emou.ru

Две главные проблемы в комедии «Недоросль. Урок по литературе на тему Нравственные проблемы Д.И.Фонвизина Недоросль В чём своеобразие речи Вральмана

Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» - раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

История создания

Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью - труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.

Описание произведения

Действие 1

Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой - он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.

Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя - теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.

Действие 2

Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки - офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя - Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.

Действие 3

Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.

Действие 4

Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях - подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.

Действие 5

Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой - открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.

Главные герои

Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.

Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.

Его образ - средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.

Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху - офицеру Милону.

Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.

Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.

Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.

Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.

Анализ произведения

«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства - единство времени, места и действия.

Решение проблемы воспитания - центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров - каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами. Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

Итоговый вывод

Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

  • тема образования и воспитания;
  • тема крепостничества;
  • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

Цель написания этого гениального произведения ясна - искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности. И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании. Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер. Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Уместна ли жестокость на войне?

    Рассматривая историю человечества, можно утверждать, что войны – неотъемлемая часть взаимоотношений людей. С их помощью люди часто решают свои конфликты, которые могут возникать между государствами

  • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера сочинение

    Главный герой произведения Григорий Печорин, будучи на отдыхе на Кавказе, знакомится на водах с доктором Вернером, являющимся второстепенным персонажем романа.

  • Образ Януша В дурном обществе Короленко сочинение

    Януш – седобородый нищий старик, который приютился в подвале заброшенного замка, потому что у него не было собственной квартиры, также он являлся слугой графа. В самой повести Януш считается второстепенным персонажем

  • Образ и характеристика доктора Борменталь в рассказе Собачье сердце Булгакова сочинение

    Одним из главных персонажей произведения является Борменталь Иван Арнольдович, представляющий собой ученика и ассистента доктора Преображенского, ученого с мировым именем.

  • Чацкий и фамусовское общество сочинение

    Александр Сергеевич Грибоедов в своей сатирической комедийной пьесе «Горе от ума» наглядно описывает общество дворянин начала XIX века. В образе главного героя, Александра Андреевича Чацкого перед читателями предстает молодой благородный человек

Я ИДУ НА УРОК

Уроки пензенских учителей

Методические рекомендации к проведению уроков по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в 8-м классе

От составителя. Это своеобразное продолжение семинария «Уроки пензенских учителей», опубликованного в № 8 за 2003 год. К сожалению, в ту подборку вошли далеко не все самые интересные находки, сделанные словесниками Пензы. Сегодня предлагаем читателям ещё один материал, разработанный творческой группой учителей-словесников школы № 51.
Отметим, что учителя этого города работают в основном по учебно-методическому комплексу «В мире литературы», подготовленному коллективом авторов под редакцией А.Г. Кутузова. Поэтому естественно, что все уроки сориентированы именно на него.

Программа (раздел «Русская литература XVIII века и её традиции»). Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений

№ урока Тема урока Сведения по истории литературы Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений
1 Д.И. Фонвизин «Недоросль» Просветительские идеи и русская литература комедия Комментированное чтение афиши и первого действия. Словарная работа.
2 Речевая характеристика Комментированное чтение отдельных сцен комедии. Речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. Составление речевой характеристики героев.
3 Драматургический конфликт и его развитие Чтение по ролям с элементами инсценирования.
4 Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"» Традиции классицизма в комедии. Просветительские идеи автора. Новаторство Фонвизина-драматурга. Афоризм. Композиция.
5 Продолжение урока
6 Творческий практикум Сочинение по комедии

Урок 1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия

Работа со статьёй учебника

Какова роль писателя в XVIII веке?

Почему Фонвизин хорошо знал придворную жизнь?

Как выглядит идеальное государство, с точки зрения просветителей? (“Мы обязаны повиноваться и покоряться всякому, без исключения, государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели” - Мишель Монтень.)

Почему Фонвизин выбирает драматургию?

Почему любимый жанр Фонвизина - комедия?

Индивидуальное сообщение о комедии «Бригадир». С героем какого прочитанного нами произведения можно сравнить Иванушку и почему?

Вершина творчества драматурга - «Недоросль» (1782)

Работа с эпиграфом на доске

...Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...
(А.С. Пушкин)

Вступительное слово учителя

Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.

Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества - основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.

Вспомнить особенности драматических произведений

ДРАМА (от греческого - действие, действо) - один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы - действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.

КОМЕДИЯ - драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Особенности композиции пьес XVIII века - подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств.

События происходят в течение одних суток и в одном месте - захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.

Самостоятельная словарная работа

Карточка (8 групп). Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся «Словарь комедии» ,словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.

Бессердечие - отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.

Воевода - в Древней Руси и в некоторых славянских государствах - начальник войска, округа.

Гарнизонный - принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.

Дворовый - принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ. ).

Дворня (собир. ) - при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.

Дворянский - принадлежащий дворянину.

Дворянин - лицо, принадлежащее к дворянству.

Деспотизм - 1) самовластное правление. Монархический д. ; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура .

Карьеризм - погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

Корыстолюбие - стремление к личной выгоде, наживе, жадность.

Крепостной - крепостной крестьянин.

Крепостник - владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.

Мошенник - человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.

Недоросль - в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. - глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон. ).

Обличение - разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.

Опека - форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку .

Оппозиция - противодействие, сопротивление (книжн. ). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь (будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).

Поместье - земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.

Посвятить (что, кому–чему ) - предназначить, отдать. П. свою жизнь работе .

Привилегия - преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны .

Придворный - лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.

Просветить (кого, что ) - передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.

Разорение (кого, что ) - нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи .

Сговор - помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар. ).

Скаредность - большая скупость, жадность.

Стяжательство - корыстолюбие, стремление к наживе.

Труженик - человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села .

Челобитчик - тот, кто подаёт челобитную.

Челобитная - в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную .

Фаворит - любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.

Задание к работе со словарём: уметь объяснять лексическое значение слов, составить со словами словосочетания и предложения, выбрать из словаря слова, которые могут понадобиться в работе над характеристикой героя, истолковании авторской позиции и так далее.

Кто для вас главный герой пьесы?

Простакова - пьеса о её судьбе. Софья - причина соперничества Митрофана, Скотинина, Милона. Стародум - от его мнения всё зависит. Митрофан - ведь пьеса названа «Недоросль».

Работа с названием (комментарий учителя)

По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.

Работа с афишей

Комментированное чтение афиши. Говорящие фамилии.

Развитие драматического конфликта. Какова расстановка сил в пьесе?

Простаковым–Скотинину, невежественным отсталым помещикам-крепостникам, противопоставлены дворянские интеллигенты Софья, Стародум, Милон, Правдин. (Кто кому кем приходится? )

Каковы цели и стремления у той и другой группы?

Корыстные стяжатели противопоставлены желающим справедливости, убеждённым противникам “злонравных невежд”, образованным и гуманным людям.

Каким, исходя из этого, вы представляете возникший между ними конфликт?

Комментированное чтение и анализ первого действия

Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в руках коварства. Никогда не бывал я так собою доволен, как если случалось из рук вырвать добычу от порока. (Стародум)

Чтение сцен и диалогов первого акта

Как раскрываются в первых сценах характеры супругов Простаковых, Митрофана, Скотинина? Как они ведут себя, какова их речь?

Примерка кафтана (явл. 1–3). Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм.

Тема барского произвола - главная в пьесе. (Пьеса начинается сценой с портным Тришкой, над которым измывается “госпожа бесчеловечная”.)

“Митрофанушка... матушкин сынок, а не батюшкин” (явл. 4). Митрофанушка - избалованный и бессовестный “маменькин сынок”.

“Замыслы Простаковой и Скотинина” (явл. 5).

Скотинин - тупой грубиян, жестокий помещик, озабоченный предстоящим “сговором” с Софьей.

Диалог Простаковой и Скотинина характеризует их как жестоких крепостников. “С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!” (Простакова жалуется братцу.)

Корысть, стяжательство, нажива - им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.

Крепостное право , считает Фонвизин, не только крестьян доводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет.

Почему хочет жениться Скотинин? “Девчонка” нравится? Нет, нужны её “деревеньки”, в которых водятся свиньи: Скотинину до них “смертная охота”.

Итак, ЭКСПОЗИЦИЯ пьесы - знакомство с героями состоялось.

Почему Простакова вначале ничего не имела против женитьбы брата на Софье? (Считала её бесприданницей. )

Простакова меняет свои планы (явл. 6)

Почему она меняет свои планы? (Узнаёт, что та наследница богатого дяди, Стародума. )

В чём комизм её поведения? (Несоответствие: свой вымысел желает считать правдой, правду представляет вымыслом.)

Что интересное узнаем мы о Простаковой? (Не умеет читать. )

Именно с этого события начинает развиваться драматический конфликт - это ЗАВЯЗКА пьесы. И кажется, что ничего уже не поможет Софье.

Соотношение сил меняется не в пользу Простаковых–Скотинина (явл. 8).

Какое событие меняет соотношение сил? (В деревню на постой пришли солдаты, во главе их офицер Милон, жених Софьи. Он приятель и единомышленник Правдина, убеждённого противника “злонравных невежд”.)

Урок 2. Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении

Проверка домашнего задания : обсуждение составленного текста изложения, его сопоставление с текстом-образцом.

Утро в доме Простаковой

Утро. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый портным Тришкой. И хотя кафтан сшит “изряднёхонько”, капризной барыне трудно угодить. “Вор”, “воровская харя”, “болван”, “мошенник” - это наиболее мягкие эпитеты, которыми награждает она своих дворовых.

Частый гость в имении Простаковых - её брат Скотинин, сама фамилия которого говорит о многом. Сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день “сговора”. Дело в том, что Простакова, ограбив дальнюю родственницу Софью “на законном основании”, решила выдать её за своего родного брата. Мнения Софьи при этом, конечно же, не спрашивают.

А вот и сын Простаковой - Митрофанушка, в характере которого отчётливо видны черты такого же крепостника, как его мать и дядя. Но в некотором отношении он пошёл даже далее матери. Простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. Однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, а потому неуклюже льстит матери, рассказывая свой сон, Митрофан “жалеет матушку”, которая так устала, “колотя батюшку”.

Так начинается действие этой замечательной комедии Д.И. Фонвизина, и перед нами предстаёт жизнь помещичьей усадьбы XVIII века.

Работа по теме урока: что же происходит во втором действии?

Положительные персонажи встречаются, беседуют, находят моральную поддержку и взаимопонимание.

Явление 1

Зачем приезжает в деревню Правдин? (Он имеет поручение по службе объехать округ, по велению сердца, замечая употребление помещиками власти над людьми во зло, стремится исправить положение.)

Явление 2

Что обнаружил Правдин в поместье Простаковых? (“Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома”.)

Явление 3

Какова заветная мечта Скотинина? Как его фамилия отражается в речи?

Явление 4

Каким предстаёт характер Еремеевны в этой сцене? Что узнали мы о характере Митрофана, прочитав о столкновении соперников?

Явление 5

Как управляет своим имением Простакова? (Найдите её самохарактеристику.)

Важно: ярко очерчены характеры отрицательных действующих лиц.

Домашнее задание (по выбору)

1. Подобрать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).

2. Выполнить письменную работу-изложение«Биография Стародума» .

Урок 3. Понятие о драматургическом конфликте и его развитии. Чтение по ролям отдельных сцен комедии

Анализ третьего действия

Ум, коль он только что ум, - самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие. (Стародум)

Явление 1

С чьим мировоззрением знакомит нас разговор Стародума и Правдина? (Диалог знакомит с мировоззрением передовых дворянских интеллигентов, остро критикующих “развращённый век” Екатерины II, её праздных и порочных вельмож и невежественных помещиков-крепостников.)

Образы носителей добродетели - Стародум и Правдин. Положительные образы влюблённых - Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковым всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве.

В их речах вскрывается произвол правительства, порождающий в России людей, недостойных быть людьми, дворян, недостойных быть дворянами.

Проверка домашнего задания

Читаем письменную работу «Биография Стародума». Осмыслить “говорящую фамилию” (что и кто является идеалом автора). Петр I и его эпоха.

Работа с карточками «Жизненные принципы Стародума» (по рядам). Определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформулируйте и запишите их. По возможности дополните карточки собственными примерами.

Карточка I

  • При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.
  • В большом свете водятся премелкие души.
  • Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права.
  • Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.

Карточка II

  • Угнетать рабством себе подобных беззаконно.
  • Невежда без души - зверь.

Карточка III

  • Начинаются чины - перестаёт искренность.
  • Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
  • Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.

Карточка IV

  • Наличные деньги - не наличные достоинства.
  • Глупому сыну не в помощь богатство.
  • Золотой болван - всё болван.

Сообщения по итогам работы в группе

1) Роль государственной власти - знать, в чём её роль: защищать права человека. Царь и большой свет “больны неисцельно”, “премелкие души” вместо служения государству заботятся о своей карьере.

Стародум не скрывает своего оппозиционного отношения к екатерининской монархии. В армии наслаждаются знатные бездельники, не бывшие ни в одном бою, а боевые офицеры находятся в пренебрежении. При дворе парят лесть, соперничество, взаимная ненависть. Тот, кто не хочет лгать, лицемерить, льстить в борьбе за тёплое место, выходит в отставку, как сделал Стародум. Итак, чтобы быть в милости при дворе, надо быть бесчестным. Трудно более резко охарактеризовать положение. И хотя Стародум ни слова не говорит об императрице, ясно, что награды бесчестным могут сыпаться при дворе либо глупого, либо бесчестного монарха. Глупой Екатерину II никто не считал.

Фонвизин, как секретарь Панина, до 1773 года жил при дворе и воочию видел лютую борьбу придворных групп и отдельных лиц на узкой дороге к милостям государыни, “где двое, встретившись, разойтись не могут. Один другого сваливает”.

Продолжение разговора Стародума с Правдиным завершает мрачную картину. На слова Правдина, что людей, подобных Стародуму, надо призывать ко двору с той целью, с какой к больным призывают врача, Стародум отвечает: “Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится”.

Произвол правительства как результат неограниченной власти императрицы и её фаворитов, произвол чиновничества, естественный в стране, где нет твёрдого законодательства, произвол в крепостной усадьбе, где власть одних людей над другими ничем не ограничена и никем не контролируется, произвол в семье, повсюду погоня за властью, неутолимая сила богатства, мера которого определяет силу власти, - таковы звенья единой цепи, воспитывающий раболепие, низость души, подлость - всё, что угодно, кроме человечности.

2) Крепостное право беззаконно. Если необразованный человек ещё и не имеет души, он зверь.

«Недоросль» лишь требовал человеческого отношения к крепостным. “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”, - говорит Стародум. Но Фонвизин понял, что моральная проповедь не доходит до сознания крепостников, что одним убеждением нельзя воздействовать на самодуров, развращённых бесконтрольной властью. По мнению писателя, необходимо вмешательство правительства. А закон в то время запрещал помещику лишь убить крестьянина. Простакова же никого не убила, не покалечила, не жгла щипцами своих горничных, как графиня Козловская, не заставляла лакеев щекотать в своём присутствии девушек, пока те не испускали дух, не выгоняла обнажённых на мороз, не пришивала пальцы неумелой швее к её телу, даже не засекала до смерти, как это делали многие и многие дворяне. Простакова - не Салтычиха, замучившая 140 крестьян. Она обычная рядовая помещица, и в том, что Фонвизин изобразил её именно такой, - большая сила комедии, её глубокая жизненная правда. О Салтычихе, Козловской и других извергах говорили как об исключениях. Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был, по замыслу автора, стать живым укором господам, в чьих домах творилось то же самое. И не только господам. Заставив в конце комедии Правдина взять имение Простаковой в опеку, Фонвизин подсказывает правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крестьянами. Все, а не только оголтелые убийцы.

3) Служба. Главное не чины, а дела.

“Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану”. “Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества... ”

4) Богатство не в деньгах.

Огромное влияние на человеческие отношения ещё одной страшной силы - власти денег. В «Недоросле» Фонвизин показал, что “деньги суть первое божество”, полновластные господа над крепостными - сами рабы денег. Госпожа Простакова груба со всеми, кто зависит от неё, и она лебезит перед Стародумом, узнав, что у него есть десять тысяч. Она помыкает Софьей в начале пьесы и заискивает перед ней - невестой, имеющей богатство. Она с гордостью вспоминает отца, умевшего взятками нажить состояние, и, не стесняясь, поучает сына: “Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”. “Богач... тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного” , - говорит Стародум.

5) Богатство в душевных качествах. Достоинства человека - его душа, сердце.

Что может противопоставить всему этому Фонвизин? Веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего; надежду на силу совести - верного друга и строгого судьи человека; моральную проповедь: “Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время” и тому подобное.

На замечание Правдина - “Итак, вы отошли от двора ни с чем?” - Стародум отвечает: “Табакерке цена 500 рублей. Пришли к купцу двое. Один заплатил деньги, принёс домой табакерку. Другой пришёл домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришёл домой ни с чем? Ошибаешься. Он принёс домой свои 500 рублей целыми. Я отошёл от двора без деревень, без ленты, без чинов, да моё принёс домой неповреждённо, мою душу, мою честь, мои правила”.

Стародум уходит в отставку, не желая угнетать рабством себе подобных, он уезжает в Сибирь, приобретает там небольшое состояние и, вернувшись, проповедует свои взгляды в узком кругу близких ему людей. Фонвизин поступает мужественнее: он пишет «Недоросль». И он понимает значение своего поступка, устами Милона поставив неустрашимость государственного деятеля, который говорит правду государю, рискуя его разгневать, выше бесстрашия солдата, идущего в бой. Смерть в бою почётна. Опала грозит бесчестием, клеветой, обречённостью на бездействие, нравственной смертью.

Фонвизин не боится опалы. Но, произнеся суровый приговор екатерининской Peseta, что он мог предложить взамен? Каковы те новые, не похожие на европейские, пути и формы жизни, о которых он писал Булгакову? Драматург не поднялся выше идеи замены плохих советников царя - Стародумами, дурных чиновников - Правдиными, карьеристов военных - Милонами, скверных помещиков - хорошими.

Обобщение.

Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными и сегодня?

Урок 4. Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”»

1. Традиции классицизма в комедии. Особенности пьес XVIII века (индивидуальное сообщение)

  • Подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств: места, времени, действия .

Соблюдены ли в комедии Фонвизина эти три единства? События происходят в течение одних суток и в одном месте (в захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой).

  • Сатира должна исправлять нравы, учить . Исправляет ли нравы комедия, чему она учит?
  • Порок и добродетель должны быть представлены наглядно, и добродетель должна, конечно, восторжествовать.

Главные герои комедии резко делятся на два лагеря. В одном - представители порока, “злонравия” - Простакова, Скотинин, Митрофан. В другом лагере носители добродетели - Стародум, Милон, Правдин, Софья.

Побеждает ли добродетель? Добродетель действительно побеждает.

  • По традициям классицзма, каждый герой должен иметь какую-то одну, характерную черту .

Определите, каковы основные качества героев, носителями каких пороков или добродетелей они являются.

Простакова “злонравна”, Простаков забит, Скотинин скотоподобен, Митрофан невежествен, Стародум прям, Правдин честен, Софья благородна...

  • В пьесах того времени всегда есть герой, напрямую выражающий идеи автора, его самые заветные и дорогие мысли.

В «Недоросле» это Стародум. Его главная задача - высказать то, что хочет внушить зрителям автор.

2. Новаторство Фонвизина-драматурга

  • Герои комедии оказались намного сложнее, чем требовала традиция. Они не только ходячие маски носителей добродетели или порока.

Дурны или хороши Кутейкин, Вральман, Цыфиркин, Еремеевна? Однозначно не ответишь.

Фонвизин следует классической традиции в изображении положительных героев. Изображая отрицательных героев, от этой традиции отходит.

Докажите, что Простакова не только злонравна, найдите её положительные качества.

Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына . В финале комедии перед нами страдающая мать , теряющая последнее утешение - утешение сына. Она вызывает уже не смех, а сочувствие.

Определите качества характера Митрофана, выходящие за рамки определения невежды и “маменькиного сынка”.

Митрофан не только невежда и “маменькин сынок”. Он хитёр , знает, как подольститься к матери (рассказ о сне). Сообразителен (ответ на вопрос Стародума). Бессердечие - вот его самая страшная черта. “Невежда без души - зверь”, - говорит Фонвизин. Митрофанушка-неуч смешон, но отталкивающий мать - страшен.

  • Новаторство Фонвизина - в умении так строить речь своих героев, что читатель представляет характеры действующих лиц.

Индивидуальные задания по составлению речевых характеристик

Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива. От робкой, подобострастной до властной и грубой. Подтвердите примерами.

Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит, как о животных. Подтвердите примерами.

Речь Стародума - это речь образованного, культурного человека. Она афористична, возвышенна.

В чём своеобразие речи Кутейкина, Вральмана, Цыфиркина?

  • В пьесе всё национально: тема, сюжет, социальный конфликт и характеры действующих лиц. А в произведениях классицизма в изображении характеров стремились выявить не индивидуальное, а общее, вечное, присущее людям всех стран и времён.
  • Добродетель побеждает.

Но почему побеждают именно положительные герои?

Они побеждают случайно . Не потому, что есть справедливый закон. Оказался честным человеком Правдин. Хороший человек здешний наместник. Вовремя приехал дядюшка Стародум. Случайно проводил через село отряд Милон. Стечение счастливых обстоятельств, а не торжество справедливого закона.

Новаторством является идея автора. Мысль о просвещении не нова. Фонвизин же утверждает, что одного просвещения мало. “Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. - Просвещение возвышает одну добродетельную душу”. Вначале нужно воспитывать добродетель, заботиться о душе, а потом - об уме.

Драматург считает, что нужен такой закон, чтобы добродетель была выгодной, чтобы все поняли, что “без благонравия никто не может выйти в люди. Тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится”.

Таким образом, получается, что в злонравии своём помещики не виноваты, виноваты чиновники и государь, которые не устанавливают хорошего закона.

По-настоящему государственный человек в комедии - Стародум (мыслит категориями эпохи Петра I). К сожалению, в современную автору эпоху не нужны ни честность, ни храбрость, ни забота о пользе государства.

Начиная с комедии «Недоросль» русская литература вступила в благородную борьбу с государственной властью, борьбу за справедливость и за человека.

4. Афоризм

Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Индивидуальное задание: найти и перечислить выражения Фонвизина, которые обогатили русскую речь крылатыми выражениями, стали афоризмами.

Домашнее задание. Пересказ статьи из учебника; приготовить ответы на вопросы (по вариантам).

Речевые характеристики - большое достижение Фонвизина.

Простакова - властная помещица, говорит отрывисто, повелительно, часто переходя на крик, искажая слова, употребляя грубые выражения и оскорбляя окружающих. Ласково обращается только к Митрофану.

Стародум - образованный и гуманный человек. Его суждения метки и остроумны (“В большом свете водятся мелкие души”, “Наличные деньги - не наличие достоинства”) .

Живое воображение и сердечная отзывчивость рано проявились в отношениях Фонвизина к окружающим. Он способен был ощутить состояние другого человека как своё собственное и, по его словам, “ничего так не боялся, как сделать кому-нибудь несправедливость, и для того ни перед кем так не трусил, как перед теми, кто от меня зависел и кои ответить мне были не в состоянии”.

Однако это не означало, что он был робок и уступчив.

“Весьма рано проявилась моя склонность к сатире. Острые слова мои носились по Москве. Как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою. Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть... Сочинения мои были острые ругательства: много в них было сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли”, - признавался писатель.

Например: “О, Клим, дела твои велики! Но кто хвалил тебя? Родня и два заики”.

С юности Фонвизин владел искусством “передразнивания”, актёрского перевоплощения. Ему было свойственно умение “принимать на себя лицо” знакомого человека и говорить “не только его голосом, но и умом”.

Во всех его первых опытах сказывается дар слова.

Отработка темы «Речевые характеристики героев»

Цель: показать высокое драматическое мастерство в создании речевых характеристик.

1. Индивидуальные задания:

1) жизнь Кутейкина; биография Цыфиркина; жизнь Вральмана;

2) лексика, присущая только Кутейкину; Цыфиркину; Вральману.

2. Работа с классом. В чём своеобразие речи Кутейкина?

Речь недоучившегося семинариста. Построена на церковнославянской лексике и фразеологии, насыщена формами церковнославянского языка: тьма кромешная, притча во языцех; горе мне, грешному; здешняя епархия, взалкал, зван бых и придох; богу изволившу, кабы не умудрил и меня владыко и так далее.

В чём своеобразие речи Цыфиркина?

Речь основана на том, что он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаёт арифметику. Отсюда в его речи постоянные подсчёты, а также военные термины и фразеологические обороты. Приведите примеры, доказывающие это.

В чём своеобразие речи Вральмана?

Составьте краткую характеристику речи. Приведите примеры.

3. Задания для работы в группах:

Составить речевую характеристику Скотинина (на этом уроке работает только одна группа).

  • говорить, характеризующие Скотинина.
  • Докажите материалами комедии, что весь лексический состав речи Скотинина характеризует его скотский характер. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.

Работа по тексту комедии (продолжение)

Явление 3

Чтение по ролям (Простакова, Милон, Скотинин, Стародум, ремарки автора)

Чем отличаются взаимоотношения Стародума, Правдина, Милона и Софьи от взаимоотношений Простаковых, Скотинина? Чем поражают отношения брата и сестры?

Отсутствие родственных чувств. (“Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...”)

Явление 7

Чтение по ролям (Простакова, Митрофан, Цыфиркин, Кутейкин, ремарки автора)

Как происходит обучение Митрофанушки?

Как объясняет необходимость его учения Простакова?

Как идёт учение?

Кто Митрофанушкины учителя?

Как относится к учителям и учению сам Митрофан?

Важно: через всю комедию проходит и тема воспитания и образования молодых дворян. “Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить” (явл. 1. д. 4).

Воспитание, которое даёт Простакова сыну, убивает в нём душу. Митрофан никого не любит, кроме самого себя, ни о чём не задумывается, с отвращением относится к учению и ждёт только часа, когда станет хозяином имения и будет так же, как его матушка, помыкать своими близкими и бесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных.

Анализ четвёртого действия. Чтение по ролям советов Стародума (явл. 2).

Домашнее задание

Задание для всех: сравнить Простакову на уроке Митрофона и Стародума в беседе с Софьей. Чему они учат, что считают главным - идеалы героев в ком? Какими они хотят видеть своих детей? (Желательно выполнить в виде плана, сравнительной таблицы.)

Индивидуальные задания:

  • жизнь Кутейкина; биография Цыфиркина; жизнь Вральмана;
  • лексика, присущая только речи Кутейкина; Цыфиркина; Вральмана (подготовить устно);
  • подготовить аналитический пересказ пятого действия;
  • ответить на вопросы:

Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? Какие способы сделать людей добрыми видит Стародум?

Какую “награду по заслугам” получает каждый из героев комедии? Как обернулось злонравие Простаковой против неё самой в последнем действии?

Урок 5. Продолжение урока-практикума

Задания для работы в группах (продолжение) :

Составить речевую характеристику Простаковой.

  • Анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Простакову.
  • Анализ обращений в речи Простаковой: как они меняются в зависимости от ситуации.
  • Докажите материалами комедии, что обнаруживает характер человека грубого, несдержанного, самодура. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.

Составить речевую характеристику Стародума.

  • Анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Стародума.
  • Докажите материалами комедии, что речь Стародума насыщена книжной лексикой, свидетельствует о его образованности и высокой нравственности. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.

Проверка работы в группах.

Подведение итогов: при помощи речевых особенностей (характеристик) автору удалось создать незабываемые образы героев комедии. Вспомним, что речевая характеристика - главное средство создания образа в драматическом произведении.

Продолжение анализа четвёртого действия.

Простакова приспосабливается к требованиям Стародума и меняет свою тактику. Она прикидывается радушной хозяйкой дома, старается понравиться почтенному гостю. Не упускает случая расхвалить себя и Митрофана. Резкие переходы в поведении - от грубости к преувеличенной любезности - выявляют коварство и лицемерие Простаковой.

Сцена «Экзамен Митрофана» (явл. 9), чтение (возможно, с элементами инсценирования) и краткие пояснения.

Что можно сказать о знаниях Митрофана?

Нужна ли дворянину наука? Как отвечают на вопрос Простакова и Скотинин? Что задумала Простакова, узнав о предстоящем отъезде Софьи и Стародума?

Проверка индивидуальных заданий.

Пересказ-анализ пятого действия комедии.

Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? Какие способы сделать людей добрыми видит Стародум?

Какую “награду по заслугам” получает каждый из героев комедии? Как обернулось злонравие Простаковой против неё самой в последнем действии?

Итог: Цели Простаковых и Скотинина ничтожны и низменны (обогащение за счёт страданий других людей). Положительные персонажи пьесы стремятся к торжеству справедливости и подлинно человеческих чувств.

Анализ заключительной сцены

Что привело Простакову к катастрофе? Кто более прав, объясняя причину несчастья Простаковой: Правдин (“безумная любовь” к Митрофану “довела её больше всего”) или Стародум (“имела силу делать другим дурно”)?

Каким видит сына Простакова и каков он на самом деле? Простакова обращается за сочувствием к сыну. Но тот грубо отталкивает её: “Да отвяжись, матушка! Как навязалась...” На горестный вопль: “Нет у меня сына!” - Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: “Вот злонравия достойные плоды!”

Домашнее задание

Выбрать тему сочинения (темы предложены в учебнике) или придумать свою формулировку. Подобрать к нему материал.

Урок 6. Творческий практикум: работа над сочинением по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Предлагаемые для анализа темы сочинений:

  • “Весёлая” семейка.
  • Смешное и печальное в Митрофане.
  • Жизнь Стародума.
  • Учителя Митрофана.

Три главных закона (Представьте себе, что вы имеете возможность установить три закона. Какие это будут законы? Как их сформулировать? Как объяснить их смысл людям?)

  • Образование и воспитание. (Чем различаются образование и воспитание? Воспитанный и образованный человек - одно ли и то же? В чём, по-вашему, должна быть главная цель воспитания? А какова цель образования?)

Работа по подготовке к сочинению

Самостоятельный отбор эпизодов литературного произведения. Их анализ, определяемый данной темой. Что такое характеристика?

Характеристика - это описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях.

Как строится сочинение - характеристика персонажа?

1. Тезис - высказывается мысль.

2. Аргументы - доказывается примерами из текста.

3. Вывод - логическое обобщение.

Характеристика Митрофанушки

(Сочинение; основные тезисы)

От чего зависит характер человека?

От среды, быта, условий формирования молодого человека как личности. Именно так решал эту проблему Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Важность её подчёркнута самим заглавием.

Общие замечания о персонаже

Митрофанушка, “недоросль”, - один из главных героев комедии. Митрофан - имя греческое и в переводе на русский означает “похожий на мать”. Это пятнадцатилетний молодой человек, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян-крепостников.

Логический переход. Новая мысль

“Похожий на мать”... Этим уже многое сказано. Но нет, в некотором отношении он пошёл дальше матери.

Обобщение, переход и новая мысль

Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим. На самом деле он бессердечен, крайне эгоистичен и груб.

Доказательство

В конце комедии, когда Простакова ищет у него сочувствия, “недоросль” грубо отталкивает её: “Да отвяжись ты, матушка! Как навязалась”.

Промежуточный тезис

Грубость и жестокость его проявляются во всём.

Доказательства

К нему пришли “учителя” - он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который действительно хочет его чему-нибудь научить, он называет “гарнизонной крысой”. Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы слышит в свой адрес только брань. А после того как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.

Логическое обобщение

Таким образом, учителя для него - враги, а слуги... слуг он и за людей не считает.

Переход к новой мысли

Но, говоря о чертах характера Митрофанушки, нельзя не упомянуть о его крайнем невежестве...

Задания по работе:

Придумайте своё вступление к работе.

Разделите текст на абзацы.

Советы по стилистике:

Не нужно использовать много цитат, особенно больших.

Избегайте повторов слов, пользуйтесь синонимами.

Употребляйте только те слова и выражения, которые вам понятны.

Следите за правильным порядком слов в предложении.

Не пишите обрывочных, незаконченных предложений, придаточных предложений без главного.

Публикация статьи произведена при поддержке информационного проекта ProCapital – форума ведущих трейдеров и инвесторов. Использование механических торговых систем, советников и роботов существенно упрощает и автоматизирует работу трейдера. Язык программирования торговых стратегий MetaQuotes Language (MQL) позволяет самостоятельно создать необходимый инструмент. Все о программировании с помощью MQL (MQL4, MQL5), техническом анализе, автоматических торговых системах, индикаторах и советниках вы можете узнать на форуме ProCapital.

Ошибки, которые часто допускаются:

  • неясная или ошибочная формулировка мысли;
  • отсутствие доказательств или недостаточность их;
  • несоответствие доказательств высказанной мысли;
  • отсутствие логических обобщений;
  • отсутствие логической связи между отдельными частями сочинения.

Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (урок-семинар)

Цел и: обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе.

Ход уроков

I. Проверка степени осмысления содержания пьесы.

– В чем вы видите главный смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?

– Кто же приводит в движение все действия комедии, становится центром всех событий?

Конечно, не Стародум (появляется он, когда действие уже набрало силу) и не Митрофан, хотя его именем и назвал Фонвизин свою пьесу. Митрофан – только «подобие» своей матушки и до поры до времени ее послушное чадо. Главный персонаж комедии – госпожа Простакова. Она ведет действие, она в центре всех событий, из-за нее возникают постоянные стычки, столкновения. Попробуем мысленно «удалить» ее из «Недоросля» – и все произведение разрушится. Ее роль особенно четко осознается при воспроизведении основных событий сюжета:

 Госпожа Простакова собирается выдать Софью за Скотинина;

 Новые замыслы по отношению к Софье после письма от Стародума;

 Приезд Стародума и старание госпожи Простаковой представить богатому дядюшке Софьи все достоинства Митрофана;

 Попытка похитить Софью и насильно обвенчать с Митрофаном;

 Потеря права на бесконтрольное управление имением и трагическое разочарование в сыне.

Таким образом, на Простаковой не только «дом держится», как она хвалится перед Правдиным, но держится и вся комедия. И если как человек она вызывает у автора, читателя и зрителя острое неприятие («госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» с «адским нравом», «злая помещица»), то как художественное достижение Фонвизина этот образ сохраняет свою выразительность и силу до сегодняшнего дня. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством: госпожа Простакова не только зла, жестока и невежественна, она хитра, лицемерна, расчетлива, предприимчива. В ней сочетаются умственная ограниченность и практическая сметка, нравственная низость и самоотверженная любовь к сыну – все это вместе создает полнокровный живой характер, запечатлевший эпоху и сохранивший общечеловеческий смысл до нашего времени.

II. Подготовка к написанию сочинения.

1. Составление плана характеристики героя.

Учитель. Завершая обзор комедии, мы попытались составить характеристику ее главного героя – госпожи Простаковой.

А что такое характеристика? (Определение записать в тетради.)

Характеристика – описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях.

План характеристики:

1) Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.

2) Общие сведения о персонаже.

3) Приведение доказательств и подбор иллюстраций к ним из текста.

4) Вывод и переход к следующей мысли.

5) Доказательство, обобщение и новая мысль.

6) Итоговое обобщение.

Пример плана (к характеристике Митрофанушки):

1) Воспитание зависит от среды, условий формирования молодого человека. Именно это утверждает Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Это – главная мысль произведения.

2) Митрофанушка – один из главных героев комедии. Это 15-летний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).

3) Имя «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать» – логический переход к новой мысли.

– не злоупотреблять цитатами;

– пользоваться разными приемами цитирования;

– избегать повторения, подыскивать синонимы;

– следить за правильностью связи слов в предложении;

– ясно формулировать мысли;

– приводить аргументы;

– следить за соответствием мысли и доказательств к ней;

– следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.

– О чем свидетельствует речь персонажей? (Автор, стремясь к жизненной правде, речью персонажа характеризует саму личность.)

– В чем особенности речи Цифиркина? Кутейкина? (Цифиркин в прошлом был солдатом, а сейчас – преподаватель арифметики. В его речи звучат постоянные подсчеты, а также военные термины. Кутейкин – недоучившийся семинарист; его речь изобилует формами церковно-славянского языка: «тьма кромешная», «горе мне, грешному», «звах бых и приидох» и др.)

– А что еще характеризует речь этих персонажей? (Речь Кутейкина характеризует его как человека хитроватого, а речь Цифиркина – как грубоватого, прямолинейного и честного.)

III. Работа по вопросам семинара (см. домашнее задание после урока 9).

IV. Подведение итогов семинара.

«Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина II и другие великие люди XVIII столетия.

Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало.

«Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, – говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <…> И в злонравии своем и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин». (Из книги «В мире литературы». 8 класс / под ред. А. Г. Кутузова. – М., 1998.)

Учитель. Давайте вновь посмотрим на комедию с точки зрения требований классицизма. И хотя его приметы обнаруживаются в комедии (односторонне изображены положительные герои, сохранен принцип единства времени, места и действия, в основе сюжета – любовная интрига, в финале зло наказывается, добро торжествует), назвать «Недоросль» традиционным классицистическим произведением уже нельзя.

Воссоздав мир Скотининых и Простаковых, Фонвизин сумел придать своей комедии глубокий обобщающий смысл, вскрыв социальные корни описываемых им событий. Гуманистический пафос комедии направлен на то, чтобы показать пагубность крепостного права для человека – как для дворовых «рабов» (Тришка, Еремеевна, девка Палашка), так и для господ, забывших, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», и утративших свое человеческое достоинство.

В лице госпожи Простаковой Фонвизин создал необычайно яркий и жизненный характер и вопреки канонам классицизма смело показал, что даже эта «презлая фурия» может испытывать чувство страдания, может хотя бы на мгновение вызвать если не сочувствие, то, во всяком случае, понимание у читателя или зрителя.

Эти особенности творчества драматурга конца XVIII в. говорят о том, что классицизм уже изжил себя, что талантливые писатели обращались к изображению реальной жизни во всей ее сложности и противоречиях.

Составление таблицы «Традиции и новаторство в комедии «Недоросль» (по вариантам).

I вариант

II вариант

В чем традиционность комедии «Недоросль»?

– г ерои делятся на положительных и отрицательных;

– все герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением одной черты;

– героем-резонером является Стародум;

– в основном соблюдены правила «трех единств»

В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма?

– в комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии);

– отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию;

– при создании характеров героев используется речевая характеристика.

Вывод: наметился отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Каким я увидел(а) Митрофанушку (Простакову)», используя план характеристики героя.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Открытый урок.
Нравственные проблемы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Учитель: Проблема воспитания – центральная в комедии Фонвизина. Возникает вопрос: почему одни люди, вырастая, становятся добронравными, а другие – злыми и жестокими? В чем причина? Чему учит нас комедия «Недоросль»? Какие уроки мы извлекаем из нее?
Вот это тот круг вопросов, над которыми мы будем работать.
Вспомним особенности классицизма. В произведениях классицизма герои носят говорящие имена и фамилии, четко разделяются на положительных и отрицательных.
Обратимся к доске:
(антонимы)
Добронравие Злонравие Голос истины
(2-ую колонку заполняем после выступления г-жи Простаковой и Митрофана)
Воспитание
Честь, честность невежество
(незапятнанная репутация, бессердечиенепорочность) жестокость
совесть эгоизм и себялюбие(Стародум,
ум (способность человека д.III, яв.1: «при дворе себя любятмыслить) отменно; на ум не приходили
совесть + ум = мудрость никогда ни предки, ни потомки»)
любочестие (поступать злостьпо чести, заслуженное лень
почитание) потакание
добродетель (творить властолюбиедобро) честолюбие (стремление к почестям
благонравие (нрав - обходными путями)
характер) хитрость, лень (Стародум,
достоинство (совокуп- д.V, яв.1)
ность высоких мораль-
ных качеств)должность (святое слу-жение отчизне)Почему становится возможным появление зла?
Разобрав и пояснив значение слов из 1-ой колонки, учитель приглашает г-жу Простакову, а затем Митрофана выступить перед учащимися.
Чтобы не ошибиться с выводами и свободней говорить на эти темы, послушаем самих героев.
Г-жа Простакова рассказывает о себе.
Возмлжные к ней вопросы:
Кем были Ваши родители и как они Вас воспитывали?
Кто такой Вавила Фалелеевич?
Почему Вы вышли замуж за г-на Простакова?
Кто глава в Вашем доме?
Как Вы управляете своим имением?
Что Вы думаете о своих крепостных людях и учителях Митрофана?
Что Вы думаете об образовании? Вы сами неграмотны, а Митрофану 3-х учителей наняли. Почему? Чему научился Ваш сын?
Г-жа Простакова, почему Вы так грубы и жестоки со своими подданными? (Право имеет). А с мужем?
Софья приходится Вам свойственницей. Это не близкое родство. Почему же Вы взяли ее к себе в дом, да еще спустя некоторое время решили выдать замуж за своего брата Тараса Скотинина? Почему Софье не сказали об этом? Что Вас заставило сменить решение?
Г-жа Простакова, что Вы думаете о г-дах Стародуме и Правдине?
Каждый человек хоть раз в жизни задумывается, для чего живет на свете. Какова цель Вашей жизни? Какое будущее Вы видите для своего сына?
Спасибо, г-жа Простакова, за Ваше выступление. Теперь мы пригласим Митрофана Терентьевича.
- Ребята, скажите, почему после г-жи Простаковой мы обращаемся к Митрофану? Что значит имя «Митрофан»?
Выступление Митрофана.
Возможные к нему вопросы:
Как проходит Ваш день? Чем занимаетесь?
Вы счастливы?
Нравится ли Вам учиться? Каковы успехи?
Как относитесь к учителям? А к Еремеевне – Вашей мамке?
Любите ли Вы своих родителей?
Что такое для Вас любовь? Кого или что Вы больше всего любите на свете?
Почему Вы решили жениться на Софье? Любите ли Вы ее? Как представляете свою жизнь с ней?
Почему Вы предали мать?
Спасибо, Митрофан Терентьевич.
Вопросы ученикам:
Кому принадлежит афоризм: «Век живи – век учись»?
К чему приводит животная, слепая любовь Простаковой к своему сыну? Мог ли быть результат этой любви другим? Почему?
Как Простакова обращается ко всем в доме (бестия, воровская харя, скот, урод, рохля, теленок) и как к Митрофану (друг мой сердечный, отрада моя)? Г-жа Простакова бранится и дерется не только со слугами, но и с мужем (ремарка «с робостью», в сторону «Сон в руку»).
Каковы причины женитьбы Митрофана на Софье? (Деньги; деревеньки; Простакова: «Ты столь уже смыслишь, что и сам взведешь деточек»). Готов ли Митрофан к женитьбе? (Мы не видим, чтобы Митрофан и Софья вместе гуляли, общались. Митрофан ни разу не обмолвился о своей симпатии к Софье, хотя та живет в доме Простаковых уже полгода).Жаль вам г-жу Простакову в финале комедии или нет? Кто из героев проявляет сочувствие к ней?
Воспитание зависит от родителей, среды и, конечно, от учителей. Посмотрим же, кто учителя Митрофана. За что такой почет оказывался Вральману в доме Простаковых? Каким должен быть учитель, на ваш взгляд?
Обратимся теперь ко 2-ой колонке и заполним ее. Какие качества характерны людям злонравным?
- Ребята, скажите, как могли появляться в жизни такие люди, как Простаковы, Скотинины? (Крепостное право). Что говорят Стародум и Правдин о крепостном праве (д.V, яв.1)?
Стародум: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».Правдин: «Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды».
Комедия написана в стиле классицизма. Мы видим четкое разделение на положительных и отрицательных героев, и наша таблица подтверждает это. Фамилии героев говорящие.
- Кого мы относим к отрицательным, а кого к положительным героям?
- Двух отрицательных героев мы уже заслушали, теперь давайте пригласим положительного – рупор идей Фонвизина – Стародума. Что значит его фамилия?
Выступление Стародума.
Возможные вопросы:
Объясните Ваше правило: «В первом движении ничего не начинать».
Объясните значение афоризма: «…». (уч-ся называют любой его афоризм)
Какое правило Вам было завещано отцом и как Вы его реализовали в жизни?
Г-н Стародум, каким должен быть добронравный человек? «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну».
Вам не жаль г-жу Простакову? А ее сына?
Что, на Ваш взгляд, важнее – воспитание или образование? «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».
Какой, на Ваш взгляд, должна быть семья?
В чем смысл притчи о табакерке?
Спасибо, г-н Стародум.
- Итак, давайте еще раз вспомним слова Стародума, какой должна быть семья, и сопоставим их с семьей Простаковых.
- Как вы думаете, почему мы слово «воспитание» расположили между понятиями «добронравие» и «злонравие»?
- Если бы перед вами стоял выбор, в какой семье расти и воспитываться, то что бы вы предпочли – семью Простаковых или Стародума? Почему? (В семье Стародума жить нелегко. Постоянно надо работать над собой. Но такие люди, как Стародум, тебя никогда не предадут).- Какое качество из 1-ой колонки самое главное, на ваш взгляд? (совесть и ум (деятельный, иметь свое мнение)).
- Какой афоризм вам больше всего понравился, как вы его понимаете? (небольшая творческая письменная работа на 5-7 минут).
- Какую награду «по заслугам» получает каждый из героев комедии?
- Как обернулось «злонравие» Простаковой против нее самой в финале комедии? Что ее огорчает больше всего в ее теперешнем положении?
- Все ли отрицательные герои наказаны за свое злонравие?
И сейчас проблемы воспитания стоят остро. В этом и заключается актуальность комедии.
- Над чем нас заставляет задуматься Митрофан?
(Мы должны преодолевать свою лень; не быть обжорами (сколько съел Митрофан на ужин?); чтобы ум был добрым и деятельным; жить по совести).
Чтобы человек стал добронравным, надо большое внимание уделять воспитанию. Помните об этом, когда будете создавать свою семью.
Итак, подведем итоги.
- Какие уроки мы извлекаем из комедии?
(Уважать и любить своих родителей; уважать людей; преодолевать лень; заниматься самовоспитанием, а в будущем воспитанием детей; иметь свое мнение на все вопросы; справедливо поступать; не зависеть от денег; «век живи – век учись» и т.д.)
Д/з: домашнее сочинение «Один день в доме Простаковых» (жанре письма).



Загрузка...