первая гласит, что устроение придела повлекло за собой постройку каменного храма, и что это произошло в начале XVI века, когда сурожский купец-гость Василий Бобр с братией, имевший здесь двор, пожертвовали на него средства. Тогда же эти купцы внесли крупную сумму на возведение соседнего каменного храма святой Варвары. (Есть мнение, разделяемое не всеми учеными, что Василию Бобру принадлежали знаменитые палаты Английского двора на Варварке, которые перешли его потомку Ивану Бобрищеву. Эти-то палаты Иван Грозный и подарил английским купцам.) К тому времени сурожанами называли по привычке богатейших купцов, которые торговали самыми дорогими, элитными товарами, а купцов, занимавшихся оптовой иностранной торговлей, именовали «гостями». Торговля же непосредственно с Сурожем давно угасла, и сурожане в прежнем значении, как торговая корпорация, исчезли. Их патрональная церковь на Лубянке пришла в упадок и была обращена Иваном III в монастырь. Церковь же на Варварке отстроилась в камне, с большим подклетом, где товары надежно хранились от огня и от воров. И вот теперь она была освящена во имя Максима Исповедника, был устроен там и Борисоглебский придел.

Согласно второй версии, каменная церковь Максима Исповедника появилась после 1547 года, то есть после обретения мощей Максима Блаженного.

Сторонники третьей версии утверждают, что деревянная церковь Бориса и Глеба сгорела лишь в 1568 году, и тогда была выстроена новая, каменная, освященная во имя Максима Исповедника, «что на Варварском крестце». Так или иначе, достоверно известно, что в 1568 году стоял уже каменный храм с главным престолом во имя Максима Исповедника и с приделом Бориса и Глеба. Так он простоял более столетия, пока в его судьбе не приняла участие царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Традиционно считается, что каменная церковь сгорела в 1676 году и Наталия Кирилловна приказала ее обновить на свой кошт в память почившего в январе того же года царя Алексея Михайловича. Известный москвовед Сергей Романюк указывает, что обновление храма состоялось раньше, а именно в 1672 году, на следующий год после свадьбы Тишайшего государя с Нарышкиной. Те, кто разделяют эту версию, считают, что воссоздание Максимовского храма стало первым крупным заказом новой царицы.

Однако последняя точка в истории его сооружения была поставлена в самом конце XVII века после смерти Наталии Кирилловны. В 1698 году два богатых купца-гостя Максим Шаровников из Костромы и Максим Верховитинов из Москвы в честь своих небесных покровителей построили на Варварке новую, сохранившуюся до наших дней каменную церковь с главным престолом во имя святого Максима Блаженного и с южным приделом во имя святого Максима Исповедника – оттого у храма два названия. Главное, когда разбирали старую церковь, были вновь обретены мощи блаженного, почивавшие под спудом. На время строительства их положили в другом храме, а потом перенесли обратно и с благоговением поместили в серебряную раку под балдахином.

Существует версия, что храмоздатели подражали купцам Филатьевым и их храму Никола Большой Крест. В новом храме тоже был устроен огромный подклет – примечательность китай-городских торговых храмов – для хранения товаров и имущества простых москвичей, в первую очередь прихожан, на случай пожара или войны. Но в печально знаменитом Троицком пожаре 1737 года, погубившем половину центральной Москвы и кремлевский Царь-колокол, сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. Зато в 1812 году и храм, и его приход героически выстояли. Одним из немногих он действовал даже в самые грозные осенние дни, когда армия Наполеона бесчинствовала в Москве. Священник Игнатий Иванов не оставил свой храм и прихожан, продолжая совершать богослужения, за что после победы по ходатайству генерал-губернатора Москвы графа Ф.Ф. Ростопчина был награжден наперсным крестом. Тот факт, что в храме совершались богослужения, свидетельствует, что он не сильно пострадал – в оскверненных или полуразрушенных церквях проводить службу было невозможно. И все же ему понадобились поновления. А в 1827 году появилась новая ампирная колокольня со шпилем – то ли петербургским, то ли московским. Ныне она стала главной «Пизанской башней» Москвы, потому что заметно отклонилась от своей центральной оси.

В этом храме верующие вновь получали помощь от блаженного Максима, чьи мощи покоились здесь до самой революции. Предание гласит, что в 1860-х годах одной купеческой вдове явился во сне старец и велел помолиться святому Максиму Московскому, ибо ей грозит беда. Утром женщина немедленно отправилась в храм на Варварку, помолилась и заказала молебен. Вечером ее внезапно одолела бессонница, она никак не могла заснуть и благодаря этому успела увидеть, как в доме начался пожар. Так женщина сумела не только разбудить домочадцев, но и спасти дом и имущество от огня.

Самыми известными прихожанами Максимовского храма были знаменитые «водочные короли» Смирновы, еще до рецепта Менделеева изготовлявшие качественную русскую водку. Их путь был типичен для многих славных купеческих фамилий, таких как Абрикосовы или Рябушинские. Родом Смирновы были из ярославских крепостных крестьян Алексеевых, и сначала занимались «здабриванием» (то есть выдержкой и конечным производством) кизлярских вин. В 1820 году братья Алексеевы обосновались в Москве, но только в 1840 году, уже имея собственное дело, они сумели выкупиться из крепости и получили разрешение на фамилию Смирновы. Главой семейного дела стал Иван Алексеевич Смирнов. Он купил ренсковый погребок (небольшой магазинчик для продажи иностранных виноградных вин) на Варварке, отчего получил прозвище «Смирнов с Варварки». А в 1857 году приобрел в Китай-городе дом на углу Ипатьевского и Грузинского переулков и стал прихожанином Максимовской церкви. Его лучшая, «смирновская» водка так и называлась «Варваркой». Хорошая водка была в России не только редкостью и знаком качества, но и определенной заслугой винодела, потому что недобросовестные торговцы и откупщики спаивали народ отравой.

Сам Иван Алексеевич более 20 лет прослужил старостой Успенского собора в Кремле, и это было высшей честью для купца, свидетельствующей и о его торговом статусе. Его правой рукой был сын Сергей Иванович Смирнов, который не только помогал отцу в делах по содержанию Успенского собора, но и сам на протяжении 23 лет был ктитором своей приходской церкви Максима Блаженного и не раз ремонтировал ее. А самый главный «водочник» Петр Арсеньевич Смирнов – племянник Ивана Алексеевича – тоже соблюдал семейную традицию: он был старостой и псаломщиком двух кремлевских храмов – Благовещенского собора и Верхоспасского храма при Теремном дворце. Конец этой традиции положила революция.

Борьба за жизнь

После революции храм Максима Блаженного не только долго не закрывался, но и сумел вписать еще одну страницу в свою историю. В конце 1920-х годов регентом в этом храме был молодой инок Платон (Извеков) – будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Однажды на всенощной в канун престольного праздника 1926 года в этом храме его увидел художник Павел Корин и сделал с него портретный набросок для своей картины-эпопеи «Русь уходящая».

Это действительно были прощальные годы храма, чудом не погибшего в черную годину русской истории. В 1930-х годах он был закрыт, обезглавлен и разорен. По плану сталинской реконструкции он подлежал сносу, как и все дома, стоящие на правой южной стороне «улицы Разина» – этим революционным именем Варварка была названа оттого, что в 1671 году по ней везли на казнь известного бунтаря. Сама улица подлежала оригинальному выпрямлению в стройную линию о двух уровнях: на месте разрушенных домов предполагалось сооружение второй половины улицы на более низком уровне, которая соединялась бы с первой лестницами и пандусами. Эти изменения были связаны со строительством восьмой сталинской высотки, которая возводилась в Зарядье для ведомства Берии. Как шептались москвичи – «в награду» за «заслуги», хотя в путеводителе Сытина сей небоскреб туманно назывался «административным зданием». Между тем она и должна была стать самой высокой высоткой в 37 этажей: ее северный фасад был бы обращен к Варварке, так что о его оформлении заботились за счет старой Москвы. Наиболее ценные здания, такие как церковь Зачатия святой Анны и фрагменты китайгородской стены с башнями, намеревались перенести в Коломенское – в музей древней русской архитектуры на открытом воздухе.

И только смерть Сталина остановила этот грандиозный план. После падения Берии строительство высотки в Зарядье остановили и на том месте построили гостиницу «Россия», которая дополнительных жертв не потребовала. И хотя почти все Зарядье снесли, Максимовский храм и несколько других церквей на Варварке уцелели. Потом их специально отреставрировали, чтобы сохранить на одной стороне улицы облик древней Москвы, как контраст более поздней московской архитектуре, оставшейся на противоположной стороне Варварки.

Реставрация храма Максима Блаженного началась в 1965 году. Под руководством архитектора С.С. Подъяпольского восстановили главы, увенчали их позолоченными крестами, отремонтировали здание и отдали его в ведение… Всероссийского общества охраны природы для проведения выставок. Выставочный зал находился в нем до тех недавних пор, пока храм решением Моссовета не отдали верующим.

Богослужения в нем начались только после 1994 года. Храм, который входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе, возрождается, но ему по-прежнему нужна помощь. В конце прошлого года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана инициативная группа по сбору средств на его реставрацию.

Все, кто хочет пожертвовать на этот святой храм, могут перевести деньги на расчетный счет:
№ 40703810860140845202
в OAO Промсвязь банк г. Москвы,
к. счет № 30101810600000000119
ИНН 7705016919
КПП 770501001БИК 044583119

Мини-путеводитель по Китай-городу

Максима Блаженного похоронили в 1434 году на возле этой церкви (ее раньше называли храмом Бориса и Глеба). А в 1547 году Блаженного Максима канонизировали. Тогда же на средства Василия Бобра построили каменный храм в его память.

Современное здание храма Максима Блаженного построили в 1698 году на средства купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитинова из Москвы.

Что есть что в церкви

Главный престол церкви освятили во имя святого Максима Блаженного, а южный придел - во имя святого Максима Исповедника. Из-за этого у храма два названия.

Интересна эта церковь в первую очередь большим центральным объемом, перекрытым без дополнительных опор. А когда разбирали старый храм, вновь обрели мощи Максима Блаженного. Во время строительства их хранили в другом храме, а потом перенесли обратно и поместили в серебряную раку под балдахином.

Известно, что нижний этаж церкви Максима Исповедника в XVII-XVIII веках использовали для хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий.

В 1737 году в пожаре, погубившем половину центральной части Москвы и кремлевский , сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили. Но зато в 1812 году храм героически выстоял, а священник Игнатий Иванов ни на день не оставил храм. За это после победы его наградили наперсным крестом. Этот факт подтверждает, что храм Максима Блаженного не сильно пострадал - в оскверненных или полуразрушенных церквях вести службу было невозможно. А в 1827 году у храма появилась новая ампирная колокольня со шпилем.

В 1930-х годах храм Максима Исповедника закрыли, обезглавили и разорили. По плану сталинской реконструкции его собирались снести, как и все дома на южной стороне улицы.

Путеводитель по архитектурным стилям

Церковь спасла смерть Сталина. Внутри здания храма разместилось заводоуправление «Мосремчас» (гарантийный ремонт часов). При этом сам храм имел неряшливый и грязный вид. Лишь в 1965 году церковь Максима Блаженного отреставрировали. Еще некоторое время здание храма использовали для пропаганды знаний о природе и ее охране. Сейчас церковь действует.

Церковь Максима Исповедника - православный храм в Москве, в Китай-городе, на улице Варварка.

История

Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 году на возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 году блаженного Максима канонизировали.

В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её предел был освящен в честь святого Блаженного Максима.

Матвеев О.В. , CC0 1.0

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной - матерью Петра I.

Новое здание храма, построенное в 1698–1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки.

После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика .


Н.А.Найденов , Public Domain

В 1827–1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем.

Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII–XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной.

Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами - прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII–XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII–XIX вв. и две белокаменные закладные доски.

В конце 1920-х гг. регентом в храме был молодой инок Платон - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965–1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 года, проводятся по праздникам.



Загрузка...