emou.ru

Эсмеральда. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Билеты на балет «Эсмеральда Большой каменный театр

Художники У. Грив, М. Копер.

Действующие лица:

  • Эсмеральда, молодая цыганка
  • Пьер Гренгуар, бедный поэт
  • Клод Фролло, синдик
  • Квазимодо, звонарь
  • Феб де Шатопер, молодой офицер
  • Алоиза до Гондолорье
  • Флер де Лис, ее дочь, невеста Феба
  • Клопен Трульфу, главарь шайки бродяг
  • Судья, народ, офицеры, солдаты, подруги Флер де Лис, слуги, бродяги, цыгане

Действие происходит в Париже в XV веке.

1. Двор чудес - прибежище парижских нищих и бродяг. Их главарь Клопен Трульфу восседает на бочке, наблюдая безудержное веселье своих подданных. Вбегает поэт Пьер Гренгуар и просит защиты от преследующей его толпы. Так как у бедняги в карманах нет ничего, кроме своей поэмы, которая никому из грабителей не нужна, то Клопен велит его повесить. Напрасны мольбы несчастного о пощаде, все лишь хохочут над ним. В шутку король бродяг вспоминает, что по местному закону его может спасти любая женщина, если согласится взять его в мужья. Все местные «дамы» отказываются от такой «чести», поэт в отчаянии. Под восторженные крики появляется красавица цыганка Эсмеральда. Ее сердце тронуто, и она соглашается вступить в брак с неудачником. По местным обычаям, выносят глиняный горшок, Гренгуар разбивает его об пол - брак состоялся. Танцы возобновляются, пока не звучит сигнал тушить огни. Толпа рассеивается. Соборный синдик Клод Фролло, давно влюбленный в красавицу плясунью, со своим звонарем, горбатым Квазимодо решают похитить Эсмеральду. Она отчаянно отбивается и кричит. Появляется ночной дозор во главе с блестящим офицером Фебом де Шатопер. Фролло исчезает, но солдаты ловят звонаря. Эсмеральда благодарит Феба за спасение. Тот, пораженный красотой юной девушки, дарит ей свой шарф. Увидев, что солдаты избивают Квазимодо, девушка просит освободить его. Феб великодушен, но намекает, что заслужил в награду поцелуй. Эсмеральда ускользает из его объятий и исчезает. Дозор продолжает свой путь, а Квазимодо с благодарностью смотрит вслед цыганке.

2. Комната Эсмеральды. Она любуются шарфом Феба и складывает из букв его имя. Сладостные мечты прерывает приход Гренгуара. Он смотрит на красавицу с восхищением и нежно обнимает ее. Девушка отшатывается, и когда ухаживания «мужа» становятся все настойчивее, то обнажает кинжал. Эсмеральда объясняет, что она любит другого, а Пьера лишь пожалела. Впрочем, он может остаться, если согласен танцевать с ней на площадях. Они тут же репетируют «па сценик»: поэт учиться аккомпанировать танцу цыганке на бубне. Когда утомленный Пьер хочет лечь спать, Эсмеральда отводит его в соседнюю комнату. Появляются Фролло и Квазимодо. Клод молит ее о любви, но цыганка указывает на имя своего истинного любимого. В ревнивом бешенстве Фролло снова пытается увести ее силой, но Квазимодо помогает девушке скрыться. Клод клянется отомстить счастливому сопернику.

Сад в замке Алоизы де Гонделорье. Ее дочь Флёр де Лис - невеста Феба, и в замке готовятся к венчанию. Флер вместе с подругами танцует «па цветов». Появляется Феб, он галантно целует руку невесте, но та замечает, что на женихе нет подаренного ею шарфа. Собираются гости, праздник начинается. Феб с двумя подругами невесты танцует «па-де-труа». На празднике развлекать гостей приглашена и Эсмеральда. С нею верный Пьер с гитарой и тамбурином. Невеста просит цыганку погадать, та предсказывает ее счастливый брак. Феб, увидев ночную красавицу, подходит к ней и предлагает цыганке танцевать с ним, Эсмеральда не может ему отказать. Вмешивается невеста, Феб холодно заверяет ее в своей любви. Танцуя с Гренгуаром, влюбленная девушка показывает всем шарф - подарок Феба. Флер вырывает шарф из рук цыганки, гневно упрекает жениха и падает без чувств. Гренгуар защищает Эсмеральду от ярости гостей. За ними уходит и Феб.

3. Ночь. Комната в таверне. Клопен приводит сюда Фролло и показывает, где спрятаться. Приходят Эсмеральда и Феб. Девушка сначала упрекает юношу в ветрености, но затем ее чувство берет верх над разумом. Феб увлекает девушку в спальню. Мучимый ревностью Клод бросается за ними. Слышен удар, стон и звук падающего тела. Фролло вылезает в окошко, на крики цыганки приходят люди. Клопен объявляет, что в убийстве офицера виновна Эсмеральда. Девушку уводят, несмотря на ее мольбы и слезы.

Берег Сены. Направо тюрьма, вдали видны башни Собора Парижской Богоматери. Эсмеральду отводит в тюрьму отряд лучников во главе с Клодом Фролло. Пьер слышит смертный приговор - цыганку за убийство должны повесить. Поэт призывает толпу вмешаться, но той не до него. Начинается шествие короля шутов. Бродяги вносят Квазимодо. Толпа ликует. Лишь Фролло недоволен, он срывает со звонаря «царственные» одежды. Из ворот тюрьмы выводят на казнь Эсмеральду. Она прощается с Пьером и просит, чтобы шарф любимого положили вместе с ней в могилу. Фролло предлагает девушке жизнь, если она отдаст ему свое сердце. Цыганка проклинает его, Фролло в ответ велит ускорить казнь. Неожиданно появляется Феб, рана которого оказалось несмертельной. Он обвиняет в попытке убийства священника. Видя, что Эсмеральда и Феб невредимы и счастливы, Клод в безумии бросается с кинжалом на цыганку, но Квазимодо перехватывает оружие и вонзает его в грудь своего хозяина. Общее ликование, праздник возобновляется.

Балет «Эсмеральда», увидев свет рампы в Лондоне, обошел все европейские сцены, кроме французских, обрел приют в России, дожив здесь до наших дней. Он стал эстетическим манифестом балетмейстера Жюля Перро (1810-1892) - одного из столпов романтического балета. В этом балете кипение человеческих страстей на фоне реальной жизни противопоставлялось неземной романтике «Сильфиды » и «Жизели ». Основой спектакля стал не столько сам роман «Собор Парижской Богоматери» другого классика романтизма Виктора Гюго, сколько сочиненный писателем сценарий одноименной оперы (1835, композитор Луиза Бертень). Однако объемность и реалистичность главных образов балета - заслуга хореографа. В лондонском спектакле участвовали превосходные исполнители: Карлотта Гризи - Эсмеральда, Артюр Сен-Леон - Феб и сам Перро в роли Гренгуара. Образ поэта вобрал в себя черты личности и судьбы хореографа, не отличавшегося телесной красотой. В сцене, где Эсмеральда учит танцам бестолкового неудачника, Перро иронизировал над своей жизнью: он некогда сочинил для любимой блондинки Карлотты роль Жизели, а теперь она - признанная звезда, а он, увы, почти отставленный муж.

Уже в первой сцене «Вальс старого Парижа» танцевали не нарядные испанцы или цыгане, а толпа оборванцев. Далее экспонировался образ Гренгуара, в котором через маску шута проступало благородство непонятой поэтической души. Эсмеральда возникала на фоне калек и бродяг, как идеальный облик красоты и таланта. В дальнейших постановках «Эсмеральды» Перро видоизменил сцену у Флер де Лис. Феб лишился своего танцевального номера, зато возник великолепный пример содержательного "pas d"action". Гренгуар ударом бубна останавливал Эсмеральду, пытавшуюся убежать со свадьбы. Последовавший затем танец цыганки вносил трагические ноты в ее образ и для многих балерин стал эмоциональным центром балета. В финальном акте толпа жила в поэтическом беспорядке в пантомимных сценах и становилась образцовым кордебалетом в танцевальных эпизодах, сохраняя, впрочем, и здесь нарочитую грубоватость. Счастливый конец судьбы героев был в то время почти обязателен. Уступкой клерикальным зрителям было и превращение Клода Фролло из священника лишь в синдика, то есть гражданского старшину общины собора.

Автор музыки «Эсмеральды» итальянец Цезарь Пуни написал за свою жизнь более 300 балетных партитур. Он сотрудничал с Перро в Лондоне, приехал за ним в Россию и остался здесь до конца своих дней, служа штатным композитором балета Императорских театров. В его время в балетных спектаклях на смену попурри, составленных капельмейстером из отдельных готовых номеров и отрывков, пришли пусть незамысловатые, но специально, по плану хореографа, написанные партитуры. Музыка Пуни (или, как теперь иногда пишут, Пуньи) отличается мелодичностью и танцевальностью, иногда передавая требуемый национальный оттенок.

В Петербург «Эсмеральду» привез сам Перро в 1848 году. Участие в спектакле Фанни Эльслер сделало заглавную роль более драматичной. Для другой заезжей знаменитости Вирджинии Цукки в 1885 году обновляет балет Мариус Петипа , сделав его уже четырехактным. В сцене на балу появляется "pas de six" на музыку Р. Дриго, где танец Эсмеральды и Пьера сопровождают четыре цыганки. С 1899 года в Мариинском театре балет становится любимым спектаклем Матильды Кшесинской , которая для него держит на даче двух козочек (одна участвует с хозяйкой во второй картине, вторая находится в резерве).

Известная петербургская балерина второй половины девятнадцатого века Екатерина Вазем на склоне лет вспоминала: «Все балеты Перро резко отличались от произведений других современных ему и последующих балетмейстеров преобладанием в них драматической стороны над танцевальной. Перро, сочинявший всегда сам программы для своих балетов, был большим мастером на выдумку эффектных сценических положений, увлекавших и временами даже потрясавших зрителей. Танцев в его балетах было сравнительно немного, куда меньше, чем в спектаклях позднейшего происхождения. При этом, сочиняя эти танцы, балетмейстер заботился не столько о том, чтобы дать исполнителям более выигрышный номер, сколько о том, чтобы танцевальные номера дополняли и развивали драматическое действие».

Не случайно в начале 1930-х годов новый этап отечественного балета своим знаменем выбрал именно творчество Жюля Перро. В 1935 году Агриппина Ваганова в Ленинградском театре оперы и балета на основе хореографии Перро и Петипа ставит «социальную драму о Париже изуверских церковников, лицемерной знати и жизнерадостной, мятежной уличной толпы». Фролло возвращают звание архидиакона собора, Феб становится лживым и коварным соблазнителем, Эсмеральду в финале уводят на казнь. Музыка Пуни еще ранее, в 1926 году, была обработана Рейнгольдом Глиэром для постановки «Эсмеральды» в московском Большом театре (хореограф Василий Тихомиров).

Вагановская редакция в отличие от прежних, ориентировалась не только на исполнительницу главной партии. Татьяна Вечеслова не обманула ожиданий зрителя, представ обворожительной, свободолюбивой цыганкой. Но рядом блистали Галина Уланова и Вахтанг Чабукиани , для которых в сцене бала был сочинен, на основе хореографии Петипа, ставший знаменитым, дуэт Дианы и Актеона. Спектакль, меняя исполнителей, держался в Кировском театре до середины 1950 годов.

В 1981 году другой ленинградский театр - Малый театр оперы и балета - предложил свою версию постановки Перро-Петипа. Хореографа Николая Боярчикова консультировали Татьяна Вечеслова и Петр Гусев. Выдержав более 250 представлений, этот образец романтического балета до сих пор украшает обширный классический репертуар театра.

А. Деген, И. Ступников

История создания

В начале 1840-х годов Пуни получил заказ на музыку балета по знаменитому роману французского романтика Виктора Гюго (1802-1885) «Собор Парижской Богоматери» (1831). Либретто было написано одним из самых знаменитых балетмейстеров того времени Жюлем Жозефом Перро (1810-1892). Перро, родившийся во Франции и с детских лет выступавший в театриках на парижских бульварах (по другим данным - в цирках) как гротесковый танцовщик, в классическом танце дебютировал в Лондоне в 1830 году, но успеха не имел из-за своей невыгодной внешности. В 1843 году его назначили на должность балетмейстера в лондонский Королевский театр, и первым его действием стало приглашение Пуни в качестве автора музыки. Уже в 1843 году им был поставлен балет Пуни «Ундина», после чего началась работа над «Эсмеральдой».

В либретто «Эсмеральды» Перро сохранил сюжетную линию первоисточника, однако социальная тема, столь ярко выраженная у Гюго, в балете была переведена в личную драму. Потускнело самое яркое противопоставление романа: уродливого, но способного на сильные чувства и великодушные поступки безродного найденыша Квазимодо красивому, пустому и легкомысленному офицеру Фебу де Шатоперу. Клод Фролло, зловещий герой романа, занимающий в нем одно из центральных мест, из служителя церкви превратился в синдика. Ушла и тема, связанная с матерью Эсмеральды, потерявшей ребенка и узнавшей украденную дочь в ненавидимой ею Эсмеральде непосредственно перед казнью девушки. Более того: трагическую развязку хореограф заменил благополучной, и Феб превратился в традиционного балетного героя-любовника. «Трагическое должно - увы! - иметь благополучный исход, иначе сочинителя балета постигает судьба Еврипида, - с горечью говорил Перро. - Нам остались в удел только сказки».

Тем не менее, именно романтическая поэтика Гюго во многом определила принципы хореографической выразительности. Для Перро современные литература, театр и живопись были основными источниками вдохновения. «Задуманный Перро балет резко отличается от других произведений того времени, - пишет Ю. Слонимский. - Активное мелодраматическое действие, живописные портреты главных героев, пестрая и выразительная толпа представителей социальных низов, резко очерченные интересы действующих лиц делали «Эсмеральду» Перро беспрецедентной по многокрасочности хореографических картин». Танцевальные номера балета дополняют и развивают драматическое действие. Большую роль приобретают массовые танцевальные номера, становящиеся важным элементом действия. В балете ярко проявляются накал страстей, острые конфликты. Драматические и комедийные элементы смешиваются, рождая многогранность драматургии. Современники признали Перро создателем ранее невиданного жанра: «Ему первому принадлежит честь изобретения так называемых «Pas d" action» и мысль ввести в самые танцы, обыкновенно составляющие только рамку балета, цель, содержание, мимику. Перро первым осмыслил все эти «Pas de trios», «Pas de quatre», «Pas de cinque» - самую скучную и вместе с тем почти необходимую часть балета», - писал один из русских рецензентов.

Премьера «Эсмеральды» состоялась 9 марта 1844 года в Королевском театре в Лондоне. Через четыре года балет был поставлен на сцене петербургского Мариинского театра, еще через два - в Москве, а в 1856 году - в Париже. Уже после смерти композитора, в 1886 году, М. Петипа (1818-1910) осуществил новую, четырехактную постановку на основе хореографии Перро с добавлением музыки Дриго. В 1935 году следующую версию балета, в трех актах, девяти картинах, поставила на той же сцене А. Ваганова, которая привлекла к работе над «Эсмеральдой» композитора Р. Глиэра. Позднее в этой версии балет ставился на многих других сценах. На протяжении XX века «Эсмеральда» шла на многих сценах Европы в постановках разных балетмейстеров. В Ленинграде на сцене Малого оперного театра было осуществлено возобновление балета в первоначальном варианте Перро.

Музыка

«Эсмеральда» - балет, написанный по канонам романтического театра середины XIX века. Музыка его не отличается оригинальностью, хотя и отмечена историческим и национальным колоритом. Она удобна для танцев, отражает ситуации, но в то же время не несет в себе ярких и глубоких характеристик персонажей.

Л. Михеева

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Балет «Эсмеральда»

Одним из несомненных украшений репертуара Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко является балет «Эсмеральда», истинный шедевр высокого искусства, объединяющий в себе знаменитый сюжет гениального , удивительную музыку Цезаря Пуни и блистательную хореографию Владимира Бурмейстера. Эту эффектную постановку Музыкальный театр вернул на свою сцену в 2009 году, и с тех пор билеты на нее моментально исчезают из билетных касс города. Посмотреть спектакль стремятся как москвичи, так и гости столицы. Это неудивительно, ведь «Эсмеральда» - одна из самых красивых, изящных и зрелищных балетных постановок в мире.

В XIX веке французский балетмейстер Жюль Перро придумал выводить на сцену в балете «Эсмеральда» красавицу-цыганку в компании симпатичной козочки, ее верной спутницы. Перро был убежден, что трагические страсти и подлинно глубокая драма способны совершить настоящий очистительный переворот в душах зрителей.

В свое время именно Жюль Перро создал гармоничный танцевальный рисунок балета «Эсмеральда», взяв за основу контрастное сочетание трагедии и юмора, массовых сцен и сольных партий, классической и характерной хореографии. Балетный спектакль в постановке Перро моментально покорил европейскую театральную сцену, а вскоре был привезен и в Россию, где публика восприняла его с не меньшим восторгом. Мариус Петипа, прославленный хореограф, подготовил собственную интерпретацию «Эсмеральды», которая предоставила возможность лучшим прима-балеринам продемонстрировать свое восхитительное мастерство, выступая в центральной партии.

В Музыкальном театре Станиславского впервые балет «Эсмеральда» появился в 1950 году, постановку подготовил Владимир Бурмейстер. Он значительно изменил версию Петипа и Перро — в результате его работы огни рампы зажглись для обновленного балета, базирующегося на классическом каркасе. Заслугой Бурмейстера является проникновенный психологизм танцевальных этюдов, возводящий их в ранг абсолютной драмы. В современной версии, билеты на которую вы можете приобрести в , сохранены лучшие професиональные находки предыдущих великих режиссеров. Спектакль «Эсмеральда» - восхитительный образец балетного искусства, поражающий воображение мастерством исполнителей, а также их актерским талантом.

Композитор - Ц. Пуни, Р. Глиэр, С. Василенко.

Продолжительность 2 часа 50 минут.

Стоимость билетов: от 1200 до 4000руб.

Состав солистов:

Эсмеральда - Наталья Крапивина, Наталья Ледовская, Наталья Сомова

Феб - Сергей Мануйлов, Михаил Пухов, Георги Смилевски

Клод Фролло - Виктор Дик, Никита Кириллов

Квазимодо - Антон Домашев, Роман Маленко

Флер де Лис - Кадрия Амирова, Наталия Клейменова, Наталья Крапивина, Анастасия Першенкова, Наталья Сомова

Гудула - Анастасия Блохина, Яна Большанина, Инна Гинкевич

Первая постановка Место первой постановки

Эсмеральда - балет в трех действиях, 5 картинах, либретто Ж. Перро, музыка Ц. Пуни , музыка отдельных номеров - Р. Дриго. Премьера состоялась 9 марта 1844 года, в лондонском театре Театре Ее Величества . В России впервые поставлен 21 декабря 1848 года в Большом Каменном театре Санкт-Петербурга .

Краткое содержание

Действующие лица:
Эсмеральда , цыганка.
Гренгуар , поэт.
Клод Фролло , архидьякон Собора Парижской Богоматери.
Квазимодо , звонарь Собора Парижской Богоматери.
Феб де Шатопер , капитан королевских стрелков.
Альбер , Флоран - офицеры, друзья Феба.
Алоизия де Горделорье .
Флер де Лис , ее дочь, невеста Феба .
Диана, Беранже - подруги Флер де Лис .
Клопен Трульфу , король бродяг.
Судья.
Палач.

Бродяги, нищие, цыгане и цыганки, дамы и кавалеры, подруги Флер де Лис, шуты и шутихи, народ.

Действие происходит в средневековом Париже в конце XV века.

Действие первое.
Картина первая.
Двор чудес.
Поэт Пьер Гренгуар попадает в руки обитателей парижского дна. Бродяги обыскивают его и, не найдя ничего ценного, решают повесить. Гренгуар молит о пощаде. Король нищих Клопен Трульфу обещает сохранить ему жизнь в том случае, если кто-нибудь из находящихся в его подданстве женщин согласится выйти за него замуж. Все присутствующие осматривают Гренгуара, но никто не решает взять его в мужья. В это время появляется Эсмеральда. Узнав о том, что Гренугару грозит смерть, она решает спасти его. Их объявляют мужем и женой на четыре года.
Цыганка и ее новообретенный супруг идут домой по ночным улицам Парижа. Клод Фролло, давно и безответно влюбленный в Эсмераильду, с помощью Квазимодо, Клопена и трех бродяг пытается похитить ее, но подоспевший ночной патруль во главе с капитаном Фебом де Шатопером вырывает ее из рук похитителей. По приказу Феба, солдаты заковывают Квазимодо в цепи.
Эсмеральда очарована спасшим ее офицером. Феб спрашивает, в порядке ли она и узнает, кто она такая. На память он дарит ей свой шарф. По просьбе Эсмеральды стража освобождает Квазимодо.
Картина вторая.
Комната Эсмеральды.
Цыганка любуется подаренным шарфом и мечтает о прекрасном офицере, выкладывает его имя из букв и гравирует его ножем на стене.
Вошедший Гренгуар предъявляет свои права супруга. Эсмеральда отвергает его домогательства, объясняет, что они вышла за него замуж чтобы спасти его от смерти, и что они будут только друзьями. Она учит Гренгуара танцевать. Она велит ему спать в соседней комнате, а сама ложится в этой.
Как только она засыпает - в каморку входят Клод Фролло, Квазимодо и Клопен. Они вновь пытаются похитить цыганку, но ей удается скрыться. Клод Фролло поднимает оброненный Эсмеральдой кинжал: в его голове рождается план мести.
Действие второе.
Картина третья.
Сад в замке Алоизии де Гонделорье.
Флер де Лис танцует со своими подругами.
Входит ее мать со свитой, затем - ее жених Феб. Флер замечает, что на нем нет шарфа, который она для него вышила.
Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки приглашены в замок - погадать невесте и развлечь гостей своими танцами. Эсмеральда предсказывает Флер де Лис счастливое замужество. Цыганки начинают танец. Эсмеральда замечает, что жених Флер - это спасший ее офицер, в которого она влюбилась с первого взгляда. Ею овладевает отчаяние, но, побуждаемая Гренгуаром, она продолжает танцевать для гостей.
Флер де Лис замечает на цыганке шарф Феба. От волнения она лишается чувств. Гости взволнованно реагируют на происходящее. Гренгуар уводит Эсмеральду; Феб уходит за ними.
Действие третье.
Картина четвертая.
Комната в таверне.
Клопен Трульфу приводит в таверну, где должно состояться свидание Эсмеральды и Феба, Клода Фролло. Он показывает ему, где спрятаться и удаляется.
Появляются счастливые любовники. Феб клянется Эсмеральде в силе своих чувств, но цыганка, сорвав с его плюмажа перо и подбросив его, говорит: твоя любовь улетучится также легко.
Клод Фролло выходит из своего укрытия и поражает Феба кинжалом - тем самым, который он подобрал в каморке Эсмеральды. Когда на крики собирается народ, он обвиняет ее в убийстве. Прибежавший Гренгуар умоляет его спасти ни в чем неповинную девушку. Клод лицемерно обращается к небу и говорит, что ее может спасти только Бог.
Картина пятая.
Праздник шутов.
Берег Сены; справа - тюрьма; в отдалении - башни собора Парижской Богоматери.
Вечерние улицы Парижа полны ряженными - шутами и шутихами и горожанами, участвующими в празднике. Квазимодо, избранный шутовским Папой, танцует в тиаре и с посохом. Появившийся на площади Клод Фролло останавливает кощунственное действо.
Стража выводит из тюрьмы подвергшуюся пыткам Эсмеральду. Она готовится к смерти и молится. Клод предлагает ей спасение, если она согласится принадлежать ему. Девушка отвергает его предложение. Архидьякон приказывает начать казнь.
В это время на площадь вбегает Феб де Шатопер - он был не убит, а только ранен. Он указывает судье, что цыганка не виновата в нападении на него. В ответ на вопрос судьи: кто же виновен, он указывает на Клода Фролло.
Фролло хочет наброситься на Феба, но его останавливает и убивает Квазимодо.
Феб и Эсмеральда соединяются.

Либретто

Либретто балета написано балетмейстером Жюлем Перро по мотивам оперного либретто В. Гюго «Эсмеральда», в свою очередь основанного на его романе «Собор Парижской Богоматери» .

Балетная версия включает некоторое мотивы романа, не использованные Гюго при переработке его для оперы. Однако, как и в опере, судьба балетной Эсмеральды кончается благополучно: в последний момент перед казнью ее спасает Феб (после этого, в отличие от оперного либретто, он не погибает и герои воссоединяются).

В остальном либретто Перро практически не подвергалось перекройкам: основные изменения касались введения дополнительных сцен, призванных дать танцевальную характеристику Клоду Фролло и Квазимодо, изначально действовавших исключительно в сфере пантомимы, и картины быта средневекового Парижа. Заданная же раскладка основных событий романа на три акта сохранялась почти неизменной.

Музыка

Для первой постановки музыкальную партитуру создал итальянский композитор Цезарь Пуни .

В период сценической жизни в России балет дополнялся вставными номерами на музыку различных композиторов.

В 1886 и 1899 годах, возобновляя спектакль в Мариинском театре М. И. Петипа поручил Р. Дриго написать новые номера для второго акта - вариации для Флер де Лис и двух ее подруг в «Танце с корзиночками» и Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырех цыганок, заменивший существовавщее ранее на этом месте Pas de deux с муз. Пуни. Позднее вариации в «Танце с корзиночками» заменялись в отдельных спектаклях на вставные (по желанию исполнительниц)

Музыкальная стуктура последнего возобновления Петипа стала канонической. Именно от нее отталкивались при создании всех последующих версий спектакля.

В 1926 году для постановки балета в Большом театре Р. М. Глиэр заново оркестровал партитуру Пуни - Дриго и сделал в ней несколько вставок. В 1950 году аналогичную работу еще раз проделал Сергей Василенко . С тех пор театрами обычно используются их редакции. В 2006 году в спектакле театра «Кремлевский балет» прозвучала музыкальная редакция В. Качесова .

В 2009 году при постановке балета в Большом театре новая концепция музыкальной драматургии балета была разработана Ю. Бурлакой, на основании оригинальной партитуры Пуни, восстановленной Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе и Музыкальной библиотеки Большого театра России .

Основные постановки в России

Санкт - Петербург/Ленинград

Большой каменный театр

Мариинский театр - ГАТОБ им. Кирова

МАЛЕГОТ

Экранизация

В 1994 году постановка Боярчикова была экранизирована студией «Лентелефильм».
В фильме-балете роли исполнили: Эсмеральда - Э. М. Хабибулина, Феб - К. В. Мясников, Флёр де Лис - А. К. Кондрашова, Гренгуар - А. В. Кулигин, Клод Фролло - А. В. Константинов, Квазимодо - А. Б. Брегвадзе, Клопен Трульфу - И. Ю. Соловьёв.
Режиссером телеверсии выступила Евгения Попова.

Запись постановки Петипа

На протяжении первой четверти XX века оригинальная постановка Петипа была записана по системе Степанова режиссером балетной труппы Н. Г. Сергеевым (записи отдельных фрагментов датируются в интервале 1903 - 23 гг.) .

Сегодня хореографическая нотация «Эсмеральды» входит в «Коллекцию Сергеева» и хранится в Театральной библиотеке Гарварда.

В 2009 году материалы гарвардской коллекции были использованы Ю. Бурлакой в ходе работы над «Эсмеральдой» в Большом театре (балетм. Ю. Бурлака и Д. Медведев) . Однако их версию нельзя считать восстановлением спектакля М. И. Петипа.

Известные фрагменты

Pas de six

Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырех цыганочек из второго акта балета часто исполняется в качестве концертного номера. Эта композиция на музыку Дриго была поставлена Петипа в 1886 году, для В. Цукки и заменила ранее существовавшее в спектакле Pas de deux на муз. Пуни, с хореографией Перро (исполнялось Эсмеральдой с Гренгуаром или безымянным солистом) .

Pas de six - единственный фрагмент постановки Петипа, считающийся «каноническим» и воспроизводимый в большинстве редакций без изменений. Особенностью хореографии Pas de six’а является то, что, в отличие от многих других танцевальных ансамблей в классических балетах, он требует от балерины актерской игры, параллельной танцу: изображая танцующую перед знатными гостями цыганку, она в то же время, должна мимикой передать отчаяние, охватывающее Эсмеральду при виде Феба и его невесты .

Наиболее знаменитый момент Pas de six’а - заключительная часть вариации Эсмеральды: балерина спиной вперед движется на пуантах на мелком pas de bourre suivi змейкой, отступая в глубь сцены, затем через центр сцены выходит вперед и, лишаясь чувств, падает на колено.

Pas de Dian (Pas de deux Дианы и Актеона)

Самостоятельную жизнь обрело Pas de deux Дианы и Актеона, поставленное в 1935 году Вагановой на музыку Пуни из балета «Царь Кандавл», по мотивам постановки Петипа и с использованием женской вариации из «Танца с корзиночками» (муз. Дриго, хореогр. Петипа).

В оригинальном спектакле Вагановой солистам аккомпанировал ансамбль кордебалетных танцовщиц - нимф, отсутствующий в концертной версии номера.

Pas de deux

В концертах исполняется также Pas de deux Гренгуара и Эсмеральды на муз. Пуни (или отдельно - вариация с бубном из этого Pas de deux). Многие ошибочно принимают этот номер за часть спектакля Петипа, хотя на самом деле он был создан в 1954 году Николаем Березовым, поставившим в Лондоне собственную весрсию «Эсмеральды».

Примечания

Действующие лица:
Эсмеральда , цыганка.
Гренгуар , поэт.
Клод Фролло , архидьякон Собора Парижской Богоматери.
Квазимодо , звонарь Собора Парижской Богоматери.
Феб де Шатопер , капитан королевских стрелков.
Альбер Флоран , - офицеры, друзья Феба.
Алоизия де Горделорье .
Флер де Лис , её дочь, невеста Феба .
Диана, Беранже - подруги Флер де Лис .
Клопен Трульфу , король бродяг.
Судья.
Палач.

Бродяги, нищие, цыгане и цыганки, дамы и кавалеры, подруги Флер де Лис, шуты и шутихи, народ.

Действие происходит в средневековом Париже в конце XV века.

Действие первое.
Картина первая.
Двор чудес.
Поэт Пьер Гренгуар попадает в руки обитателей парижского дна. Бродяги обыскивают его и, не найдя ничего ценного, решают повесить. Гренгуар молит о пощаде. Король нищих Клопен Трульфу обещает сохранить ему жизнь в том случае, если кто-нибудь из находящихся в его подданстве женщин согласится выйти за него замуж. Все присутствующие осматривают Гренгуара, но никто не решает взять его в мужья. В это время появляется Эсмеральда. Узнав о том, что Гренугару грозит смерть, она решает спасти его. Их объявляют мужем и женой на четыре года.
Цыганка и её новообретенный супруг идут домой по ночным улицам Парижа. Клод Фролло, давно и безответно влюбленный в Эсмеральду, с помощью Квазимодо, Клопена и трёх бродяг пытается похитить её, но подоспевший ночной патруль во главе с капитаном Фебом де Шатопером вырывает её из рук похитителей. По приказу Феба, солдаты заковывают Квазимодо в цепи.
Эсмеральда очарована спасшим её офицером. Феб спрашивает, в порядке ли она и узнаёт, кто она такая. На память он дарит ей свой шарф. По просьбе Эсмеральды стража освобождает Квазимодо.
Картина вторая.
Комната Эсмеральды .
Цыганка любуется подаренным шарфом и мечтает о прекрасном офицере, выкладывает его имя из букв и гравирует его ножом на стене.
Вошедший Гренгуар предъявляет свои права супруга. Эсмеральда отвергает его домогательства, объясняет, что она вышла за него замуж, чтобы спасти его от смерти, и что они будут только друзьями. Она учит Гренгуара танцевать. Она велит ему спать в соседней комнате, а сама ложится в этой.
Как только она засыпает - в каморку входят Клод Фролло, Квазимодо и Клопен. Они вновь пытаются похитить цыганку, но ей удается скрыться. Клод Фролло поднимает оброненный Эсмеральдой кинжал: в его голове рождается план мести.
Действие второе.
Картина третья.
Сад в замке Алоизии де Гонделорье .
Флер де Лис танцует со своими подругами.
Входит её мать со свитой, затем - её жених Феб. Флер замечает, что на нём нет шарфа, который она для него вышила.
Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки приглашены в замок - погадать невесте и развлечь гостей своими танцами. Эсмеральда предсказывает Флер де Лис счастливое замужество. Цыганки начинают танец. Эсмеральда замечает, что жених Флер - это спасший её офицер, в которого она влюбилась с первого взгляда. Ею овладевает отчаяние, но, побуждаемая Гренгуаром, она продолжает танцевать для гостей.
Флер де Лис замечает на цыганке шарф Феба. От волнения она лишается чувств. Гости взволнованно реагируют на происходящее. Гренгуар уводит Эсмеральду; Феб уходит за ними.
Действие третье.
Картина четвёртая.
Комната в таверне.
Клопен Трульфу приводит в таверну, где должно состояться свидание Эсмеральды и Феба, Клода Фролло. Он показывает ему, где спрятаться и удаляется.
Появляются счастливые любовники. Феб клянётся Эсмеральде в силе своих чувств, но цыганка, сорвав с его плюмажа перо и подбросив его, говорит: твоя любовь улетучится также легко.
Клод Фролло выходит из своего укрытия и поражает Феба кинжалом - тем самым, который он подобрал в каморке Эсмеральды. Когда на крики собирается народ, он обвиняет её в убийстве. Прибежавший Гренгуар умоляет его спасти ни в чём неповинную девушку. Клод лицемерно обращается к небу и говорит, что её может спасти только Бог.
Картина пятая.
Праздник шутов.
Берег Сены; справа - тюрьма; в отдалении - башни собора Парижской Богоматери.
Вечерние улицы Парижа полны ряженными - шутами и шутихами и горожанами, участвующими в празднике. Квазимодо, избранный шутовским Папой, танцует в тиаре и с посохом. Появившийся на площади Клод Фролло останавливает кощунственное действо.
Стража выводит из тюрьмы подвергшуюся пыткам Эсмеральду. Она готовится к смерти и молится. Клод предлагает ей спасение, если она согласится принадлежать ему. Девушка отвергает его предложение. Архидьякон приказывает начать казнь.
В это время на площадь вбегает Феб де Шатопер - он был не убит, а только ранен. Он указывает судье, что цыганка не виновата в нападении на него. В ответ на вопрос судьи: кто же виновен, он указывает на Клода Фролло.
Фролло хочет наброситься на Феба, но его останавливает и убивает Квазимодо.
Феб и Эсмеральда соединяются .

Либретто

Либретто балета написано балетмейстером Жюлем Перро по мотивам оперного либретто В. Гюго «Эсмеральда», в свою очередь основанного на его романе «Собор Парижской Богоматери» .

Балетная версия включает некоторое мотивы романа, не использованные Гюго при переработке его для оперы. Однако, как и в опере, судьба балетной Эсмеральды кончается благополучно: в последний момент перед казнью её спасает Феб (после этого, в отличие от оперного либретто, он не погибает и герои воссоединяются).

В остальном либретто Перро практически не подвергалось перекройкам: основные изменения касались введения дополнительных сцен, призванных дать танцевальную характеристику Клоду Фролло и Квазимодо, изначально действовавших исключительно в сфере пантомимы, и картины быта средневекового Парижа . Заданная же раскладка основных событий романа на три акта сохранялась почти неизменной.

Музыка

Для первой постановки музыкальную партитуру создал итальянский композитор Цезарь Пуни .

В период сценической жизни в России балет дополнялся вставными номерами на музыку различных композиторов.

В 1886 и 1899 годах, возобновляя спектакль в Мариинском театре М. И. Петипа поручил Р. Дриго написать новые номера для второго акта - вариации для Флер де Лис и двух её подруг в «Танце с корзиночками» и Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганок, заменивший существовавшее ранее на этом месте Pas de deux с муз. Пуни. Позднее вариации в «Танце с корзиночками» заменялись в отдельных спектаклях на вставные (по желанию исполнительниц)

Музыкальная структура последнего возобновления Петипа стала канонической. Именно от неё отталкивались при создании всех последующих версий спектакля.

В 1926 году для постановки балета в Большом театре Р. М. Глиэр заново оркестровал партитуру Пуни - Дриго и сделал в ней несколько вставок. В 1950 году аналогичную работу ещё раз проделал Сергей Василенко . С тех пор театрами обычно используются их редакции. В 2006 году в спектакле театра «Кремлёвский балет» прозвучала музыкальная редакция В. Качесова .

В 2009 году при постановке балета в Большом театре новая концепция музыкальной драматургии балета была разработана Ю. Бурлакой, на основании оригинальной партитуры Пуни, восстановленной Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе и Музыкальной библиотеки Большого театра России .

Последующие постановки

Экранизация

В 1994 году постановка Боярчикова была экранизирована студией «Лентелефильм».
В фильме-балете роли исполнили: Эсмеральда - Э. М. Хабибулина, Феб - К. В. Мясников, Флёр де Лис - А. К. Кондрашова, Гренгуар - А. В. Кулигин, Клод Фролло - А. В. Константинов, Квазимодо - А. Б. Брегвадзе, Клопен Трульфу - И. Ю. Соловьёв.
Режиссёром телеверсии выступила Евгения Попова.

Запись постановки Петипа

На протяжении первой четверти XX века оригинальная постановка Петипа была записана по системе Степанова режиссёром балетной труппы Н. Г. Сергеевым (записи отдельных фрагментов датируются в интервале 1903 - 23 гг.) .

Сегодня хореографическая нотация «Эсмеральды» входит в «Коллекцию Сергеева» и хранится в Театральной библиотеке Гарварда .

В 2009 году материалы гарвардской коллекции были использованы Ю. Бурлакой в ходе работы над «Эсмеральдой» в Большом театре (балетм. Ю. Бурлака и Д. Медведев) . Однако их версию нельзя считать восстановлением спектакля М. И. Петипа.

Известные фрагменты

Pas de six

Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганочек из второго акта балета часто исполняется в качестве концертного номера. Эта композиция на музыку Дриго была поставлена Петипа в 1886 году, для В. Цукки и заменила ранее существовавшее в спектакле Pas de deux на муз. Пуни, с хореографией Перро (исполнялось Эсмеральдой с Гренгуаром или безымянным солистом) .

Pas de six - единственный фрагмент постановки Петипа, считающийся «каноническим» и воспроизводимый в большинстве редакций без изменений. Особенностью хореографии Pas de six’а является то, что, в отличие от многих других танцевальных ансамблей в классических балетах, он требует от балерины актёрской игры, параллельной танцу: изображая танцующую перед знатными гостями цыганку, она в то же время, должна мимикой передать отчаяние, охватывающее Эсмеральду при виде Феба и его невесты .

Наиболее знаменитый момент Pas de six’а - заключительная часть вариации Эсмеральды: балерина спиной вперед движется на пуантах на мелком pas de bourre suivi змейкой, отступая в глубь сцены, затем через центр сцены выходит вперед и, лишаясь чувств, падает на колено.

Pas de Dian (Pas de deux Дианы и Актеона)

Самостоятельную жизнь обрело Pas de deux Дианы и Актеона, поставленное в 1935 году Вагановой на музыку Пуни из балета «Царь Кандавл», по мотивам постановки Петипа и с использованием женской вариации из «Танца с корзиночками» (муз. Дриго, хореогр. Петипа).

В оригинальном спектакле Вагановой солистам аккомпанировал ансамбль кордебалетных танцовщиц - нимф, отсутствующий в концертной версии номера.

Pas de deux

В концертах исполняется также Pas de deux Гренгуара и Эсмеральды на муз. Пуни (или отдельно - вариация с бубном из этого Pas de deux). Многие ошибочно принимают этот номер за часть спектакля Петипа, хотя на самом деле он был создан в 1954 году Николаем Березовым, поставившим в Лондоне собственную версию «Эсмеральды».

Ц. Пуни балет «Эсмеральда»

Балет Цезаря Пуни «Эсмеральда» создан по мотивам знаменитого произведения Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Автор либретто Ж. Перро - известный балетмейстер. Сюжет балета претерпел значительные изменения по сравнению с первоисточником, балетмейстера категорически не устроил трагический финал произведения, поэтому он решил его изменить, оставив в живых всех главных героев и подарив Эсмеральде долгожданное счастье. Кроме того, он решил отказаться от острого социального подтекста, выдвинув на первый план линию любви. Примечательно, что когда Ж. Перро работал над сюжетом, он опирался вовсе не на само произведение В. Гюго. В основном он пользовался либретто, которое создал великий писатель для оперы «Эсмеральда», естественно с собственными изменениями.

Краткое содержание балета Пуни «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

француженка, похищенная цыганами
Гренгуар нищий поэт и философ, жених Эсмеральды
Квазимодо звонарь собора, полуслепой и глухой горбун
Феб де Шатопер капитан лучников, королевских телохранителей
Клод Фролло священник и настоятель собора
Флер де Лис дворянка и невеста Феба
Клопен Трульфу предводитель Двора Чудес, бродяга

Краткое содержание «Эсмеральды»

Все события разворачиваются в конце XV века. Двор чудес – это место в Париже, где собираются бродяги, воры и нищие. Именно там, красавица Эсмеральда спасает бедного поэта Пьера Гренгуара от казни и по законам этого места, они теперь должны пожениться. Саму девушку преследует влюбленный в нее КлодФролло и Квазимодо. Он всячески пытается добиться расположения красавицы, но все напрасно. От преследований настойчивого ухажера ее спасает капитан Феб де Шатопер со своим патрулем. Теперь и этот бравый офицер пленен красотой Эсмеральды, однако, у него есть невеста Флер де Лис. У них уже назначена дата свадьбы, но появление молодой цыганки внезапно нарушает все их планы.

Клод Фролло не может успокоиться и смититься с отказом, он снова пытается заполучить сердце своей любимой, только уже обманом. Он видит, что Эсмеральда влюблена в Феба и внезапно нападает на него, вонзив в грудь капитана кинжал. Виновной во всем этом он выставляет несчастную девушку, у которой есть спасение от неминуемой казни – быть с Фролло. Эсмеральда отказывается от этого и внезапно появляется спасенный Феб, ее возлюбленный, который лишь получил тяжелое ранение. Квазимодо, безнадежно любящий Эсмеральду, спасает ее от Фролло и сам убивает его. Теперь счастью красавицы и капитану Фебу ничего не мешает.

Фото :

Интересные факты

  • Интересный случай связан с одной премьер балета «Эсмеральда» в России. Вторая постановка в нашей стране состоялась уже в Москве и имела оглушительный успех. После спектакля, восторженная публика преподнесла исполнительнице главной роли Фанни Эльслер драгоценный подарок. Это был серебряный футляр с массивным браслетом, в котором было шесть драгоценных больших камней. На каждом их них были нанесены буквы, которые складывались в слово Москва. Балерина также отблагодарила щедрых поклонников и во втором действии, там где красавица Эсмеральда думает о любимом Фебе и пишет на стене его инициалы, отчетливо начертала «Москва» русскими буквами. На этом удивительные события вечера не закончились. Восторженные поклонники решили повезти карету балерины на себе, освободив лошадок. За этот легкомысленный поступок со своего поста был уволен редактор «Московских ведомостей». Таким образом, эта премьера оставила неизгладимый след в жизни многих любителей искусства.
  • На сегодняшний день полная версия спектакля ставится только в России, некоторых странах восточной Европы и Нью Джерси(США), в остальных странах с успехом исполняются отдельные номера.
  • Премьера балета состоялась в Королевском (лондонском) театре Ее Величества в марте 1844 года и прошла великолепно. Это был уже второй удачный балет Перро и Пуни, первый – «Ундина».
  • Творческое наследие Пуни включает в себя 321 балет. Во многом это было обусловлено его службой. В 1851 году Пуни получил приглашение в Санкт-Петербург, чтобы сочинять балетную музыку для императорских театров. Здесь же он познакомился и начал тесно сотрудничать с Мариусом Петипа .
  • В 1982 году ЮНЕСКО одобрила предложение Петра Гусева, постановщика версии 1949 года, об утверждении Всемирного Дня Танца . Этот праздник отмечают 29 апреля.
  • Итальянка Вирджиния Цукки, исполнившая роль Эсмеральды в постановке 1886 года, покорила великого К.С. Станиславского своей игрой. Впоследствии он называл её лучшей мимической актрисой и отмечал необычайное актёрское мастерство.
  • Долгожданная телеверсия балета появилась в редакции Боярчикова.
  • Еще одна совместная работа Пуни и Перро – балет «Ундина», который также стал впоследствии достаточно популярным.
  • Роман Гюго стал основой и для других балетов. В 1902 году А. Горский представил на Московской сцене спектакль «Дочь Гудулы» композитора А. Симона. Уже в 1965 году Ролан Пети поставил свой балет вместе с Морисом Жарром, на этот же сюжет. Кроме того, по роману Гюго А. Даргомыжский в это же время создал свою оперу «Эсмеральда».
  • Примечательно, что спектакль «Эсмеральда» - это единственная работа Перро, которая дошла до наших дней в хореографии самого автора, пусть и с небольшими правками Мариуса Петипа.

История создания «Эсмеральды»


В 1840 году Цезарю Пуни поступило интересное предложение сочинить музыку для балета по недавно опубликованному роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Либретто было создано Ж. Перро, который в то время прославился, как один из самых знаменитых балетмейстеров.

Конечно, первоисточник претерпел изменения, а самая главная линия противопоставления Квазимодо и Феба де Шатопера была сглажена. Тема матери Эсмеральды и вовсе отсутствует в балете. Несмотря на все изменения, принципы хореографической выразительности были определены романтической поэтикой автора романа.

Постановки

Премьера балета с успехом прошла 9 марта 1844 года в Лондоне. Главные роли исполнили именитые танцоры того времени. В роли Эсмеральды выступила К. Гризи, Феба де Шатопера – А. Сен-Леон, а Гренгуара – сам Ж. Перро. В 1844 году публика Санкт-Петербурга смогла оценить произведение Пуни. Главную партию в этом спектакле исполнила Фанни Эльслер.


В 1850 году постановка состоялась в Москве. Премьера в московском Большом театре произвела настоящий фурор у публики. Спектакль решено было оставить на несколько лет в репертуаре.

В 1886 году балет вновь вернулся в Санкт-Петербург, только теперь уже в редакции «первого русского Феба» Мариуса Петипа , который стал к этому времени главным хореографом. Партию Эсмеральды исполнила Вирджиния Цукки.

Еще одна редакция спектакля появилась в 1935 году в России, когда советский балетмейстер Агриппина Ваганова представила свою версию балета.

В 1950 году балет был вновь возрожден, благодаря композитору Глиэру , который заново оркестровал партитуру Пуни и добавил музыку Сергея Василенко. Либретто написали В. Бурмейстер и В. Тихомиров.

Возвращение балета в Большой театр произошло в 2009 году, благодаря стараниям балетмейстера Юрия Бурлаки и хореографа Василия Медведева. В своей работе они попытались восстановить образ большого исторического балета. Бурлаки и Медведев попытались сохранить хореографию Перро, Мариуса Петипа, но также внесли и свои изменения.

В отличие от многих других произведений, у балета «» счастливая сценическая судьба, он много раз ставился в разных театрах и всегда имел невероятный успех.

Смотреть балет «Эсмеральда» Пуни



Загрузка...

Реклама